Что такое словообразовательный признак
словообразовательные признаки старославянизмов
Смотреть что такое «словообразовательные признаки старославянизмов» в других словарях:
словообразовательные признаки старославянизмов — 1) приставки: воз вместо русской вз (возводить – взводить); со на месте русской с (собор – сбор); из (ис ) вместо русской вы (изводить – выводить); низ (нис ) на месте русской приставки вв (низвергать ввергать); пре на месте русской пере (предел… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
признаки старославянизмов — 1) фонетические; 2) словообразовательные; 3) семантические; 4) стилевые и стилистические … Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография
признаки старославянизмов — 1) фонетические; 2) словообразовательные; 3) семантические; 4) стилевые и стилистические … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
старославянизмы (славянизмы) — Слова, заимствованные из старославянского языка древнейшего славянского литературного языка, созданного Кириллом и Мефодием и их учениками во второй половине 9 в. Фонетические признаки старославянизмов: 1) неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Старославянизмы — Старославянизмы слова, заимствованные из старославянского языка, языка богослужебных книг. Поэтому старославянизмы включают также церковнославянизмы.. Содержание 1 В русском языке 1.1 Отличительные признаки … Википедия
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
б) с помощью интерфикса:
2) сложение усеченной основы и слова:
3) сложение усеченных основ слов:
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
Видеоурок
Категориальные признаки
ЧАСТИ РЕЧИ И ИХ ПРИЗНАКИ
Часть ре́чи (калька с лат. pars orationis, др.-греч. μέρος τοῦ λόγου) — категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя(которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п., но это не универсально) и глагол, в большинстве языков общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Классификация частей речи
Частями речи называют группы слов, имеющие:
· одно и то же обобщённое лексическое значение;
· одно и то же обобщённое грамматическое значение, или одинаковый набор морфологических признаков;
· одни и те же синтаксические функции.
На основании этих признаков в морфологической системе русского языка выделяется десять основных частей речи:
В некоторых пособиях как отдельные части речи выделяются: слова категории состояния (в школьных учебниках рассматриваются как группа наречий), причастия и деепричастия (чаще рассматриваются как особые формы глагола), звукоподражания (небольшой разряд слов, которые чаще рассматривается вместе с междометиями), модальные слова (небольшая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных элементов).
Принципы классификации слов по частям речи
Самостоятельные части речи, служебные части речи, междометия и звукоподражающие слова. Самостоятельные части речи — это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи — это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.
Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а 4-я категориальными признаками:
· семантический признак части речи — это его общее грамматическое значение (например, имена существительные имеют значение предметности);
· синтаксический признак — это его обычная, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);
· словообразовательный признак — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (для сущ. характерно внутрисубстантивное суф. словообразование);
· морфологический признак — инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова изменяемые и неизменяемые.
Существует несколько вариантов классификации частей речи в русском языке. В школьном преподавании принята схема, восходящая к античной грамматике, по которой выделяется десять частей речи (указаны выше); русисты разных школ выделяли по разным критериям и меньшее их количество, и большее:
Части речи, различаемые в современном русском языке
· Самостоятельные части речи
o Имя существительное
o Имя прилагательное
o Имя числительное
o Слова категории состояния
· Служебные части речи
o междометие (и звукоподражательные слова)
Части речи. Принципы классификации слов по частям речи (подробнее)
Приниципы выделения частей речи
1. Лексико-грамматический принцип | Категориальные признаки части речи: а) семантический признак; б) синтаксический признак; в) словообразовательный признак; г) морфологический признак |
2. Классификационный принцип | а) знаменательные слова (слова-названия и местоимения); б) служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли) |
3. Историко-типологический принцип | Подвижность и различие состава частей речи, их признаков в различных языках |
Лексико-грамматический принцип учитывает четыре категориальных признака, причём первые два признака являются наиболее универсальными, так как применимы для большинства языков.
Согласно семантическому признаку, который определяется прежде всего по лексическому значению: существительные имеют значение предметности и отвечают на вопрос кто? что?; глагол означает процесс, действие или состояние, отвечает на вопросы что делать? и т. д.
Синтаксическая функция частей речи в разных языках наиболее общая: существительные преимущественно выполняют функцию подлежащего или дополнения, глаголы – сказуемого, прилагательные – определения или выступают как часть составного сказуемого.
Между тем морфологический признак выступает как дополнительный, так как, например, грамматические категории рода, падежа характерны не для всех языков.
Словообразовательный признак распространяется только на производные слова. К тому же он непригоден для китайско-тибетских и некоторых других языков. Таким образом, категориальные признаки проявляются в разных языках по-разному.
Классификационный принцип лежит в основе распределения слов на две группы: знаменательные и служебные части речи (см. таблицу 16). Однако необходимо подчеркнуть, чтомеждометия не включаются ни в группу знаменательных слов, ни служебных. Это объясняется тем, что «от знаменательных слов они отличаютсч отсутствием номинативного значения ; а в отличие от служебных частей речи междометиям не свойственна связующая функция» [ЛЭС: 290].
Историко-типологический принцип состоит в признании существования самого деления слов по частям речи и исторической изменчивости в их номенклатуре. Например, такая часть речи, как артикль в романских языках возникла позже из латинского указательного местоимения ille, illa, illud тот, та, то; упомянутый выше, ранее. Однако трудности, испытываемые при распределении слов по частям речи, объясняются разнообразием частей речи и их соотношением в разных языках. Так, во многих языках (индоевропейских, тюркских и др.) выделяются существительные, прилагательные, глагол, наречие, среди которых по формальным признакам противопоставляются имена и глаголы. В китайском языке различаются имя, наречие и предикатив, куда включены глагол и прилагательное, так как последнее без связки может выступать в качестве сказуемого.
Принципы классификации частей речи
Первый принцип теории частей речи состоит в том, что часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками — семантическим, словообразовательным, морфологическим и синтаксическим.
Семантический признак части речи — это его общее грамматическое значение. Так, существительные имеют значение предметности, и это объединяет существительные разного лексического, словообразовательного и морфологического качества: стол, чернила, учительница, бег, красота, кенгуру, вселенная. Глагол имеет значение действия и состояния, и это объединяет такие лексически, словообразовательно и морфологически разные слова, как читать, стоять, светает, столоваться, белеть, умножать.
Синтаксический признак части речи — это его обычная, первичная синтаксическая функция. Так, например, существительное как часть речи обычно синтаксически используется в роли подлежащего и дополнения; это его первичная функция. Первичной функцией глагола является быть сказуемым. Прилагательное обычно функционирует как определение, наречие — как обстоятельство.
Словообразовательный признак части речи — это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи. Для глагола как части речи, например, типично внутриглагольное префиксальное словообразование, а для имени существительного — внутрисубстантивное суффиксальное словообразование. Наречие как часть речи характеризуется тем, что его словообразовательные модели и средства возникли на базе форм слов и словосочетаний других частей речи.
Морфологический признак части речи — это инвентарь ее словоформ и парадигм, система морфологических категорий и морфологических разрядов. По этому признаку часть речи может охватывать слова неизменяемые (без форм словоизменения, как наречие) и изменяемые (склоняемые и спрягаемые, как существительные и глаголы).
Категориальные признаки проявляются у разных частей речи не в равной мере; ведущим признаком может выступать то один признак, то другой, особенно у разных групп слов.
Второй принцип теории частей речи — классификационный. Если первый принцип требует многоаспектного подхода, учета совокупности признаков при характеристике той или иной части речи, то второй принцип требует признания неоднородности частей речи и классификации (типологии) их.
Согласно этому принципу, части речи делятся на два основных класса — знаменательные слова и служебные слова. Знаменательные слова могут быть членом предложения (в том числе одним-единственным членом предложения) и обозначают отдельные понятия; служебные слова не являются отдельными членами предложения и обозначают понятия, которые являются значениями знаменательных слов, образуя аналитические формы, словосочетания и предложения. Следовательно, различие между знаменательными и служебными словами функционально-грамматическое: они отличаются назначением, типом значения и словообразовательными свойствами. Служебные слова функционально-грамматически близки морфемам и могут превращаться в морфемы. Кстати, Виноградов частями речи называл только лексико-грамматические разряды знаменательных слов, служебные слова он называл частицами речи.
Среди знаменательных слов выделяются три типа: слова-названия, местоимения и междометия. Слова-названия, как указывает сам термин, называют предметы, явления, свойства и обозначают определенные понятия о них: стол, стена, вода, буря, красота, бег, ходить, белый, быстро и т. п. Местоимения указывают на предметы, явления и свойства и отсылают к ним; например, местоимение этот указывает на любой предмет и признак, являющийся близким (в отличие от тот); местоимение этот может также отсылать к предмету и признаку, уже названному в тексте.
Междометия — это такие слова, которые выражают чувства и эмоции в их непосредственности. Поэтому междометия являются словами-предложениями: Ах!; Ох!- Ну и ну! Междометную функцию приобретают также восклицательные предложения со специализированной лексикой: Батюшки! Черт бы побрал!
Основными частями речи являются имена и глаголы. Они — необходимые компоненты предложения; они образуют два основных разряда лексики, имеют свои словообразовательные средства и словообразовательные модели, морфологические особенности.
Имена обозначают предметы и их постоянные признаки. Поэтому имена делятся на имена существительные и имена прилагательные. Глаголы обозначают действия и состояния; они делятся на спрягаемые глаголы и неспрягаемые глагольные формы. Собственно глаголы обозначают действие, изменяющееся по времени, и выступают в предложении в позиции сказуемого; поэтому глаголы могут изменяться по временам и лицам, образуя личные и временные формы глагола — простые и составные.
Среди неспрягаемых форм глагола прежде всего необходимо назвать причастия, совмещающие свойства глагола и прилагательного, а также инфинитивы, герундии и деепричастия.
РАССМОТРИМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ НА ПРИМЕРЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Ярким семантическим признаком имён существительных принято считать предметность.
Предметность(или предметв грамматическом значении) является категориальным значением имени существительного. Своеобразной лакмусовой бумажкой, «проявляющей» названное категориальное значение, являются учебно-исследовательские вопросы ктои что. Сложность состоит в использовании этих вопросов к именам существительным, называющим животных.
Таким образом, в современном русском языке по отношению к именам существительным, называющим животных, в абсолютном большинстве случаев используется вопрос кто, реже –что.
Морфологический признак. Имена существительные имеют постоянный род, изменяемые категории числа и падежа.
Синтаксический признак. Он позволяет говорить о том, что на уровне словосочетания имена существительные могут выступать как в роли главного, так и в роли зависимого компонента. В предложении имена существительные способны реализовать наиболее широкий функциональный диапазон: они могут быть подлежащими, дополнениями, несогласованными определениями, обстоятельствами, именной частью составного сказуемого – другими словами, выполнять роль всех членов предложения, кроме глагольного сказуемого простого и составного) и согласованного определения.
Таблица морфологических признаков частей речи.
Морфологические признаки частей речи | |||
Часть речи | Постоянные признаки | Непостоянные признаки | |
1. | Имя существи- тельное | 1) Одушевленное — неодушевленное 2) Собственное — нарицательное 3) Род 4) Склонение | 1) Число 2) Падеж |
2. | Имя прилага- тельное | 1) Качественное, относительное или притяжательное 2) Полное или краткое (у качественных) 3) Степень сравнения (у качественных) | 1) Число 2) Род 3) Падеж |
3. | Имя числи- тельное | 1) Простое, составное или сложное 2) Количественное или порядковое 3) Обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных) | 1) Падеж 2) Род (у порядковых) 3) Число (у порядковых) |
4. | Место- имение | 1) Разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, опрeделительное. 2) Лицо (у личных) | 1) Падеж 2) Число, род (имеют не все местоимения) |
5. | Глагол | 1) Вид 2) Переходность 3) Спряжение | 1) Наклонение 2) Время 3) Число 4) Лицо или род у глаголов прошедшего времени |
6. | Причастие | 1) Действительное или страдательное 2) Время 3) Вид | 1) Полная или краткая форма (у страдательных) 2) Число 3) Род 4) Падеж |
7. | Дее-причастие | 1) Неизменяемость 2) Несовершенного или совершенного вида | |
8. | Наречие | 1) Неизменяемость 2) Значение: образ действия, место, время и др. |
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Словообразовательный тип
Мотивированные слова группируются в словообразовательные типы. Словообразовательный тип — это общий образец, по которому построен ряд мотивированных слов. Слова одного типа характеризуются:
1) общностью части речи непосредственно мотивирующих слов;
2) формантом, тождественным в материальном и семантическом отношении. То обобщенное значение, кото-рое отличает все слова определенного типа от их мотивирующих, называется словообразовательным значением слов данного типа; носителем словообразовательного значения является словообразовательный формант. например, прилагательные серебристый, перистый, бархатистый, хулиганистый (разг.), блондинистый (разг.) относятся к одному и тому же словообразовательному типу, поскольку они мотивируются существительными (серебро, перо, бархат, хулиган, блондин) и имеют один и тот же формант — суффикс -ист-, обозначающий характерное свойство. Прилагательные данного типа имеют словообразовательное значение «имеющий свойства, характерные для кого-чего-нибудь». Словообразовательный тип — основная ячейка словообразовательной системы языка, так как именно в его пределах по аналогии со словами того или иного типа и происходит преимущественно образование новых слов. Чтобы установить, к какому словообразовательному типу относится то или иное слово, необходимо убедиться в том, что данное слово является мотивированным. Для этого нужно соотнести анализируемое слово с мотивирующим, а затем установить два признака словообразовательного типа, о которых говорилось раньше. Например, глаголы отлететь, отбежать, отшуметь, отлюбить, отсоветовать, отучить, несмотря на формальное сходство словообразовательного средства — префикса от-, не могут быть отнесены к одному словообразовательному типу. Объясняется это тем, что приведенные глаголы характеризуются формантами, не тождественными в семантическом отношении. Среди этих глаголов выделяются три словообразовательных типа, каждый из которых характеризуется одинаковыми семантическими соотношениями мотивирующих и мотивированных слов: 1) лететь – отлететь, бежать – отбежать (удаление на некоторое расстояние от чего-нибудь); 2) шуметь – отшуметь, любить – отлюбить (окончание длившегося определенное время действия); 3) советовать – отсоветовать, учить – отучить (действие, противоположное действию, названному мотивирующим глаголом).
Другой пример: к одному словообразовательному типу нельзя отнести существительные работник, наследник, заступник, сапожник, взяточник, вестник, грибник, хотя все они имеют в своем составе суффикс –ник со значением лица. Эти существительные мотивируются разными частями речи и имеют разное словообразовательное значение: работать – работник, наследовать – наследник, заступаться – заступник (лицо — производитель действия, названного мотивирующим глаголом); сапог – сапожник, взятка – взяточник, весть – вестник, гриб – грибник (лицо по отношению к объекту своей деятельности/объект — мотивирующее существительное).
Выявляя словообразовательное значение типа, следует отвлекаться от конкретного лексического значения определенного слова и стремиться установить то общее, что свойственно ряду слов и что отражено в их структуре, т.е. связано с семантикой мотивирующей части (основы) и форманта. Ведь задачей словообразования является не изучение семантики каждого отдельного слова, а изучение семантики слова в связи с его строением. Именно поэтому словообразование изучает целые ряды одинаковым образом построенных слов. в семантике слова для словообразования важна не его конкретная лексическая индивидуальность, а то общее, что отражено в его строении. Это и есть словообразовательное значение.
По характеру отношений между значениями мотивированного и мотивирующего слов словообразовательные типы делятся на две группы: 1) типы, у которых эти отношения одинаковы во всех словах или в подавляющем большинстве слов (например, прыгнуть так относится по значению к прыгать, как свистнуть к свистеть, толкнуть к толкать, крикнуть к кричать, скользнуть к скользить и т.д.); 2) типы, у которых эти отношения не тождественны и число этих отношений принципиально не ограничено. Так, в тип существительных с суффиксом -ость, мотивированных прилагательными, входят такие существительные, как смелость, бледность, мягкость, облачность, имеющие значение «отвлеченный признак, названный мотивирующим прилагательным (смелый, бледный, мягкий, облачный)»; существительные выпуклость, помятость, имеющие значение «место, пространство как носитель признака, названного мотивирующим словом (выпуклый, помятый)»; наличность, юность – «совокупность однородных предметов, лиц как носитель признака, названного мотивирующим словом (наличный, юный)»; знаменитость, индивидуальность, бездарность — «отдельное лицо как носитель признака, названного мотивирующим словом (знаменитый, индивидуальный, бездарный)», и другие существительные, в том числе такие, которые находятся с мотивирующим прилагательным в отношениях, свойственных только этим существительным: древность — древняя вещь, пошлость — пошлое замечание, пошлый поступок, случайность — случайное обстоятельство, закономерность — закономерный факт и др. разные значения слов, относящихся к словообразовательным типам второй группы, сводятся к более общему значению; в существительных с суффиксом –ость это значение — «непроцессуальный признак, названный мотивирующим прилагательным» + вторичное значение — «носитель признака»
Значения типов второй группы, выводимые путем обобщения значений конкретных слов, входящих в эти типы, называются общими словообразовательными значениями.Значения, характерные для отдельных рядов слов в пределах таких типов, называются частными словообразовательными значениями.Они составляют семантические словообразовательные подтипы в рамках словообразовательного типа.