Что такое слово бача
Что такое слово бача
Смотреть что такое «БАЧА» в других словарях:
бача — сущ., кол во синонимов: 2 • пастух (41) • плясун (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
БАЧА — милой. Сиб. Товарищ, друг. ФСС, 9 … Большой словарь русских поговорок
БАЧА — Бача, холоп в Ясенском пог. 1539. Писц. IV, 444 … Биографический словарь
бача — [بچه] 1. фарзанди одамизод, кӯдак, тифл. боғчаи бачагон муассисае, ки бачаҳо аз сесолагӣ то мактаб рафтан дар он тарбия меёбанд, кӯдакистон; хонаи бачаҳо муассисае, ки дар он атфоли бепарастор ва ятим таълиму тарбия мегиранд; бача партофтан… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Бача — у словенцев и моравов, баца у поляков называется главный пастух овец в горах; он имеет главный надзор над стадом, доит овец и приготовляет сыр … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
бача — чы, ч. Гж. Вівчар, чабан … Словник лемківскої говірки
бача — 1. вівчар, чабан; 2. старий ворожбит … Лемківський Словничок
бачағар — [بچ ه غر] гуфт. ҳаромзода, валадуззино (калимаи дашном) … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Бача, Юрай — Юрай Бача Личная информация Пол: мужской Полное имя: Юрай Бача Оригинальное имя: словацк. Juraj Bača Гражданство … Википедия
Бача милой — Сиб. Товарищ, друг. ФСС, 9 … Большой словарь русских поговорок
Что такое слово бача
1 бача
2 бачағар
См. также в других словарях:
БАЧА — 1) Б. у словаков и валахов старший пастух; 2) Б. в туркестанск. крае мальчики плясуны, занимающиеся той же профессией, как у нас публичные женщины. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. БАЧА 1) старший… … Словарь иностранных слов русского языка
бача — сущ., кол во синонимов: 2 • пастух (41) • плясун (15) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
БАЧА — милой. Сиб. Товарищ, друг. ФСС, 9 … Большой словарь русских поговорок
БАЧА — Бача, холоп в Ясенском пог. 1539. Писц. IV, 444 … Биографический словарь
бача — [بچه] 1. фарзанди одамизод, кӯдак, тифл. боғчаи бачагон муассисае, ки бачаҳо аз сесолагӣ то мактаб рафтан дар он тарбия меёбанд, кӯдакистон; хонаи бачаҳо муассисае, ки дар он атфоли бепарастор ва ятим таълиму тарбия мегиранд; бача партофтан… … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Бача — у словенцев и моравов, баца у поляков называется главный пастух овец в горах; он имеет главный надзор над стадом, доит овец и приготовляет сыр … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
бача — чы, ч. Гж. Вівчар, чабан … Словник лемківскої говірки
бача — 1. вівчар, чабан; 2. старий ворожбит … Лемківський Словничок
бачағар — [بچ ه غر] гуфт. ҳаромзода, валадуззино (калимаи дашном) … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ
Бача, Юрай — Юрай Бача Личная информация Пол: мужской Полное имя: Юрай Бача Оригинальное имя: словацк. Juraj Bača Гражданство … Википедия
Бача милой — Сиб. Товарищ, друг. ФСС, 9 … Большой словарь русских поговорок
Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии
Пронырливость «бача»
«Бача» в переводе на русский означает «парень», «пацан». Как вспоминал подполковник запаса, «афганец» Игорь Шелудков, на его памяти самыми шустрыми участниками товарообмена между населением Афганистана и военнослужащими советского Ограниченного контингента были местные пацаны – те самые «бача». Они нисколько не боялись «шурави» и использовали любые возможности для того чтобы выпросить у них «бакшиш» (подарок).
Несмотря на повальную неграмотность населения Афганистана, многие его жители проявляли удивительную сметливость в плане общения с русскими (так в республике называли весь «шурави»-интернационал Ограниченного контингента) – особенно когда это касалось получения материальной выгоды от чужеземцев. Игорь Шелудков говорил, что пока одни «бача» забивали голову неопытным в общении с местным населением «афганцам» своим «бакшишем» («платой за проезд», как говорили быстро обучавшиеся русскому языку мальчишки), другие пацаны за считанные минуты сливали из бензобаков советских машин горючее, за раз одно-два 10-литровых ведра.
Видео
Как будет привет по Афгански?
Основные слова | Произношение |
---|---|
Основные фразы | |
Здравствуйте! | СалАм алЕйкум! |
Я путешественник. | За мосафАр ям. |
Еду в Нуристан/Кандагар/Кабул | Зу НуристАн та/КандаhАр та/КабУл та зэм |
На каком языке говорят пуштуны?
Пушту́ (самоназв. پښتو [paʂto:], [paxto:], [pa:çte:]) — язык пуштунов, один из восточно-иранских языков. Является официальным языком Афганистана (вместе с дари) и некоторых регионов Пакистана. Распространён по всему южному и юго-восточному Афганистану и северо-западному Пакистану, а также в пуштунской диаспоре.
Душман
В переводе с пушту — «враг, злоумышленник». Так своих противников называла правительственная армия Афганистана. В советском военном жаргоне слово быстро сократилось до «духа».
Сами члены афганских нерегулярных вооружённых формирований, естественно, этим словом себя не обозначали. Для себя они были моджахедами — от арабского «муджахид» («борец за веру»).
Статья по теме «Ночью сожгли Пугачёву». Как в Афганистане выживали те, кто нам верил
В русском языке душманами довольно долго называли не только бородатых дядек с афганских гор, но и всех малоприятных людей, в том числе соотечественников. Ныне это значение почти утрачено. Настоящие душманы носили традиционную афганскую одежду: шаровары, длинные рубахи, жилетки, чалму или «пуштунку».
Отношение закона к данному явлению
Кто становится бачей?
Как правило, бачей становятся самые бедные мальчики. Это бывшие попрошайки и бездомные, которые имеют довольно мягкую и женскую внешность. Из-за того что в Афганистане низкий уровень жизни и очень много бедных, семьи часто сами отдают своих мальчиков сутенерам бача-бази, прекрасно понимая, что они делают, и какая участь ждет их сына.
Но многих мальчиков и просто похищают — затаскивают в машину и увозят.
Мальчиков, которым исполнилось больше 10, наряжают в женскую одежду, обувь, обвешивают женскими украшениями и даже подкладывают грудь. Им красят лицо, как девушкам, и учат женским манерам.
То, что зарабатывает бача, отдается сутенеру, а сам он получает только малую часть, которую, как правило, отдает своей семье.
Мальчиков можно разделить на две группы:
Когда же подростку исполняется 18 лет, как правило, он уже становится неинтересен и от него избавляются.
Бур (буровка)
Неизвестно, почему это название закрепилось за старой британской винтовкой «Ли-Энфилд». Оно однозначно отсылает к Англо-бурской войне, но где Афганистан, а где Южная Африка?
«Бур» считался у мотострелков и десантников неплохим трофеем. Конечно, он не пробивал БТР насквозь, как гласили армейские легенды. Но много солдат и офицеров из-за старой английской винтовки стали «грузом 200».
Базар сатаны. Фоторепортаж «АиФ» с улиц Кабула Подробнее
Бача определение. Что собой представляют бача, и откуда это явление произошло
В афганском лексиконе «бача» обозначает «парень», а «бача-бази» переводится с персидского языка как «игра с мальчиками». Что же кроется в наши дни за этими безобидными, на первый взгляд, словами?
Откуда это произошло, проследить несложно. Это практика началась достаточно давно, еще в X в. на территориях современного Пакистана, Средней Азии и Афганистана.
Кто становится бачей?
Как правило, бачей становятся самые бедные мальчики. Это бывшие попрошайки и бездомные, которые имеют довольно мягкую и женскую внешность. Из-за того что в Афганистане низкий уровень жизни и очень много бедных, семьи часто сами отдают своих мальчиков сутенерам бача-бази, прекрасно понимая, что они делают, и какая участь ждет их сына.
Мальчиков, которым исполнилось больше 10, наряжают в женскую одежду, обувь, обвешивают женскими украшениями и даже подкладывают грудь. Им красят лицо, как девушкам, и учат женским манерам.
То, что зарабатывает бача, отдается сутенеру, а сам он получает только малую часть, которую, как правило, отдает своей семье.
Мальчиков можно разделить на две группы:
Когда же подростку исполняется 18 лет, как правило, он уже становится неинтересен и от него избавляются.
Что думают сами мальчики о своем положении?
Следует отметить, что сами бача воспринимают по-разному своё положение. Одни из них считают, что обслуживая и ублажая богатых мужчин, они смогут подняться по социальной лестнице, обзавестись деньгами и связями. И действительно, такое бывало, когда влиятельный « хозяин » давал баче много денег, образование и даже жену.
Отношение закона к данному явлению
Религия и бача-бази
Естественно, что ислам против педофилии и мужеложства. Однако большинство населения не знает арабского языка, не умеет на нем читать, и поэтому плохо понимает, о чем идет речь в Коране. Бедные слои изучают Коран по довольно неточным пересказам тех людей, которые и сами плохо знают, о чем идет речь в Коране, и не против бача-бази.
Последствия бача-бази
Самый главный страшный итог происходящего — растление и сексуальное эксплуатирование маленьких мальчиков. Они вырастают психически нездоровыми, неполноценными, травмированными. И часто от них просто избавляются.
Ситуация с бача-бази отрицательно влияет и на положение и права женщин. Естественно мужчины в Афганистане женятся на женщинах, но зачастую их к ним даже сексуально не влечет. Они вступают в брак из-за традиций, религии и общества, но не ради любви и отношений. В Афганистане считается, что женщина создана для дома и воспитания детей, а вот бача — это для утех и удовольствия. Женщины в таком положении крайне угнетены и несчастны
Кто такие мальчики-бачи и какую роль они сыграли в истории Средней Азии
Бачизм был не только явлением субкультуры, но фактором истории.
Сегодня, когда однополые ценности для многих стали олицетворением демократии и прогресса, стоит вспомнить, что кочевые культуры Великой степи «про это» вообще не знали. А если и знали, то только посмеивались над постыдностью явления, бытовавшего у южных соседей из Средней Азии. По крайней мере ничего подобного в описании быта казахов в этнографических источниках XIX века мне не встречалось. Источники же эти в то время далеко не всегда отличались политкорректностью и бесстрастно фиксировали простодушные и преувеличенные рассказы самих номадов (о добрачной и внебрачной жизни, к примеру).
Оседлые народы Туркестанского края в этом отношении имели отличие кардинальное. Трансвеститы-бачи – смазливые «мальчики-плясуны», услаждавшие откровенную похоть тонких ценителей в чайханах и гаремах – занимали важное место в здешней субкультуре. Описывая край, про этих публичных плясунов (и их ценителей) не говорил только самый ленивый.
Вот характерная выдержка из популярного путеводителя И. И. Гейера (Ташкент, 1901 г.) о среднеазиатских чайханах: «…В каждой из них в качестве прислуги служат разряженные в шёлковые халаты мальчики, ноги которых украшены браслетами с погремушками. Роль их составляет язву мусульманских нравов и кончится не ранее прекращения затворничества мусульманской женщины».
Сложно сказать, когда это явление стало обыденным в Средней Азии и откуда оно здесь появилось. Скорее всего, из Персии. Надо вспомнить, что огромное число «коренных» жителей Туркестана, горожан-сартов, были ираноязычными.
По свидетельству Антония Дженкинсона (1558 г.), одного из первых европейцев, которому удалось проникнуть в Хиву: «Каждый хан или султан имеет, по крайней мере, 4 или 5 жён, не считая молодых девушек и мальчиков, так как жизнь они ведут порочную».
При упоминании о бачах сразу вспоминается пронзительное по своему обличительному пафосу полотно великого художника-гуманиста Василия Верещагина – «Продажа ребёнка-невольника», созданное в 1872 году. Эта картина, которая находится ныне в Третьяковской галерее, была написана под впечатлением поездки в Туркестанский край, завоевание которого ещё только началось. Верещагин интересовался всем: и ходом боевых действий (сам принимал участие!), и величественными памятниками тимуровых времён, и жизнью всех слоёв местного общества. И достижениями, и нравами, и язвами. И, конечно же, не мог он пройти мимо бачизма.
Вот что писал художник в своих воспоминаниях:
«В буквальном переводе «батча» значит «мальчик»; но так как эти мальчики исполняют ещё какую-то странную и, как я уже сказал, не совсем нормальную роль, то и слово «батча» имеет ещё один смысл, неудобный для объяснения.
В батчи-плясуны поступают обыкновенно хорошенькие мальчики лет с восьми, а иногда и более. Из рук неразборчивых на добывание денег родителей ребёнок попадает на руки к одному, двум, иногда многим поклонникам красоты, отчасти немножко и аферистам, которые с помощью старых, окончивших карьеру плясунов и певцов, выучивают этим искусствам своего питомца и, раз выученного, няньчают, одевают, как куколку, нежат, холят и отдают на вечер за деньги желающим, для публичных увеселений».
Верещагину даже удалось заглянуть на одну приватную вечеринку для узкого круга любителей – «тамашу», главным действующим лицом которой и был бача.
«В одной из комнат… несколько избранных, большею частью из почётных туземцев, почтительно окружили батчу, прехорошенького мальчика, одевавшегося для представления; его преображали в девочку, привязали длинные волосы в несколько мелкозаплетённых кос, голову покрыли большим светлым шёлковым платком… Перед батчой держали зеркало, в которое он всё время кокетливо смотрелся. Толстый претолстый сарт держал свечку, другие благоговейно, едва дыша (я не преувеличиваю), смотрели на операцию и за честь считали помочь ей.
…Я сказал выше, что батча часто содержится несколькими лицами: десятью, пятнадцатью, двадцатью; все они наперерыв друг перед другом стараются угодить мальчику; на подарки ему тратят последние деньги, забывая часто свои семьи, своих жён, детей, нуждающихся в необходимом, живущих впроголодь».
Любителями мальчиков-трансвеститов, повторю, были в основном сарты – жители среднеазиатских городов. Там, где обитали кочевники, всё это не имело никакого значения. Но часто имело последствия.
Вот что пишет один из советских этнографов В.Н. Басилов относительно нравов каракалпаков:
«Известны случаи жестокого наказания шаманов, носивших женскую одежду, в XIX в.: в Каракалпакии таких шаманов зарывали по пояс в землю, и вдохновлённая муллами толпа побивала их камнями до смерти; затем их хоронили вне общего кладбища лицом вниз. Однако это была кара не за шаманство, а за нарушение норм шариата. Шариат запрещает мужчине одеваться в женскую одежду, а женщине – в мужскую».
А этот показательный случай неприятия номадами «сартовских штучек» произошёл в другом конце Средней Азии. О нём поведал историк П.П. Румянцев:
«В том же 1862 году манап рода Султу Байтык послал своего сына Байсалу в Пишпек к Рахаматулле-беку в обучение, но Рахаматулла-бек сделал Байсалу своим «бачёй». Весь род Султу был возмущён этим поступком. Решено было отмстить кокандцам за позор. Байтык, не показывая, что знает поступок Рахметуллы, пригласил его к себе в гости. Когда Рахметулла прибыл с небольшим конвоем, то киргизы напали на конвой, перебили его и убили самого бека. Боясь мести со стороны кокандцев за убийство Рахметуллы, киргизы рода Султу послали в укрепление Верное к начальнику края Колпаковскому посольство с изъявлением готовности перейти в русское подданство при условии взятия Пишпека. Колпаковский согласился на условие султинцев и выступил на Пишпек. После 10-дневной осады Пишпек был взят 10 ноября 1862 года».
Занятно, что противоестественная приязнь кокандцев к мальчикам помогла Колпаковскому и ранее, во время знаменитой Узун-Агачской битвы. Вот обстоятельство, которое приводит наблюдатель (Пичугин), хотя не повлиявшее на исход сражения, но ускорившее поражение и облегчившее победу. Речь о деморализации Канаат-Ши, в какой-то момент устранившегося от руководства кокандским воинством.
«Незначительное обстоятельство имело влияние на истощение его энергии: любимый бача (мальчик, заменяющий любовницу у зажиточных сартов) Канаат-Ша был убит, и кокандский главнокомандующий, поражённый этой потерей, перестал распоряжаться. Атаки сартов тогда почти прекратились».
Бачизм, таким образом, был явлением не только субкультуры, но фактором истории. Неудивительно, что среди знаковых фигур Внутренней Азии XIX века встречались и такие, чей карьерный рост проистекал по типичному ныне «голливудскому сценарию». Одним из персонажей, начавшим жизнь бачой и закончившим властелином, считается знаменитый Счастливец Бадаулет – Якуб-бек, властитель Кашгарии и ещё один заметный противостоятель русскому влиянию в Туркестане. Вот что сообщает источник:
«Достигши юношеского возраста, Якуб начал посещать чай-ханэ, причём обнаружил способность к пению; а так как он имел красивую наружность, то его стали называть Якубом-бачёю… Один из пскентских жителей, Абдухалык, находившийся в услужении у кереучинского бека Ирназар-Беглярбега, рекомендовал Якуба в служители к минбаши Гадай-Баю. Обязанности Якуба состояли только в том, что он грел кумган и подавал чилим своему хозяину. От Гадай-Бая Якуб перешёл на службу к Мухаммед-Кериму Кашке, беку ходжентскому, и исполнял те же услуги».
Любопытно, что беспокойную жизнь Бадаулета, по одной из легенд, также непростительно укоротил (в 1877 году) обиженный бача, подсыпавший яда в яства своего благодетеля.
Бачизм в Туркестанском крае как явление начал исчезать к началу XX века. Под напором колониальной администрации, которая считала пристрастие азиатов к мальчикам явлением ненормальным и пагубным и была последовательной в искоренении этого развратного элемента туземного быта.
Про бачей в советской Средней Азии уже вспоминали только старики – новая власть наконец-то освободила женщину, вывела её из затворничества и сорвала с неё паранджу.
А вот в Афганистане и Пакистане эта традиция продолжает существовать до сих пор под названием «бача-бази», хотя официально и запрещена законом.