Что значит слово басмач
Значение слова «басмач»
[От тюрк. басмак — совершать налет]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БАСМА’Ч, а́, м. [от тюрк. basmaq — совершать налет] (полит. нов.). Бандит, участник контрреволюционного движения в Ср. Азии.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
басма́ч
1. истор. участник вооружённого национально-религиозного движения сопротивления Советской власти, направленного на отделение Средней Азии от СССР
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: стратиграфия — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «басмач»
Предложения со словом «басмач»
Сочетаемость слова «басмач»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «басмач»
Совсем молодого парнишку, необученного и почти неграмотного, заслали в банду басмачей.
Караван повернул обратно, а сводный отряд направился по следам басмачей.
Басмач падает грудью на подоконник, а старый обходчик яростно продолжает бить по чёрной барашковой папахе.
Синонимы к слову «басмач»
Сочетаемость слова «басмач»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
БАСМАЧ
Смотреть что такое «БАСМАЧ» в других словарях:
басмач — БАСМАЧ, а, м. Житель южных республик (преим. из Средней Азии). От общеупотр. «басмач» участник контрреволюционных банд в Средней Азии … Словарь русского арго
БАСМАЧ — БАСМАЧ, басмача, муж. (от тюрк. basmaq совершать налет) (полит. неол.). Бандит, участник контрреволюционного движения в ср. Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
басмач — сущ., кол во синонимов: 1 • бандит (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
басмач — •• [из узб. басмачи, от басма налет +суф. чи; заимств. в эпоху гражданской войны в Средней Азии. Суф. чи воспринят русскими как показатель мн. ч., откуда новая форма ед. ч. басмач. – Супрун, Уч. зап. Кирг. университета, 3, 1957, стр. 91; Дмитриев … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
басмач — Искон. Возникло как результат обратного словообразования в Советскую эпоху на базе узбек. басмачи суф. производного (суф. чи = чик/ щик) от басма «налет». В рус. яз. басмачи было осознано как мн. число. Басмач буквально «налетчик» … Этимологический словарь русского языка
Басмач — м. Представитель басмачества. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
басмач — басмач, басмачи, басмача, басмачей, басмачу, басмачам, басмача, басмачей, басмачом, басмачами, басмаче, басмачах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Басмач — … Википедия
басмач — басм ач, а, твор. п. ом … Русский орфографический словарь
басмач
Смотреть что такое «басмач» в других словарях:
БАСМАЧ — БАСМАЧ, басмача, муж. (от тюрк. basmaq совершать налет) (полит. неол.). Бандит, участник контрреволюционного движения в ср. Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАСМАЧ — БАСМАЧ, а, муж. В Средней Азии в первые годы советской власти и в нек рых азиатских странах: участник вооружённой группировки, противоборствующей новым порядкам. | прил. басмаческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
басмач — сущ., кол во синонимов: 1 • бандит (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
басмач — •• [из узб. басмачи, от басма налет +суф. чи; заимств. в эпоху гражданской войны в Средней Азии. Суф. чи воспринят русскими как показатель мн. ч., откуда новая форма ед. ч. басмач. – Супрун, Уч. зап. Кирг. университета, 3, 1957, стр. 91; Дмитриев … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
басмач — Искон. Возникло как результат обратного словообразования в Советскую эпоху на базе узбек. басмачи суф. производного (суф. чи = чик/ щик) от басма «налет». В рус. яз. басмачи было осознано как мн. число. Басмач буквально «налетчик» … Этимологический словарь русского языка
Басмач — м. Представитель басмачества. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
басмач — басмач, басмачи, басмача, басмачей, басмачу, басмачам, басмача, басмачей, басмачом, басмачами, басмаче, басмачах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Басмач — … Википедия
басмач — басм ач, а, твор. п. ом … Русский орфографический словарь
басмач
Смотреть что такое «басмач» в других словарях:
басмач — БАСМАЧ, а, м. Житель южных республик (преим. из Средней Азии). От общеупотр. «басмач» участник контрреволюционных банд в Средней Азии … Словарь русского арго
БАСМАЧ — БАСМАЧ, басмача, муж. (от тюрк. basmaq совершать налет) (полит. неол.). Бандит, участник контрреволюционного движения в ср. Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
БАСМАЧ — БАСМАЧ, а, муж. В Средней Азии в первые годы советской власти и в нек рых азиатских странах: участник вооружённой группировки, противоборствующей новым порядкам. | прил. басмаческий, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова.… … Толковый словарь Ожегова
басмач — сущ., кол во синонимов: 1 • бандит (31) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
басмач — •• [из узб. басмачи, от басма налет +суф. чи; заимств. в эпоху гражданской войны в Средней Азии. Суф. чи воспринят русскими как показатель мн. ч., откуда новая форма ед. ч. басмач. – Супрун, Уч. зап. Кирг. университета, 3, 1957, стр. 91; Дмитриев … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Басмач — м. Представитель басмачества. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
басмач — басмач, басмачи, басмача, басмачей, басмачу, басмачам, басмача, басмачей, басмачом, басмачами, басмаче, басмачах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Басмач — … Википедия
басмач — басм ач, а, твор. п. ом … Русский орфографический словарь
Басмачи: кем они были по национальности
После распада СССР в бывших союзных республиках произошло переосмысление истории ХХ века. Басмачество стало рассматриваться как партизанское движение, развернутое населением Средней Азии против насильственного насаждения коммунистической идеологии. А вот в советских фильмах участники вооруженных отрядов, боровшихся с красноармейцами, изображались кровожадными злодеями, коварными убийцами и грабителями, притесняющими мирных жителей. При этом вопрос о национальности басмачей уходил на второй план.
Кто они такие
Так жители Средней Азии называли банальных грабителей, совершавших конные набеги на караваны, мирных земледельцев и скотоводов. Никакой симпатии к участникам подобных бандитских формирований у населения не было. Слово «басмач» имело негативные коннотации задолго до Октябрьской революции и установления советской власти.
Красноармейцы, отправившиеся в далекий Туркестан, чтобы устанавливать советский режим, столкнулись с активным неприятием и даже противодействием со стороны многих местных жителей, которые стали сопротивляться, собираясь в отряды и именуя себя моджахедами, то есть участниками священной войны мусульман против неверных. Идеологией этих людей был ислам.
И тогда, не желая выглядеть в глазах общественности захватнической армией, насильственно насаждающей чуждые населению коммунистические идеалы, руководство РККА решило называть участников местного исламского движения басмачами, просто приравняв их к бандитам.
«Это слово и становится спасением для освободительной Красной Армии. Ей противостоят не местные жители, не «угнетенное население», а бандиты и их пособники – басмачи. Басмачи («и» в конце слова интерпретируется теперь как показатель формы множественного числа) изначально находятся вне правового поля, потому по отношению к ним допустимо любое насилие», – так Л. Е. Бляхер и И. Ф. Ярулин описали смысловую подмену, сознательно примененную советскими идеологами.
Бандиты или моджахеды
Независимо от того, в каком значении используется исторический термин «басмачество», участниками этого движения были представители практически всех народов многонационального Туркестана. Вооруженные отряды пополнялись как за счет потомственных кочевников-скотоводов, имеющих преимущественно тюркские или монгольские корни, так и за счет ираноязычных земледельцев.
Если же речь идет о религиозном движении населения Средней Азии, возникшем после Октябрьской революции, то картина слегка меняется: басмачи – это исключительно жители Туркестана, исповедующие ислам. Представители народов, придерживающихся других религий, в моджахеды, понятное дело, не записывались.
Многонациональный Туркестан
Кандидат исторических наук Турсунай Омурзакова дала характеристику национального состава Туркестана в своей статье «Этническая карта Кокандского ханства (история и тенденции)», которая была опубликована в издании Austrian Journal of Humanities and Social Sciences («Австрийский журнал гуманитарных и общественных наук») в декабре 2016 года. В своей работе исследовательница ссылается на официальный отчет российского генерал-адъютанта Константина фон Кауфмана (1818-1882 гг.), возглавлявшего завоевание и колонизацию Средней Азии во второй половине XIX века.
«Информацию и статистические данные русского генерала о народонаселении Туркестана можно принять как достоверные, так как он был не только политически заинтересован в них, но и имел на это полный административный ресурс. Поэтому мы считаем полученные результаты наиболее точными для конца XIX в.», – писала Т. Омурзакова.
Итак, общую численность жителей Туркестана фон Кауфман определял в 3 миллиона 150 тысяч человек. Согласно его отчету, в этнический состав населения входили таджики, узбеки, кипчаки, туркмены, сарты, каракалпаки, киргизы, кураминцы, татары, чалаказаки (шала-казахи), монголы, китайцы, таранчи (уйгуры), дунгане, калмыки, а также малочисленные и рассеянные по всему региону индийцы, персияне, евреи, арабы, афганцы и цыгане.
Поскольку власти Российской империи считали киргизов и казахов одним народом, называя последних киргиз-кайсаками, то неудивительно, что к киргизам были причислены почти 50% всего населения Туркестана, на территории которого помимо среднеазиатских республик находился и современный Казахстан. Правда, движение басмачей затронуло лишь южные регионы этой страны и не имело такого размаха, как в Узбекистане или Таджикистане.
Если же говорить о Средней Азии как таковой, то больше всего басмачей, наиболее упорно сопротивлявшихся новым порядкам, оказалось в тех местах, где самым многочисленным народом были сарты. В конце XIX века к этой национальности относились около 800 тысяч человек, они составляли большинство населения Сырдарьинской и Ферганской областей, а также Зеравшанского округа. 26% всех жителей Туркестана являлись сартами.
Вторым по численности народом, представители которого входили в отряды басмачей, были узбеки: 200 тысяч человек, или немногим более 6,3% всего населения восточной провинции. На третьем месте оказались таджики: 150 тысяч человек или около 4,7% жителей Туркестана.
Несмотря на историческую и статистическую достоверность отчета, который составил генерал К. П. фон Кауфман, по тем или иным причинам в него попали далеко не все народы Средней Азии. Например, вне списка остались ногайцы, которых власти Российской империи исторически причисляли к татарам.
Куда пропали сарты
Таинственное исчезновение сартов, случившееся в начале ХХ века, интересует многих исследователей. Если говорить просто, то советская власть записала сартов узбеками. И произошло это не в отместку народности, представители которой составляли большинство в движении басмачей, а всего лишь ради унификации населения Средней Азии, где были образованы Узбекская, Таджикская, Киргизская и Туркменская ССР.
Доктор исторических наук Сергей Абашин посвятил этой теме статью «Возвращение сартов? Методология и идеология в постсоветских научных дискуссиях», которая была напечатана в журнале «Антропологический форум» (№ 10 за 2009 г.). Ученый отметил, что споры об этом народе не утихают уже долгое время.
«Данные, которые появились в результате более близкого знакомства с регионом в середине XIX в., заставили исследователей задуматься, какие из признаков являются основными в формировании сартов и к какому народу их соответственно можно отнести. Если это образ жизни, обычаи, психология и внешний облик, то сартов нужно отнести к иранским народностям. Если язык – то их нужно включить в число тюркских племен», – констатировал С. Н. Абашин.
Ученый выразил мнение, что исчезновение сартов с этнической карты Средней Азии стало результатом некого негласного соглашения, достигнутого в ходе переговоров между коммунистами и местной мусульманской элитой.
Идеологи марксизма-ленинизма все же осознали допущенные ошибки и встали на путь веротерпимости, решили учитывать религиозно-культурные особенности региона. Басмачество постепенно сошло на нет по причине его полной бесперспективности, а исламские лидеры стали призывать верующих принять новую власть.
Так или иначе, а с момента Всесоюзной переписи 1926 года сарты больше нигде не значились как народ. И считается, что сейчас они уже полностью ассимилированы соседями.
А вот доктор исторических наук Светлана Брежнева полагает, что сарты исчезли с этнической карты Средней Азии, поскольку к началу ХХ века этнографические различия между таджиками и узбеками практически стерлись, два этих народа стали отличаться лишь по наречию. (Как известно, одни ираноязычные, другие тюркоязычные). Об этом исследовательница написала в своей статье «Народы Туркестана в составе Российской империи», которая была опубликована в журнале «Российские регионы: взгляд в будущее» (№ 1 за 2017 г.).
И сарты, представлявшие собой нечто среднее между узбеками и таджиками, были причислены к первым по причине схожести языков, ведь наречие исчезнувшего народа, очевидно, имело тюркские корни.