Что такое слово литература 9 класс

Литература. 9 класс (1 часть)
О «Слове о полку Игореве»

О «Слове о полку Игореве»

«Слово. » выросло на плодотворной почве русской культуры XII в. Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств»-княжеств враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Яркий пример единства культуры Руси XII в.— «Слово о полку Игореве», величайший памятник литературы Руси. Оно обращено к будущему, а не к прошлому. Из всех произведений XI — XII вв. именно в нем яснее всего видны элементы будущих литератур — русской, украинской и белорусской. «Слово о полку Игореве» посвящено походу против половцев в 1185 г. малозначительного новгород-северского князя Игоря Святославича.

Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собой все «Слово. » от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода Игоря многочисленными историческими сопоставлениями, изображением последствий княжеских усобиц, рисуя широкий образ Русской земли, полной городов, рек и многочисленных обитателей, рисуя русскую природу, бескрайние просторы Родины.

Что такое слово литература 9 класс. Смотреть фото Что такое слово литература 9 класс. Смотреть картинку Что такое слово литература 9 класс. Картинка про Что такое слово литература 9 класс. Фото Что такое слово литература 9 класс

Летописная повесть о походе Игоря. Игорь Святославич выступает в поход.

.. Автор занимал независимую патриотическую позицию, по духу своему близкую широким слоям трудового населения Руси. Его произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения — земледельцев и ремесленников. Его художественная система тесно связана с русским народным творчеством.

Вопросы и задания

Из истории рукописи

Драгоценнейший памятник старинной русской литературы — «Слово о полку Игореве» написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска. Поход состоялся в конце апреля — начале мая 1185 г. Помимо «Слова о полку Игореве», о нем рассказывается в Лаврентьевской, Ипатьевской, а также в позднейших летописях.

«Слово. » написано вскоре после похода. Открыто оно в конце XVIII в. собирателем и любителем древностей гр. А. И. Мусиным-Пушкиным, впервые опубликовано им в 1800 г. в Москве.

На первых порах, еще до гибели рукописи, сделано было несколько переводов его, в том числе стихотворных, на современный русский язык. Немногочисленные попытки изучения памятника сводились преимущественно к комментированию его темных мест. Были и споры O древности текста, некоторые считали его даже подделкой. Появились труды Н. Тихонравова, А. Потебни, В. Перетца, В. Ржиги и других исследователей. Огромно число переводов — Я. Пожарского, П. Буткова, Н. Арцыбашева, позднее — В. Жуковского, И. Козлова, А. Майкова, Н. Заболоцкого, Д. Лихачева и др.

Источник

Литература — школьникам. 9 класс. Словарь литературных терминов.

Автобиогра́фия (от греч. autos — сам, bios жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни.

Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Аллего́рия (от греч. allegoria — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.

Аллитера́ция (от лат. ad — со, littera — буква, т. е. собуквие) — повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал…» — В. В. Маяковский).

Амфибра́хий (от греч. amphi — кругом, brachys краткий) — трехсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— —́ —).

Анализ произведения в литературоведении (от греч. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста.

Ана́пест (от греч. anapaistos — отраженный назад, обратный дактилю) — трехсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — —́).

Аннота́ция — краткое изложение книги, статьи.

Антите́за (от греч. antithesis — противоположение) противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Архаи́зм (от греч. archaios — древний) — устаревшее слово, словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма.

Афори́зм (от греч. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заостренной форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от нее принадлежит определенному лицу (писателю, ученому и т. д.).

Балла́да (от прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом.

Ба́сня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения (басни Эзопа, Лафонтена, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.).

Беллетри́стика (от фраки,, belles-lettres — изящная словесность) в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

Белый стих (англ, blank verse) — нерифмованный стих, появился в XVI веке-(например, так написан «Борис Годунов» А. С. Пушкина).

Бестсе́ллер (англ, best — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом.

«Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана серия М. Горьким в 1931 году.

Би́блия (от грея, biblia, буквально — книги) — собрание древних текстов религиозного содержания.

Были́на — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

Водеви́ль — легкая комедийная пьеса с куплетами.

Во́пленицы (плакальщицы) — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.).

Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо литературного произведения.

Гипе́рбола (от грея, hyperbole — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерно для фольклора, поэзии романтизма и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский).

Гроте́ск (франц. grotesque, итал. grottesco причудливый, от grotta — грот) предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Да́ктиль (от грея, dactylos — палец) — трехсложный размер стиха с ударением на первом слоге (—́ — —).

Двусложные размеры хорей и ямб; двусложная стопа с ударением либо на первом (хорей: —́ —), либо на втором (ямб: — —́) слогах.

Деталь (франц. detail — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог (от грея, dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях).

Драма (от грея, drama — действие) — один из трех основных родов литературы; жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене.

Жанр (франц. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях.

Зву́копись в стихосложении — система звуковых повторов, звукоподражаний.

Иде́я (от грея, idea — идея) — основная мысль художественного произведения.

Имажини́зм (от франц. image — образ) — литературное течение в первой трети XX века, утверждавшее самоценность не связанного с реальностью слова-образа (см. сноску на с. 84).

Инве́рсия (от лат. inversio — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придает фразе особую выразительность.

Интервью́ — предназначенная для распространения в печати, по радио, телевидению беседа в форме диалогов с государственными деятелями, писателями, учеными, составленная в учебных целях и т. д.

Интерпрета́ция (от лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интона́ция (от лат. intonare — громко произношу) — 1) выразительное средство звучащей речи. Интонация дает возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит; 2) ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; тон и манера произношения слов, выражающие отношение говорящего к предмету речи.

Иро́ния (от грен, eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки.

Классици́зм — литературное направление в европейской литературе и искусстве XVII — XIX веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы (например, в драматическом произведении автор обязан соблюдать единство действия, времени и места); художественный стиль в искусстве Европы, взявший античное искусство за образец идеальной нормы.

Коме́дия — драматическое произведение, в котором высмеиваются общественные и частные недостатки; один из жанров драмы.

Компози́ция (от лат. compositio — составление, соединение) — расположение, построение произведения.

Крыла́тые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, изречения исторических лиц.

Кульмина́ция (от лат. culmen — вершина) — момент наивысшего напряжения действия в произведении.

Культу́ра ре́чи — уровень речевого развития, степень владения нормами языка.

Леге́нда (от лат. legenria — буквально «то, что следует прочесть») — произведения, созданные народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Ле́топись — памятники исторической прозы Древней Руси, важнейший жанр древнерусской литературы.

Ли́рика — один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний; совокупность произведений этого рода.

Литературове́д — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей.

Литературове́дение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса.

Мета́фора (от грея, metaphora — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими или на их противопоставлении.

Моноло́г (от грен, monos один и logos речь, слово) речь одного человека в художественном произведении.

Направле́ние — литературное понятие, обозначающее совокупность фундаментальных духовно-содержательных принципов, характерных для творчества многих писателей, группировок и школ, и отличающееся относительным единством творческих установок, эстетических принципов, тематики, жанров и стиля.

Неологи́зм (от грен, neos — новый и logos — слово) — слово или словосочетание, созданное для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальное новообразование слов.

О́да (от греч. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою.

Олицетворе́ние — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Описа́ние — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.).

Пейза́ж (франц. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении.

По́весть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Погово́рка — образное выражение, не составляющее цельного предложения (часть суждения).

Подте́кст — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста; средство умолчания или иронии.

Портре́т (от франц. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении.

Посло́вица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл.

Поэ́зия — искусство слова; стихотворные произведения в их соотнесенности с прозой.

Поэ́ма (от греч. poiema — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

При́тча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Про́за (от лат. proza (oratio) — прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение.

Псевдони́м (от греч. pseudos — вымысел и onyma имя) — подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Публици́стика (от лат. public us — общественный) — род литературы и журналистики, рассматривает актуальные политические и экономические проблемы.

Развязка — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении.

Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.

Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.

Рецензия — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора, содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о ее героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются самые интересные и слабые страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам.

Рито́рика (от греч. rhitorike) наука об ораторском искусстве.

Ритм (от греч. rhythmos — такт, соразмерность) повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе).

Рифма (от греч. rhythmos — соразмерность) созвучие окончаний стихотворных строк.

Роды литературы — эпос, лирика, драма; выделяются по типу речевой организации, направленной на объект (эпос), на субъект (лирика), на акт художественного высказывания (драма); слово изображает предметный мир (эпос), выражает состояние говорящего (лирика), воспроизводит процесс речевого общения (драма); в соответствии с этим эпос охватывает бытие в пластической объемности, пространственно-нременной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность), лирика запечатлевает внутренний мир личности в его становлении, изменчивости настроений, переживаний, размышлений (экспрессивность), драма передает речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, соединяя в себе сюжетность, свойственную эпосу, и внутреннюю свободу, присущую лирике.

Рома́н — эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени; судьба личности передается либо в процессе ее становления и развития, либо в один из важных периодов ее жизни. Роман — эпос частной жизни в панорамном освещении. Это значит, что индивидуальная и общественная жизнь предстают в романе как относительно самостоятельные, не исчерпывающие себя и не поглощающие друг друга стихии. Вследствие этого история индивидуальной судьбы обретает общий характер, соотносясь не только с обществом, но и с бытием вообще.

Романти́зм — литературное направление конца XVIII — начала XIX века; в XVIII веке под романтизмом понималось все странное, фантастическое, необычное, встречаемое в книгах, а не в действительности; с конца XVIII века романтизм — литературное направление, противоположное классицизму. По своей природе романтизм изначально двойствен: с одной стороны, ему присуще безграничное чувство свободы, ощущение беспредельности бытия и неизмеримых возможностей, заключенных как в жизни, так и в духовном и душевном мире личности, включенной в общемировой исторический поток, жажда всеобщего обновления, томление по совершенству и красоте; с другой стороны, романтизму свойственно глубокое разочарование в том, что реальность губит духовные порывы, препятствует проявлению идеалов красоты и нравственного совершенства, порождая чувства отчаяния, скорби, безнадежности, принимающие универсальный, всеобщий характер и смысл. Для романтизма человек — малая вселенная. Отсюда проистекает интерес к ярким личностям, сильным страстям, к тайным движениям души, к единичному, исключительному, индивидуальному, неповторимому в человеке.

Романти́ческий — относящийся к романтизму; относящийся к романтике (романтика — героика, духовный подъем, мечтательность). Романтику надо отличать от романтизма: романтизм явление литературы, романтика — явление, присущее действительности; романтика в словесном искусстве может быть передана не романтическими средствами (например, Ленский-романтик нарисован в «Евгении Онегине» Пушкина реалистически).

Сати́ра (от лат. satira) — вид комического: беспощадное, уничтожающее высмеивание общественного явления или лица; способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий ее как нечто превратное, несообразное и внутренне несостоятельное.

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme; от англ. sentimental — чувствительный, франц. sentiment — чувство) — литературное направление в Европе во второй половине XVIII века, объявившее основой «человеческой природы» не разум, а чувство; вследствие этого путем к достижению земного счастья сентиментализм считал высвобождение и совершенствование «естественных» чувств; дорога человечества к идеалам любви и братства протекает от чувства одного человека к чувству другого, от сострадания одного человека другому и, стало быть, состоит в переживании чужой боли как своей собственной, в чувствительности, направленной к другому человеку как брату но человечеству.

Символи́зм (франц. simbolisme; от грен, symbolon — знак, символ) — литературное направление, возникшее в Европе конца XIX — начала XX века и провозгласившее символ в отличие от художественного образа основным способом прорыва из повседневности к идеальной сущности мира, к идее Красоты; символизм считал, что реальные вещи и явления таят в себе и являют человеку знаки, символы идей, лежащих в запредельном, неземном мире; задача художника состоит в том, чтобы с помощью интуиции уловить и выразить «соответствия» и аналогии между несовершенными реальными явлениями и их внеземными совершенными идеями, благодаря чему открывается и постигается мировое единство.

Сравне́ние — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Средства художественной выразительности — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно.

Стихотворе́ние — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объема, часто лирическое, выражающее душевные переживания.

Стихотворение в прозе — один из видов лирических произведений в прозаической форме. Обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, эмоциональность, бессюжетная композиция (например, стихотворения в прозе И. С. Тургенева).

Строфа́ (от греч. strophe поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм.

Сюже́т (франц. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Источник

storinka.click

Словарик литературоведческих терминов за 9 класс

Что такое слово литература 9 класс. Смотреть фото Что такое слово литература 9 класс. Смотреть картинку Что такое слово литература 9 класс. Картинка про Что такое слово литература 9 класс. Фото Что такое слово литература 9 класс

Аллего́рия — изображение, при котором с помощью сравнения одного явления с другим создаётся конкретный образ, раскрывающий какое-то общее понятие.

Антите́за — средство художественного изображения, основанное на противопоставлении, контрасте между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т.д.

Байрони́зм — идейно-эстетическая концепция, которая проявилась в европейской литературе ХХ в. под влиянием творчества Байрона.

Байрони́ческий геро́й — образ романтического героя-бунтаря.

Балла́да — небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.

Ба́сня — небольшое по объёму литературное произведение с поучительным смыслом, в котором в образах животных, предметов, разных природных явлений показываются человеческие отношения и характеры.

Были́ны — произведения устного народного творчества, созданные в форме песни-сказания, которые повествуют о героическом событии или каком-либо примечательном историческом факте. Стихотворная форма былин называется былинным стихом.

Ве́чные о́бразы — литературные образы, которые по глубине художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображённой в них эпохи.

Гипе́рбола (от греч. слова — «преувеличение») — средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Гражда́нская ли́рика — лирические произведения, посвящённые раскрытию гражданской тематики.

Жанр — это исторически сложившийся вид литературного произведения с характерными для него художественными особенностями.

Зву́копись — в поэзии употребление одинаковых или похожих звуков, которые по своему звучанию напоминают изображаемое явление и тем самым помогают создать нужный образ.

Иде́я произведе́ния — основная мысль произведения, выраженная посредством художественных образов.

Изобрази́тельно-вырази́тельные сре́дства языка́ — средства художественного изображения в литературном произведении (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и др.).

Интерье́р — описание внутреннего вида помещения в художественном произведении, вещественное окружение литературного персонажа.

Исто́рико-литерату́рный проце́сс — процесс возникновения и существования литературно-художественного творчества со времён его основания и до настоящего времени.

Классици́зм — художественное направление в искусстве WM — начала ХІХ в., для которого характерно строгое соблюдение определённых норм и правил (наследование античных источников как высоких образцов искусства; строгое деление жанров на высокие и низкие; соблюдение правила трёх единств при написании драматического произведения: времени, места, действия).

Коме́дия — один из основных видов драмы, в котором комическими средствами развенчиваются негативные общественные и бытовые явления.

Компози́ция — построение художественного произведения, соотнесённость и взаимодействие всех его компонентов, расположение его частей в определённой последовательности.

Ли́рика — род литературы, в основе которого — чувства, настроения, переживания.

Лири́ческий геро́й — образ, чьи мысли, настроения, переживания и чувства нашли своё отображение в лирическом произведении.

Лири́ческое отступле́ние — отступление от сюжетной канвы произведения, в котором высказывается прямая авторская оценка событий или героев, его мыслей и чувств по поводу изображаемого.

Нове́лла — это небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо необычный случай из жизни одного или нескольких персонажей.

Мета́фора (от греч. слова — «перенесение») — средство художественной речи, которое обозначает перенесение свойств одних предметов на другие по принципу их родства или контраста.

Миф — сказание, которое возникло в глубокой древности и отображает представления древних людей о мире, месте в нём человека, о происхождении всего живого на Земле, о богах и героях.

Моти́в в лири́ческом произведе́нии — характерные для поэта лирические темы, которые повторяются от произведения к произведению.

Ода — торжественное стихотворное произведение, восхваляющее отечество, высокие идеи, великие исторические события и государственных деятелей.

Олицетворе́ние — приём изображения, при котором неодушевлённым предметам приписывают свойства живых существ.

Па́фос худо́жественного произведе́ния — вдохновение, переживание душевного подъёма, вызванное определённой идеей, событием или картиной. Пафос — это своеобразная «душа произведения».

Пейза́ж — описание картин природы в художественном произведении.

Персона́ж — общее название любого действующего лица произведения, литературный герой.

Повесть — среднее по объёму прозаическое художественное произведение, в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на фоне изображения судеб других персонажей.

Подте́кст — невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям.

Портре́т (от франц. слова — «изображение») — описание внешности персонажа в художественном произведении.

Поэма — стихотворное повествовательное произведение с развёрнутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чём повествуется.

Расска́з — небольшое по объёму прозаическое произведение, в котором изображается какой-либо эпизод из жизни персонажа (иногда нескольких персонажей).

Реали́зм — художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление к объективности и непосредственной достоверности изображаемого, исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, воспроизведение подробностей повседневной жизни, правдивость в передаче деталей.

Ритм — одинаковое чередование ударных и безударных слогов в строке.

Ри́фма — звуковые совпадения, созвучия в конце строк.

Романти́зм — литературное направление, сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в., для которого характерно углубление во внутренний мир личности, наличие романтического героя, остро реагирующего на окружающий мир, отвергающего несправедливые законы, царящие в нём.

Сати́ра — разновидность комического изображения, беспощадно осмеивающая несовершенство мира, человеческие пороки.

Сентиментали́зм — художественное направление в литературе и искусстве второй половины ХVШ в., для которого характерно эмоциональное восприятие окружающего мира с повышенным интересом к человеческим чувствам и переживаниям.

Соне́т — стихотворный лирический жанр из 14 стихов, построенный по строгой схеме: два четверостишия (катрены) и два трёхстишия (терцеты).

Сравне́ния — образные выражения, построенные на сопоставлении предметов или явлений, имеющих общие признаки.

Стихотво́рный разме́р — порядок чередования слогов в поэтической строке.

Строфа́ — группа строк (стихов) с определённым повторяющимся расположением рифм.

Сюже́т — развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Те́ма — то, о чём рассказывается в произведении, круг событий или явлений, описанных в нём.

Траге́дия — драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые жизненные конфликты, приводящие, как правило, к гибели персонажа.

Хара́ктер литерату́рного геро́я — нрав, внутренний мир героя, его особенности, проявляющиеся в поведении, в поступках, отношении к миру, к окружающим, самому себе.

Ха́йку (хо́кку) — жанр японской поэзии, лирическое нерифмованное трёхстишие, состоящее из 17 слогов, чередующихся по схеме: 5/7/5. Главной темой хайку является жизнь природы и человека в их неразрывном единстве на фоне круговорота времён года.

Хоре́й — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие последующие нечётные слоги.

Худо́жественная дета́ль — средство художественного изображения, которое помогает через определённую выразительную подробность представить созданную автором картину, предмет или характер.

Худо́жественный о́браз — форма отражения действительности в искусстве: предмет, явление или картина, творчески воссозданные в художественном произведении.

Эзо́пов язы́к — вынужденное иносказание в условиях отсутствия свободы слова или цензурного гнёта, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намёками.

Эпи́тет — образное определение, которое выделяет в изображаемом лице, предмете или явлении какую-либо характерную черту. Постоянный эпитет — закреплённое за каким-либо предметом образное определение.

Эпос — род литературы, в основе которого лежит повествование о каких-либо событиях.

Юмор — добродушный смех над несовершенством мира, человека, отдельных явлений жизни.

Ямб — двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие последующие чётные слоги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *