Что такое словообразовательный признак

словообразовательные признаки старославянизмов

Смотреть что такое «словообразовательные признаки старославянизмов» в других словарях:

словообразовательные признаки старославянизмов — 1) приставки: воз вместо русской вз (возводить – взводить); со на месте русской с (собор – сбор); из (ис ) вместо русской вы (изводить – выводить); низ (нис ) на месте русской приставки вв (низвергать ввергать); пре на месте русской пере (предел… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

признаки старославянизмов — 1) фонетические; 2) словообразовательные; 3) семантические; 4) стилевые и стилистические … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография

признаки старославянизмов — 1) фонетические; 2) словообразовательные; 3) семантические; 4) стилевые и стилистические … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

старославянизмы (славянизмы) — Слова, заимствованные из старославянского языка древнейшего славянского литературного языка, созданного Кириллом и Мефодием и их учениками во второй половине 9 в. Фонетические признаки старославянизмов: 1) неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Старославянизмы — Старославянизмы слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг. Поэтому старославянизмы включают также церковнославянизмы.. Содержание 1 В русском языке 1.1 Отличительные признаки … Википедия

Источник

Способы словообразования в русском языке

Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это мор­фо­ло­ги­че­ский, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический спо­соб. Способы сло­во­об­ра­зо­ва­ния пока­зы­ва­ют, с помо­щью каких язы­ко­вых средств обра­зу­ют­ся новые слова.

Умение опре­де­лить спо­со­бы обра­зо­ва­ния слов в рус­ском язы­ке поз­во­лит пра­виль­но выпол­нить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор лек­сем, соста­вить сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную цепоч­ку и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ное гнездо.

В рус­ском язы­ке выде­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие спо­со­бы словообразования:

Каждый из назван­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния — это актив­но функ­ци­о­ни­ру­ю­щая модель обра­зо­ва­ния слов с помо­щью раз­лич­ных аффик­сов и их ком­би­на­ций, это сли­я­ние (сра­ще­ние), пере­ход из одной части речи в дру­гую и др.

Вначале рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ский спо­соб обра­зо­ва­ния слов как наи­бо­лее продуктивный.

Морфологический способ словообразования

Морфологический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния явля­ет­ся основ­ным в обо­га­ще­нии сло­вар­но­го соста­ва рус­ско­го язы­ка. Новые сло­ва обра­зу­ют­ся на базе име­ю­щих­ся про­из­во­дя­щих основ путём соче­та­ния их с раз­лич­ны­ми аффиксами.

Лингвистический тер­мин «аффикс» (лат. affixus — «при­креп­лен­ный») назы­ва­ет часть сло­ва, име­ю­щую грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и видо­из­ме­ня­ю­щую зна­че­ние кор­ня. По место­по­ло­же­нию в сло­ве аффик­сы под­раз­де­ля­ют­ся на

Отметим, что флек­сии и фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы не участ­ву­ют в словообразовании.

Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак

В зави­си­мо­сти от того, с помо­щью какой мор­фе­мы или ком­би­на­ции аффик­сов обра­зо­ва­на новая лек­се­ма, в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды мор­фо­ло­ги­че­ско­го спо­со­ба словообразования:

1. Префиксальный (при­ста­воч­ный) спо­соб — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния пре­фик­са (при­став­ки) к про­из­во­дя­щей основе:

2. Суффиксальный спо­соб (суф­фик­са­ция) — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зу­ю­ще­го суффикса:

3. Приставочно-суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии новых слов с помо­щью двух аффик­сов: при­став­ки и суффикса

4. Нулевая суф­фик­са­ция (без­аф­фикс­ный, бес­суф­фик­саль­ный спо­соб) — это обра­зо­ва­ние ново­го сло­ва с помо­щью нуле­во­го суф­фик­са:

5. Постфиксация — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве пост­фик­сов -то, -либо, -нибудь, -ся:

6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) спо­соб исполь­зу­ет­ся для обра­зо­ва­ния новых слов с помо­щью при­став­ки и постфикса:

7. Суффиксально-постфиксальный спо­соб — это при­со­еди­не­ние к про­из­во­дя­щей осно­ве одно­вре­мен­но двух аффик­сов: суф­фик­са и постфикса.

8. Сложение — спо­соб обра­зо­ва­ния, при кото­ром про­ис­хо­дит соединение

1) двух про­из­во­дя­щих основ в одно слово

а) без помо­щи соеди­ни­тель­ной глас­ной (интер­фик­са):

б) с помо­щью интерфикса:

2) сло­же­ние усе­чен­ной осно­вы и слова:

3) сло­же­ние усе­чен­ных основ слов:

4) аббре­ви­а­ция — сло­же­ние зву­ков или назва­ний началь­ных букв словосочетаний:

9. Сложносуффиксальный спо­соб — это сло­же­ние про­из­во­дя­щих основ с помо­щью интер­фик­са и с одно­вре­мен­ной суффиксацией:

Таблица с примерами

текст → под текст
гна ть → до гнать

бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотво­ри ть → сотвор ени е

люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник

отды­ха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга

как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо

6. Сложение:
1) двух основ

2) двух основ + суффикс

3) сокра­щен­ных основ

4) началь­ных букв или звуков

7. Слияние целых слов

густо, насе­лен­ный → густонаселенный
мало, зна­ко­мый → малознакомый

8. Переход из одной части речи в другую

Лексико-синтаксический способ словообразования

С помо­щью лексико-синтаксического спо­со­ба сло­во­об­ра­зо­ва­ния были обра­зо­ва­ны сло­ва из цело­го сло­во­со­че­та­ния путём «скле­и­ва­ния» их компонентов:

При таком спо­со­бе про­ис­хо­дит сли­я­ние, или сра­ще­ние, само­сто­я­тель­ных слов раз­ных частей речи в одну лек­си­че­скую еди­ни­цу. Слияние отли­ча­ет­ся от сло­же­ния тем, что мето­дом сло­же­ния обра­зу­ют­ся слож­ные сло­ва толь­ко от пол­нознач­ных слов или их частей.

Слияние обра­зо­ва­ло лек­се­мы от соче­та­ний слов, вклю­чая слу­жеб­ные сло­ва, с сохра­не­ни­ем поряд­ка слов и падеж­ных окон­ча­ний. Слова, в ста­ри­ну писав­ши­е­ся раз­дель­но, в совре­мен­ном язы­ке пишут­ся слит­но и при­об­ре­та­ют одно ударение:

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке очень про­дук­тив­но сли­я­ние в обра­зо­ва­нии слож­ных слов, пер­вой частью кото­рых явля­ет­ся наре­чие с суф­фик­сом -о- или (быст­ро, высо­ко, выше-, низ­ко, ниже-, близ­ко, ближе-, глу­бо­ко, лег­ко, мало, мно­го и пр.), а вто­рой частью — при­ла­га­тель­ное или причастие:

Морфолого-синтаксический способ словообразования

Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак

Морфолого-синтаксический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой пере­ход сло­ва из одной части речи в дру­гую. Так обра­зо­ва­лось мно­же­ство суще­стви­тель­ных из при­ла­га­тель­ных (при­ча­стий), кото­рые поте­ря­ли спо­соб­ность обо­зна­чать при­знак и при­об­ре­ли вещественность.

Произошла суб­стан­ти­ва­ция (лат. substantivum — имя суще­стви­тель­ное) — грам­ма­ти­че­ский пере­ход в раз­ряд суще­стви­тель­ных слов дру­гих частей речи.

Понаблюдаем:

Переход слов из одной части речи в дру­гую может про­ис­хо­дить путем лек­си­ка­ли­за­ции — пре­вра­ще­ни­ем отдель­ной грам­ма­ти­че­ской фор­мы в сло­во новой части речи:

Таким спо­со­бом фор­мы тво­ри­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных изряд­но попол­ни­ли само­сто­я­тель­ную часть речи наречие:

мигом, пеш­ком, летом, осе­нью, вес­ной, рядом, днем и т. д.

Лексико-семантический способ словообразования

Лексико-семантический спо­соб сло­во­об­ра­зо­ва­ния пред­став­ля­ет собой рас­пад зна­че­ний мно­го­знач­но­го сло­ва. Значения сло­ва рас­хо­дят­ся по смыс­лу настоль­ко дале­ко друг от дру­га, что обра­зу­ют отдель­ные лек­си­че­ские еди­ни­цы. Так в рус­ском язы­ке воз­ни­ка­ют омо­ни­мы:

Видеоурок

Источник

Категориальные признаки

ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ПРИЗНАКИ

Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя(которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Классификация частей речи

Частями речи называют группы слов, имеющие:

· одно и то же обобщённое лексическое значение;

· одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;

· одни и те же синтаксические функции.

На основании этих признаков в морфологической системе русского языка выделяется десять основных частей речи:

В некоторых пособиях как отдельные части речи выделяются: слова категории состояния (в школьных учебниках рассматриваются как группа наречий), причастия и деепричастия (чаще рассматриваются как особые формы глагола), звукоподражания (небольшой разряд слов, которые чаще рассматривается вместе с междометиями), модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).

Принципы классификации слов по частям речи

Самостоятельные части речи, служебные части речи, междометия и звукоподражающие слова. Самостоятельные части речи — это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи — это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.

Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а 4-я категориальными признаками:

· семантический признак части речи — это его общее грамматическое значение (например, имена существительные имеют значение предметности);

· синтаксический признак — это его обычная, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);

· словообразовательный признак — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (для сущ. характерно внутрисубстантивное суф. словообразование);

· морфологический признак — инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова изменяемые и неизменяемые.

Существует несколько вариантов классификации частей речи в русском языке. В школьном преподавании принята схема, восходящая к античной грамматике, по которой выделяется десять частей речи (указаны выше); русисты разных школ выделяли по разным критериям и меньшее их количество, и большее:

Части речи, различаемые в современном русском языке

· Самостоятельные части речи

o Имя существительное

o Имя прилагательное

o Имя числительное

o Слова категории состояния

· Служебные части речи

o междометие (и звукоподражательные слова)

Части речи. Принципы классификации слов по частям речи (подробнее)

Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак

Приниципы выделения частей речи

1. Лексико-грамматический принципКатегориальные признаки части речи: а) семантический признак; б) синтаксический признак; в) словообразовательный признак; г) морфологический признак
2. Классификационный принципа) знаменательные слова (слова-названия и местоимения); б) служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли)
3. Историко-типологический принципПодвижность и различие состава частей речи, их признаков в различных языках

Лексико-грамматический принцип учитывает четыре категориальных признака, причём первые два признака являются наиболее универсальными, так как применимы для большинства языков.
Согласно семантическому признаку, который определяется прежде всего по лексическому значению: существительные имеют значение предметности и отвечают на вопрос кто? что?; глагол означает процесс, действие или состояние, отвечает на вопросы что делать? и т. д.
Синтаксическая функция частей речи в разных языках наиболее общая: существительные преимущественно выполняют функцию подлежащего или дополнения, глаголы – сказуемого, прилагательные – определения или выступают как часть составного сказуемого.
Между тем морфологический признак выступает как дополнительный, так как, например, грамматические категории рода, падежа характерны не для всех языков.
Словообразовательный признак распространяется только на производные слова. К тому же он непригоден для китайско-тибетских и некоторых других языков. Таким образом, категориальные признаки проявляются в разных языках по-разному.
Классификационный принцип лежит в основе распределения слов на две группы: знаменательные и служебные части речи (см. таблицу 16). Однако необходимо подчеркнуть, чтомеждометия не включаются ни в группу знаменательных слов, ни служебных. Это объясняется тем, что «от знаменательных слов они отличаютсч отсутствием номинативного значения ; а в отличие от служебных частей речи междометиям не свойственна связующая функция» [ЛЭС: 290].
Историко-типологический принцип состоит в признании существования самого деления слов по частям речи и исторической изменчивости в их номенклатуре. Например, такая часть речи, как артикль в романских языках возникла позже из латинского указательного местоимения ille, illa, illud тот, та, то; упомянутый выше, ранее. Однако трудности, испытываемые при распределении слов по частям речи, объясняются разнообразием частей речи и их соотношением в разных языках. Так, во многих языках (индоевропейских, тюркских и др.) выделяются существительные, прилагательные, глагол, наречие, среди которых по формальным признакам противопоставляются имена и глаголы. В китайском языке различаются имя, наречие и предикатив, куда включены глагол и прилагательное, так как последнее без связки может выступать в качестве сказуемого.

Принципы классификации частей речи

Первый принцип теории частей речи состоит в том, что часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырь­мя категориальными признаками — семанти­ческим, словообразовательным, морфологи­ческим и синтаксическим.

Семантический признак части речи — это его об­щее грамматическое значение. Так, существительные имеют значе­ние предметности, и это объединяет существительные разного лек­сического, словообразовательного и морфологического качества: стол, чернила, учительница, бег, красота, кенгуру, вселенная. Гла­гол имеет значение действия и состояния, и это объединяет такие лексически, словообразовательно и морфологически разные слова, как читать, стоять, светает, столоваться, белеть, умножать.

Синтаксический признак части речи — это его обычная, первичная синтаксическая функция. Так, например, су­ществительное как часть речи обычно синтаксически используется в роли подлежащего и дополнения; это его первичная функция. Пер­вичной функцией глагола является быть сказуемым. Прилагатель­ное обычно функционирует как определение, наречие — как обстоя­тельство.
Словообразовательный признак части речи — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словооб­разовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики дру­гих частей речи. Для глагола как части речи, например, типично внутриглагольное префиксальное словообразо­вание, а для имени существительного — внутрисубстантивное суф­фиксальное словообразование. Наречие как часть речи характери­зуется тем, что его словообразовательные модели и средства возник­ли на базе форм слов и словосочетаний других частей речи.

Морфологический признак части речи — это ин­вентарь ее словоформ и парадигм, система морфологических катего­рий и морфологических разрядов. По этому признаку часть речи мо­жет охватывать слова неизменяемые (без форм словоизменения, как наречие) и изменяемые (склоняемые и спрягаемые, как существи­тельные и глаголы).

Категориальные признаки проявляются у разных частей речи не в равной мере; ведущим признаком может выступать то один при­знак, то другой, особенно у разных групп слов.

Второй принцип теории частей речи — классификационный. Если первый принцип требует многоаспектного подхода, учета сово­купности признаков при характеристике той или иной части речи, то второй принцип требует признания неоднородности частей речи и классификации (типологии) их.

Согласно этому принципу, части речи делятся на два основных класса — знаменатель­ные слова и служебные слова. Знаменательные слова могут быть членом предложения (в том числе одним-единственным членом предложения) и обозначают отдельные понятия; служебные слова не являются отдельными членами предложения и обозначают понятия, которые являются значениями знаменательных слов, образуя аналитические формы, словосочетания и предложе­ния. Следовательно, различие между знаменательными и служеб­ными словами функционально-грамматическое: они отличаются на­значением, типом значения и словообразовательными свойствами. Служебные слова функционально-грамматически близки морфемам и могут превращаться в морфемы. Кстати, Виноградов частями речи называл только лексико-грамматические разряды знаменательных слов, служебные слова он называл частицами речи.

Среди знаменательных слов выделяются три типа: слова-названия, местоимения и междометия. Слова-названия, как указывает сам термин, называют предметы, явления, свойства и обозначают определенные понятия о них: стол, стена, вода, буря, красота, бег, ходить, белый, быстро и т. п. Местоимения указывают на предметы, явления и свойства и отсылают к ним; например, местоимение этот указывает на любой предмет и при­знак, являющийся близким (в отличие от тот); местоимение этот может также отсылать к предмету и признаку, уже названному в тексте.

Междометия — это такие слова, которые выражают чувства и эмоции в их непосредственности. Поэтому междометия являются словами-предложениями: Ах!; Ох!- Ну и ну! Междометную функ­цию приобретают также восклицательные предложения со специали­зированной лексикой: Батюшки! Черт бы побрал!

Основными частями речи являются имена и глаголы. Они — необходимые компоненты предложения; они образуют два основных разряда лексики, имеют свои словообразовательные средства и сло­вообразовательные модели, морфологические особенности.

Имена обозначают предметы и их постоянные признаки. По­этому имена делятся на имена существительные и имена прилагательные. Глаголы обозначают действия и состояния; они делятся на спрягаемые глаголы и неспрягае­мые глагольные формы. Собст­венно глаголы обозначают действие, изменяющееся по времени, и выступают в предложении в позиции сказуемого; поэтому глаголы могут изменяться по временам и лицам, образуя личные и времен­ные формы глагола — простые и составные.

Среди неспрягаемых форм глагола прежде всего необходимо на­звать причастия, совмещающие свойства глагола и прилага­тельного, а также инфинитивы, герундии и деепри­частия.

РАССМОТРИМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ НА ПРИМЕРЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Ярким семантическим признаком имён существительных принято считать предметность.

Предметность(или предметв грамматическом значении) является категориальным значением имени существительного. Своеобразной лакмусовой бумажкой, «проявляющей» названное категориальное значение, являются учебно-исследовательские вопросы ктои что. Сложность состоит в использовании этих вопросов к именам существительным, называющим животных.

Таким образом, в современном русском языке по отношению к именам существительным, называющим животных, в абсолютном большинстве случаев используется вопрос кто, реже –что.

Морфологический признак. Имена существительные имеют постоянный род, изменяемые категории числа и падежа.

Синтаксический признак. Он позволяет говорить о том, что на уровне словосочетания имена существительные могут выступать как в роли главного, так и в роли зависимого компонента. В предложении имена существительные способны реализовать наиболее широкий функциональный диапазон: они могут быть подлежащими, дополнениями, несогласованными определениями, обстоятельствами, именной частью составного сказуемого – другими словами, выполнять роль всех членов предложения, кроме глагольного сказуемого простого и составного) и согласованного определения.

Таблица морфологических признаков частей речи.

Морфологические признаки частей речи
Часть речиПостоянные признакиНепостоянные признаки
1.Имя существи- тельное1) Одушевленное — неодушевленное 2) Собственное — нарицательное 3) Род 4) Склонение1) Число 2) Падеж
2.Имя прилага- тельное1) Качественное, относительное или притяжательное 2) Полное или краткое (у качественных) 3) Степень сравнения (у качественных)1) Число 2) Род 3) Падеж
3.Имя числи- тельное1) Простое, составное или сложное 2) Количественное или порядковое 3) Обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)1) Падеж 2) Род (у порядковых) 3) Число (у порядковых)
4.Место- имение1) Разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, опрeделительное. 2) Лицо (у личных)1) Падеж 2) Число, род (имеют не все местоимения)
5.Глагол1) Вид 2) Переходность 3) Спряжение1) Наклонение 2) Время 3) Число 4) Лицо или род у глаголов прошедшего времени
6.Причастие1) Действительное или страдательное 2) Время 3) Вид1) Полная или краткая форма (у страдательных) 2) Число 3) Род 4) Падеж
7.Дее-причастие1) Неизменяемость 2) Несовершенного или совершенного вида
8.Наречие1) Неизменяемость 2) Значение: образ действия, место, время и др.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Словообразовательный тип

Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак

Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак

Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются:

1) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов;

2) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, кото-рое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. например, прилагательные серебристый, перистый, бархатистый, хулиганистый (разг.), блондинистый (разг.) относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются существительными (серебро, перо, бархат, хулиган, блондин) и имеют один и тот же формант — суффикс -ист-, обозначающий характерное свойство. Прилагательные данного типа имеют словообразовательное значение «имеющий свойства, характерные для кого-чего-нибудь». Словообразовательный тип — основная ячейка словообразовательной системы языка, так как именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование новых слов. Чтобы установить, к какому словообразовательному типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является мотивированным. Для этого нужно соотнести анализируемое слово с мотивирующим, а затем установить два признака словообразовательного типа, о которых говорилось раньше. Например, глаголы отлететь, отбежать, отшуметь, отлюбить, отсоветовать, отучить, несмотря на формальное сходство словообразовательного средства — префикса от-, не могут быть отнесены к одному словообразовательному типу. Объясняется это тем, что приведенные глаголы характеризуются формантами, не тождественными в семантическом отношении. Среди этих глаголов выделяются три словообразовательных типа, каждый из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями мотивирующих и мотивированных слов: 1) лететь – отлететь, бежать – отбежать (удаление на некоторое расстояние от чего-нибудь); 2) шуметь – отшуметь, любить – отлюбить (окончание длившегося определенное время действия); 3) советовать – отсоветовать, учить – отучить (действие, противоположное действию, названному мотивирующим глаголом).

Другой пример: к одному словообразовательному типу нельзя отнести существительные работник, наследник, заступник, сапожник, взяточник, вестник, грибник, хотя все они имеют в своем составе суффикс –ник со значением лица. Эти существительные мотивируются разными частями речи и имеют разное словообразовательное значение: работать – работник, наследовать – наследник, заступаться – заступник (лицо — производитель действия, названного мотивирующим глаголом); сапог – сапожник, взятка – взяточник, весть – вестник, гриб – грибник (лицо по отношению к объекту своей деятельности/объект — мотивирующее существительное).

Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре, т.е. связано с семантикой мотивирующей части (основы) и форманта. Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые ряды одинаковым образом построенных слов. в семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.

По характеру отношений между значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов (например, прыгнуть так относится по значению к прыгать, как свистнуть к свистеть, толкнуть к толкать, крикнуть к кричать, скользнуть к скользить и т.д.); 2) типы, у которых эти отношения не тождественны и число этих отношений принципиально не ограничено. Так, в тип существительных с суффиксом -ость, мотивированных прилагательными, входят такие существительные, как смелость, бледность, мягкость, облачность, имеющие значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим прилагательным (смелый, бледный, мягкий, облачный)»; существительные выпуклость, помятость, имеющие значение «место, пространство как носитель признака, названного мотивирующим словом (выпуклый, помятый)»; наличность, юность – «совокупность однородных предметов, лиц как носитель признака, названного мотивирующим словом (наличный, юный)»; знаменитость, индивидуальность, бездарность — «отдельное лицо как носитель признака, названного мотивирующим словом (знаменитый, индивидуальный, бездарный)», и другие существительные, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим прилагательным в отношениях, свойственных только этим существительным: древность — древняя вещь, пошлость — пошлое замечание, пошлый поступок, случайность — случайное обстоятельство, закономерность — закономерный факт и др. разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в существительных с суффиксом –ость это значение — «непроцессуальный признак, названный мотивирующим прилагательным» + вторичное значение — «носитель признака»

Что такое словообразовательный признак. Смотреть фото Что такое словообразовательный признак. Смотреть картинку Что такое словообразовательный признак. Картинка про Что такое словообразовательный признак. Фото Что такое словообразовательный признак

Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями.Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями.Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *