Что такое музыкальная декламация одним словом
Декламация музыкальная
Полезное
Смотреть что такое «Декламация музыкальная» в других словарях:
Декламация музыкальная — музыкальная правильное грамматическое произношение слов и верное по смыслу произношение фраз. Первое достигается акцентом, который дается тому или другому слогу слова, второе повышением голоса на акценте в том слове фразы, которое должно иметь в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Итальянская музыка — Италия до известной степени считается колыбелью музыкального искусства, многие отрасли которого получили в ней свое первоначальное развитие. Музыка римлян до Р. Хр. сперва находилась под влиянием музыки этрусков. Ей сопровождались драматические… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Соната № 6 для фортепиано (Прокофьев) — Hilda Wiener (1877 1940). «Sergei Prokofiev», 1936 Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 – была законч … Википедия
Даргомыжский, Александр Сергеевич — композитор, из дворян, родился 2 го февраля 1813 г. в тульском имении родителей, где и прожил до пятилетнего возраста. Мать его была Марья Борисовна Даргомыжская, писательница. Физическое развитие Даргомыжского шло очень медленно, говорить он… … Большая биографическая энциклопедия
Вагнер Р. В. — (Wagner) Вильгельм Рихард (22 V 1813, Лейпциг 13 II 1883, Венеция; похоронен 18 II 1883, Байрёйт) немецкий композитор, дирижёр, либреттист, публицист, музыкальный писатель. В. крупнейший художник романтик 19 в. Его творчество… … Музыкальная энциклопедия
Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия
ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера
Григ, Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия
Григ Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия
Декламация музыкальная
Смотреть что такое «Декламация музыкальная» в других словарях:
Декламация музыкальная — (нем. Musikalische Deklamation, франц. la declamation musicale, англ. musical declamation). 1) В широком смысле соотношение в вок. произведении словесной речи и музыки. Оно касается как речевой и муз. формы, так и содержания… … Музыкальная энциклопедия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — Под формой в музыке подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям. Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к некоей… … Энциклопедия Кольера
Итальянская музыка — Италия до известной степени считается колыбелью музыкального искусства, многие отрасли которого получили в ней свое первоначальное развитие. Музыка римлян до Р. Хр. сперва находилась под влиянием музыки этрусков. Ей сопровождались драматические… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Соната № 6 для фортепиано (Прокофьев) — Hilda Wiener (1877 1940). «Sergei Prokofiev», 1936 Шестая соната для фортепиано, Ля Мажор, Ор.82 – была законч … Википедия
Даргомыжский, Александр Сергеевич — композитор, из дворян, родился 2 го февраля 1813 г. в тульском имении родителей, где и прожил до пятилетнего возраста. Мать его была Марья Борисовна Даргомыжская, писательница. Физическое развитие Даргомыжского шло очень медленно, говорить он… … Большая биографическая энциклопедия
Вагнер Р. В. — (Wagner) Вильгельм Рихард (22 V 1813, Лейпциг 13 II 1883, Венеция; похоронен 18 II 1883, Байрёйт) немецкий композитор, дирижёр, либреттист, публицист, музыкальный писатель. В. крупнейший художник романтик 19 в. Его творчество… … Музыкальная энциклопедия
Греция — I Греция Древняя, Эллада (греч. Hellás), общее название территории древнегреческих государств, занимавших Ю. Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии, западную береговую полосу Малой Азии и распространивших своё… … Большая советская энциклопедия
ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера
Григ, Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия
Григ Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия
Мелодекламация
Полезное
Смотреть что такое «Мелодекламация» в других словарях:
мелодекламация — мелодекламация … Орфографический словарь-справочник
Мелодекламация — (от др. греч. μέλος песнь, мелодия и лат. declamatio упражнения в красноречии) художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как прием мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины… … Википедия
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (греч. лат. от греч. melos песня, и лат. declamare громко говорить). Чтение поэтических произведений под музыку. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. мелодекламация (см. мело. + декламация) чтение… … Словарь иностранных слов русского языка
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг … Современная энциклопедия
мелодекламация — чтение, декламация Словарь русских синонимов. мелодекламация сущ., кол во синонимов: 2 • декламация (10) • … Словарь синонимов
Мелодекламация — (от мело. и декламация), художественное чтение с музыкальным сопровождением. Как концертно эстрадный жанр мелодекламация распространена в России с 1870 х гг. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — (от мело. и декламация) 1) чтение стихов или прозаического текста в сопровождении музыки; жанр мелодекламации был распространен в России с 70 х гг. 19 в.2) Произведения, основанные на одновременном и поочередном звучании речи и музыки.… … Большой Энциклопедический словарь
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, мелодекламации, жен. (иск.). Действие по гл. мелодекламировать; декламация под аккомпанемент музыки. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ — МЕЛОДЕКЛАМАЦИЯ, и, жен. Декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. | прил. мелодекламационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
мелодекламация — и; ж. [от греч. melos напев, песня и лат. declamatio декламация] Выразительное чтение под музыку художественного произведения (обычно стихотворного). Искусство мелодекламации. Слушать мелодекламацию. * * * мелодекламация (от мело. и декламация) … Энциклопедический словарь
Мелодекламация — (от Мело. и Декламация соединение выразительного произнесения текста, главным образом стихотворного, и музыки (обычно исполняемой на фортепиано), а также произведения, основанные на подобном соединении. М. эпизодически использовалась в… … Большая советская энциклопедия
Декламация музыкальная
Музыке поэтической и даже прозаической речи имеет давнее происхождение. В определ. Периоды у отдельных композиторов она выступала очень ярко (напр., оперы «Каменный гость» Даргомыжского и «Женитьба» Мусоргского). Однако при воспроизведении интонаций речи музыка не реализует своих богатых возможностей муз. Обобщения в мелодии, развивающейся в соответствии с собственно-муз. Закономерностями. Вок. Партия в этих случаях приобретает более или менее ярко выраженный характер речитатива, не обладающего широким дыханием и настоящей напевностью. Не случайно, напр., Мусоргский рассматривал оперу «Женитьба» исключительно как эксперимент, уч. Работу. Нек-рой компенсацией может служить инстр. Сопровождение, оно дополняет вок. Партию и воссоздаёт эмоцион.
Обобщение. В этом случае синтетич. Муз. Поэтич. Образ может оказаться значительно богаче, чем в случае простого воспроизведения речевых интонаций, т. К. Музыка не только доносит текст до слушателя, но и раскрывает естественно сопутствующие ему чувства и настроения, к-рые поэтич. Текст отображает лишь косвенно и в огранич. Степени. Подобное равноправие двух названных выше тенденций характерно для нар. Иск-ва мн. Стран, для муз. Классики, как зарубежной (оперы В. А. Моцарта, оратории Й. Гайдна, песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса и др.), так и русской (оперы и романсы М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского и др.). Немало замечат. Образцов Д. М., сочетающих тонкое воспроизведение особенностей речи и собственно-музыкальную выразительность, содержит и музыка 20 в.
(оперы К. Дебюсси, Л. Яначека, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и др.).2) Степень верности воспроизведения поэтич. Текста, его естественного выразит. Произнесения в вок. Сочинении. Отклонения от правильного произнесения текста в вок. Музыке, т. Н. Декламац. Погрешности, чаще всего связаны с акцентами (метрическими, динамическими, звуковысотными) на безударных слогах текста. Они возникают не только при создании музыки композитором, но и при переводе ориг. Текста вок. Произв. На другой язык (см. Эквиритмический перевод).3) То же, что мелодекламация.Литература. Оголевец А. С., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960. Его же, Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966. Асафьев Б. В., Речевая интонанация, Л., 1971. Васина-Гроссман В.
Дополнительный поиск Декламация музыкальная
Заметки о мелодекламации
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
Николай Заболоцкий
Однажды один из моих студентов, будущих актеров, попросил рассказать в двух словах о мелодекламации. Я несколько растерялся и даже потерялся, но потом понял, что поколению, воспитанному на кратких пересказах классики, рассказ о мелодекламации в двух словах ничуть не хуже пересказа «Войны и Мира» в трех предложениях. Мой язвительный ответ, что это – всего лишь чтение под музыку, студента вполне устроил. Мне даже показалось, что он посчитал это откровением. «Что попишешь, молодежь – не задушишь, не убьешь!» – вспомнил я строчку Бродского, а сам задумался над сущностью мелодекламации: что я знаю об этом?
Ответ на вопрос «что такое мелодекламация?» можно найти в любом толковом словаре. В разных формулировках там звучит одно и тоже определение – мелодекламация есть выразительное чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Однако у некоторых музыковедов вы можете встретить и такое жанровое определение: «музыкально-поэтическая миниатюра». Этим термином специалисты подчеркивают сходство и родство мелодекламации с русским романсом. А вот методологии, учебника по мелодекламации вы не найдете, как говорится, «днем с огнем».
Как и многие ценители поэзии, пробовавшие себя в жанре мелодекламации, я искал в библиотеках и Интернете хоть какую-либо учебную литературу по этой теме. Однако, кроме огромного количества учебной литературы по культуре речи (Урновой, Козляниновой, Пекарской, Харитонова и более современных авторов) на тот период я не нашел. Эти пособия позволяют научиться художественной декламации, что уже немаловажно для будущего мелодекламатора, но работать по этим учебникам без опытного наставника или педагога невозможно, да и не желательно – самообучение правильной речи сродни самолечению. желательно под опекой педагога.
А вот конкретных учебников по мелодекламации, насколько мне известно, пока в русскоязычном мире нет. Хотя в Википедии и в записках Даниила Хармса упоминается «Краткое руководство по мелодекламации» Волкова-Давыдова, 1903 года, но вряд ли можно считать серьезным учебником брошюру начала прошлого века, которую в руках сегодня держали только пара узких специалистов. Кроме этого мне известны только небольшие методические рекомендации педагогов-речевиков в отдельных российских театральных вузах и консерваториях, и несколько монографий и работ А. В. Ольшевская: «Русская мелодекламация. Истории забытого жанра», «Русская мелодекламация. (Серебряный век)» и «Стихи, прочтенные по нотам», которые, не смотря на свою энциклопедическую интересность, в силу своей научности не смогут дать начинающим хоть какое-то понимание методики мелодекламации.
«Голос – это самое пленительное и неуловимое в человеке. Голос – это
внутренний слепок души. У каждой души есть свой основной тон, а у голоса –
основная интонация. Неуловимость этой интонации, невозможность ее ухватить,
закрепить, описать составляют обаяние голоса».
Теофиль Готье
Есть большая разница в понимании мелодекламации у актеров и певцов. Даже не большая, а огромная. Речевой голос кардинально отличается от певческого. Кроме этого, требования к актерской мелодекламации несколько другие, чем, скажем, к мелодекламации в опере. Именно поэтому я рекомендую тем, кто хочет впервые испытать себя на ниве мелодекламации, в начале своих попыток воспринимать этот жанр просто как чтение под музыку. Но если человек имеет музыкальное образование и его не пугают специфические определения по типу «Мелодекламация как прием объединения и размежевания интонации» или «принципы гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи», он может подходить к определению жанра во всеоружии и идти вглубь – вплоть до Шенберга с его «Лунным Пьеро».
«Музыку хочется видеть, а живопись
и скульптуру слышать».
Павел Антокольский
В одном из своих эссе Пастернак называет человеческий слух «глазами души», считая, что именно слух позволяет человеку увидеть невидимое, ощутить неосязаемое и тайное, заключенное в звуковой стороне жизни и искусства.
Когда-то я работал на радио редактором и ведущим радио-шу «Ночной портье». В качестве хобби, однажды, я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Поскольку я каждый день слушал массу музыки, часто возникало стойкое ощущение, что некоторые стихи, которые я знаю наизусть, в той или иной мере соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке), иногда по атмосфере.
Стихи как бы сами просились в музыку. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. На тот момент я думал о мелодекламации ежедневно помногу часов. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций подарил мне много прекрасных мгновений. У меня появилось устойчивое ощущение, что у мелодекламации (как и у любого публичного искусства) есть очень много сходного с некой магией, «шаманством», и сила воздействия на слушателя крепко сделанной, художественно выверенной, талантливой мелодекламации может быть сравнимо только с гипнотическим воздействием.
«…Из наслаждений жизни
Одной любви музЫка уступает…»
«Каменный гость» А.С,Пушкин.