Что значит слово смет
СМЕТА
Прежде всего необходимо отметить, что второе значение слова смета здесь определено неправильно. Вернее его было истолковать как `расчет, план, соображения’ (а отнюдь не как догадку и даже не как рассуждение). Это — лишь оттенок основного значения слова смета. И в грибоедовскую эпоху, и позднее слушатель пьесы «Горе от ума» без сомнения не воспринимал здесь иного слова, отличного от слова смета в значении `расчет’. Нам контекст грибоедовского словоупотребления кажется необычным. Но отсюда, конечно, еще не следует, что в грибоедовской фразе мы имеем дело с особым словом, омонимом привычного нам слова смета.
Заметка ранее не публиковалась. В архиве сохранилась рукопись — два листка плохой бумаги. Здесь печатается по рукописи с несколькими необходимыми уточнениями и поправками. — В. П.
Полезное
Смотреть что такое «СМЕТА» в других словарях:
смета́на — сметана … Русское словесное ударение
Смета — Смета расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого либо предприятия, учреждения, на выполнение каких либо работ (проектных, строительных,… … Википедия
СМЕТА — 1. СМЕТА1, сметы, жен. Исчисление предстоящих расходов и доходов, примерный расчет чего нибудь. Составить смету. Смета расходов. Смета приходов. Исполнительная смета. Материальная смета. Смета на ремонт. Выйти за пределы сметы. ❖ Сметы нет кого… … Толковый словарь Ушакова
СМЕТА — 1. СМЕТА1, сметы, жен. Исчисление предстоящих расходов и доходов, примерный расчет чего нибудь. Составить смету. Смета расходов. Смета приходов. Исполнительная смета. Материальная смета. Смета на ремонт. Выйти за пределы сметы. ❖ Сметы нет кого… … Толковый словарь Ушакова
смета — Документ, определяющий на основе проектных данных сметную стоимость строительства объекта, в том числе необходимые затраты на выполнение отдельных видов строительно монтажных работ и приобретение оборудования, а также другие затраты, связанные с… … Справочник технического переводчика
смета — См … Словарь синонимов
Смета — (budget) 1. Финансовый план, намечающий желаемые показатели доходов, расходов и т.п. организации на определенный период. 2. Британский финансовый план на предстоящий год, представляемый на обсуждение в парламент, обычно в марте или апреле,… … Словарь бизнес-терминов
СМЕТА — СМЕТА, сметливый и пр. см. смечать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Смета — (budget) 1. Финансовый план, намечающий индикативные показатели доходов, расходов и т.д. организации на определенный период. 2. (the Budget) Британский финансовый план на предстоящий год, представляемый на обсуждение в парламент, обычно в марте… … Финансовый словарь
Смета — (calculation) исчисление предстоящих расходов и доходов при разработке проекта (напр., Инвестиционного проекта). Смета затрат предприятия (cost estimate, calculation) полный свод затрат за определенный период (год, квартал) на весь объем… … Экономико-математический словарь
Значение слова «смета»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Сметный подход не учитывает график производства работ (производственную структуру). И сметы для больших и сложных производственных графиков отличаются очень сильной неточностью оценки себестоимости проекта (большим стандартным отклонением), изначально закладывая риск качеству проектов (содержанию проекта, стоимости проекта и своевременности исполнения проекта). (См. управление проектами) Способ определения себестоимости проекта, а также себестоимости производственных ресурсов при учёте производственного графика называется калькулированием.
Смета затрат — полный расчет расходов предприятия на производство и реализацию продукции за определенный календарный период (год, квартал), составленный по экономическим элементам расходов. Смета затрат составляется по типовым элементам: сырье и основные материалы, возвратные отходы (вычитаются); вспомогательные материалы, топливо и энергия со стороны; заработная плата основная и дополнительная; отчисления на социальное страхование, прочие расходы. Смета затрат рассчитывается путём прямого суммирования отдельных экономических элементов и смет комплексных расходов или смет отдельных подразделений предприятий; она исключает вторичный учёт продукции собственного изготовления для собственных производственных потребностей. В смете затрат учитываются затраты на изменение остатков незавершенного производства, капитальное строительство, капитальный ремонт и пр. Смета затрат позволяет определить общую потребность предприятия в денежных ресурсах, сумму материальных затрат, провести расчеты по балансу доходов и расходов предприятия на планируемый период. Смета затрат и калькуляция себестоимости продукции тесно связаны между собой, содержат одни и те же затраты, но учитывают их по разным признакам. С помощью калькуляции определяется себестоимость единицы продукции, а по смете — себестоимость товарной и валовой продукции предприятия (см. также Себестоимость продукции).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сме́та
1. фин. исчисление предстоящих расходов и доходов ◆ Составить смету расходов. ◆ Выйти за пределы сметы.
2. примерный расчёт чего-либо ◆ Мне нравится, при этой смете, искусно как коснулись вы предубеждения Москвы к любимцам, к гвардии. Грибоедов, «Горе от ума»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прялка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Что значит слово смет
система многих единиц телеметрическая
Смотреть что такое «СМЕТ» в других словарях:
Смет — Смет, Лаура Лаура Смет Laura Smet Дата рождения: 15 ноября 1983 … Википедия
Смет — грунтовые наносы, пыль, опавшие листья. Источник: Решение Совета депутатов городского поселения Наро Фоминск Наро Фоминского муниципального района МО от 29.05.2012 N 7/34 Об утверждении Правил благоустройства и санитарного содержания на… … Официальная терминология
сметёт(ся) — [смести(сь)] … Словарь употребления буквы Ё
СМЕТ — Система многих единиц (СМЕ) способ управления подвижным составом, при котором в один поезд вцепляется несколько локомотивов или моторных вагонов, а управление тяговыми двигателями ведётся с одного поста управления и одной локомотивной бригадой.… … Википедия
смет — същ. боклук, нечистотия, бунище, измет, кал същ. остатъци, отпадъци същ. мръсотия, изпражнения, кир същ. останки, изрезки, брак, отработена вода, канални води … Български синонимен речник
сметæ — з.б.п … Орфографический словарь осетинского языка
сметæгæнæг — з.б.п., нджытæ … Орфографический словарь осетинского языка
сметæгæнæн — з.б.п., мин … Орфографический словарь осетинского языка
СМЕТЁННЫЙ — СМЕТЁННЫЙ, сметённая, сметённое; сметён, сметена, сметено. прич. страд. прош. вр. от смести. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Что значит слово смет
Система многих единиц (СМЕ) — способ управления подвижным составом, при котором в один поезд вцепляется несколько локомотивов или моторных вагонов, а управление тяговыми двигателями ведётся с одного поста управления и одной локомотивной бригадой. Применяется на электровозах, тепловозах, моторвагонном подвижном составе, трамваях и изредка — троллейбусах.
Если цепи управления двух локомотивов соединить последовательно в определенном порядке, то управлять обоими локомотивами можно будет из одной кабины. Для такого подключения необходимо, чтобы его поддерживали электрические схемы обоих локомотивов или моторных вагонов. Они соединяются специальными кабелями через внешние разьёмы. Некоторые модели современного подвижного состава оснащены сцепными приборами типа Шарфенберга, которые сразу осуществляют механическое соединение и подключение электрических цепей, или же оборудуются устройствами связи по радио. Можно также сказать, что многосекционные электровозы и тепловозы постоянно работают по СМЕ, так как они состоят из отдельных и одинаковых секций.
Содержание
История
Впервые эта система была применена американским изобретателем Фрэнком Спрэйгом (англ.) в 1887 году на электропоездах Чикагской эстакадной железной дороги. В дальнейшем эта система стала активно применяться на электропоездах пригородных и городских железных дорог, трамваях и локомотивах. Например, во всех метрополитенах используются поезда, работающие по СМЕ.
Преимущества
Соединение моторных вагонов по СМЕ на железнодорожном транспорте имеет следующие преимущества относительно компоновки поездов из локомотива и прицепных вагонов:
Соединение по СМЕ локомотивов позволяет увеличить массы поездов и повысить провозную способность линий. Возможна организация соединенных поездов, имеющих локомотивы в голове и в середине (а иногда и в хвосте) поезда. Поезд разделяется на автономные составы и занимает боковые пути станций, а по перегону следует единым целым и использует одну нитку графика. Также СМЕ позволяет уменьшить необходимое число локомотивных бригад.
СМЕ на подвижном составе железных дорог СССР и России
До революции моторвагонная электрическая тяга применялась на подъездных путях колеи 1000 мм в районе города Лодзь. Впервые в СССР СМЕ на железнодорожном подвижном составе была использована в 1926 году на электровагонах Баку-Сабунчинской железной дороги, в 1929 году на электровагонах Сд в Московской пригородной зоне.
СМЕ на трамваях
До 1950-х годов на трамвае почти во всех странах мира в качестве дополнительного второго вагона (далее — сателлита) использовались отдельно произведенные прицепные вагоны, не имеющие кабин, тягового электрооборудования и токосьёмников. Такая компоновка была типовой для всего мира, и так работали почти все типы вагонов. В СССР использовались поезда Ф+Н, КМ+С, КМ+КП, Х+П, МТВ-82+КТП-55, ЛМ-33+ЛП-33, ЛМ-47+ЛП-47, ЛМ-49+ЛП49, а также вагоны заграничного производства.
Впервые в СССР СМЕ на трамвае стала применяться в 1956 году, на опытных вагонах РВЗ-55, однако в серийное производство такие вагоны не пошли.
В 1959 году чехословацкое предприятие «ЧКД Татра-Смихов» (позже его дочернее предприятие «ЧКД Прага», далее — ЧКД) выпустило новую модель трамвая, «Татра Т2», и стала экспортировать её в СССР. На ней на лобовой и задней частях были предусмотрены гнезда для подключения кабелей управления. Таким образом, эти вагоны можно было сцеплять по два. При соединении двух вагонов, к гнездам подключался кабель управления, представляющий собой жгут проводов, имеющий в штекере до 36 жил. Сцепные приборы при сцеплении фиксировались колышком, и в некоторых городах дополнительно — аварийным тросом.
В 1961 году ЧКД выпустило новую модель трамвая «Татра Т3». На нем также была предусмотрена возможность работы по СМЕ, аналогичная «Татре Т2». С 1970 года, когда в серию пошла новая модификация Т3, с прямоугольным маршрутоуказателем, сдвинутыми стеклами в дверях и иным расположением задних тормозных огней, на нее стали ставить гнездо для высоковольтного кабеля (далее — ВВ кабель). Таким образом можно было сцеплять два вагона по СМЕ, с питанием только от одного из вагонов, так как от питающего вагона ВВ ток шел по ВВ кабелю на вагон с опущенным пантографом. С 1977 года пошла модификация с тремя дверьми, на которой вплоть до снятия модели с производства в 1987 году, гнезда ВВ кабеля ставили всегда. ВВ кабель давал возможность уменьшать износ контактных вставок пантографа и провода КС. Питающие вагоны в разных городах были разные. В одних городах и странах питающим всегда выступал второй вагон, в других — головной вагон. Это зависело от принятого в городе расстояния расположения воздушных контактов от стрелочных переводов. С 1978 года, когда в Киеве была открыта первая в СССР линия скоростного трамвая, началось активное использование Т3 по СМЕ в составе трех вагонов. В данном случае как правило поднимались пантографы на 1 и 2 вагонах, а к 3 шел высоковольтный кабель. Иногда использовали пантографы на всех трех вагонах, но такое использование давало изрядный износ контактной сети. Интересен также тот факт, что сама по себе СМЕ в СССР вошла в использование в 1966 году, до этого «Татры Т2» и «Татры Т3» ходили исключительно одиночками.
В дальнейшем, среди вагонов Советского и Российского производства возможностью работы по СМЕ обладали модели 71-605 (КТМ-5М3), 71-608, 71-608К, 71-608КМ, 71-619 (все модификации), РВЗ-6М2, РВЗ-7, ЛМ-68, ЛМ-68М, ЛВС-86, ЛМ-93, ЛМ-99К. В начале 80-х ЧКД создало новую модель трамвая, «Татра Т6». В СССР поступила модификация «Tatra T6B5SU». Эти вагоны так же обладали возможностью работы по СМЕ, и оснащались автоматической сцепкой Шафренберга. Такой тип сцепки уже имеет в себе питающие и управляющие жилы, позволяя с большой легкостью сцеплять вагоны Т6 по два и три. Сцепные приборы похожей конструкции стали применять и на других вагонах чехословацкого и немецкого производства, ими укомплектовывались Т3 и Т4, проходящие модернизацию в Германии. В 1992 году УКВЗ разработал семейство вагонов 71-611 для работы на скоростных линиях. Они обладают возможностью работать с промежуточными моторными вагонами без кабины управления.
СМЕ на троллейбусах
В 1966 году киевский инженер Владимир Веклич придумал способ сцепления и использования троллейбусов по системе многих единиц. Тогда сцепляли МТБ-82Д. Позже СМЕ применили на Шкодах-9Тр. В то же время в Чехословакии были созданы троллейбусы Skoda 12Tr, электрооборудование которых позволяло сцеплять их по СМЕ без дополнительного переоборудования в депо, но серийно они не выпускались.
Логично, что при использовании в СМЕ, вместимость троллейбуса увеличивалась ровно вдвое. При этом водитель оставался один. Штанги черпали ток только на одной из машин, обычно со второй, в то время, как на первом вагоне с крыши было демонтировано штанговое оборудование и проведены питающие кабеля с сателлита (на МТБ-82 все было наоборот). СМЕ позже применили и на ЗиУ-9.
Города СССР, где работали троллейбусы по системе многих единиц:
Город | Тип | Год начала работы |
---|---|---|
Киев | МТБ-82Д | 1966 |
Киев | Skoda 9tr | 1968 |
Москва | МТБ-82Д | 1970 |
Москва | ЗиУ-9 | 1972 |
Севастополь | Skoda 9tr | 1976 |
Рига | Skoda 9tr | 1976 |
Одесса | Зиу-9 | 80гг |
Таллин | Skoda 9tr | 1981 |
Алма-Ата | ЗиУ-9 | 1981 |
Ленинград | ЗиУ-9 | 1981 |
Нижний Новгород | ЗиУ-9 | 1983 |
Коммунарск (Алчевск) | ЗиУ-9 | 1985 |
Самара | ЗиУ-9 | 1986 |
Чита | ЗиУ-9 | 1986 |
Омск | ЗиУ-9 | 1986 |
Новосибирск | ЗиУ-9 | 1989 |
Донецк | ЗиУ-9 | 1989 |
Харьков | ЗиУ-9 | 1989 |
Херсон | ЗиУ-9 | 1990 |
Николаев | ЗиУ-9 | 1990 |
Тольятти | ЗиУ-9 | 1991 |
Кемерово | ЗиУ-9 | 1991 |
Краснодар | ЗиУ-9 | 1991 |
Челябинск | ЗиУ-9 | 1991? |
По состоянию на декабрь 2007 года троллейбусные СМЕ осталась только в Донецке (2 троллейбусных поезда ЗиУ-9, эксплуатация завершится в ближайшем будущем) и Краснодаре (5 троллейбусных поездов ЗиУ-9). Троллейбусные СМЕ стала вытесняться с появлением шарнирно-сочлененных троллейбусов. Они были проще в обслуживании, потребляли меньше энергии, были более маневренными. Таким образом, СМЕ исчезли с улиц мира преимущественно к концу 90-х годов. В Киеве последний поезд расцепили в 1994 году, в Николаеве — в 2001, в Херсоне и в Санкт-Петербурге — в 2002, в Одессе — в 2004, в Алчевске — в 2000.
СМЕ на городском транспорте сегодня
В Европе крайне редко встречаются одиночки — преимущественно СМЕ и многосекционники.
Что такое смета. Объясняем простыми словами
Смета — финансовый документ с полным расчётом (планом) предстоящих расходов на осуществление какой-либо деятельности.
Проще говоря, это план, в котором максимально полно и по пунктам расписано, сколько денег нужно, чтобы выполнить какую-либо работу. Грамотно составленная смета позволит трезво оценить, как дорого обойдутся предстоящие работы, и если потребуется — внести корректировки в смету.
Например, вы запланировали ремонт квартиры. Вы можете составить смету от руки на обычным листе А4. В такой смете вы, скорее всего, сможете выделить несколько статей расходов: пол, стены, потолок, сантехработы, электрика и так далее. Это самый примитивный список. Однако в основе любительской сметы будет тот же принцип, что и у профессионально выполненной строительной сметы.
Пример употребления на «Секрете»
«За год на 1,5 млрд рублей подорожало строительство «СКА Арены» в Петербурге — стадиона, который примет матчи чемпионата мира по хоккею в 2023 году. Сейчас стоимость возведения самой большой хоккейной арены России оценивается в 38,5 млрд рублей, но это не окончательная цифра — в самой «СКА Арене» не исключают, что смета вырастет ещё на 10–15%».
(Из новости о самых высокооплачиваемых игроках КХЛ.)
Нюансы
Смета должна содержать определенные виды работ, их цены на принятую единицу измерения, и общую стоимость, определённую с учётом подлежащих выполнению объёмов работ.
Смета — основание для формирования первичных учётных документов, в том числе используемых для расчётов между сторонами договора за выполненные работы, а также при проверке выполненных работ контролирующими органами.
Бывают разные виды смет. Например:
Локальная. Представляет из себя только расчёты на определённые работы, которые являются частью какого-то большого проекта/общего объёма работ. Здесь рассчитываются затраты на материалы, заработную плату приглашённым специалистам, эксплуатацию техники и всевозможные накладные расходы.
Объективная. Она объединяет локальные сметы в пределах одного большого объекта. Например, объективная смета прилегающей территории нового жилого комплекса будет содержать в себе еще несколько локальных смет. Например, смету на строительство подземной парковки, детской площадки, зон отдыха, велодорожек и другие.
Сводный сметный расчёт. Пакет документов по всем объектным расчётам и отчётам на отдельные виды расходов, которые необходимы для подсчёта точных и окончательных цифр и сроков завершения работ всех объектов в рамках реализуемого проекта.