Что значит слово таинство
Значение слова «таинство»
1. Книжн. То же, что тайна. [Ботинки] стягивали у щиколотки ее сухощавую ножку так мило, что даже непосвященный в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Лермонтов, Княжна Мери. Ученые наши сделали из науки какую-то принадлежность касты и не иначе открывали ее таинства, как только посвященным. Добролюбов, Библиотека римских писателей в русском переводе.
2. Религиозный обряд, имеющий, по убеждению верующих, чудодейственную силу, сообщающий особую благодать. Таинство исповеди. Таинство крещения. □ Размышляя о том, что отец не обвенчался с моей матерью, я пришел к совершенно справедливому заключению, что и он нисколько не верит в церковные таинства. Морозов, Повести моей жизни.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В Библии термин таинство исходно обозначает всякую глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1Кор. 13:2, 1Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия.
В отличие от церковных обрядов (освящения воды, погребения умерших, других треб), которые имеют «земное» или традиционное происхождение, христианские таинства считаются установленными Самим Иисусом Христом и призваны изменить не внешнюю, а внутреннюю жизнь человека.
ТА’ИНСТВО, а, ср. 1. То же, что тайна в 1 и 2 знач. (устар.). Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета. Пушкин. Я открою пред тобой все таинства премудрости земной. Лермонтов. 2. Обряд, имеющий, по христианскому учению, чудодейственную силу и сообщающий верующим особую благодать, напр. крещение, причащение и др. (церк.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
та́инство
1. книжн. то же, что тайна ◆ [Ботинки] стягивали у щиколотки её сухощавую ножку так мило, что даже непосвящённый в таинства красоты непременно бы ахнул, хотя от удивления. Лермонтов, «Княжна Мери», 1840 г. ◆ Учёные наши сделали из науки какую-то принадлежность касты и не иначе открывали её таинства, как только посвящённым. Добролюбов, «Библиотека римских писателей в русском переводе», 1857 г.
2. религиозный обряд, имеющий, по убеждению верующих, чудодейственную силу, сообщающий особую благодать ◆ Таинство исповеди. ◆ Таинство крещения. ◆ Размышляя о том, что отец не обвенчался с моей матерью, я пришёл к совершенно справедливому заключению, что и он нисколько не верит в церковные таинства. Н. А. Морозов, «Повести моей жизни», 1902–1912 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: добавочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
ТАИНСТВО
Смотреть что такое «ТАИНСТВО» в других словарях:
таинство — См … Словарь синонимов
Таинство — (musthrion, sacramentum). Слово Т. в Свящ. Писаниипервоначально обозначает вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещьили действие (1 Кор. XIII, 2). В особенности этим словом обозначаетсябожественное домостроительство спасения рода… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
таинство — (неправильно таинство) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ТАИНСТВО — ТАИНСТВО, таинства, ср. 1. То же, что тайна в 1 и 2 знач. (устар.). «Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета.» Пушкин. «Я открою пред тобой все таинства премудрости земной.» Лермонтов. 2. Обряд, имеющий, по христианскому учению,… … Толковый словарь Ушакова
таинство — таинство, сакрамент священодійство в християнській церкві; хрещення, міропомазання, причастя, шлюб і т. п … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Таинство — Таинство ♦ Sacrement Ритуал освящения чего либо, а также ритуал, в ходе которого проявляется действие чего либо священного – что то вроде организованного чуда. Если, например, считать брак таинством, то он становится священным и супруги не в … Философский словарь Спонвиля
Таинство — (др. греч. μυστήριον, mystērion, лат. sacramentum мистерия, тайна) по учению христианской церкви есть священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия[1][2] … Википедия
ТАИНСТВО — (греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом. Христианский сакраментализм основан на вере в то, что искупление верующих, начало которому было… … Энциклопедия Кольера
ТАИНСТВО — по учению христианской Церкви, это священнодействие, в котором с помощью видимого знака воды, хлеба или вина, мура невидимым образом сообщается верующим благодать Божия. Корни таинства восходят к дохристианским мистериям. Таинства вводились… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
ТАИНСТВО
Терминология
Понятие о таинствах
Внутренняя жизнь Церкви таинственна, будучи содействием Христа, как Главы и Мужа, с Церковью, как Его телом и Женой (Еф. 5, 32), в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей.» По словам преподобного Иустина (Поповича):
По воплощении, Сам Господь Иисус Христос положил начало видимому образу преподания Божией благодати в Своей Церкви. Его слова о важнейших и непостижимейших таинствах причащения, крещения и покаяния сохранили Евангелия. Указания на Божественное происхождение других таинственных священнодействий находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков Христианства, таких как святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский.
«Домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1) в Церкви первых веков являлись апостолы. Таинственные элементы пронизывали всё их служение – их призывную проповедь, крещение уверовавших, низведение на них Духа Святого через возложение рук, укрепление единения верующих с Христом через таинство Тела и Крови Его, дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Диаконы при апостолах, по словам святого Игнатия Богоносца, были «служители тайн Иисуса Христа».
Во внутренней жизни Церкви важнейшими моментами являются священнодействия, и наиболее важные из них постепенно стали называться «таинствами» по преимуществу перед остальными. В таинствах молитвы, благословения и внешние священнодействия являются как бы сосудами, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Таинства признаются «орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным,» как сказано в Послании Восточных патриархов 1723 года. По определению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе, таинство это: «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия», в таинствах «скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа», они соединяют и являют единство Церкви.
Таинства являются частью Священного Предания Церкви. Вера в них обязательна для православных, что исповедуется в десятом члене Никео-Цареградского Символа Веры, где говодится о крещении, но подразумеваются и другие таинства. Совершение и принятие таинств продолжится до самого второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).
Действительность и действенность таинств
Действительность таинства (т.е. то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) зависит от внешней правильности его совершения. Необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. Действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства.
Число и перечень таинств
Так как в узком смысле слова таинства есть «как бы высоты в длинной цепи холмов остальных богослужебных чинов и молитвословий» [3], они являются лишь наиболее явными выражениями полноты скрытой жизни Церкви, почему их категоризация и исчисление не абсолютизируются Православной Церковью. Исторически, разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне, а в число таинств включались такие как:
История определения
Первые попытки систематизации учения о самых важнейших священнодействиях Церкви связаны с именем святого Дионисия Ареопагита. В «Церковной иерархии» он указывает на 6 таинств: 1) Крещение и Миропомазание (как одно целое); 2) Евхаристия; 3) Таинство Мира (освящение мира для употребления его в «святейших» священнодействиях); 4) Священство; 5) Монашество; 6) Погребение. В IX веке преподобный Феодор Студит также говорит о шести основных священнодействиях: 1) Просвещение (Крещение); 2) Собрание (Евхаристия); 3) Миропомазание; 4) Священство; 5) Монашеское пострижение; 6) Погребение.
На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (+ 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели, а приводил 1) крещение, 2) хрисму (помазание), 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) честной брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние. В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы как святители Григорий Палама и Симеон Солунский, а такеж Николай Кавасила. Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Николай Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, настаивает при этом на сакраментальном характере и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых – монашество, погребение и освящение храма.
Тем временем, Римо-католическая церковь формально утвердила седмеричное число таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года. С уселнием влияния западных учений в православной среде, эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI – началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу и в «Исповедание» митрополита Петра (Могилы). Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом, упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у блаженного патриарха Иеремии II [4]. В самом чинопоследовании монашеского пострига оно неизменно называется таинством и в наши дни.
Инославные взгляды на таинства
Древние еретики — донатисты и средневековые — вальденсы, альбигойцы, последователи Виклифа,— учили, что для совершения и действенности таинств требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения.
По учению римо-католиков, от достоинства и качества лиц, совершающих таинства, не только не зависит действительность таинств, но не зависит и спасительное действие их. Эта теория таинств известна под латинским термином «opus operatum».
Реформаты учат, что таинства это символические знаки, сами по себе бессодержательные, свидетельствующие лишь о принадлежности верующего к христианской церкви.
Социниане и арминиане видят в таинствах только внешние обряды, которыми отличаются христиане от иноверцев.
Анабаптисты считают таинства аллегорическими знаками духовной жизни, сведенборгиане символами взаимного соединения между Богом и человеком.
Квакеры и духоборы, отвергая совершенно видимую сторону таинств, признают их только за внутренние, духовные действия небесного света.
Литература
Использованные материалы
[1] Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во «Русский язык», 1999, 686-687.
[2] Православная Церковь и экуменизм, «Духовная нива,» 1997, 62.
[3] Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, отдел «Жизнь Церкви в Духе Святом», глава «Таинства», http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1. 002
[4] Восточного патриарха Иеремии II в XVIII веке не находится. Возможно речь идет о Константинопольском патриархе Иеремии III.
ТАИНСТВО
Полезное
Смотреть что такое «ТАИНСТВО» в других словарях:
таинство — См … Словарь синонимов
Таинство — (musthrion, sacramentum). Слово Т. в Свящ. Писаниипервоначально обозначает вообще всякую глубокую, сокровенную мысль, вещьили действие (1 Кор. XIII, 2). В особенности этим словом обозначаетсябожественное домостроительство спасения рода… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
таинство — (неправильно таинство) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ТАИНСТВО — ТАИНСТВО, таинства, ср. 1. То же, что тайна в 1 и 2 знач. (устар.). «Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета.» Пушкин. «Я открою пред тобой все таинства премудрости земной.» Лермонтов. 2. Обряд, имеющий, по христианскому учению,… … Толковый словарь Ушакова
ТАИНСТВО — ТАИНСТВО, а, ср. В христианстве: церковный обряд, предназначенный для приобщения верующего к божественной благодати. Таинства православной и католической церкви (крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание,… … Толковый словарь Ожегова
таинство — таинство, сакрамент священодійство в християнській церкві; хрещення, міропомазання, причастя, шлюб і т. п … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Таинство — Таинство ♦ Sacrement Ритуал освящения чего либо, а также ритуал, в ходе которого проявляется действие чего либо священного – что то вроде организованного чуда. Если, например, считать брак таинством, то он становится священным и супруги не в … Философский словарь Спонвиля
Таинство — (др. греч. μυστήριον, mystērion, лат. sacramentum мистерия, тайна) по учению христианской церкви есть священнодействие, в котором верующим сообщается под видимым образом невидимая благодать Божия[1][2] … Википедия
ТАИНСТВО — по учению христианской Церкви, это священнодействие, в котором с помощью видимого знака воды, хлеба или вина, мура невидимым образом сообщается верующим благодать Божия. Корни таинства восходят к дохристианским мистериям. Таинства вводились… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
ТАИНСТВО
Терминология
Понятие о таинствах
Внутренняя жизнь Церкви таинственна, будучи содействием Христа, как Главы и Мужа, с Церковью, как Его телом и Женой (Еф. 5, 32), в Духе Святом посредством «всяких взаимно скрепляющих связей.» По словам преподобного Иустина (Поповича):
По воплощении, Сам Господь Иисус Христос положил начало видимому образу преподания Божией благодати в Своей Церкви. Его слова о важнейших и непостижимейших таинствах причащения, крещения и покаяния сохранили Евангелия. Указания на Божественное происхождение других таинственных священнодействий находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков Христианства, таких как святой Иустин Мученик, святой Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, святой Киприан Карфагенский.
«Домостроителями тайн Божиих» (1 Кор. 4, 1) в Церкви первых веков являлись апостолы. Таинственные элементы пронизывали всё их служение – их призывную проповедь, крещение уверовавших, низведение на них Духа Святого через возложение рук, укрепление единения верующих с Христом через таинство Тела и Крови Его, дальнейшее укрепление сердец верующих в тайны Царствия Божия, углубление более совершенных из них в «премудрость Божию тайную, сокровенную» (1 Кор. 2, 6-7). Диаконы при апостолах, по словам святого Игнатия Богоносца, были «служители тайн Иисуса Христа».
Во внутренней жизни Церкви важнейшими моментами являются священнодействия, и наиболее важные из них постепенно стали называться «таинствами» по преимуществу перед остальными. В таинствах молитвы, благословения и внешние священнодействия являются как бы сосудами, которыми черпается и подается членам Церкви, нелицемерно верующим, благодать Святого Духа. Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией. Таинства признаются «орудиями, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным,» как сказано в Послании Восточных патриархов 1723 года. По определению святителя Филарета Московского в Пространном Христианском Кетехизисе, таинство это: «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия», в таинствах «скрыта и присутствует сила спасительных страданий и смерти Иисуса Христа», они соединяют и являют единство Церкви.
Таинства являются частью Священного Предания Церкви. Вера в них обязательна для православных, что исповедуется в десятом члене Никео-Цареградского Символа Веры, где говодится о крещении, но подразумеваются и другие таинства. Совершение и принятие таинств продолжится до самого второго пришествия Христова (1 Кор. 11, 26).
Действительность и действенность таинств
Действительность таинства (т.е. то, что оно само по себе есть благодатная подлинная сила) зависит от внешней правильности его совершения. Необходимо священнодействие законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства. Действительность таинства не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинства.
Число и перечень таинств
Так как в узком смысле слова таинства есть «как бы высоты в длинной цепи холмов остальных богослужебных чинов и молитвословий» [3], они являются лишь наиболее явными выражениями полноты скрытой жизни Церкви, почему их категоризация и исчисление не абсолютизируются Православной Церковью. Исторически, разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне, а в число таинств включались такие как:
История определения
Первые попытки систематизации учения о самых важнейших священнодействиях Церкви связаны с именем святого Дионисия Ареопагита. В «Церковной иерархии» он указывает на 6 таинств: 1) Крещение и Миропомазание (как одно целое); 2) Евхаристия; 3) Таинство Мира (освящение мира для употребления его в «святейших» священнодействиях); 4) Священство; 5) Монашество; 6) Погребение. В IX веке преподобный Феодор Студит также говорит о шести основных священнодействиях: 1) Просвещение (Крещение); 2) Собрание (Евхаристия); 3) Миропомазание; 4) Священство; 5) Монашеское пострижение; 6) Погребение.
На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (+ 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели, а приводил 1) крещение, 2) хрисму (помазание), 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) честной брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние. В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы как святители Григорий Палама и Симеон Солунский, а такеж Николай Кавасила. Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Николай Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, настаивает при этом на сакраментальном характере и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых – монашество, погребение и освящение храма.
Тем временем, Римо-католическая церковь формально утвердила седмеричное число таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года. С уселнием влияния западных учений в православной среде, эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI – началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу и в «Исповедание» митрополита Петра (Могилы). Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом, упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у блаженного патриарха Иеремии II [4]. В самом чинопоследовании монашеского пострига оно неизменно называется таинством и в наши дни.
Инославные взгляды на таинства
Древние еретики — донатисты и средневековые — вальденсы, альбигойцы, последователи Виклифа,— учили, что для совершения и действенности таинств требуется священнослужитель не только законно поставленный, но и благочестивый, так что таинства, совершенные порочными служителями алтаря, не имеют никакого значения.
По учению римо-католиков, от достоинства и качества лиц, совершающих таинства, не только не зависит действительность таинств, но не зависит и спасительное действие их. Эта теория таинств известна под латинским термином «opus operatum».
Реформаты учат, что таинства это символические знаки, сами по себе бессодержательные, свидетельствующие лишь о принадлежности верующего к христианской церкви.
Социниане и арминиане видят в таинствах только внешние обряды, которыми отличаются христиане от иноверцев.
Анабаптисты считают таинства аллегорическими знаками духовной жизни, сведенборгиане символами взаимного соединения между Богом и человеком.
Квакеры и духоборы, отвергая совершенно видимую сторону таинств, признают их только за внутренние, духовные действия небесного света.
Литература
Использованные материалы
[1] Старославянский словарь (по рукописям X-XI веков) [Цейтлин, Р. М., Вечерка, Р., Благова, Э., ред.], 2-е изд., М.: Изд-во «Русский язык», 1999, 686-687.
[2] Православная Церковь и экуменизм, «Духовная нива,» 1997, 62.
[3] Помазанский, Михаил, протопр., Православное Догматическое Богословие, отдел «Жизнь Церкви в Духе Святом», глава «Таинства», http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/pomazansky_dogmatica_1. 002
[4] Восточного патриарха Иеремии II в XVIII веке не находится. Возможно речь идет о Константинопольском патриархе Иеремии III.