Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор

“Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”

Урок по русскому языку в 7 классе.

Просмотр содержимого документа
«“Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”»

Конспект урока на тему: “Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”

Предмет: русский язык

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Форма работы: индивидуальная

1)обобщить и углубить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов в русском языке;

2)закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора;

3)развивать навык критического мышления;

4)воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютера, электронная тетрадь с материалами, сеть Hangouts.

1. Организационный момент.

3.Проверка домашнего задания.

5.Применение знаний и умений.

6.Итог урока. Рефлексия.

7.Объяснение домашнего задания.

1. Организационный момент.

Приветствие. проверка качества связи.

а)что такое морфемы, какие морфемы существуют в русском языке

б)как в русском языке образуются слова, то есть способы словообразования

в)схемы морфемного и словообразовательного разбора

г)поговорим о взаимосвязи словообразования и орфографии.

3.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы повторяли фонетику. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выполнить фонетический разбор слова “серёжки”.

Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.

Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть картинку Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Картинка про Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор

-Перейдем к теме сегодняшнего урока. Что такое морфема? Какие морфемы ты знаешь? Чтобы вспомнить, что представляют собой эти морфемы, где находятся, отгадаем кроссворд.

— Может ли суффикс стоять после окончания? Приведи примеры.

-Как правильно выделить в слове морфемы? С чего нужно начать? Вспомним схему морфемного разбора и запишем её. Ответь на вопросы, как правильно выделить окончание, корень? Что нужно для этого сделать?

(Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова).

План морфемного разбора слова:

1.Определить часть речи.

3.Выделить основу слова.

5.Выделить приставки (если есть).

6.Выделить корни (если есть).

-Какие слова не имеют окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?

5.Применение знаний и умений.

-Для того, чтобы вспомнить, как правильно выделять части слова, выполним морфемный разбор некоторых слов на доске.

Задание 1. Выполнить морфемный разбор слов.

Обвинение, безответный, дружеский, росли, заход.

-Перейдем к следующей теме, которую будем сегодня рассматривать. Что такое словообразование, что оно изучает? Как могут образовываться слова в русском языке?

(Перечисление известных ученику способов образования слов).

Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть картинку Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Картинка про Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор

-Как правильно определить, от чего образовано слово? Вспомни схему словообразовательного разбора слова.

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). Для этого нужно объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

— Для того, чтобы вспомнить, как определять, от чего образовано слово, выполним упражнение.

Задание 2. Определить, от чего образованы данные слова. Разбить слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Источник

2.15. Морфемный и словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2 ) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова.

А) План морфемного разбора

Б) План словообразовательного разбора

2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Образец морфемного и словообразовательного разбора

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

(Жизнь)… (была) тишайшей

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

(В секретаршу) месткома

1) Морфемный разбор:

2) Словообразовательный разбор:

Источник

Что такое словообразовательный разбор слова

Морфемный и словообразовательный разбор слова (то, что условно обозначается цифрой 2) – это два взаимосвязанных этапа анализа структуры слова. Словообразовательный раз­бор сло­ва — это ана­лиз, от како­го одно­ко­рен­но­го сло­ва оно обра­зо­ва­но и каким способом.

Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть картинку Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Картинка про Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор

Выясним, что такое морфемный разбор, как делать сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный анализ сло­ва и чем он отли­ча­ет­ся от мор­фем­но­го раз­бо­ра. Со сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным раз­бо­ром тес­но свя­за­ны поня­тия о непро­из­вод­ном и про­из­вод­ном сло­ве, о про­из­во­дя­щей осно­ве лексем.

Непроизводные и производные слова в русском языке

Если взгля­нуть на сло­вар­ный запас рус­ско­го язы­ка с точ­ки зре­ния его обра­зо­ва­ния, то ука­жем, что сло­ва быва­ют непро­из­вод­ные и производные.

Так, напри­мер, древ­ние сла­вяне соот­нес­ли свое поня­тие о види­мом над собой воз­душ­ном про­стран­стве голу­бо­го цве­та с соче­та­ни­ем зву­ков, оформ­лен­ным в сло­во «небо». А твер­дую поверх­ность, кото­рая нахо­дит­ся под нога­ми и кото­рую мож­но рас­па­хать и засе­ять зер­ном, назва­ли сло­вом «зем­ля».

Эти пер­вич­ные сло­ва, воз­ник­шие в древ­не­рус­ском язы­ке, в совре­мен­ном рус­ском язы­ке явля­ют­ся непро­из­вод­ны­ми. Они отли­ча­ют­ся про­сто­той мор­фем­но­го стро­е­ния и состо­ят толь­ко из кор­ня и окончания:

Непроизводные сло­ва явля­ют­ся базой для воз­ник­но­ве­ния новых слов, обра­зо­ван­ных от них с помо­щью одной, реже двух или трех морфем:

Понаблюдаем:

Новое сло­во, обра­зо­ван­ное от одно­ко­рен­но­го сло­ва с помо­щью одной или более мор­фем, назы­ва­ет­ся производным.

Производные сло­ва явля­ют­ся вто­рич­ны­ми. Их лек­си­че­ское зна­че­ние мож­но опре­де­лить, опи­ра­ясь на исход­ное слово:

Производящая основа слова

В сло­во­об­ра­зо­ва­нии участ­ву­ет про­из­во­дя­щая осно­ва исход­но­го сло­ва, кото­рую полу­чим, если не будем при­ни­мать во вни­ма­ние сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му — окончание:

Основа сло­ва, на базе кото­ро­го с помо­щью аффик­сов обра­зо­ва­но новое про­из­вод­ное сло­во, назы­ва­ет­ся про­из­во­дя­щей. Основа про­из­вод­но­го одно­ко­рен­но­го сло­ва явля­ет­ся производной.

Отметим, что в осно­ву слов не вклю­ча­ют­ся так­же фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

Каждое новое сло­во отли­ча­ет­ся от про­из­во­дя­ще­го более слож­ным мор­фем­ным соста­вом. Морфемы, как бусин­ки, нани­зы­ва­ют­ся посте­пен­но на про­из­во­дя­щую осно­ву сло­ва. Если соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку, то мож­но нагляд­но убе­дить­ся в этом:

вина → виновный → виновность

Каждое преды­ду­щее сло­во явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для последующего:

В нашем при­ме­ре вто­рая сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная пара ука­жет, что про­из­вод­ное при­ла­га­тель­ное «винов­ный» явля­ет­ся про­из­во­дя­щим для суще­стви­тель­но­го «винов­ность». Его про­из­во­дя­щая осно­ва ста­ла более слож­ной по срав­не­нию с исход­ным сло­вом «вина».

Производящими могут быть как непро­из­вод­ные, так и про­из­вод­ные одно­ко­рен­ные слова.

Что такое словообразовательный разбор?

Уяснив, что такое про­из­вод­ное, про­из­во­дя­щее сло­во и осно­ва, теперь перей­дем непо­сред­ствен­но к сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­му раз­бо­ру слова.

Словообразовательный раз­бор сло­ва наце­лен на то, что­бы ука­зать самую близ­кую одно­ко­рен­ную лек­се­му, от кото­рой оно было обра­зо­ва­но. Результатом это­го поис­ка явля­ет­ся состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары, опре­де­ля­ю­щей соот­но­ше­ние про­из­во­дя­ще­го и про­из­вод­но­го слова.

Понаблюдаем:

Обычно, как ука­зы­ва­лось ранее, про­из­вод­ное сло­во отли­ча­ет­ся одной морфемой.

Выделив про­из­во­дя­щую осно­ву исход­но­го сло­ва, срав­ним её с осно­вой про­из­вод­но­го сло­ва, в кото­рой появил­ся новый сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный эле­мент — при­став­ка, суф­фикс и т. д.

По тому, какая мор­фе­ма участ­во­ва­ла в сло­во­об­ра­зо­ва­нии, опре­де­лим спо­соб обра­зо­ва­ния лексемы.

Способы обра­зо­ва­ния слов Примеры

текст → подтекст
гнать → догнать

белый → белизна
пахать → пахота
сотво­рить → сотворение

люди → безлюдный
долгий → задолго
дом → надомник

отды­хать → отдых
зеленый → зелень
супруг → супруга

какой → какой-нибудь
что → что-то
где → где-либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

пожар, опасный → пожароопасный
диван, кро­вать → диван-кровать
канат, ходить → канатоходец
море, пла­вать → мореплаватель
специаль­ный корреспон­дент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

заго­ра­ю­щие (сущ.) — заго­ра­ю­щие (прич.) люди;
про­хо­жий (сущ.) — про­хо­жий (прил.) человек

Пропуск одной сту­пень­ки в сло­во­об­ра­зо­ва­нии (невер­ное опре­де­ле­ние про­из­во­дя­ще­го сло­ва) вле­чет за собой оши­боч­ное состав­ле­ние сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ной пары:

Как след­ствие это­го, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор выпол­ня­ет­ся неверно.

Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть картинку Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Картинка про Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор

Чтобы пра­виль­но его выпол­нить, пред­при­мем несколь­ко шагов.

Словообразовательный и морфемный разбор

Эти виды раз­бо­ра слов близ­ки меж­ду собой в том плане, что свя­за­ны с опре­де­ле­ни­ем мор­фем в соста­ве слова.

Следует не путать мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный разбор.

Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Смотреть картинку Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Картинка про Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор. Фото Что такое словообразование и орфография морфемный и словообразовательный разбор

А) План морфемного разбора

Б) План словообразовательного разбора

1) При морфемном разборе анализируется та форма слова, которая представлена в конкретном тексте; при словообразовательном разборе – слово в начальной форме.2) Основу разбираемой формы слова можно выделить всегда, окончание (включая нулевое окончание) выделяется только в изменяемых частях речи (нет окончаний у деепричастий, наречий, служебных частей речи и некоторых существительных и прилагательных).

3) Чтобы определить, является ли слово производным, надо обратить внимание на состав его основы (в начальной форме!).

4) Если основа начальной формы слова состоит из одного корня, то оно обычно является непроизводным. Исключения могут составить слова, которые образованы путём: (а) нулевой суффиксации; (б) перехода из одной части речи в другую.

5) Если основа начальной формы слова состоит из корня и приставки, суффикса и т.д., такое слово обычно является производным. Исключения составляют некоторые бесприставочные глаголы.

6) Сложное слово всегда является производным.

Морфемный раз­бор — это пол­ное чле­не­ние сло­ва в любой грам­ма­ти­че­ской фор­ме на состав­ля­ю­щие его морфемы:

При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре сло­во сна­ча­ла ста­вит­ся в началь­ную форму.

Словообразовательный раз­бор пред­по­ла­га­ет поиск про­из­во­дя­ще­го сло­ва, выде­ле­ние про­из­во­дя­щей осно­вы, ука­за­ние толь­ко одной или более про­из­во­дя­щих мор­фем и спо­со­ба обра­зо­ва­ния про­из­вод­но­го слова.

Слово «монет­ка» обра­зо­ва­но суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­но­го суще­стви­тель­но­го «моне­та».

Образец морфемного и словообразовательного разбора

1) Морфемный разбор:

1. парикмахер-ск-их (имя существительное).
2. Окончание – ‑их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой.
3. Основа формы – парикмахер-ск-.
4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш‑а.
5. ‑ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.

2) Словообразовательный разбор:

1. Начальная форма – парикмахерская.
2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная.
3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.).
6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).

Примеры словообразовательного разбора слов

Словообразовательный раз­бор обо­зна­ча­ет­ся циф­рой 2 над словом.

Пример 1

В наш город при­е­ха­ли2 арти­сты цирка.

Пример 2

На зем­ля­нич­ной2 полян­ке пол­но души­стых ягод.

Источник

Конспект урока на тему:»Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова»

14.09.2020г. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова

1)обобщить и углубить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов в русском языке; 2)закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора; 3)развивать навык критического мышления; 4)воспитывать интерес к русскому языку.

Познавательные УУД : объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Регулятивные УУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Личностные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

1. Организационный момент.

— Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) активный (пассивный) 2) горизонтальный (вертикальный)

3) диалог (монолог) 4) исчезать (появляться)

5) оптимизм (пессимизм) 6) приятный (неприятный)

7) прекрасный (безобразный) 8) рассвет (закат) 9) расставаться (встречаться)

— Обозначьте графически, из каких частей состоят слова рассвет, закат

-Какая часть слова не присутствует в этих словах? (суффикс)

3. Определение темы урока по схеме.

Какие это части слова? (Значимые.)

Какие цели мы себе поставим на урок?

3.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы повторяли фонетику. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выполнить фонетический разбор слов “семья и время”.

Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.

— Может ли суффикс стоять после окончания? Приведи примеры.

-Как правильно выделить в слове морфемы? С чего нужно начать? Вспомним схему морфемного разбора и запишем её. Ответь на вопросы, как правильно выделить окончание, корень? Что нужно для этого сделать?

(Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова).

План морфемного разбора слова:

1.Определить часть речи. 2.Выделить окончание. 3.Выделить основу слова.

4.Выделить корень. 5.Выделить приставки (если есть). 6.Выделить корни (если есть).

-Какие слова не имеют окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?

5.Применение знаний и умений.

-Для того, чтобы вспомнить, как правильно выделять части слова, выполним морфемный разбор некоторых слов на доске.

Задание 1. Выполнить морфемный разбор слов.

Обвинение, безответный, дружеский, росли, заход.

-Перейдем к следующей теме, которую будем сегодня рассматривать. Что такое словообразование, что оно изучает? Как могут образовываться слова в русском языке?

(Перечисление известных ученику способов образования слов).

-Как правильно определить, от чего образовано слово? Вспомни схему словообразовательного разбора слова.

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). Для этого нужно объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

— Для того, чтобы вспомнить, как определять, от чего образовано слово, выполним упражнение.

Задание 2. Определить, от чего образованы данные слова. Разбить слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Источник

Конспект урока 7 класс «Морфемика и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор»

“ Морфемика и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор”___________________

Тип урока: урок актуализации знаний и умений

Форма работы: индивидуальная

1)обобщить и углубить знания о морфемном составе слова, о способах образования слов в русском языке; 2)закрепить навык словообразовательного и морфемного разбора; 3)развивать навык критического мышления; 4)воспитывать интерес к русскому языку.

Познавательные УУД : объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

Регулятивные УУД: ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

Личностные УУД: принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

1. Организационный момент.

— Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:

1) активный (пассивный) 2) горизонтальный (вертикальный)

3) диалог (монолог) 4) исчезать (появляться)

5) оптимизм (пессимизм) 6) приятный (неприятный)

7) прекрасный (безобразный) 8) рассвет (закат) 9) расставаться (встречаться)

— Обозначьте графически, из каких частей состоят слова рассвет, закат

-Какая часть слова не присутствует в этих словах? (суффикс)

3. Определение темы урока по схеме.

Какие это части слова? (Значимые.)

Какие цели мы себе поставим на урок?

3.Проверка домашнего задания.

-На прошлом уроке мы повторяли фонетику. Домашнее задание заключалось в том, чтобы выполнить фонетический разбор слов “семья и время”.

Проверка домашнего задания, коррекция ошибок.

— Может ли суффикс стоять после окончания? Приведи примеры.

-Как правильно выделить в слове морфемы? С чего нужно начать? Вспомним схему морфемного разбора и запишем её. Ответь на вопросы, как правильно выделить окончание, корень? Что нужно для этого сделать?

(Чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. Чтобы выделить корень, нужно подобрать однокоренные слова).

План морфемного разбора слова:

1.Определить часть речи. 2.Выделить окончание. 3.Выделить основу слова.

4.Выделить корень. 5.Выделить приставки (если есть). 6.Выделить корни (если есть).

-Какие слова не имеют окончания и почему? В какой части слова заключается общее лексическое значение однокоренных слов?

5.Применение знаний и умений.

-Для того, чтобы вспомнить, как правильно выделять части слова, выполним морфемный разбор некоторых слов на доске.

Задание 1. Выполнить морфемный разбор слов.

Обвинение, безответный, дружеский, росли, заход.

-Перейдем к следующей теме, которую будем сегодня рассматривать. Что такое словообразование, что оно изучает? Как могут образовываться слова в русском языке?

(Перечисление известных ученику способов образования слов).

-Как правильно определить, от чего образовано слово? Вспомни схему словообразовательного разбора слова.

План словообразовательного разбора слова:

1. Поставить слово в начальную форму.

2. Определить слово, от которого оно образовано. Например, обновление – обновить (а не новый). Для этого нужно объяснить значение исследуемого слова через значение слова, от которого оно образовано (например, слушатель – тот, кто слушает).

3. Выделить основу, от которой образовано исследуемое слово.

4. Указать средство словообразования.

5. Указать способ словообразования.

— Для того, чтобы вспомнить, как определять, от чего образовано слово, выполним упражнение.

Задание 2. Определить, от чего образованы данные слова. Разбить слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *