Что такое словарное слово в русском языке 2 класс правило примеры
Что такое словарное слово? Примеры и формы словарных слов
На русском языке разговаривают более 260 млн человек в разных странах мира. Показателем грамотности является знание более 400 правил правописания. Но часто лингвисты называют русский языком исключений, так как сотни страниц орфографического словаря предлагают просто запомнить отдельные термины и выражения. Они не поддаются никаким правилам грамматики и не могут быть проверены.
Тема статьи – словарные слова, примеры их написания и запоминания. Сколько их всего? Какое количество необходимо знать, чтобы сдать успешно экзамен за 9 класс по русскому языку, носящий обязательный характер?
Что такое словарное слово
Его часто называют «непослушным», ибо написание вызывает трудности не только у детей, но и взрослых. Нет однокоренных слов, которые могли бы помочь проверить вызывающую сложности орфограмму. Ни одно из правил русского языка невозможно применить для того, чтобы пояснить, почему пишется именно та, а не иная буква. Есть только один способ писать грамотно – запомнить данные слова, используя свойства памяти. Заучить их, как таблицу умножения или теорему по математике. Только по итогам за 1-3 класс дети должны использовать 200 словарных слов. Их количество к завершению обучения исчисляется тысячами.
Список составляется лингвистами с учётом того, какие из них являются наиболее популярными и употребляемыми в лексиконе большинства русскоговорящих граждан. Он постоянно пополняется новыми заимствованными словами. Постепенно уходят в прошлое и утрачиваются те значения, которые ранее были крайне востребованными. Например, «колхоз», «октябрёнок». Сегодня подрастающее поколение чаще употребляет понятия: «компьютер», «фломастер», «презентация». Понимание, что такое словарное слово, невозможно без знания, почему и каким образом формируются исключения.
Причины их появления
Как запомнить
Чтобы избежать ошибок в диктантах и контрольных работах, с учениками постоянно проводится словарная работа. После изучения правил исключения выписываются в отдельную тетрадь, на дом задаётся определённое их количество для изучения. Творческие педагоги в начальной школе применяют четыре способа, помогающие детям учиться с удовольствием:
В старших классах орфограммы можно собирать по темам, по буквам алфавита, повторяя их написание. При необходимости глубокого изучения языка, можно познакомиться с историей происхождения слова.
Разбор примера
Среди металлической посуды, используемой для приготовления пищи, человек часто пользуется кастрюлей. В ней удобно готовить на открытом огне и в духовом шкафу. Её признаками являются: высокие бортики, цилиндрическая форма и наличие двух ручек. Слово – сложное для написания. Ударение падает на второй слог, орфограммой является первая буква «а». Проверить её невозможно. Формы словарного слова включают в себя существительные и прилагательные: «кастрюлька», «кастрюльный», «кастрюлечка». Нигде первая буква не находится под ударением, поэтому правописание необходимо запомнить. Можно использовать метод миниатюр, потому что сама орфограмма напоминает расширяющуюся книзу кастрюльку.
Этимология слова такова: оно пришло из немецкого языка (kasserolle), но само заимствовано из французского – casse, что переводится, как сковородка с ручкой. Именно поэтому при написании используется буква «а».
Как проверить написание
Существует множество орфографических словарей, где собрано до трёх тысяч сложных слов. Как понять, что себя следует проверить именно таким образом? Для этого следует подобрать однокоренные слова, используя разнообразные его формы. Если с их помощью орфограмму проверить невозможно, значит, следует обратиться к словарю.
Например, «шеренга», орфограмма в первом слоге. Производными могут быть только существительные, их можно подобрать 13, но это всё изменение слова по падежам и числам. Нигде буква «е» под ударением не стоит. Это поясняет, что такое словарное слово. Его правописание следует запомнить и уточнить в орфографическом словаре.
Словарные слова 2 класс
Словарными словами называются такие слова, написание которых не соответствует произношению и не подчиняется никаким известным правилам русского языка, поэтому, чтобы писать грамотно, написание этих слов приходится запоминать.
В разных учебно-методических комплексах для начальной школы, действующих сегодня, даются разные словарные слова (2 класс). В программе «Перспективная начальная школа» дается самый скромный список– школьники должны выучить за год 55 слов. Составители списка: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.
В программе «Школа России» словарные слова 2 класс – список, состоящий из 94 слов, авторы-составители – В.П. Канакина и В.Г. Горецкий. В программе «Перспектива» список состоит из 86 слов, составители: С.Г.Макеева и Л. Ф. Климанова.
Программа «Гармония» включает в список словарных слов (2 класс) 65 слов (составители Соловейчик Н.С., Кузьменко Н.С.), в «Планете знаний» детям нужно выучить 102 слова (составители Андрианова Т.М., Илюхина В.А).
Самый большой список словарных слов для заучивания во 2 классе – в программе «Начальная школа 21 века», авторы-составители — Иванова С.В. и Евдокимова А.О.
Полный список словарных слов 2 класс
Каждая программа для начальной школы предлагает к изучению свой список словарных слов. Если объединить все списки, то получится следующий перечень:
А: арбуз, алфавит, апрель, автомобиль, автобус, адрес, аллея, агроном, антенна, аттракцион, апельсин
Б: билет, быстро, берёза, барабан, бассейн, берег, бетон, библиотека, брасс
В: воробей, ворона, весело, вдруг, ветер, вторник, воскресенье, вчера, вокзал, ветер, Великая Отечественная война, ветеран, внимание, вагон, ванна
Г: город, газета, группа, герой, горох
Д : деревня, девочка, директор, до свидания, дежурный, декабрь, дорога, дятел, диван
Ж: жёлтый, жужжать, железо, женщина, желать, жжёт
З: здравствуй, завод, заяц, здоровье, земляника, золото, завтра, здание, завтрак, забава
И: иней, извините, июнь, интересно, июль, искусный, искусство
К: корова, класс, капуста, карандаш, конверт, картина, коньки, кино, коллектив, корзина, кефир, Красная площадь, Кремль, кипеть, компьютер, комната, космос, квартира, космонавт, кинофильм, картофель, календарь, каникулы, карман, коллекция, конфета, кросс, касса, килограмм, компас, кисель, колбаса, компот, котлета, кровать
Л: лопата, лисица, лягушка, лестница, лимон, лапша
М: магазин, медведь, молоко, машина, морковь, Москва, мороз, малина, мебель, месяц, метель, метро, молоток, мультфильм, мечта, мороженое, месяц, мальчик, маршрут, мужчина, макароны, мандарин
Н: народ, ноябрь
О: одежда, обед, Отчизна, обезьяна, орех, облако, огород, октябрь, отец, овощи, однажды, осина, огурец, Отечество
П: посуда, пальто, племянник, пенал, помидор, платок, прощай, понедельник, праздник, пятница, поляна, погода, перрон, пассажир, племянница, пожалуйста, планета, печенье, пирог
Р: Родина, работа, ракета, ребята, ромашка, Россия, рябина, русский, рабочий, рисунок
Т: троллейбус, товарищ, телефон, тетрадь, тарелка, телевизор, топор, теннис, трактор, телеграмма, трамвай
У: учебник, ученик, урожай, учитель, улица, ученица, ужин, учительница
Ф: фамилия, февраль, футбол
Х: хозяин, хорошо, хоккей
Ц: цирк, циркуль
Ч: чувствовать, четверг, что, человек, чеснок
Ш: шёл, шоссе
Щ: щавель
Э: эскалатор, экскаватор, энциклопедия
Я: язык, ягода, яблоко, яблоня, январ ь
Словарные слова 2 класс
Словарные слова — это слова, которые содержат орфограммы, которые нельзя проверить, нельзя подобрать проверочное слово. Написание словарных слов, при необходимости, определяется по словарю — отсюда и название словарные слова.
Содержание:
Виды словарных слов
Правильное написание словарных слов следует запоминать наизусть. В основном словарные слова — это имена существительные, но среди словарных слов имеются также имена прилагательные, глаголы и небольшое количество слов других частей речи.
Большинство словарных слов составляют слова с безударной гласной в корне слова непроверяемой ударением.
Например: молоко, ветер, сорока.
Например: вокзал, футбол.
Есть небольшое количество слов с непроверяемой непроизносимой согласной: лестница, праздник, чувство.
А также слова с удвоенной согласной буквой в корне слова: класс, аллея, масса.
В школе, на уроках русского языка, каждый год проходят изучение словарных слов. Для каждого класса есть свой перечень. Во 2 классе дети учат несложные для заучивания словарные слова, но часто используемые в различных письменных работах и диктантах.
Также осуществляется проверка знаний написания слов с непроверяемым написанием в виде словарных диктантов.
Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.
Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.
Например, можно использовать метод ассоциаций.
Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.
Но, как показывает практика, лучше если ребенок воспользуется не готовой ассоциацией, а придумает свою.
Список словарных слов, в зависимости от программы, может немного варьироваться.
Словарные слова
Всего получено оценок: 148.
Всего получено оценок: 148.
В данной статье рассмотрим, что такое словарные слова, почему они получили такое название, в каких словарях можно посмотреть правила написания словарных слов, каковы причины появления в русском языке словарных слов.
Определение
Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю.
Словарные слова противопоставляются словам, которые пишутся в соответствии с определенными орфографическими правилами.
Суть термина
Словарные слова получили такое название из-за того, что такие слова фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов.
Из этого следует, что все словарные слова русского языка можно посмотреть в орфографических словарях русского языка. Список всех словарных слов огромен.
Орфографический словарь – это словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.
Словарные слова, которые часто используются в повседневной жизни, как правило, с легкостью запоминаются. Более сложные и редкоупотребляемые слова, как правило, находят в орфографических словарях для их правильного написания.
Причины появления
В русском языке существует огромное количество слов, которые нельзя проверить. Это связано с тем, что эти слова пишутся в соответствии с историческим принципом русского языка, то есть они пишутся так, как сложились правила их написания исторически.
Некоторые словарные слова связаны с заимствованием из других языков, которые имеют собственные законы правописания.
Как запомнить словарные слова
Чтобы правильно писать словарные слова, нужно обращаться к истории языка, так как многие этимологические справки могут помочь написать словарное слово; нужно строить в собственном сознании ассоциативные связи того явления, которое названо словарным словом, и того явления, которое названо словом, в написании которого нет никаких трудностей; нужно писать словарные слова и проговаривать их, чтобы увидеть разницу в написании и произношении.
Примеры
Никак нельзя проверить гласную «о» в слове «огурец». Транскрипция выглядит так: [агур’ец]. Однако пишется не «а», а «о». Проверить данную гласную нельзя. Чтобы не ошибиться в написании слова, его нужно запомнить.
Такие редкоупотребляемые слова, как «бонбоньерка», не требуют обязательного запоминания, так как при необходимости их написание можно посмотреть в орфографическом словаре.
Что мы узнали?
Словарные слова – это слова, не подающиеся существующим правилам правописания, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю. Словарные слова получили такое название из-за того, что они фиксируются в орфографических словарях, в которых уделяется внимание правописанию слов. Появление в русском языке словарных слов связано с историческим принципом русского языка и с заимствованием. Для правильного написания словарных слов, их нужно заучивать, обращаться к этимологии слов, строить ассоциативные связи, сравнивать написание и произношение, при необходимости обращаться к орфографическим словарям.
Изучение словарных слов во 2 классе.
Изучение словарных слов во 2 классе.
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Правильно построенная речь помогает ребенку в общении со сверстниками и педагогом, такому малышу не составит труда высказать свои мысли. Но если ребенок в дошкольном возрасте имел логопедические проблемы, то, скорее всего, и в первом классе он столкнется с определенными трудностями в усвоении языка.
К сожалению, в первый класс приходит большое количество детей с нарушениями речи. Это вызывает ряд трудностей как в усвоении устной речи, так и в письменной, что существенно затрудняет процесс обучения. Ученики младших классов в большинстве случаев пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь.
Большие трудности в овладении словарными словами испытывают дети, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Так же сложно овладеть словарными словами детям с синдромом дефицита внимания, ММД.
Работу по изучению словарных слов строю следующим образом:
В конце недели на последнем уроке русского языка даю учащимся 5-7 новых словарных слов.
В течение недели на каждом уроке выделяется время на орфографические минутки для ввода новых слов. Так же важно повторять ранее изученные орфограммы.
В конце недели на последнем уроке русского языка проводится словарный диктант. Для этого целесообразно завести отдельную тетрадь.
Обязательным условием является проведение анализа работ. Это дает возможность отработать еще раз те слова, в которых дети допускают ошибки.
Методика запоминания словарных слов:
Записать словарное слово, поставить ударение. Чтение слова ребенком. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, можно предложить ему воспользоваться словарем).
Поделить слово на слоги, выделить слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Выписать отдельно слог, вызывающий сомнения, выделить цветом, размером сомнительную орфограмму. Прописать ее строчку.
Найти ассоциативный образ, который обязательно должен быть связан с изучаемым словарным словом.
Например: Что сдают ребята учителю или учительнице на проверку? Ученик и ученица сдали тетради на проверку.
Запись всех изучаемых словарных слов на этой неделе.
Изобразить (по возможности) ассоциативный ряд в виде рисунка.
Придумать предложения с изученными словами. Одно из них записать в тетрадь, выделить орфограммы цветом, поставить ударение во всех словах. Далее работа с предложением.
Вет е р – б е рёза
Для формирования навыка правописания словарных слов можно использовать следующие задания:
звукобуквенный анализ слова
деление слова на слоги и на слоги для переноса
подбор однокоренных слов
составление словосочетания, предложения с этим словом
подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята)
Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.
Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия предметов)
Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель – учителя, огороды – огород)
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Образование другой части речи (береза – березовая, восточная – восток, продавец – продавать)
Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.
Подбор однокоренных слов.
Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).
Разбор слов по составу.
Запись слов с разными приставками. Например: шел, пришел, ушел, зашел
Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади)
Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.
Образовать новое слово при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок).
Самодиктант и взаимопроверка.
Хорошо зарекомендовал себя
Cпособ написания слов с закрытыми глазами.
«Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать «опасную» букву. Какая буква «мигает»?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь»
Все выполнять с закрытыми глазами.
Учитель начальных классов:
Литература, которая поможет Вам разнообразить ваши занятия с ребенком.
«»Неправильные правила» для словарных слов — и не только»
«Словарные слова в образах и картинках» Пособие для логопеда в 2ч
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.
«Как овладеть правописанием «словарных» слов».
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.
Электронное учебное пособие «Словарные слова. 1-4 класс»
Авторы: Молокова А.В., Молоков Ю.Г., Килина Г.Ф.
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим » Учись » позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим » Проверь себя » предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим » Контроль » позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.
«Учение без мучения. Коррекция дисграфии.»
Автор Зегебарт Г.М.
Издательство. Генезис. М.,2007