Что такое словообразовательная цепочка 7 класс
Технологическая карта урока по теме » Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо». 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)
технологическая карта урока в соответствии с ФГОС
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме » Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо». 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)»
Тема урока: Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо
— формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме;
— создание условий для осознания учащимися необходимости знать особенности морфемного разбора и словообразования;
— развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
— уметь брать инициативу на себя;
— уметь критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого
— воспитывать качества личности: толерантность, ответственность.
— развивать умения искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
— способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
— развивать умение определять способ образования слов.
— развивать способность с помощью вопросов добывать информацию;
— выделять обобщенный смысл, знать образцы планов разбора, уметь делать вывод о различиях разборов
— выделять и осознать, что уже усвоено и что подлежит усвоению
— формировать интерес к новому учебному материалу ;
— формировать умения видеть и определять способ словообразования.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Методы и приёмы: Системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
включение учащихся в деятельность
Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя
Подготовка класса к работе.
К: планирование учебного сотрудничества
Сообщение темы и цели урока
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
2. Составление предложений:
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
3. Составление плана и последовательности действий.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Мне надо научиться…
Сегодня на уроке я могу..
Л: формирование познавательного интереса
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
1. Проверка домашнего задания.
— Расскажите о способах образования, проиллюстрируйте свой рассказ примерами.
-составьте словообразовательную цепочку ( 3 учащихся у доски)
-расскажите, что такое словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо ( фронтальный опрос)
Отвечают на вопросы.
Формулируют точные ответы.
Приводят примеры слов.
К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Проблемное объяснение нового знания
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися
2. Наблюдение за языковым материалом.
Предлагаю вам послушать одну историю. В ХХ веке в самый известный университет
Советского Союза из Америки привезли совершенно необыкновенную вещь. Ученые
сь вокруг удивительного предмета. Очень большой, из нескольких
частей. Металлическая коробка, присоединенная к телевизору, и еще штучка, похожая на
сломанную печатную машинку.
Это был удивительный момент –момент появления в языке нового слова. Каким образом оно появилось в языке? (Заимствование.)
Очень скоро у заимствованного английского слова появились русские родственники. Иначе и быть не могло.Появились программы, игры, столы, магазины
–и появилось слово. (компьютерный).Появились специалисты по компьютерам –и слово. (компьютерщик).
Компьютерами стали оснащать вузы и предприятия
–и появилось слово. (компьютеризировать).
Делаем на доске запись.
Компьютер + щик = компьютерщик
Каким образом появились в русском языке эти слова? Как вы думаете, требовались ли разъяснения их лексических значений людям, которые знали, что такое компьютер? Почему? Какие слова стали для них подсказчиками?
Наблюдают за языковым материалом.
Записывают слова в тетрадь.
Называют способ образования.
Разбирают слова по составу.
Отвечают на вопросы.
Читают теоретический материал.
Отвечают на вопросы учителя.
Работают над упражнением.
Выполняют анализ слов.
Определяют способ образования.
Читают теоретический материал.
Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов;
П: самостоятельное выделение- формул-ние познавательной цели;
Л: формулирование проблемы
проговаривание и закрепление нового знания
Образуйте от слова «синий» слова разных частей речи. (Словообразовательное гнездо!)
Известны не все элементы словообразовательной цепочки. Восстанови пропущенные слова и запиши полный вариант в тетрадь.
Работа у доски – словообразовательное гнездо – упр 69
Вода- водяной, водный, водянистый, водянистость, водянка
Вода – безводный, паводок, подводный
Записывают в тетрадь.
Р: контроль, оценка, коррекция;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
П: умение структурировать знания
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся;
7индивидуальная работа ( тест) по вариантам
1 вариант – способы словообразования
1. Какие слова образованы приставочным способом?
1. а) бензовоз, б) блеснуть, в) набок, г) обезболить;
2. а) удлинить, б) выведать, в) докладчик, г) звездопад;
3. а) бездумный, б) землетрясение, в) отзвук, г) журавлиный;
4. а) прокипятить, б) народонаселение, в) нежность, г) внизу.
2. Какие слова образованы суффиксальным способом?
1. а) безропотный, б) общероссийский, в) по-русски, г) низость;
2. а) пересадить, б) охотник, в) бессердечный, г) сердобольный;
3. а) переубедить, б) чернобровый, в) пожарище, г) бесшовный;
4. а) по-кошачьи, б) преподаватель, в) пошутить, г) единовластие.
3. Какие слова образованы приставочно-суффиксальным способом?
1. а) накушаться, б) кустарник, в) вертолёт, г) небезызвестный;
2. а) лесоруб, б) обессилеть, в) изобретатель, г) взломать;
3. а) людишки, б) разлюбить, в) подлокотник, г) многолюдный;
4. а) моделировать, б) непримиримый, в) одноклассник, г) предопределить.
4. Какие слова образованы путем сложения основ?
1. а) полненький, б) рыболов, в) впереди, г) напротив;
2. а) беспроцентный, б) простодушный, в) напугать, г) впятером;
3. а) пчеловод, б) речевой, в) бессильный, г) пристанционный;
4. а) кукловод, б) насухо, в) счётчик, г) несчастье.
5. Укажите правильный вариант ответа.
1. Приставочный способ словообразования
а) добросить, б) вовеки, в) густоволосый, г) даровитый;
2. Суффиксальный способ словообразования
а) великоватый, б) беззащитный, в) прозвенеть, г) самозащита;
3. Приставочно-суффиксальный способ словообразования
а) зеркальце, б) зверобой, в) гусиный, г) настенный;
а) нелёгкий, б) рыбак, в) молоденький, г) чужеземец.
2 вариант – словообразование
1. Однокоренными словами являются:
А)Пол, подпол, половник;
б) страна, страница, иностранец;
в) мороз, морозный, заморозки.
2. Сколько морфем в слове шуршат?
3. Разделите слова на группы:
А- однокоренные Б- формы одного и того же слова
4. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется:
5. Как называется часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово :
6. В каком ряду слов есть приставка по:
А) полис, поехали, поели;
Б) покататься, почистить, поиграл;
7. В каком слове нет приставки о:
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают словообразовательные цепочки.
Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
Р: умение давать самооценку.
Л: адекватная самооценка
Итог урока (рефлексия деятельности)
самооценка результатов деятельности своей и всего класса
— Что нового открыли на уроке?
— Какие трудности возникли?
— Что удалось легче всего?
Расставляют себе баллы.
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Домашнее задание Дифференцированное
2 вариант — выписать из словаря любое словообраз. Гнездо
Краткое описание
Чтобы понять, как составить словообразовательную цепочку, нужно первым делом разобраться в теории. Эту тему подробно разбирают в 10 классе. Если ученик решит пропустить этот раздел, то он не сможет самостоятельно формировать новые речевые конструкции.
Производная форма представляет собой первичную ветвь словообразования. На основании конкретного слова базируются все связанные между собой элементы. Слова для словообразовательной цепочки отвечают за последовательность речевых форм, имеющих одинаковый корень.
Каждый новый элемент происходит от предыдущего. Это позволило сделать специалистам вывод, что сформированная конструкция имеет универсальную иерархическую структуру. К примеру: в выстроенной цепи «приятный > неприятный > пренеприятный разговор» первое слово является логическим производным по отношению к «неприятный», а также мотивирующим для «пренеприятный».
Непроизводные слова — это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. А вот производными принято называть образованные с помощью морфемных включений все последующие ответвления.
В классической словообразовательной цепи здоровый > здоровенький > здоровенный > нездоровый > здороветь именно слово «здоровый» является непроизводным.
Техническая сторона
Используемые в русском языке новообразованные элементы речи имеют производную форму. На базе простой производящей единицы каждый человек может сформировать новую словообразовательную цепочку. Все образованные единицы речи относятся к производной категории. Это важное правило, благодаря чему оно сохраняется во всех случаях формирования новых единиц речи.
Более сложной структурой обладает мотивирующее слово. Этот нюанс находит отражение в морфологических, семантических, а также стилистических аспектах. Основные примеры словообразовательной цепочки позволяют разобраться во всех нюансах использования производящих и производных элементов: бить > выбить. Первое слово выступает в роли производящего, а второе является мотивирующим. Очень важно разобраться во всех этих нюансах, так как эта тема является одной из самых важных.
Величественный русский язык содержит такие речевые единицы, которые не произошли от других слов, имеющих аналогичный корень. Специалисты утверждают, что все эти формы имеют непроизводную основу. Если конкретный словообразовательный ряд имеет немотивированную основу, то она может быть сформирована следующим образом: непроизводная форма в качестве производящей > мотивирующая форма. А это значит, что за основу берётся то слово, которое является элементарным по своему составу.
Чаще всего немотивированные речевые единицы включают в себя один корень: окно, ночь, дочь.
Предназначение словообразовательной цепи
Это направление в русском языке отвечает за последовательность образования новых единиц речи. Словообразование является ключевым механизмом в понимании значения лексики и возможности её усвоения учащимися. Специалистами были разработаны различные задачи, которые призваны закрепить навыки построения логических цепочек:
Правильно сформированные словообразовательные цепи призваны объединить однокоренные элементы речи с идентичным смысловым значением, чтобы в итоге составить ещё одну последовательность, которую называют «гнездом». Это одно из самых важных понятий в системе поэтапного построения совершенно новых лексических форм. В словообразовательном направлении гнёзда представляют собой некую совокупность цепочек, благодаря которым происходить объединение речевых единиц с общим смыслом.
Для избежания распространённых ошибок крайне важно учитывать не только общий корень, но и сам факт семантической схожести. Своеобразной основой словообразовательного ряда является простая, но неизменённая речевая единица.
Эксперты рекомендуют первым делом правильно выделять основное слово в ряду всех представленных однокоренных речевых элементов, чтобы в итоге можно было определить, сколько именно уместных последовательностей может быть построено.
Гнездо — это своеобразная совокупность всех однокоренных (родственных) слов. Словообразовательное гнездо включает в себя цепочки. Все слова, входящие в гнездо, обязательно имеют общий корень, но они должны объединяться смысловым значением. Например: череп > черепок > черепной. Это только одно словообразовательное гнездо, а черепица > черепичный > черепитчатый — уже совсем другое словообразовательное гнездо, хотя у них и одинаковый корень. Но смысл остаётся разным. Поэтому считается, что это два разных словообразовательных гнёзда.
Особенности выбора однокоренных слов
Составление словообразовательной конструкции имеет свои нюансы, так как в русском языке действует несколько важных правил, которые тоже надо учитывать.
Специалисты выделяют несколько доступных способов построения речевых конструкций:
Для каждого способа свойственные свои правила и исключения, которые нельзя оставлять без внимания.
Алгоритм действий
Чтобы максимально разобраться в том, как правильно составить словообразовательную цепочку, необходимо не только выучить, но и понять последовательность действий. Только тщательное соблюдение всех пунктов позволяет существенно упростить поставленную задачу. Правильно сформировать словообразовательную цепь поможет только комплексный подход:
К примеру: нужно найти производящее для слова «родственники». Обязательно следует выделить аффиксы и корень: род-ств-енн-ик-и (корень — род; суффикс — ств; суффикс — енн; суффикс — ик; окончание — и). Для этого варианта свойственен суффиксальный способ словообразования. Остаётся определить семантическое значение: родственники — это лица, которые связаны кровным родством.
Важные нюансы
При составлении словообразовательных цепочек обязательно нужно обращать внимание на ряд нюансов. Только тщательное их соблюдение поможет добиться желаемых результатов:
Прилагательное в словообразовании наречий на «о» выполняет функцию производящей единицы.
Поиск недостающей информации в словарях
Даже если разобраться во всех нюансах и максимально соблюдать алгоритм формирования словообразовательных цепей, трудности неизбежны. В такой ситуации можно воспользоваться словарями. Специальные издания позволяют выбрать наиболее подходящие однокоренные формы абсолютно к любому речевому элементу. Словарные записи позволяют разобраться в методах построения языковых форм. В некоторых изданиях можно найти эффективные подсказки, как составить цепочку к определённому речевому элементу.
Для закрепления изученной информации можно ознакомиться с алгоритмом составления словообразовательной цепи, взяв за основу слово «развеселиться». Схема действий:
В конечном счёте словообразовательная цепь примет следующий вид: весёлый > веселить > развеселить > развеселиться. На просторах интернета много ресурсов, благодаря которым можно онлайн выполнить разбор слова, а также отыскать недостающую промежуточную речевую единицу. Проверить свои знания можно в том случае, если записать или назвать зашифрованные в схемах словообразовательные элементы.
Что такое словообразовательная цепочка?
Словообразование – одна из самых сложных, но вместе с тем и интересных тем русского языка. При объяснении этого раздела лингвистики часто всплывают такие термины, как словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо, словообразовательная пара, и далеко не всегда так очевидно, что же они обозначают. Попробуем вместе постичь основы словообразования и разобраться, что из этих названий что обозначает и как же понимание этого поможет в словообразовании.
Что это такое?
Первые попытки
Дополнительная теория
Упражнение 1: производящее и производное
Словообразовательная пара
Способы словообразования
Ни в коем случае нельзя говорить о словообразовательных цепочках, не зная основных способов словообразования. Их существует четыре:
Именно при морфологическом способе словообразования наиболее чётко прослеживаются звенья словообразовательных цепочек – в остальных способах преобразования производящего слова не всегда так очевидны.
Сложение
Обращаемся к сложению. Здесь мы работаем сначала с производящим словом, образовывая его слиянием основ или же слиянием целых слов: пароход, газопровод, завуч. В этом случае словообразовательная пара будет иметь вид пар, ход — пароход.
Слияние
Переход одной части речи в другую
Упражнение 2: построение цепочек
Теперь, когда у нас уже есть определённое представление о том, как же образовываются слова в словообразовательных цепочках, попробуем попрактиковаться. Постройте словообразовательные цепочки, выделите в них морфемы, с помощью которых были образованы новые слова, и назовите способы словообразования:
Словообразовательное гнездо
Теперь перейдём к последнему из трёх упомянутых в самом начале терминов – словообразовательным гнёздам. Словообразовательным гнездом называют совокупность всех возможных словообразовательных цепочек от одного производящего слова. Возьмём, например, лексему «весёлый». Для начала постройте словообразовательные цепочки, которые приведут к словам «невесело», «развеселиться» и «повеселиться».
Начнём проверять (в цепочках указаны способы словообразования):
Все эти цепочки вместе образуют огромное словообразовательное гнездо для слова «весёлый». То есть каждое непроизводное слово – это и есть самый центр гнезда, вокруг которого начинают обвиваться цепочки образованных слов.
Упражнение 3: восстановление цепочек
Сейчас, когда нам уже ясна и основная терминология, и способы словообразования, пришло время поупражняться. Начнём с самого простого: восстановите промежуточное слово в словообразовательной цепочке, указав при этом все способы словообразования в данной цепочке:
Упражнение 4: восстановление последовательности
Кстати говоря, в предыдущем задании есть одна небольшая ошибка. Попробуйте определить, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность.
Да, это самая первая цепочка. Слово «тайна» является производным, а не производящим по отношению к слову «таить». Дело в том, что непроизводными словами чаще всего являются прилагательные и глаголы, тогда как все остальные части речи образуются уже от них. Давайте восстановим правильный порядок слов в словообразовательной цепочке:
1) приют, ютиться, приютить;
2) кулинар, кулинария, кулинарный;
3) белый, побелка, белеть.
Правильные цепочки выглядят следующим образом:
Упражнение 5: поиск лишнего слова
Очень важно уметь определять однокоренные слова и не добавлять в словообразовательную цепочку схожие по звучанию, но всё же совершенно отличные по своему смыслу слова. В какой словообразовательной цепочке встречаются лишние слова?
1) смех, смешить, смешенный;
2) барсучий, барсовый, барсук;
3) бассейн, басенный, басня.
Итак, в каждой из представленных выше цепочек есть одно слово, которое к ней не относится. Давайте найдём его и составим правильные цепочки:
Упражнение 6: игра с морфемами
Итак, словообразовательная цепочка слова содержит некоторое количество однокоренных слов, связанных общим корнем и изменяемыми морфемами. Теперь немного усложним задачу: попробуем создать словообразовательную цепочку, зная лишь непроизводное слово и способы образования последующих звеньев:
Возможные варианты цепочек:
Конечно, в этом задании нет универсально правильных ответов, всё зависит от конкретно использованных вами приставок.
Упражнение 7: использование морфем
А сейчас попробуем понять, как же выглядела первоначально словообразовательная цепочка. Вам даётся непроизводное слово, а потом морфемы, которые использовались при создании производных слов. Восстановите цепочку:
Правильные цепочки выглядят так:
Сложность этого задания в том, что не указано, какая именно морфема (приставка, суффикс или постфикс) использована в процессе словообразования, так что здесь придётся хорошенько подумать, восстанавливая опущенные слова.
Упражнение 8: словообразовательные гнёзда
В качестве закрепления попробуем построить словообразовательное гнездо для следующих слов: зелёный; дом; вода.
Конечно, это далеко не все цепочки этих гнёзд, но всё же такая игра с различными морфемами поможет гораздо лучше понять принципы словообразования.
Заключение
Итак, мы знаем, что по итогам словообразования слова можно объединять в цепочки, умеем определять, в какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность звеньев, умеем сами составлять эти цепочки. Словообразование – отнюдь не каторга, а настоящее удовольствие. И теперь вы сами можете в этом убедиться.
Конспект урока в 7 классе по теме «Словообразование «
Разработка урока русского языка
(повторение вначале учебного года)
отработать навыки морфемного и словообразовательного разбора;
выработать умение составлять словообразовательные цепочки;
эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: 1) таблица образования сложных слов;
2) иллюстрация с изображением памятника Петру I скульптора Фальконе;
3) материалы для интерактивной доски.
Записать предложение, составить его схему.
Писательница А. Кувшинчикова по случаю выхода своей первой книги приготовила шикарный салат и красиво уложила его в салатницу².
III.Повторение и обобщение изученного.
1.Вступительное слово учителя.
Темой сегодняшнего повторения является раздел русского языка «Словообразование».Все в мире взаимосвязано, и все разделы русского языка связаны между собой. В этом мы могли убедиться, выполняя предыдущее задание, в котором лексические и словообразовательные пласты задействованы одновременно.
-Что изучает словообразование?
— Какие морфемы мы знаем? Дайте характеристику каждой из морфем. Приведите примеры.
— Какие способы образования слов нам известны? Дайте характеристику каждому способу. Приведите примеры.
. Иван Семенович Полупшенный построил на даче новый забор. Глядит на него, радостно потирает руки:
– Хорош заборчик получился!
– Да не забор это вовсе, а так, заборик, – произнес свысока жираф, прогуливавшийся по дачному поселку после обеда в зоопарке.
– Да уж скажешь тоже, заборик – целый заборище! – пискнул мимоходом мышонок, стараясь найти дырку в плотно подогнанном штакетнике. – Щелей нет, а пока на такую высоту поднимешься, кошка как раз сцапает!
– Ой, уморили: заборик, заборище. Не то и не другое, так себе, заборишко, – буркнул сосед Ивана Семеновича по даче, давно недолюбливавший Полупшенного за хвастовство и чрезмерную самонадеянность.
Выпишите все словообразовательные пары с исходным словом забор. Каким значением различаются производные основы в каждой из них?
Почему все участники диалога называют забор по-разному?
Какой частью речи являются исходное и производное слово во всех парах?
(Вы уже готовы сделать вывод? Производное и исходное слово могут относиться к одной части речи!)
А можете ли вы привести примеры, в которых исходные и производные слова являются разными частями речи?
. Разбейте слова на группы в соответствии со способом образования:
регулировщица, ежегодный, ежегодник, отголосок, раскланяться, изредка, отягчить, сотрудник, трогательный, протрубить, обтесать, прикоснуться, прикосновение, расступиться, ступенчатый, постройка, замарашка, лепет, морщина, озарение, опека, промысел, проржаветь, пририсовать, супруга, рокот, соблазн.
В случае затруднения не стесняйтесь заглядывать в словообразовательный словарь!
3. Словообразовательная работа.
5. Восстановительный диктант.
Восстановите пропущенные «звенья» в цепочках, выделите словообразовательные аффиксы.
6.Самостоятельная работа (текст проецируется через кодоскоп).
Перепишите текст, заполните орфографические и пунктуационные пропуски.
На Сенатской площади господствуют стелющиеся г_ризонтали открывает_ся ш_рокая п_рспектива Невы. Над ними царит с_луэт всадника на крутом гребне в_лны. Ничто не засл_няет памятник не мешает его круговому о(п,б)ходу и во(с,з)приятию всего б_гатства его пл_стических аспектов. В посредственных памятниках бывает так что смотрятся они только с какой-нибудь одной, много – с двух точек зрения, а с других выглядят бе_характерно, бе_форменно. «Медный всадник» не имеет невыгодных и неинтересных аспектов. Все его с_луэты выр_зительны, и в их изменениях – жизнь ________ Петра. То он видит_ся в коло(с,сс)альном напряжении берущим крутой подъем то уже од_левшим подъем и над бездной ос_дившим коня то всадник выглядит благосклонным то гневно гр_зящим врагам а то в нем чудит_ся бе(сж, зж, жж)алос_ная деспотическая сила: самый жест простертой длани неоднозначен в производимом им впеч_тлении. Впеч_тления м_няются не только при круговом о(п,б)ходе м_нумента – они зависят и от того, смотреть ли на него изд_ли или вплотную, виден он сквозь п_лену падающего снега, или сквозь туман, или при лунном свете, спокойна Нева или бурлива.
(Н.Дмитриева. Краткая история искусства )
7. Творческий диктант.
Ответьте письменно на вопросы:
. Сделаем выводы об образовании сложных слов. Рассмотрите таблицу:
Образование слов путем сложения
— Что общего и в чем различие в образовании сложных и простых слов?
Существует много сложных слов, обозначающих средства передвижения, сельскохозяйственные орудия. Вспомните их (бензовоз, луноход, картофелекопалка. ). Попробуйте придумать с ними историю о необычном ралли (это такие гонки на специальных спортивных машинах) или расскажите об особенностях их назначения и работы.
1. Вы видели картину И.Шишкина «Рожь»? Кто еще не видел, обязательно посмотрите! А теперь задание: спишите текст, вставьте буквы на месте пропусков в словах, объясните их написание. Как образованы слова с пропусками в приставках и суффиксах?
Картины Шишкина часто встречают зрителя солнечной опушкой, убегающим в глубь леса ручьем, и_хоженной дорогой или пол_вой тр_пинкой, пр_топтанной в густой траве. Художник словно з_вет нас за собой, чтобы вместе вступить в лесную глуш_, пр_йти по раздольному полю.
Д_леко-д_леко, сколько хватает взгляда, золотит_ся на солнце густая рож_. Ветер легко к_лышет налитые к_лосья. И_чезает во ржи извил_стая тр_пинка. Д_леко впереди мелькают платки идущих по ней крестьянок. Могучие сосны-в_ликаны устремились в голубое небо, и от этого еще шире кажут_ся просторы золотого поля.
Мы смотрим на шишкинскую «Рож_» и думаем о бе_крайних, пр_вольных пр_сторах родной земли, о ее богат_ве и щедр_сти. И, конечно же, сам Шишкин думал не о том лишь, чтобы верно изобразить колосья и сосны. Недаром он пометил для себя: «Раздолье. Пр_стор. Угодье. Рож_. Рус_кое богат_во. ».
2. Рассмотрите репродукцию пейзажа И.Левитана «Золотая осень».
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Допишите последнее предложение абзаца.
«Золотая осень». Белые стволы и пылающая листва берез, пр_зрачная голуб_зна неба, рыж_ватая трава, холодная синь реки. И воздух, который сам врывает(?)ся в грудь и от которого, как от ключ_вой воды, поламывает зубы. И бодр_сть, которой зар_жает нас этот п_гожий осенний денек. И праздник золота и синевы. И грусть от того, что кончит(?)ся праздник, а за ним – ув_данье, черно-белый зимний сон. И радостная уверенн_сть, что потом, впереди.
4. Информация для любознательных!
Проанализируйте приведенные ниже словосочетания и определите, где повторяющиеся слова являются существительными, а где – прилагательными.
Выходной день, воевал на передовой, передовой отряд, трудная контрольная, запомнившийся выходной, ученая степень, уставшие рабочие, знаменитый ученый, рабочее состояние, контрольная работа, легкая тема, больное легкое, учительский стол, зашел в учительскую, услуги парикмахерской, парикмахерские услуги.
I. Укажите предложение, в котором все слова непроизводные .
а) Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания.
б) Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом.
в) Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом.
г) Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.
д) Каждый раз, когда я иду с озера, коты всех мастей – рыжие, черные, серые, белые – бегут за мной.
2.Укажите предложение, в котором все производные образованы суффиксальным способом .
а) Дядя Федор решил галчонка Хватайку акварелью раскрасить.
б) У Гаврюши голосище был такой, что полдеревни зараз на ноги поднимал.
в) Я каждый день хожу в патриотический поход по родному краю, когда в соседнее село Троицкое за хлебом иду, – говорит дядя Федор.
г) На другой день снежный дождик стал сильнее.
д) Раньше почтальон Печкин смело во двор проходил, на крыльцо и в дверь стучал, а теперь он стал теленка Гаврюшу побаиваться.
3. Укажите предложение, в котором встречается приставочный способ образования слов.
а) Кот несся за петухом на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил его по спине.
б) От петуха летели лишь пыль и пух.
в) Внутри него от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу.
г) После этого петух долго лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал.
д) Его облили холодной водой, и он отошел.
4.В каком ряду есть только сложные слова?
а) Глубокомысленный, приглушенный, изголодавшийся, непригодный.
б) Скороговорка, полноценность, смехопанорама, семеноводство.
в) Комфортабельный, бескомпромиссный, кровеносный, языковедческий.
г) Неузнаваемость, многоступенчатость, рассредоточенность, правдоподобие.
5 . В каком слове используется соединительная гласная о ?
а) Птиц_ферма;
б) жертв_приношение;
в) месяц_слов;
г) овц_водство.