Что такое строение словосочетания в русском
Словосочетания, их виды, строение и значение. Виды подчинительной связи в словосочетаниях
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Смысловая связь определяется вопросом, грамматическая – окончанием зависимого слова и предлогом.
Способы связи слов в словосочетаниях:
Среди подчинительных словосочетаний выделяются
Запомните: не является словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого.
Слова связаны по способу управления в словосочетании
Словосочетание со значением «действие и его признак»
Словосочетание со значением «предмет и его признак»
Словосочетание со значением «признак признака»
Главное слово выражено именем существительным в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
Главное слово выражено глаголом в словосочетании
Главное слово выражено прилагательным в словосочетании
Не является словосочетанием
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в том же роде, числе и падеже, что и главное
По способу согласования слова связаны в словосочетании
По способу согласования связаны слова в словосочетании
По способу согласования слова связаны в словосочетании
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Два словосочетания, слова в которых связаны по способу согласования, можно вычленить из предложения
Способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
По способу управления слова связаны в словосочетании
По способу управления слова связаны в словосочетаниях
Способ подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным только по смыслу
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
В словосочетаниях невыносимый шум, невыносимо шуметь, слышу шум, попросили не шуметь, шумят наверху слова связаны по способам (в порядке следования)
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Сочетание слов с сочинительной связью
Постановки существительного, отвечающего на вопрос кого?, требует глагол
Значение «действие и предмет, на который оно переходит» имеет словосочетание
Последний звонок; сидел, сгорбившись; поехать учиться; очень интересный; урок музыки. В данных словосочетаниях слова связаны по способам (в порядке следования)
Значение «предмет и его признак» имеет словосочетание
По способу управления слова связаны в словосочетании
Главное слово выражено деепричастием в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
Склоняемой частью речи выражено зависимое слово в словосочетании
По способу примыкания слова связаны в словосочетании
По способу управления слова связаны в словосочетании
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Словосочетание есть в варианте
Словосочетание, в котором слова связаны по способу согласования, есть в предложении
По способу согласования слова связаны в словосочетании
Словосочетанием не является
По способу примыкания слова связаны в словосочетаниях
Строение «глагол + наречие» имеют словосочетания
По способу управления слова связаны в словосочетании
По способу управления слова связаны в словосочетании
Укажите словосочетание, слова в котором связаны способом управления.
По способу управления слова связаны в словосочетаниях
Словосочетание со значением «действие и его признак»
Укажите словосочетание со значением «предмет и его признак».
Словосочетание со значением «действие и его признак»
Словосочетание со значением «действие и его признак»
Слова связаны способом управления в словосочетаниях
Словосочетания, в которых слова связаны способом согласования
Словосочетания, в которых слова связаны способом управления
Словосочетания, в которых слова связаны способом примыкания
Словосочетания, указывающие на предмет и его признак
Найдите глагольные словосочетания.
Не являются словосочетаниями
В каком словосочетании представлен способ связи слов примыкание?
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
Управление
Примеры
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.
Есть три вида подчинительной связи в словосочетании:
согласование, управление и примыкание (СУП).
Согласование.
Типичные случаи согласования — это словосочетание из существительного и прилагательного (красивая тетрадка). Как мы понимаем, что это согласование? Когда мы главное слово изменяем по падежам, зависимое слово тоже изменяется (красивая тетрадка, нет красивой тетрадки и так далее). Оба слова одинаково меняются по падежам, у них появляются окончания, соответствующие этим падежам, значит они согласуются между собой в падеже, числе и роде.
Управление.
Это такая связь, при которой главное слово управляет зависимым в каком-либо падеже. То есть у главного слова нет категории падежа, у зависимого есть, и когда мы изменяем главное слово, зависимое слово остается в одном и том же падеже. Например:
читать книгу.
Я читаю книгу.
Он читал бы книгу.
Читайте книгу!
Глагол в разных формах употребляем, а существительные в винительном падеже при нем стоит всегда. Чем отличается от согласования? Тем, что у главного слова падежа нет. Иногда у главного слова падеж тоже может быть. Допустим словосочетание из двух существительных тоже по типу управления: чтение книги, но когда мы изменяем главное слово, зависимое вместе с ним не изменяется по падежам, оно остается в одном и том же падеже:
чтение книги,
чтения книги.
Книги в родительном падеже как было, так и есть. Вот такое словосочетание, в котором падеж зависимого слова не меняется при изменении главного, называется управлением.
Управления более разнообразно, чем согласование. Главные слова могут быть выражены разными частями речи, но особенность одна и та же: у зависимого слова обязательно есть категория падежа, и оно обязательно в одном и том же падеже употребляется.
Примыкание.
Это такая связь, при которой у зависимого слова вообще нет категории падежа. Обычно так формулируют: зависимое слово является неизменяемой частью речи или неизменяемой формой. Типичный пример: словосочетание «глагол + наречие» (бежать быстро, учиться хорошо).
Наречие — действительно неизменяемая часть речи (почти неизменяемая, поскольку степени сравнения наречий все-таки есть), но главное, что у них нет падежа.
Примыкают не только наречия, но и другие формы, которые не имеют падежей. Например, инфинитив глагола: иду учиться.
Учиться — это глагол, у него много разных форм, соответственно, часть речи это в принципе изменяемая, но падежа у него нет. Если глагол оказывается зависимым словом (зависимым словом он может быть именно в инфинитиве), то он примыкает, то есть никак не взаимодействует с другими словами по падежу, поскольку падежа у него просто нет. И так же примыкают любые неизменяемые прилагательные, что знаменательные прилагательные, что местоименные прилагательные.
Три товарища. Главное слово в этом словосочетании — это слово три (имя числительное). Если мы это словосочетание будем изменять: три товарища, трех товарищей, трем товарищем. Явно наблюдается согласование в косвенных падежах — числительные и существительные стоят в одной и той же форме, и главным словом становится существительное. А в начальной форме главное слово — числительное и существительное стоит при нем в родительном падеже. А само числительное в именительном. Как мы это можем понять? Составить предложение с этим словосочетанием:
Пришли три товарища.
Три товарища – подлежащее, значит, главное слово в именительном падеже, а зависимое в родительном. То есть что мы должны здесь сказать? В именительном падеже в начальной форме словосочетание построено по типу управления (числительное управляет существительным в родительном падеже), а в косвенных падежах тип связи меняется на согласование, и существительное становится главным словом, а числительное согласуется с ним по падежу. Все словосочетания с числительными имеют такую особенность: они меняют тип связи при изменении словосочетания.
А дальше еще хитрее…
С одной стороны это тоже самое, что и три товарища, то есть управление в начальной форме. Но есть два друга, а есть две подруги. Что еще здесь происходит? Частичное согласование по роду. То есть получается — это управление родительным падежом. По падежу это словосочетание построено именно как управление, а по роду здесь слова согласуются — числительное согласуется с существительным. Почему так происходит? Потому что вообще у числительных нет категории рода и категории числа, у них есть только категория падежа. Как мы это увидели на примере числительного три. Но у числительного два и числительного один есть категория рода. А у числительного один еще и категория числа.
Трое братьев, троих братьев, троим братьям. То же самое, что и три товарища. То есть собирательное числительное ведет себя так же, как и количественное, то есть меняет тип связи.
Главное слово здесь прилагательное склонный, зависимое — глагол в инфинитиве преувеличивать. Раз глагол в инфинитиве зависимое слово, то он примыкает.
Здесь главное слово — местоимение кто-то, зависимое слово это предложно-падежная форма — существительное с предлогом. Когда зависимое слово представлено какой-то падежной формой существительного и оно не изменяется вместе с изменением главного (кто-то в толпе, кого-то в толпе, кому-то в толпе, в толпе не меняется), значит это управление. Управление, а не примыкание, потому что это существительное, а у существительного есть падеж (в толпе – предложный падеж).
Так же, как три товарища. Сорок пять дней, сорока пяти дней, сорока пяти дням. В начальной форме – управление, то есть главное слово здесь сорок пять, оно управляет родительным падежом слова дней, а в косвенных падежах тип связи меняется и числительное сорок пять начинает согласоваться с существительным день.
Чем отличаются сорок пять дней и три товарища?
Числительные от пяти и больше управляют формой родительного падежа не единственного числа, а множественного (три дня, но сорок пять дней).
Находим главное слово – директива, зависимое слово – сверху, это наречие. Раз зависимое слово – наречие, то оно примыкает. В чем необычность такого словосочетания? В том, что обычно наречие зависит от глагола, от существительного крайне редко. Но вот здесь именно такой случай. Здесь пропущен глагол, выполняющий роль связки: директива, направленная сверху (направленная — причастие, особая форма глагола).
Здесь употреблено несклоняемое существительное. Окончания у него нет, но несклоняемые существительные все равно имеют категорию падежа, потому что мы можем ему задать определенный падежный вопрос: пойти во что? Следовательно существительное употреблено в винительном падеже. И раз глагол задает вот эту форму винительного падежа, то это управление. Глагол пойти управляет существительным в винительном падеже с предлогом – в кафе.
То же самое. Если зависимое слово существительное, то автоматически это управление.
Далее несколько словосочетаний с притяжательными местоимениями. Обратите особое внимание, поскольку притяжательные местоимения могут вступать во все три вида связи.
Ответ чей? Его. Это местоимение — прилагательное. Отвечает на вопрос чей? Это притяжательное местоимение. Его ответ, его ответа, его ответу. Вроде бы прилагательное, но не согласуется с существительным, а застыло в одной и той же форме. Это неизменяемая часть речи. Оно примыкает. Здесь нужно разграничивать: несклоняемые существительные управляются, потому что у них есть падеж; неизменяемые прилагательные (и местоименные, и знаменательные) примыкают.
Его – здесь это не притяжательное местоимение его, это личное местоимение он в форме винительного падежа: встретить кого? Значит, это управление.
А здесь согласование, потому что притяжательное местоимение свои согласуется с существительным обязанность.
Свои обязанности, своя обязанность, своих обязанностей.
Еще раз: если у прилагательного есть окончания, если оно изменяется по падежам, то оно согласуется с существительным; а если прилагательное неизменяемое, то оно примыкает.
Словосочетания с числительным в косвенном падеже. Значит, это согласование. В начальной форме управление, а в косвенных падежах это согласование. Если бы было две руки, то это было бы управление с элементом согласования по роду. А двумя руками — это уже чистое согласование.
Числительное один — это единственное числительное, которое полностью согласуется с существительным. Если мы внимательно понаблюдаем, то все остальные числительные управляют родительным падежом (одна строка, но две строки; строка – в именительном падеже, строки – в родительном падеже).
Тридцать третий пункт.
Это чистое согласование, потому что тридцать третий – это числительное порядковое, то есть это прилагательное с количественным значением. Оно ведет себя как любое другое прилагательное.
Тридцать третий пункт, тридцать третьего пункта, тридцать третьему пункту.
Авеню – существительное несклоняемое. Но существительные, от того что они несклоняемые, никак не меняют своего синтаксического поведения. Здесь слово авеню – главное. Посмотрим, как оно влияет на зависимое.
Есть главная авеню, нет главной авеню, прилагательное с ним согласуется. У самого слова авеню окончания нет, но прилагательное подстраивает свое окончание под падеж существительного. Так что это согласование.
А вот это особый вид согласования между двумя существительными. В лингвистике для него есть особый термин: аппозиция или аппозитивная связь. Буквально обозначает приставление одного существительного к другому. В чем его отличие от согласования прилагательного с существительным? В том, что здесь менее четко выражено, какое слово главное, а какое зависимое. Но все-таки дочка – главное, потому что мы можем заменить такое словосочетание на словосочетание с прилагательным красивая дочка. Тем не менее это согласование, потому что два существительных одинаково изменяются по падежам:
красавицы дочки, красавице дочке, красавицей дочкой.
Заниматься – инфинитив в позиции зависимого слова. Это примыкание. И как член предложения – это обстоятельство цели.
Тоже самое, что его ответ. Беж – это неизменяемое прилагательное. Это примыкание.
Определение и особенности
Словосочетанием называется соединение нескольких самостоятельных слов (от двух и больше), которые связаны между собой грамматически и по смыслу. Вместе они обозначают единое понятие — это может быть предмет, его качества, действия и пр. Словосочетание является единицей синтаксиса, имеющей смысл только в контексте предложения, основная роль которой заключается в выполнении коммуникативной функции. Типичные примеры словосочетаний выглядят следующим образом:
Из приведённых примеров видно, что в качестве сочетаемых слов могут использоваться не только существительное и прилагательное, но и причастие, порядковое числительное, местоимение, наречие и другие части речи. Соединения двух или нескольких слов происходит на основе подчинительной связи — наличие главного и зависимого члена.
Главное слово в словосочетании несёт в себе смысл, суть явления, а зависимое выполняет функции уточнения и конкретизации: закат (явление) — огненный закат (признак + явление) — любоваться закатом (действие + явление, на которое оно направлено). Для облегчения определения главного и подчинительного членов необходимо запомнить, что вопрос можно задавать только от главного слова (к примеру, «красная шляпа» — задать вопрос «шляпа какая?» — «красная», следовательно, «шляпа» является основным словом).
Во многих словосочетаниях можно выразить не одно, а два значения (к примеру, «лететь над горами» — вопрос № 1: «лететь где?» — над горами и вопрос № 2: «лететь над чем?» — над горами). Также к сочетаниям слов относится и связь однородных членов предложения, называемых сочинительными словосочетаниями. Их особенность в том, что между словами нет подчинительной связи, они равны. В качестве примера можно назвать такие конструкции: «брат и сестра», «отец и сын», «красивый, но дорогой», «яблоки и груши», «зелёный и красный», «война и мир».
Основные типы связи
Словосочетание, в отличие от предложения, не выражает законченной мысли или интонации. Но предложения, в свою очередь, состоят из нескольких подобных синтаксических единиц, в совокупности имеющих интонационную и смысловую завершённость. Важно также запомнить, что подлежащее и сказуемое словосочетания не создают.
Сочетания слов могут быть связаны между собой различным образом. Лингвисты выделяют 3 основных группы синтаксической подчинительной связи.
Полное и неполное согласование
Это разновидность подчинительной связи, особенностью которой является согласование зависимого слова с главным в падеже, числе и роде. Соответственно, если меняется главный член, то изменяется и второстепенный («фиолетовый тюльпан» — оба слова мужского рода, в единственном числе и именительном падеже; «фиолетовые тюльпаны», «фиолетовыми тюльпанами»).
Встречается также сочетаемость слов без согласований по роду — «наши тетради», «яркие краски», «две корзинки». В качестве главного члена выступает существительное или другая часть речи в форме существительного: осенние листья (сущ.), усталые рабочие (сущ.). Второстепенное слово может выражаться такими частями речи:
Следует знать, что слово «оба» может согласоваться в роде и числе — обоих мальчиков, обеих девочек.
Согласование делится на полное и неполное. При полном происходит изменение всех параметров зависимого слова, тогда как слова в парах с неполной связью меняют лишь некоторые свои характеристики. К примеру, «две маленькие табуретки» — слово «маленькие» согласуется с главным словом лишь в падеже, не совпадая при этом в числе, а числительное «два» — только в роде.
В некоторых случаях главное слово определяется исключительно из соображений смысла и текущего контекста. Таким спорным моментом, согласно лингвистическим словарям, является сочетание слов «юноша-студент».
Управление в лингвистике
Эта разновидность синтаксической связи от предыдущей отличается тем, что свободная единица речи находится в форме косвенного падежа, то есть она ставится возле главного слова с предлогом или без такового. В случае его изменения форма второстепенного не изменяется. В подобных словосочетаниях главным словом могут быть следующие части речи:
Зависимое слово может выражаться как существительное или в виде любой части речи в форме существительного («смотреть на лежащего», «лететь с ними»). Интересно, что некоторые словосочетания могут писаться по-разному, сохраняя при этом свой первоначальный смысл: «оплатить проезд» (оплатить что?) и «заплатить за проезд» (заплатить за что?).
Изменение падежных форм большинства собирательных и вещественных зависят от обозначения целого или части, при этом у существительного меняется окончание: «килограмм сыру» (часть целого), «вкус сыра» (обозначение целого).
Сильное и слабое примыкание
Особенность этого вида связи слов в словосочетании заключается в связывании зависимой и главной части лишь по смыслу, а также при помощи подчёркивания интонацией. Главное слово в словосочетаниях с таким типом связи может быть выражено при помощи четырех частей речи. К ним относятся:
Главным членом в примыкании признаётся то, что способно изменяться либо же может употребляться в речи отдельно от зависимого без потери смысла (к примеру, в сочетании «очень быстро» первое является второстепенным). Зависимое слово также выражается в четырёх частях речи:
При использовании сильного примыкания необходимо наличие зависимого слова, без которого теряется смысл выражения, к примеру, «учиться разговаривать», «броситься бежать», «становиться сильнее». В случаях слабого примыкания отбрасывание второстепенных слов может быть допустимо (быстро идти, высоко летать, вкусно поесть). Также слабые формы примыкания могут варьироваться: «работать дома» — «работать на дому», «читать по ночам» — «читать ночами», «начать играть» — «начать игру».
Различные классификации
На текущий момент существует множество различных свойств, по которым словосочетания классифицируются по определённым группам или типам. Наиболее распространена систематизация по морфологической основе и свойствам главного слова. Она представляет собой следующую схему:
Также выделяется классификация видов словосочетаний по вопросам, благодаря которым можно определить свойство или характерные признаки существительного. Всего существует 3 группы. Их наименования можно представить в следующем виде:
Для подробного разбора, а также для закрепления материала важно знать, что словосочетанием не является.
Помимо подлежащего и сказуемого (стандартные предложения по типу «светит солнце», «дождь идёт») к словосочетаниям не относятся фразеологизмы (ни рыба ни мясо), сочетание служебного слова со второстепенным (перед сном, перед пробуждением), формы будущего наклонения (буду учиться), а также безличная или страдательная форма глагола при наличии главного слова в творительном падеже (предложено учёными, выполнено рабочими, написано программистом).