Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор
“Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”
Урок по русскому языку в 7 классе.
Просмотр содержимого документа
«“Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”»
Конспект урока на тему: “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”
Предмет: русский язык
Тип урока: урок актуализации знаний и умений
Форма работы: индивидуальная
1)обобщить и углубить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов в русском языке;
2)закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора;
3)развивать навык критического мышления;
4)воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютера, электронная тетрадь с материалами, сеть Hangouts.
1. Организационный момент.
3.Проверка домашнего задания.
5.Применение знаний и умений.
6.Итог урока. Рефлексия.
7.Объяснение домашнего задания.
1. Организационный момент.
Приветствие. проверка качества связи.
а)что такое морфемы, какие морфемы существуют в русском языке
б)как в русском языке образуются слова, то есть способы словообразования
в)схемы морфемного и словообразовательного разбора
г)поговорим о взаимосвязи словообразования и орфографии.
3.Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы повторяли фонетику. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выполнить фонетический разбор слова “серёжки”.
Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.
-Перейдем к теме сегодняшнего урока. Что такое морфема? Какие морфемы ты знаешь? Чтобы вспомнить, что представляют собой эти морфемы, где находятся, отгадаем кроссворд.
— Может ли суффикс стоять после окончания? Приведи примеры.
-Как правильно выделить в слове морфемы? С чего нужно начать? Вспомним схему морфемного разбора и запишем её. Ответь на вопросы, как правильно выделить окончание, корень? Что нужно для этого сделать?
(Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова).
План морфемного разбора слова:
1.Определить часть речи.
3.Выделить основу слова.
5.Выделить приставки (если есть).
6.Выделить корни (если есть).
-Какие слова не имеют окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?
5.Применение знаний и умений.
-Для того, чтобы вспомнить, как правильно выделять части слова, выполним морфемный разбор некоторых слов на доске.
Задание 1. Выполнить морфемный разбор слов.
Обвинение, безответный, дружеский, росли, заход.
-Перейдем к следующей теме, которую будем сегодня рассматривать. Что такое словообразование, что оно изучает? Как могут образовываться слова в русском языке?
(Перечисление известных ученику способов образования слов).
-Как правильно определить, от чего образовано слово? Вспомни схему словообразовательного разбора слова.
План словообразовательного разбора слова:
1. Поставить слово в начальную форму.
2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). Для этого нужно объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).
3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.
4. Указать средство словообразования.
5. Указать способ словообразования.
— Для того, чтобы вспомнить, как определять, от чего образовано слово, выполним упражнение.
Задание 2. Определить, от чего образованы данные слова. Разбить слова на группы в зависимости от способа словообразования.
2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.
А) План морфемного разбора
Б) План словообразовательного разбора
2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).
3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).
4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.
5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.
6) Сложное слово всегда является производным.
Образец морфемного и словообразовательного разбора
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
(Жизнь)… (была) тишайшей
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
(В секретаршу) месткома
1) Морфемный разбор:
2) Словообразовательный разбор:
Что такое словообразовательный разбор слова
Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный разбор слова — это анализ, от какого однокоренного слова оно образовано и каким способом.
Выясним, что такое морфемный разбор, как делать словообразовательный анализ слова и чем он отличается от морфемного разбора. Со словообразовательным разбором тесно связаны понятия о непроизводном и производном слове, о производящей основе лексем.
Непроизводные и производные слова в русском языке
Если взглянуть на словарный запас русского языка с точки зрения его образования, то укажем, что слова бывают непроизводные и производные.
Так, например, древние славяне соотнесли свое понятие о видимом над собой воздушном пространстве голубого цвета с сочетанием звуков, оформленным в слово «небо». А твердую поверхность, которая находится под ногами и которую можно распахать и засеять зерном, назвали словом «земля».
Эти первичные слова, возникшие в древнерусском языке, в современном русском языке являются непроизводными. Они отличаются простотой морфемного строения и состоят только из корня и окончания:
Непроизводные слова являются базой для возникновения новых слов, образованных от них с помощью одной, реже двух или трех морфем:
Понаблюдаем:
Новое слово, образованное от однокоренного слова с помощью одной или более морфем, называется производным.
Производные слова являются вторичными. Их лексическое значение можно определить, опираясь на исходное слово:
Производящая основа слова
В словообразовании участвует производящая основа исходного слова, которую получим, если не будем принимать во внимание словоизменительную морфему — окончание:
Основа слова, на базе которого с помощью аффиксов образовано новое производное слово, называется производящей. Основа производного однокоренного слова является производной.
Отметим, что в основу слов не включаются также формообразующие суффиксы.
Каждое новое слово отличается от производящего более сложным морфемным составом. Морфемы, как бусинки, нанизываются постепенно на производящую основу слова. Если составить словообразовательную цепочку, то можно наглядно убедиться в этом:
вина → виновный → виновность
Каждое предыдущее слово является производящим для последующего:
В нашем примере вторая словообразовательная пара укажет, что производное прилагательное «виновный» является производящим для существительного «виновность». Его производящая основа стала более сложной по сравнению с исходным словом «вина».
Производящими могут быть как непроизводные, так и производные однокоренные слова.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.