День празднования иконы табынской божьей матери

Празднование в честь Табынской Иконы Пресвятой Богородицы

19-го июня, в девятую пятницу по Пасхе — переходящее празднование Табынской Иконы Пресвятой Богородицы. Эта Икона особо почитается жителями Южного Урала. И наша весь — не исключение. В силу сложившихся обстоятельств многие прихожане не смогли попасть на традиционный Крестный ход и молебен.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей материБлагочинный о.Андрей предложил отметить праздник в монастыре. Накануне торжественно была отслужена праздничная вечерняя служба, а в сам день праздника — Божественная литургия и молебен перед чтимым Образом.

Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. Табынскую икону можно назвать даже сверхчудотворной. По многим местам в России можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Старые люди говорят: «Да, есть такая икона, как Казанская, очень старинная с темным ликом. Иконе той поклонялись казаки, потому, и называется она Табынскою. А лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».

Икона, несомненно, имеет очень древнее происхождение. По типу отделки доски, красок и рисунку греческого письма можно отнести время Ея написания к 12-му веку, то есть к тем временам, когда живущие здесь народы венгров, булгар и команов были вытеснены нашествием татаро — монгольских полчищ. Икона имеет крупные размеры (74×106 см) и характерную особенность — очень тёмный Лик. Настолько тёмный, что не различить Его черты.

Впервые Икона Пресвятой Богородицы, называемой ныне Табынскою, была обретена в 80 — 90-х годах 12-го века, в царствование Феодора Иоанновича, в 18 километрах от села Табынского, в живописном месте начала отрогов Уральских гор, где солёные ключи впадали в реку Усолку, недалеко от Вознесенской пустыни, впоследствии получившей название Пречистенской. Спустя 80 лет пустынь была разрушена постоянными набегами восставших башкир, а Икона сокрыта Промыслом Божиим.

Второе явление Святой Иконы относят к середине 18-го века, 1765-1768 годам, в самом храме села Табынское, в 9-ю пятницу по Пасхе. С тех самых пор эта Икона называется Табынской и с великой честью празднуется при стечении множества людей.

Существует множество точных списков Табынской Иконы Богородицы, имеющих местное почитание за чудеса, изливаемые по молитвам Божией Матери в городах Оренбурге, Самаре, Уфе, Златоусте и других. Однако настоящая Табынская отличается от всех копий своими ранами, нанесёнными Ей при втором Ея явлении: а) на верхнем крае имеется довольно значительный разруб; б) в нижней половине Иконы в середине — вставка. И последняя характерная особенность в том, что Она всегда была укрыта серебряным окладом, от чего имеются следы по краям Иконы.

Отметим, что с Табынской иконой связывают много чудес. Так, одна из легенд гласит, что в 1848 году в Оренбурге свирепствовала холера, унесшая в самое короткое время тысячи человеческих жизней. С тех пор эта болезнь появлялась здесь почти ежегодно.

Однако в 1856 году жители города обратились в Священный Синод с просьбой о разрешении ежегодно вносить Табынскую икону в город. Разрешение было дано, и в том же году, когда святая икона впервые была принесена в Оренбург, холера в городе прекратилась. В память этого события и в Оренбурге ежегодно 8-го сентября, на другой день по внесении святой иконы, проводится водоосвящение на реке Урал и крестный ход с иконой вокруг старого города.

Другое известное предание с участием Табынской иконой Божией Матери рассказывает о том, как три пастуха — башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог!» и раскололи икону на две части.

В результате, как утверждают рассказчики легенды, за такое святотатство пастухи ослепли. Они стали плакать и молиться: «Не уйдем, пока нас русский Бог не исцелит». Легенда гласит, что самый молодой из них «особо сильно молился и прозрел». Он подвёл своих товарищей к соленому источнику. «И они, каясь в содеянном, умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели». С этих пор даже вода в этом источнике стала святой.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей материМолитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Табынской»

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́ непреста́нная о нас пред Бо́гом Моли́твеннице и Хода́таице. О, Ма́ти на́ша Преблага́я, всех нас при Кресте́ Сы́на Твоего́ усынови́вшая. Благодари́м Тя, безчи́сленныя бла́га моли́твою Свое́ю нам испроси́вшая.

Благодари́м Тя, мно́жество ико́н Твои́х чудотво́рных стране́ на́шей дарова́вшая. Благодари́м Тя, ди́вную ико́ну Табы́нскую в годи́ну скорбе́й кра́ю Ура́льскому посла́вшая, на ка́мени ве́лием ико́ну Свою́ нам яви́вшая, мо́лим Тя: окамене́нныя сердца́ на́ша росо́ю моли́тв Твои́х умягчи́.

Ми́лость Свою́ нам показа́вшая у исто́чника водна́го, иде́же боле́зни на́ша теле́сныя исцеля́ются, да́руй нам пото́ки ско́рбных слез и очи́сти и́ми ти́ну грехо́в на́ших. У источника воднаго святою иконою Твоею благословение месту сему́ показа́вшая, помози́ нам сло́во Го́спода Сы́на Твоего́ испо́лнити и со́лию земли́ бы́ти.

Лик Свой те́мным, нам, гре́шным, омраче́нным грехо́м яви́вшая, просвети́ тьму грехо́в на́ших и приведи́ нас к ти́хому приста́нищу в ве́чныя оби́тели, угото́ванныя Го́сподом лю́бящим Его́. Аминь.

Источник

ТАБЫНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери
Табынская икона Божией Матери

Табынская икона Божией Матери

Празднование в 9 пятницу после Пасхи [1]

История

Первое Обретение

Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом. В 12 км от села Табынского (Южный Урал), основанного при царе Иоанне Грозном, располагалась Пречистенская пустынь. 30 насельников пустыни, которые трудились в поле и вываривали соль. Один из них, иеродиакон Амвросий, возвращаясь вечером с сенокоса и проходя мимо соленого источника, услышал голос Пречистой Богородицы: «Возьми мою икону». Убоявшись прелести, он не обратил на это внимания. Но на третий день, вновь услышав тот же голос, увидел чудотворную икону Божией Матери. Икона была на большом камне, около трёх метров в высоту и ширину, в тени большого дерева. Камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Он поспешил рассказать братии и крестным ходом сообща они приняли эту святую икону, поместили в храм и отслужили перед ней молебен. Храм закрыли, а наутро иконы там не оказалось. Нашли её на монастырских вратах, вернули в храм, но икона на следующее утро снова оказалась на вратах. Тогда над ней, как древле над Иверской, построили часовню и стали перед ней молиться.

Лик на иконе, явившейся в Табынске, был аналогичен лику на иконе Казанской Божией Матери, но гораздо более темный. Размеры Табынской иконы превышают Казанскую: в вышину с одной стороны 1,5 аршина (107 см), с другой менее на полувершок (105 см), в ширину 1 аршин 0,25 вершка (72 см) и в толщину 1 вершок (4,4 см).

Сразу после явления, с иконой стали совершаться многочисленные чудеса, вследствие чего она была возима для удостоверения в Казань и Уфу. Из Уфы святая икона исчезла, чудесным образом явившись вновь на соленом ключе близ села Табынское. Это стало известно царю Феодору Иоанновичу, и он даровал новые земли, на которых архиепископ Гермоген выстроил Пречистенский монастырь.

Однако, уже в 1663 году Пречистенская пустынь была окончательно разрушена и упоминаний о Табынской иконе более никаких не было. Где находилась святая икона Богородицы в это время – неизвестно. Однако через 100 лет произошло её второе явление.

Второе Обретение

Между 1765 и 1768 годом три пастуха-башкира пасли скотину у соленых ключей, и вдруг на большом камне, в том же месте, что и в первое её явление, они увидели саму собой стоящую икону Божией Матери. Предание рассказывает, что они бросились рубить её, топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Один из них, самый молодой – 14–15 лет, стал молиться и прозрел. Хотел убежать и снова ослеп. Опять молился и призвал к этому своих друзей. Они собрались у иконы, отчаянно вопия: «Не уйдем, пока русский Бог не исцелит нас». Каясь в содеянном, они умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию.

Икона была привезена в Покровский храм Богоявленского завода (пос. Красноусольск). Наутро иконы в храме не оказалось, обнаружили её в селе Табынском. С этих пор чудотворная икона Божией Матери называется Табынскою.

Впоследствии самый молодой из трёх башкиров крестился и прожил 130 лет, проводя особую подвижническую жизнь, всю жизнь ходя босым за Табынской иконой зимой и летом в одном подряснике и скуфье. Умер он под Челябинском, во время крестного хода идя за иконой и молясь.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери
Табынская икона Божией Матери

Всенародное почитание

Икона Табынской Божией Матери – покровительница всего Уральского края: Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. После её обретения в этих землях стали совершаться крестные ходы, которые сопровождались многими чудесами.

Икона спасла, как свидетельствуют записи 1848 года, Оренбург, где эпидемия холеры уничтожила около половины населения – 29 807 человек за пять лет. Только лишь в 1853 году вспомнили христиане о своей Заступнице, и с принесением иконы холера наконец отступила. Тогда же

К приносу святой иконы, ежегодно к 7 сентября, в Оренбург стекалась масса людей из ближайших сел, станиц и даже селений Бузулукского уезда Самарской губернии. Прибытие Табынской иконы встречалось всем городским духовенством, губернским начальством, местными войсками с оркестром полковых музыкантов. Внесение иконы в город сопровождалось праздничным колокольным звоном, прекрасным пением архиерейского хора, которое сливалось со звуками полковой музыки, играющей «Коль славен. ». Присутствие парадирующих войск со знаменами, всенародное пение тропаря «Заступница усердная. » и шествие многочисленного духовенства в преднесении хоругвей и икон довершало торжество.

Крестный ход с Табынской иконой в 1861 году являлся самым продолжительным в истории России. В лето этого года страшная засуха поразила Уфимскую губернию. Несмотря на то, что в каждом храме народ молился на полях и источниках вод, но Господь как будто не внимал молениям. И вот разнесся слух, что дождь там, где находится Табынская икона. Народ города Стерлитамака, уже наполовину сгоревшего, толпами выходил встречать свою Спасительницу, прося живительной росы. Среди молений ударил гром, пять суток лил дождь и засуха прекратилась. Икона же продолжила шествие по Оренбургским степям – каждая весь и град старались принять Великую Гостью к себе, крестный ход стал разрастаться, проходя уже 4000 верст (4267 км), посещая по просьбе жителей такие отдаленные города, как Челябинск, Тобольск и Кустанай. К православной святыне приступали и раскольники, и магометане. Известно, что башкиры на своих землях никого не допускали к несению святой иконы, так как сами желали нести её. Обильная благодать, исходящая от чудотворной иконы, исцеляла множество слепых, хромых, чающих Христова утешения.

По установленному порядку, икона Божией Матери из села Табынского поднималась после девятой пятницы по Пасхе и поблизости границ Оренбургской епархии проносилась по Верхнеуральскому уезду. Затем, если Пасха бывала ранняя и, следовательно, времени оставалось больше, то святую икону заносили в город Челябинск, Тюмень и Кустанай. В Оренбург икона вступала на праздник Рождества Богородицы, затем следовала до Уральска, заходила в Самарскую губернию и из Бузулука отправлялась обратно в Табынск, где пребывала до следующего года и оставалась до девятой пятницы, когда сюда стекалась масса людей из всех близлежащих областей. В. В. Даль вспоминал:

Святую Табынскую икону Богоматери возили в особой карете с пятью главками, а при иконе служил путевой причт и временно назначаемые священники и диаконы. В карету запрягались только те лошади, на которые никто и никогда не садился. Часто бывало, что икона останавливалась, и никто не мог сдвинуть ее. Затем оказывалось, что на этом месте закопан убиенный младенец, или совершались другие злодеяния. В некоторые селения икона и вовсе отказывалась заходить. Богородица как бы призывала людей к покаянию. Веруя в чудесную силу, знаменитую икону из Башкирии до самой революции 1917 года возили в карете по многим российским губерниям – в Самару, Кустанай, Тобольск, Уральск, Челябинск, Оренбург.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери
Табынская икона Божией Матери. Список кон. XX-нач. XXI вв.

После Революции

Последний крестный ход с иконой, проходивший в 1918 году, оборвался около Оренбурга. Внезапно на шествие напали красные, сорвали золотую Оренбургскую и серебряную ризы, а святую икону бросили на дорогу. Икона была подобрана казаками атамана Дутова. Во время Гражданской войны, в период наибольших колебаний казачества, атаман Оренбургского казачьего войска Дутов для поднятия боевого духа казаков вывозил в войска икону Табынской Божией Матери.

В Китае святая икона находилась в православном монастыре Харбина вплоть до 1948 года. И здесь Табынская икона прославилась своими чудесами так, что и китайцы молились ей, говоря: «Табынская икона приносит удачу». После 1948 года икона была вывезена архимандритом Филаретом (Вознесенским), будущим предстоятелем Русской Зарубежной Церкви сначала в Австралию, затем в США, в город Сан-Франциско. Далее ее следы теряются, и где она находится сейчас – неизвестно.

Схиархимандрит Серафим (Томин), бывший келейником митрополита Нестора (Анисимова), свидетельствовал что «Владыка Мануил (Лемешевский) (будучи уже Самарским архиепископом) обращался в зарубежный синод по поводу возвращения иконы. Но они отвечали, что икона у них, и они никогда ее не отдадут». Однако позднее, секретарь Сан-Францисской епархии Зарубежной Церкви протоиерей Петр Перекрёстов сообщал: «. У нас имело место заседание епархиального совета, и я спросил собравшееся духовенство (в том числе и двух наших Владык), слышали ли они о Табынской иконы Божией Матери. Никто о ней ничего не знает. Так что теперь я могу Вам официально сообщить, что в Западно-Американской епархии ничего не известно о Табынской иконе». В 1996 году архиепископ Брюссельский Серафим (Дулгов) отверг идею о том что икона хранится в сейфе в Нью-Йорке при Синоде как фанстастичную и неправдоподобную [4].

Согласно другой версии, икона пребывала до 1960 года в Свято-Никольском храме в городе Кульджа (Китай). В 1961 году икона, которую не было разрешено вывезти из Китая в Австралию, была передана прихожанину храма К. Фокину. В 1965 году было получено разрешение на вывоз, но связь с Фокиным была утеряна. По словам автора исследования по истории иконы протоиерея Владимира Сергеева [5], «многие верят, что Табынская икона еще находится где-то в окрестностях Кульджи в сокровенном месте» [6].

Имеется также мнение, что Табынская икона не вывозилась из Китая, а была спрятана в столице Синьцзян-Уйгурского автономного округа Урумчи то ли у русских, то ли у китайцев, или переправлена в Шанхай.

Есть также версия о существовании двух икон: подлинной и списка.

Почитание иконы в России не прервалось. Ежегодный крестный ход в её честь был запрещён в 1930 году и возобновлен в 1992 году [7].

Молитвословия

Наста́ дне́сь пресве́тлый пра́здник,/ Пречи́стая Де́во Влады́чице,/ честны́я Твоея́ Табы́нския ико́ны,/ я́же па́че лу́ч со́лнечных возсия́,/ источа́еши целе́бныя да́ры/ с ве́рою к тебе́ притека́ющим,/ Тя́ бо Христо́с Помо́щницу лю́дем Свои́м дарова́,/ покрыва́ти и спаса́ти от вся́кия беды́ рабы́ Своя́,// Еди́ну Благослове́нную.

Взбра́нной Воево́де ро́да христиа́нскаго/ и страны́ на́шея изве́стней Изба́вительнице,/ хвале́бныя пе́сни принесе́м, ве́рнии, Де́ве, Влады́чице Богоро́дице,/ Ты́ же, я́ко иму́щая милосе́рдие неизрече́нное,/ от вся́ких на́с ско́рбных обстоя́ний свободи́, да с любо́вию зове́м Ти́:// ра́дуйся, всего́ ми́ра Наде́ждо и Утеше́ние, Похвало́ Табы́нская.

О Пресвятая Владычице Богородице, Мати Господа нашего Иисуса Христа непрестанная о нас пред Богом молитвенница и ходатаица. О, Мати наша Преблагая, всех нас при кресте Сына Твоего усыновившая. Благодарим Тя, безчисленныя блага молитвою Своею нам испросившая. Благодарим Тя, множество икон Твоих чудотворных стране нашей даровавшая. Благодарим Тя, дивную икону Табынскую в годину скорбей краю Уральскому пославшая, на камени велием икону Свою нам явившая. Молим Тя, окамененныя сердца наши росою молитв Твоих умягчи. Милость Свою нам показавшая у источника воднаго, идеже болезни наша телесныя исцеляются, даруй нам потоки скорбных слез и очисти ими тину грехов наших. У источника воднаго святою иконою Твоею благословение месту сему показавшая, помози нам Слово Господа Сына Твоего исполнити и солию земли быти. Лик Свой темный нам, грешным, омраченным грехом явившая, просвети тьму грехов наших и приведи нас к тихому пристанищу в вечныя обители, уготованные Господом любящим Его. Аминь.

Использованные материалы

[1] По преданию – день явления иконы

[2] Существовала также ошибочная легенда о певром явлении иконы, имевшая хождение в Китае во время её пребывания там. Легенда гласит, что «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской (ныне территория Башкирии). О видении монах-провидец рассказал своему другу монаху-иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской.»

Источник

Башкирский край: под кровом Пресвятой Богородицы

Одна из самых загадочных икон и современные маршруты ее поисков

Матушка, о явлениях Табынской иконы Божией Матери в местности, где находится Ваш монастырь, многие верующие наслышаны. В СМИ было немало захватывающих публикаций на эту тему. Сейчас хотелось бы узнать, как в наши дни ведутся поиски святыни, по многим причинам называемой одной из самых загадочных икон. В том числе и потому, что поначалу ее считали Казанской, однако, как выяснилось, она не является списком с Казанской иконы, а только подобна ей.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

Назначенный на Уфимскую кафедру епископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (теперь митрополит), ознакомившись с историей епархии и историческими источниками, связанными со святынями Башкирии, предпринял попытку поиска некогда бывших пяти чудотворных икон епархии, в том числе и Табынской. Им были написаны письма-обращения к главе Русской Православной Церкви Заграницей и Папе Римскому. Множество писем было написано к соотечественникам, проживающим в США, Австралии, Новой Зеландии, Италии, Испании, Португалии, Канаде, то есть в те страны, где жили большие диаспоры русских и украинских эмигрантов, которые могли знать об иконе. Но отовсюду приходили отрицательные ответы. В конце 1990-х годов владыка дважды обращался в редакцию телепередачи «Жди меня», которую смотрят во многих странах. После телепередач приходили письма людей, имевших такие иконы, однако после их осмотра мы убеждались, что это дореволюционные копии.

Несколько раз владыка организовывал поездки ученых-краеведов в Китай, откуда привозили много свидетельств об иконе, но конкретно никто не назвал место ее нахождения до сего дня.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

В дальнейшем по благословению владыки, подробным изучением исторических материалов по иконе и ее поискам занялся клирик монастыря протоиерей Владимир Сергеев, который встречался со схиархимандритом Серафимом (Томиным). Он был последним постриженником на Святой Горе Афон (Русский Пантелеимоновский монастырь) и находился уже на покое в Оренбурге (куда к нему приезжали за советом и молитвой из разных уголков России). Схиархимандрит Серафим настоял, чтобы и наш батюшка приехал. Отец Владимир впоследствии написал о себе в печатном труде, что, будучи настоятелем, можно сказать, лишь Табынской горы (поскольку храма на ней пока не было), он об исторических исследованиях по Табынской иконе даже не помышлял. Но после того, как побывал у старца в Оренбурге, услышал от него о дивных чудесах, происходивших от святого образа Богоматери (сам старец знал о них от великих подвижников Уфимского и Оренбургского края), вдохновленный встречей и благословением схиархимандрита Серафима, принялся за работу. И не только погрузился в кропотливые исторические исследования. Начиная с 2011 года, батюшка предпринял активные поиски святыни в Италии, поскольку в числе прочих версий была такая: икону в 1948 году вывезли из Пекина иезуиты, вероятно, по просьбе владыки Виктора (Святина), начальника последней Российской Духовной миссии в Китае, который посвятил Табынской иконе небольшой домовый храм. Также имелись свидетельства о том, что нашу святыню видели в Ватикане.

С огромным интересом я прочитала на сайте епархии рассказ отца Владимира о том, как он ездил проверять эти сведения в Рим. Затем его поиски простерлись на Флоренцию и Венецию. А на официальном сайте обители есть два Ваших рассказа о поисках святыни на других континентах – в Америке и Австралии. И батюшка, и Вы, матушка, с такими живыми – и познавательными! – подробностями описали свои впечатления, что появилось чувство, будто мы разделили с вами радость совместного путешествия. Но на след первообраза так и не удалось выйти?

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

Молимся, ищем. Поездка в Америку (лето 2012 года) проходила в рамках продолжающегося поиска святыни. Мы пытались зацепиться хоть за какую-то ниточку, узнав следующую информацию: в Китае икона пребывала до 1948 года, а после изгнания оттуда русских по настоянию большевиков она попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет (Вознесенский), впоследствии Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, перевез ее в Сан-Франциско, и чудотворный образ исчез. Получив благословение Святейшего Патриарха Кирилла и митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, мы втроем – епископ Салаватский и Кумертауский Николай, я и казначея монастыря монахиня Еликонида (Короткина) – отправились в Москву, где влились в небольшую группу паломников, в основном москвичей, и полетели в Лос-Анджелес. Положила начало паломничеству поездка на Аляску, приуроченная ко дню памяти преподобного Германа Аляскинского и празднованию 200-летия Форта-Росса – первого русского поселения в Америке. Аляска, Калифорния, Аризона – мы побывали в этих трех штатах, посетили православные храмы и монастыри РПЦЗ, приняли участие в богослужениях, познакомились с достопримечательностями посещаемых нами городов. А сколько слез я пролила в Сан-Франциско в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» у нетленных мощей святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского! Всем сердцем просила: «Владыченька святый, помоги нам найти Табынскую икону!» Ведь владыка около 13 лет нес жертвенное служение в Китае. И когда коммунисты пришли к власти, он вывез свою паству сначала на Филиппины, потом в Америку. Должна сказать, что с 2000-х годов поиски Небесной Покровительницы Урала поддержал митрополит Смоленский и Калининградский, а ныне Святейший Патриарх Кирилл. Будучи в курсе нашего поискового процесса, Его Святейшество в следующем, то есть в 2013-м году по прошению митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона, благословил нас поехать в Австралийско-Новозеландскую епархию РПЦЗ, куда мы отправились в том же составе.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

В свое время в Новую Зеландию, расположенную к юго-востоку от Австралии, устремились представители первой волны русской эмиграции – переселенцы из Европы и беженцы из Китая. Поэтому далекая страна нас заинтересовала. В Окленде, в Воскресенском храме состоялась встреча с «самым дальним батюшкой», как назвал протоиерея Владимира Бойкова приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II – по самому отдаленному континенту, на котором только начинает возгораться свет православия. В Успенском храме австралийского города Мельбурн, где основные его прихожане – выходцы из китайских городов Шанхая, Харбина и Кульджи, бежавшие от репрессий во время «культурной революции» в стране, мне удалось пообщаться с двумя прихожанками, которые до 1965 года жили в Кульдже Синьцзянской провинции и помнят оригинал Табынской иконы в ризе. Кстати, и у проживавшего в Кульдже Виктора Павловича Метленко, потом переехавшего в Сан-Франциско, запечатлелись в памяти и сама икона в том храме, где его отец служил диаконом, и чудеса, явленные от нее. Одно из описанных им чудес – спасение урожая от страшной засухи, длившейся месяцы. После того, как у пруда был отслужен молебен с водосвятием перед принесенной чудотворной иконой, полил обильный дождь. Урожай был спасен! Живя уже в США, Метленко узнал от своих двоюродных братьев, перебравшихся в Австралию, что со святыней в Кульдже оставался отец Феодосий Солошенко, который хотел при отъезде в Советский Союз вывезти ее, но прихожане Свято-Никольского храма воспротивились этому.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери Так, может, она по-прежнему находится в Китае и там ожидает своего возвращения на Родину?

У нас было намерение съездить в город Кульджа, находящийся в ста километрах от казахстанско-китайской границы, и опросить верующих людей. Но я вдруг попала на операционный стол и, можно сказать, на два месяца вышла из строя. Возникла проблема со здоровьем и у монахини Еликониды. Вот и подумалось: вероятно, нет на эту поездку благословения Пресвятой Владычицы, и Она явит Свой чудотворный образ тогда, когда Ей будет угодно. Трижды пропадала икона, и каждый раз ее появление сопровождалось мощным духовным подъемом! Не случайно мой духовный наставник приснопамятный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв), в свою бытность иеромонахом, написал акафист Табынской иконе Божией Матери со словами: «…всего мира Надеждо и Утешение». Не одного края, а всего мира!

«Есть смирение – есть всё»

Матушка, как владыка Иоанн стал Вашим духовным отцом?

Это дорогие для меня воспоминания, которыми я уже делилась с корреспондентами и участниками одного из вечеров памяти владыки в Санкт-Петербурге. Также они вошли в книгу «Земной ангел и небесный человек: Митрополит Иоанн (Снычев) в воспоминаниях митрополита Никона (Васюкова) и игумении Иоанны (Смолкиной)», выпущенную в 2019 году издательством «Царское дело». Но с радостью и великим чувством благодарности к своему духовнику расскажу об этом снова. Я была 13-летним подростком, когда впервые увидела владыку. Он управлял тогда Самарской и Ульяновской епархиями и приехал в наше село Оськино (рядом с г. Инза, Ульяновской обл.) на престольный храмовый праздник. Церковь была битком набита, а владыка стоял на кафедре в митре, и мне не разглядеть было его лица. В окно лилось щедрое солнце, и от этого владыка стоял, будто в некоем розовом облаке. Я не перемолвилась с ним ни словом, но интуитивно почувствовала, что это тот человек, которого бы я хотела назвать своим духовным отцом. Однако прошло много лет, прежде чем моя мечта осуществилась. Мы встретились, когда я поступила в Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии и игумения Варвара (Трофимова) послала меня домой выписываться. Приехав в Самару, я пошла в епархию. Владыка принял меня, мы стали беседовать… И по милости Божией на протяжении 15 лет до самой его кончины я у него духовно окормлялась. Всякое было с моей стороны. В том числе и обиды на духовника, которые я лелеяла в душе и только позже осознавала греховность своих желаний и всю правоту владыки, выковывавшего во мне монастырский дух.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери В книге опубликовано много писем духовного наставника, адресованных мне. После небольшой преамбулы приведу два отрывочка. Когда мне в монастырской жизни приходилось предпринимать что-то серьезное, и тогда я желала узнать мнение по этому поводу духовно умудренной старицы. Бывало такое, что мне рекомендовали сделать одно, а владыка говорил другое. Как я поступала? Из двух советов выбирала тот, который для меня был легче к исполнению. Но сила молитв старца и правильного его руководства разбивали все вражьи козни. Вот что писал мне старец: «Не знаю, что и ответить тебе на твое письмо. В нем тонко проскальзывает дух самонадеянности и какого-то огорчения на духовного отца. Дай-то, Господи, чтобы матушки, познавшие монастырскую жизнь, передали тебе свой опыт и предохранили тебя от падений. Однако пренебрегать наставлением великих старцев Варсонофия, Иоанна и Дорофея не советую. Я не думаю, что ваши матушки превзошли опытом монашеской жизни опыт сих подвижников. Не пренебрегай старшими!» И далее: «Ну и глупенькая ты у меня! Неужто такая ваша монастырская жизнь, что мне не разобраться в ней и не понять ваших искушений? Мне все ясно, но я обращаю внимание на самое главное – на чистоту сердца своего чада. Если оно без грязи – я спокоен. А если нет – бью тревогу, невзирая на все трудности».

Сердце без грязи… Запоминающиеся слова. Их можно назвать емким и образным переложением шестой евангельской заповеди Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Наверное, матушка Варвара тоже ставила это во главу угла в своем мудром руководстве столь уникальной обителью?

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

Схиигумению Варвару, которая была моей духовной восприемницей по постригу и духовной матерью, называли всероссийской игуменией, а в духовном плане «глыбой». И это поистине так. Пользуясь огромным авторитетом среди епископата, священнослужителей, светских властей, сестер и паломников, она не превозносилась своими качествами и в беседах всегда призывала к смирению, часто повторяя: «Есть смирение – есть всё». Я благодарна матушке, что время от времени она мне давала возможность получать уроки смирения, являющиеся духовной наукой. Вспоминается такой случай. Как-то после службы матушка сделала одной из певчих замечание. Я оказалась стоящей рядом и также выразила провинившейся свое недовольство, как бы поддерживая игумению. И только потом поняла, какой дерзостью было с моей стороны, встав на уровень игумении, воспитывать сестру. Ведь сама находилась в подобного рода немощах! Заметив во мне тщеславие, матушка не замедлила сказать: «Знаешь, мать Иоанна, мы живем в монастыре, и с каждой сестрой может приключиться такое…» Так она сумела поставить меня на место, чтобы я не кичилась своей праведностью, не возносилась умом и смирялась.

Матушка имела не только богатый опыт в духовной жизни, но и обладала даром утешения людей в скорбях. Случилось так, что мой отец, находясь в командировке, попал в аварию и пострадал. Когда мне об этом сообщили, я несколько дней не могла прийти в себя – сердце разрывалось, хотелось как-то помочь. Мной овладело уныние. В такой сердечной туге я подошла к матушке и поведала ей о своей беде. Она выслушала меня и, легким шлепком по лбу коснувшись моей головы, сказала: «Не скорби! Будем за него молиться». После этого вокруг меня всё словно просветлело. Тяжесть, лежавшая на сердце, отступила. Мне по-прежнему хотелось жить и радоваться, трудиться и молиться. Вскоре по молитвам матушки и благодаря общей церковной молитве папа совершенно поправился… Воспоминания о многих этапах моей жизни и событиях в ней вызывают желание выкроить время, чтобы рассказать о реальных людях, у которых Господь судил мне учиться мудрости и смирению.

Проблема есть, но есть и надежда на ее решение

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери Матушка, хотя подлинник Табынской иконы Божией Матери не найден, всё же имеется немало списков, возродились и крестные ходы с особо почитаемым образом Божией Матери. Можете что-то рассказать об иконе, перед которой Вы с сестрами и прихожанами молитесь в монастырском храме, построенном в нашем веке? В храме, который паломники описывают как воздушный белый храм на горе, будто находящийся в полете?

Храм действительно красивый, вот только маленький – человек 50 в нем помещается. История, связанная с храмовой иконой, удивительна. 30 июля 1993 года в полночь в Покровском молитвенном доме поселка Красноусольский замироточила большая копия Табынской иконы Божией Матери. Ликом она была очень черная: все краски когда-то обгорели, оставив шелуху. И вдруг этот Лик наполнился благоуханным миром и напитался, как губка. Да так напитался, что внизу появились подтеки в виде струек, оканчивающихся каплями. Запах был едва уловим и напоминал свежесть весеннего леса. Ровно 40 дней продолжалось мироточение. Затем на лике появилось смутное изображение левого глаза. Через год изображение еще более проявилось: стало видно левую часть лика и правую бровь. Сейчас чудотворный список находится в нашем Табынском храме-часовне, и многие получают исцеление от масла из лампады пред ним. К этому добавлю, что на заседании Священного Синода от 27 декабря 2016 года был утвержден текст службы Божией Матери в честь иконы Ее «Табынская».

А когда Вы оставили родную Пюхтицу и возглавили обитель в Башкортостане? И с какими проблемами здесь столкнулись?

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери Если рассказывать в хронологическом порядке, то в Пюхтицкой обители я подвизалась около 15 лет. Затем в конце 1994 года была направлена в Москву на вновь открывшееся Патриаршее подворье нашего монастыря. Но где-то года через три по благословению игумении Варвары поехала в Западную Сибирь, в город Когалым Тобольской епархии с целью создания Патриаршего подворья. Был еще один этап в моей жизни – настоятельство в Свято-Покровском женском монастыре в селе Кизильское Челябинской области. Настоятельницей Богородице-Табынского монастыря на Святых Ключах в Башкоростане я была назначена в декабре 2002 года. И основная проблема, с которой пришлось сразу столкнуться, это, если можно так выразиться, безземелье. Участочек в 13 соток, на котором расположились насельницы обители, окружен обширной территорией курорта, известного лечебными водами. Помню, как наша любимая певица Валентина Толкунова пришла ко мне взволнованная и спросила: «Матушка, да что же такое творится? Тут монастырь, а вокруг него люди в купальниках, в плавках ходят!» Позже нам добавили семь соток, но в общей сложности 20 соток – это такая малость, когда за курортной территорией имеются свободные 63 гектара земли! Что все-таки удалось сделать за минувшие годы? Огородить свою территорию железобетонной оградой. Провести воду в сестринские кельи. Дополнительно к бывшей металлической лестнице построить бетонную, ведущую на гору в храм. Также у нас появились гаражи, швейная и столярная мастерские, трапезная для паломников. Еще мы сделали малую трапезную для насельниц. В обители сейчас 25 сестер. Часть из них подвизается на Татианинском подворье монастыря в городе Стерлитамаке. Мне очень хочется дожить до того времени, когда мы получим землю и сможем приступить к полномасштабному строительству, где будут также и необходимые объекты для паломников, потому что много людей на это святое место приезжает.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

Но есть какая-то надежда, что землю монастырю выделят в обозримом будущем?

Большие надежды в этом вопросе мы возлагаем на нового главу Республики Башкортостан Радия Хабирова, который, кстати, не так давно был главой городского округа Красногорск Московской области и столько православных святынь повидал! Конечно, Радий Фаритович понимает, какая великая православная святыня была явлена здесь, в Башкирии, на его родной земле, и насколько велико ее народное почитание. Вспомним одно судьбоносное событие из далекой истории. В середине XVI века башкиры добровольно присоединились к Русскому государству, получив в его лице могучего и надежного покровителя в многовековой борьбе с ногайцами, калмыками и казахами. Как пишут ученые мужи, это сделало реальным соприкосновение двух континентов – Европы и Азии, двух миров – славянского и тюркского, двух мировых религий – христианства и ислама. Хотя процесс взаимной адаптации шел непросто. Однако Господь и Матерь Божия в нем помогали, что подтверждают предания. Обратимся к одному из них. Предположительно в 1765 году на том месте, где чудотворный образ явился в первый раз (конец XVI века), три пастуха-башкира пасли скотину. Вдруг они увидели на камне икону Божией Матери и бросились ее рубить. За такое святотатство эти люди были наказаны. Они ослепли, после чего раздались рыдания: «Не уйдем отсюда, пока нас русский Бог не исцелит!» Самый молодой пастух, впоследствии принявший Крещение, молился особенно сильно и вскоре прозрел. По его молитвам прозрели и двое других. Крестившийся башкир прожил невероятно долгую жизнь – 130 лет. До конца своих дней он следовал за чудотворным ликом Богородицы. Рассказывая участникам крестных ходов о случившемся, старец говорил: «Наконец-то я узнал, как велик русский Бог!» Отец Владимир Сергеев записал свидетельство афонского постриженика схиархимандрита Серафима (Томина), что его бабушка по линии отца видела того 130-летнего старца. Ходил он босым, в одном подряснике и скуфье, а в лютые морозы спал в сугробах…

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

На сегодняшний день на земле Башкортостана действует девять монастырей и несколько сотен православных храмов (в 1990 году их было менее трех десятков). По словам нашего правящего архиерея митрополита Никона, почти 30 лет несущего послушание Церкви по управлению епархией, затем и митрополии в этом крае, православная и мусульманская часть населения живут как братья и сестры, потому что друг другу помогают и уважают традиции друг друга.

Матушка, в 9-ю пятницу по Пасхе совершается празднование еще одного чудотворного образа Божией Матери, тоже покинувшего Россию с эмигрантами после прихода к власти большевиков. К счастью, местонахождение иконы «Знамение» Курско-Коренная известно. Более того! Начиная с 2009 года, делегация Русской Православной Церкви Заграницей привозит ее из Америки на ее историческую родину, приурочивая это к традиционному осеннему крестному ходу. Многие тысячи верующих людей могут в эти дни поклониться одной из древнейших святынь Русской Церкви. Такую милость явил Господь!

И мы уповаем на милость Божию и со слезами просим Его Пречистую Матерь, чтобы поиски подлинника Табынской иконы увенчались успехом.

День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть фото День празднования иконы табынской божьей матери. Смотреть картинку День празднования иконы табынской божьей матери. Картинка про День празднования иконы табынской божьей матери. Фото День празднования иконы табынской божьей матери

Снимки представлены из архива монастыря (на некоторых запечатлены паломнические поездки в названные страны, осуществлявшиеся в рамках поиска святыни)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *