Что такое слово стихи

Значение слова «стих»

Что такое слово стихи. Смотреть фото Что такое слово стихи. Смотреть картинку Что такое слово стихи. Картинка про Что такое слово стихи. Фото Что такое слово стихи

1. Единица ритмически организованной, обычно рифмованной речи (стихотворная строка), содержащая определенное количество стоп, а также сама такая речь. Тонический стих. Роман в стихах. Владеть стихом. Размер стиха.Стих прежде всего — гармония. Он требует, чтобы слова легко и свободно устанавливались в ритмические строки с размером и рифмой на конце. Короленко, Письмо В. А. Гольцеву, 4 сент. 1909. Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать ее было неловко. М. Горький, В людях.

3. Короткий абзац в стихотворном произведении, представляющий собой подразделение главы. Поэма моя подвигалась медленно, и я бросил ее на третьем стихе. Пушкин, История села Горюхина. — Папаша, какая длинная поэма есть у индейцев: в двести тысяч стихов; ее зовут Махабхарата. Чернышевский, Мелкие рассказы.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

художественная речь, организованная делением на ритмически соизмеримые отрезки; поэзия в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции («античный стих», «стих Ахматовой» и т. п.);

строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу («Мой дядя самых честных правил»).

Духовный стих об Адаме и Еве.

4. Отдельный короткий абзац, представляющий собой подразделение главы (напр. в библии; церк. книжн.). Глава первая, с. тринадцатый.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стих I

1. единица ритмически организованной поэтической речи, строка поэтического произведения ◆ Пушкинский стих. ◆ Размер стиха. ◆ Владеть стихом (т.е. уметь писать стихи). ◆ Оглавление стихотворений по первому стиху. ◆ Стих каждый повести твоей звучит и блещет, как червонец. Пушкин, «К Баратынскому» ◆ Минута — и стихи свободно потекут. Пушкин, «Осень» ◆ Роман в стихах.

2. обычно мн. ч.; ед. ч. — разг. произведение, написанное такими строками, стихотворение ◆ Человек довольно холодный, как почти все сочинители, он напряжённо уверял её, а может быть, и себя, что он её обожает, воспевал её в нескончаемых стихах и читал их ей с каким-то и неестественным и искренним восторгом. Тургенев, «Первая любовь» ◆ Лирические стихи. ◆ Сборник стихов. ◆ Встать бы здесь гремящим скандалистом: // — Не позволю мямлить стих и мять! Маяковский, «Сергею Есенину» ◆ Лейтенант, водивший канонерки // Под огнем неприятельских батарей, // Целую ночь над южным морем // Читал мне на память мои стихи. Н. С. Гумилёв, «Мои читатели», 1921 г. (цитата из Викитеки)

3. спец. произведение старинной народной поэзии на религиозную тему (обычно с прил. Духовный). ◆ Стих о Егории Храбром. ◆ Духовный стих об Адаме и Еве.

4. короткий самостоятельный отрывок (абзац), подразделение главы в Библии, Коране или другой священной книге ◆ Первоначально книги Библии не делились на главы и стихи. ◆ Глава первая, стих тринадцатый.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

стих II

1. разг. душевное состояние, настроение; блажь (с глаголом найти (находить)) ◆ Только барин, — то ли на него умный стих нашёл, то ли он на приказчика за что сердит был, — все как есть наоборот повернул. Бажов, «Каменный цветок», 1938 г. ◆ Но — стих такой нашёл на меня, лирический, шереметьевский, он помнит, наверно. Юлий Даниэль, «Письма из заключения», 1966–1970 г. ◆ Как найдет на него стих — начинает буянить. ◆ — Да добрый ли? спросила я. — Как стих найдет! Некрасов ◆ На него сегодня худой стих нашёл. Фонвизин

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое слово стихи. Смотреть фото Что такое слово стихи. Смотреть картинку Что такое слово стихи. Картинка про Что такое слово стихи. Фото Что такое слово стихиПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: осязательный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Стихи Русских Поэтов о Слове

Эта не претендующая на полноту подборка включает преимущественно стихи или драматические отрывки философского (не сугубо лирико-любовного содержания) за период до конца Серебряного века или стихи из этого времени вышедших поэтов. А Русские Поэты относились к Слову и к Словотворчеству серьёзно даже когда смеялись.
___________________________________________________

НОВЫЙ ЗАВЕТ. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА. 1:1 – 5.

– В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
– Оно было в начале у Бога.
– Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
– В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
– И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…
____________________________
_________________________________________

ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ ТРЕДИАКОВСКИЙ (1703-1769). ОДА XVIII. ПАРАФРАЗИС (переложение в стихах) ВТОРЫЯ ПЕСНИ МОИСЕЕВЫ: «Вонми небо, и возглаголю. » – Ветхий Завет. Книга Второзакония глава 32

Вонми, о! небо, и реку,
Земля да слышит уст глаголы:
Как дождь я словом потеку;
И снидут, как роса к цветку,
Мои вещания на долы…. (1752)

ДЕРЖАВИН ГАВРИЛА РОМАНОВИЧ (1743-1816). В Е Л И Ч Е С Т В О Б О Ж И Е

Благослови, душа моя,
Всесильного Творца и Бога;
Коль Он велик! коль мудрость многа
В твореньях, Господи, Твоя!
Ты светом, славой, красотой,
Как будто ризой, облачился
И, как шатром, Ты осенился
Небес лазурной высотой…

Поставил землю на зыбях:
Вовек тверда она собою;
Объяты бездной, как пленою,
Стоят в ней воды на горах.
Среди хранилища сего
Оне грозы Твоей боятся;
Р е ч е ш ь — ревут, бегут, стремятся
От гласа грома Твоего;
Как горы всходят к облакам;
Как долы, вниз клонясь, ложатся;
Как степи, разлиясь, струятся
К показанным Тобой местам.
Предел Ты начертал им Твой… (1743)
_______________________________________________________

ИЗ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». Перевод с древнерусского (оригинал около 1185 и 1187 гг., сохранившаяся копия 1812 г.) ДМИТРИЯ ЛИХАЧЁВА

Уже ведь, братья, невесёлое время настало…
…ибо сказал брат брату: «Это моё, и то моё же».
И стали князья про малое «это великое» молвить
и сами на себя крамолу ковать,
а поганые со всех сторон
приходили с победами на землю Русскую…

Тоска разлилась по Русской земле,
печаль обильная потекла среди земли Русской.
А князья сами на себя крамолу ковали…
Тогда великий Святослав изронил золотое слово,
со слезами смешанное, и сказал:
«О дети мои, Игорь и Всеволод!
Рано начали вы Половецкой земле
мечами обиду творить, а себе славы искать…

ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН (1745–1792). «НЕДОРОСЛЬ» (1782) КОМЕДИЯ

П р а в д и н. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
М и т р о ф а н. Дверь? Котора дверь?
П р а в д и н. Котора дверь! Вот эта.
М и т р о ф а н. Эта? Прилагательна.
П р а в д и н. Почему ж?
М и т р о ф а н. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.
П р а в д и н. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
М и т р о ф а н. И ведомо…

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799–1837). П Р О Р О К

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился…

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей». (1828)
__________________________________________

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 –1841)

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803 –1873). S I L E N T I U M (Молчание)

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, —
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи… (Начало 1830-х годов)
* * *

ТЕПЕРЬ ТЕБЕ НЕ ДО СТИХОВ,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное.

О, в этом испытаньи строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом. (1854)
* * *

НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать.. (1869)
_____________________________________________________

АФАНАСИЙ ФЕТ (1820–1892). П О С Л Е Д Н Е Е С Л О В О (Из Ветхого Завета)

Я громом их в отчаяньи застигну,
Я молнией их пальмы сокрушу,
И месть на месть и кровь на кровь воздвигну,
И злобою гортань их иссушу.
Я стены их сотру до основанья,
Я камни их в пустыне размечу,
Я прокляну их смрадное дыханье,
И телеса их я предам мечу.

На жертву их отвечу я хулою,
Оставлю храм и не приду опять,
И девы их в молитве предо мною
Вотще придут стенать и умирать. (1847)
* * *

ЛЮДСКИЕ ТАК ГРУБЫ СЛОВА,
Их даже нашептывать стыдно!
На цвет, проглянувший едва,
Смотреть при тебе мне завидно.
Вот роза раскрыла уста, —
В них дышит моленье немое,
Чтоб ты пребывала чиста,
Как сердце ее молодое… (1889)
____________________

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821 — 1877)

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья. (1851)
_________________________

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЖЕМЧУЖНИКОВ (1821–1908).

З А Б Ы Т Ы Е СЛОВА (Памяти М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Слова священные, слова времен былых,
Когда они еще знакомо нам звучали…
Те лучшие слова, так людям дорогие,
В ком сердце чувствует, чья мыслит голова:
Отчизна, совесть, честь и многие другие
Забытые слова… (1889)

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ (1867—1942). Г А Р М О Н И Я С Л О В

Почему в языке отошедших людей
Были громы певучих страстей?
И намеки на звон всех времен и пиров,
И гармония красочных слов?
Почему в языке современных людей
Стук ссыпаемых в яму костей?
Подражательность слов, точно эхо молвы,
Точно ропот болотной травы?
Потому что когда, молода и горда,
Между скал возникала вода,
Не боялась она прорываться вперед,
Если станешь пред ней, так убьет.
И убьет, и зальет, и прозрачно бежит,
Только волей своей дорожит.
Так рождается звон для грядущих времен,
Для теперешних бледных племен.(1903)
* * *
СЛОВО БОЖИЕ — в пчеле,
В талом снеге, и в земле,
Указующей — цветком,
Для чего сквозь тьму идем.

Слово Божие — в волне,
В прибывающей Луне,
В воркованьи голубей,
И в очах любви моей. (1909)
_________________________________________

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ (1873-1924). Р О Д Н О Й Я З Ы К

Мой верный друг! Мой враг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи — как дым алтарный!
Как вызов яростный — мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто, радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей — отзвук твой!
Ты ждешь, подобен великану.
Я пред тобой склонен лицом.
И все ж бороться не устану
Я, как Израиль с божеством!
Нет грани моему упорству.
Ты — в вечности, я — в кратких днях,
Но все ж, как магу, мне покорствуй,
Иль обрати безумца в прах!
Твои богатства, по наследству,
Я, дерзкий, требую себе.
Призыв бросаю, — ты ответствуй,
Иду, — ты будь готов к борьбе!
Но, побежден иль победитель,
Равно паду я пред тобой:
Ты — мститель мой, ты — мой спаситель,
Твой мир — навек моя обитель,
Твой голос — небо надо мной! (1911)
____________________________________

ВЛАДИСЛАВ ХОДАСЕВИЧ (1886—1939)

ЛЮБЛЮ ГОВОРИТЬ СЛОВА,
Не совсем подходящие.
Оплети меня, синева,
Нитями, тонко звенящими!

Из всех цепей и неволь
Вырывают строки неверные,
Где каждое слово — пароль
Проникнуть в тайны вечерние.

Вольно поет синева
Песни, неясно звенящие.
Рождают тайну слова —
Не совсем подходящие. (1907)
_____________________________________________

АНДРЕЙ БЕЛЫЙ (Борис Николаевич Бугаев; 1880–1934).

Л Ю Д С К И Е П Р Е Д Р А С С У Д К И

Зрю пафосские розы…* Мне говорят: «Это — жабы».
От сладковеющих роз прочь с омерзеньем бегу.
Зрю — безобразная жаба сидит под луной на дороге.
«Роза», — мне говорят: жабу прижал я к груди. (1915)

*Роза Пафосская — согласно греческому мифу символ любви, от названия города Пафоса на острове Киферы, где богиня любви и красоты Афродита возникла из морской пены.
* * *

В звучном жаре
Дыханий —
Звучно-пламенна мгла:
Там, летя из гортани,
Духовеет земля.
Выдыхаются
Души
Неслагаемых слов —
Отлагаются суши
Нас несущих миров
Миром сложенным
Волит —
Сладких слов глубина,
И глубинно глаголет
Словом слов Купина
И грядущего
Рая —
Тверденеет гряда,
Где, пылая, сгорая,
Не прейду никогда! (1917)
____________________________________________

ФЁДОР СОЛОГУБ (Фёдор Кузьмич Тетерников; 1863—1927)

НЕТ СЛОВАМ ПЕРЕГОВОРА,
Нет словам недоговора.
Крепки, лепки навсегда,
Приговоры-заклинанья
Крепче крепкого страданья,
Лепче страха и стыда.

Ты измерь, и будет мерно,
Ты поверь, и будет верно,
И окрепнешь, и пойдешь
В путь истомный, в путь бесследный,
В путь от века заповедный.
Всё, что ищешь, там найдешь.

Слово крепко, слово свято,
Только знай, что нет возврата
С заповедного пути.
Коль пошел, не возвращайся,
С тем, что любо, распрощайся,—
До конца тебе идти.

Заклинаньем обреченный,
Вещей деве обрученный,
Вдался слову ты в полон. (1922)
_____________________________________

ИВАН БУНИН (1870—1953). З А К О Н

ВО ИМЯ БОГА ВСЕБЛАГОГО!
Он, давший для писания тростник,
Сказал: блюди написанное слово
И делай то, что обещал язык.

Приняв закон, прими его вериги.
Иль оттолкни — иль всей душою чти:
Не будь ослом, который носит книги
Лишь потому, что их велят нести.
* * *
С Л О В О
Молчат гробницы, мумии и кости, —
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь. (1915)
________________________________________________________

ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ (1873—1924). С Т И Х И С С О З В У Ч И Я М И

Слово — событий скрижаль, скиптр серебряный созданной славы,
Случая спутник слепой, строгий свидетель сует,
Светлого солнца союзник, святая свирель серафимов,
Сфер созерцающий сфинкс, — стены судьбы стережет!
Слезы связуя со страстью, счастье сплетая со скорбью,
Сладостью свадебных снов, сказкой сверкая сердцам, —
Слово — суровая сила, старое семя сомнений!
Слыша со стонами смех, сверстник седой Сатаны,
Смуты строитель, снабдивший сражения скрежетом. Слово
Стали, секиры, стрелы, сумрачной смерти страшней! (1918)
______________________________________________________

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ (1867—1942) С Л О В А Л Ю Б В И

Слова любви всегда бессвязны,
Они дрожат, они алмазны,
Как в час предутренний — звезда,
Они журчат, как ключ в пустыне,
С начала мира и доныне,
И будут первыми всегда.
Всегда дробясь, повсюду цельны,
Как свет, как воздух, беспредельны,
Легки, как всплески в тростниках,
Как взмахи птицы опьяненной,
С другою птицею сплетенной
В летучем беге, в облаках.

АЛЕКСАНДР БЛОК (1880—1921) М И Т И Н Г

Он говорил умно и резко,
И тусклые зрачки
Метали прямо и без блеска
Слепые огоньки.

А снизу устремлялись взоры
От многих тысяч глаз,
И он не чувствовал, что скоро
Пробьет последний час.

Его движенья были верны,
И голос был суров,
И борода качалась мерно
В такт запыленных слов.

И серый, как ночные своды,
Он знал всему предел.
Цепями тягостной свободы
Уверенно гремел… (1905)
* * *

Я не люблю пустого словаря
Любовных слов и жалких выражений:
«Ты мой», «Твоя», «Люблю», «Навеки твой».
Я рабства не люблю… (из цикла «Вольные мысли», 1917)
____________________________________

РЮРИК ИВНЕВ (Михаил Александрович Ковалёв; 1891—1981)

СЛОВА — ведь это груз в пути,
Мешок тяжелый, мясо с кровью.
О, если бы я мог найти
Таинственные междусловья.

Порой мне кажется, что вот
Они, шумя, как птицы в поле,
До боли разрезая рот,
Гурьбою ринутся на волю.

Но иногда земля мертва,
Уносит все палящий ветер.
И кажется, что все на свете —
Одни слова. (1923)
_________________________________________________________

СЕРГЕЙ КЛЫЧКОВ (1889 — 1937),

Слова жестоки, мысли зыбки,
И призрачны узоры снов…
Хочу, и вот — не получается улыбки,
Раскрою рот — и нету нежных слов…

Верней всего — забыто слово,
Откуда льются все слова…
Но чуда прежнего всё ожидаешь снова,
Не глядя, что седеет голова.

Безмолвна ночь и безответна…
Какой же это злой колдун
Провел меня и обморочил незаметно
И вместо кос подсунул мне колтун?!

Вот так бы лечь навеки лежнем,
Любуясь в прорезь полотна,
Где взглядом ласковым, таким твоим и прежним,
Глядит в окно лукавая луна… (1929)
________________________________________________

БОРИС ПАСТЕРНАК (1890—1960)

Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
(автоцитата из стихотворения Пастенака «Балашов»)

ДАВАЙ РОНЯТЬ СЛОВА,
Как сад — янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва.
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва…

Ты спросишь, кто велит,
Чтоб август был велик,
Кому ничто не мелко,
Кто погружен в отделку
Кленового листа
И с дней Экклезиаста
Не покидал поста
За теской алебастра?
Ты спросишь, кто велит,
Чтоб губы астр и далий
Сентябрьские страдали?
Чтоб мелкий лист ракит
С седых кариатид
Слетал на сырость плит
Осенних госпиталей?
Ты спросишь, кто велит?
— Всесильный бог деталей,
Всесильный бог любви,
Ягайлов и Ядвиг.
Не знаю, решена ль
Загадка зги загробной,
Но жизнь, как тишина
Осенняя, — подробна. (1917)
* * *

Г А М Л Е Т
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью — убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который
Взамен турусов и колес*
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба. (1932)

*«Турусы на колёсах» — фразеологизм, означающий — «чепуха», «вздор».
______________________________________________________

ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ (1891—1938). Л А С Т О Ч К А

Я слово позабыл, что я хотел сказать.
Слепая ласточка в чертог теней вернется,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть.
В беспамятстве ночная песнь поется.
Не слышно птиц. Бессмертник не цветет,
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывет,
Среди кузнечиков беспамятствует слово.
И медленно растет, как бы шатер иль храм,
То вдруг прокинется безумной Антигоной,
То мертвой ласточкой бросается к ногам
С стигийской нежностью и веткою зеленой.
О, если бы вернуть и зрячих пальцев стыд,
И выпуклую радость узнаванья.
Я так боюсь рыданья Аонид,
Тумана, звона и зиянья.
А смертным власть дана любить и узнавать,
Для них и звук в персты прольется,
Но я забыл, что я хочу сказать,
И мысль бесплотная в чертог теней вернется.
Все не о том прозрачная твердит,
Все ласточка, подружка, Антигона. *
А на губах, как черный лед, горит
Стигийского воспоминанье звона.** (Ноябрь 1920)

МЫ ЖИВЁМ, ПОД СОБОЮ НЕ ЧУЯ СТРАНЫ,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина. (Ноябрь 1933)

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЁВ (1886–1921).

ТЫ ГОВОРИЛ СЛОВА ПУСТЫЕ,
А девушка и расцвела,
Вот чешет кудри золотые,
По-праздничному весела.
Теперь ко всем церковным требам
Молиться ходит о твоём.
Ты стал ей солнцем, стал ей небом,
Ты стал ей ласковым дождем.
Глаза темнеют, чуя грозы.
Неровен вздох её и част.
Она пока приносит розы,
Но захоти, и жизнь отдаст. (1917)
* * *
С Л О В О
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова. (1919)

АННА АХМАТОВА (Анна Андреевна Горенко; 1889—1966)

О, ЕСТЬ НЕПОВТОРИМЫЕ СЛОВА,
Кто их сказал — истратил слишком много.
Неистощима только синева
Небесная и милосердье Бога. (1916)
* * *

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ГУМИЛЁВ (1912—1992)

ДАР СЛОВ, НЕВЕДОМЫЙ УМУ,
Мне был обещан от природы.
Он мой. Веленью моему
Покорно всё. Земля и воды,
И лёгкий воздух, и огонь
В одном моём сокрыты слове.
Но слово мечется, как конь,
Как конь вдоль берега морского,
Когда он бешеный скакал,
Влача останки Ипполита,*
И помня чудища оскал
И блеск чешуй, как блеск нефрита.
Сей грозный лик его томит,
И ржанья гул подобен вою
А я влачусь, как Ипполит
С окровавленной головою,
И вижу: тайна бытия
Смертельна для чела земного
И слово мчится вдоль нея,
Как конь вдоль берега морского. (1934)

МАРИНА ЦВЕТАЕВА (1892—1941)

К АЛЕКСАНДРУ БЛОКУ
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок. (1916)

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ (1893-1930)

Я ЗНАЮ СИЛУ СЛОВ, Я ЗНАЮ СЛОВ НАБАТ.
Они не те, которым рукоплещут ложи.
От слов таких срываются гроба
шагать четверкою своих дубовых ножек.
Бывает, выбросят, не напечатав, не издав,
но слово мчится, подтянув подпруги,
звенит века, и подползают поезда
лизать поэзии мозолистые руки.
Я знаю силу слов.

АЛЕКСАНДР ЯШИН (Попов; 1913—1968) Н Е Т О Л Ь К О С Л О В А

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство.
А есть еще:
Совесть,
Честь…
Ах, если бы все понимали,
Что это не просто слова,
Каких бы мы бед избежали.
И это не просто слова!
_________________________________________

ВАДИМ ШЕФНЕР(1915—2002). С Л О В А

Много слов на земле. Есть дневные слова —
В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова — словно раны, слова — словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту —
Береги изначальную их чистоту.

Когда радость — как буря, иль горе — как ночь,
Только эти слова тебе могут помочь! (1956)

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ (1907—1989). С Л О В О

Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка,
Странным светится огнем,

Бьется жилка, вьется живчик,
А тебе и дела нет,
Что в сорочке твой счастливчик
Появляется на свет.

Власть от века есть у слова,
И уж если ты поэт
И когда пути другого
У тебя на свете нет,

Не описывай заране
Ни сражений, ни любви,
Опасайся предсказаний,
Смерти лучше не зови!

АГНИЯ БАРТО (1909-1981) – детская поэтесса. И Г Р А В С Л О В А

Скажи погромче
Слово «Гром» —
Грохочет слово,
Словно гром.
Скажи потише:
«Шесть мышат» —
И сразу мыши
Зашуршат.
Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».
.
Скажи «Родник» —
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем.)

Слова бывают разные,
Хорошие, простые,
Слова бывают праздные —
Ненужные, пустые.
___________________________________________________

БУЛАТ ОКУДЖАВА (1924—1997). Песня из к-ф «Ключ без права передачи»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем другу потакая, —
Тем более, что жизнь короткая такая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *