День крещения руси для детей дошкольного возраста
О празднике День крещения Руси для детей
В глубокой древности племена, населявшие Русь, поклонялись многим богам. Такая вера в многобожие называлась язычеством. Языческие боги олицетворяли собой природные стихии. Чтобы умилостивить богов, люди приносили им жертвы, в том числе и человеческие.
В X веке в Киеве правил князь Владимир Святославович, внук княгини Ольги. Он объединил под своей властью русские племена. Однако этого оказалось недостаточно — возникла необходимость религиозного объединения. Владимир попытался объединить воедино всех языческих богов, но вскоре выяснилось, что люди не хотят признавать наряду с привычными для их племени богами еще и каких-то новых.
По миру в то же самое время уже широко распространились другие религии: иудаизм, ислам, христианство, которые объединяло единобожие, т.е. поклонение одному Богу.
Князь Владимир, осознав, что реформирование язычества не удалось, стал искать другую религию, более прогрессивную.
Владимир встречался и долго беседовал с послами из разных стран. Он расспрашивал их о вере, о религиозных обрядах. Затем он отправил своих послов в другие государства. Наиболее сильное впечатление на послов произвело богослужение в православном греческом соборе Святой Софии в Константинополе.
Однако Владимир не торопился принимать крещение в Православие. И причиной этому были сложные отношения Руси и Византии.
Византийские императоры с целью подавить мятеж обратились за военной помощью к Владимиру и пообещали дать ему в жены сестру Анну. Владимир прислал свою армию численностью б тысяч воинов.
После того как мятеж был подавлен, Владимир потребовал руки византийской принцессы. Но ему было отказано под предлогом того, что он некрещеный.
Следующим шагом на пути к крещению был захват Владимиром в Крыму византийского города Корсунь. В общем, за возврат Корсуни Владимир потребовал в жены Анну. И когда в Корсунь прибыла принцесса Анна и Владимир праздновал победу, он неожиданно ослеп. И чудесным образом прозрел лишь тогда, когда принял крещение. Таким образом произошло духовное и физическое преображение князя.
Крещение Руси явилось в значительной степени заслугой самого князя Киевского, полностью переродившегося после своего крещения. Именно поэтому князь Владимир был признан равноапостольным.
Первым шагом святого Владимира стало крещение киевлян, произошедшее, как предполагается, в 988 году.
Таким образом, уже более тысячи лет Русь называется Православной.
Вопросы
• Каким богам поклонялись язычники?
• Зачем князь Владимир попытался объединить всех племенных языческих богов?
• Каким образом Владимир выбирал новую веру?
• При каких обстоятельствах принял крещение в православную веру сам Владимир?
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Руси»
Амина Керимова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Занятие для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Руси»
1. Учить детей различать добро и зло, хорошие дела и поступки.
2. Научить детей разбираться в таких понятиях, как гуманность, доброжелательность, терпимость, а также определять жесткое обращение и уметь находить защиту от него.
3. Развивать у детей интерес к истории своего народа.
4. Воспитывать уважение к своей вере, через рассказ о ее становлении
Ход занятия:
— Ребята, многие из вас носит на шее крестик. Кто из вас знает, что это значит? Почему, именно крестик? (ответы детей)
— А где ещё можно увидеть православный крест, дети? (ответы детей)
— В далёкие времена, когда наше государство Россия, было Древней Русью. Люди, тогда их называли славянами, верили в то, что на свете существуют особые потусторонние силы, одни силы могут помочь им в трудную минуту, защитить их детей от болезней, вырастить и сохранить урожай. Другие неведомые силы способны помешать людям, выполнить что-либо задуманное, наслать порчу и беды. Эти силы, как казалось человеку, определяли всю его жизнь и влияли на его дела. Чем больше сделает человек добра – тем лучше и легче он будет жить в потустороннем мире после смерти. Если же человек был злым и совершал нехорошие поступки, то тогда не только в обычной жизни, но и после смерти ему придётся несладко – его уже не станут вспоминать добрым словом, за его плохие дела придётся страдать.
— Неведомые силы, в которые верили славяне, представлялись им божествами, наделёнными сверхъестественными возможностями. Одно из таких религий было христианство.
— Ко времени правления киевского князя Владимира христианская религия уже давно утвердилась среди народов многих стран, но Киевская Русь по-прежнему оставалась языческой страной, где чтилось многобожие. Христианство было выгодно для власти, поэтому во время княжения Владимира, в 988 году, началось крещение Руси – принятие новой религии. Сначала её приняли жители Киева, которые крестились христианскими священниками в водах реки Днепра. Речная вода как бы смывала с язычников их прежнюю веру и очищала их для принятия христианства. Князь приказал уничтожить все статуи славянских божеств, чтобы они не напоминали о языческом многобожии. Их деревянные изображения раскалывали на части и сжигали в огне. Народ Киевской Руси очень любил князя и дал ему ласково прозвище – Владимир Красное солнышко. Христианская же церковь за заслуги в принятии этой религии населением Киевской Руси величает его Владимиром Святым.
— Христиане верили, что на землю приходил спаситель всех людей.
— Дети, как вы думаете, кто такой спаситель? (ответы детей)
— О спасители нам могут, рассказать священные книги христиан – Евангелие, что означает «Благая весть» или «добрая весть» и Библия или Священное Писание – главная книга любого христианина. В Библию тысячи лет назад люди, которых называли пророками, записывали всё, что Бог открыл им. Но мы ничего не могли бы узнать о Творце, если бы Он сам открывал нам о Себе. В этих почитаемых книгах рассказывается о земной жизни Сына Божьего, которого звали Иисус Христос. Иисус – древнееврейское слово, что означает «спаситель». Своими рассказами и проповедями Иисус Христос внушал людям веру в возможность избавиться от страданий, горя и несправедливостей. Он учил людей добру, уважению друг другу, необходимости честно и справедливо прожить свою земную жизнь. Сам Иисус Христос мог совершать. Он умел исцелять больных, воскрешать умерших, мог накормить всех голодных и нищих.
— Дети, какие признаки христианства, вы можете назвать (ответы детей)
— Христианство учило людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных, уважению, уважению власти тех правителей, которые справедливо управляли своими народами. Христиане верили, что после смерти любой почитающий эту веру и выполнявший всё, о чём говорил Сын Божий, будет вознаграждён. Его ожидала вечная счастливая жизнь в раю. Тех же, кто не следует этим правилам, ожидали вечные страдания и мучения в аду.
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Князь Владимир и крещение Руси»
Надежда Чурюкина
Конспект занятия для детей 6–7 лет «Князь Владимир и крещение Руси»
формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины;
формировать представление о значимости крещения, принятия православия;
воспитывать чувство любви к Родине;
развивать у детей интерес к истории своего народа;
развивать внимание, восприятие, память, мышление;
воспитывать уважение к своей вере через рассказ о ее становлении.
Материал к занятию:
Предварительная работа: беседа, чтение сказок, былин, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Ребята, вы знаете, как раньше называли нашу страну? (Русь.)
Как называли людей, которые жили на Руси? (Русичи.)
Ребята, откуда мы можем узнать о том, как жили на Руси прежде?
(Об этом могут рассказать взрослые, можно прочитать в книгах, увидеть на старых фотографиях, картинах художников, познакомиться со старинными предметами в музее, посмотреть мультфильмы, кино.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сказали.
Воспитатель: У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, литературные произведения, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у нашей Родины – России. Сегодня мы с вами перенесемся на много веков назад.
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси, которое произошло усилиями, которые предпринял князь Владимир. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России.
Воспитатель: До князя Владимира на Руси многие люди не знали о том, что всю природу создал Господь и, что Он имеет над нею власть. Поэтому они боялись многого из того,что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им, как Богам. Для того что бы молится своим богам и просить у них помощи люди делали из дерева или камня статуи идолов и поклонялись им. Это поклонение называется язычеством. А людей, которые так делали, называют язычниками. (Слайд 2)
В то далекое время правителем русской земли был князь Владимир. (Слайд 3)
Он тоже был язычником и поклонялся богу солнца Перуну. Люди верили в разных богов и каждый считал, что его бог самый сильный и это создавало вражду между славянами. Князь Владимир очень переживал, что между людьми такая вражда. Он всё чаще стал вспоминать своё детство и свою бабушку княгиню Ольгу, которая была христианкой и учила Владимира добру. Тогда Владимир решил сам принять православную веру и отправился по Днепру, со своей дружиной, в византийский город Херсонес. (Слайд 4) Давайте, ребята, поможем князю Владимиру добраться до города Херсонес.
Дидактическая игра «Помоги отыскать дорогу» (лабиринт)Цель: развивать сообразительность, самостоятельность мышления, координацию движений. (Приложение)
После крещения Владимир стал совсем другим человеком, таким добрым и милостивым, что народ прозвал его «Красным солнышком». Он не хотел больше воевать, ему стало тяжело казнить даже разбойников и преступников. На княжеском дворе он стал устраивать угощения для всего народа, а больным велел развозить по домам хлеб, мясо и мед. (Слайд 5, 6)
Физкультминутка (под колокольный звон)
Звон по Руси раскатился! (руки вверх, влево, вправо)
Князь Владимир крестился! (руки на грудь)
Христианство учило людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, уважению, взаимопомощи и поддержке бедных и обездоленных.
Воспитатель: После этого на русских землях было построено много соборов, храмов и церквей. Ребята, в каких городах они построены? (Ответы детей.)
Воспитатель: храм Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира в
Храм в честь святого равноапостольного великого князя Владимира есть в городе Челябинске (Слайд 9)
Храм в честь святого равноапостольного князя Владимира в Сочи (Слайд 10) В Санкт-Петербурге – Князь-Владимирский собор (официальное название – собор Святого равноапостольного князя Владимира) (Слайд 11)
Князь Владимир Русь крестил,
Храмы всюду возводил.
Православной веры люди
Подвиг его не забудут.
С тех пор начал русский народ верить в единого бога, крестить своих маленьких детей. У вас почти у всех есть на шее крестик. А что это обозначает? (Это значит, что мы крещенные.)
Ребята о ком и о чем мы сегодня говорили? (ответы детей)
«Как жили люди на Руси». Мини-музей предметов русского быта. Конспект НОД в ИРС для детей 6–7 лет Цели: продолжить знакомство детей с жизнью наших предков, с русскими традициями. Воспитывать интерес к национально – культурной жизни русского.
«Осенины на Руси». Сценарий праздника для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «ОСЕНИНЫ НА РУСИ» Сценарий для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Цель: Приобщение детей к русской народной культуре.
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Посуда в Древней Руси» Задачи: Образовательные: продолжать знакомить с миром предметов и материалами, из которых сделаны эти предметы, их свойствах и качествах;.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Традиции чаепития на Руси» подготовила Матусяк Н. И., воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №13» г. Сергиев Посад Московская область Цель: приобщать детей.
Конспект занятия Театр кукол на Руси Развивающие задачи: развивать в ребенке способность эмоционально откликнуться на художественный вымысел игры; развивать эстетические чувства.
Образовательная деятельность для детей подготовительной группы «Народные праздники на Руси» Конспект НОД в подготовительной группе. Выполнила: воспитатель Климова С. С. «Народные праздники на Руси» Беседа с детьми о русских народных.
Православные традиции Руси-праздник Пасхи. (для детей старшего дошкольного возраста) Православные традиции Руси- праздник Пасхи. (для детей старшего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.
Проект для детей старшей и подготовительной группы «Новогодние традиционные празднования на Руси и в современной России» ТИП ПРОЕКТА: Познавательно- творческий. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Декабрь 2015- январь 2016г. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети старшей и подготовительной.
Развитие речи детей в Древней Руси Развитие речи детей посредством русского фольклора. Давайте вернемся к истокам древности, посмотрим на уклад жизни и привычки наших предков.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Занятие для детей 5–7 лет «Крещение Руси».
Наталья Селёдкина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Занятие для детей 5–7 лет «Крещение Руси».
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Занятие для детей старшего дошкольного возраста
«Крещение Руси»
1. Учить детей различать добро и зло, хорошие дела и поступки.
2. Научить детей разбираться в таких понятиях, как гуманность, доброжелательность, терпи-мость, а также определять жесткое обращение и уметь находить защиту от него.
3. Развивать у детей интерес к истории своего народа.
4. Воспитывать уважение к своей вере, через рассказ о ее становлении
Ход занятия:
— Ребята, многие из вас носит на шее крестик. Кто из вас знает, что это значит? Почему, именно крестик? (ответы детей)
— А где ещё можно увидеть православный крест, дети? (ответы детей)
— В далёкие времена, когда наше государство Россия, было Древней Русью. Люди, тогда их на-зывали славянами, верили в то, что на свете существуют особые потусторонние силы, одни си-лы могут помочь им в трудную минуту, защитить их детей от болезней, вырастить и сохранить урожай. Другие неведомые силы способны помешать людям, выполнить что-либо задуманное, наслать порчу и беды. Эти силы, как казалось человеку, определяли всю его жизнь и влияли на его дела. Чем больше сделает человек добра – тем лучше и легче он будет жить в потусторон-нем мире после смерти. Если же человек был злым и совершал нехорошие поступки, то тогда не только в обычной жизни, но и после смерти ему придётся несладко – его уже не станут вспоминать добрым словом, за его плохие дела придётся страдать.
— Неведомые силы, в которые верили славяне, представлялись им божествами, наделёнными сверхъестественными возможностями. Одно из таких религий было христианство.
— Ко времени правления киевского князя Владимира христианская религия уже давно утверди-лась среди народов многих стран, но Киевская Русь по-прежнему оставалась языческой стра-ной, где чтилось многобожие. Христианство было выгодно для власти, поэтому во время кня-жения Владимира, в 988 году, началось крещение Руси – принятие новой религии. Сначала её приняли жители Киева, которые крестились христианскими священниками в водах реки Днеп-ра. Речная вода как бы смывала с язычников их прежнюю веру и очищала их для принятия хри-стианства. Князь приказал уничтожить все статуи славянских божеств, чтобы они не напоминали о языческом многобожии. Их деревянные изображения раскалывали на части и сжигали в огне. Народ Киевской Руси очень любил князя и дал ему ласково прозвище – Владимир Красное солнышко. Христианская же церковь за заслуги в принятии этой религии населением Киевской Руси величает его Владимиром Святым.
— Христиане верили, что на землю приходил спаситель всех людей.
— Дети, как вы думаете, кто такой спаситель? (ответы детей)
— О спасители нам могут, рассказать священные книги христиан – Евангелие, что означает «Благая весть» или «добрая весть» и Библия или Священное Писание – главная книга любого христианина. В Библию тысячи лет назад люди, которых называли пророками, записывали всё, что Бог открыл им. Но мы ничего не могли бы узнать о Творце, если бы Он сам открывал нам о Себе. В этих почитаемых книгах рассказывается о земной жизни Сына Божьего, которого звали Иисус Христос. Иисус – древнееврейское слово, что означает «спаситель». Своими рассказами и проповедями Иисус Христос внушал людям веру в возможность избавиться от страданий, горя и несправедливостей. Он учил людей добру, уважению друг другу, необходимости честно и справедливо прожить свою земную жизнь. Сам Иисус Христос мог совершать. Он умел исцелять больных, воскрешать умерших, мог накормить всех голодных и нищих.
— Дети, какие признаки христианства, вы можете назвать (ответы детей)
— Христианство учило людей доброте, честности, кротости, терпению, справедливости, взаимо-помощи и поддержке бедных и обездоленных, уважению, уважению власти тех правителей, которые справедливо управляли своими народами. Христиане верили, что после смерти любой почитающий эту веру и выполнявший всё, о чём говорил Сын Божий, будет вознаграждён. Его ожидала вечная счастливая жизнь в раю. Тех же, кто не следует этим правилам, ожидали вечные страдания и мучения в аду.
Обсуждение прослушанного материала с детьми.
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию Отечества воспитывает уважение, гордость.
«Дом, в котором я живу». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Пояснительная записка: Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее необходимо.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей.
План работы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 168» План работы по самообразованию.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Презентация на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Воспитатель: Тарасенко Екатерина Викторовна Слайд 1 «Любовь.
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Актуальность: В силу ряда объективных и субъективных обстоятельств воспитание патриотических чувств у детей ушло на второй план. В 80-90-е.
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» Проект «Нравственно-патриотическое воспитание у старших дошкольников». Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели.
Программа самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Пояснительная записка Родина для человека – самое дорогое и священное, без чего человек перестаёт быть личностью. В. А. Сухомлинский События.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Объяснительная записка педагогического опыта работы. 1 слайд Тема семинара: «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников». «Любовь.
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Руси при князе Владимире».
Светлана Широбокова
Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Крещение Руси при князе Владимире».
— формировать представление о процессе крещения Руси при князе Владимире;
— развивать умение отличать хорошее от плохого;
— воспитывать чувство уважения к истории нашего народа.
Оборудование: презентация «Крещение Руси при князе Владимире», дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы живем?
Воспитатель: правильно, Россия. А много веков назад она называлась Русью.
Леса, озера, реки, горы,
Моря, равнины и поля…
О Русь! Тебе пою я славу!
И низко в пояс поклонюсь,
Откуда ж ты берешь начало,
Великая, Святая Русь?
О том, как много ты страдала,
Святая Русская земля,
Хранит история твоя.
В этом стихотворении наша страна называется «Великая, святая Русь», «Святая Русская земля». Часто говорят «Святая Русь». Почему? Существует много различных религий, но в нашей стране, России, самой распространенной является православная вера. Построено много красивых православных храмов и в каждом свои колокола (слайд 2). Колокольный звон стал частью жизни всего народа. По-разному жили русские люди. Но даже в те времена, когда было много страшного, греховного, все же было главное почти у всех русских людей. Идеалом образа жизни, нормой жизни была святость. Люди русские мерили свою жизнь не по богатству, не по знатности, а по святости угодников божьих. И вот то, что этот идеал был перед почти всеми русскими людьми целые века, и дает нам основание называть наше Отечество Святой Русью. Но так было не всегда. Давным-давно, в 882 году было создано Древнерусское государство с центром в Киеве, объединившее разные племена, которые были предками русских, украинцев и белорусов (слайд 3). Единой религии не было, так как у каждого племени были свои верования. Они боялись многого из того,что видели вокруг: молнии, грома, солнца, других явлений природы и поклонялись им. Это поклонение называется язычеством. Один из языческих обрядов сохранился до наших дней. Это сжигание Масленицы (слайд 4).
И только при князе Владимире в 988 году было принято христианство (слайд 5). Владимир, смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили жертвы — животных и даже детей.
Почему князь Владимир выбрал именно православную веру? Потому что он был очень мудрым человеком. Из летописи мы знаем, что князь Владимир слушал представителей не только православной церкви, но еще и католической, а также мусульман и иудеев. Он посылал послов в разные страны, чтобы они на месте познакомились с этими религиями. Когда после посещения Константинополя посланники вернулись в Киев, они с восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть — на небе или на земле». Такая красота открылась их глазам (слайд 6). Вот так Русь крестилась – через эту дивную Божественную красоту. В итоге Владимир сделал выбор в пользу христианства и крестил Русь (слайд 7). И вот это «как на небе» потом появилась и на Руси: и в Киевском Софийском соборе (слайд 8, и в Новгородском (слайд 9, и в храме Покрова на Нерли, и во многих других. После крещения князь Владимир стал другим человеком, добрым и милостивым. Народ прозвал его «Красным Солнышком».
Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Языческая Русь стала православной Русью.
Море синее в волнах, (двумя руками показываем волны)
И ракушки на песках, (присели, погладили ладошками песок)
Рыбки плавают в воде, (встали, сложили ладони и показали плавающих
Птенчики сидят в гнезде (присели, руки под подбородок).
Ярко звездочки горят (встали, подняли руки вверх, «померцали» пальцами (все пальцы свели и резко развели,
О добре нам говорят (развели руки в стороны).
Воспитатель: Есть вещи, которые мы можем увидеть, услышать, потрогать. Однако на свете есть много вещей, которые нельзя осязать, но без которых нам также невозможно жить. Это — любовь, ум, совесть, радость, добро. Этому учит нас христианская религия. Какие дела и поступки мы называем добрыми? (Ответы детей). Какие дела и поступки мы считаем плохими, злыми? (Ответы детей). А сейчас давайте поиграем.
Игра «Что такое хорошо и что такое плохо?»
(Дети выбирают картинки с добрыми делами и поступками, называют их и картинки с плохими делами и поступками).
Воспитатель: Молодцы, вы правильно справились с заданием. Доброта – это наше ласковое слово, улыбка подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час»
Доброта — она на веки
Некогда единые славянские братские народы сейчас переживают трудные времена. Но хочется верить, что добрые поступки и помыслы помогут преодолеть все разногласия и недопонимание.
1. Детский православный календарь – Москва, 2009. – 367 с. – ISBN 979-5-98891-340-5
2.Электронный ресурс: maam.ru>Детский сад>tri-stihotvorenija.htm1
Конспект занятия «Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» (для старшего дошкольного возраста) Цель: рассказать о празднике Крещение Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа Задачи: • приобщить ребенка к истокам православной культуры.