Как выполнять морфемный и словообразный разбор слова
2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
А) План морфемного разбора
Б) План словообразовательного разбора
2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Образец морфемного и словообразовательного разбора
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
(Жизнь)… (была) тишайшей
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
(В секретаршу) месткома
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов
Примеры
текст → под текст гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а паха ть → пах от а сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый долг ий → за долг о дом → на дом ник
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монет к а — корень/суффикс/окончание
монет к ой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монет а → монет к а.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали 2 артисты цирка.
Пример 2
На земляничной 2 полянке полно душистых ягод.
Пример 3
Морфемика. Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Знаете ли вы, что важнейшим путем обогащения лексики русского языка является словообразование? Поэтому русский язык относится к языкам синтетического типа, то есть к таким языкам, типологической чертой которых является синтетизм [от греч. synthesis — соединение, составление], заключающийся в объединении в пределах одного слова нескольких морфем. На уроке вы повторите основные сведения о морфемах и способах словообразования, полученные в 5-6 классах.
2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
А) План морфемного разбора
Б) План словообразовательного разбора
2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Образец морфемного и словообразовательного разбора
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
(Жизнь)… (была) тишайшей
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
(В секретаршу) месткома
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Морфемный и словообразовательный анализ слова
Перечень рассматриваемых вопросов
1. Морфемный анализ слова.
2. Словообразовательный анализ слова.
Словообразование – 1) процесс образования новых слов в языке; 2) раздел науки о языке, в котором изучается, как и с помощью чего образуются новые слова.
Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово. При разборе слова по составу указываются все части, из которых оно состоит.
Словообразовательный разбор слова – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.
1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
2. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2015.
1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, а также образование новых слов от однокоренных.
Словообразовательный разбор – это выяснение того, от какого слова образовано или каким способом появилось слово. При словообразовательном разборе в слове указываются только те части, с помощью которых оно образовано.
Кроме словообразовательного разбора важно уметь осуществлять и морфемный разбор слова. Морфемный разбор слова – это выделение частей, из которых состоит слово, то есть определение морфем. При разборе слова по морфемам указываются все части, из которых оно состоит.
Чем отличается словообразовательный разбор от морфемного?
Порядок морфемного разбора слова:
1. Выделить Окончание.
2. Определить Основу.
3. Выделить Суффикс (суффиксы).
4. Определить Приставку (приставки).
Порядок словообразовательного разбора:
1. Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает что-нибудь).
2. Сравнить состав слова с ближайшим по смыслу однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которых оно образовано (-тель).
3. Определить, от чего образована основа (слуша— из слова слушать).
При письменном разборе показать словообразовательную связь этих слов.
Словообразовательный разбор отличается от морфемного тем, что при словообразовательном разборе нужно найти слово, от которого оно образовано, например: слово слушатель образовано от слова слушать, а при морфемном разборе нужно найти морфемы, из которых состоит слово, например: слово слушатель состоит из корня -слуш-, суффиксов -а- и —тель и нулевого окончания.
Выполним морфемный и словообразовательный анализ слова жители.
Жи-тел-и (имя существительное).
2. Основа формы жи-тел-.
1. Начальная форма – житель.
2. Основа слова – жи-тель.
6. Суффиксальный способ.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный / множественный выбор
Выберите правильный ответ.
Словообразование как раздел науки о языке изучает…
Б) образование новых слов от однокоренных;
В) словосочетания и предложения.
Для выполнения задания нужно применить алгоритм:
Вспомнить, что изучает словообразование. Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образуются слова, следовательно, подходит вариант Б.
Б) образование новых слов от однокоренных;
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите, чем отличается слово огурец от слов ребёнок, речка, горошек.
Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов
Примеры
текст → под текст гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а паха ть → пах от а сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый долг ий → за долг о дом → на дом ник
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монет к а — корень/суффикс/окончание
монет к ой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монет а → монет к а.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали 2 артисты цирка.
Пример 2
На земляничной 2 полянке полно душистых ягод.
Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, как делать словообразовательный разбор слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля». Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вин а → вин овн ый → виновн ость
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.
Способы образования слов
Примеры
текст → под текст гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а паха ть → пах от а сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый долг ий → за долг о дом → на дом ник
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
монет к а — корень/суффикс/окончание
монет к ой — корень/суффикс/окончание.
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Монет а → монет к а.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали 2 артисты цирка.
Пример 2
На земляничной 2 полянке полно душистых ягод.