Что значит слово интеллигенция

Значение слова «интеллигенция»

Что значит слово интеллигенция. Смотреть фото Что значит слово интеллигенция. Смотреть картинку Что значит слово интеллигенция. Картинка про Что значит слово интеллигенция. Фото Что значит слово интеллигенция

1. Социальная группа, состоящая из людей, обладающих образованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и профессионально занимающихся умственным трудом. Советская интеллигенция — неотъемлемая часть народа. А. Н. Толстой, Депутат-писатель.

2. собир. Люди, принадлежащие к этому общественному слою; интеллигенты. Около сцены собралась сельская интеллигенция, довольно многочисленная: два учителя министерской школы, две молоденькие учительницы, несколько учителей семинарии духовного ведомства и четыре священника, учительствовавших в той же семинарии. Скиталец, Кандалы. Вечером, по поручению горкома, Дубенко выступал на общегородском собрании интеллигенции. Первенцев, Испытание.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В изначальном смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности.

В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.

ИНТЕЛЛИГЕ’НЦИЯ, и, мн. нет, ж. [от латин. intelligentia — понимание]. 1. Общественный слой работников умственного труда, образованных людей (книжн.). Советская и. — Ни один господствующий класс не обходился без своей собственной интеллигенции. Рабочий класс СССР также не может обойтись без своей собственной производственно-технической интеллигенции. Стлн. 2. собир. Люди этого слоя. На собрании присутотвовала только и.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

интеллиге́нция

1. общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преим. сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллиг. придают нередко и моральный смысл, считая её носителем высокой нравственности. ◆ «Я отлично знаю, ― говорит он [Леонардо да Винчи], ― что так как я неучёный человек (non essere io letterato), то некоторым заносчивым людям может казаться, что они вправе порицать меня, говоря, что я лишён образования (essere io uomo senza lettere). Глупцы! Не знают они, что я могу ответить им, как Марий отвечал римским патрициям: они сделали себе украшение из чужих трудов, а за мною не хотят признать моих собственных!» Этими словами Леонардо очень точно выразил мысль, вполне характеризовавшую его положение в обществе: он не гуманист (в XV веке — последователь мистико-религиозной философии), но он принадлежит к интеллигенции. А. К. Дживелегов, «Леонардо да Винчи», 1929–1934 г. (цитата из НКРЯ)

2. собир. разг. люди, принадлежащие к этой группе, лица умственного труда, интеллигенты ◆ Видимо, нас считали местной интеллигенцией. Сергей Довлатов, «Чемодан», 1986 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Значение слова интеллигенция

Словарь Ушакова

2. собир. Люди этого слоя. На собрании присутотвовала только интеллигенция.

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. intelligens понимающий, мыслящий, разумный)

1) общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию интеллигенция придают нередко и моральный смысл, считая ее воплощением высокой нравственности и демократизма. Термин «интеллигенция» введен писателем П. Д. Боборыкиным и из русского перешел в другие языки. На Западе более распространен термин «интеллектуалы», употребляемый и как синоним интеллигенции. Интеллигенция неоднородна по своему составу. Предпосылкой появления интеллигенции было разделение труда на умственный и физический. Зародившись в античных и средневековых обществах, получила значительное развитие в индустриальном и постиндустриальном обществах;

Этимологический Словарь Русского Языка

Польское – intelligentia (сообразительность, понятливость).

Латинское – intelligentia (понимание).

Слово появилось в русском языке в первой трети XIX в., оно было заимствовано из польского, однако с измененным значением. Если в польском языке интеллигентом называли человека сообразительного, то в России это «образованный человек, как правило, получивший высшее образование». К интеллигенции относят деятелей науки и культуры, преподавателей, врачей.

Производные: интеллигент, интеллигентный, интеллигентность.

Педагогический терминологический словарь

общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Понятию И. придают нередко и моральный смысл, считая её носителем высокой нравственности и интеллигентности. Термин «И.» появился в России во 2-й половине 19 в. и из русского языка перешёл в другие языки. На Западе используется как синоним термина «интеллектуалы».

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107)

Гаспаров. Записи и выписки

♦ «Интеллигенция не может простить Ельцину, что ее не перевешали». «Да, — сказала М. Чудакова, — есть такая вещь: комфорт насилия, интеллигенция все не может от нее отвыкнуть».

♦ В XIX в. это — воспитанные для управления и сосланные в умственный труд. В XX в. это — воспитанные для умственного труда и сосланные неизвестно куда.

♦ «Интеллигент — это тот, кто, споткнувшись о кошку, назовет ее кошкой». — «Человек досуга и общего развития», говорит персонаж у Тихонова (Риск. человек, 211): в точном античном понимании otium. — Как «профессиональный революционер», так сложился и «профессиональный интеллигент» — В. Лоханкин. Почему не хочется делать интеллигентность (humanitas) профессией? потому что это дозирование человечности предполагает, что меня/нас окружают унтерменши, а это для меня неприемлемо.

♦ (Е. Путилова): «Сидоров начал говорить: Я, как интеллигентный человек… Я сказала: Я уже знаю все, что вы скажете».

♦ Л. Толстой получил письмо за подписью «гражданка»: «Если народ будет благоденствовать, что тогда делать интеллигенции?» (Маков. I, 392). См. LARMOYANT.

♦ «Не хочу умирать, хочу не быть» (Цветаева в записях 1940 г.). А Кузмин писал, что не хотел бы делаться католиком (или старообрядцем?), но хотел бы им быть. Был юбилей Эразма Роттердамского, И. И. X. сказал: «Ваш Эразм — воплощение интеллигентского отношения к действительности: пусть все будет по-новому, только чтоб ничего не менялось».

Русская Философия. Энциклопедия

В. А. Малинин, А. А. Ширинянц

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

1) Социальная группа, состоящая из людей, обладающих образованием и специальными знаниями в области науки, техники, культуры и профессионально занимающиеся умственным трудом;

2) собир. люди, принадлежащие к этому общественному слою, интеллигенты.

лат. intelligentia «1) понимание, рассудок, познавательная сила; знание; 2) умение, искусство». Заимств. из польск. intelligencja «понятливость, смышленость» (Шан., VIII, 94). Впервые приводится в Сл.Толля, прил. в значении «мыслительная сила, степень мыслительной силы» (Сорокин, 144).

Как отмечает В.В. Виноградов, в собирательном значении «разумная, образованная, умственно развития часть жителей» (Сл.Даля2, II, 46) слово интеллигенция закрепилось сначала в польском, а не в русском языке. Поэтому его следует считать заимствованием из польского языка-источника (Виноградов, 1965, 111-113). Однако переосмысление понятия интеллигенция как социального слоя произошло на русской почве: «общественный слой работников умственного труда, образованных людей» (Сл.Ушак., I, 1215). Именно в этом значении слово интеллигенция проникло в западноевропейские языки. Слово интеллигенция введено в оборот писателем П.Д.Боборыкиным.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Люди, профессионально занимающиеся умственным трудом и имеющие для этого специальное образование (инженеры, техники, агрономы, врачи, учителя, юристы, работники науки и искусства).

* Творческая интеллигенция. Российская интеллигенция. *

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ, и, ж., собир. Люди умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры; общественный слой людей, занимающихся таким трудом. Российская и. Сельская и.

Источник

Интеллигенция

Слово интеллигенция в значении, близком к современному, появляется в русском литературном языке 60-х годов XIX столетия. В. И. Даль помещает это слово во втором издании «Толкового словаря», объясняя его таким образом: «разумная, образованная, умственно развитая часть жителей» (см. сл. Даля 1881, 2, с. 46). Слово интеллигенция не указано не только в первом издании словаря Даля 1861–1868 г., но и в «Настольном словаре» под ред. Ф. Толля 1864 г. и в «Объяснительном словаре» Бурдона 1865 г.). Прилагательного интеллигентный Даль не указывает. Очевидно, оно в 60—70—х годах еще не получило особенно широкого распространения. Слово интеллигент также Далем не отмечено. Есть основания предполагать, что слово интеллигент укрепилось в русском языке еще позднее, чем прилагательное интеллигентный, и во всяком случае не ранее 70—80—х годов.

И. С. Тургенев вкладывает слово интеллигенция в уста интеллигента в «Странной истории» (1869) и сопровождает его комментариями повествователя. Видно, что в разговорной речи слово интеллигенция тогда было еще новинкой: «”Послезавтра в дворянском собрании большой бал. Советую съездить: здесь не без красавиц. Ну и всю нашу интеллигенцию вы увидите“. Мой знакомый, как человек, некогда обучавшийся в университете, любил употреблять выражения ученые. Он произносил их с иронией, но и с уважением». Иронически отмечено модное слово интеллигенция в «Литературном вечере» И. А. Гончарова (1877): «Возьмешь книгу или газету – и не знаешь, русскую или иностранную грамоту читаешь! объективный, субъективный, эксплуатация, инспирация, конкуренция, интеллигенция – так и погоняют одно другое».

С 60-х годов начинает распространяться и прилагательное интеллигентный в значении «осмысленный, с развитым интеллектом». У В. П. Боткина в письме И. С. Тургеневу (от 6 июня 1863 г.): «Великая перемена совершилась в русском обществе – даже физиономии изменились, – и особенно изменились физиономии солдат – представь – человечески интеллигентными сделались» (Боткин, Тургенев, с. 177). В очерке Тургенева «Пегас» (1871): «Собака стала болезненнее, нервознее, ее годы сократились; но она стала интеллигентнее, впечатлительнее и сообразительнее; ее кругозор расширился».

До 60-х годов XIX в. слово интеллигенция употреблялось в значении «разумность, сознание, деятельность рассудка». Слово разумность для перевода лат. intelligentia было предложено В. К. Тредьяковским еще в 30-х годах XVIII в. По-видимому, употребление слова интеллигенция в русском литературном языке с значением «разумное постижение действительности» укрепилось в философском лексиконе 20—30—х годов XIX в. Проф. А. Галич в своем «Опыте философского словаря» так объясняет термин интеллигенция: «Интеллигенция, разумный дух» (ч. 2, с. 321). Позднее Н. П. Огарев в письме (1850 г.) к Грановскому пишет: «Какой-то субъект с гигантской интеллигенцией рассказал, что жена моя говорит, что вы – друзья мои – меня разорили! И вместо того, чтобы обратиться ко мне с запросом (если уж духа не хватало рассердиться на клевету), вместо того обвиненье субъекта с гигантской интеллигенцией было принято за аксиому» (Черняк, с. 163; см. также Русские пропилеи, с. 113 и 126). В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858 г.) Чернышевский популяризировал термин Ламарка animalia intelligentia, противопоставлявшийся термину – animalia articulata (Чернышевский 1950, 5, с. 366).

В Дневнике В. Ф. Одоевского: «Милютин говорит: поляки в продолжение 40 и более лет смотрели на нас, как на медведя, правда – но с которым человек, одаренный умом (т. е. поляк), всегда может справиться посредством своей интеллигенции. Надобно их уверить, что и москаль не лишен интеллигенции» (1865) (Лит. наследство, вып. 22–24, с. 198). Ср. в статье В. Храневича: «Ф. М. Достоевский по воспоминаниям ссыльного поляка» о 50—60—х годах XIX в.: «Нужно иметь в виду, что слова интеллигенция, интеллигент, интеллигентный еще не вошли тогда в обиход русской литературы, и потому Достоевский (в «Записках из Мертвого дома». – В. В.) по необходимости пользовался общеупотребительным, всем понятным словом дворянин, тем более, что в то время слова дворянин и человек образованный были почти синонимы» (Русск. старина, 1910, март, с. 608).

Слово интеллигенция в собирательном значении «общественный слой образованных людей, людей умственного труда в польском языке укрепилось раньше, чем в русском (ср. франц. intellectuels). Поэтому есть мнение, что в новом значении это слово попало в русский язык из польского. Так, Б. Маркевич в своих мемуарных очерках «Из прожитых дней» (3. На юге в сороковых годах) писал: «Но умственное движение. сказывалось уже весьма заметно в мыслящих центрах России, особенно в Москве, где духовная жизнь, благодаря. благотворному влиянию тогдашнего университета и той дворянской, образованной и независимой по средствам и духу среде, в которой слагалась тогда ее интеллигенция (употребляю здесь термин, тогда еще не выдуманный, или, вернее, не заимствованный еще тогда русскою печатью у польской). » (Маркевич 1912, 11, с. 393). Михельсон также признавал слово интеллигенция заимствованием из польского. Устная традиция связывает первое употребление слова интеллигенция в языке художественной литературы с именем П. Д. Боборыкина. У Салтыкова-Щедрина в «Пошехонских рассказах»: «Многие полагают, что принадлежность к интеллигенции, как смехотворно называют у нас всякого не окончившего курс недоумка, обеспечивает от исследования, но это теория несправедливая» (Салтыков-Щедрин 1973, с. 144). У Маркевича в романе «Бездна»: «У вас в Петербурге интеллигенция; mein Liebchen, was willst du noch mehr?» (Маркевич, 9, с. 151). У Г. И. Успенского в очерке «Бог грехам терпит. VII. Деревенская молодежь»: «. пора. дать дорогу – не скажу уже готовой, ”настоящей“ интеллигенции, а хотя тем вопросам общественного блага, которые могут образовать эту настоящую интеллигенцию. Да, еще ”образовать“ ее надобно – так она слаба, не уверена в себе, во всех тех видах, которые доступны ей в настоящем» (Успенский Г. 1950, 7, с. 424).

Ср. в статье В. Вересаева «О Качалове»: «Наша русская интеллигенция, настолько характерная, что дала иностранным языкам специфическое слово intelligentsia (в транскрипции русского слова). » (Вересаев В. В. О Качалове // «Лит. газета» 1945, № 7 от 10 февраля).

Опубликовано в сборнике «Этимология. Принципы реконструкции и методика исследования» (М., 1964) вместе со статьями «Начитанный, начитанность»; «Переживание»; «Пресловутый»;«Истошный [голос]»;«Дотошный» под общим названием «Историко-этимологические заметки. II».

В архиве сохранилась неполная рукопись статьи (8 листков пожелтевшей бумаги разного формата; листки пронумерованы, страница 4 отсутствует). К рукописи приложены три карточки, написанные автором. Примеры и замечания, имеющиеся в карточках, но отсутствующие в публикации, здесь внесены в текст.

Слово интеллигенция неоднократно упоминается в разных работах В. В. Виноградова. Так, характеризуя развитие русского языка во второй половине XIX века, В. В. Виноградов пишет: «Понятно, что в результате этого влияния научной и журнально-публицистической речи на общелитературный язык в нем сильно расширяется запас интернациональной лексики и терминологии. Например, получают право гражданства такие слова: агитировать, интеллигенция, интеллектуальный, консервативный, максимальный, минимальный, прогресс, рационализировать, коммунизм, интернационал, культура, цивилизация, реальный, индивидуальный, радикал и мн. др.» (Основные этапы истории русского языка // Виноградов. Избр. тр.: История русск. лит. яз., с. 59).

В книге «Проблема авторства и теория стилей» В. В. Виноградов отмечает, что слово интеллигенция относится к числу слов, употреблявшихся в языке масонской литературы второй половины XVIII века; «. часто встречается в рукописном наследии масона Шварца слово интеллигенция. Им обозначается здесь высшее состояние человека как умного существа, свободного от всякой грубой, телесной материи, бессмертного и неощутительно могущего влиять и действовать на все вещи. Позднее этим словом в общем значении – «разумность, высшее сознание» – воспользовался А. Галич в своей идеалистической философской концепции. Слово интеллигенция в этом значении употреблялось В. Ф. Одоевским» (Виноградов. Проблема авторства, с. 299).

В книге «Великий русский язык» В. В. Виноградов помещает слово интеллигенция среди многочисленных лексических заимствований. «Особенно интенсивны, – подчеркивает Виноградов, – процессы освоения интернациональной и отвлеченной лексики (экспансивный, эмоция, идеализм, реализм, социализм, интеллект, интеллигенция, интеллектуальный, юмор, пролетарий, гуманизм, гуманность и т. д.)» (Виноградов. Великий русск. яз., с. 137). – В. П.

Желтов Ив. М. Иноязычие в русском языке // Фил. зап., вып. 4–5. Воронеж, 1890. С. 2, 3.

Источник

Интеллигенция

(лат. intelligentia, intellegentia —понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий)

общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Термин «И.» был введён в обиход писателем П. Д. Боборыкиным (в 60-х гг. 19 в.) и из русского перешёл в другие языки. Вначале под И. понимались вообще образованные люди. Это слово нередко и сейчас употребляется в таком значении. В. И. Ленин включал в И. «. всех образованных людей, представителей свободных профессий вообще, представителей умственного труда (brain worker, как говорят англичане) в отличие от представителей физического труда» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 8, с.309, прим.). Разные группы И. принадлежат к различным общественным классам, интересы которых И. осмысливает, обслуживает и выражает в идейно-политической и теоретической форме. Социально-политическая неоднородность И. увеличивается по мере её развития. Предпосылкой появления И. в её первичных формах было отделение умственного труда от физического, когда рядом с огромным большинством, занятым исключительно физической работой, образовались социальные группы, освобожденные от прямого производительного труда и руководящие общественными делами, в том числе государственным управлением, правосудием, хозяйственными работами, занимающиеся науками, искусством и т. д. Эксплуататорские классы закрепили за собой монополию на умственный труд, однако она не носила абсолютного характера. Первичной группой И. явилась каста жрецов. В средние века место жречества заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. Часть врачей, учителей, артистов и др. выходила из числа рабов, крепостных, из низших слоев свободных. В средние века роль И. угнетённых классов играли странствующие школяры, сказители, учителя, актёры, а также простонародные знатоки священных книг, временами занимавшие радикальные, антигосударственные позиции. В древности и в средние века умственная деятельность рассматривалась как привилегия имущих. Однако тогда же появляется служилая И., живущая за счёт продажи своих услуг представителям знати, — философы, врачи, алхимики, поэты, художники и т. д. В Китае эта часть И. — образованные чиновники — пользовалась наибольшим социальным престижем. В Европе по мере развития централизованных государств приближённые к монархам деятели И. пробивались на высокие государственные должности.

С эпохой Возрождения связано значительное развитие научной, литературно-художественной и в меньшей степени инженерно-технической И. Культура и И. Возрождения приняли сугубо светский характер. Ряды И. пополняются в возрастающей степени из низших сословий: Леонардо да Винчи был сыном нотариуса; У. Шекспир, Б. Спиноза, Рембрандт, Б. Челлини и др. вышли из семей ремесленников или купцов. Деятельность И. Возрождения имела большей частью антифеодальный, гуманистический характер. Появляются люди, стремящиеся выйти за рамки умозрительной схоластической культуры (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, Ф. Рабле и др.). Некоторые из них становятся идеологами низших, эксплуатируемых слоев (Т. Кампанелла, Я. Гус, Т. Мюнцер и др.). М. Лютер, Эразм Роттердамский, Ж. Кальвин, затем Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др. мыслители-литераторы и философы создали идейную почву для Реформации и буржуазных революций.

С утверждением капитализма начинается подлинная история И. В связи с ускорившимся развитием производительных сил растет потребность в работниках умственного труда и их численность, хотя даже в наиболее развитых странах доля И. в самодеятельном населении к началу 20 в. не превышает нескольких процентов (в США в 1900 — 4%). Юристы, учителя и врачи составляют наиболее многочисленные отряды И. этого периода. Машинная индустрия порождает потребность в инженерах, механиках, техниках, что кладет конец преимущественно гуманитарному характеру И. Представители инженерно-технической И., прямо или косвенно участвуя в производстве товаров, оказываются, по характеристике Маркса, частью «совокупного рабочего» (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т.23, с. 431, 516—17; т. 26, ч. 1, с. 138, 421—22). Однако К. Маркс отмечал также особенность положения инженеров и техников, заключающуюся в том, что они осуществляют функции надзора за рабочими. Часть И., занятая в государственно-административном аппарате, прямо или косвенно осуществляет функцию подавления и угнетения трудящихся. Двойственность социального положения И. отмечал и В. И. Ленин, указывая, что И. примыкает «. отчасти к буржуазии по своим связям, воззрениям и проч., отчасти к наемным рабочим, по мере того, как капитализм все более и более отнимает самостоятельное положение у интеллигента, превращает его в зависимого наемника, грозит понизить его жизненный уровень» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 209). В период домонополистического капитализма немалая часть И. продвигалась в ряды буржуазии, в том числе и крупной. Это было связано с тем, что спрос на услуги специалистов превышал крайне ограниченное предложение и И. имела возможность добиваться от капиталистов высокой оплаты и других социально-экономических выгод. В то же время ряды И. пополняли выходцы из привилегированных слоев (дворянская И. в Западной Европе, России, Польше). В целом тенденция к пролетаризации И. на начальных стадиях капитализма перекрывалась тенденцией к её обуржуазиванию.

Хотя по найму в тот период уже работала большая часть И., немалая доля её относилась к самостоятельным предпринимателям (например, в США — 37,9% в 1870). Их было большинство среди юристов и врачей; отсюда пошло выражение «свободные профессии», которое и поныне нередко применяется в буржуазной социологии и статистике ко всей И. На практике в своём большинстве И. в тот период принадлежала к средним промежуточным слоям (сравни термин «прослойка», утвердившийся в марксистской литературе). Слабый контакт с рабочими, близость инженерно-технической И. к предпринимателям, распылённость, значительно более высокий, чем у массы рабочих, уровень доходов, буржуазный образ жизни большинства И. приводили к тому, что её мировоззрение было по преимуществу буржуазным и мелкобуржуазным. У И. того периода заметно развито ощущение «избранности», закрепляемое фактической монополией на умственный труд и сложностью доступа в её ряды. В то же время из среды И. выдвигаются революционно-демократические элементы, преодолевающие буржуазную идеологию и отстаивающие интересы трудящихся. Наиболее передовые представители И., овладевая объективными законами общественного развития, вырабатывают социалистическое сознание и вносят его в рабочий класс. Таким был путь К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и многих других деятелей рабочего и социалистического движения. Учёные и изобретатели, писатели и художники эпохи капитализма внесли огромный вклад в сокровищницу человеческой культуры.

На стадии империализма, с повсеместным развитием крупной машинной индустрии и особенно с началом научно-технической революции, рост И. резко ускоряется, что связано с повышением значимости нефизического труда для производства и экономики в целом, а также с ростом образовательного уровня населения. В США в 1970 И. составляла около 20% самодеятельного населения, причём эта доля постоянно возрастает. В странах, экономически менее развитых, она заметно ниже, хотя также повышается. Профессии умственного труда уже не отличаются привилегированностью положения, как прежде. И. ныне всё шире пополняется не только из имущих, но и из трудящихся слоев.

Механизация и автоматизация производства, бурное развитие науки обусловливают особенно быстрый рост численности инженерно-технической И. и прежде всего научных работников (число последних удваивается примерно каждые 10 лет). В наиболее развитых странах эти группы уже составляют от 1 /3 до 1 /2 всей И. Удельный вес ИТР (30—50% и более занятых) особенно велик на крупных монополистических предприятиях, в новейших отраслях с высоким органическим составом капитала — в электронной, ракетной, ядерной, химической промышленности, в приборостроении, на производстве и при использовании ЭВМ и т. д.

С отделением капитала-собственности от капитала-функции и с усложнением управления предприятиями, а также в связи с обострением капиталистической конкуренции в составе И. растет доля управляющих (менеджеров), др. высших служащих и их аппарата — инженеров, экономистов, кибернетиков, математиков. В условиях развития государственно-монополистических тенденций и разбухания государственного аппарата происходит бюрократизация И.: всё большая доля её оказывается на положении чиновников — в правительственной администрации, в управлении государственными предприятиями и службами. Многие видные представители И. (теперь уже не только юристы, но и научные работники и др.) привлекаются к участию в буржуазных правительствах. В результате классовой борьбы пролетариата и в связи с потребностями производства расходы на медицинское обслуживание, образование и др. социальные нужды закрепляются в ряде капиталистических стран как элемент стоимости рабочей силы. Это приводит к росту таких групп И., как врачи, преподаватели и т. д., которые обслуживают уже широкие массы населения, хотя и не в равной степени с верхними слоями общества. Особенно быстро растет резерв И. — студенчество (в 1950 — 6,3 млн. студентов в мире в целом, в 1968 — 23,1 млн.). Развитие средств массовой коммуникации (См. Массовая коммуникация) (телевидение, кино, радио, печать), переориентация политических организаций на массовую клиентуру, распространение «массовой культуры» (См. Массовая культура), а также активизация правящими кругами идеологической борьбы породили целую «индустрию сознания», а с ней — широкие отряды И., которые занимаются созданием и особенно утилизацией и распространением продуктов этой индустрии (журналисты, пропагандистский аппарат политических партий, социологи и психологи). В этом проявляется стандартизация и омассовление труда растущих групп И., что означает утрату ею положения и чувства избранности. В условиях современного капитализма теряют былую исключительность некоторые привилегированные профессии И. (например, юристы); относительно, а в ряде случаев и абсолютно, сокращается число актёров, художников, музыкантов. В связи с упадком влияния религии уменьшается общественный престиж и привлекательность профессии священнослужителей и сокращается их численность. Зато возникает другие профессии, например, социальные инженеры, специалисты по «человеческим отношениям», которые используют более изощрённые методы идеологической обработки трудящихся.

Классовое положение И. в условиях современного капитализма неодинаково. Главная всё усиливающаяся тенденция заключается в её пролетаризации. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющего большинства И. (80—90%) к работе по найму. Именно поэтому И. нередко, хотя это и неточно, отождествляется с понятием «служащие». Большинство наёмной И., продавая предпринимателям свою рабочую силу и подвергаясь капиталистической эксплуатации, сближается с рабочим классом. По найму работает уже не только почти вся производственно-техническая И., но и большая часть И. сферы услуг (юристы, врачи и т. д.). Да и те представители И., которые остаются формально независимыми, сохраняя собственность на свои конторы, врачебные кабинеты и т. д., оказываются во всё большем подчинении крупному капиталу (через банковский кредит, клиентуру, систему заказов и т. д.). Синоним этих групп И. — «свободные профессии» — становится анахронизмом. Часть И. нередко сочетает работу по найму с частной практикой. Это усиливает двойственность и противоречивость в её положении. Из рядов И. выдвигаются специалисты бизнесмены, создающие свои профессиональные предприятия (крупные юридические фирмы, частные клиники, научно-исследовательские корпорации), где работают по найму десятки и сотни специалистов. С ростом социально-экономического значения образования и общей культуры возрастает общественный престиж некоторых новых профессии И. и увеличиваются возможности продвижения для специалистов.

В переходе от индивидуального труда к работе большими коллективами также проявляется сближение основной части И. с рабочим классом. Всё чаще инженеры и техники работают непосредственно у автоматической линии и других машин, выполняя функции рабочих высшей квалификации. Пролетаризация И. выражается и в сближении её с рабочим классом по материальному положению. Низшие слои И. нередко оплачиваются хуже, чем квалифицированные или даже полуквалифицированные рабочие, а ряд профессий нефизического труда страдает от безработицы. Растет разрыв по уровню жизни между высшими и низшими слоями И., однако пролетаризация И. — это не законченное состояние, а процесс, который зависит от уровня экономического развития той или иной страны. Удельный вес предпринимателей-капиталистов среди И. развитых капиталистических стран невелик (около 5%). К буржуазии следует отнести также специалистов-управляющих, чьи высокие оклады, дивиденды и т. п. превышают цену их рабочей силы. Самостоятельные работники, не использующие наёмного труда и принадлежащие к мелкой буржуазии, составляют в этих странах 5—10% И.

В менее развитых капиталистических странах И. малочисленна, некоторые её группы (особенно ИТР), используя свою монополию на знания, приобретая собственность на средства производства, пополняют ряды буржуазии. В последние десятилетия И. оказывается главным источником формирования бюрократической буржуазии, которая заняла высшие должности в административном аппарате ряда молодых национальных государств, используя эти посты для личного обогащения. В развивающихся странах с более устоявшейся социальной структурой власти (Индия, Иран, Турция и др.) многие представители И., занимающие низшие должности на государственной службе (учителя и др.), ведут образ жизни, приближающийся к пролетарскому. Группы революционно-демократической И., например прогрессивное офицерство, нередко становятся во главе национальных революций, отстраняя от власти старую феодально-буржуазную верхушку.

Роль И. в общественной организации труда определяется подчинением её буржуазии. Подлинно творческим трудом занята меньшая часть И.; в труде большинства И. преобладают элементы исполнительства. Эта тенденция отражается в росте удельного веса специалистов среднего и низшего звена — техников, лаборантов, медсестёр, фельдшеров, а также низших государственных служащих и т. п. Например, если в 1900 в США на 11 врачей приходилась 1 медсестра, то в 1967 на 1 врача приходилось 3 работника из среднего и младшего медперсонала. Уже в 1950 число лаборантов в США превысило число творческих научных работников. Эти изменения в профессиональной структуре И. свидетельствуют и о её социальной дифференциации.

В связи с этим многие социологи всё чаще относят понятие И. лишь к верхнему её слою. В таком случае к И. причисляют тех работников умственного труда, которые занимаются высшими, наиболее сложными видами интеллектуальной деятельности. Слои И., в работе которых преобладают элементы исполнительства, всё более отождествляются с социальной группой «работники нефизического труда». Утрачивая в этом смысле основу как единое понятие, И. всё чаще истолковывается как историческая преходящая категория.

Наряду с пролетаризацией И., при капитализме происходит и процесс создания рабочим классом собственной «рабочей интеллигенции» (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 269). К ней могут быть отнесены в капиталистических странах активисты коммунистических и рабочих партий, прогрессивных профсоюзов и др. организаций трудящихся. На современном этапе рабочая И. растет особенно интенсивно вследствие повышения культурного и образовательного уровня пролетариата, роста его политической сознательности.

Непосредственные экономические интересы толкают И. ко всё более широкому участию в классовой борьбе трудящихся на стороне пролетариата, против буржуазии. Всё чаще разные отряды И. прибегают к специфически пролетарскому орудию классовой борьбы — забастовке. Пройдя этап создания организаций корпоративного характера (начало 20 в.), автономных профсоюзов (середина 20 в.), производственная И. всё шире вливается в общенациональные профсоюзные организации фабрично-заводского пролетариата.

Мировоззрение И. крайне неоднородно. Оно определяется противоположными идейно-политическими функциями разных групп И. — от социальной критики до защиты и оправдания существующего строя. Отсюда — острота социальных и идейных конфликтов в среде И. Характерный для многих представителей И. индивидуализм связан с сё происхождением (в большинстве мелкобуржуазным или буржуазным) и традициями, специфичностью производственных функций и характера труда. Поскольку ряд профессий И. (прокуроры, судьи, священнослужители и т. д.) может бесперебойно функционировать лишь тогда, когда их представители придерживаются апологетических взглядов, эта часть И., как правило, стоит на защите капиталистического строя. Довольно широкие круги инженерно-технической и научной И. выступают за независимость и нейтралитет И. в социальных конфликтах, что объективно нередко способствует консерватизму. В этих кругах популярны выдвинутые ещё в 20-е гг. (Г. Уэллс, Т. Веблен и др.) концепции провиденциальной роли И. или отдельных её групп в настоящем и особенно в будущем (см. Технократия, Элиты теории). Некоторые социальные критики буржуазного строя (Ж. Бенда, Г. Маркузе, Ж. П. Сартр, Л. Мэмфорд, Т. Россак и др.), выступая против «общества потребления», обвиняют технократическую И., сотрудничающую с монополистической буржуазией, в предательстве дела прогресса и функции И. как создателя высших духовных ценностей.

Пролетаризация и демократизация И. оказывают воздействие на её мировоззрение. Демократическое большинство И. в силу самого характера своего труда и общественной роли вступает в конфликт с капитализмом и его антигуманными целями и ценностями. В среде И. усиливается социальная критика, противопоставляемая всем видам апологетики. Обостряется конфликт между демократической и буржуазно-технократической И. Многие представители И. отказываются содействовать милитаризации общества и массовому отчуждению человеческой личности, выступают за мир и реальную демократию, эволюционируя в сторону социализма. Передовые представители И. связывают свою судьбу с борющимся пролетариатом и коммунистическими партиями (А. Франс, М. Андерсен-Нексё, Т. Драйзер, Г. Манн, П. Элюар, Ф. и И. Жолио-Кюри, П. Пикассо, Р. Гуттузо).

Коммунистические партии капиталистических стран, ведя борьбу за создание широкого антимонополистического фронта во главе с рабочим классом, выступают за тесный союз с И., исходя из тезиса К. Маркса, что коммунизм — это союз науки и труда. Остро критикуя воззрения буржуазной И., помогая широким слоям демократической И. изживать индивидуалистические настроения, коммунисты подчёркивают, что коренным интересам И. соответствуют революционная борьба пролетариата и установление социалистического строя. Коммунисты критикуют антимарксистские взгляды и теории, как преувеличивающие, так и преуменьшающие роль И. в современном общественном развитии. Исходя из реальных фактов, коммунисты показывают утопический характер расчётов некоторых кругов И. на самостоятельную социальную роль, на сосредоточение в своих руках власти над обществом. Коммунисты борются также с сохраняющимися в некоторых отсталых слоях предубеждениями против И., разъясняя действительное социальное положение её основной массы. «Союзниками рабочего класса становятся широкие слои служащих, а также значительная часть интеллигенции, низводимые капитализмом до положения пролетариев и осознающие необходимость перемен в общественной жизни» (Программа КПСС, 1971, с. 38).

Интеллигенция в социалистическом обществе. После свержения буржуазного строя широкие слои демократически настроенной И. активно втягиваются в социалистическое строительство. Под руководством партии рабочего класса развивается целенаправленный процесс приобщения старой И. к идеалам социализма, который придаёт И. сознание своей общественной полезности, открывает простор для беспрепятственного приложения её сил ко всем областям общественного развития. Одновременно в результате культурной революции, открывающей доступ всем слоям трудящихся и ранее отсталым народностям к образованию и культуре, формируется новая И., которая постепенно сливается со старой в единую социалистическую И. Эти процессы не проходят без сложностей и конфликтов. Партиям рабочего класса приходится вести борьбу как против люмпен-пролетарского недоверия к И. (см., например, Махаевщина), так и против высокомерного пренебрежения и враждебного отношения некоторых старых специалистов к власти рабочих и крестьян. Пришедшие к государственному руководству коммунистические партии вырабатывают вдумчивое, тактичное отношение к нуждам И., стремятся предоставить ей максимум возможностей для творческой работы, наладить с ней всестороннее сотрудничество, ибо «без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта, переход к социализму невозможен. » (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 178). Международное коммунистическое движение отвергает принижение роли культуры и И. в социалистическом строительстве и избиение И. под видом «культурной революции», имевшей место в Китае.

Численный рост И. при социализме ускоряется по мере повышения экономического и культурного уровня общества, зачастую обгоняя рост других социальных групп. Особенно быстро растет число инженерно-технических и научных работников. Социалистическая И. пополняется за счёт рабочего класса и крестьянства и в меньшей степени путём самовоспроизводства. Предпосылкой её дальнейшего роста является непрерывное развитие культуры и образованности всего народа, в частности введение всеобщего среднего образования. Социологические исследования показывают, что в условиях социализма главным мотивом труда И. является ориентация на творчество, на его общественную полезность, тогда как непосредственные материальные выгоды здесь, в отличие от капитализма, отступают на второй план.

По мере развития научно-технической революции и продвижения к коммунизму профессионально-квалификационная структура социалистической И. усложняется. В её состав входят инженерно-техническая и научная И., деятели литературы и искусства, работники просвещения, здравоохранения, аппарата управления. Можно различать также группы И. по степени творческого характера труда, уровню квалификации и ответственности.

Характерное для периода перехода к коммунизму сближение всех классов и социальных групп, преодоление существенных различий между умственным и физическим трудом проявляются в повышении культурно-образовательного уровня массы рабочих и крестьян; росте удельного веса профессий, для которых необходимо как минимум среднее образование; увеличении числа рабочих мест, требующих сочетания физического труда с умственным; в растущем участии трудящихся масс в государственном и общественном управлении.

Для социалистической И. характерны отсутствие социальной замкнутости, повседневная тесная связь с рабочими и крестьянами. Она активно участвует в общем созидательном труде, стоит на позициях социалистической идеологии. Между И. и остальной частью народа в социалистических странах нет антагонистических противоречий.

В процессе перехода к коммунизму значение И. будет постоянно возрастать. И. как особая социальная группа сохранится «. впредь до достижения самой высокой ступени развития коммунистического общества. » (Ленин В. И., там же, т. 44, с. 351). Когда труд каждого человека приобретёт творческий характер, когда небывало поднимется научно-технический и культурный уровень общества, И. «. перестанет быть особым социальным слоем. » (Программа КПСС, 1971, с. 63).

Интеллигенция в дореволюционной России и в СССР. В период феодализма И. была численно небольшой и отражала в основном интересы класса феодалов. И. начала складываться уже в Киевской Руси (См. Киевская Русь), где появились первые учителя математики, врачи, летописцы (Нестор), авторы произведений светской литературы и среди них создатель «Слова о полку Игореве». На рубеже 14—15 вв. творили художники Андрей Рублёв, Феофан Грек, Даниил Чёрный, в 16—17 вв. архитекторы Барма, Постник, Федор Конь, военный техник Андрей Чохов, механики Ш. и А. Вирачёвы; появляются профессиональные актёры, значительная часть которых вышла из крепостных. В 17—18 вв. с целью подготовки И. создаются учебные заведения. Развитие капиталистических отношений вызывает значительный рост И. Главными центрами её подготовки в 19 в. становятся университеты (Московский, Петербургский, Киевский, Харьковский, Казанский и др.), технические и с.-х. институты и академии. Существенные изменения происходят в структуре И.: уменьшается удельный вес дворянской интеллигенции, растет доля И., вышедшей из буржуазной и мелкобуржуазной среды; к середине 19 в. складывается слой разночинной И.

Большой вклад в 18—19 вв. внесла И. в развитие русской и мировой культуры: учёные М. В. Ломоносов, Н. И. Лобачевский, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев, А. М. Бутлеров, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др.; поэты и писатели А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, Т. Г. Шевченко и др.; композиторы М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский и др.; художники К. П. Брюллов, А.А. Иванов, И. Е. Репин, В. И. Суриков и др.; актёр М. С. Щепкин. Передовая дворянская, а затем разночинная И. играла активную роль в борьбе с царизмом (А. Н. Радищев, декабристы, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский и др.). В конце 19 в. в самодеятельном населении России И. составляла 2,7%, а И., работавшая в сферах материальной и духовной культуры, — 1,3%. По переписи 1897, И. насчитывала 870 тыс. чел. В сфере материального производства работало около 95 тыс. чел., в том числе 4 тыс. инженеров, около 3 тыс. ветеринаров, 23 тыс. служащих — в правлениях дорог и пароходных обществ, 13 тыс. — почтово-телеграфных чиновников; в сфере духовной культуры — 263 тыс. чел., в том числе свыше 3 тыс. учёных и литераторов, 79,5 тыс. учителей в учебных заведениях, 7,9 тыс. учителей ремёсел и искусств, 68 тыс. частных преподавателей, 11 тыс. гувернёров и гувернанток, 18,8 тыс. врачей, 49 тыс. фельдшеров, фармацевтов и акушерок, 18 тыс. художников, музыкантов и актёров. Самой многочисленной была И., служившая в государственном аппарате и в аппарате управления капиталистической промышленностью и помещичьими хозяйствами, — 421 тыс. чел., в том числе 151 тыс. служащих органов гражданской администрации, 43,7 тыс. генералов и офицеров.

Развитие И. России в период империализма проходило нарастающими темпами. За 20 лет (1897—1917) численность И. удвоилась (свыше 1,5 млн. чел. в 1917). С 1896 по 1911 число врачей увеличилось на 61%, учителей начальной школы — на 70%. К 1913 почти вдвое выросло число инженеров (7,8 тыс. чел.). И. была крайне неравномерно распределена по разным районам страны. Например, в Средней Азии в 1913 на 10000 жит. приходилось врачей в 4 раза меньше, чем в Европейской России. Возрастала тенденция в сторону увеличения в составе И. выходцев из зажиточных слоев городской и сельской мелкой буржуазии. Так, среди сельских учителей число выходцев из крестьян и мещан в 1911 по сравнению с 1880 увеличилось в 6 раз и достигло 57,9% всех учителей. В составе И. уменьшилась доля «свободных профессий» и возрос удельный вес И., служившей в государственных и частных учреждениях и предприятиях.

В социальном отношении И. не была однородна. В дворянско-помещичью И. входили чиновничьи верхи государственного аппарата и офицерского корпуса. Она занимала черносотенно-монархические позиции. Буржуазная И. включала верхушку научно-технической, медицинской, художественной И., журналистов, адвокатов и т. п. Эта И., как правило, стояла на позициях буржуазного либерализма, проводила политику сотрудничества с царизмом, в значительной мере составила кадры партии кадетов. Мелкобуржуазная И. (в основном народные учителя, средняя техническая и медицинская И., мелкие служащие учреждений и предприятий) составляла большую часть И. По своему происхождению, экономическому положению она была близка к массе городской мелкой буржуазии и крестьянства. Масса демократической И. участвовала в Революции 1905—07, шла, хотя и не без колебаний, за пролетариатом. После поражения революции значительная часть И. оказалась под влиянием либеральной буржуазии. В 1917 мелкобуржуазная И. поддержала борьбу народа в Февральской революции.

Численно небольшим был слой пролетарской И. Он формировался из рабочих, которые смогли в условиях капитализма стать образованными людьми. Огромную роль в формировании и воспитании рабочей И. играла большевистская партия, вносившая в ряды пролетариата марксистско-ленинскую идеологию. В составе пролетарской И. были и те выходцы из буржуазной и мелкобуржуазной И., которые стали на позиции революционного марксизма. Пролетарская И. была последовательно революционной частью И.

Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 положила начало новому периоду в истории русской И. Большевистская партия стремилась к тому, чтобы масса И. стала союзником пролетариата в социалистической революции и социалистическом строительстве. Однако добиться этого удалось не сразу. Только некоторая, небольшая часть И., прежде всего члены большевистской партии, боролась за установление и упрочение Советской власти. Она составляла 1—1,5% всей И. России (5—7% состава партии к началу Октябрьской революции). После победы Октябрьской социалистической революции в аппарат управления стали выдвигаться многочисленные представители наиболее грамотных и преданных социализму рабочих и трудящихся крестьян. В первые же месяцы существования диктатуры пролетариата она получила поддержку ряда видных деятелей культуры и искусства (К. А. Тимирязев, К. Э. Циолковский, Н. Е. Жуковский, И. П. Павлов, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович и др.). Им противостояла И., входившая в контрреволюционные партии октябристов, кадетов, эсеров, меньшевиков, буржуазных националистов, активно боровшаяся против Советской власти.

Бо́льшая часть И. во время Октябрьской социалистической революции и первое время после неё проявила значительные колебания. Опыт первого года Советской власти, уроки интервенции и белогвардейщины обусловили начавшийся в конце 1918 поворот И. в сторону Советской власти. Это был длительный и сложный процесс. Большевистская партия стремилась помочь этой И. скорее преодолеть свои сомнения. Большое значение имела борьба В. И. Ленина против «левых коммунистов», рабочей оппозиции, пытавшихся насадить враждебное отношение к И. Коммунистическая партия воспитывала И. в духе марксизма-ленинизма. Результатом этой работы явилось активное участие И. в строительстве социалистической экономики и культуры, укреплении оборонной мощи Советского государства.

Одним из главных результатов культурной революции в СССР является подготовка и воспитание многомиллионной армии народной, социалистической И. Эту задачу Коммунистическая партия решала на путях развития прежде всего высшей школы. Если в 1914/15 учебном году в стране было 127 тыс. студентов, то в 1940/41 — 812 тыс., а в 1971/72 — 4597 тыс. Большую роль в подготовке кадров И. сыграли средние специальные учебные заведения, число учащихся в которых возросло с 54 тыс. в 1914/15 до 4421 тыс. в 1971/72 учебном году.

Советская И. как социальная группа отличается сложной внутренней структурой. В послевоенные десятилетия она не только быстро растет количественно, но и существенно изменяется качественно. В 1926 в СССР насчитывалось менее 3 млн. работников, занятых преимущественно умственным трудом, в 1971 — более 30 млн. чел. По данным переписей населения, инженерно-технических работников в 1939 было 1620 тыс., в 1959 — 4045 тыс., в 1970 — 8450 тыс.; число учителей начальных и средних школ в 1939 составляло 1206 тыс., в 1959 — 2023 тыс., в 1970 — 3033 тыс.; врачей в 1939 было 122 тыс., в 1959 — 338 тыс., в 1970 — 556 тыс. В дореволюционной России насчитывалось 11600 научных работников, в 1971 в СССР — 1002900 (в том числе 26,1 тыс. докторов, 249,2 тыс. кандидатов наук), или 1 /4 часть всех научных работников мира. Среди специалистов, имеющих высшее и среднее образование, занятых в народном хозяйстве СССР, женщины составляли в 1928 29%, в 1940 — 36%, в 1971 — 59%. В 1928 в стране было агрономов, зоотехников. ветеринарных работников, имеющих высшее и среднее специальное образование, 58 тыс., в 1970 — более 1 млн. чел. Быстрыми темпами росла И. в национальных республиках. В Казахстане например, число врачей составляло в 1913 0,2 тыс., в 1940 — 2,7 тыс., в1950 — 6,4 тыс., в 1971 — 31,1 тыс.

В СССР народная, социалистическая И. состоит из людей, в подавляющем большинстве вышедших из среды рабочих и крестьян. В составе И. представители всех национальностей СССР. Во всей деятельности И. руководствуется марксистско-ленинской идеологией. И. СССР внесла большой вклад в дело строительства социализма, в осуществление социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, в решение задач культурной революции, в укрепление Вооружённых Сил Советского государства, в защиту Родины в годы Великой Отечественной войны 1941—45.

И. вместе с рабочим классом и колхозным крестьянством участвует в коммунистическом строительстве. Велика её роль в создании материально-технической базы коммунизма, в дальнейшем расцвете социалистической духовной культуры, в развитии науки и техники (особенно в век быстро происходящей научно-технической революции), дальнейшем росте военного могущества страны, в решительной, непримиримой борьбе против буржуазной идеологии, в воспитании советских людей в духе марксизма-ленинизма.

Самую передовую часть И. партия принимает в свои ряды. Партия на добровольных началах объединяет «. передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции СССР» (Устав КПСС, 1971, с. 3). В начале 1970 из 14 млн. членов КПСС было около 6 млн. инженеров, техников, агрономов, учителей, врачей и др. специалистов. В ходе строительства коммунизма классовая структура советского общества развивается в направлении к социальной однородности. Осуществляется постепенное стирание существенных различий между работниками умственного и физического труда. Культурно-технический уровень рабочих и крестьян всё больше поднимается до уровня И. В условиях научно-технического прогресса всё более возрастают удельный вес И., её социальная роль. Коммунистическая партия и Советское правительство, проявляя огромное внимание к И., укрепляют творческие союзы и организации И., повседневно заботятся о повышении её идейной закалки, деловой и политической активности, её роли в решении задач коммунистического строительства.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; его же, Теории прибавочной стоимости, там же, т. 26; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Проект программы нашей партии, там же, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; его же, Шаг вперёд, два шага назад, там же, т. 8; его же, Партийная организация и партийная литература, там же, т. 12; его же, Ответ на открытое письмо специалиста, там же, т. 38; его же, О литературе и искусстве, [сб.], 4 изд., М., 1969; Калинин М. И., О задачах советской интеллигенции, [М.], 1939; Луначарский А. В., Об интеллигенции, М., 1923; его же, Интеллигенция в её прошлом, в настоящем и будущем, [М.], 1924; Лафарг П., Пролетариат физического и пролетариат умственного труда, Соч., т. 2, М.—Л., 1928; Грамши А., Интеллигенция и организация культурной деятельности, Избр. произв., т. 3, М., 1959; Программа КПСС, М., 1971; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Лейкина-Свирская В. Р., Формирование разночинской интеллигенции в России в 40-х годах XIX в., «История СССР», 1958, № 1; её же, Интеллигенция в России во 2-й пол. 19 в., М., 1971; Константинов Ф. В., Советская интеллигенция, «Коммунист», 1959, № 15; Городские средние слои современного капиталистического общества, М., 1963; Структура рабочего класса капиталистических стран, Прага, 1962; Классы и классовая борьба в развивающихся странах, т, 1—3, М., 1967—68; Федюкин С. А., Советская власть и буржуазные специалисты, М., 1965; Советская интеллигенция (история формирования и роста 1917—1965 гг.), М., 1968; Классы, социальные слои и группы в СССР, М., 1968; Гаузнер Н. Д., Научно-технический прогресс и рабочий класс США, М., 1968; Кон И. С., Размышления об американской интеллигенции, «Новый мир», 1968, № 1; Мамардашвили М. К., Интеллигенция в современном обществе, в кн.: Проблемы рабочего движения, М., 1968; Румянцев А. М., Проблемы современной науки об обществе, М., 1969; Семенов В. С., Капитализм и классы, М., 1969; Ерман Л. К., В. И. Ленин о роли интеллигенции в демократической и социалистической революциях, в строительстве социализма и коммунизма, М., 1970; Надель С. Н., Научно-техническая интеллигенция в современном буржуазном обществе, М., 1971; Гэлбрейт Дж., Новое индустриальное общество, М., 1969; Mills Ch. W., White collar. The American middle classes, N. Y., 1951; Sozialismus und intelligenz, B., 1960; Le Parti communiste française, la culture et les intellectuels, P., 1962; Bon F., Burnier M.-A., Les nouveaux intellectuels, P., 1966; Coser L., Men of ideas, N. Y., 1965.

Е. А. Амбарцумов, Л. К. Ерман.

Значения в других словарях

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *