что в литературе обозначает слово фантастика
Фантастика как жанр художественной литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Фантастика как жанр художественной литературы
Фантастика как жанр в художественной литературе существует не так давно. Она возникла в конце девятнадцатого века, а свою особую популярность набрала в конце двадцатого-середине двадцать первого века.
Фантастика – это жанр художественной литературы, в котором сочетаются нереальные, неосуществимые на данный момент события с нашей действительностью. Фантастика отличается от фэнтэзи тем, что в ней присутствуют в качестве нереальных явления не мистические, а научные (то есть далекое будущее людей, новые технологии, новый общественный порядок и так далее).
Фантастика набрала свою популярность в тот момент, когда первый человек полетел в космос, а также начала развиваться астрофизика. Все эти события дали почву писателям-фантастам, простор для размышлений над тем, есть ли в этой Вселенной другие цивилизации.
Фантастика, как известно, может смешиваться и с другими жанрами – например рассказом, утопией или антиутопией. Здесь отличным примером может послужить роман Замятина «Мы», в котором утопичный мир представлен как результат технического прогресса. Однако, идейным замыслом все же является представление существующего государственного строя в непривычном свете, поэтому роман можно отнести к антиутопиям. Аналогичным примером также может послужить роман Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
К характерным чертам фантастических произведений можно отнести следующее:
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, мы рассмотрели некоторые отличительные черты фантастики как жанра в художественной литературе. Однако, наличие всех этих черт одновременно вовсе необязательно.
В русской художественной литературе фантастика возникла относительно недавно. Этот жанр, столь непохожий на другие, вызвал интерес и любопытство, особенно у школьников. Многие книги были экранизированы, а фильмы становились по-настоящему культовыми. Примером тому может служить знаменитый советский фильм «Электроник», снятый по одноименному роману. Также на экраны выходит в это время фильм «Гостья из будущего» про девочку Алису, ставшую героиней целого цикла книг Кира Булычева.
Современные книги во многом являются продолжением моды на фантастику, поэтому смело можно утверждать, что фантастика как жанр в художественной литературе актуальна и по сей день.
Известные фантастические произведения
Фантастика в равной мере интересовала читателей как за рубежом, так и в России. Наиболее известными произведениями, ставшими почти что культовыми являются следующие книги:
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, можно прийти к выводу о том, что фантастика как жанр ввиду своей популярности имеет очень большое значение в современной художественной литературе. Этот жанр характеризует целую эпоху, эпоху прогресса и технического роста. Возможно, все, что написано в фантастических книгах, когда-нибудь станет реальностью. Однако, пока что фантастика – это лишь часть художественной литературы.
Значение слова «фантастика»
1. Представления, образы, созданные воображением, изображение явлений действительности в преувеличенном или сверхъестественном виде. — У нас не было фактов… Предположения, выводы, — все на грани фантастики, безумия. А. Н. Толстой, Гиперболоид инженера Гарина. || собир. Литературные произведения, в которых описываются вымышленные, сверхъестественные события, явления. Фантастика Гофмана. □ Музыку балетов Стравинского отличают связи с национальными традициями: глубока у него привязанность к русской народной фантастике, к русским сказкам и песне. С. А. Морозов, Музыка остается с тобой.
2. Нечто нереальное, невообразимое. — Не верилось. Москва? Сытая, толстая, самодовлеющая, глубоко провинциальная, партикулярная Москва делает революцию? Фантастика. И — однако оказалась самая суровая реальность. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. Многие вещи, казавшиеся нашим отцам утопическими, осуществляются на наших глазах. Бывшая фантастика становится привычной действительностью. Паустовский, Рождение моря.
[От греч. φανταστική — искусство воображения]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ФАНТА’СТИКА, и, мн. нет, ж. (книжн.). Что-н. фантастическое.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: суживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ФАНТАСТИКА
Смотреть что такое «ФАНТАСТИКА» в других словарях:
Фантастика — в литературе и др. искусствах изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Термин Ф.… … Литературная энциклопедия
ФАНТАСТИКА — ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, чудесная картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре, кино … Современная энциклопедия
Фантастика — ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных представлений создается сверхъестественная, ирреальная, “чудесная” картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. В художественной литературе, театре,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Фантастика — (греч. phantastike – искусство воображать) – форма отражения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая картина Вселенной. Распространена в мифологии, фольклоре, искусстве, социальной утопии. В ХIХ – ХХ… … Энциклопедия культурологии
фантастика — ФАНТАСТИКА в литературе, искусстве и некоторых др. дискурсах изображение фактов и событий, которые, с точки зрения господствующих в данной культуре мнений, не происходили и не могли происходить («фантастических»). Понятие «Ф.» является… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Фантастика — ФАНТАСТИКА означает особый характер художественных произведений, прямо противоположных реализму (см. это слово и сл. фантазия). Фантастика не воссоздает действительности в ее законах и устоях, но свободно нарушает их; она образует свое… … Словарь литературных терминов
ФАНТАСТИКА — ФАНТАСТИКА, фантастики, мн. нет, жен. (книжн.). Что нибудь фантастическое. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
фантастика — сущ., кол во синонимов: 19 • анриал (2) • вымысл (1) • здорово (143) • … Словарь синонимов
Фантастика — У этого термина существуют и другие значения, см. Фантастика (значения). Фантастика разновидность мимесиса, в узком смысле жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической доминантой является… … Википедия
Что такое Фантастика
Значение слова Фантастика по Ефремовой:
Фантастика — 1. То, что основано на фантазии (1), на творческом воображении, художественном вымысле.
2. Жанр искусства, в произведениях которого описываются вымышленные, сверхъестественные события и явления.
3. разг. Нечто невообразимое, неосуществимое, несбыточное.
Значение слова Фантастика по Ожегову:
Фантастика — Литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события
Фантастика То, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле
Фантастика Что-нибудь невообразимое, невозможное
Фантастика в Энциклопедическом словаре:
Фантастика — (от греч. phantastike — искусство воображать) — формаотображения мира, при которой на основе реальных представлений создаетсялогически несовместимая с ними («сверхъестественная», «чудесная») картинаВселенной. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии. Вхудожественной литературе, театре, кино, изобразительном искусствефантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные связии закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых объектов.однако фантазия не просто прихотливая «игра воображения»: в гротескных илиидеальных образах, символах, невероятных сюжетных конструкциях она можетвыражать миросозерцание автора, характерное для целой эпохи («Гаргантюа иПантагрюэль» Ф. Рабле, «Властелин колец» Дж. Р. Толкьена). В 19-20 вв.развивается научная фантастика.
Значение слова Фантастика по словарю Ушакова:
ФАНТАСТИКА
фантастики, мн. нет, ж. (книжн.). Что-н. фантастическое.
Определение слова «Фантастика» по БСЭ:
Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать)
разновидность художественной литературы. её исходной идейно-эстетической установкой является диктат воображения над реальностью, порождающий картину «чудесного мира», противопоставленного обыденной действительности и привычным, бытовым представлениям о правдоподобии. Истоки Ф. — в мифотворческом народно-поэтическом сознании, выразившемся в волшебной сказке и героическом эпосе. Ф. в существе своём предопределена многовековой деятельностью коллективного воображения и представляет собой продолжение этой деятельности, используя и обновляя постоянные мифические (см. Мифология) и сказочные (см. Сказка) образы, мотивы, сюжеты в сочетании с жизненным материалом истории и современности. Т. о. возникает предуказанный
(«архетипический») принцип фантастического правдо- и жизнеподобия, сообразного нравственным и эстетическим закономерностям воображаемого сказочно-мифологического мироздания и составляющего разрастающееся мозаичное целое. Ф. эволюционирует вместе с развитием литературы, свободно сочетаясь с различными методами (в т. ч. с реалистическим) изображения идей, страстей и событий. Особенно плодотворным, однако, оказалось сочетание Ф. с Романтизмом.
Ф. выделяется как особый вид художественного творчества по мере отдаления фольклорных форм от практических задач мифологического осмысления действительности и ритуально-магического воздействия на неё. Первобытное миропонимание становится исторически несостоятельным и тем самым — фантастическим, т. е. не соответствующим новым представлениям о действительности. Характерным признаком возникновения Ф. служит разработка эстетики чудесного, несвойственной первобытному фольклору. Происходит расслоение: богатырская сказка и сказания о культурном герое трансформируются в героический эпос (народное иносказание и обобщение истории), в котором элементы чудесного являются подсобными и несущественными. сказочно-волшебная стихия осознаётся как таковая и служит естественной средой для рассказа о путешествиях и приключениях, вынесенного за исторические рамки. Так,
«Илиада» Гомера представляет собой по сути дела реалистическое описание эпизода Троянской войны (чему не мешает участие в действии героев-небожителей). гомеровская же «Одиссея» — прежде всего фантастическое повествование о всевозможных и невероятных приключениях, не связанных с эпическим сюжетом, одного из героев той же войны. Сюжет, образы и происшествия
«Одиссеи» — начало всей литературной западно-европейской Ф. Примерно так же, как «Илиада» и «Одиссея», соотносятся ирландские героические саги и «Плавание Брана, сына Фебала» (7 в. н. э.). Прообразом многих будущих фантастических путешествий послужила пародийная
«Правдивая история» Лукиана, где автор для усиления комического эффекта стремился нагромоздить как можно больше невероятного и несуразного и обогатил при этом флору и фауну «чудесной страны» многими живучими выдумками.
Т. о., ещё в античности наметились основные направления Ф. — фантастические блуждания-похождения и фантастический поиск-паломничество (характерный сюжет — сошествие в ад). Овидий в «Метаморфозах» направил в русло Ф. исконно-мифологические сюжеты превращений и положил начало фантастико-символические аллегории — жанру скорее дидактическому, чем приключенческому: «поучению в чудесах».
Фантастические превращения становятся формой осознания превратности и ненадёжности человеческой судьбы в мире, подвластном лишь произволу случая или загадочной вышней воле.
Богатый свод литературно обработанной сказочной Ф. дают сказки «Тысячи и одной ночи». влияние их экзотической образности сказалось в европейской предромантике и романтизме. Фантастические сюжеты «Тысячи и одной ночи» отличаются своеобразной национальной и религиозной замкнутостью. Фантастическими образами и отзвуками
«Махабхараты» и «Рамаяны» насыщена индийская литература от Калидасы до Р. Тагора. Своеобразный литературный переплав народных сказаний, легенд и поверий представляют собой многие произведения японской (например, жанр «рассказа о страшном и необычайном» — «Кондзяку-моногатари»)
и китайской Ф. («Рассказы о чудесах из кабинета Ляо» Пу Сун-лина).
Фантастическое воображение под знаком «эстетики чудесного» было основой средневекового рыцарского эпоса — от «Беовульфа» (8 в.) до«Персеваля» (около 1182) Кретьсна де Труа и «Смерти Артура» (1469) Т. Мэлори. Обрамлением фантастических сюжетов стала легенда о дворе короля Артура, наложенная впоследствии на расцвеченную воображением хронику крестовых походов. С ней скрещивалась более исторически обоснованная легенда о дворе Карла Великого. Дальнейшую трансформацию этих сюжетов являют монументально-фантастические, почти совсем утратившие историко-эпическую подоснову ренессансные поэмы
«Влюблённый Роланд» Боярдо, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, «Королева фей» Э. Спенсера. Вместе с многочисленными рыцарскими романами 14-16 вв. они составляют особую эпоху в развитии Ф. Вехой в развитии фантастической аллегории, созданной Овидием, был
«Роман о Розе» 13 в. Гильома де Лорриса и Жана де Мена.
Развитие Ф. в период Ренессанса завершают «Дон Кихот» М. Сервантеса — пародия на Ф. рыцарских похождений и одновременно начало реалистического романа, и «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле — комическая эпопея на фантастической основе, одновременно традиционной и произвольно переоформленной и переосмысленной. У Рабле же находим (глава «Телемское аббатство»)
один из первых примеров фантастической разработки утопического жанра, хотя и исконно нехарактерной: ведь у зачинателей жанра Т. Мора (1516) и Ф. Кампанеллы (1602) Утопия тяготеет к дидактическому трактату и лишь в
«Новой Атлантиде» Ф. Бэкона являет собой научно-фантастическую игру воображения. Пример более традиционного сочетания Ф. с мечтой о сказочном царстве справедливости — «Буря» У. Шекспира.
В меньшей степени, чем древнейшая мифология и фольклор, стимулировали Ф. религиозно-мифологические образы Библии. Крупнейшие произведения христианской Ф. — «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» Дж. Мильтона — основаны на апокрифах. Это, однако, не умаляет того факта, что произведения европейской Ф. средневековья и Возрождения, как правило, имеют вторичную, этическую христианскую окраску или представляют игру фантастических образов в духе христианской апокрифической демонологии. Вне Ф. стоят Жития святых, где чудеса принципиально выделены как экстраординарные происшествия. Тем не менее христианско-мифологическое сознание способствует расцвету особого жанра — Ф. видений. Начиная с апокалипсиса Иоанна Богослова
«видения» или «откровения» становятся полноправным литературным жанром: разные аспекты его представляют «Видение о Петре Пахаре» (1362) У. Ленгленда и «Божественная комедия» Данте. Идея «откровения»,
в отличие от жития, — противопоставление земной действительности иного, сверхъестественного плана существования.
Поэтика религиозного «откровения» определяет визионерскую фантастику У. Блейка: его грандиозные «пророческие» образы — последняя вершина жанра.
К концу 17 в. Маньеризм и Барокко, для которых Ф. была постоянным фоном, дополнительным художественным планом (при этом происходила эстетизация восприятия Ф., утрата живого ощущения чудесного), сменил Классицизм, по своей сути чуждый Ф.: его обращение к мифу полностью рационалистично. В романах 17-18 вв. мотивы и образы Ф. походя используются для осложнения интриги. Фантастический поиск трактуется как эротические похождения
(«фейные сказки», например «Акажу и Зирфила», 1744, Ш. Дюкло). Ф., не имея самостоятельного значения, оказывается подспорьем плутовского романа («Хромой бес» А. Р. Лесажа, «Влюблённый дьявол» Ж. Казота), философского трактата
(«Микромегас» Вольтера) и т.д. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта Ф. в духе Рабле и Сирано де Бержерака поставлена на службу идеологической сатире. Реакция на засилье просветитительского рационализма наступила во 2-й половине 18 в.. англичанин Р. Хёрд призывает к прочувствованному изучению Ф.
(«Письма о рыцарстве и средневековых романах», 1762). в «Приключениях графа Фердинанда Фэтома» Т. Смоллетт предваряет ставший началом развития Ф. 19-20 в. «готический роман» Х. Уолпола, А. Радклиф, М. Льюиса, У. Бекфорда. Поставляя аксессуары романтических сюжетов, Ф. остаётся на подсобной роли: с её помощью двойственность образов и событий становится изобразительным принципом Предромантизма.
У романтиков двойственность оборачивается раздвоением личности, ведущим к поэтически благотворному «священному безумию». «Прибежища в царстве фантазии» (Ю. А. Кернер) искали все романтики: у «иенцев» фантазирование, т. е. устремлённость воображения в запредельный мир мифов и легенд, выдвигалось как приобщение к высшему прозрению, как жизненная программа — сравнительно благополучная (за счёт романтической иронии) у Л. Тика, патетичная и трагическая у Новалиса, чей
«Генрих фон Офтердинген» являет образец обновленной фантастической аллегории, осмысленной в духе поисков недостижимого и непостижимого идеально-духовного мира. Гейдельбергская школа использовала Ф. как источник сюжетов, придающих дополнительный интерес земным событиям (так, «Изабелла Египетская» Л. А. Арнима представляет собой фантастическую аранжировку любовного эпизода из жизни Карла V).
Такой прагматический подход к Ф. оказался особенно перспективным.
Стремясь обогатить ресурсы Ф., нем. романтики обратились к её первоисточникам — собрали и обработали волшебные сказки и легенды («Народные сказки Петера Лебрехта», 1797, в обработке Тика, «Детские и семейные сказки», 1812-14, и «Немецкие предания», 1816-1818, братья Я. и В. Гримм).
Это способствовало становлению жанра литературной сказки во всех европейских литературах, остающегося и поныне ведущим в детской Ф. Классический его образец — сказки Х. К. Андерсена.
Романтическая Ф. синтезирует творчество Э. Т. А. Гофмана: здесь и готический роман («Эликсир дьявола»), и литературная сказка («Повелитель блох», «Щелкунчик и мышиный король»), и феерическая фантасмагория
(«Принцесса Брамбилла»), и реалистическая повесть с фантастической подоплёкой («Выбор невесты», «Золотой горшок»).
Попытку оздоровить влечение к Ф. как к «пропасти потустороннего» представляет «Фауст» Гёте. используя традиционно-фантастический мотив продажи души дьяволу, поэт обнаруживает тщету блужданий духа в сферах фантастического и в качестве окончательной ценности утверждает земную жизнедеятельность, преобразующую мир (т. е. утопический идеал исключается из области Ф. и проецируется в будущее).
В России романтическая Ф. представлена в творчестве В. А. Жуковского, В. Ф. Одоевского, А. Погорельского, А. Ф. Вельтмана. К Ф. обращался А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», где особенно важен былинно-сказочный колорит фантазии) и Н. В. Гоголь, фантастические образы которого органично влиты в народно-поэтическую идеальную картину Украины
(«Страшная месть», «Вий»). Его петербургская Ф. («Нос», «Портрет», «Невский проспект»), крайне экономная и «выморочная», по-иному обусловлена общей картиной действительности, сгущенное изображение которой естественно порождает фантастические образы (как и в «Пиковой даме» Пушкина или в «Двойнике» Ф. М. Достоевского).
С утверждением критического реализма Ф. опять оказалась на периферии литературы, хотя нередко привлекалась как своеобразный контекст повествования, придающий символический характер реальным образам (например, у Ш. Бронте, Н. Хоторна, А. Стриндберга). Готическую традицию Ф. развивает Э. По, рисующий или подразумевающий запредельный, потусторонний мир как царство призраков и кошмаров, властвующих над земными судьбами людей. Однако он же предвосхитил
(«История Артура Гордона Пима», «Низвержение в Мальстрем») появление новой отрасли Ф. — научной фантастики, которая в творчестве Ж. Верна и Г. Уэллса принципиально обособляется от общефантастической традиции. она рисует реальный мир, преображаемый наукой (к худу или к добру) и по-новому открывающийся взгляду исследователя. (Правда, развитие космической Ф. приводит к открытию новых миров, по неизбежности как-то соотносящихся с традиционно-сказочным, но это момент привходящий.)
Интерес к Ф. как таковой возрождается к концу 19 в. у неоромантиков (Р. Л. Стивенсон), декадентов (М. Швоб, Ф. Сологуб), символистов (М. Метерлинк, А. Блок), экспрессионистов (Г. Мейринк), сюрреалистов (Г. Казак, Э. Крёйдер). Развитие детской литературы порождает новый облик фантастического мира — мир игрушечный: у Л. Кэрролла, К. Коллоди, Л. Милна. в сов. литературе — у А. Н. Толстого
(«Золотой ключик»), Н. Носова, К. Чуковского. Воображаемый, отчасти сказочный мир создаёт с привлечением мотивов и образов западной приключенческой литературы А. Грин
В западной литературе 20 в. богато представлена неоготическая Ф. (У. Де ла Мар, Х. П. Лавкрафт, Дж. Кольер). Хотя во 2-й половине 20 в. фантастический импульс находит себе выход в основном в области научной фантастики, однако иногда он вызывает качественно новые художественные явления, например трилогия англичанина Дж. Р. Р. Толкина
«Властелин колец» (1954-55), написанная в русле эпической Ф., романы и драмы Кобо Абэ, произведения испанских и латиноамериканских писателей (А. Састре, Х. Кортасар). Для современности характерно отмеченное выше контекстное использование Ф., когда внешне реалистическое повествование имеет символико-иносказательный оттенок и даёт более или менее зашифрованную отсылку к какому-либо мифологическому сюжету (например, «Улисс» Дж. Джойса, «Кентавр» Дж. Апдайка, «Корабль дураков» К. А. Портер).
Сочетание различных возможностей Ф. являет собой роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Фантастико-аллегорический жанр представлен в советской литературе циклом
«натурфилософских» поэм Н. А. Заболоцкого («Торжество земледелия» и др.), народно-сказочная Ф. — творчеством П. П. Бажова, литературно-сказочная — пьесами Е. Шварца.
Жанровые формы Ф. — фантасмагория и феерия — стали традиционным вспомогательным средством рус. и сов. сатиры: от М. Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города») до В. В. Маяковского («Клоп» и «Баня»).
Ф. 2-й половины 20 в. остаётся живой и плодоносной ветвью различных направлений художественной литературы.
Лит.: Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки, М,, 1958. его же,»Эдда» и ранние формы эпоса, М., 1968. Ильенков Э. В., Об эстетической природе фантазии, в сборнике: Вопросы эстетики, в. 6, М., 1964. Кагарлицкий Ю., Что такое фантастика?, М., 1974. Бахтин М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975. Gould S. В., Curious myths of the Middle Ages, L., 1901. Felix-Faure-Goyau L., La vie et la mort des fees, P., 1910. Frye N., Fables of identity, N. Y. — Birmingam, 1963. Todorov Tz., Introduction a la litterature fantastique, P., 1970. Campbell J., The flight of the Wild Gander, Chi., 1972. Kennard J. E., Number and nightmare. Forms of fantasy in contemporary fiction, Hamden (Conn.), 1975.
В. С. Муравьев.
Значение слова фантастика
Фантастика в словаре кроссвордиста
фантастика
Фантастика Фанта́стика (от — «искусство воображения, фантазия») — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием «фантастического допущения», «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.
I ж.То, что основано на фантазии [ фантазия I
1.], на творческом воображении, художественном вымысле. II ж.
1.Жанр литературы и искусства, в произведениях которого описываются вымышленные, сверхъестественные события и явления.
2. разг.Произведения такого жанра. III предик.Оценочная характеристика чего-либо как невообразимого.
Большой современный толковый словарь русского языка
Новый словарь иностранных слов
ж.
1) То, что основано на фантазии (
1), на творческом воображении, художественном вымысле.
2) Жанр искусства, в произведениях которого описываются вымышленные, сверхъестественные события и явления.
3) разг. Нечто невообразимое, неосуществимое, несбыточное.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой
1. представления, мысли, образы, созданные воображением;
3. нечто несуществующее, нереальное, несбыточное.
Словарь иностранных выражений
литературные произведения, описывающие вымышленные, сверхъестественные события Научная ф. (в литературе, кинематографе: моделирующая события далеко будущего на основе достижений науки и техники). фантастика Colloq что-нибудь невообразимое, невозможное Найти друг друга через столько лет! Ф.! фантастика то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле Ф. народных сказок.
Словарь русского языка Ожегова
Современный толковый словарь, БСЭ
фантастика ж.
1) То, что основано на фантазии (
1), на творческом воображении, художественном вымысле.
2) Жанр искусства, в произведениях которого описываются вымышленные, сверхъестественные события и явления.
3) разг. Нечто невообразимое, неосуществимое, несбыточное.
Толковый словарь Ефремовой
фантастики, мн. нет, ж. (книжн.). Что-н. фантастическое.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Словарь литературоведческих терминов
Большая советская энциклопедия, БСЭ
Полный орфографический словарь русского языка
Как правило, сборник фантастики составляется исходя из какой-то одной концепции: « фантастика юмористическая», « фантастика высокохудожественная» (на взгляд составителя), « фантастика остросюжетная».
Сборник яркой современной фантастики Фантастика – это взгляд, фантастика – это будущее, а значит, фантастика – это движение вперёд.
Крайне скупо вводилась в обзор очерковая фантастика и фантастика сказочного плана, за рамками библиографии осталась фантастика в литературах братских народов нашей страны.