День крещения руси 988 год памятная дата

День крещения Руси

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

28 июля Россия отмечает праздник — День крещения Руси. В качестве памятной даты этот день был установлен Федеральным законом «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» 1 июня 2010 года.

В православном церковном календаре эта дата (по старому стилю — 15 июля) — день памяти великого равноапостольного князя Владимира (960-1015), крестителя Руси.

В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской православной церкви постановил в день святого равноапостольного князя Владимира 28 июля совершать богослужение по уставу великого праздника.

Крещение Руси произошло в 988 году и связано с именем князя Владимира, которого историки назвали великим, церковь — святым равноапостольным, а народ прозвал Владимиром Красное Солнышко.

Князь Владимир был внуком великой княгини Ольги и сыном князя Святослава и «вещей девы» Малуши, ставшей христианкой вместе с княгиней Ольгой в Константинополе. Править самостоятельно он начал с 17 лет и первые шесть лет провел в походах. По преданию, в эти годы князь был язычником, любителем военных походов и шумных пиров.

Как повествует летописное «Сказание об испытании или выборе вер», в 986 году к князю в Киев приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии, который рассказал Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников побывать в тех странах, откуда приходили проповедники.

Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде (Константинополе).

Согласно «Повести временных лет», в 987 году князь Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому».

Однако он не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров — соправителей Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Есть предание, что в Корсуни князь ослеп, но сразу после крещения был исцелен и воскликнул: «Ныне познал я Бога истинного!» После женитьбы на царевне Анне Владимир отпустил всех своих жен и наложниц.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Он приказал разгромить устроенное им некогда в Киеве капище. Кумиры были изрублены в щепки и сожжены. Затем он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Накануне князь объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг».

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…». Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий — в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Принятие новой, единой, веры стало серьезным толчком к объединению русских земель.

Крещение Руси обусловило и цивилизационный выбор России, нашедшей свое место между Европой и Азией и впоследствии ставшей самой мощной евразийской державой.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

14 августа 14 лет назад. Как монах и рок-поэт установили традицию ежегодного празднования Дня Крещения Руси

Приблизительное время чтения: 7 мин.

14 августа 988 года. Эта дата в исторических и церковных исследованиях, указывает на событие Крещения народа Руси в днепровских водах Киева.

Интервью музыканта Олега Карамазова порталу СТРАНА.ua

До 2007 года День Крещения Руси праздновался дважды — в 1888 году и 1988 году, соответственно 900-летие и 1000-летие.

Начиная с 2007 года, это событие празднуется ежегодно на народном и церковном уровне в Украине, России и Беларуси, а немного позже, стало отмечаться и на государственном уровне.

Но мало кто помнит и знает, что все началось с инициативы двоих людей, один из них монах, владыка (тогда еще архимандрит) Исаакий (Андроник). Второй — Олег Карамазов, лидер рок-группы «Братья Карамазовы».

Мы говорим с Олегом Карамазовым о том, как начинался этот праздник.

— Как родилась идея заложить традицию ежегодного празднования Дня Крещения Руси?

— Летом 2006 года в один из дней, по дороге в студию, я задумался о чем‑то и свернул к Голосеевскому монастырю. Решил не разворачиваться, а зайти в монастырь и приложиться к святыням. Многие люди и тогда, и сейчас приезжают в эту обитель, чтобы помолиться покоящимся там, монахине Алипиии святому Алексию Голосеевскому. В монастыре я встретил отца Исаакия, который благословляя произнёс: «Сегодня 14 августа, и я поздравляю Вас с праздником — Днем Крещения Руси!». Я удивился: «А что, сегодня этот день?». Он говорит: «Да!». Вспомнили как мощно Церковь отпраздновала тысячелетие киевского Крещения Руси в 1988 году. «А как Вы празднуете сегодня, отче? Как празднует Церковь сейчас?», — спросил я. Отец Исаакий ответил, что никак.

В церковном календаре даже не была отмечена соответствующая дата. Но в Житиях Святых, согласно Летописи Димитрия Ростовского, есть данные о том, что в старину этот праздник вспоминали 14 августа (по новому стилю). Я рассказал отцу Исаакию, что весной этого года мы вместе с друзьями рок-музыкантами среди которых были Юрий Шевчук, Константин Кинчев, по приглашению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, встречались с ним и с богословами нашей Церкви. На встрече говорили о современной культуре, о возможности взаимодействия Церкви и нас, людей светских. Та встреча тогда закончилась обоюдным стремлением взаимодействовать. В те дни мы думали о поводе, о событии, в котором могли бы соединиться история и современность, современность и будущее, и чтобы это было естественным, духовным и актуальным для всех людей.

Тогда в Голосеево, в нашем разговоре с отцом Исаакием и прозвучало: есть великое событие определившее рождение, путь и судьбы народов, событие просветившего эти народы, событие собравшего их в целую цивилизацию и при этом подзабытое нашими современниками — событие Крещения Руси, которое является не только нашей историей, но и нашей дрогой в будущее.

В тот год, мы с друзьями, а это Юрий Молчанов, Алексей Омельяненко, Влад Ряшин, Егор Бенкендорф, Олег Волобуев, Игорь Гужва, Алексей Балтажи, Василий Горбаль, Петр Толочко, Вадим Романенко, Владимир Рябика, собирались и обменивались мнениями. В том числе и в Голосеевской пустыни у архимандрита Исаакия. И уже скоро, осенью 2006 года, со многими единомышленниками из разных стран, мы объединились в международную общественную организацию «День Крещения Руси».

Местом нахождения Организации стал киевский Свято-Покровский монастырь «Голосеевская пустынь», а духовным попечителем и нашим начальником — архимандрит Исаакий (Андроник), настоятель монастыря. Цель поставили перед собой простую и большую — создать и установить новую традицию — ежегодное празднование Дня Крещения Руси, по всей широте Святой Руси и Церкви ее Апостольской Православной, в странах, куда пришло просвещение Христово из киевской крещенской купели — в современной Украине, России, Беларуси.

Нашу идею мы изложили Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (будущему Патриарху — Ред.). Обращение о Предстоятельском благословении нами было направлено Святейшему Патриарху Алексию II. От архипастырей были получены благословения на труды, и уже в 2007 году, 14 августа в День Крещения Руси, впервые в наше время был проведен многолюдный праздничный молебен в Киево-Печерской Лавре и Крестный ход, который возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир. Крестный ход прошел от Киево-Печерской Лавры к Днепру, где было освящено место, а позже нами была построена церковь в честь великого события Крещения Руси и в честь крестителя Руси святого равноапостольного князя Владимира.

У стен Киево-Печерской Лавры на Певческом поле был проведен большой праздничный концерт, который открыл своим приветствием и благословением Блаженнейший Митрополит Владимир и в котором участвовали хор Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, замечательная грузинская певица Нино Катамадзе и ее группа «Insight», Юрий Шевчук и «ДДТ», киевская группа «Братья Карамазовы». На сцену поднимались богословы, историки и известные киевляне, рассказывающие публике о времени, смысле и значении киевского, днепровского Крещения Руси. Отпраздновать тогда событие Крещения нашего народа собралось более семидесяти тысяч людей, много молодежи.

В том же году с Владом Ряшиным, Валерием Бабичем и компанией «StarMedia» мы сняли анимационный двадцатисерийный фильм «Сказание о Крещении Руси» по мотивам летописи святителя Димитрия Ростовского, который в течении многих лет транслируется на ведущих телеканалах и в интернет по всему миру.

Начиная с 2007 года, наша международная организация ежегодно организовывает и проводит празднование этого великого события, которое Священный Синод установил праздновать 28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси.

В 2008 году было проведено празднование юбилея — 1020‑летия Крещения Руси. Впервые в истории, по всем епархиям Украинской Православной Церкви, по всей Украине, мы организовали Крестный ход с иконой и частичкой мощей святого равноапостольного князя Владимира. В связке с всеукраинским Крестным ходом, был организован праздничный концертно-просветительский тур по 24 крупнейшим городам Украины, собравший более полутора миллионов зрителей со всей Украины и десятки миллионов телезрителей. Кульминацией торжеств, стал молебен на Владимирской горке и грандиозный концерт в Киеве, на Крещатике. Огромным вкладом в становлении празднования, стало участие знаковых людей из разных стран: Юрия Шевчука и группы «ДДТ», удивительного Петра Мамонова, музыканта и поэта Алексея Романова и многих, многих других.

С 2009 года и по сегодня, День Крещения Руси, отмечается в международном формате.

— В 2013 году вашей организацией впервые в истории был проведен Крестный ход со святыми мощами крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира от Владивостока и до Киева. Помним, что во время киевских торжеств 1025‑летия Крещения Руси по окончанию этого Крестного хода мощи князя Владимира оказались в Свято-Покровском монастыре «Голосеевская пустынь». Как это произошло?

— Многое, что происходило и происходит в связи и вокруг великой даты Крещения Руси, и делах, которые ее сопровождают, имеют явные проявления участия в этом невидимого, но явного — проведения Господнего.

В том году нам действительно удалось реализовать сложное дело. Ковчег со святыми мощами крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира, еще со времен Союза находился в Москве, в Государственном хранилище, а в 2010 году, в День Крещения Руси, был дарован Церкви, и теперь находится в Храме Христа Спасителя. В рамках международного празднования 1025‑летия Крещения Руси нами было получено благословение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и мы провели уникальный Крестный ход, в котором впервые в истории ковчег со святыми мощами крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира, был принесён от Владивостока по всей территории Святой Руси — городами России, Беларуси и Украины.

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

По плану и маршруту, украинская часть принесения Святыни была запланирована на финал торжеств. До этого ковчег находился в пути уже более двух месяцев, огромное количество православных людей встречали своего Крестителя. В Киеве, на Крещатике, ковчег со святыми мощами Крестителя Руси встречало около двух ста тысяч человек. Наместник киевского Свято-Покровского монастыря «Голосеевская пустынь» архимандрит Исаакий (Андроник) и насельник московского Свято-Данилова монастыря иеромонах Михей (Гулевский), который сопровождал святыню по всему пути Крестного хода, вынесли Ковчег со святыми мощами крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира, к собравшимся и вместе с митрополитом Волоколамским Илларионом благословили Святыней киевлян и гостей Киева.

Промыслом Божиим во время пребывания святыни в Киеве, в дни празднования 1025‑летия Крещения Руси, ковчег со Святыми мощами крестителя Руси, святого равноапостольного князя Владимира, в эти дни находился и хранился в Голосеевском монастыре — это изначально не планировалось в протоколе и маршруте, но так случилось, и это стало большим символом — креститель Руси посетил монастырь, из которого вышла новая традиция нашего времени — ежегодного празднования Дня крещения Руси.

— Чем сегодня занимается международная организация «День Крещения Руси»?

— Два года назад, мы инициировали международный гражданский проект «Люди», который, прежде всего, становится медийной платформой, объединяющей многих людей из разных стран планеты. Думаю, самым важным, в этом, стал международный Форум «Люди мира», инициированный Священным Синодом, начавший свою работу, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия, 28 сентября 2020 года в Святогорской Лавре и призванный установить диалог между гражданами Украины, проживающими по обе стороны линии конфликта на Донбассе.

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

Буквально днями мы встречались с одним из руководителей Форума, Управляющим делами нашей Церкви, митрополитом Антонием (Паканичем) и получили подтверждение о необходимости продолжения работы международного Форума «Люди мира». Украинская Православная Церковь сегодня является единственной институцией, продолжающей своё служение по обе стороны конфликта, и способной остановить кровопролитие и установить мир, думаю, это то главное, вокруг чего сегодня должны объединиться все мы, люди разных стран, люди мира.

Источник

«По крещеным детям плакали, как по мертвым» Историк о главных мифах про крещение Руси

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

28 июля празднуется День крещения Руси — эта дата считается началом христианизации российского государства, которую начал князь Владимир Святославич. В 988 году он крестился сам, а затем присланное из Византии духовенство провело обряд крещения киевлян в водах Днепра. Но, конечно, все было не так просто и далеко не так быстро. Даже сама дата условна — никто из историков точно не знает, когда именно началась христианизация и как долго она продолжалась. Главные мифы о крещении в интервью «Ленте.ру» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.

«Лента.ру»: Начнем с предыстории. Сначала ведь на Руси крестилась княгиня Ольга, бабка князя. Почему она не крестила Русь?

Михайлов: В действительности весьма вероятно, что некоторое количество христиан было на Руси и до крещения княгини Ольги. В современной научной литературе обсуждаются и предшествующие эпизодические крещения. Но, видимо, в тот период, как и в эпоху княгини Ольги, с одной стороны, слишком сильны еще были позиции традиционного славянского язычества на Руси, с другой стороны — недостаточно сильны были экономические и политические связи с соседями, что впоследствии сыграет достаточно большую роль в истории крещения.

И этот фактор, пожалуй, наиболее важен, потому что подавляющее большинство соседей Руси того времени еще не были крещены и только-только начинали переходить в христианство. То есть Русь и сама была более языческая, и ее внешний контекст.

А до Ольги ведь еще Олег, прозванный Вещим, достаточно сильно противостоял принятию христианства на Руси. По крайней мере есть такое мнение. Это правда?

Достоверных исторических сведений о взглядах князя Олега у нас практически нет, поэтому тут мы можем только выдвигать какие-то гипотезы, мало на чем основанные. Но существует мнение, что даже Святослав, сын Ольги и отец князя Владимира, устойчиво держался за язычество. Видимо, до какой-то степени это действительно было так, но сведений об этом, к сожалению, у нас немного.

Вообще важно понимать, что наши сведения о христианизации Руси основаны на очень небольшом количестве исторических источников, из которых самый важный — «Повесть временных лет» — был написан существенно позже этих событий.

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

Действительно ли князь Владимир был распутником до крещения и ослеп, а после крещения зрение к нему вернулось?

Это достаточно непростой вопрос. Что касается распутства князя Владимира, наверное, можно принять ту точку зрения, что по крайней мере в языческий период жизни этот правитель мало ограничивал себя в сексуальных связях. У него было мало причин это делать: он князь, чрезвычайно богатый человек, влиятельный мужчина. Он, безусловно, мог позволить себе большое количество наложниц и, скорее всего, действительно их имел.

Но те гипертрофированные цифры, которые возникают в «Повести временных лет», у современных исследователей вызывают вопросы. Есть мнение, что житийные авторы «Повести» могли проводить параллели между князем Владимиром и библейским царем Соломоном. То есть они могли, так сказать, заострять языческий период жизни Владимира, чтобы создавать позитивный контраст между князем до крещения и после.

Что касается истории с потерей и обретением зрения, то это классический сюжет, который приводится и в той же «Повести временных лет».

Но, конечно, не исключено, что это миф, созданный летописцами для того, чтобы подчеркнуть чудодейственную силу крещения и тот факт, что новый бог могущественнее, чем старые языческие божества, которым прозревший князь когда-то поклонялся

То есть подтвердить это мы не можем, но и опровергнуть не можем. А поскольку события эти достаточно чудесные, они вызывают некоторые сомнения у исследователей.

А правда, что князь Владимир больше всего склонялся к православию, потому что любил византийскую царевну Анну и хотел на ней жениться?

Брак Владимира и Анны, сестры византийских императоров, — это исторический факт. Но, конечно, этот брак имел в большей степени политический и династический аспект, чем любовный. Князь Владимир не видел Анну до того, как они встретились непосредственно перед свадьбой. Ясно, что в данном случае им вряд ли двигали романтические соображения.

Однако что действительно важно — так это то, что вступление Владимира в этот брак и крещение находятся в прямой связи друг с другом. Можно долго дебатировать о том, что было первично: крестился ли Владимир для того, чтобы жениться на сестре императора, или вступил в этот брак для того, чтобы креститься. Последняя точка зрения гораздо более основательна и чаще встречается у исследователей. Так или иначе, брак этот некоторую роль в крещении Владимира лично, а потом и в крещении Руси, безусловно, сыграл.

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

Почему православие, а не католицизм и не другая вера?

Важно отметить, что князь Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом. На дворе все-таки были 980-е годы. Конечно, между восточным и западным христианским обрядом существовали некоторые различия, однако раскол христианской церкви произошел только в 1054 году. Ни князь Владимир, ни даже его сын Ярослав не дожили до этого времени. Поэтому Владимир вовсе не выбирал между православием и католицизмом — он выбирал христианство, которое было в тот момент вполне целостной религией.

Мы хорошо знаем, что во времена Владимира христиане с Запада приезжали и проповедовали на Руси, и князь совершенно никакой неприязни к ним не испытывал, хотя сам и следовал восточному обряду. В «Повести временных лет» и последующих текстах могут немного заострять этот момент, но только потому, что авторы этих текстов сами жили уже после раскола, и для них было важно связать Владимира с православием.

А вот что касается других религий, то тут выбор мог быть более реальным, однако надо сказать, что князь Владимир был обречен выбрать именно христианство. Влиятельных мусульманских соседей у Киевской Руси практически не было. Киевская Русь граничила с Волжской Булгарией, но мусульманское влияние было несоизмеримо меньшим, чем влияние Византийской или Германской империй, которые активно развивались в тот период.

Иудейских государств рядом с Киевской Русью тоже не было. Разве что хазары, но и те к 988 году от иудаизма больше склонялись к исламу, да и политическое свое значение после походов отца князя Владимира они уже растеряли.

Поэтому христианство в политическом смысле было наиболее очевидным вариантом. В практическом — тоже. Во-первых, на Руси времен князя Владимира уже было довольно много христиан. Да, конечно, было и какое-то количество иудеев и мусульман, но, судя по всему, христиан было все-таки больше.

Князь Владимир до какой-то степени действовал в парадигме «не можешь победить — возглавь». То есть христианизация Руси снизу по факту уже шла, а Владимир просто усилил, ускорил и возглавил этот процесс

Христианизация в период жизни князя Владимира шла и во всех соседних регионах. Тогда активно начали креститься скандинавские страны, крестилась Венгрия, и, что очень важно, христианство начало активно распространяться и в соседних славянских регионах. То есть очень важно понимать, что крещение Руси не было уникальным. Это часть большого процесса крещения Северо-Восточной Европы в конце X века. И князь Владимир в некотором смысле был в абсолютном мейнстриме своей эпохи.

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

Как в действительности крестили Русь — «огнем и мечом», как писал Татищев, или по доброй воле? Как убеждали людей принять новую веру?

К сожалению, детальных сведений у нас практически нет. Татищев в своем описании обращается к так называемой Иоакимовской летописи, но это загадочный исторический документ, который никто, кроме самого Татищева, так и не держал в руках. Современные ученые считают, что Татищев просто сочинил этот документ. То есть, скорее всего, это такой созданный им псевдоэпиграф, который невозможно воспринимать как реальный исторический источник.

Крещение было очень медленным, очень постепенным. Когда мы говорим, что Русь крестили в 988 году, это, конечно, очень условная мифологическая дата. Историки до сих пор ведут споры о том, в каком году начался процесс крещения. Да и сам этот процесс занял не месяц и не два, а годы. Мы понимаем, что крещение, по всей видимости, встречало некоторый антагонизм среди русского населения.

В некоторых случаях по «Повести временных лет» мы видим, что языческие женщины действительно плакали по своим крещеным детям, как по мертвым. Это был разрыв семей. Мы видим, что выступление волхвов, представителей старых культов, продолжаются практически до 1070-х годов, то есть на протяжении почти столетия после крещения

И понятно, что вряд ли процесс крещения во всех обстоятельствах всегда был абсолютно ненасильственным и добровольным.

Правда ли, что когда приняли крещение, столь сильно декларировалась заповедь «не убий», что отменили казни? А это, в свою очередь, повлияло на рост преступности?

Все-таки после крещения князь Владимир продолжал военные действия. Страна управлялась достаточно централизованно. Я не думаю, что стоит представлять себе обряд крещения как момент, который сделал князя таким мирным агнцем, который играет на арфе и поет христианские гимны. Понятно, что князь Владимир оставался умным, достаточно жестким и прагматичным политиком. Да, он принял крещение, и да, безусловно, не нужно представлять себе крещение как чисто политический акт. Ведь Владимир был человеком конца X века, и для него религия была вещью совершенно реальной. Это поколение людей не могло смотреть на крещение как на чисто рациональный акт. Но этот акт, при всем его воздействии на князя, не мог в корне поменять его взгляды на современную ему действительность и политические подходы.

День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть фото День крещения руси 988 год памятная дата. Смотреть картинку День крещения руси 988 год памятная дата. Картинка про День крещения руси 988 год памятная дата. Фото День крещения руси 988 год памятная дата

А правда, что византийские источники вообще не говорят о крещении Руси? Почему? И что это значит?

Детализированного описания крещения в источниках не древнерусских в принципе не очень много. Это отдельные маленькие упоминания, которые могут очень сильно отличаться. В нашем распоряжении есть и арабские упоминания, и западноевропейские, и скандинавские. Византийцы об этом писали очень скупо, но это не говорит о том, что крещения не было. Все источники совершенно точно указывают на то, что в конце X века Русь действительно была крещена в традициях восточно-христианского обряда.

Как думаете, что было бы, если бы на Руси еще какое-то время сохранялось язычество?

В первую очередь это, скорее всего, было бы фактором тормозящим. Именно христианство помогло развиться письменности, новым архитектурным решениям, новым государственным и политическим решениям. Христианизация очень сильно способствовала росту экономических взаимосвязей между соседними регионами. Всего этого не произошло бы, если бы язычество сохранялось.

Конечно, язычество тоже не стояло бы на месте — оно бы изменялось и трансформировалось. В начале правления Владимира предпринимались попытки как-то реформировать древнерусское язычество, но князь счел их малоперспективными и не стал продолжать.

Сейчас мы можем по-разному относиться к средневековому христианству и по-разному его оценивать, но, безусловно, для Руси крещение было связано с прогрессом, с развитием и с выходом на международную арену.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *