Что значит слово геронда
О духовной чистоте и нечистоте: кто может отличить Ангела Божия от беса
– Геронда, как можно сегодня жить в обществе правильно, по-христиански, не соблазняясь людьми, живущими вдали от Бога?
– А что соблазняться теми, кто не живет близ Бога? Если в семье из шестерых или восьмерых братьев и сестер одного или двоих увлек бы сатана, разве соблазняла бы такая их греховная жизнь остальных?
– Нет, они бы за них болели, потому что это братья.
– Ну вот, видишь, зло находится внутри нас. У нас нет любви, потому мы не чувствуем всех людей своими братьями и соблазняемся их греховной жизнью. Все мы – одна большая семья и братья между собою, потому что все люди – это дети Бога. Если же мы действительно осознаем то, что мы братья со всеми людьми, то нам будет больно за тех, кто живет во грехе. И тогда их греховная жизнь не соблазнит нас, но мы будем молиться за них.
Итак, если мы соблазняемся, то зло находится не вне, а внутри нас. Скажем самим себе, когда нас кто-то соблазняет: «А скольких соблазняешь ты? И во имя Божие ты не терпишь своего брата? А как тебя со всем тем, что ты творишь, терпит Бог?»
Подумайте о Боге, о Пресвятой Богородице, об Ангелах, которые видят всех людей на земле. Они как бы находятся на балконе и, глядя вниз на площадь, видят всех людей, собранных там. Видят, что одни воруют, другие ругаются, третьи грешат плотски и так далее. Как же они их терпят? Они терпят все зло и грех мира, а мы не терпим нашего брата! Это же ужасно!
– Геронда, а что значат слова апостола Павла: «Бог наш огнь поядаяй ест»(Евр. 12:29)?
– Если в топку бросишь бумагу, мусор, разве они не сгорят? Вот также и в духовном человеке: все, чем ни бросает в него диавол, сгорает. «Огнь поядаяй»! Когда возгорится в человеке божественное пламя – сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. То есть диавол не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный «огнь есть» и пожигает их. И потом диавол устает и прекращает брань. Потому и говорит апостол Павел: «Вся чиста чистым». У чистых все чисто, ничего нечистого нет. Чистых если и в болото бросить, они останутся чистыми, как солнечные лучи, которые, на что бы ни упали, остаются светлы и чисты.
Человек духовный от соприкосновения со святым изменяется в хорошем смысле этого слова, а от плотского человека не воспаляется. Он видит его, страдает за него, но сам не повреждается. Человек, находящийся в среднем духовном состоянии, от человека духовного изменяется к добру, от человека плотского тоже изменяется, но ко злу. Человек плотской святого не понимает и от человека плотского воспаляется. И, если бесноватый видит святого и убегает, то плотской человек идет ко святому, чтобы его искусить и соблазнить.
Тот, кто дошел до состояния содомлян, соблазняется даже Ангелами (Быт. 19:1–5). Человек смиренный, будь он даже неопытен духовно, различает Ангела Божия от беса, имея духовную чистоту и будучи родственен Ангелу. А человек эгоистичный и плотской, мало того что легко прельщается лукавым диаволом, но еще и сам передает лукавство и возбуждает его в других своею плотяностью и заражает слабые души своими духовными микробами.
– Геронда, как достичь того состояния, в котором все видится чистым?
– Должно очиститься сердце, чтобы в нем почивала Благодать Божия. «Сердце чисто созижди во мне Боже» (Пс. 50:12), – не так ли говорится в псалме? Когда сердце мужское или женское очистится, в нем обитает Христос. И тогда люди не соблазняют и не соблазняются, но передают другим Благодать и благоговение.
Человек внимательный и берегущий свою духовную чистоту, сберегает и божественную Благодать и не только видит все чистым, но и нечистое использует во благо. Даже нечистое превращается во что-то полезное на его добром духовном предприятии. Ненужные бумаги он перерабатывает в чистые салфетки, в клей, в тетради; обломки бронзы – в подсвечники и так далее.
И наоборот: человек, принимающий лукавство и мыслящий лукаво, даже добро превращает во зло, как завод, изготовляющий боеприпасы – даже из золота он сделает пули и гильзы для снарядов, потому что так на этом заводе устроены станки.
Если кто-то начинает уступать греху, то он чернеет изнутри, мутнеют очи его души, и видит он мутно. Потом он уже загрязнен грехом, и грех спутывает его.
Даже чистое он может увидеть нечистым.
Есть люди, которые, к примеру, не могут поверить в то, что бывают юноши и девушки, живущие целомудренной, чистой жизнью. «Сегодня, – говорят они, – такое невозможно.»
Несчастные настолько погрузились в грех, что видят все греховным. Те, кто водится с рогатыми рожами, не могут и представить того, что есть другие, те, кто дружен с Ангелами Божиими. Но не надо требовать от свиней благоговения к лилиям. Ведь и Христос сказал: «Не пометайте бисер ваших пред свиниями да не поперут их» (cм. Мф.7:6) («Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас»).
Поэтому тот, кто живет духовно, чисто, должен быть очень осторожен и никогда не допускать свободы в обращении с мирскими людьми, но и им не разрешать вмешиваться в духовное, чтобы не повредиться самому и не повредить их, потому что у мирских устав другой, канонарх другой, и святого мира от одеколона они отличить не могут.
– Могут ли, Геронда, внешние искушения помешать тому, кто хочет жить близ Христа?
– Нет. От Христа нас может отлучить только наша недуховная жизнь. Рогатая рожа этим и занимается – порождает соблазны и сеет злобу, воюет с людьми то жестоко, то лукаво.
Христос любит нас, и, когда мы живем согласно с Его волей, Он находится возле нас. Поэтому, когда вы видите, что рождаются соблазны, не страшитесь и не поддавайтесь панике. Если человек духовно не отнесется к тому, что происходит, он не будет иметь радости ни одного дня, потому что диавол будет бить его в больную точку и постоянно порождать соблазны, чтобы его расстроить – сегодня одним, завтра другим, послезавтра третьим.
Феномен «герондизма»
Часть 2. Богословская критика явления. Этика духовного отца и его чада
Православная богословская критика «герондизма»
1. Тенденции к исключительности (обособлению).
В истории Церкви данная тенденция начала проявляться уже в апостольский период. Так, апостол Павел в Послании к Коринфской Церкви уже касается этого феномена и при этом своим апостольским авторитетом отвергает его:
Критика великого апостола язычников сводится к трем пунктам.
а) Тенденции к исключительности (обособлению) в Церкви не могут быть оправданы, так как они создают разделения в Теле Христовом, при этом они есть сотериологическая ошибка, ибо на место Христа Спасителя ставят человека (пускай даже это апостол Христов).
б) Тенденции к обособлению придают плотский и антропоцентрический характер христианской религиозности. В этом случае она ничем не отличается от религиозности других течений, основанных смертными людьми, которых боготворят их адепты.
в) Тенденции к исключительности являются экклизиологической ошибкой, так как противоречат базисному библейскому учению о том, что Церковь – это дело Святого Духа, а не результат человеческих усилий.
Церковь – это дело Святого Духа, а не результат человеческих усилий
Позже феномен исключительности проявился как обособленный выбор верующими некоторых святых, когда христиане раннего периода разделились на три группы: одну группу составили восхищающиеся святителем Иоанном Златоустом – «иоанновцы», вторую – сторонники святителя Григория Богослова – «григорьевцы», а третью группу составили «васильевцы» – те, которые выделяли святителя Василия Великого и его дело. Это тройное разделение церковной паствы устранила сама Церковь через вмешательство святителя Иоанна Мавропода (XI в.), который, благодаря откровению вышеуказанных святых, учредил общее празднование для всех трех отцов – память трех святителей 30 января / 12 февраля. Иоанн Мавропод составил также соответствующую службу, один из характерных тропарей которой гласит:
«Не есть вторство в триех сих, старейшинства бо кийждо их носит, первый не сый, и единочестныя превышшая: присвояютъ же паче друг друга победу прерадостно, не вмещается бо зде зависти дерзость, растлевающия единомыслие» (утреня 30 января, 9-я песнь канона).
Избрание и исключительное прилепление верующих к одному и единственному святому не является истинным элементом православной духовности. Православная духовность включает жизнь, опыт (эмпирию) и учение целокупности святых, а православное благочестие переживается «вкупе со всеми святыми» (ср.: «Вся святыя помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». – Божественная Литургия). Даже на богословском уровне теологические воззрения одного из святых отцов не могут быть приемлемы Церковью, если их не разделяет большинство святых отцов (Consensus Patrum).
Православная Церковь имеет и чтит множество святых, но она очень осторожна в выражении чести по отношению к ним: честь по отношению к святым – это лишь преклонение, но не поклонение (служение) – поклоняться подобает только Троичному Богу! Характерно, что в тропарях святым слава, то есть честь поклонения, воздается Христу, а не святому:
«Слава прославльшему тя Христу…»; «слава Чудодействующему в тебе…»; «слава Действующему тобой таковая чудеса…».
Если Церковь настолько осторожна в признании святости некоторых из своих членов, то недопустимо, чтобы отдельные верующие спешили и вручали свидетельства о святости духовникам, которые, может, и были благочестивыми и добродетельными, однако официально не признаны Церковью святыми!
2. Абсолютизация личности духовников опасна и тем, что она ущемляет христоцентричный характер православной духовности. В этом случае ущемляется одна и единственная Истина Христова, а православная вера и благочестие искажаются элементами протестантизма. Именно протестантство, провозгласив индивидуальный характер веры и благочестия, содействовало распаду христианства в западном мире на бесчисленные религиозные общины, у каждой из которых – свои особенности в вероучении и культе.
При абсолютизации личности духовника Православие снижается до подобия восточным религиям, когда духовник действует как гуру
3. Что касается изданий книг «Житие и деяния» некоторых духовных отцов, то, наверное, таковые приемлемы, если имеют целью собрать материал и создать условия для канонизации этих отцов Церковью. Однако если публикация этих биографий не ставит таких высоких целей, но является лишь просто выражением чести, уважения и признания добродетелей этих духовников, то возникает вопрос: зачем пишутся жизнеописания исключительно лишь духовных отцов, клириков и монахов, но не физических отцов и матерей, проживших в святости, а также многих других простых и безымянных верующих? [3] В этом смысле издание биографий исключительно лишь клириков и монахов обязательно должно быть ограничено как непозволительная однобокость.
Этика духовного отца и его чада
Недостаточно, однако, понять и диагностировать феномен «герондизма», необходимо также обозначить некоторые основные моменты, которые должны иметь в виду как духовники, у которых харизма духовного отцовства, так и пользующиеся ею духовные чада.
Этика духовного отца
Женатый или безбрачный священник, который сознает, что он достиг зрелости как в возрасте, так и в духовной подготовленности и что ему дан благодатный дар Святого Духа, должен иметь в виду следующие основные положения этики духовника.
а) Исключить сосредоточенность на своей личности. Институт духовничества был учрежден в Церкви как средство образцового посвящения верующих в жизнь во Христе. Иерей, имеющий данную харизму, призван соединять верующих со Христом и путеводить их в жизнь Церкви, а не связывать их со своей личностью. Сосредоточение на своей личности благодатного дара духовничества – серьезнейшая абсурдная ошибка, так как в этом случае человек дерзает заменить собой Христа, один член Церкви – полноту церковного Тела. Духовничество ради собственной выгоды может иметь целью индивидуальное продвижение священника, приобретение влияния, иерархическое продвижение, обогащение, а в худших случаях – сексуальное домогательство или эксплуатацию.
б) Не творить адептов. Духовничество так или иначе создает связи между личностями духовника и одного или многих верующих. Плохое духовничество – когда пастырь использует эту связь для превращения членов Церкви в своих индивидуальных адептов. Адепт, или приверженец, как видно из самого слова, – это тот, который поддерживает данного человека, группировку, общество, политическую партию, с одновременным отвержением иных людей или групп или же противостоянием с ними. Обычно приверженцы разных группировок противопоставляют себя другим и противоборствуют друг с другом.
Для адептов также характерен фанатизм. Приверженцы, направляемые и движимые одной личностью, становятся фанатиками и обычно доходят до проявлений насилия и криминального поведения. Не должно забывать, что и Христос стал жертвой фанатизма адептов иудейских вождей: «Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить» (Мф. 27: 20). Когда священник создает себе приверженцев, он теряет дар духовного отцовства и становится главой партии.
Когда священник создает себе приверженцев, он теряет дар духовного отцовства и становится главой партии
Этика духовного чада
Духовные чада, прибегающие к духовному отцовству, со своей стороны также должны знать и серьезно учитывать основные положения духовного сыновства. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, нам необходимо быть осторожными: не должно оставаться в одиночестве, ибо в таком случае нам или грозит опасность быть съеденным зверем – душегубительным волкомдиаволом, или же, если упадем, у нас не будет никого, кто бы нам помог встать на ноги, по слову Екклесиаста: «Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его» (Еккл. 4: 10); но и не должны мы изза нерассудительности вместо пастыря следовать за волком или за неопытным врачом (см.: Огласительное слово 20).
Некоторые из положений этики духовного чада таковы.
а) Необходимо различать путеводительство и зависимость. Знакомство и связь с духовным отцом носят характер путеводительства, а не зависимости. Духовник получил харизму и заповедь от Церкви путеводить верующих ко свободе во Христе, а не ставить их в зависимость от своих личных навязчивых мнений и не делать их своими рабами. Сегодня столько вещей делают людей своими рабами! Духовный наставник призван освобождать и дать покой верующим от всего того, что их связывает и делает рабами. Апостол Павел восклицает: «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5: 1).
б) Должно различать харизму и человека. Верующий связывается, общается с духовником не столько потому, кем священник является, столько потому, что он имеет. Иными словами, то, что имеет значение в институте духовничества, – это харизма, а не личность священнослужителя, у которого имеется эта харизма. То, что связывает верующих с духовником, – это не личность иерея, а дар священства, данный ему Церковью.
Харизма духовничества не должна довести до культа личности, но должна связывать верующих со Христом, делая их живыми членами Церкви – Тела Христова. Как пишет митрополит Каллист (Уэр),
Эта связь не двусторонняя, а трехсторонняя, ибо кроме геронды и его ученика есть и третья сторона – Бог
г) Внимательный выбор хорошего духовного отца. Пусть твой старец будет духовным человеком, с добродетелями, и больше человеком практичным, чем только лишь учителем. Хорошо, если бы он из юнги стал капитаном, чтобы не ставил на чужие спины весь свой монашеский «опыт», которому он научился из книг. Или же пусть у него будет от природы великая любовь с рассуждением, чтобы у него сердце болело за своих чад и чтобы он не желал сразу отправить их в рай методами Диоклетиана… Очень полезно еще, чтобы геронда хотя бы на 18–20 лет был старше духовного чада, ибо в этом случае чадо естественно уважает духовника. Старец должен жить простой жизнью, без мирских забот и лишних хлопот, он не должен преследовать свои выгоды, но должен преследовать выгоду души чада и в целом выгоду Матери Церкви.
25 сентября 2019 г.
Перевод сделан по книге: Феномен герондизма. Православное богословское критическое обозрение / Сост. митрополит Ахелойский Евфимий. Афины, 2007 (на греч. яз.).
[1] См.: Георгопулос Василиос, свящ. Гуру и Христос. Изд. мря Св. Младенцев. Виотия, 2007.
[2] В греческой православной традиции не каждый священник может принять исповедь, т.е. стать духовником. Такое право специальным чином вручения епитрахили епископ дает лишь избранным священникам.
[3] Отрадным исключением из этого, можно сказать, общего правила стало издание в 2008 и 2012 гг. двухтомника «Подвижники в миру», содержащего жизнеописания благочестивых греческих женатых священников, мирян и мирянок прошедшего ХХ столетия.
[5] Христофоридис В.. Духовное отцовство по Симеону Новому Богослову. Фессалоники, 1977.
[6] Каллист (Уэр), митрополит. Царствие внутри нас. St Vladimir’s Seminary Press, 2000.
Геронда – кто это
Значение слова геронда, происхождение, интересные факты
Православие, как всем известно, пришло на Русь из Византии. И вместе с ним появилось очень много слов обозначающих всевозможные религиозные понятия, пришли к нам из греческого языка.
Большинство из этих слов обозначало понятия, которые в русском языке до принятия христианства не существовало. Некоторые получились благодаря дословному переводу с греческого на русский. А некоторые, имея аналоги в русском языке, закрепились как понятия старославянские, церковные.
Многие слова и понятия за долгие столетия прижились так прочно, что мы теперь и не замечаем их иностранного происхождения. Но некоторые, специфические слова, явно указывают на источник их появления.
Слово «геронда» мало кому знакомо из современных людей в нашей стране, не знающих в деталях историю христианства и особенно православной его части. Само его звучание указывает на явное греческое происхождение.
Это слово не общеупотребительного характера, оно церковное. В дословном переводе оно означает «старец» или «духовный отец».
Употребление слова
Геронда обозначает не просто старца, а духовного человека, наставника, возможно, старшего в монастыре. Чаще всего это монах или отшельник, наделенный большим духовным авторитетом. Кстати, не обязательно это может быть священник, это, прежде всего, наставник. Поэтому слово – обращение «геронда» означает почтение к человеку.
Например, преподобный Паисий Святогорец по праву именовался уважительным словом «геронда». Сейчас в России много издается книг, написанных старцем Паисием. В них обращение учеников к преподобному даже не переводится. Так и оставлено, вместо русского «отче» более уважительное слово «геронда».
Для женщин, стариц, есть женская форма наименования – герондисса или геронтисса. С тем же значением старшей наставницы.
Факты, связанные с этим словом
В 2016 году в России вышел полнометражный мультфильм «Дети против волшебников». Он снят по книге Никоса Зерваса о заговоре злобных волшебников и противостоянии с ними юных борцов-христиан.
В целом книга была призвана развенчать ореол культовости вокруг книг Джоан Роулинг о волшебнике Гарри Поттере. Зервас рисует свою, альтернативную вселенную, где Гарри Поттер и его последователи представлены колдунами-сатанистами.
Противопоставлены колдунам юные герои-христиане и их наставники и помощники. Борцы, в отличие от колдунов, не могут воевать с помощью магии. Они обращаются к помощи святых, молитвам и к поддержке афонских старцев, как основных духовных авторитетов.
Весь сюжет тут пересказывать нет смысла. Просто коснемся эпизода, где появляется интересующее нас слово «геронда». И посмотрим, в каком значении они используется.
Со злыми волшебниками борются юные суворовцы, направленные в Шотландию спасать русских детей от козней тамошних колдунов. Чтобы иметь духовные силы бороться со злом, оба подростка под руководством наставника отправляются за благословением.
Едут они к православным греческим старцам. И вот один из них, старец Геронда, предлагает одному из суворовцев переночевать в келье отшельника, чтобы победить гордыню и получить необходимые духовные силы.
Здесь Геронда выступает личным именем старца. Геронда благословляет суворовцев на борьбу со злом и дарит деревянные крестики в качестве духовной поддержки.
Фильм «Геронда»
В 2017 году документальный фильм «Геронда» получил главный приз на фестивале православных фильмов. Режиссер Т. Тарасова рассказала в своей киноленте о духовном подвиге монахов, об их жизни и служении. Фильм рассказывает о традиции духовного наставничества, старчества, поднимает современные проблемы церкви и смысла монашеского служения.
Фильм предлагает результаты исследования в попытке найти ответы на эти вопросы.
Это фильм для тех, кто хочет больше узнать о современном монашестве, понять некоторые аспекты духовной жизни в современном христианстве. В киноленте рассказывается о монастыре в Греции, которым руководит старец Дионисий – геронда.
“Геронда: исповедь миру” (2013) – это тоже фильм о духовном наставнике – старце Григории.
Другие значения слова
Существует и довольно редкое личное имя Геронда – женский вариант и Геронт – мужской. Но эти имена, возможно, никак не связаны с греческим языком. Есть версия, что они произошли от имени Горонт, что означает на мегрельском языке – бог.
По другой версии это имена татарского (или старославянского) происхождения. Значение имени, его происхождение остается неразгаданным, об этом имени сохранилось очень мало сведений. Возможно, оно как-то связано с греческим языком, но, может быть, просто ему созвучно.
В современном мире попадаются бренды и фирмы, тоже названные именем «Геронда». Но это уже никак не связано с исконным значением данного слова.
Геронда, это кто?
Геронда, это кто?
Геронда – кто это
Значение слова геронда, происхождение, интересные факты
Православие, как всем известно, пришло на Русь из Византии. И вместе с ним появилось очень много слов обозначающих всевозможные религиозные понятия, пришли к нам из греческого языка.
Большинство из этих слов обозначало понятия, которые в русском языке до принятия христианства не существовало. Некоторые получились благодаря дословному переводу с греческого на русский. А некоторые, имея аналоги в русском языке, закрепились как понятия старославянские, церковные.
Многие слова и понятия за долгие столетия прижились так прочно, что мы теперь и не замечаем их иностранного происхождения. Но некоторые, специфические слова, явно указывают на источник их появления.
Слово «геронда» мало кому знакомо из современных людей в нашей стране, не знающих в деталях историю христианства и особенно православной его части. Само его звучание указывает на явное греческое происхождение.
Это слово не общеупотребительного характера, оно церковное. В дословном переводе оно означает «старец» или «духовный отец».
Употребление слова
Геронда обозначает не просто старца, а духовного человека, наставника, возможно, старшего в монастыре. Чаще всего это монах или отшельник, наделенный большим духовным авторитетом. Кстати, не обязательно это может быть священник, это, прежде всего, наставник. Поэтому слово – обращение «геронда» означает почтение к человеку.
Например, преподобный Паисий Святогорец по праву именовался уважительным словом «геронда». Сейчас в России много издается книг, написанных старцем Паисием. В них обращение учеников к преподобному даже не переводится. Так и оставлено, вместо русского «отче» более уважительное слово «геронда».
Для женщин, стариц, есть женская форма наименования – герондисса или геронтисса. С тем же значением старшей наставницы.
Факты, связанные с этим словом
В 2016 году в России вышел полнометражный мультфильм «Дети против волшебников». Он снят по книге Никоса Зерваса о заговоре злобных волшебников и противостоянии с ними юных борцов-христиан.
В целом книга была призвана развенчать ореол культовости вокруг книг Джоан Роулинг о волшебнике Гарри Поттере. Зервас рисует свою, альтернативную вселенную, где Гарри Поттер и его последователи представлены колдунами-сатанистами.
Противопоставлены колдунам юные герои-христиане и их наставники и помощники. Борцы, в отличие от колдунов, не могут воевать с помощью магии. Они обращаются к помощи святых, молитвам и к поддержке афонских старцев, как основных духовных авторитетов.
Весь сюжет тут пересказывать нет смысла. Просто коснемся эпизода, где появляется интересующее нас слово «геронда». И посмотрим, в каком значении они используется.
Со злыми волшебниками борются юные суворовцы, направленные в Шотландию спасать русских детей от козней тамошних колдунов. Чтобы иметь духовные силы бороться со злом, оба подростка под руководством наставника отправляются за благословением.
Едут они к православным греческим старцам. И вот один из них, старец Геронда, предлагает одному из суворовцев переночевать в келье отшельника, чтобы победить гордыню и получить необходимые духовные силы.
Здесь Геронда выступает личным именем старца. Геронда благословляет суворовцев на борьбу со злом и дарит деревянные крестики в качестве духовной поддержки.
Фильм «Геронда»
В 2017 году документальный фильм «Геронда» получил главный приз на фестивале православных фильмов. Режиссер Т. Тарасова рассказала в своей киноленте о духовном подвиге монахов, об их жизни и служении. Фильм рассказывает о традиции духовного наставничества, старчества, поднимает современные проблемы церкви и смысла монашеского служения.
Фильм предлагает результаты исследования в попытке найти ответы на эти вопросы.
Это фильм для тех, кто хочет больше узнать о современном монашестве, понять некоторые аспекты духовной жизни в современном христианстве. В киноленте рассказывается о монастыре в Греции, которым руководит старец Дионисий – геронда.
“Геронда: исповедь миру” (2013) – это тоже фильм о духовном наставнике – старце Григории.
Другие значения слова
Существует и довольно редкое личное имя Геронда – женский вариант и Геронт – мужской. Но эти имена, возможно, никак не связаны с греческим языком. Есть версия, что они произошли от имени Горонт, что означает на мегрельском языке – бог.
По другой версии это имена татарского (или старославянского) происхождения. Значение имени, его происхождение остается неразгаданным, об этом имени сохранилось очень мало сведений. Возможно, оно как-то связано с греческим языком, но, может быть, просто ему созвучно.
В современном мире попадаются бренды и фирмы, тоже названные именем «Геронда». Но это уже никак не связано с исконным значением данного слова.
10 причин гордиться собой прямо сейчас
Внутри каждого человека живет маленький перфекционист, толкающий нас на самобичевание. Каждый из нас тратит массу времени на мысли о том, что мы сделали не так, не вовремя или не идеально. Будь то недоученный материал к экзамену, недоделанный отчет или наспех наложенный макияж. Ведь вы могли бы сделать и получше, могли бы и «дожать». При этом совершенно очевидно, что подобные мысли в основе своей пусты, и быть идеальным невозможно.
С другой стороны, вы – тот самый человек, сделавший на своем пути немало прекрасных поступков и не спасовавший перед массой трудностей, тот самый, достойный любви и уважения прямо сейчас. Итак, ниже, десять поводов начать гордиться собой прямо в эту минуту и не переставать уже никогда.
Причина 1.
Вы справились со всеми, всеми трудностями, которые приготовила для вас судьба. Наверняка у вас были моменты, когда казалось, что хуже уже быть не может. Но вы все пережили, и вы – молодец!
Причина 2.
Вы научились на своих ошибках. Неудачные отношения, необдуманные поступки – да, все это имело место. Но вы сделали правильные выводы и с благодарностью приняли все уроки, преподнесенные судьбой.
Причина 3.
Вы помогали другим людям. Возможно, вы и не переводили каждый день через дорогу по пять бабушек. Но, возможно, вы участвовали в благотворительности, отдавали свои старые вещи бедным или пришли на помощь другу, когда ему была нужна поддержка. Да, вам определенно есть, чем гордиться.
Причина 4.
Вы заставляли других улыбаться. И не раз. Совершенно точно.
Причина 5.
Вы вдохновляли других людей. Не обязательно быть музой великого художника, чтобы служить вдохновением. А благодаря кому еще ваш любимый добился повышения, а подруга, поборов комплексы, отправилась на судьбоносное свидание?
Причина 6.
Вы талантливы. У каждого человека есть талант делать что-то лучше других. Если даже ваш пока не раскрыт, это всего лишь вопрос времени.
Причина 7.
Все ваши достижения. Не всем суждено быть лучшим работником месяца, но и не всем это нужно. Вы научились готовить вкусный борщ, играть на фортепиано, отрастили волосы или сдали языковой экзамен. Да хоть олимпиада в школе, все это достижения, которые навсегда остаются с вами.
Причина 8.
В вашей жизни есть цель. Огромное количество людей в мире живет, не имея никакой цели впереди. Вы – не из их числа. Это точно повод для гордости.
Причина 9.
Вы никогда не перестаете мечтать. Мечта – это благородно, она, к тому же, освещает путь. Тот, кто умеет мечтать, никогда не стоит на месте и способен постоянно делать жизнь лучше.
Причина 10.
И последнее. Мир был бы абсолютно, совершенно другим без вас. Вы даже не представляете, какое влияние вы оказываете на Вселенную каждым своим действием.
Подумайте об этом в следующий раз, когда почувствуете апатию или грусть!
12 июля день памяти Паисия Святогорца
Преподобный Паисий Святогорец предал свою душу Господу 12 июля 1994 года. Тридцать лет геронда Паисий был духовным светильником и для Греции и для всего Православного мира. Сегодня мы публикуем его краткое житие и несколько редких фотографий.
Геронда Паисий Святогорец
Родители старца Паисия
Геронда Паисий (1924 – 1994 ), в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, 25 июля 1924 года. Его отца звали Продромос. Он был благочестивым человеком и патриотом, из-за чего его семья подвергалась опасности от турецких фанатиков-мусульман. Мать старца звали Елогией, приходилась родственницей преподобному Арсению Каппадокийскому. В их семье, кроме маленького Арсения, было еще девять детей. Через две недели после рождения Арсения, фарасийские греки бежать из Турции, чтобы спастись от турецких гонений. Перед отъездом в Грецию, святой Арсений Каппадокийский окрестил мальчика и дал ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха».
родители Паисия Святогорца
Детство старца Паисия
В сентябре 1924 года, корабль с беженцами подошел к берегам Греции и измученные люди, наконец, обрели новую родину и безопасность. Малыш Арсений рос, имея большую любовь ко Христу и Богородице, и очень хотел стать монахом. Он постоянно ходил в лес, где молился, держа деревянный крест, сделанный своими руками. Детство старца прошло в г. Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал до армии плотником.
Паисий Святогорец в молодости, на службе в армии
Армия и монашество геронды
В 1945 году Арсения призвали в армию, где он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш († 1968). Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых.
Паисий Святогорец в начале своего монашеского пути
Филофей, Стомио, Синай и снова Афон
В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью. В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии.
В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Геронда, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.
Геронда много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили. В 1964 году Геронда вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Геронда заболел и ему отняли большую часть легких.
С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Геронда стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей.
икона преподобного Паисия Святогорца
Принимая тяготы притекающих людей, Геронда мало-помалу, стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым.
В октябре 1993 года Геронда поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось. 12 июля 1994 года Геронда предал свою преподобную душу Господу. Геронда почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.
Когда св. Паисию сказали о том, что у него последняя стадия рака, впервые он захотел сплясать от радости. Люди ощущали эту радость как победу над страхом смерти и шли к нему толпами. Память 13 января.
«Ты делай свое дело, а я буду делать свое»
У старца Паисия (1924-1994) в отношении смерти не было беспокойства. Болезням, терзавшим его с юности, он говорил: «Ты делай свое дело, а я буду делать свое».
Когда он только принял монашество, его мучил кашель с кровью. На протяжении многих лет ничего не помогало — врачи поставили неправильный диагноз. Потом выяснилось, что это бронхоэктаз и лишь после сложной операции (удалили левое легкое) стало легче.
Отец Паисий не переносил холод, на малейших сквозняках начинал чихать и кашлять. Страдал от межпозвоночной грыжи, после того, как пытался поднять тяжелый обломок гранита, живя на Синае. За несколько лет до смерти его мучили кишечные кровотечения.
О. Паисий только иногда просил, чтобы Бог дал ему силы подниматься с кровати и что-то делать, но не уменьшать боль. С просьбой выздороветь старец к Богу не обращался. Был убежден, что «так правильно», и «да будет воля Твоя».
Я привык к боли
Старец Паисий у стены своей кельи. Афон. Фото с сайта poimin.gr
4 февраля 1994 г. отцу Паисию сделали операцию, опухоль толстой кишки удалили, но рак уже поразил печень и легкие.
В больнице один святогорский монах спросил у старца: «Геронда, вам больно?» Старец ответил: «Я привык к боли. Болезни принесли мне такую пользу, какую не принесла вся монашеская жизнь».
Молитва исполняется, если она становится жертвой
Молитва исполняется, если она становится жертвой
О. Паисия спрашивали: «Почему вы не молитесь о том, чтобы Бог исцелил вас? Ведь мы в вас так нуждаемся!» Старец отвечал: «Что? Обманывать Бога? Ведь я же сам просил Его о том, чтобы Он дал мне эту болезнь».
Старец часто утешал и молился об исцелении тех, кто болен раком. Но и сам был готов перенести то же испытание, от которого сегодня страдает столько людей. По словам самого о. Паисия, молитва исполняется, когда она становится жертвой:
«Если мы просим чего-то у Бога и при этом сами ничем не жертвуем, то наша просьба недорого стоит.
Если я сижу сложа руки и говорю: «Боже мой, прошу Тебя, исцели такого-то больного», а сам при этом не иду ни на какую жертву, то я все равно что бросаю слова на ветер.
Если же у меня есть любовь, если у меня есть жертва, то Христос, увидев их, исполнит моё прошение — конечно, если это пойдёт на пользу другому.
Ко мне приходят некоторые люди и просят: «Исцели меня, я слышал, что ты можешь мне помочь». Однако эти люди хотят получить помощь, не прикладывая никаких усилий. К примеру, ты говоришь человеку: «Не ешь сладкое, соверши эту жертву, чтобы тебе помог Бог». А они тебе отвечают: «Почему? Неужели Бог не может помочь мне и без этой жертвы?»
Такие люди не могут пожертвовать чем-то даже для себя самих. Где уж там они пожертвуют собой ради другого!
Но есть и такие, кто не ест сладкого, чтобы Христос помог страдающим от сахарного диабета, или не спят, чтобы Христос дал немного сна тем, кто страдает бессонницей. Поступая так, человек вступает в родство с Богом. И тогда Бог подает людям Свою Благодать».
Последний день в больнице
Изображение с сайта epilekta.com
После операции о. Паисию немного полегчало, и он собрался вернуться на Афон. Но состояние опять ухудшилось и он остался в монастыре в Суроти. Люди увидели в этом возможность проститься со старцем.
О последнем дне старца Паисия в больнице, куда его возили из монастыря на процедуры, свидетельствуют дневниковые записи Христофора Иконому, который находился рядом со святым до его кончины.
«Собралось множество людей, и нам сообщили, что о. Паисий выйдет в вестибюль благословить нас. В назначенный час он вышел, и врачи, больные, медсестры, персонал − все собрались вокруг него. Старец всех благословил.
Вот к нему подходит один пациент и целует его руку, старец взаимно поцеловал руку больного. И каждый старался дотронуться до старца, пожать ему руку.
Люди со всех сторон окружили машину. Вот машина завелась, но из-за множества народа, обступившего ее, двигалась очень медленно. Врачи, медсестры, персонал − все спустились вниз и, возложив руки на машину, медленно следовали за старцем, провожая его.
Сама эта картина была похожа на Вход Господень в Иерусалим, только вместо ослика здесь была машина!
Многие плакали. Кажется, и сам старец плакал».
Кончина старца
Могила старца Паисия в монастыре Суроти. Фото с сайта dobrotoliubie.blogspot.com
Последняя ночь для о. Паисия была мученической. Во время болевых приступов, от которых человек может лишиться ума или теряет сознание, старец призывал Пресвятую Богородицу: «Сладкая моя Панагия!» После одного из них он около двух часов был без чувств. Придя в себя, старец произнес: «Мученичество, настоящее мученичество». Потом мирно испустил дух.
Это случилось 12 июля 1994 года в 11 часов утра, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Святой был погребен за алтарем храма преподобного Арсения Каппадокийского в Суроти. Он просил, чтобы его похороны прошли как можно тише, а могила оказалась бы в беззвестности. Волю старца исполнили частично: только через три дня народ узнал о кончине святого.
Но, как только разнеслись об этом слухи, люди толпами со всей Греции прибывали, чтобы поклониться могиле своего геронды. На мраморной плите выбили его стихи: