что значит слово да винчи
Что значит слово да винчи
G R A F I C A запись закреплена
Мастера РЕЗЦА и КИСТИ
Что значит «винчи» и где их искать у да Винчи?
Винчи – итальянский городок в окрестностях Флоренции, прочно связанный с детством Леонардо. Фамилия Винчи происходит от слова «vinchi», ивовых прутьев, которые используются в тосканских деревнях для плетения; сами же ивы обильно произрастали на берегах ручья Винчо. Маленький Леонардо не раз наблюдал, как плетутся узоры из гибких ивовых прутьев.
Напоминание о родной земле и отцовской фамилии станут эмблемой Леонардо: он сделает своим символом узорное плетение, а также вплетет узоры из «винчи» в такие картины как «Дама с горностаем», «Джоконда» и «Спаситель мира». В росписи потолка в Сала деле Ассе (Кастелло Сфорцеско, Милан) также просматривается плетение «винчи».
Вазари, первый биограф Леонардо, повествует об особом отношении Леонардо к узорчатому плетению его детства: «…он не щадил своего времени вплоть до того, что рисовал вязи из веревок с таким расчетом, чтобы можно было проследить от одного конца до другого все их переплетение, заполнявшее в завершение всего целый круг. Один из этих рисунков, сложнейший и очень красивый, можно видеть на гравюре, а в середине его – следующие слова: Leonardus Vinci Academia (Академия Леонардо да Винчи.).»
Значение слова винчи
винчи в словаре кроссвордиста
винчи
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «винчи»:
Большая Советская Энциклопедия
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «винчи»:
Википедия
Винчи — многозначный термин. Может означать следующее:
Имена, названия, словосочетания и фразы содержащие «винчи»:
Примеры употребления слова винчи в литературе.
Устроив дела свои во Флоренции, художник пожелал, перед отъездом в Романью на службу к Чезаре Борджа, посетить это селение, где жил старый дядя его, сире Франческо да Винчи, брат отца, разбогатевший на шелковом промысле.
Антонио,—молвил он, наконец,—слышал я, будто бы ваш двоюродный брат, мессер Леонардо да Винчи, принимает иногда учеников в свою мастерскую.
Когда же ученику фра Бенедетто, незадолго до поездки во Флоренцию, случилось увидеть некоторые из рисунков Леонардо да Винчи, эти сомнения нахлынули в душу его с такою силою, что он не мог им противиться.
Несколько человек, знакомых мессера Чиприано, в том числе Леонардо да Винчи, должны были приехать позже другой дорогой, прямо в Сан-Джервазио.
Леонардо да Винчи, изображавшую Чечилию Бергамини под видом Мадонны, благословляющей столиственную розу.
Я поступил в ученики к флорентийскому мастеру Леонардо да Винчи 25 марта 1494 года.
Мессер Чиприано рассказал, что на днях во Флоренцию приехал из Милана Леонардо да Винчи с поручением от герцога скупать произведения художеств из дворцов, опустошаемых Священным Воинством.
Синьор Лодовико хотел, чтобы флорентийский художник Леонардо да Винчи устроил в этом седалище машину с музыкой наподобие маленького органа, но Леонардо отказался под тем предлогом, что слишком занят Колоссом и Тайной Вечерей.
Долго в эту ночь с горячею верою и надеждой на помощь Великого Турка молился герцог перед своей любимой иконой работы Леонардо да Винчи, где Матерь Господа изображена была под видом прекрасной наложницы Моро, графини Чечилии Бергамини.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: vinchi
Задом наперед читается как: ичнив
Винчи состоит из 5 букв
Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.
Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Сын нотариуса и подмастерье художника
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Жизнь в Милане: становление гения
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Изобретения да Винчи
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Танк, подлодка, пулемет
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.
В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.
Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.
Друг французского короля
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:
Леонардо да Винчи – художник, мыслитель и революционер. Мир да Винчи
Ренессанс
В истории человечества есть периоды, которые представляют собой фундаментальные поворотные моменты. Такие периоды характеризуются большими социальными, политическими и культурными преобразованиями. Идеи, привычки и традиции, которые бесспорно принимались веками или даже тысячелетиями, внезапно подвергаются сомнению. Общество находится в состоянии брожения, которое также влияет на умы мужчин и женщин. Образ жизни, который стал старым и дряхлым, начинает пошатываться. Хотя люди не понимают, что происходит, все чувствуют приближение фундаментальных перемен. Такой период социальных потрясений неизбежно отражается в глубоких изменениях в религии, философии и искусстве.
Шестнадцатый век ознаменовался кульминацией расширения власти буржуазии в один из самых замечательных периодов в истории человечества. Ренессанс привёл к необычайному расцвету культуры, искусства и науки. Никогда ни до, ни после мир не видел такой галереи героев и гениев. По сей день художественные произведения этого уникального периода истории остаются непревзойдёнными. Он установил стандарт, по которому измеряются художественные достижения всей последующей истории.
Энгельс описывает Ренессанс так:
Корни этого экстраординарного периода следует искать во второй половине пятнадцатого века, когда длительный упадок феодализма в Западной Европе привёл к возникновению великих абсолютных монархий, которые предвосхитили современные европейские национальные государства. Опираясь на бюргеров в городах, абсолютным монархиям удалось сломить власть старой феодальной знати. Буржуазия использовала свои рычаги давления, чтобы добиться уступок от центральной власти в виде хартий и королевских привилегий. Здесь в общих чертах мы уже видим стремительные амбиции и растущую мощь буржуазии, которые в конечном итоге привели к свержению монархий в Англии и Франции.
Искусство и подъём буржуазии
Молодая буржуазия спешила сбросить лохмотья феодализма. Она с готовностью восприняла новые идеи, новые философии, новую науку и новые формы искусства. В настоящее время связь между подъёмом буржуазии и борьбой против господствующей идеологии Римско-католической церкви ясна всем. Борьба между враждебными классами нашла отражение в борьбе между соперничающими религиями, которая нашла своё выражение в том, что мы называем Реформацией, голландской и английской революциями и религиозными войнами, которые бушевали в Европе на протяжении 17-го века.
С упадком феодализма и подъёмом буржуазии начинают появляться новые художественные и литературные формы. Они возникли в богатых фламандских городах-государствах с их новым классом богатых торговцев. Новые методы капиталистического производства нашли своё выражение в искусстве.
Новый стиль искусства включал революционные приёмы большой сложности, которые позволили художнику изобразить невиданные ранее детали – золотую нить на платье, складки плаща, блеск солнечных лучей на доспехах, отражение в полированном зеркале, которые создают особые технические трудности. Современный британский художник Дэвид Хокни считает, что эти художники использовали методы, разработанные благодаря недавним научным открытиям в области оптики для того, чтобы добиться почти фотографического качества и реалистичности.
Новый стиль был также связан с новым духом изобретательства, изучением пропорций и анатомии, изобретением новых цветов и, прежде всего, открытием перспективы. Математическая перспектива ренессансного типа была неизвестна в Средние века. До эпохи Возрождения Бог-Отец изображался гораздо крупнее человеческих фигур, подчёркивая тем самым ничтожество человека по отношению к Всемогущему. Но в эпоху Ренессанса подобная форма искусства была разрушена.
Конфликт между нарождающейся буржуазией и Церковью – центральный конфликт всего периода зарождения капитализма – отчасти определялся тем фактом, что Церковь обеспечивала главную моральную и религиозную опору для существующего феодального строя.
Это был период, когда буржуазия играла прогрессивную роль, борясь за освобождение от оков феодализма, которые препятствовали её развитию. Идея свободы начала формироваться в воображении людей: в первую очередь свобода от мёртвой руки религии и церкви, которая в конечном итоге привела к Лютеру и Реформации.
Италия Ренессанса
Огромное богатство таких городов, как Флоренция, Генуя, Милан и Венеция, с их могущественными правящими семьями князей-торговцев, создало объективные условия для расцвета искусства, не имеющего аналогов с древних времён.
В этом кипящем горниле интеллектуальной жизни возникали новые школы искусства. Из этих школ идёт плеяда гигантов: Тициан, Микеланджело, Рафаэль и, возвышающийся над всеми ними, Леонардо да Винчи.
Но не изобразительным искусством единым. За ним поспевала и литература. Изменением в ней служила фигура Данте Алигьери, которого можно рассматривать как последнего писателя Средневековья и первого писателя Нового времени. Петрарка и Боккаччо были, вместе с Данте, величайшими литературными деятелями этого периода. В «Декамероне» Боккаччо мы видим зачатки современного романа.
Новое искусство тесно связано с подъёмом буржуазии. И с подъёмом буржуазии мы видим рост индивидуализма в искусстве. Ренессанс – век индивидуализма, смелого утверждения прав человека.
До сих пор истинным предметом искусства был Бог, а не человек. Но точно так же, как Коперник и Галилей «заставили мир вращаться вокруг Солнца», так и гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения заставило искусство вращаться вокруг реальных людей. Такое было бы немыслимо в средневековый период.
Не случайно Италия сыграла такую выдающуюся роль в период становления эпохи Возрождения. Италия (вместе с Нидерландами) была родиной капитализма. В городах Северной и Центральной Италии нарождающаяся буржуазия уже напрягала мускулы и обретала собственный голос, становясь всё более и более напористой.
Первые проявления капитализма можно наблюдать в Италии в 13 и 14 веках. Эти века сопровождались самым грандиозным всплеском художественного творчества. Подъём итальянской буржуазии выразился в создании ряда независимых городов-государств. В отсутствие сильной центральной монархии бюргеры Флоренции, Милана, Генуи и других процветающих городов создали города-государства, которые балансировали между императором и папой.
Однако существовала проблема, которая в конечном счёте затормозила развитие капитализма в Италии. Отсутствие национального единства и резкие разногласия между городами-государствами способствовали постоянному вмешательству иностранных держав. Уже в средние века итальянская политика характеризовалась борьбой между двумя противоборствующими группировками – гвельфами и гибеллинами, первые поддерживали папство, вторые поддерживали германских императоров.
Это способствовало хроническим раздорам в городах Северной Италии на протяжении 13 и 14 веков. В результате на протяжении веков Италия была полем битвы, на котором французская, немецкая и испанская армии вели кровопролитные войны, чтобы получить контроль над богатствами страны. Возникшие в результате этого разногласия сделали невозможным развитие Италии как единого национального государства. Таким образом, весь потенциал раннего капиталистического развития был растрачен впустую в результате междоусобных конфликтов, войн и фракционных распрей.
Леонардо да Винчи и его время
Леонардо был человеком эпохи Возрождения по преимуществу. Больше, чем кто-либо другой, Леонардо был ответственен за то, чтобы возвести живопись на новый уровень и совершить подлинную художественную революцию.
Говоря как о самом Леонардо, так и о десятках других людей того времени, Энгельс писал следующие строки:
Его яростно пытливый ум «поворачивался» то в одну, то в другую сторону в поисках решения проблем искусства и науки, и в этом он отражал весь дух своего века. Но в тот самый момент, когда он решил одну проблему, он, казалось, потерял к ней интерес и отправлялся на поиски других. По этой причине он часто оставлял проекты незаконченными и тратил много времени на то, чтобы начать новые (к примеру, ему потребовалось четыре года, чтобы закончить «Мону Лизу»). В других случаях он просто оставлял картины своим ученикам, чтобы те закончили за него. Как будто ему не хватало миров, которые он мог бы завоевать, и не хватало жизней, которые он мог бы прожить.
Он был архитектором и инженером, который планировал прокладку туннелей в горах и соединение рек через каналы. Он предвосхитил теорию Коперника о движении Земли и классификацию Ламарком животных на позвоночных и беспозвоночных. Он открыл законы оптики, гравитации, тепла и света. Он был одержим полётом птиц и провёл много времени, изучая возможность создания летающей машины.
Среди его многочисленных рисунков мы находим один, на котором изображён вертолёт. Кроме того, он разработал танк и парашют, за несколько столетий до того, как эти вещи нашли центральное применение на полях сражений Второй мировой войны. Он также разработал диалектическую философию, в которой воля считалась энергией жизни, и это адекватно отражает внутренний смысл его собственной жизни, которая достигла гораздо большего, чем могли бы достичь обычные люди.
Однако замечательно, что истинный гений Леонардо по-настоящему начал пониматься только в наше время.
Каким человеком был Леонардо да Винчи
Прежде чем поговорить о Леонардо,как человеке, хотелось побольше почитать о чём пишут знающие люди. Прочла книгу Фрейда» Леонардо да Винчи.Воспоминания детства», а также биографию Леонардо,написанную Джоржем Вазари
Интересным показался фильм «Жизнь Леонардо да Винчи» телевизионный мини-сериал режиссёра Ренато Кастеллани, получивший награду «Золотой глобус» в 1973 году..
Но ещё на очереди.Д.С.Мережковский «Воскресшие боги», вышедший отдельным изданием в 1901 году и ставший второй частью трилогии «Христос и Антихрист» (1895—1907).
Не будем говорить о всех достижениях этого гения.Сегодня мне хотелось разобраться,каким человеком он был в обычной жизни.Если у вас есть какие-то дополнительные интересные сведения о его жизни,то расскажите в комментариях.
Как писал о нём Вазари.
«Поистине дивным и небесным был Леонардо, сын сера Пьеро из Винчи. Обладая широкими познаниями и владея основами наук, он добился бы великих преимуществ, не будь он столь переменчивым и непостоянным. В самом деле, он принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их.
Так, в математике за те немногие месяцы, что он ею занимался, он сделал такие успехи, что, постоянно выдвигая всякие сомнения и трудности перед тем учителем, у которого он обучался, он не раз ставил его в тупик.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции.
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание.О матери его, Катерине, ничего не известно. Известно только, что вскоре после его рождения она вышла замуж за местного жителя Антонио по прозванию Аккат-табрига («спорщик»), арендовавшего небольшой кирпичный завод (fornaio) в нескольких километрах от Винчи, в 1449—1453 гг.
Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Детские годы Леонардо провел со своей бабушкой Лучией и дядей Франческо, который был старше его на 16 лет и, живя в Винчи, уделял ему немало времени.
Сер Пьеро переселился со своей семьей во Флоренцию около 1464 г. Здесь он вскоре потерял свою жену и. женился вторично.
Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В 1466 Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника. Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской, кроме Леонардо, обучались Перуджино, Лоренцо ди Креди, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо и др.
Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, поражённый Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
В 1478 г. Леонардо получил первый крупный заказ:
написать запрестольный образ в капелле городской ратуши, Палаццо Веккио. Работа шла медленно — видимо, и тогда уже Леонардо, как и позднее, производил подготовительные эксперименты с красками, делал многочисленные эскизы. В результате она так и не была закончена, и в 1483 г. заказ был передан другому лицу.
Старинные биографы Леонардо да Винчи рисуют в самых привлекательных чертах его облик. По Вазари, «блистательностью своей наружности, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе».
По словам Анонима, «он был прекрасен собою, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Он носил красный плащ, доходящий до колен, хотя тогда были в моде длинные одежды. До середины груди ниспадала прекрасная борода, вьющаяся и хорошо расчесанная».
Леонардо осуждал войну и кровопролитие и называл человека не столько царем животного царства, сколько самым злым из диких зверей. Но эта женственная нежность чувствований не мешала ему сопровождать приговоренных преступников на их пути к месту казни, чтобы изучать их искаженные страхом лица и зарисовывать в своей карманной книжке, не мешала ему рисовать самые ужасные рукопашные сражения и поступить главным военным инженером на службу Цезаря Борджиа. Он кажется часто как будто индифферентным к добру и злу, – или надо мерить его особой меркой
«Он был настолько приятным в общении, что привлекал к себе души людей. Не имея, можно сказать, ничего и мало работая, он всегда держал слуг и лошадей, которых он очень любил предпочтительно перед всеми другими животными, с каковыми, однако, он обращался с величайшей любовью и терпеливостью, доказывая это тем, что часто, проходя по тем местам, где торговали птицами, он собственными руками вынимал их из клетки и, заплатив продавцу требуемую им цену, выпускал их на волю, возвращая им утраченную свободу.
За что природа и решила облагодетельствовать его тем, что, куда бы он ни обращал свои помыслы, свой ум и свое дерзание, он в творениях своих проявлял столько божественности, что никогда никто не смог с ним сравняться в умении доводить до совершенства свойственные ему непосредственность, живость, доброту, привлекательность и обаяние.»
СПОРЫ О ЕГО СЕКСУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Из книги З.Фрейда «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства.»
Сомнительно, чтобы Леонардо когда-нибудь держал женщину в любовных объятиях; даже о каком-нибудь духовном интимном отношении его с женщиной, какое было у Микеланджело с Викторией Колонной, ничего не известно. Когда он жил еще учеником в доме своего учителя Веррокьо, на него и других юношей поступил донос по поводу запрещенного гомосексуального сожития. Расследование окончилось оправданием.
Как ни мало известно в половом отношении о великом художнике и исследователе, приходится все-таки верить, что свидетельства современников не так уж грубо заблуждались. В свете этих преданий он представляется нам человеком, половая потребность и активность которого были очень понижены, как будто более высокое стремление подняло его над общей животной потребностью людей.
Уже раньше указывалось, что он брал к себе в ученики только очень красивых мальчиков и юношей. Он был к ним добр и снисходителен, заботился о них, сам ухаживал за ними, когда они были больны, как мать ухаживает за своими детьми и как его собственная мать могла бы ухаживать за ним. Так как он выбирал их по красоте, а не по талантливости, то ни один из них (Cesare da Sesto, G. Boltrafio, Andrea Salaino, Francesco Melzi и другие) не сделался значительным художником. Большей части из них не удалось достигнуть самостоятельного от их учителя значения, они исчезли после его смерти, не оставив определенного следа в истории искусства.
Последний из этих учеников, Франческо Мельци, последовал за ним во Францию, оставался с ним до его смерти и назначен был им его наследником.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
Великий мастер приехал во Францию по приглашению Франциска I в 1516 году. Король предоставил в распоряжение Леонардо да Винчи резиденцию Кло-Люсе и платил жалование в размере 700 золотых экю в год, попросив взамен лишь возможность беседовать с ним.
Живя в замке, Леонардо да Винчи продолжает интенсивно творить, выступая как инженер, архитектор и режиссер. Он неустанно рисует, занимается различными исследованиями в области геометрии, урбанистики, гидравлики. Леонардо да Винчи разработал проект осушения района Солонь, чертежи для замка Роморантэн, изобрел разборные домики для постоянно перемещавшейся королевской свиты.
Также Леонардо да Винчи становится непревзойденным организатором различных празднеств при королевском дворе.
Так проходят счастливые годы жизни Леонардо да Винчи в замке Кло-Люсе. А в 1519 году, 23 апреля Леонардо да Винчи в присутствии королевского нотариуса составляет завещание. 2 мая 1519 года в возрасте 67 лет Леонардо да Винчи скончался и был похоронен в Амбуазе в королевском монастыре Св. Флорентина. Позднее его прах перенесли в капеллу Св. Губерта в замке Амбуаз.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ О МОГИЛЕ ЛЕОНАРДО.
Леонардо, любитель и создатель всяческих мистерий, был похоронен среди принцев и государственных советников в Амбруазе. В суматохе последующих лет, во время гугенотских войн и революций, кладбище, на котором он лежал, пришло в запустение. Надгробные камни использовались в качестве строительного материала; даже крышки гробов были сорваны, и кости мертвых перемешались.
В начале XIX века французский поэт-романтик Арсен Оссей попытался извлечь останки художника из общей погребальной ямы. Он исходил из того, что Леонардо был высоким человеком и к тому же интеллектуалом, поэтому он отобрал то, что казалось ему соответствующим этому: крупный череп и массивный кости. Останки захоронены в маленькой часовне рядом с замком. Экскурсоводы объясняют, что здесь лежит Леонардо, хотя, возможно, это и не так. «