Что значит слово честь для кнурова
Значение слова «честь»
2. Почет, уважение. Печатным образом называют его [Чарткова] по имени и по отчеству — честь, доныне ему совершенно неизвестная. Гоголь, Портрет. [Мастаков:] Людей надо не по словам, не по одежде различать, а по работе. Кто умеет работать, тому и честь. М. Горький, Старик.
3. Устар. Высокое звание, должность, чин; почесть. [Пленник:] Царь наградил его заслуги честью И золотом. Басманов в царской Думе Теперь сидит. Пушкин, Борис Годунов. Молодой атаман Зимовейской станицы с достоинством принял высокую войсковую честь: не так много — за тридцать лет он стал атаманом Донского войска, выступавшего на войну. Злобин, Степан Разин.
4. То, что дает право на почет, уважение, признание, является почетным. Жуковскому принадлежит честь введения романтизма в русскую поэзию. Белинский, Стихотворения В. Жуковского. И возмечтал, что «Фауста» прочесть Она должна с нижегородской сцены. Но, глупая, отвергла эту честь И страсть его отвергнула надменно. Мартынов, Дневник Шевченко. Если он освободит меня от чести быть его секундантом, я могу пойти к Сапожкову и уговорить его извиниться. Каверин, Неизвестный друг.
5. О том, кем или чем гордятся, кому или чему отдают дань уважения, восхищения и т. п. Кобылица молодая, Честь кавказского тавра. Что ты мчишься, удалая? И тебе пришла пора. Пушкин, Кобылица молодая. — Писатели наши — честь и слава нашей родины. Соллогуб, Тарантас.
Образ и характеристика Кнурова в пьесе Бесприданница Островского сочинение
Одним из второстепенных персонажей произведения является Мокий Парменыч Кнуров, представляющий собой пожилого, состоятельного дельца с громадным состоянием.
Писатель раскрывает образ Кнурова, описывая его как истинного представителя чистой публики уездного городка, имеющего о себе достаточно высокое мнение, не замечающего простых людей, даже обладающих прекрасными качествами, они для него являются пустым местом. Мужчина очень заботится о своем здоровье и любит перед принятием пищи для хорошего аппетита прогуливаться по городским бульварам.
Общаться Мокий Парменыч предпочитает исключительно с людьми своего круга, богатыми и значимыми господами, для чего часто посещает столичные города, а также наведывается в Европу. В глухом же городишке Бряхимов, по мнению Кнурова, для него нет достойных собеседников и здесь он в основном старается молчать.
Местные жители принимают Кнурова с почтением и уважением, признавая его значительный вес в обществе, взволнованно и низко кланяясь в его присутствии.
Мокий Парменыч имеет семью, давно женат, считается великим ценителем красоты и уверен, что в этой жизни есть возможность покупать все, включая любовь женщины. Главную героиню драмы, Ларису Дмитриевну, Мокий Парменыч рассматривает в качестве дорогого бриллианта, представляя себя в роли художника-ювелира. В мечтах Кнурова склонить девушку к проживанию с ним в виде содержанки и готов для исполнения этой своей прихоти потратить значительную сумму денег.
Для поддержания своего имиджа как благородного и доброжелательного человека Кнуров выделяет матери Ларисы денежное вознаграждение на покупку подвенечного платья и приданого, но искренне надеется, что девушка откажется от свадьбы с глупым, бесполезным, мелким чиновником Карандашевым.
В разговоре с Харитой Игнатьевной он высказывает мнение, что полумещанское существование с нищим Карандышевым быстро наскучит Ларисе Дмитриевне. Кнуров открыто намекает на то, что он готов взять девушку в друзья с пожизненным содержанием, предлагая ей поездку на парижскую выставку, забыв об идее замужества.
О чувствах молодой женщины Мокий Парменыч даже не задумывается, поскольку ему даже в мыслях неведомы те страдания и унижения, которые переживает Лариса, слыша о его предложении.
Раскрывая образ Мокий Парменыча Кнурова, писатель изображает черствость, сухость, бездушие отдельных представителей купеческих кругов того периода времени.
Сочинение Кнуров в пьесе Бесприданница
В самом начале произведения уже становится понятно, что у Мокия присутствуют личные привычки. К примеру, одно из его любимых занятий, является прогулка по тротуару, чтобы нагулялся аппетит. Также он довольно часто приходит в местную кофейню, но разговаривает исключительно с человеком, который по положению примерно равен ему. Чтобы найти подходящего себе по рангу того, с кем можно будет побеседовать, он предпринимает поездки в Москву, Санкт-Петербург и наконец уезжает за границу. Окрестные люди относятся к его личности с большим почтением. Господин Вожеватов, увидавшего нашего героя, раскланивается. А госпожа Огудалова с уважением и некоторым волнением принимает его в гости, всем своим выражением указывая, что для неё большая честь, иметь дело с таким человеком.
Кнуров на самом деле желает Ларисе только добра и счастья. Он от всего сердца жалеет, что она собирается замуж за необразованного и мелкого чиновничка, как Карандышев. Как думает он, Ларисе в скором времени после свадьбы надоест жить с этим бедняком., потому что он зарабатывает куда меньше чем Кнуров. А посему, он выказывает желание, чтобы она отправилась вместе с ним в столицу Франции на выставку и оставила свою глупую затею о замужестве с этим мелким человеком.
Вариант 3
Мокий Парменыч Кнуров – второстепенный, но очень важный персонаж пьесы А.Н. Островского «Бесприданница». Это собирательный образ богатого и циничного дельца, который считает себя хозяином жизни.
Кнуров является представителем верхушки купеческого сословия. У него нет дворянского титула и знатного происхождения. Несмотря на это, Мокий Парменыч входит в элиту местного общества. Его уважают, с ним считаются, боятся его, просят помощи и совета.
Внешне это очень солидный и респектабельный человек. Он часто ездит за границу и в Петербург по своим купеческим делам. Знает и ценит изысканные блюда и напитки, читает французские газеты, совершает неспешные прогулки по набережной своего городка.
Мокий Парменыч очень разборчив в общении. Общается он только с людьми «своего круга»: Паратовым, Вожеватовым, дворянкой Огудаловой и ее дочерью. Этот солидный человек считает ниже своего достоинства принимать приглашение на званый обед от «какого-то Карандышева». Лишь услышав повторное приглашение от Хариты Игнатьевны, он благосклонно соглашается.
В ближайшем окружении Кнурова нет места простым человеческим отношениям. Этот господин делит людей на деловых партнеров, прислугу и тех, чье общество поможет ему поддерживать престиж. Именно так он относится к Ларисе Огудаловой. Бедная, но молодая и красивая дворянка привлекла внимание пожилого дельца – миллионера. Примечательно, что Кнуров говорит о ней не как о человеке, а как о вещи, называя девушку «дорогим бриллиантом».
Мокий Парменыч считает престижным появиться на парижской выставке в обществе молодой содержанки. Он не скупится на расходы и обещания. Оплачивает модный гардероб, дает деньги матери Ларисы, сулит самой девушке «громадное содержание».
Может показаться, что купец сочувствует и помогает Ларисе, но это не так. Он нисколько не скрывает, что просто ждет удобного случая, чтобы сделать ее своей содержанкой. Кнуров не говорит Ларисе о любви. Совершенно открыто он заявляет, что женат и предлагает обеспечить ей богатую и беззаботную жизнь, если она поедет с ним в Париж.
Для Мокия Парменыча Кнурова существует только одна «любовь» и смысл жизни – деньги. Он совершенно искренне считает, что купить можно все: уважение, почет, авторитет и даже привязанность девушки. В пьесе он не совершает никаких дурных поступков. Однако именно его предложение подтолкнуло Ларису к решению стать «дорогой вещью». Лишь роковая развязка помешала этому.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Кнурова в пьесе Бесприданница
Популярные сегодня темы
Анна Андреевна жена городничего, и мать Марии, является значительной женщиной в обществе. Вначале произведение сразу заметно, что этой героине, важно только как выглядит этот ревизор
Произведение создается одним из ярких представителей постмодернизма в стремлении к созданию нечто особого, непохожего ни на что иное.
Пьеса «Снегурочка», в основе создания которой лежит сказочный, песенный и песеннообрядный материал русской поэзии, появилась благодаря случайным обстоятельствам.
Быть свободным – значит быть способным выбирать свой путь, принимать самостоятельные решения. Но свобода это не только преимущество выбора, но и ответственность. Человек не боится самой свободы
Экологических проблем сейчас в мире достаточно. Кажется даже, что их становится всё больше и больше! Тут и проблемы с озоновым слоем, и загрязнения в почве, и в воде
Что такое честь: определение понятия в толковых словарях. Примеры из жизни
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово честь очень часто употребляется в литературных произведениях, но далеко не все понимают его смысл.
Это вполне объяснимо, ибо у нее есть как минимум четыре несколько отличающихся друг от друга толкования.
Кроме того, для каждого человека будет свой набор качеств, которые он лично вкладывает в понятие чести. Поэтому советую вам не пожалеть пяти минут, чтобы ознакомиться со значением этого очень значимого для многих людей понятия.
Честь — это.
Слово «честь» происходит от «честный», «честной крест», «чтить», «почитать».
Честь – это личностное свойство, означающее наличие неких характеристик, одобряемых их носителем и обществом. Это внутренние качества, которые считаются почетными.
У разных людей содержание термина может отличаться, в зависимости от того, что они в него вкладывают.
Для молодой девушки честью является ее целомудрие, для бизнесмена – его незапятнанная репутация в деловых кругах и т.д.
И в том, и другом случае содержание термина является ценностью, характеризующей своего обладателя: человек чтит то, что для него важно. Таким образом, честь является многогранным понятием, характеризующим культурные и морально-нравственные традиции социума (что это?).
Определение чести в словаре Т.Ф.Ефремовой
В словаре, составленном под руководством Т.Ф.Ефремовой, слово «честь» рассматривается в четырех аспектах:
Офицерская честь – верная служба, обязательное исполнение своего долга. Когда военные говорят «честь имею», они произносят манифест (что это?) о том, что их поступки будут благородными, достойными звания.
Или когда к вам приходят важные гости: для вас является честью накормить их, напоить чаем, обеспечить досуг, так как их визит очень важен для вас.
Словарь Ожегова
Что такое честь в словаре Ожегова:
Зина – очень честная продавщица и никогда не обманывает покупателя. А Сергей считает верность основополагающим фундаментом семьи, поэтому он ни разу в жизни не изменял жене.
Понятия о чести в повседневности
В современной обыденной жизни слово «честь» звучит не так часто: преимущественно его можно услышать в кругах старшего поколения. А вот, например, в 18 веке посягательство на чью-либо честь могло закончиться для вас довольно плачевно – вызовом на дуэль.
Вспомните Пушкина, погибшего от выстрела Дантеса: поэт 15 раз кидал перчатку противнику, сражаясь за свою жену Наталью, которую, по слухам, соблазнял красавчик Дантес.
В рыцарские времена честь также рьяно оберегалась: отстоять честь короля, принцессы, дамы сердца и т.д.
Примеры употребления в речи:
Например, вы вынесли мусор, а рассказываете об этом, как о подвиге. Вот тут эта фраза придется кстати. Хотя нередко оно может использоваться с целью обесценить другого – умалить что-то действительно важное.
Такое поведение можно охарактеризовать, как «потеря лица». Выйти с честью из ситуации означает не преступить своих моральных принципов, что бы ни случилось.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Честь это то, чего у девушек крайне мало! Это качество они считают несовременным и бесперспективным!
Ну что это за честная продавщица, которая не обманывает покупателей? Вот если она своего работодателя не обманывает, тогда честная, а обмануть покупателя — это же святое дело в мире торговли.
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Практическое занятие № 7
Психология героев «Бесприданницы», основанная на власти денег
Система вопросов и заданий
УСТНО
1. Изменились ли купцы Островского пореформенной России?
2. Что скрывается под внешним лоском «цивилизованных», «европеизированных» дельцов?
3. Обратимся к антропонимике, которая помогает нам увидеть сущность характера героя. Как словарь В.Даля толкует имена этих «героев» (Кнуров, Паратов, Вожеватов)?
4. Кнуров. Что об этом герое мы узнаем из ремарки?
5. Кто первый говорит об этом герое в пьесе? Каков он в общении с другими персонажами? Какие привычки и особенности характера Кнурова выявляются в ходе действия пьесы? Каково отношение героев пьесы к Кнурову?
6. Как относится Кнуров к Ларисе Огудаловой? Как он оценивает то, что в дальнейшем происходит с Ларисой?
7. Как осуществляет свое намерение Кнуров?
8. Как оценивает Кнуров то, что происходит между Ларисой и Паратовым на корабле?
9. Какое счастье хочет предложить Кнуров Ларисе?
10. Каков Вожеватов в общении с людьми? Сравните его с Кнуровым. В чем между ними разница? Каково его жизненное кредо?
11. Каковы взаимоотношения Вожеватова с семьей Огудаловых, с Ларисой? Каково поведение Вожеватова до того, как они с Кнуровым тянули жребий, и после?
12. Как оценивает Вожеватов ситуацию, в которой оказывается Лариса после поездки с Паратовым за Волгу?
13. Какова жизненная позиция Паратова?
14. Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?
15. Каковы взаимоотношения Паратова и Ларисы?
16. Как при общении с разными людьми Паратов довольно быстро находит общий язык?
17. В чем выражается себялюбие Паратова?
18. Паратов, разговаривая с Робинзоном, говорит ему о своем жизненном принципе. Что это за принцип?
ПИСЬМЕННО
Заполнить таблицу «Коллективный портрет окружения Ларисы Огудаловой»
Герой пьесы | «Новый сорт людей» | Как фамилия героя характеризует его? | Жизненный принцип | Цитатная характеристика героя (2-3 цитаты) |
Кнуров Мокий Парфёныч | Новый тип крупного купца-предпринима-теля | |||
Вожеватов Василий Данилыч | Образец быстрого становления дельца новой формации | |||
Паратов Сергей Сергеевич | «Блестящий барин» |
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Перечень рассматриваемых вопросов:
1. Психология героев «Бесприданницы», основанная на власти денег.
2. Кнуров как новый тип крупного купца-предпринимателя.
3.Вожеватов как образец быстрого становления дельца новой формации.
4.Паратов – «блестящий барин».
Купцы пореформенной России далеко отличаются от бородатых купцов-самодуров (сравните, например с Диким из «Грозы»). В отличие от замоскворецких первонакопителей, из мелких торговцев они становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают европейское образование. Чтобы быть в курсе дела, владельцы приисков, пароходов, фабрик посещают промышленные выставки в Париже, читают европейские газеты, ищут общества дипломатов. Есть среди них ценители искусства.
Это теперь культурный буржуа-предприниматель. Но в основе их поступков лежит все тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе». «Просвещенные» дельцы в нравственном отношении оказываются ничуть не выше невежественных купцов-самодуров. В этом мире по-прежнему нет места любви, состраданию, милосердию, человечности.
В пьесе «Бесприданница» герои, представляющие так называемые «сливки общества», на самом деле являются подлыми и ничтожными людьми, не имеющие моральных устоев. Эти люди никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении цели.
Фамилии в этой пьесе весьма точно и образно отражают главное качество того или иного персонажа, которое и положено в основу фамилии.Большинство имен, отчеств и все фамилии в “Бесприданнице” несут существенную смысловую нагрузку.
Кнуров (диалект.) от кнур ‒ боров, хряк, кабан.
Мокий ‒ от греч. осмеивающий, насмешник.
Парменыч ‒ от греч. Пармений ‒ твердо стоящий.
Сергей ‒ высокий, высокочтимый.
Паратов (прил. паратый ‒ бойкий, сильный, дюжий, усердный).
Кнуров Мокий Парменыч
Господин Кнуров ‒ крупный делец, “пожилой человек с громадным состоянием”. Он привык к высшему обществу и мало с кем общается в провинции. С подчеркнутым уважением причисляет его к “чистой публике” города Бряхимова буфетчик Гаврило. В разговоре буфетчика со слугой Иваном называются некоторые привычки и особенности характера Кнурова. Проявляя неизменную заботу о своем здоровье Кнуров постоянно “для моциону” “каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию”. “Какие обеды-то у него!- поясняет Гаврило, ‒ разве без моциону такой обед съешь?”. Приглашает обедать известных людей…»
В общении с людьми Кнуров строго избирателен, держит дистанцию, понапрасну слов не тратит. “С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он и разговаривает, а больше не с кем; ну он и молчит. А разговаривать он ездит в Москву, Петербург, да и за границу, там ему просторнее”. Кнуров читает французские газеты: «. садится к столу, вынимает из кармана французскую газету и читает.»
«Мокий Парменыч строг…» Окружение ясно осознает силу влияния Кнурова. Вожеватов при встрече с ним “почтительно” кланяется. С особым уважением встречает Кнурова Огудалова, взволнованная честью, оказанной ее дому: “На чем записать такое счастье. Я так рада, растерялась право. не знаю где и посадить вас”; “мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем это сравнить нельзя”. Если Вожеватов для Кнурова свой человек и ему при встрече он “подает руку”, то совсем иначе Кнуров ведет себя с другими. Как отмечено в ремарке: “Кнуров, молча и не вставая с места, подает руку Огудаловой, слегка кивает Карандышеву и погружается в чтение газеты”, которой он демонстративно отгораживается от нежелательных собеседников. Связанный нехотя данным обещанием быть на обеде у жениха Ларисы, Кнуров обрадовался приезду принадлежащего к людям его круга Паратову: “Я очень рад, все-таки будет с кем хоть слово за обедом перемолвить”.
Кнуров всегда, прежде всего ‒ делец. Он ценит деньги, выгодно обделанное дело (“Хорошо тому,Василий Данилыч, у кого денег-то много”). Имея в виду свое состояние, на которое, по его понятиям, можно купить все (вплоть до любви красивой женщины), Кнуров уверенно заявляет: “Для меня невозможного мало”. Это его жизненный принцип, формула жизни, лейтмотив образа, характеристика его внутреннего мира.
Кнуров высоко ценит красоту Ларисы Огудаловой, которая могла бы значительно украсить его жизнь, внести в нее приятное разнообразие (за немалые деньги, разумеется). “А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”. Рассказ Вожеватова о семействе Огудаловых, о любви Ларисы к обманувшему ее Паратову, об отчаянном положении красивой бесприданницы, решившей выйти замуж за Карандышева, укрепил Кнурова в желании купить благосклонность Ларисы. Ее он называет “дорогим бриллиантом” (“Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует”), себе же Кнуров уготовил роль художника-ювелира, который сумеет этот бриллиант обработать и превратить в бесценное украшение, ставшее его собственностью.
Чтобы осуществить свое намерение, Кнуров сразу приступает к делу. Во время визита к Огудаловым он без каких-либо эмоций и слов намекает Харите Игнатьевне на то, что готов стать покровителем ее дочери (“Я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею”). И далее, в соответствии со своими понятиями, хладнокровно поясняет: “Вы, может быть, думаете, что такие предложения не бывают бескорыстны. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, да тогда и браните меня”. Свое покровительство Кнуров облекает в конкретные формы: обещает Огудаловой взять на себя все расходы на свадебный наряд Ларисы (“Обидно будет видеть, если ее оденут кой-как. Так вы закажите все это в лучшем магазине, да не рассчитывайте и не копейничайте! А счеты пришлите ко мне, я заплачу”), дает деньги Огудаловой на подарок.
Все, что в дальнейшем происходило с Ларисой, Кнуров воспринимает как события, благоприятствующие его планам. Он понял, что значила для сбежавшей от своего жениха Ларисы поездка за Волгу, понял, что она снова поверила словам Паратова, который обошелся с ней крайне жестоко. “Кажется, драма начинается” ‒ предчувствует Кнуров. Теперь, когда Лариса так скомпрометировала себя, совершив столь предосудительный в глазах общества поступок, а Паратов от нее отказывается, Кнуров действует решительно, точно рассчитав ситуацию. “Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе” ‒ говорит он Вожеватову. Сообразительный собеседник уточняет, обнажая смысл этих слов: “То есть Вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?”.
Препятствия нравственного характера уже устранены тем положением, в котором оказалась оскорбленная и потерявшая всякие надежды на счастье Лариса, однако остался соперник в лице Вожеватова. Как делец с дельцом ведет с ним разговор Кнуров: “Все мне мешаете, а я Вам. Может быть, Вы не боитесь соперничества? Я тоже не очень опасаюсь; а все-таки неловко, беспокойно; гораздо лучше, когда поле чисто”. И деловые люди разыгрывают Ларису, словно вещь, в орлянку. Выигравший Кнуров строго предупреждает Вожеватова: “Вы купец, Вы должны понимать, что значит слово”.
Судьба Ларисы предрешена. Кнуров ‒ этот идол современного мира ‒ наметил цель, а для него, мы помним, ничего невозможного нет.
Кнуров женат и не может жениться на Ларисе, поэтому он надеется, что однажды девушка станет его любовницей. Кнуров якобы жалеет Ларису в ее тяжелой ситуации, но в конце концов он преследует только свои интересы и мало думает о счастье Ларисы. Согласно жребию, Кнуров получает «право» быть с Ларисой. К сожалению, этот жребий показывает, что Кнуров не уважает Ларису и что он относится к ней как к красивой вещи. Только Кнурову эта вещь по карману, и он спокойно ждёт своего часа. И когда Паратов разрушил репутацию Ларисы, Кнуров начинает действовать, предлагает Ларисе ехать с ним в Париж, стать его любовницей и содержанкой. «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления», ‒ успокаивает он, человек опытный и хорошо знающий, как могут защитить в подобной ситуации деньги. Возможно, Кнуров не лукавит, когда говорит: “Я бы ни на одну минуту не задумался предложить Вам руку, но я женат”. Если Лариса примет его предложение, он готов сделаться ее “самым преданным слугой”, “самым точным исполнителем ее желаний и даже капризов, как бы странны и дороги они ни были”. Но, по сути, Кнуров предлагает Ларисе путь разврата, от которого уберег ее выстрел Карандышева.
Такова жизнь, такова жестокая действительность. И ее ужасы становятся еще страшнее потому, что они коснулись человека поэтически возвышенного, способного глубоко любить и даже идеализировать всех окружающих.
II. Беседа по драме Островского.
Мокий Парменыч Кнуров
Ответ: Крупный делец, “пожилой человек с громадным состоянием”.
Вопрос: Каков он в общении с другими персонажами? Какие привычки и особенности характера Кнурова выявляются в ходе действия пьесы? Каково отношение героев пьесы к Кнурову?
Ответ: В общении с людьми Кнуров строго избирателен, держит дистанцию, понапрасну слов не тратит. “С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он и разговаривает, а больше не с кем; ну он и молчит. А разговаривать он ездит в Москву, Петербург, да и за границу, там ему просторнее”. Окружение ясно осознает силу влияния Кнурова. Вожеватов при встрече с ним “почтительно” кланяется. С особым уважением встречает Кнурова Огудалова, взволнованная честью, оказанной ее дому: “На чем записать такое счастье. Я так рада, растерялась право. не знаю где и посадить вас”; “мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем это сравнить нельзя”. Если Вожеватов для Кнурова свой человек и ему при встрече он “подает руку”, то совсем иначе Кнуров ведет себя с другими. Как отмечено в ремарке: “Кнуров, молча и не вставая с места, подает руку Огудаловой, слегка кивает Карандышеву и погружается в чтение газеты”, которой он демонстративно отгораживается от нежелательных собеседников. Связанный нехотя данным обещанием быть на обеде у жениха Ларисы, Кнуров обрадовался приезду принадлежащего к людям его круга Паратову: “Я очень рад, все-таки будет с кем хоть слово за обедом перемолвить”.
Вопрос. Найдите в тексте ключевую фразу, которую произносит Кнуров и которая является характеристикой его внутреннего мира, лейтмотивом образа.
Вопрос. Как относится Кнуров к Ларисе Огудаловой? Как он оценивает то, что в дальнейшем происходит с Ларисой?
Ответ. Кнуров высоко ценит красоту Ларисы Огудаловой, которая могла бы значительно украсить его жизнь, внести в нее приятное разнообразие (за немалые деньги, разумеется). “А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”. Рассказ Вожеватова о семействе Огудаловых, о любви Ларисы к обманувшему ее Паратову, об отчаянном положении красивой бесприданницы, решившей выйти замуж за Карандышева, укрепил Кнурова в желании купить благосклонность Ларисы. Ее он называет “дорогим бриллиантом”, себе же Кнуров уготовил роль художника-ювелира, который сумеет этот бриллиант обработать и превратить в бесценное украшение, ставшее его собственностью.
Вопрос. Как осуществляет свое намерение Кнуров?
Ответ. Чтобы осуществить свое намерение, Кнуров сразу преступает к делу. Во время визита к Огудаловым он без каких-либо эмоций и слов намекает Харите Игнатьевне на то, что готов стать покровителем ее дочери (“Я для Ларисы Дмитриевны ничего не пожалею”). И далее, в соответствии со своими, понятиями хладнокровно поясняет: “Вы, может быть, думаете, что такие предложения не бывают бескорыстны. Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, да тогда и браните меня”. Свое покровительство Кнуров облекает в конкретные формы: обещает Огудаловой взять на себя все расходы на свадебный наряд Ларисы (“Обидно будет видеть, если ее оденут кой-как. Так вы закажите все это в лучшем магазине, да не рассчитывайте и не копейничайте! А счеты пришлите ко мне, я заплачу”), дает деньги Огудаловой на подарок.
Вопрос. Как оценивает Кнуров то, что происходит между Ларисой и Паратовым на корабле?
Предполагаемый ответ. Все, что в дальнейшем происходило с Ларисой, Кнуров воспринимает как события, благоприятствующие его планам. Он понял, что значила для сбежавшей от своего жениха Ларисы поездка за Волгу, понял, что она снова поверила словам Паратова, который обошелся с ней крайне жестоко. “Кажется, драма начинается”- предчувствует Кнуров. Теперь, когда Лариса так скомпрометировала себя, совершив столь предосудительный в глазах общества поступок, а Паратов от нее отказывается, Кнуров действует решительно, точно рассчитав ситуацию. “Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам близким людям не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе”- говорит он Вожеватову. Сообразительный собеседник уточняет, обнажая смысл этих слов: “То есть Вы хотите сказать, что теперь представляется удобный случай взять ее с собой в Париж?”.
Препятствия нравственного характера уже устранены тем положением, в котором оказалась оскорбленная и потерявшая всякие надежды на счастье Лариса, однако остался соперник в лице Вожеватова. Как делец с дельцом ведет с ним разговор Кнуров: “Все мне мешаете, а я Вам. Может быть, Вы не боитесь соперничества? Я тоже не очень опасаюсь; а все-таки неловко, беспокойно; гораздо лучше, когда поле чисто”. И деловые люди разыгрывают Ларису, словно вещь, в орлянку. Выигравший Кнуров строго предупреждает Вожеватова: “Вы купец, Вы должны понимать, что значит слово”.
Слово учителя. Здесь замкнулось, логически завершилось все то, что было намечено в самом начале, во втором явлении I-го акта. Прочтите еще раз это явление, вдумайтесь в его смысл. Это искусная драматургическая миниатюра, это набросок, схема того спектакля, который потом разыгрался перед глазами зрителей. И режиссером этого спектакля явился Мокий Парменыч Кнуров. Опорными пунктами предполагаемого сценария явились реплики Кнурова, которые учащиеся сами должны обозначить в тексте:
“Однако положение ее незавидное”;
“А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку”;
“Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль. ”;
“Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует”.
Вожеватов замечает: “И хорошего ювелира. ”.
Такова жизнь, такова жестокая действительность. И ее ужасы становятся еще страшнее потому, что они коснулись человека поэтически возвышенного, способного глубоко любить и даже идеализировать всех окружающих.
Вопрос. Какое счастье хочет предложить Кнуров Ларисе?
Ответ. Кнуров действительно желает осчастливить Ларису в том смысле, в каком понимает счастье он сам. Когда девушка осознала, как низко и бесчеловечно поступил с ней Паратов, Кнуров делает ей предложение поехать с ним в Париж, стать его содержанкой за “полное обеспечение на всю жизнь”. “Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Я могу предложить Вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления”,- успокаивает он, человек опытный и хорошо знающий, как могут защитить в подобной ситуации деньги. Возможно, Кнуров не лукавит, когда говорит: “Я бы ни на одну минуту не задумался предложить Вам руку, но я женат”. Если Лариса примет его предложение, он готов сделаться ее “самым преданным слугой”, “самым точным исполнителем ее желаний и даже капризов, как бы странны и дороги они ни были”. Но, по сути, Кнуров предлагает Ларисе путь разврата, от которого уберег ее выстрел Карандышева.
Другой “идол” современного общества, но еще молодой
Василий Данилыч Вожеватов
Обратимся к антропонимике, которая помогает нам увидеть сущность характера героя.
Словарь В.И.Даля дает нам следующие понятия:
Вопросы. Каков Вожеватов в общении с людьми? Сравнить его с Кнуровым. В чем между ними разница? Каково его жизненное кредо?
Ответы. “Очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец”, довольно проворный и удачливый в делах человек. За небольшую сумму, очень выгодно, Вожеватов купил у Паратова пароход. “Нам кстати: у нас на низу грузу много”,- поведал он Кнурову. В ближайшее время он намерен поехать в Париж на выставку. А в Бряхимове он развлекается общением с Ларисой Огудаловой и тем, что под видом чая распивает по утрам шампанское.
Вожеватов отличается веселым нравом, легкостью в общении. Сравнивая его с Кнуровым, слуга Иван с одобрением говорит о Вожеватове: “Вот тоже богатый человек, а разговорчив”. Более опытный и разбирающийся в людях Гаврило замечает: “Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает, а в лета войдет, такой же идол будет”. Вожеватов любит пошутить, посмеяться, не принимать всерьез то, что не имеет отношения к его делам. Харита Игнатьевна Огудалова замечает: “Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду”. По своему положению он принадлежит к высшему кругу бряхимовского общества, и знакомство с ним ценится. Уверенная небрежность Вожеватова вызывает зависть у Карандышева, который, чтобы скрыть свои подлинные чувства, отзывается о Вожеватове: “Пустой глупый мальчик”, “Этот купчик Вожеватов”. Сам о себе Вожеватов сказал довольно определенно: “Я хоть и молод, а не зарвусь, лишнего не передам”.
Вопросы. Каковы взаимоотношения Вожеватова с семьей Огудаловых, с Ларисой? Поведение Вожеватова до того, как они с Кнуровым тянули жребий, и после.
Ответы. Он с детства знаком с Ларисой, посвящен во все события в доме Огудаловых. От него становятся известны различные обстоятельства и истории, связанные с этим семейством. Но обращает на себя внимание тон рассказов Вожеватова. Посмеиваясь, он поведал Кнурову о том, как тяжело Лариса переживала разлуку с Паратовым, как затем появился у Огудаловых кассир, которого у них в доме и арестовали. Если при этом Кнуров высказывает сочувствие, (“Однако положение ее незавидное”), то Вожеватов высмеивает все происходящее, как цепь нелепых и забавных случаев (“Да, смешно даже”). И о жизни Ларисы, о ее положении он повествует с юмором, не упуская возможность представить в комическом свете Хариту Игнатьевну (“Она, должно быть, не русская. Уж очень проворная”), всех женихов Ларисы, да и о ней самой, о ее будущем с Карандышевым, говорит: “А я так думаю, что бросит она его скорехонько. Теперь еще она как убитая, а вот оправится да поглядит на мужа попристальнее, каков он. ”.
Взаимоотношения с Огудаловыми ни к чему не обязывают, “Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери налью, песенку выучу, романы вожу, которые девушкам читать не дают. Что мне об ее нравственности заботится: я ей не опекун”.
По всей видимости Вожеватову не чужда идея съездить с Ларисой в Париж. Но до времени он это тщательно скрывает от Кнурова и быстро отшутился от его подозрения: “Где мне! Я простоват на такие дела”. Над Карандышевым он, как и другие, иронизирует, не прочь поиздеваться над ним, для чего разрабатывает план прогулки, в который посвящает Паратова. “Мы нынче вечером прогулочку сочиним за Волгу. На одном катере цыгане, на другом мы, приедем, усядемся на коврике, жженочки сварим”.
Тут пригодился и бездомный актер Робинзон, выполняющий прихоти потешающихся господ, помогая напоить Карандышева. Нимало не задумываясь над последствиями, Вожеватов включает в план увеселительного мероприятия и присутствие Ларисы, уже зная о “миллионной” невесте Паратова. Его не терзают нравственные сомнения, и не трогает разыгрывающаяся на глазах трагедия Ларисы.
“Что делать-то! Мы не виноваты, наше дело сторона”, говорит он Кнурову.
Вопрос. Как оценивает Вожеватов ситуацию, в которой оказывается Лариса после поездки с Паратовым за Волгу?
ОтветСитуацию, в которой оказывается Лариса, Вожеватов называет “удобным случаем”, словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он уже не отшучивается, не вспоминает о патриархальном воспитании, а решительно заявляет Кнурову: “Отступного я не возьму, Мокий Парменыч”,- и предлагает кинуть жребий. Проиграв, Вожеватов не расстроился: “Я не в убытке; расходов меньше”. Но Вожеватов считает делом чести заверить Кнурова: “Я сам знаю, что такое купеческое слово. Ведь я с вами имею дело, а не с Робинзоном”. Когда по воле случая оказывается, что красивая женщина не может ему принадлежать, он становится совершенно равнодушным к Ларисе, для нее у него не находится ни слова сочувствия. Его, друга детства (“почти родню”), не трогают ни слезы девушки, ни ее просьба пожалеть ее, поплакать вместе с ней, дать ей совет. “Не могу, ничего не могу”,- произносит Вожеватов, ссылаясь на “кандалы”, на “честное купеческое слово”, которое его освобождает от чувства ответственности и сострадания.
Запись в тетради. “Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает, а в лета войдет, такой же идол будет”.
Слово учителя.
Ремарка: “блестящий барин, из судохозяев”.
Обратимся к антропонимике.
2) Но скорее драматург образовал данную фамилия от диалектного слова поратый, что означает “бойкий, сильный, дюжий”. Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения можно считать тот факт, что Островский довольно редко образовывал фамилии героев от искаженных иностранных слов.
Вопрос. Какова жизненная позиция Паратова?
Ответ. “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно”. Из разговора Кнурова с Вожеватовым выясняется, что в практической, деловой сфере Паратов терпит неудачу, в настоящее время нуждается в деньгах и поэтому продает пароход “Ласточка”. “Выгоды не находит”,- заключает Вожеватов, а Кнуров добавляет: “Где ж ему! Не барское это дело. Он ведь мотоват”.
Вопрос. Когда в пьесе упоминается имя Паратова вновь?
Ответ. Вновь упоминается имя Паратова, когда речь заходит о Ларисе Огудаловой, бесприданнице из “порядочной” семьи, где на Паратова были вполне определенные виды. Он добился того, чтобы Лариса его страстно полюбила, а сам “женихов отбил, да и след простыл, исчез, неизвестно куда”,- как сообщил Вожеватов.
Его появление вносит беспорядок в уже более или менее установившуюся жизнь, резко нарушает хрупкое равновесие в душе Ларисы между желанием примириться со своей участью и тоской по яркой и красивой жизни. Для него и из-за него совершаются все события в пьесе.
Вопрос. Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?
Вопрос. Каковы взаимоотношения Паратова и Ларисы?
Вывод: ( в тетрадях).Его речи и поведению присуща своеобразная театральность, умение принять в зависимости от собеседника и обстановки именно тот тон, который представит его в наиболее выигрышном свете: с Кнуровым, Вожеватовым и матерью Ларисы он говорит цинично, прямо сообщая о своих намерениях выгодно продать себя; c Карандышевым в присутствии Ларисы он принимает вызывающий тон, демонстрируя превосходство над своим соперником и т.д.
Вопрос. Как при общении с разными людьми, Паратов довольно быстро находит общий язык?
Вопрос. В чем выражается себялюбие Паратова?
Ответ. Флиртуя с Ларисой, Паратов совершенно не дорожит ею. Он хочет унизить в ее глазах жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним “топорщится”, “как и человек, петушиться тоже вздумал”. “У меня правило: никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут”,- это не пустые звуки, а одно из качеств Паратова. Он вступил с Карандышевым в спор, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, сколь ничтожен, низок, смешон жених Ларисы в сравнении с ним, с блестящим барином. Никакие брудершафты не останавливают Паратова в осуществленном им сценарии унижения и оскорбления чиновника Карандышева, посмевшим посчитать себя равным ему. Ларису уговаривают поехать на пикник. Это оказалось возможным, потому что Паратов скрыл от Ларисы тот факт, что он обручен. Всеми своими речами и поступками он афиширует свое “чувство”, внушает ей, что он ее любит. Слово, которое для Ларисы имеет прямой смысл, для Паратова мимолетное средство, необходимое для достижения своих целей. “Сергей Сергеич ни над чем не задумывается” (Вожеватов); “И должно быть, обещания были определенные и серьезные” (Кнуров). Кнуров точно подметил: “Да ведь как ни смел, а миллионную невесту на Ларису не променяет”. “Еще бы! Что за расчет!”,- соглашается Вожеватов.
Это известие Паратов сознательно преподносит в конце прогулки. “Я видел вас, и ничего более для меня не существовало”. В словах Паратова есть и правда, и страшная ложь.
Вопрос. Паратов, разговаривая с Робинзоном, говорит ему о своем жизненном принципе. Что это за принцип?
Ответ.Несколькими минутами ранее Паратов дает Робинзону практический совет, являющийся его жизненным принципом: “Применяйся к обстоятельствам. Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло, теперь торжество буржуазии. в полном смысле наступает золотой век”. В один ряд у него выстраивается пароход “Ласточка” (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы), Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное.
Вывод,( в тетради):Паратов любит только себя и свое благополучие, не обращая внимания на то, как он попутно, незаметно для себя, калечит судьбы людей.
Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, т.к. собственные выгоды и удовольствия для Паратова дороже всего.
Прозрев, Карандышев уже по-иному относится к Ларисе, он говорит ей те слова, которых она ждала и которых ни от кого не могла услышать: “Я готов на всякую жертву, готов терпеть всякое унижение для вас. Скажите же, чем мне заслужить любовь вашу?” Поздно сказаны эти слова, сердце ее разбито, судьба сломана. И выстрел Карандышева для нее – это избавление от жизни безобразной, постылой. И она говорит Карандышеву слова, которых прежде ни за что бы не сказала: “Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали. ”
“Маленький человек” у Островского становится просто человеком.
III. Вывод по теме урока:
В мире, где все продается и покупается, нет места жалости. Мотив сочувствия и равнодушия, жалости и бессердечности проходит через всю пьесу. Благодаря лейтмотивам, “подводному течению”, которые стали у Чехова важной особенностью его драматургической системы (это дополняет учитель), в “Бесприданнице” драма Ларисы приобретает глубокий общий смысл. Это не просто история обманутой девушки, а трагическое столкновение чистого светлого человека с миром, в котором господствует бесчеловечность.
Запись в тетради:В мире, где все продается и покупается, нет места жалости. Мотив сочувствия и равнодушия, жалости и бессердечности проходит через всю пьесу. Это не просто история обманутой девушки, а трагическое столкновение чистого светлого человека с миром, в котором господствует бесчеловечность.
IV. Домашнее задание.Подготовить цитатные выдержки о семье Ларисы, о её матери, жизни.
Урок № 10
Тема: Трагическая судьба Ларисы Огудаловой в мире «чистогана».
Цели: предполагают помочь учащимся понять, как гибнет прекрасная поэтическая натура в этом жестоком мире “чистогана”.