Что такое слово завет

Значение слова завет

Словарь Ушакова

зав е т, завета, муж. (книж.). Наставление, воля, совет, данные последователям или потомкам (преим. умершего). Заветы Ильича. Он следовал заветам своего учителя.

Этимологический Словарь Русского Языка

Старославянское – ветъ (уговор, договор).

Под «заветом» понимают «наказ, наставление, совет». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в. Происхождение слова не совсем ясно. Полагают, что оно образовалось на обшей индоевропейской основе (древнеиндийское vakya – «слово, речь»).

Православие. Словарь-справочник

союз Бога с человеком, договор, завещание. Союз Бога с человеком, вообще обозначаемый именем религии, христианская Церковь в частности определяет как завет, т.е. договор. Бог, по христианскому учению, дает человеку откровение, а также содействие благодати; человек сознательно в свободно, в силу внутреннего влечения и потребности в истине, усвояет Богооткровенное учение верою и посильным разумением в осуществляет его в своей жизни, при помощи Божественной благодати. Этот Завет Бога с человеком получил начало еще в раю (см. Быт. 2, 16-18), затем яснее формулирован во времена последующих праотцов рода человеческого и патриархов еврейского народа (см. Лев. 24, 42; Исх. 2, 24), а особенно во времена Моисея, в Синайском законодательстве (см. Гал. 4, 24); но до времени Иисуса Христа Завет Бога с человеком не содержал в себе полного откровения Божества человечеству. Так называемый Ветхий Завет (см. 2 Кор. 3, 14) был тенью и прообразом Богооткровения, данного в Завете Новом (см. Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25; Евр. 8, 7-8; 9, 4; 12, 24 и др.). Сообразно с этим древние еврейские священные книги называются Ветхим Заветом, а книги Церкви Христианской, излагающие Богооткровение в лице и учении Иисуса Христа, получили название Нового Завета. Ветхий Завет – союз, заключенный Богом с Ноем после потопа, еврейскими патриархами и народом Израиля на горе Синай. Новый Завет установлен Иисусом Христом. Отсюда деление Библии на книги Ветхого и Нового Завета.

Энциклопедия иудаизма

в Библии под этим термином подразумевается божественное обещание хранить наш народ и защищать его, дать ему землю Ханаанскую («Эрец Кнаан»), вывести его из Египта. Это завет вечный, и он подтвержден неоднократно, в частности, у горы Синай, где мы получили десять заповедей (см. Союз).

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Последние два завета Бога с Авраамом и Моисеем, которые в Священном Писании часто называются просто «завет» или «Закон», являлись основой жизни дохристовой эпохи и объединенно называются Ветхим Заветом ( Деян.3:25 ; Евр.8:7 ). От него евреи часто отходили, но по временам обращались и возобновляли его ( Нав.24:25 ; 2Пар.15:12 ; 2Пар.29:10 ).

Источник

Завет

Что такое слово завет. Смотреть фото Что такое слово завет. Смотреть картинку Что такое слово завет. Картинка про Что такое слово завет. Фото Что такое слово завет

Ветхий и Новый Завет — именно на эти книги делят Библию. Многие говорят о том, что читать Ветхий Завет христианам необязательно, и он касается только иудеев. Кто-то сомневается в том, что эти тексты были написаны по Божественному вдохновению. Для кого-то это — не более, чем сборник мифов. Христиане верят, что Бог действительно заключил Заветы с людьми для их же спасения.

Что такое «завет» в православии?

Все христиане читали Библию — книги Ветхого и Нового Завета. Библия на протяжении многих столетий остается самой читаемой книгой в мире. Христиане веками почитают Новый Завет. Что же такое Завет? Ветхий Завет начинается с рассказа о том, как Господь творил мир и человека, благодаря Ветхому Завету мы узнаем и понимаем историю отношений человека с Богом. Значит ли это, что «Завет» — просто рассказ об истории христианства?

На самом деле, Завет — это не односторонний указ и не просто свод правил, которые Бог оставил человеку. Завет — это договор, соглашение между Богом и людьми, торжественное обещание, которое Бог дал человеку, а человек, желающий мира с Богом, согласился следовать Заповедям, данным ему самим Создателем.

Изначально Господь создавал человека по Своему Образу и Подобию, готовил нас для вечной жизни, но история грехопадения изменила первоначальную историю отношения человека с Отцом Небесным. И все же Бог избрал путь любви, Он просит человека следовать за Ним, а не приказывает ему.

Заветы как основа библейской истории

Заветы, отношения человека и Бога — это двусторонний процесс. Сама этимология слова предполагает выполнение неких условий обеими сторонами, в данном случае — это Создатель и человечество. С момента сотворения мира и человека, грехопадения и искупления Иисусом первородного греха Заветы были основой библейской истории. Принимая Крещение мы соглашаемся с условиями Нового Завета и обязуемся выполнять обеты, данные Богу.

Завет — это не директива и не приказ. Он предполагает добровольность в отношениях между Господом и человечеством, а, значит, эти отношения основаны не свободной воле и в них невозможно принуждение.

Библия написана с удивительной исторической точностью, это прекрасное литературное произведение. Нагорная проповедь с точки зрения филолога — образец прекраснейшего текста. Все это не оставляет для верующих сомнений в том, что тексты Писания — это истинный договор с Богом. Тексты Писания и то, какие именно тексты войдут в состав Библии обсуждались Вселенских Соборах и проходили тщательный «отбор». Удивительным образом, все тексты, написанные разными людьми в разные эпохи выдержаны в едином стиле и несут одни и те же идеи.

Виды Заветов

Заветов человека и Бога существует всего два — это Ветхий и Новый Завет. Ветхий завет состоит из 39 книг, которые также относятся к священным текстам иудаизма. В Новом Завете 27 книг. Идеи Ветхого и Нового Завета не различаются, Ветхий Завет готовит человечество к Новому. Иисус приходит в мир именно тогда, когда, согласно всем пророчествам, человечество готово встретить Мессию.

Книги Заветов

Что такое слово завет. Смотреть фото Что такое слово завет. Смотреть картинку Что такое слово завет. Картинка про Что такое слово завет. Фото Что такое слово заветКниги Заветов — это Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет — это Тора, Пятикнижие Моисея, Пророки и Писания. Не все эти книги расположены в строгом хронологическом порядке. Библия состоит из нескольких десятков книг, которые скомпонованы определенным образом. Например, самая первая из книг Пятикнижия в хронологическом порядке — это Второзаконие, которая в Ветхом Завете стоит последней. Она писалась около VIII в. до Рождества Христова. Каждая из этих книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) писалась в разное время, разными авторами. Мы можем даже встретить некоторые противоречия, которые так или иначе объясняются богословами.

Ветхий Завет — это история о детстве человечества. Так, как меняются отношения родителя и ребенка — общение с маленьким ребенком отличается от общения с подростком, менялись и отношения Господа с Его детьми, с нами. Самый первый договор человека и Бога был нарушен. Адам и Ева вкусили запретный плод и были изгнаны из Рая. Но общения Бога с людьми продолжалось и на земле. Мы получили Заповеди Божии на горе Синай, которые открылись пророку Моисею.

Почему же Завет — это не строгая нотация от Бога, а способ уберечь и сохранить людей от греха? Вместе с Заповедями Бог подарил человеку свободу воли. Человеку была открыта истина о том, как жить достойно и праведно, но он сам выбирает — следовать ли этому. Поэтому Завет с Богом — это Завет любви.

Христиане чтут Ветхий Завет и знают Библию целиком. Тем не менее мы называем себя людьми «Нового Завета». Почему?

Завет как союз человека с Богом

Всемилостивый Господь на протяжении всей истории существования человечества пытался спасти нас от вечной гибели и подарить бессмертие, для которого мы были сотворены. Человек не был безгрешен, но спасти нас для Вечной жизни и взять на Себя наши прегрешения в мир пришел Иисус Христос, Сын Божий. «Старый» договор с людьми, Ветхий Завет не был нарушен пришествием Христа.

Во время Нагорной проповеди Он сказал: «Не думайте, что Я пришел отменить Закон или Пророков. Не отменить Я пришел, а исполнить«. «Условия» Ветхого Завета были выполнены и Бог заключил новый «договор», Новый Завет с человечеством.

У Бога достаточно силы, чтобы просто заставить нас выполнять указания или уничтожить все человечество. Но наш Бог — это Бог милости. Он договаривается с человеком, ищет пути к спасению, которые позволят людям по собственной воле избрать вечную жизнь с Богом.

Что такое слово завет. Смотреть фото Что такое слово завет. Смотреть картинку Что такое слово завет. Картинка про Что такое слово завет. Фото Что такое слово завет

Роль заветов в православии

Знать Ветхий Завет необходимо, он все еще остается Словом Божьим. Православная Церковь, несмотря на то, что для христиан главная Книга Библии — Новый Завет, никогда не отрекалась от Книг Ветхого Завета. Ветхий Завет — важная часть литургической жизни. Именно в Ветхом Завете мы видим пророчества о пришествии Мессии, по которым можем узнать Спасителя в Иисусе Христе. Ветхий Завет содержит Заповеди, открытые Моисею.

Ветхий Завет часто называют жестоким. Но жестокие события в нем связаны не с тем, что Бог не Справедлив или не Милосерден. Ужасными предстоят перед нами последствия греха, а не Божественная несправедливость. Трагедии Ветхого Завета напрямую связаны с трагедией грехопадения.

Ветхий Завет играет важную роль в христианстве. Знание истории Церкви, пророков и святых, сотворение мира необходимо православному христианину. Примеры жизни ветхозаветных праведников все еще остаются для нас образцом святости. Поэтому нельзя считать, что мы, люди Нового Завета можем игнорировать то, что было уже исполнено Спасителем. Кроме того, в Библии существуют параллельные места. Это еще раз доказывает, что тексты Ветхого и Нового Завета необычные, связаны между собой и являются единым повествованиям, несмотря на то, что были написаны разными людьми в разные времена.

К сожалению, не все поняли сказанное в Ветхом Завете о пришествии Мессии и не все согласились с Новым Заветом. Фарисеи и книжники ненавидели Христа за то, что Он обличал их лицемерие. Многие так и не приняли Спасителя, Ему завидовали, так как за Его учением тянулись люди, Он имел множество последователей, видевших чудеса, которые Он творил.

Завет – основа спасения человека

В Новом Завете 27 книг, 21 из них — письма, которые в оригинале написаны на греческом языке. От оригинальной рукописи не осталось ни единой страницы. Все, что у нас осталось — это копии Нового Завета. Но именно эти книги изменили ход истории человечества, подарили нам возможность войти в Царство Небесное. Новый Завет — это Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяния апостолов, соборные послания, послания апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова. Эти богодухновенные тексты также писались в разные времена, начиная с I века н.э. Состав книг Нового Завета утверждался на Вселенских Соборов. Международные ученые Библеисты занимались изучением всех текстов, которые претендовали на то, чтобы войти в состав Ветхого и Нового Заветов. Некоторые тексты вызывали споры и остались апокрифами. Сомнения касались и Откровения Иоанна Богослова, но этот текст в итоге вошел в число книг Нового Завета. Его текст казался слишком мистическим и необычным. Старшейшая Библия в мире, дошедшая до наших дней датируется IV веком и содержит два текста, которые сейчас уже не считаются каноническими. Существует около 50 Евангелий, не вошедших в состав Нового Завета. Сам же Иисус Христос не оставил ни единой рукописи, написанных Собственной рукой.

Что такое слово завет. Смотреть фото Что такое слово завет. Смотреть картинку Что такое слово завет. Картинка про Что такое слово завет. Фото Что такое слово завет

В чем же заключается договор Нового Завета? Бог знает, что мы не в силах самостоятельно победить грех. Но Он совершенен. И по существующим высшим законам Совершенный Бог не может просто игнорировать несовершенство, а, значит, грех должен быть искуплен. Наказание за наши грехи должен кто-то понести. Для этого Бог, Возлюбивший нас, посылает своего Сына, Иисуса Христа, умаляется до человека, принять наши грехи, страдать и умереть за нас на кресте. От нас требуется принятие этой жертвы и стремление к святости.

В Новом Завете Бог дает нам обетование принимать Тело и Кровь Христа, которое теперь мы выполняем во время совершения Таинства Евхаристии.

Что такое слово завет. Смотреть фото Что такое слово завет. Смотреть картинку Что такое слово завет. Картинка про Что такое слово завет. Фото Что такое слово завет

Читать также о Завете на Правмире:

Видео про Ветхий и Новый Заветы:

Источник

Завет

Завет

Подразделы статьи

Значение завета
Заветы между людьми
Заветы между Богом и людьми
Начало традиции завета
Завет горы Синай
Завет с Давидом
Новый завет, предсказанный в Ветхом Значение завета. Суть завета — это особые отношения между сторонами. Эти отношения характеризуются определенными взаимными обязательствами. Так, отношения завета — это не просто признание друг друга, но и готовность к ответственности и действиям. Ключевое слово, которым в Писании определяются такие отношения, — «верность», которая имеет место в контексте вечной дружбы. В ВЗ слово «завет» используется как в обычном, человеческом, так и в богословском смысле. Понимание значения заветов между людьми помогает постичь и значение заветов между Богом и людьми. Заветы между людьми. Завет может определять самые разные стороны человеческих отношений, от глубоко личных до политических. Братская любовь между Давидом и Ионафаном привела к заключению формального завета между ними ( 1Цар 18:3 ).

Этот завет дружбы — не просто знак взаимного уважения; он обязывал их к верности друг другу и разнообразным проявлениям любви и доброты. Верность Ионафана завету проявилась в тот момент, когда Давид был в немилости у царя; Ионафан, не боясь разгневать своего отца, хорошо отзывался о Давиде. Потом он тайно предупредил Давида, чтобы тот бежал и скрылся ( 1Цар 19-20 ).

Для того чтобы оценить многие ветхозаветные законы, связанные с браком и разводом, надо понимать, что брак по сути своей был заветом ( Мал 2:14 ).

Мужчина и женщина давали друг другу торжественные обещания выполнять обязательства завета. Верность этим обещаниям несла супругам благословение (см. Пс 127 ; Притч 18:22 ), а их нарушение — проклятие. человек мог, по крайней мере символически, заключить завет сам с собой (принять обет, как мы сегодня принимаем решение с Нового года начать новую жизнь).

Иов, отстаивая свою верность Богу, говорил о завете, заключенном с собственными глазами, — не смотреть на женщину с вожделением ( Иов 31:1 ).

Заветы могли также иметь национальный или международный характер. Старейшины Израиля заключили от имени народа завет с царем Давидом в Хевроне ( 2Цар 5:3 ).

Вероятно, старейшины давали от имени народа обещания подчиняться царю, а Давид со своей стороны обещал править справедливо и в соответствии с законом Божьим ( Втор 17:15-20 ).

Отношения завета предполагали взаимные обязательства со стороны старшего партнера (царя) и младшего (Израильтян).

В международных отношениях ВЗ заветы были подобны современным договорам. Царь Соломон заключил такой завет с Хирамом, царем Тира; этот завет, подобно современным договорам, представлял собой торговое соглашение между двумя народами ( 3Цар 5:12 ).

Завет предполагал доверие, ответственность и заключался для взаимного блага сторон, он мог касаться как личной дружбы людей, так и международных торговых соглашений. В Писании завет также может относиться к человеку и Богу. Заветы между Богом и людьми. Завет между Богом и людьми предполагает те же основные моменты, что и завет между людьми:

(1) отношения между двумя сторонами (Бог и человек или народ); и

(2) взаимные обязательства между партнерами. Для верующего ВЗ религия означала завет. Религия ВЗ была верностью отношениям завета между Богом и Его избранным народом; религиозные обязанности Израиля, касающиеся как веры, так и практики, были отношениями завета. Понятие завета между Богом и людьми в ВЗ не статично. Хотя основной характер завета остается прежним на протяжении всей Библии, специфическая природа и форма завета изменялась и развивалась в ходе исторической эволюции Древнего Израиля. Краткий обзор истории завета поможет понять, как это происходило. Начало традиции завета. Адам. Адам и Ева жили в саду. Бог был их Творцом; они были Его творением. Значение их жизни заключалось в отношениях друг с другом и Богом, давшим им сад. Но грехопадение привело к разрыву этих отношений, и люди были изгнаны из сада. Грехопадение сильно повлияло на природу последующих религиозных заветов. Отделение человечества от Бога объясняет суть людских затруднений. Люди были сотворены для отношений с Творцом, но согрешили, поэтому они были лишены общения с Ним и не могли по собственному желанию восстановить эти отношения. Отсюда важная черта заветов между Богом и людьми, а именно — что только Сам Бог может быть инициатором такого завета. Ной. Первое явное упоминание о завете в Писании относится к инициативе Бога связать Себя с людьми заветом, несмотря на неверность людей. Когда Бог предупредил Ноя о приближающемся потопе и велел строить ковчег, Он обещал также заключить с Ноем завет ( Быт 6:18 ).

Развращенность и жестокость человечества разгневали Бога, но Его благодать проявилась в Его поведении от отношению к Ною. Обетования завета предполагали, что Бог вступит в отношения с одной человеческой семьей, хотя люди формально и нарушили соглашение. Существенно, что обещая Ною завет, Бог обращается к нему с просьбой: Бог велел Ною построить ковчег ( Быт 6:14 ).

Возможность заслужить благословения завета для Ноя зависела от его готовности повиноваться божественному повелению. Завет был сформулирован только после потопа, когда Ной принес Богу жертву ( Быт 8:20-22 ).

Завет с Ноем был фактически всеобщим заветом с человечеством и всеми живыми существами ( Быт 9:8-10 ).

Формальное заключение завета с Аврамом описано в Быт. 15 как глубокий религиозный опыт. Инициатива полностью принадлежала Богу, Который явился Авраму в видении и говорил с ним. Аврам высказал важное возражение: как может он получить благословение Бога, если оно придет к нему через сына, а сына у него никогда не будет? Его жена Сара была уже в таком возрасте, что не могла иметь детей, а тело его самого «омертвело» ( Рим 4:19 ).

Бог уверил старика, что тот будет иметь сына, потомки которого будут многочисленны, как звезды на небе. Аврам поверил, и мы впервые видим, что праведность — центральная тема понятия завета: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» ( Быт 15:6 ).

К концу этого дня Аврам знал, что его собственное будущее и будущее его потомков находятся в руках Бога завета. «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию» ( Быт 15:18 ).

Более полно суть завета описывается в Быт. 17, где, вероятно, Бог возобновляет завет с Аврамом. Инициатива снова принадлежит Богу ( Быт 17:1 ).

Бог обращается к 99-летнему Авраму со словами, из которых сразу становится ясно, что стороны завета вовсе не равны. Бог — Всемогущий, а Аврам — всего лишь человек, которому дарована невероятная привилегия. Но подробности завета в Быт. 17 показывают, что оба партнера принимают на себя обязательства. Бог добровольно обязуется сделать что-то для Аврама и его потомков, но и Аврам теперь обязан что-то делать для Господа. Обещание благословений, которые Аврам получит как одна из сторон завета, скрепляются новым именем, данным ему Богом: «И не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» ( Быт 17:5 ).

Бог собирается дать Аврааму, то есть его потомкам, землю Ханаан в вечный дар и навсегда стать личным Богом Авраама и его семьи ( Быт 17:7-8 ).

Дар Бога требует от Авраама ответного повиновения: «Будь непорочен» ( Быт 17:1 ).

Эти простые слова указывают на суть отношений завета: общаться с Богом значит жить в Его присутствии; так как Бог свят, тот, кто знает Его, тоже должен жить безупречно. У завета есть и более формальная сторона. Авраам и мужчины его семьи должны были подвергнуться обрезанию в знак верности завету. Авраам был уже стариком, когда ему сделали обрезание ( Быт 17:24 ), хотя новорожденные мальчики этой семьи должны были подвергаться ему в возрасте восьми дней ( Быт 17:12 ).

Обрезание само по себе не было чем-то необычным для евреев; его практиковали в древности многие народы Ближнего Востока (за исключением филистимлян).

Разница была в символическом значении этого акта: помимо прочего, он обозначал долготу и прочность отношений с Богом живым. Завет, который Бог заключил с Авраамом, был связан с настоящей и будущей реальностью. Завет устанавливал длительные отношения между Авраамом и Его Творцом. Но он указывал на будущее благословение — еще не рожденных детей, «избранного народа» и земли, которую потомки Авраама когда-то назовут своей. Завет с Авраамом имел также отношение и к еще более отдаленному будущему человечества: «И благословятся в тебе все племена земные» ( Быт 12:3 ).

В ВЗ с самого начала присутствует идея избрания (безусловного предпочтения Бога; см. 2Фес 2:13 ).

Бог предпочел вступить в отношения завета с конкретным человеком и его конкретными потомками. Но человек, которого избирает Бог, всегда должен служить Ему: Адам должен возделывать сад; Ной — строить ковчег; Авраам — покинуть свой город и жить безупречно (см. Еф 2:8-10 ).

Кроме того, «избранность» Авраама сочетается с всеобщностью: через его потомков благословение Бога будет распространено на всех людей. Таким образом, у завета Авраама есть два аспекта, связанных с будущим. С точки зрения Авраама, в сравнительно недалеком будущем его потомки будут владеть землей, которую дает им Бог. С точки зрения более отдаленного будущего, мир ждет всеобщее благословение, кульминация деяний Бога в этом мире. Начало исполнения этого обетования описывается в НЗ, первый же аспект проявился в завете горы Синай во времена Моисея. Завет горы Синай. Завет между Богом и Израилем на горе Синай — это важный момент традиции заветов в ВЗ. Ему предшествовал завет с Авраамом, за ним следовал завет с Давидом и провозглашения пророков. Это — центральный момент религии ВЗ, здесь закладываются основы иудаизма, которые продолжают существовать и по сей день. Завет горы Синай был формальным скреплением отношений между Богом и избранным народом, Израилем. Для того чтобы оценить влияние завета горы Синай, нужно понимать его исторический контекст. Перед этим еврейский народ совершил исход из Египта под руководством Моисея. Это был уникальный акт освобождения, посредством которого Бог вмешался в естественное течение истории, чтобы вызволить Свой народ из египетского рабства. Исход истолковывается в ВЗ как божественный акт, сопоставимый с Творением, акт «сотворения» Богом народа Израиля. Изучение двух вариантов четвертой заповеди ( Исх 20:8-11 ; Втор 5:12-15 ) показывает, что исход из Египта составляет непосредственную параллель сотворению мира как основание для соблюл дения субботы. Хотя Израиль был сотворен в момент исхода, ни закона, ни земли у народа еще не было. Завет дал новорожденному Израилю закон, превратив его в теократическое государство (государство, которым правит Бог).

Это было обещание невероятных привилегий; весь народ был призван представлять другие народы мира перед Богом вселенной. Но должность священника была не только привилегированной, она ко многому обязывала. Священнику надлежало быть чистым и знать Бога, в присутствие Которого он должен был входить. Таким образом, Израиль, народ священников, получил закон, который учил их жить, любить Бога и служить всем народам. В законе завета были выражены требования Бога к народу завета. Закон завета. Закон завета состоит из двух основных частей. Во-первых, это десять заповедей, в которых кратко сформулированы требования Бога к Израилю ( Исх 20:2-17 ).

Хотя эта книга содержала множество законов, нельзя было составить правила поведения на все возможные случаи. Различные примеры показывают, что ни одна из областей человеческой деятельности не выпадает из действия закона. Люди, вступившие в отношения с Богом, должны приспосабливать к этим отношениям все стороны своей жизни. Возобновление завета. Завет на горе Синай был заключен с определенной группой людей под руководством Моисея, но касался и будущих поколений. Следовательно, завет нужно было время от времени возобновлять. Такое происходило во времена Иисуса Навина ( Нав 8:30-35 ; Нав 24:1-28 ) и, значительно позже, при царе Иосии ( 4Цар 23:1-3 ).

Самое важное место Библии для понимания природы самого завета и его возобновления — Книга Второзаконие. Вся книга представляет собой описание церемонии возобновления завета, которая произошла в критический переходный момент древней истории Израиля. Завет горы Синай был возобновлен перед самой смертью Моисея, перед тем как власть перешла к Иисусу Навину и началась основная военная кампания за землю обетованную. Со времен Авраама в состав завета входило обетование о земле. Сразу после вступления в эту землю (ок. 1250 до Р.Х.) завет был снова скреплен с новым поколением Израильтян, большая часть которых не стояла у подножия горы Синай за 40 лет до того. Хотя возобновление завета — центральная тема Второзакония, автор прежде всего обращает внимание на проповедь Моисея, а не на подробное описание церемонии. Во многих отношениях церемония — это просто повторение того, что происходило при первоначальном скреплении завета. Повторяются десять заповедей ( Втор 5:6-21 ), более подробно объясняются законы книги завета ( Втор 12-26 ).

Для понимания завета особо важны два момента, возникающих во Второзаконии: ясное утверждение о любви завета и подробное описание благословений и проклятий, которые сопровождают заключение и возобновление завета. Завет с Давидом. Традиция завета претерпела изменения во времена царя Давида (ок. 1000 до Р.Х.).

Завет горы Синай был заключен между Богом и Израилем, при посредничестве Моисея. Во времена Давида добавился дополнительный элемент: Бог заключил завет с Давидом как царем. Этот царский завет был заключен с Давидом через пророка Нафана ( 2Цар 7:8-16 ), то есть снова по инициативе Бога. Этот завет должен был действовать вечно, с Давидом и его потомками ( 2Цар 23:5 ).

Христиане обычно истолковывают завет с Давидом как мессианский. В течение нескольких столетий династия, учрежденная Давидом, правила единым Израилем, потом — Южным Царством, Иудеей. Но в 586 г. до Р.Х. Иудея была завоевана Вавилоном. С тех пор потомок Давида больше не правил независимым царством избранного Божьего народа. Завет с Давидом был вечным не в плане хода древней истории, но в отношении ожидания Мессии, Который должен был родиться от потомков Давида. Матфей и Лука оба указывают на то, что Иисус был потомком Давида ( Мф 1:1 ; Лк 3:31 ).

В НЗ таким образом заветы Бога распространяются на личность Иисуса. Новый завет, предсказанный в Ветхом. Хотя завет Давида с Богом был вечен, завет, заключенный с Израилем на горе Синай, был некоторым образом временным. Завет горы Синай включал в себя условия, сформулированные в благословениях и проклятиях Второзакония. Неповиновение Израиля закону завета могло в худшем случае повлечь за собой изгнание из земли обетованной, которая представляет собой центральную тему завета, начиная с Авраама и Моисея и позже. Еврейские пророки часто предсказывали, что завет может быть расторгнут из-за грехов Израиля. Некоторые из них, в особенности Осия и Иеремия, также видели и более глубокую истину: а именно, что завет основан на Божьей любви и поэтому даже проклятие Бога не будет окончательным. Осия драматически выражает эту истину на примере «живой притчи» — своего брака ( Ос 1-3 ).

Он женился по велению Бога на Гомери, но потом, в результате ее неверности, завет их брака был расторгнут. Хотя из-за прелюбодеяния Гомери Осия был вынужден развестись с ней, он не перестал ее любить. Потом Бог велел Осии вернуться к Гомери ( Ос 3:1 ).

Несмотря на ее неверность, пророк готов был снова взять ее в жены и снова вступить в отношения брачного завета. Так он показал отношение Бога к Израилю. Грехи Израиля неизбежно приведут к расторжению отношений с Богом, но Осия предчувствовал новый союз. В новом завете между Богом и Израилем Израиль благодатью Божьей будет снова принят в союз с Ним ( Ос 2:14-18 ).

О новом завете впечатляюще говорит пророк Иеремия, живший в конце VII — начале VI веков до Р.Х. При жизни Иеремии Иудея потерпела военное поражение. Народ утратил свою независимость и стал вассалом Вавилонской державы. Во внешнем плане поражение 586 г. до Р.Х. ознаменовало собой конец завета горы Синай. Израиль больше не мог называть обетованную землю своей. Но Иеремия прозревал за современной политической реальностью еще одну истину. Деяния Бога в этом мире, как и Его любовь к этому миру, еще не прекратились. Поэтому Иеремия пишет о новом завете, который заключит Бог: «Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» ( Иер 31:31 ).

Новый завет будет ознаменован воздействием Бога на человеческие сердца в виде коренного духовного преображения ( Иер 31:34 ).

Во время вечери Господней Иисус объявил Своим ученикам, что «сия чаша есть новый завет в Моей Крови» ( Лк 22:20 ).

Автор Послания к евреям считал понятие нового завета чрезвычайно важно для полного понимания служения Иисуса Христа ( Евр 8:8-12 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *