Что такое словосочетание в русском 4 класс определение и примеры
Словосочетание
Словосочета́ние — это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, служащее для расчленённого обозначения единого понятия (предмета, качества, действия и др.).
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.
Содержание
Типы связи слов в словосочетании
Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.
В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:
Классификация словосочетаний по главному слову
По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:
Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
Примеры: новый дом, седоволосый человек.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Академическая классификация словосочетаний по составу — более сложна. Помимо простых и сложных словосочетаний, выделяют также: комбинированные. Основным критерием этой классификации является способ связи слов в составе словосочетания. [1]
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
Примеры: высокий дом.
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Словосочетание» в других словарях:
словосочетание — словосочетание … Орфографический словарь-справочник
словосочетание — оборот; идиома Словарь русских синонимов. словосочетание сущ., кол во синонимов: 2 • идиома (10) • изафет … Словарь синонимов
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — простейшая непредикативная (см. Предикативность), в отличие от предложения, единица речи, которая образуется на основе подчинительной связи (согласования, управления, примыкания) двух и более слов … Большой Энциклопедический словарь
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, словосочетания, ср. (линг.). Два или несколько слов, связанных между собой грамматически. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, я, ср. В грамматике: сочетание двух или нескольких слов, объединённых подчинительной связью. | прил. словосочетательный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Словосочетание — СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Сочетание двух или более полных (т. е. не частичных) слов с относящимися к ним частичными словами или без них в речи, являющееся по значению одним целым. С. может представлять само по себе законченное и по форме, и по значению … Словарь литературных терминов
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ — СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Соединение двух или более слов на основе подчинительных связей. С. может быть свободным и несвободным. В свободном С. сохраняются значения входящих в него слов, например: «ходить в школу», «читать книгу». Самостоятельность… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Словосочетание — Словосочетание синтаксическая конструкция, образуемая соединением двух или более знаменательных слов на основе подчинительной грамматической связи согласования, управления или примыкания. Грамматически и семантически главенствующее слово… … Лингвистический энциклопедический словарь
словосочетание — Соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, выражающее единое, но расчлененное понятие и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности. Родительское собрание, контрольная… … Словарь лингвистических терминов
Урок по русскому языку на тему «Словосочетание» (4 класс)
Урок русского языка в 4 классе.
Тип урока: Урок рефлексии.
Учебная цель: вспомнить о понятии «словосочетание», развивать умение выделять словосочетания из предложения.
Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по повторению знаний, связанных с понятием «словосочетание», организовать работу по отработке умения находить словосочетания в предложении.
Цель считается достигнутой, если ученик может дать определение словосочетанию, умеет найти в предложении и доказать, что это словосочетание.
Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; планировать дальнейший образовательный маршрут; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; планировать (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану.
-осознавать познавательную задачу; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебника.
— умение с достаточной плотностью и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации:задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывает свою точку зрения, аргументируя её; работать в парах, группах.
— развивать умения выполнять работу над ошибками, допущенными в диктанте.
— устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании;
— находить словосочетания в предложении;
— выделять главное и зависимое слово в словосочетании.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки с тестом, карточки с алгоритмом.
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения Сабира Абдуллы.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь ограды цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре-
Выучи русский язык!
— К чему призывает нас автор стихотворения?
— Для чего мы должны учить русский язык?
— Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.
— Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?
Этап. Актуализация пробного учебного действия.
Учитель: Продолжаем наш путь по ступенькам к грамотности. Проведем орфографическую разминку.
На слайде слова с пропущенными буквами. Ваша задача- определить пропущенную букву, называя орфограмму.
(Дети работают устно, учитель пишет на ИД)
Слова: Со..нце, лё..кий, …рех, в..кзал, осе..ий, сн..жинка, обл..ко, чес..ный, …ловый, те…ис, а..уратный, н..чной, извес..ный, ежемесяч..ный.
Задание: из первых букв данных слов составьте слово, тему нашего урока.
— Итак, тема нашего урока «Словосочетание».
3 этап. Локализации индивидуальных затруднений.
Учитель: Прочитайте предложение с доски.
— С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
— Спишите это предложение и выпишите из него словосочетания.
Учитель: Какие словосочетания вы записали?
— У кого другой ответ?
— У нас получились разные ответы, с чем мы столкнулись? (с затруднением в нахождении словосочетаний)
— Если сталкиваемся с затруднением, что нужно сделать? (остановиться и подумать)
— Какое задание было дано?
— Раньше мы выписывали словосочетания из предложения? (да)
— Почему же мы столкнулись с затруднением? (мы забыли как находить словосочетания в предложении)
— Значит, какую цель мы должны поставить перед собой на урок? (повторить, что такое словосочетание и потренироваться находить словосочетание в предложении)
— Итак, цель нашего урока: вспомнить, что такое словосочетание, вспомнить как находить словосочетание в предложении и развивать умение находить словосочетания в предложении.
этап. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Учитель: Что же такое словосочетание? (Это соединение слов, связанных друг с другом по смыслу.)
— Послушаем что об этом говорит профессор Самоваров.
Электронное приложение к учебнику, шаг _______
— Послушайте стихотворение о словосочетании.
В нем ходят парою слова,
Но не равны у них права.
В нем слово главное всегда
С зависимым шагает.
Вопрос от главного идет
К зависимому слову,
Запомни как основу.
— Это стихотворение позволяет нам вспомнить, что мы уже знаем о словосочетании.
Учитель: Предлагаю вам вспомнить алгоритм «Как найти словосочетание в предложении». Предлагаю поработать в группах. Перед вами шаги алгоритма, но они все перепутаны. Ваша задача- составить алгоритм верно.
Проверка у доски. Алгоритм на ИД.
Найди в нем подлежащее и сказуемое.
Выясни, какой второстепенный член относится к подлежащему.
Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. Это и будет первое словосочетание.
Выясни, какой второстепенный член относится к сказуемому.
Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. Это и есть словосочетание.
— Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием? (Это главные члены, они образуют отдельное предложение).
5 этап. Обобщения затруднений во внешней речи.
Учитель: Посмотрим, как работает этот алгоритм. Вернемся к предложению.
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки.
— Порассуждаем по алгоритму. Найдите подлежащее и сказуемое. (Падали снежинки).
— Будет ли это словосочетанием? Почему?
— Какой второстепенный член относится к подлежащему? (одинокие)
— Задай вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. (снежинки (какие?) одинокие), с неба (какого?) пасмурного.
— Какой второстепенный член относится к сказуемому? (с неба)
— Задай вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (падали (откуда?) с неба), падали (как?) изредка.
— Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно найти словосочетание?
— Каждый шаг в алгоритме важен. Выполняем шаги алгоритма только в нужной последовательности.
— Если я называю словосочетание, вы хлопаете в ладоши. Если это не словосочетание, то топаете ногами.
7 этап. Самостоятельной работы с самопроверкой.
Работа в парах по учебнику с.126 упр.270.
— У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.
— Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? (мы умеем правильно находить словосочетания)
— Вы работали в парах, а теперь предлагаю самостоятельно выполнить тест.
8 этап. Включения в систему знаний и повторений.
Обведите правильный ответ
1.Словосочетанием называется….
а) соединение слов, связанных друг с другом по смыслу
б) слова, отвечающие на один и тот же вопрос.
2. Найди словосочетание
а) глубокое ущелье
б) прилетели грачи
3. Какие сочетания слов не являются словосочетанием?
а) сижу и слушаю
б) дальняя дорога
4.Найти словосочетание.
Проверка теста на ИД (тест со звуком)
— Кто при выполнении теста не допустил ошибок?
Работа с деформированными предложениями
Задание: составить и записать предложения, выписать словосочетания.
С, снежинки, неба, падали, легкие.
В, парке, замела, золотая, дорожки, осень.
Поздней, льют, холодные, осенью, дожди.
этап. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги. Вспомним, какую цель ставили в начале урока?
— Достигли мы поставленных целей?
— Почему вы считаете, что мы достигли поставленных целей?
— Было ли для вас полезным повторение данной темы?
— Где вам пригодятся знания, полученные на уроке? (При выполнении заданий к упражнению, в диктанте)
— Что же такое словосочетание? Как найти словосочетание в предложении?
— Оцените свою работу.
Красная карточка–все понятно, трудностей не возникало.
Синяя карточка –все понятно, но возникали небольшие трудности.
Что такое словосочетание и какие слова таковыми являются
Словосочетание – синтаксическая единица, которая представляет собой соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Словосочетания объединяют два или несколько слов по смыслу или грамматически. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому, например: мяч (к а к о й?) круглый, а грамматическая связь слов в словосочетаниях выражается с помощью окончания или предлога и окончания, например: летними вечерами (при помощи окончаний); побывать в Египте (при помощи предлога и окончания).
Разновидности словосочетаний
Принято считать, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, так так это грамматическая основа предложения, но в эпистемологии лингвисты все же относят сочетание подлежащего и сказуемого к так называемому предикативному словосочетанию. В школьной программе принято за догму, первое утверждение.
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
Следует помнить, что словосочетания могут быть:
Способы связи слов в словосочетании
Значения словосочетаний связаны с их строением, они могут указывать:
Слова в словосочетании связываются следующими способами подчинительной связи: согласованием, управлением и примыканием.
Согласование — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, т.е. в том же роде, числе, падеже или лице: нежных рук, добрых глаз, ласковых слов (зависимые слова нежных, добрых, ласковых стоят во мн.ч„ род.п., как и главные слова).
Если изменяется форма главного слова, то изменяются и формы зависимого слова. Например: нежными руками, о добрых глазах, ласковым словам. Как правило, главное слово при этом способе связи выражено существительным, а зависимое — прилагательным, причастием, местоимениями, порядковым числительным.
Управление — это способ связи, при котором зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное слово. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется, даже если изменяется форма главного слова: поехал к морю, поеду к морю, поехавший к морю.
При управлении главное слово может быть чаще всего выражено глаголом, существительным, а зависимое — существительным или местоимением.
Примыкание — это способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связано с главным только по смыслу.
Главное слово при примыкании может быть выражено глаголом, наречием, прилагательным, причастием, но зависимое слово — только наречие, деепричастие и инфинитив: постоянно ухаживать, по-матерински нежно, по- осеннему холодный, ухаживающий долго, учить рисовать, смотрел улыбаясь.
Синтаксический разбор словосочетания
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (сравните: домик — деревянный домик).
I. Выделить словосочетание из предложения.
II. Охарактеризовать строение словосочетания:
а) указать главное и зависимое слова;
б) назвать части речи, которыми они выражены;
в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
III. Определить грамматическое значение словосочетания.
Язык есть вековой труд целого поколения (Даль).
Какой? Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи— согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.
Пример:
Мальчик с восторгом говорил о своей школе.
Устный разбор
В предложении три словосочетания: говорил с восторгом, говорил о школе, о своей школе.
1. Говорил с восторгом — главное слово говорил, говорил как? с восторгом. С восторгом — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в тв. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение обстоятельственное (признак действия). Синонимичное словосочетание — говорил восторженно.
2. Говорил о школе — главное слово говорил, говорил о чем? — о школе. О школе — зависимое слово. Схема «глагол + сущ. в предл. п. с предлогом», связь — управление. Грамматическое значение дополнительное (действие и предмет, на который оно направлено).
3. О своей школе — главное слово о школе, о школе чьей? — своей. Своей — зависимое слово. Схема «местоимение + существительное», связь — согласование. Грамматическое значение определительное (признак предмета).
Письменный разбор
Отличие словосочетания от сочетания слов
Следует различать словосочетания и сочетания слов:
Свободные и несвободные словосочетания
В свободных словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль разных членов преджложения (каждое слово — свою). Например: Прозрачный воздух был теплым и нежным (свободное словосочетание прозрачный воздух).
В несвободных (цельных) словосочетаниях главные и зависимые слова выполняют роль одного члена предложения. Например: Обещанного три года (как долго?) ждут (Пословица).
Среди цельных словосочетаний наиболее употребительными являются следующие:
Что не является словосочетаниями
Не всякое сочетание слов представляет собой синтаксическую единицу словосочетания.
Что такое словосочетание в русском языке
Что такое словосочетание в русском языке
Рассматривая правило – что такое словосочетание, мы видим, что это 2 или больше слов, которые объединены грамматически и по смыслу, однако не являются предложением.
Одно из слов в любом из словосочетаний всегда будет главным, остальные – зависимые. С главным они объединены не только по смыслу, а еще по роду и падежу. Если вы такой связи не видите, значит перед вами не словосочетание. Главное слово может обозначать предмет, признак предмета или его действие. В то же самое время, зависимые слова необходимы в любом словосочетании. Они применяются в случаях, когда необходимо пояснить значение главного или расширить его значения.
Между главным и тем, которое от него зависит словами, в любом случае можно поставить определенный вопрос. Например, рассмотрим словосочетание «зимний лес». В данном случае главным будет слово «лес», соответственно – зависимое слово «зимний». Вопрос: Лес какой? – зимний. Пример показал, что перед нами словосочетание, составленное по всем правилам языка, где одно слово подчинено другому и между ними установлена связь.
Что такое главное слово в словосочетании
Словосочетания состоят из главных слов и зависимых. Главное слово в словосочетании бывает следующего типа:
Главное слово в словосочетании
Примыкания в словосочетаниях
Примыканием принято называть такие разновидности, при которых слова, которые зависят от основного, связаны с основными лишь в смысловом смысле.
Главные слова могут быть выражены глаголами, существительными, а зависимые слова могут быть выражены наречиями, деепричастиями.
Бежать не спеша, мало говорить, рассказ по-немецки, рвение считать, очень трудолюбивый, расчесанный небрежно, чрезмерно пусто, чересчур поздно, бежать голышом, плыл раздумывая, ожидал увидеть, цвет жизни, умение видеть, бежал предполагая.
Строение словосочетаний виды связи в словосочетаниях
Задание 6. Словосочетание
Виды связи в словосочетаниях
В подчинительной связи есть три способа связи. Разберем подробно каждый из способов.
Согласование
Здесь оба или больше слов согласованы друг с другом. Чаще всего встречаются варианты, где вопросом будет какой? какая? или какое? Также встречаются чей? или вопросы в падежной форме.
Главное слово — существительное. Зависимое — прилагательное, числительное, местоимение или причастие.
Управление
Тут зависимое склоняется в падеже независимо от главного, но все равно относится к нему. Если изменится падеж главного, то зависимое останется прежним.
Примеры для лучшего понимания сказанного:
Главное слово — глагол, существительное, прилагательное. Зависимое — существительное или другая часть речи в качестве существительного.
Примыкание
Связаны слова, в основном, смыслом, но не лексически. Определить примыкание нетрудно: правило гласит, что главным словом является глагол, наречие, прилагательное или существительное, а вот зависимым — неизменяемые части речи, как например, инфинитив, деепричастие, местоимение, сравнительные формы прилагательного или наречия.
В чем отличие предложения от словосочетания
Предложение тоже состоит из ряда слов (иногда даже из одного), но представляет из себя законченную и оформленную мысль.
А вот словосочетание не выражает законченной мысли или какой-либо интонации. Хотя именно из них строятся предложения. Они как бы представляют из себя синтаксические единицы разного уровня.
А вот предложение – это уже языковая единица, которой свойственна смысловая и интонационная завершенность.
Если говорить абстрактно, то словосочетание — это материалы для ремонта (обои, краска, паркет), а предложение — это отдельный уже законченный и оформленный в единое целое участок ремонтируемой площади (например, одна из отремонтированных комнат).
Как распознать словосочетания в предложении
Почти любое предложение – это набор самых разных словосочетаний. На уроках русского языка в 3-м классе, когда и проходят эти базовые понятия, школьников часто просят произвести синтаксический разбор какого-нибудь предложения. Сделаем это и мы.
Возьмем для примера фразу:
При разборе этого предложения сразу исключим грамматическую основу – «Документы и канцтовары лежали». Эти слова являются подлежащим и сказуемым, но не является словосочетанием.
В вот теперь перечислим все словосочетания, которые здесь используются:
И тут же есть редкое сочинительное словосочетание – ДОКУМЕНТЫ И КАНЦТОВАРЫ.
Вот собственно и все, что нужно знать о словосочетаниях. До встречи на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Управление в словосочетаниях
Управление представляет собой такой вид словосочетания, в котором зависимое слово принято ставить возле основного в конкретных падежах.
Основными словами с управленческим видом подчинительной связи являются:
Второстепенно слово, как правило, выражено именами существительными или словом, относящимся к любым частям речи. Например: сесть на скамейку, послушать говорящего, бежать за людьми, отговаривать друга, расставлять на места.
Важно! Правильным будет высказывание: заплатить за учебу (за что?), освятить статую (освятить что?)
Во время управления падежная форма большого количества существительных (вещественного и собирательного типа) зависимы от значений:
Управление в словосочетаниях
Урок русского языка в начальной школе, 4 класс
Анонс урока русского языка «Знакомство со словосочетанием» 4 класс.
Урок русского языка по теме «Знакомство со словосочетанием» 4 класс.
УМК «Начальная школа XXI века.
Цели: Формирование понятия словосочетание, развитие умения выделять словосочетание в тексте.
На уроке дети сами формулируют тему и задачи урока, самостоятельно составляют алгоритм определения словосочетания в предложении. Большая роль на уроке уделяется самостоятельному получению знаний. Учитель выступает в роли модератора.
«Знакомство со словосочетанием»
Цель урока. Знакомство с понятием словосочетание, учить находить словосочетания в предложениях; выделять главное и зависимое слово в словосочетании
Ход урока.
— Угадайте, написание какой буквы мы сегодня будем повторять:
— Эта буква согласная, обозначат 2 звука: твердый и мягкий; эта буква обозначает звонкий звук. Она есть в словах: носорог, банан, банан.
Неторопливая река отражает ясное небо.
Вывод. Для чего мы используем минутки чистописания?
3. Введение новой темы.
— Из нашего предложения я выписала некоторые пары.
НА ДОСКЕ: Неторопливая река, отражает небо, ясное небо, неторопливая небо, река ясное.
— Во всех ли парах слова связаны по смыслу и своими грамматическими формами?
— Прочитайте только те пары, где слова связаны по смыслу.
— Как называются такие пары? (словосочетания)
— Именно об этом мы будем говорить на уроке. Определите его тему.
— Какие мы должны поставить перед собой учебные задачи на урок?
1.Определить, что такое словосочетание;
2. Научиться выделять словосочетания в предложениях.
4. Работа над новой темой.
— Как вы думаете, что такое словосочетание?
— Чтение правила на с.79.
— Как вы думаете, что такое подчинительная связь? От какого существительного было образовано прилагательное «Подчинительная»?
— Обратимся к толковому словарю, как он трактует слово «подчинение».
Составление схемы определения словосочетания в тексте.
— Выпишите наши словосочетания, определите в них главное и зависимое слово.(1 человек – у доски)
— А кто увидел в этом предложении еще словосочетание?
— Будет ли пара слов «РЕКА ОТРАЖАЕТ» словосочетанием? (выслушиваются предположения детей)
— Чем в этом предложении являются эти слова? (ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ, ГЛАВНЫМИ ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ)
— А главные члены предложения как король и королева – никому не подчиняются, они равноправны. Подлежащее + сказуемое = предложение.
— Чтение правила на с. 80
— Упр.1 с.80. (1 человек за доской)
Вывод. — Что такое словосочетание?
На листах написаны предложение и словосочетания из него. Найдите ошибки.
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. с пасмурного неба — Выпишите только словосочетания, определите главное и зависимое слово. Вывод. Почему вы не выписали пару «падали снежинки»? — Вспомним, какие учебные задач мы ставили перед собой. Список использованной литературы1. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2-х частях. Иванов С.В. Кузнецова М.И. Издательство: Вентана-Граф, 2012 2. Русский язык. Комментарии к урокам. 4 класс. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Основные понятияСвязи первого типа нужны для объединения равноправных членов, простых предложений или их фрагментов. Примеры равноправных слов: Примеры связей для этих слов соответственно: Основное средство связи при сочинении – сочинительные союзы. Связи подчиняющего типа нужна для объединения главных слов и слов, зависящих от них. При подчинительной связи, как правило, является возможным задать вопрос от основного слова к тому, которое от него зависит.
Например, возьмем пример подчинительной взаимосвязи слышать мышь или трактат о социуме. Мы можем задать вопрос: слышать (кого) мышь, трактат (о чем) о социуме. Подчинительную зависимость одного слова от другого можно отобразить таким образом: слышать (кого?) мышь, трактат (о чем?) о социуме.
Довольно часто подчинительный тип можно распознать по окончанию. Например: уважать профессора, услышать за деревом. Для уточнения подчинительной связи часто используют предлоги. Например: Повесть об Анне, лежать в укрытии, улететь в небо, стоять за деревом, бежать за преступником, бежать от преступника. Что такое словосочетание в русском? Словосочетание это такая единица синтаксиса, которая состоит из двух (или больше) самостоятельных слов, которые соединены при помощи подчинительной связи. Важно! В словосочетаниях принято использовать исключительно связи подчинительного типа, в то время как в предложениях используют и сочинительную и подчинительную типы связей
|