Что значит слово зло
Значение слова «зло»
2. Беда, несчастье, неприятность. Руслан, лишился ты Людмилы; Твой твердый дух теряет силы; Но зла промчится быстрый миг. Пушкин, Руслан и Людмила. Скоро он убедился в том, что зла мы ему не хотим причинить, и стал охотно отвечать на вопросы. Арсеньев, По Уссурийской тайге. — Второй вариант, то есть движение на Бахчисарай от Байдар, мне представляется все-таки гораздо меньшим из этих двух зол. Сергеев-Ценский, Севастопольская страда.
3. только ед. ч. Прост. Злое чувство, гнев, досада (часто в выражениях: со зла; зло взяло, зло разбирает и т. п.). Сухое к Комару явил презренье Лев; Зло взяло Комара: обиды не стерпев, Собрался, поднялся Комар на Льва войною. И. Крылов, Лев и Комар. [Оленька:] Дай ты мне высказать-то все, сердце свое облегчить, чтобы зла не оставалось. А. Островский, Старый друг лучше новых двух. — Не сердитесь на меня за этот мой поступок. Извините! Я ведь это со зла. М. Горький, Озорник.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В широком смысле зло включает негативные состояния человека и силы, вызывающие эти состояния. В этом смысле термин «зло» относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку или порицается ими с какой-либо стороны. Например, и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
зло (существительное)
2. неисч. злость, злоба, досада ◆ Когда ты таким мошенническим образом удрал от меня и квартиры не сказал, меня вдруг такое зло взяло, что я положил тебя разыскать и казнить. Достоевский, «Преступление и наказание» ◆ Может, он человека ищет на работу послать, может, зло отвести не на ком. Александр Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из НКРЯ)
3. книжн. устар. беда, напасть, несчастье ◆ Выбирать меньшее из двух зол. ◆ Не столько зла произвели сами безбожники, сколько произвели зла лицемерные или даже просто неприготовленные проповедатели бога, дерзавшие произносить имя его неосвященными устами. Н. В. Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями», 1843—1847 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
зло (наречие)
1. наречие к прилагательному злой; принося дурное, ведя к гибели
2. со злостью ◆ — Со своего гумна и вези! — зло ответил хозяин. Борис Екимов, «Пиночет», 1999 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. разг. в высшей степени, предельно в своём проявлении; чрезмерно, чрезвычайно, очень
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гуцульский (прилагательное):
Что значит слово зло
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. [1] [2] [3]
В широком смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны. В этом смысле и ложь, и безобразие подходят под понятие зла. В более тесном смысле зло обозначает страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка. Вопрос о преобладании зла или добра в мире составляет предмет спора между пессимистами и оптимистами.
Содержание
Значения
Воля, добро и зло
Следует различать вред, ущерб, с одной стороны, и собственно зло. Злом является не всякий полученный ущерб или вред, а только такой, который осуществляется кем-либо намеренно, подпадая под определение нравственности. Стихийные бедствия, форс-мажор или случайный вред — не являются злом, поскольку не характеризуются с точки зрения нравственности. В этом смысле причинить зло может только индивидуум, обладающий свободой воли. Именно поэтому делят мотивацию поступка на добрую и злую.
Одно и то же действие может быть как результатом случайности, так и результатом злой воли. Но только в последнем случае оно становится злом. Вред, причинённый неумышленно, или явившийся неудачным стечением обстоятельств (игрой случая), а не намерением свободной воли (злой воли) не является злом. Именно стереотип, что за любыми негативными обстоятельствами стоит чья-то злая воля, порождает миф о мистических злых силах или сверх-существе, стремящимся разрушить мир. [источник не указан 884 дня] Кроме того, являясь субъективной оценкой, понятие зла, а значит и поступок, у разных культур, народов и отдельных людей может трактоваться по-разному.
В богословии бытие есть благо (добро). Из чего следует, что зла не существует, и оно есть мера небытия и отсутствие добра. В таком мировоззрении зло есть мера удаления предмета, поступка от высшего блага (высшего добра): чем оно больше — тем больше зла.
Тем самым, как и в философии, в богословии, различают понятия зла и вреда. Вред — это реальное проявление уничтожения, ущерба, поломки, страдания в мире, а зло — это только характеристика вреда со стороны намерения некоторого субъекта и его воли осуществить вред. Поэтому в мире зла не существует, и не всякий вред определяется, как зло. Вред, причиненный врачом при лечении больному, в конечном итоге несет благо. Он приобретает характеристику зла в том случае, если этот вред является результатом намерения свободной воли человека причинить вред. При этом собственно зло коренится только в намерениях причинить вред, а в реальности мы сталкиваемся только с тем или иным вредом.
Античное время
В своих идеях неоплатонизм видел низшие идеи продуктом более высоких и высших принципов, и стремившимся обратно к ним. Поэтому в качестве связующего звена между низшим и высшим мирами необходима идея, что разум может пользоваться злом и в добрых целях. Ее высказал древнегреческий философ Плотин (Enn. III, 2, 5).
Буддизм
Христианство
Теодицея
В христианстве, с давних пор существует идеи аналогичные неоплатонизму о необходимости связующего звена между его представлением о Боге и знаниями о мире. В соответствии с которыми злое и дурное совершается по воле Божьей и в соответствии с его целями, что Бог, как сказал Гаман, делал недостойных орудием своей скрытой воли. Грехи и несчастье, так настойчиво учила и теодицея Лейбница, по причинам более высокого порядка не исключены полностью из природы вещей и почти ничего не значат по сравнению с добрым, более того, служат высшим благам. Подобным образом думал и Шефтсбери.
Спиноза
Бенедикт Спиноза говорил, что различие между добром и злом является лишь одним из личных наклонностей: «Каждый человек, согласно высшему закону природы, сам судит, что есть добро, а что зло, находя преимущества того и другого и сопоставляя их со своим темпераментом … «.
Концепции зла после эпохи Возрождения
Макиавелли считал, что в каждом политическом или общественном институте, как бы он не был необходим и полезен, скрывается ему присущее зло. Известно, что он сам стремился достичь хороших и правильных результатов с помощью средств, которые называл дурными и злыми.
Для исторической картины, нарисованной Вико, принципиальное значение имела мысль, что ограниченные аффекты людей служат божественным средством для создания более высокой культуры. До крайности усиленная и превращенная в утешение мира и истории, эта идея ожила в учении Гегеля о хитрости разума, который ставит себе на службу и неразумное.
Позитивистский, свободный от ценностных ощущений поворот во всеобщее эта идея обрела в конце XIX в. в учении Вильгельма Вундта о гетерогонии целей. В соответствии с этим учением результаты действия, руководимого целями, всегда содержат и некоторые побочные эффекты, приводящие к новым непредвиденным действиям. Так постепенно превращался в холодное научное знание причинности потрясающий опыт, придающий всей исторической жизни трагический, даже демонический характер, опыт, в соответствии с которым злое и доброе могут находиться в причинной связи.
Что значит слово зло
Зло (евр.: ra`; греч.: πονηρός, κακός, κακόν) – уклонение живых существ от того состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное; нарушение воли Божией, заповедей Божиих и того нравственного закона, который написан в совести нарушителя; грех.
Происхождение зла
Бог создал мир чистым, совершенным, свободным от зла. Сотвроил Он также ангелов и людей, наделив их тремя величайшими дарами при создании: свободой, разумом и любовью [1]. Дары эти необходимы для духовного роста и для блаженства, они даны были для совершенствования в добре. Но, где свобода, там возможно колебание при выборе, возможен соблазн. Соблазн для разума: возгордиться умом; вместо познания премудрости и благости Божией искать познания добра и зла вне Бога; возжелать самому быть «Богом». Соблазн для чувства любви: вместо любви к Богу и ближнему любить самого себя и все то, что удовлетворяет низкие собственные желания и дает временные наслаждения. Зло вошло в мир вследствие падения разумных существ поддавшихся соблазнам – т.е. их уклонения от согласования своей воли с волей Божией – которое произошло, по Священному Писанию, сначала в мире бесплотных духов, а затем в роде человеческом, и отразилось во всей живой природе.
Падение в мире ангельском
По свидетельству слова Божия, начало греха идет от диавола. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» (1 Ин. 3, 8). Слово «диавол» значит «клеветник». Он был одним из разумных духов, ангелов, и уклонился на путь зла. Обладая, как все разумные существа, свободой он «в истине не устоял» и отпал от Бога. Причиной грехопадения в ангельском мире была гордыня – так, сын Сирахов говорит что «начало греха – гордость» (Сир. 10, 15), и апостол Павел предостерегает апостола Тимофея от поставления епископа из новообращенных «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6). Спаситель сказал о диаволе: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). Он повлек за собой падение части других ангелов, о которых написано в Писании как о «не сохранивших своего начального достоинства, но покинувших свое жилище» (Иуд. 1, 6, ср. 2 Пет. 2, 4).
Падение людей
Люди не устояли перед возможностью соблазна и падения, но они пришли к соблазну не сами собой, а были в него введены искусителем – змеем. Церковь всегда разумела под змеем искусителем диавола, который принял образ змея, наиболее соответствующий характеру вкрадчивости, изворотливости и ядовитости искусителя. Для такого понимания есть слова Самого Господа о диаволе: «он был человекоубийца от начала» (Ин. 8, 44), в Откровении Иоанна Богослова он назван «великим драконом и древним змием» (Откр. 20, 2), а в книге Премудрости Соломона сказано: «завистью диавола вошла в мир смерть» (Прем. 2, 24). Бытописатель так описывает грехопадение:
Последствия грехопадения
Для людей
Так, с первым преступлением заповеди, сразу вошел в человека «закон греха» (nomos tis amartias), поразивший природу человека. Об этом греховном начале, вошедшем в природу человека, апостол Павел пишет:
В человеке греховные наклонности приняли господствующее положение, он стал «рабом греха» (Рим. 6, 7). Ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувство исказилось, возникли противоречия, и душа человека потеряла целеустремленность к Богу и сама нравственная свобода стала часто склоняться в нем не к добру, а к злу. В глубине побуждений жизненной деятельности человека оказались три вида похоти.
По вкушении плода тут же обнаружилась склонность человека идти дальше по пути отступления от Бога. Люди сразу заметили, что они наги, и, услышав в раю голос Божий, скрылись от Бога, и, оправдываясь, только увеличивали свою вину. В ответах Адама Богу видно сначала желание уйти от очей Божиих и попытка скрыть свою вину; и неправда в словах, что он скрылся от Бога только потому, что он наг; потом попытка самооправдания и желание переложить свою вину на другого, на свою жену. Блаженный Августин говорит что
Падшее состояние человека
Бог не отверг человека-грешника и после его грехопадения. Он не отнял от него ни образа Своего, отличающего человека от животного мира, ни свободы воли, ни разума, способного постигать духовные начала, ни других способностей. Зло продолжает действовать в человеке, разрушая его гармонию, и естественная узда страданий и смерти не искореняет самого источника зла, а только удерживает его развитие. Человек оказался постоянно терзаем злом, но не умерщвляем духовно до конца – он постоянно имеет в себе «угрызения совести», сознавая свою греховность, преступность, но не в силах собственными силами восстановить себя. Для падшего человечества оказалась необходима такая сверхъестественная помощь, которая бы совершила в нем самом внутренний переворот и дала ему возможность от постепенного все более глубокого падения повернуться к победе над грехом и к постепенному восхождению к Богу.
Божий Промысел предвидел будущее падение не укрепившейся свободной воли человека. Предвидя падение, Бог предустроил и восстание. По милости Божией, грехопадение Адама не оказалось непоправимой гибелью для человечества. Силой возрождающей, по предвечному определению Божию, стало нисшествие Сына Божия на землю, его воплощение для воссоздания падшего и растленного естества человеческого.
Для духов
Подобно людям, расстроилась гармония естества падших духов. Будучи бессмерты и бесплотны, они лишены были врачевательной узды физических бедствий наложенной Богом на людей и процесс их духовного падения дошел до предела полного вольного самоотторжения от Бога. Падшие духи оказались всецело одержимы злом и лишились пребывания в светлых небесных обителях, как говорит Господь: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10, 18). Низверженный из горнего мира, диавол соблазнил первых людей, а затем, по извержении людей из рая, диавол и его слуги стали действовать в мире поднебесном (Кол. 1, 16, 2, 15; Еф. 2, 2, 6, 12), среди людей на земле и как бы взяли в свое обладание ад и преисподнюю. Здесь они неустанно влекут людей к злу, а сатана дерзал искушать самого Господа Иисуса Христа в пустыне. Злые духи вторгаются в души и даже в тела людей, как бы подстерегают беспечность человека, чтобы увлечь его к злу.
Для всего создания
Святые о зле и грехе
Понятие о зле вне учения Церкви
Вопрос о происхождении добра и зла всегда занимал мыслителей и породил множество ответов среди мыслителей разных толков.
Зло может определяться в философских категориях как противоположное добру, отрицание последнего. Идею о симметрии зла и добра во всем мироздании можно найти в Даосизме, Буддизме, Манихействе.
Философские построения иезуитов привели их к принципу возможности стремиться к добру дурными путями.
Анализируя виды зла, Лейбниц различал физическое, метафизическое и нравственное.
Вопрос о том, возможно ли, и каким способом, согласовать существование зла с целесообразным мировым порядком, с благостью и мудростью Божией получил название теодицея и породил целую сферу философских изысканий.
Использованные материалы
[3] Свт. Кирилл Александрийский, «О вочеловечении Господа»
Что значит слово зло
Смотреть что такое «зло» в других словарях:
Зло — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
ЗЛО — • ДОБРО И ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая… … Философская энциклопедия
Зло — Зло ♦ Mal Мы не склонны дать Богу так дешево от нас отделаться. Зло – не просто отсутствие добра (Бог может терпеть его лишь по необходимости, с целью сотворения чего то другого, кроме себя), но его противоположность. Так, страдание есть зло … Философский словарь Спонвиля
зло — I. Зло1 (1) 1. Беда, несчастье: Нъ се зло княже ми не пособіе: наниче ся годины обратиша. Се у Римъ кричатъ подъ саблями Половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глѣбову! 27 28. Тако же и въ молитвахъ вьсегда молитася о насъ, да… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ЗЛО — ср. худое, лихое, худо, лихо; ·противоп. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном… … Толковый словарь Даля
зло — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? зла, чему? злу, (вижу) что? зло, чем? злом, о чём? о зле; мн. (нет) чего? зол 1. Злом называют всё плохое, опасное, вредное, жестокое. Доброта предполагает терпение, а сентиментальность требует,… … Толковый словарь Дмитриева
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
зло — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
Что значит слово зло
Смотреть что такое «ЗЛО» в других словарях:
Зло — Мистерия чувств * Воспоминание * Желание * Мечта * Наслаждение * Одиночество * Ожидание * Падение * Память * Победа * Поражение * Слава * Совесть * Страсть * Суеверие * Уважение * … Сводная энциклопедия афоризмов
ЗЛО — • ДОБРО И ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая… … Философская энциклопедия
Зло — Зло ♦ Mal Мы не склонны дать Богу так дешево от нас отделаться. Зло – не просто отсутствие добра (Бог может терпеть его лишь по необходимости, с целью сотворения чего то другого, кроме себя), но его противоположность. Так, страдание есть зло … Философский словарь Спонвиля
зло — I. Зло1 (1) 1. Беда, несчастье: Нъ се зло княже ми не пособіе: наниче ся годины обратиша. Се у Римъ кричатъ подъ саблями Половецкыми, а Володимиръ подъ ранами. Туга и тоска сыну Глѣбову! 27 28. Тако же и въ молитвахъ вьсегда молитася о насъ, да… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ЗЛО — ср. худое, лихое, худо, лихо; ·противоп. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном… … Толковый словарь Даля
зло — сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? зла, чему? злу, (вижу) что? зло, чем? злом, о чём? о зле; мн. (нет) чего? зол 1. Злом называют всё плохое, опасное, вредное, жестокое. Доброта предполагает терпение, а сентиментальность требует,… … Толковый словарь Дмитриева
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
зло — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова
ЗЛО — 1. ЗЛО1, зла, мн. только род. зол, ср. 1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро. ❖ На зло см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин … Толковый словарь Ушакова