День пятидесятницы в библии что это

Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества

Новозаветная Пятидесятница – день, когда уверовавшим во Христа был дарован Дух Святой, Который, как мы можем прочитать в Книге Деяний Апостольских, сошел на апостолов в виде огненных языков. Священник Михаил Желтов комментирует читателям «ТД» богословские и богослужебные особенности празднования Троицы и Духова дня в преддверии этих праздничных дней.

Многие богословские идеи и события христианской эпохи явились осуществлением ветхозаветных прообразов и предзнаменований. Ветхий Завет был необходим, чтобы подготовить в человечестве почву для принятия Нового Завета и христианского благовестия. Поэтому совпадение названия церковного праздника Пятидесятницы с ветхозаветным неслучайно: христианская Пятидесятница явилась осуществлением прообраза, который был дан в Ветхом Завете.

В ветхозаветном годовом цикле выделялись три главных праздника: Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи новозаветной. Первая была воспоминанием об исходе израильского народа из египетского рабства, а вторая стала праздником победы Христа над узами смерти и освобождения уверовавших в Него из рабства греху. Аналогично произошло и с Пятидесятницей, которая из праздника отдельного народа превратилась в торжество для всего человечества. Ветхозаветная Пятидесятнца – воспоминание о даровании Закона народу Израиля. Новозаветная – день, в который через дарование человечеству Святого Духа совершилось дело спасения всего человеческого рода.

Ветхозаветную Пятидесятницу праздновали на 50-й день, то есть спустя семь недель после Пасхи (можно отметить, что семинедельные циклы имели особое значение в ветхозаветном календаре). Христианская Пятидесятница тоже отмечается на 50-й день после дня Воскресения Христова.

Важно понимать, что Пятидесятница – ключевое событие в истории человечества, увенчавшее дело спасительного домостроительства Божия. Отправляясь на Свои Крестные страдания, Господь Иисус Христос сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин 16. 7 ). Таким образом, именно в сошествии Святого Духа на апостолов состояло исполнение земного служения Христа. С момента Пятидесятницы начинается качественно иная эпоха существования человечества, когда люди, уверовавшие во Христа, образуют церковное сообщество, мистическое тело Церкви, в котором живет Святой Дух.

Почему это имеет столь большое значение? Мы веруем, что Сын Божий ради нашего спасения стал человеком по имени Иисус. Второе Лицо Пресвятой Троицы восприняло человеческую природу. С пришествия же Святого Духа начинается личное участие Бога в жизни каждого человека, уверовавшего во Христа и вступившего в Церковь. Это крайне важно. Бог должен действовать в каждом. Благодаря принятым нами Крещению и Миропомазанию, в каждом из нас действительно присутствует Сам Бог – Дух Святой. Апостол Павел пишет христианам: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» ( 1Кор 3. 16 ). Если бы не произошло Пятидесятницы, если бы люди не уверовали во Христа, Бог не мог бы действовать в них так, как Ему было угодно. Христос стал для нас «Первенцем из умерших» ( 1Кор 15. 20 ), освободившим человеческую природу от рабства греху, и после Его Воскресения в искупленных Христом людях, свободно захотевших этого, стало возможным действование Божие. Спасительное домостроительство Христово дало возможность человечеству, добровольно отдавшему себя в рабство греху, вернуться к замыслу Творца о нем без нарушения принципа свободы, который есть великий дар Божий и великая тайна.

Конечно, отчасти действование Бога в людях осуществлялось уже в ветхозаветные времена. Сам Бог обращался к Своему народу устами пророков. Христианам очевидно, что во пророках действовал Святой Дух ( 1Петр 1. 21 ). В Священном Писании Ветхого Завета встречаются упоминания о Духе Божием и даже Духе Святом. Однако Ветхий Завет еще не мог вместить учение о Боге, Едином в Трех Лицах, поэтому эти упоминания были лишь предзнаменованием христианского учения об Ипостаси Святого Духа.

Возникает вопрос о том, почему до Распятия и Воскресения Христовых Бог не мог действовать в людях, хотя при этом действовал, например, через пророков. И почему при этом пророки, в которых действовал Сам Бог, все равно, как и другие люди, попадали в ад. Это – тайна, мы можем сказать только, что таково было устроение Божие о мире, что даже самые святые и праведные люди Ветхого Завета нуждались в Пришествии Христовом.

Эта же мысль о связи между словом пророчества и проповеди и действием Святого Духа отражена в Символе Веры. Святой Дух назван здесь «Господом», то есть «Богом»; «Животворящим», то есть Подающим жизнь; «спокланяемым и сславимым» с Отцом и Сыном, то есть Принимающим равные с Ними почести – иными словами, Равным Им; «исходящим от Отца»; и, наконец, «глаголавшим пророки», то есть говорившим через пророков.

В учении о Святом Духе принципиально важно, что Православие исповедует Духа Святого как Исходящего «от Отца», но не «от Отца и Сына», как говорится в Символах веры западных христиан. Нередко в западном богословии можно встретить мысль о том, что Святой Дух – это некая сила, действующая между Отцом и Сыном (скажем, «любовь между Отцом и Сыном»). Это превращает Святого Духа из Третьего Лица Троицы в нечто безличное, почти что атрибут Божества. В работе одной серезной американской исследовательницы я недавно встретил утверждение, что, говоря о Святом Духе, современные рядовые христиане понимают Его и вовсе как какое-то особо радостное настроение во время своей молитвы, приятный эмоциональный настрой и так далее. В таких ложных пониманиях, причиной возникновения которых, видимо, следует считать внесенное много веков назад в Испании ненужное дополнение в латинский текст Символа веры: Filioque («и Сына»), и заключается серьезнейшее уклонение западного христианства от апостольского учения. Святой Дух – не атрибут Божества, не настроение и даже не благодать или энергия Божии. Святой Дух – это Сам Бог, Третья Ипостась Пресвятой Троицы, равная Двум другим – Отцу и Сыну. Бог – один, и в Нем – три Лица, Одно из Которых – Дух Святой.

Недаром православный праздник Пятидесятницы совмещает в себе две различные темы: собственно воспоминание события сошествия Святого Духа на апостолов, а также прославление догмата о Пресвятой Троице. Нам, наследникам византийской литургической традиции, это кажется совершенно естественным; однако в других традициях, праздник Троицы может праздноваться отдельно (например, в римской – в следующее после Пятидесятницы воскресенье). С этим связано и существование двух типов икон этого праздника. На одной изображено событие сошествия Святого Духа на апостолов: апостолы сидят по кругу, а из подвала выходит некий седой муж, который символизирует космос, то есть тварный мир, который исходит из тьмы незнания Бога к Боговедению. Второй тип иконы – это известная и любимая многими «Троица». Вообще-то, на ней изображено ветхозаветное событие – гостеприимство Авраама, но этот образ давно воспринимается в Церкви как символическое выражение догмата о Боге-Троице.

При этом многочисленные песнопения, прославляющие откровение Троицы людям, содержатся и в службе праздника Крещения Господня, потому что это откровение началось в момент крещения Сына Божия, когда, согласно Евангелию, Отец свидетельствовал, а Святой Дух сходил с неба. Это событие – основа нашего христианского Крещения и Миропомазания, когда на каждого крещаемого нисходит Дух Святой, подобно тому, как некогда Он сошел на Христа по Его человеческой природе при Его Крещении. Каждый крещеный человек пережил, если можно так выразиться, «личную Пятидесятницу», когда в Миропомазании после Крещения был помазан святым миром со словами: «Печать дара Духа Святаго». Эти слова означают, что человек получил Святого Духа, что ему был дарован Святой Дух после того, как в Крещении человек сораспялся и совоскрес Христу, и что этот Дух остается с ним, а Миропомазание как бы «запечатывает» Его присутствие, указывая, что Святой Дух никогда не отнимется от новокрещеного. Такова связь учения о Троице с Крещением. В Пятидесятнице же апостолы – а в их лице и вся Церковь – на своем личном опыте поняли, в чем заключается Троичный догмат.

Что касается богослужебных особенностей празднования, то Пятидесятница в Церкви – один из самых торжественных дней года. Служба совершается по самому праздничному чину из возможных. В частности, несмотря на то, что этот праздник приходится на воскресный день, на богослужении отменяются все воскресные песнопения, чтобы они не «отвлекали» от праздничных. Такое происходит только в случае самых главных праздников – например, если на воскресный день попадет Рождество Христово. После Пятидесятницы следует сплошная седмица, то есть без поста в среду и пятницу – такое бывает, кроме Пятидесятницы, лишь после праздников Рождества Христова и Пасхи. Следующий за Пятидесятницей день посвящен, как это бывает и в другие важнейшие праздники, тому лицу, без чьего участия праздник был бы невозможен. Поэтому если после Рождества Христова идет день Пресвятой Богородицы, а Крещения Господня – день Иоанна Крестителя, то за Пятидесятницей следует День Святого Духа.

Служба Пятидестницы преизбыточествует любимыми православными христианами песнопениями – такими, как, например, праздничная стихира «Царю небесный». Она так полюбилась людям, что примерно с XIV-XV веков ее стали прибавлять в начале каждой службы, включив в состав «обычного начала» (в более старой традиции обычное начало открывалось Трисвятым). Еще одна стихира Пятидесятницы, «Видехом свет истинный», которая стала настолько любима, что ее включили в чин Божественной литургии, где она поется после Причащения. Обе этих стихиры специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, будучи заменены другими песнопениями, чтобы в день Пятидесятницы прозвучать с новой силой. Еще одна известная стихира праздничной службы, «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся», выражает высочайшее богословие Пресвятой Троицы.

Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы – совершение после праздничной литургии великй вечерни, за которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Появление этих молитв связано с тем, что в древней Церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы были запрещены коленопреклонения. Конкретнее, это означало, что нельзя было стоять на коленях во время чтения ектений. Ектений в церковных службах тогда было значительно меньше, чем сейчас, зато во время их чтения все молящиеся вставали на колени (кроме воскресных дей и всего периода Пятидесятницы). След этого до сих пор сохраняется, например, в старообрядческой традиции, где сугубая ектения сопровождается поклоном. Ближе к нашему времени ектений стало гораздо больше и читать их стали стоя. Однако на вечерне в день Пятидесятницы сохранилась древняя традиция читать ектении коленопреклонно. Это связано с тем, что когда-то это была первая служба, когда после долгого перерыва разрешалось во время ектеньи встать на колени, и это коленопреклонение так и осталось ее богослужебной особенностью, даже когда на других службах оно было забыто.

Впоследствии к коленопреклоненным ектениям были дописаны для украшения еще и молитвы. Изначально молитвы были обращены к Богу Отцу и Богу Сыну. Было бы логично предположить, что должна была бы существовать еще и молитва Святому Духу, но византийская традиция изначально ее не знала. Патриарх Константинопольский святитель Филофей, ученик святителя Григория Паламы, эту логику реализовал и дописал молитву Святому Духу. Какое-то время она использовалась за богослужением, причем не только греческим, но и русским (она была переведена на славянский язык), но затем было решено вернуться к более древней византийской практике. Греки сделали это в XVI веке, а мы – после Патриарха Никона (у старообрядцев молитва читается до сих пор).

К молитвам самой Пятидесятницы прибавлены еще и другие, происходящие из древнего чина вечерни. На вечерне сейчас в начале священник читает 7 светильничных молитв, но в древнейших рукописях их было больше, и некоторые из них попали в чин коленопреклоненной вечерни, которую служат на Пятидесятницу. Эти молитвы, которые раньше читались на обычной, ежедневной вечерне, добавились к молитвам Пятидесятницы, так что происходит некоторое смешение, когда после высокоторжественной молитвы Пятидесятницы читается рядовая вечерняя молитва. Тем более эта разнородность заметна из-за того, что праздничные молитвы говорят о дне Пятидесятницы, а эти – просто о вечернем времени. Тем не менее, осознанное восприятие этих священных текстов все ставит на свои места. Поэтому каждому из нас следует осознать величие праздника и в смиренном благоговении перед величием тайны Божией воспеть Святому Духу: Царю небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!

Источник

Пятидесятница, или День схождения Святого Духа

Пятидесятница, или День схождения Святого Духа

Мы находились в небольшой комнате, украшенной средневековыми арками и колоннами. В комнате этой вместе с нами было несколько групп паломников из разных стран. Одна группа вполголоса молилась, другая пела духовные гимны, третьи читали вслух Писание. От полифонии молитвенных звуков на разных языках у меня закружилась голова. И тут же я поймал себя на мысли, что на этом месте, в этой комнате все именно так и должно быть! Это комната Пятидесятницы. Сюда сошел Святой Дух и дал Апостолам чудесную способность говорить на разных языках. Это было дано для того, чтобы Евангелие было понесено во все народы и все культуры земли. Чтобы свет Христовой веры, как в причудливом витраже, преломился и засиял гранями разнообразного, но искреннего религиозного опыта. Что это за комната?

В Иерусалиме, в старом районе Сион, есть удивительное здание. По преданию, именно здесь жил кто-то из почитателей Иисуса и он отдавал парадную комнату – горницу – своего дома в распоряжение Учителя, когда Тому это было нужно. Здесь была совершена Тайная Вечеря.
После Смерти и Воскресения Иисуса ученики продолжали собираться в этой горнице. Здесь и произошло невероятное событие: схождение Святого Духа на Апостолов.
Впоследствии древний дом был разрушен, но место это забыто не было. Почти тысячу лет назад крестоносцы возвели новое здание, которое дожило до наших дней. Оно не принадлежит ни одной из конфессий, и, чтобы не обижать представителей ни одной конфессии, здесь запрещены любые священные изображения, даже крест. Это просто пустая комната, декорированная средневековыми арками. Но от этой пустоты по спине пробегают мурашки. Да, комната не подлинная, да, все здесь не так, как в привычном и родном православном храме, но отчего вдруг возникает волнение? Отчего на глазах выступают слезы благодарности Богу и умиления? Почему, наконец, отсюда не хочется уходить, и ты все медлишь и медлишь, хотя твоя группа ушла.

День пятидесятницы в библии что это. Смотреть фото День пятидесятницы в библии что это. Смотреть картинку День пятидесятницы в библии что это. Картинка про День пятидесятницы в библии что это. Фото День пятидесятницы в библии что это
В Сионской горнице.
День пятидесятницы в библии что это. Смотреть фото День пятидесятницы в библии что это. Смотреть картинку День пятидесятницы в библии что это. Картинка про День пятидесятницы в библии что это. Фото День пятидесятницы в библии что это
На крыше Сионской горницы. Отсюда видны огни вечернего Иерусалима.

Что произошло тогда, весной 30 года (или 33-го? – ученые спорят, какая из дат точнее, но определенно, что одна из них верна), во дни иудейского праздника Пятидесятницы?

Итак, Христос Воскрес из мертвых. Какое-то время Он являлся ученикам. Воскресший был тем же, но и иным… Его физические свойства изменились: Он мог исчезать и появляться, мог оставаться неузнанным, а потом – какое-то Его слово, жест, и как будто пелена спадала с глаз, и Его узнавали. Тело Воскресшего больше не было подвержено тлению и немощи. Естественно, пообщавшись с Учениками, Иисус с ними не оставался. Куда Он уходил? Он уходил – в мир иной, или, выражаясь традиционным библейским языком, на Небеса, к Отцу.
Думали ли вы, что каждое явление Воскресшего Христа заканчивалось, по сути, Его Вознесением? Малым Вознесением, или лучше даже вознесением с маленькой буквы.
Через какое-то время (Евангелист Лука называет точное число: 40 дней – Деян. 1: 3) Иисус окончательно Вознесся.
Мы не будем сейчас говорить об этом подробно, предостережем только от поверхностного и буквального понимания Евангельского рассказа о Вознесении. Иисус не взлетел в небо. Он взошел на Небеса! Чувствуете разницу? Обратили внимание на то, что в одном случае мы написали слово «небо» с маленькой буквы, а в другом случае – с большой?
Небеса (или Небо) с большой буквы – потусторонний, божественный мир, присутствующий рядом с нашим. Два мира: мир сей и мир Небесный – это как две стороны монеты. От нас потусторонний мир закрыт, но для Христа, после Его Воскресения, оба мира стали взаимопроницаемы. Спаситель входил в мир иной так же легко, как мы входим через дверь в соседнюю комнату.

Прощаясь с учениками перед окончательным уходом на Небеса, Воскресший Иисус сказал: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. …Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян 1: 4-8).
Евангелист Лука не без юмора замечает: Когда они (Апостолы) смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1: 10-11). Хватит смотреть на небо, хватит цепляться за прошлое, говорят Ангелы, вас ждет славное будущее, смотрите вперед!
И Апостолы возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24: 52). Они вернулись в Иерусалим и пребывали в молитвах и общении, ожидая обещанного от Бога знака начала их нового служения.

И знак этот через несколько дней был дан.

Вот мы и приблизились к рассказу о схождении Святого Духа на Апостолов:

У евреев было три главных праздника: Песах (Пасха), Шавуот (Недели) и Суккот (Кущей). Первые два праздновались весной, третий – осенью.
Шавуот (др.евр. Недели) наступал через семь недель после Песаха и падал на 50-й день. Во времена Христа по-гречески этот праздник так и называли: Пентекосте, что буквально значит Пятидесятый (день). Отсюда наше название Пятидесятница.
Праздник этот был посвящен сбору урожая. В этот день израильтяне, в честь Господа, пекли особые хлебы и приносили их в Храм.
Апостолы, которые были по происхождению евреями, естественно, тоже отмечали эти праздники. Это их родные праздники, и ничего плохого они в себе не несли.
То, что произошло в этот день, донес до нас Евангелист Лука, написавший, кроме Евангелия, также книгу Деяний Апостольских:

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их, нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его (Деян., гл. 2).

Этот рассказ Ап. Луки не является репортажем, то есть точной фиксацией того, что произошло в тот день. Лука преследовал, скорее, богословские задачи – сообщить о неких важных вещах, открывшихся в тот день, нежели стремился перечислить события того дня. Для своих целей Лука творчески обработал подлинные предания очевидцев о излиянии Святого Духа, превратив их в тот красочный рассказ, который мы знаем и так любим.

Давайте разберем рассказ Луки.

Первое, о чем можно задуматься, читая эту историю: почему о событии схождения Святого Духа на Пятидесятницу не сообщает никто, кроме Луки? Ни Ап. Павел, ни другие Апостолы, абсолютно никто. Может быть, они посчитали лишним об этом писать, потому что об этом уже написал Лука? Это невозможно хотя бы потому, что Лука писал одним из последних (Ап. Павел писал на 20 лет раньше его, Евангелист Марк – на 10 лет раньше) и, в любом случае, другие авторы Нового Завета не читали книгу Деяний. Это очень странное молчание.

Можно задуматься и вот над чем: рассказ о схождении Духа имеет, как кажется, очевидные параллели с другой историей: началом Служения Иисуса Христа. Мысленно сопоставьте рассказ о Крещении Христа и рассказ о схождении Святого Духа:
Когда Иисус крестится, то раздается с Небес глас Божий, является голубь… Вот и здесь Лука делает акцент на визуальных и слуховых феноменах: шум с неба, как от бури, огненные языки над каждым из присутствующих (Бог в Ветхом Завете часто открывался в буре и огне)…
И в Крещении Иисуса, и здесь – сходит Дух Святой. Тогда – на Христа, здесь – на учеников Его.
После Своего Крещения Иисус произносит «программную» речь: см. Лк. 4: 16-30, здесь же, после схождения Святого Духа, Ап. Петр встает и также произносит «программную» проповедь.
Возникает вопрос: не является ли вся эта история о схождении Святого Духа прекрасной богословской миниатюрой, сочиненной Лукой в качестве параллели к рассказу о выходе Христа на Служение? И тогда, и сейчас сходит Дух Святой. И тогда Бог открылся, и здесь пророкотал гласом бури и явился в виде огня. То есть, не хочет ли Лука этой историей просто твердо и четко заявить, что Апостолы – продолжатели дела Христа? Что дело Иисуса Христа продолжается, и что теперь на этой ниве будет трудиться не один Иисус, а десятки, сотни, тысячи укрепленных Святым Духом людей?

И да и нет. С одной стороны, мы не можем утверждать полную историческую достоверность некоторых аспектов этого повествования. Вместе с тем, несомненно, что Лука строит свой рассказ на основании подлинного предания, причем очень важного для Церкви и бережно хранимого.

Несомненно, что был некий толчок, нечто, что положило начало энергичной проповеди Апостолов. Апостолы пошли в мир не сами по себе и не отчего-то вдруг, а потому, что на них сошел Святой Дух. Иисус предсказывал, что сойдет Дух? Предсказывал! (Вспомните: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин. 14: 16-17).)

Но когда это обещание о схождении Св. Духа исполнилось, Евангелисты расходятся в свидетельствах. Марк и Матфей об этом не упоминают вовсе, Иоанн говорит, что Дух Святой сошел на Апостолов сразу же после Воскресения Христова: Иисус дунул, и говорит им: примите Духа Святаго (Ин. 20: 22).
Лука дает другую версию схождения Святого Духа. В работе над книгой Деяний Лука пользовался различными материалами и воспоминаниями очевидцев (сам он очевидцем этих событий не был). И Лука относит событие схождения Св. Духа ко времени после окончательного ухода Воскресшего Христа на Небеса.

А) Луке были известны предания о некоем исходном мощном переживании воздействия Духа на первых последователей Иисуса в Иерусалиме.
Б) Это переживание сопровождалось странными явлениями, элементами видений и говорением на разных языках.
В) Также Лука знал об особой роли Ап. Петра в числе учеников, поэтому доносит до нас, что первую проповедь после схождения Святого Духа произнес именно Петр.
Г) Знал Лука и о богословии ранней Церкви, то, на чем основывалась юная христианская вера и вложил возвещение этой веры в уста Ап. Петра.
Все эти элементы подлинной истории Лука и использовал для создания великой картины о долгожданном схождении Святого Духа.

Зачем Луке понадобилось так подробно касаться истории схождения Святого Духа на учеников Христовых, ведь другие авторы Нового Завета не уделяют этому такого пристального внимания?
История о христианской Пятидесятнице очень важна для Луки потому, что через нее Лука вводит в свою книгу важное действующее лицо – Святого Духа.
В книге Деяний очень много сказано о действии Духа в Апостолах и христианах. Святой Дух
– дает мужество иерусалимским христианам перед лицом гонений (Деян. 4: 31);
– укрепляет диакона Стефана в его мученичестве (Деян 7: 55);
– становится ответственным за чрезвычайные проявления чудодейственной силы в Апостолах (Деян. 13: 9);
– вдохновляет Апостольские постановления (Деян. 15: 28);
– направляет и буквально сопровождает Апостолов (Деян. 16: 6-7; 19: 21 и др.)…

Поэтому и начать эту книгу о действии Святого Духа естественно с события сошествия Духа в наш мир. Попутно, Лука объясняет, что Дух сошел не Сам по Себе, а от Сына: Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. 2: 33).

Богословское значение Пятидесятницы
Христианская Пятидесятница недаром является одним из самых больших праздников Православной Церкви. Мы не знаем, в какой степени сказанное Лукой соответствует реальной истории, но, как мы сказали выше, несомненно, что в основе этого рассказа лежат подлинные элементы первохристианского Предания. Апостол Лука искусно объединяет все элементы этого Предания в одну великую картину. В рассказе Луки воедино сплетены несколько важнейших для христиан тем. Укажем на основные:

1. Дух Святой. Как мы сказали выше, рассказ Луки объясняет, как Дух Святой вошел в Церковь и исполнил учеников Христовых.

2. Лука этим рассказом ненавязчиво поясняет, откуда произошло Крещение Духом. Православным людям это знакомо под названием Миропомазания. Сегодня мы уделяем как-то мало значения миропомазанию, даже не очень понимаем его смысл, но в Древней Церкви этому уделялось огромное значение. С первохристианских времен вместе с водным крещением особое внимание уделяли молитве о том, чтобы на крещаемых сошел Святой Дух. Вот как, в деня пятидесятницы на Апостолов сошел Дух Святой, так же Он должен сойти на всех христиан лично. И происходит это после крещения, при особой молитве о схождении духа (сегодня это чинопоследование Миропомазания). Вот, например, как рассказывает Лука о молитве о схождении Св. Духа, какая была в первом веке: Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго (Деян 8: 14-17).
Откуда берет исток традиция молиться о схождении Св. Духа? Что это значит – исполниться Святым Духом? Рассказ о христианской Пятидесятнице отвечает читателям книги Деяний на все эти вопросы.

3. Лука, связав событие схождения Святого Духа с еврейской Пятидесятницей, указал на важные в богословском смысле для христиан вещи. Как я упомянул выше, иудейская Пятидесятница, будучи праздником урожая, была в богословском смысле праздником заключения Завета с Богом[1]. В праздник Шавуот евреи вспоминали это событие.
Апостол Лука переосмысляет еврейскую Пятидесятницу в христианском ключе. Сейчас заключается Новый Завет! Не обновляется Ветхий, а рождается Новый!
То, что Лука проводит несомненные параллели с ветхозаветной историей, – факт. Например, Лука сообщает о шуме сильного ветра и об огне. И в рассказе об общении Моисея с Господом на горе Синай тоже присутствуют сильный ветер[2] и огонь[3]. В тексте иудейского автора Филона рассказывается, как Ангелы брали сказанное Богом на горе Синай и несли на язычках пламени вниз, людям. Книга Деяний вторит этим сильным метафорам и подобным образом сообщает нам о заключении Нового Завета с людьми.
Новый Завет – иной, по сравнению с Ветхим! «Между откровением Бога на Синае и Божиим откровением в Иерусалимской горнице существует огромная разница. Гора Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне: И восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх. 19: 18). К тому же, была дана заповедь под страхом смерти никому не приближаться к горе: Всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти (Исх. 19: 12). По-другому все происходит в день сошествия Святого Духа: ученики исполнились радостью и преобразились; из боязливых людей они превратились в неустрашимых исповедников, а из смертных – в богов по благодати. Разница между Синаем и Иерусалимской горницей видна и в различии между законами Ветхого Завета и Нового. Там закон был начертан на каменных скрижалях, сейчас же он написуется в сердцах апостолов. Апостол Павел говорит: Вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца (2 Кор. 3: 3). С сошествием Святого Духа исполнилось пророчество пророка Иеремии, по слову апостола Павла: Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом (Евр. 8: 10) (Митрополит Иерофей Влахос)».

4. Обратим внимание на то, что, по сообщению Луки, языки пламени вспыхнули над каждым из Апостолов. Это очень интересно. В Ветхом Завете Бог нередко появляется в виде огня. Вспомним огненный столп, водивший иудеев по пустыне, горящий куст Купины неопалимой. Но это всегда единый огонь. В этот раз огонь разделяется. Почему? Может быть, потому, что в Ветхом Завете не уделялось места конкретному человеку – человек был частью единого Божьего народа? В Новом же Завете, в Церкви Христовой каждый человек становится носителем благодати, к каждому Бог обращает Свое конкретное слово, о каждом у Бога есть свой уникальный план, каждый занимает свое уникальное место в Теле Христовом – Церкви.

5. Лука постоянно подчеркивает ту мысль, что ученики Христовы были вместе. Они потому и получили Духа, что были вместе: Все они единодушно пребывали в молитве и молении (Деян 1: 14); Все они были единодушно вместе (Деян 2: 1); Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах (Деян. 2: 42). Дух сходит к тем, кто открыт для другого, кто не замкнут на самого себя… Ключевое слово здесь – единодушно. Это греческое слово (омофимадон) встречается в книге Деяний 10 раз, тогда как во всем Новом Завете – еще лишь раз, в Рим. 15: 6![4]

6. Ап. Лука упоминает о чуде говорения на различных языках. Среди ученых нет единого мнения о том, что Лука имел в виду. Дело в том, что в первой Церкви существовал феномен глоссолалии. Это нечленораздельная экстатическая речь, которую считали явлением особого дара Святого Духа. (Подробно об этом феномене можно почитать в 14-й главе 1-го Послания Ап. Павла к Коринфянам.)
Может быть, Лука упоминает о такой глоссолалии? Могли ли приезжие из разных стран узнать свое наречие в лепете глоссолалии? Мы можем предположить, что они могли расслышать какие-то похожие слова и им могло показаться, что они узнали другой язык.
А, может быть, Лука сообщает об уникальном чуде, которое произошло только один раз – в этот день, о чуде говорения на иноземных языках?
А, может быть, Лука слышал рассказы о необычном «говорении» во время схождения Духа и, не будучи лично знаком с феноменом глоссолалии, подумал, что это был дар говорения на чужеземных языках?
Мы не знаем, что на самом деле произошло тогда, важно то, какие выводы делает из этой истории Ап. Лука. А ему важно о ней рассказать, чтобы подчеркнуть, что Апостолы должны идти во все уголки земли, ко всем народам, чтобы проповедовать о Христе.
Весь рассказ Луки о Пятидесятнице пронизан идеей важности христианской миссии – проповеди иудеям и язычникам о Христе. Очевидцы этого события явились представителями «всякого народа под небесами» (Деян. 2: 5-11). В цитате из книги пророка Иоиля Ап. Петр говорит: «всякая плоть» и «всякий, кто призовет имя Господне» (Деян. 2: 17,21). То есть, проповедь должна быть обращена ко всем народам, «до края земли» (Деян. 1: 8). Вот почему Луке так важно включить в свой рассказ об этом событии чудо говорения на различных языках.

О многом можно было бы еще сказать, но те, кто интересуется этой темой, могут продолжить исследование самостоятельно.

В заключение давайте предпримем необычную попытку: попробуем, исходя из всего высказанного, пересказать историю о схождении Святого Духа в День Пятидесятницы. Как ее можно подать современному человеку, чтобы его не оттолкнула сказочность каких-то элементов этой истории и чтобы ему было понятно, что нам хочет сообщить Апостол Лука:

…После Вознесения Воскресшего Христа к Богу Отцу прошло некоторое время. На пятидесятый день после иудейской Пасхи отмечался праздник Шавуот. В этот день в Иерусалиме собралось множество людей; единодушно пребывали в общении и молитвах и ученики Христовы. Внезапно произошло нечто необъяснимое, что можно выразить, только используя язык традиционных ветхозаветных образов. Это образы Богоявления: ветер и огонь. Что это было? Был ли это действительно ураганный порыв ветра, ворвавшийся в помещение? Были ли это настоящие, потрескивающие и даже пугающие, языки пламени? Или было нечто такое, к чему и слов не подобрать, почему и приходится пользоваться традиционными ветхозаветными символами?
В любом случае, ветер и огонь в этой истории куда как уместны: чтобы произвести в затхлой человеческой душе перемены и выжечь грех, поистине нужны ураганный ветер и пламя…
Лука описывает нечто новое: начало нового движения, подобное тому, как флот кораблей выходит в море, гонимый сильным ветром. Он хочет объяснить, что произошло нечто, благодаря чему небольшая группа испуганных и преимущественно необразованных людей столь быстро превратилась в силу, с которой пришлось считаться всему миру.
Но важны даже не ветер и не огонь как таковые, а то, что все почувствовали необычайное состояние. Это странное состояние, как будто ты родился заново (многие христиане переживают его в Таинстве Крещения и Миропомазания). Что это.
Не что это, а Кто это! Это пришел к ученикам Христовым долгожданный Дух Святой, о Котором говорил Иисус.
Исполненные Духа ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. Окружающие смеются: всего девять утра, а они напились дешевого вина[5]. Другие, прислушавшись, удивляются: «А ведь это иностранные наречия…»
Время проповеди настало! И как прорываемую напором воды плотину ничем не сдержать, так и речь Апостолов с этого часа полилась свободно и властно. Вчерашний рыбак, говорит как оратор. И речь его безальтернативна: либо ты становишься христианином, либо ты остаешься во мраке и погибели. Куда зовет тебя этот рыбарь? За Иисусом, Которого считали смутьяном и распяли, а Он вдруг вышел из гроба живой и невредимый.

Примечания
[1] Строго говоря, правильней говорить, что на Синае был обновлен, а не заключен Завет. Завет был заключен Богом еще с Авраамом. Но история с Моисеем и Синаем была не просто обновлением или подтверждением Завета. Это была переустановка Завета. Народ единодушно засвидетельствовал свою верность Богу, и ему в ответ было сказано, что теперь он будет «народом Божиим».
[2] О ветре сообщают иудейские предания, а не Писание. См., напр., Иосиф Флавий. Иудейские древности. 3.80.
[3] Огонь как Богоявление: Исх. 3: 2; 19: 18. Уподобление Бога огню: Втор. 4: 24;9: 3; Ис. 33: 14.
[4] Во всей Септуагинте это слово встречается 36 раз.
[5] У нас сказано «сладкого вина». Так называлось молодое неферментированное вино. Его пили бедные люди или пьяницы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *