Дендера египет храм хатхор
Занимательная Египтология. Часть 20
Храм богини Хатхор в Дендере. Или Последний Великий Храм Египта.
Затем фараон из глины навозы делал первый кирпич и укладывал его в основание храма. И дальше происходит медленное строительство храма.
Все эти процессии были описаны в текстах на стенах храма.
Наш гид особо подчеркивал, что настенные скульптуры для этого храма дарили целых 4 римских императора – Август, Тиберий, Клавдий, Нерон.
Одни ученые говорят, что нигде нет исторических свидетельств того, что сами римские императоры посещали этот храм, который даже по меркам Египта находился далеко не в центре цивилизации.
Другие же нашли на стенах храма рельефы, на которых изображено, что римский император в одеянии египетского фараона, вступает в этот храм для молитвы богине Хатхор. Но было ли это событие на самом деле?
Но есть рельефы и надписи свидетельствующие о покровительстве римских императоров строительству храма в Египте. О чем я писала выше.
Ученые нашли рельеф с изображением Клеопатры, Юлия Цезаря и их сына Цезариона. На стенах храма присутствуют имена императоров Августа, Нерона, Тиберия, Калигулы. Плюс ученые нашли изображения Калигулы, Клавдия и Нерона, а у входа в храм высечены имена Домициана и Траяна.
Финансирование храма прекратилось только после того, как Рим стал христианским.
И «добрые» первые христиане Египта разрушили внутри храма почти все статуи.
Так что и эта религия принесла ощутимый урон древним строениям.
Храм Богини Хатхор был окончательно заброшен во времена ислама. Тогда –то его и начали заметать пески.
Повторюсь. Так как этот храм был полностью занесен песком, открыли его только в 19 веке. А активные раскопки начались в двадцатом.
Здание очень сильно пострадало. Тут были и склады, и конюшни, люди жгли костры… Гид нам не уставал показывать закопченные потолки. Под копотью можно увидеть поистине уникальные рисунки и барельефы.
Некоторые росписи стен и потолка пострадали так, что их не могут отреставрировать даже в современных условиях.
Кто же такая богиня Хатхор? Это богиня любви и неба, которая покровительствовала женщинам и детям. А так же беременным. К ней обращались, когда возникали проблемы с зачатием или с самой беременность.
Она служила идеалом женственности. Египтяне ее часто называли «Золотая госпожа любви». Она супругу Бога Гора и дочь самого верховного Бога Ра.
Во дворе храма находится большое количество обломков, статуй, тут же и очень милая статуя бога Беса. Бес из пантеона малых Богов. Считается, что он помощник Хатхор, а так же покровитель младенцев и маленьких детей, домашнего очага и тд. Бес это не отдельный Бог. Это собирательный образ маленьких, карликовых божков.
Мы очень долго не могли зайти внутрь, хотя мы были единственными туристами в храме. Гид все рассказывал и рассказывал.
Внутри находится не очень большой гипостильный зал ( если сравнивать с карнакским) с 24 колонными. Колонны, естественно, увенчаны изображениями богини Хатхор. Снаружи храма тоже немало ее изображений.
А в гневе Хатхор становится беспощадной и яростной, принимая облик львицы Сехмет, преследующий богов и людей. В двойственном символе одной и той же богини зашифрован смысл женской силы: женщины-матери, дающей рождение и женщины – воительницы, рьяно защищающей свою семью, близких при появлении угрозы. (Из путеводителя)
Плюс Хатхор была персонафикацией Млечного пути. Прославлялась как космическое божество, от которого жизнь берет свое начало.
Удивительно, что уцелел потолок этого храма. (Вспоминая о том, что практически нигде не сохранилось потолков в гипостильных залах Карнакского и Люксорского храмов)
На потолке можно увидеть астрономические сцены, на стенах — описание царского визита в храм. И тут нам гид все очень подробно рассказывал, чуть ли не про каждый барельеф, который мы видели. Плюс про разные помещения, которые мы проходили. Тут есть комната, на потолке которой изображена богиня неба Нут.
Раньше эта был Зал Исполнения Желаний. Жрецы брали с простых людей деньги за то, чтобы их желания были исполнены. Дальше мы отправились в символическую Родильную комнату. На ее стенах можно увидеть сцены зачатия фараона, как его мать спит с Богом, рождения фараона. Мы же помним, что все фараоны – они рождены от Богов.
Именно эту комнату приходили в древности женщины, которые хотели иметь много детей.
На втором этаже, то есть на крыше храма, куда ведет лестница, находится несколько небольших святилищ Осириса и самой Хатхор. Из одного из помещений выносили ее статую во время мистерий.
Но, самые ценные божественные статуи, изображения и символы никогда не выносились из специальных помещений – крипт. В них допускались только жрецы высшего ранга.
В храме Хатхор ученые нашли, расчистили и привели в порядок 15 крипт, которые расположены ярусами. В этих помещениях, чаще всего находящихся под землей, хранились самые священные атрибуты культа, и проводились тайные обряды и церемонии.
Во многих книгах и путеводителях по этому храму написано, что здесь, на в тором этаже храма, вы должны почувствовать особую женскую иньскую энергию, так как Хатхор – женское божество.
Скажу сразу, ничего такого, никакой энергии или мистерии я не почувствовала. Мне было просто интересно все вокруг!
Во времена важных религиозных праздников на второй этаж храма допускали паломников, у которых были какие-то вопросы к богине. Паломники приносили богатые дары храму, проводили ночь на крыше и потом выскребали на камнях благодарственные надписи. Это делать не возбранялось, гид нам показал несколько таких сохранившихся надписей.
На втором этаже храма, в одном из залов находится Дендерский Зодиак или Зодиак Осириса. Сейчас мы видим копию. Оригинал давным-давно увезли во Францию. Сейчас он находится в Лувре.
Никто уже давно не сомневается в том, что древние египтяне прекрасно знали астрономию, и поэтому особого удивления не вызывает тот факт, что в этом зодиакальном круге изображены не только все знака Зодиака в привычной нам последовательности от Овна до Рыб, но и изображены сами созвездия.
Про этот зодиальный знак я прочитала интересную информацию.
Цитата «В 1821 году этот зодиакальный знак обманом вывез из Египта авантюрист, и чем-то египтолог Жан Баггист Лелоррен. Он выполняя «заказ» на египетские древности для парижского коллекционера Себастьяна Луи Сольние. Жан Баггист Лелоррен варварски выломал плиту с зодиаком из потолка с помощью порохового взрыва и бригады египетских копателей с зубилами и молотками, частично повредив изображение.
А Лувром оригинальный Дендерский зодиак был получен лишь а начале двадцатого века. В Лувр он попал из запасников одного из небольших музеев Парижа. В музее он оказался в 1839 г., когда был куплен на аукционе королем Луи-Филиппом! (1773-1850 гг.) за 150 тыс. франков.»
Правильно, без такой мистики и храм бы был не таким интересным местом.
Некоторые учены даже считают ( честно говоря, мне стало немного смешно, когда я это прочитала), что на зодиаке изображена не дата некоего «Апокалипсиса», а изображение звездного неба из иллюминатора межзвездного корабля в тот день и час, когда он оказался рядом с Землей,на которой еще не появились люди, то есть на зодиаке зафиксирована дата рождения человеческой цивилизации. Места для фантазии тут полно. Нафантазировать и напридумывать можно что угодно.
В Лувре я два раза довольно много времени проводила в Египетских залах, но, почему-то, этого зодиакального знака я там не помню.
Дату создания Дендерского зодиака ученые определили с довольно большой точностью. Помогло то, что в знаке присутствуют как древнеегипетские, так древнегреческие символы звездного неба. Зодиак был датирован первым веком до нашей эры.
Чем больше читаешь про этот храм, чем больше удивляешься. Что только не пишет. Вот еще одна теория. Цитата « А звездное небо, изображенное там, показывает небо до планетарной катастрофы, произошедшей на Земле более 11 тыс. лет назад.»
Про сам второй этаж тоже существует множество теорий, одна из них совсем невероятная и опять же касается инопланетян. Мощная крыша храма Хатхор напоминает посадочную площадку для внеземных летательных аппаратов (. Ни больше, ни меньше). Так решили потому что, ученые не могут объяснить, для чего в те древние времена понадобилось делать не просто ровную прямоугольную площадку, но и усиливать её, укладывая как минимум три слоя известняковых блоков весом десятки тонн, и усиливая нагрузку на подпирающие колонны. Возможно, боги прилетали сюда на каком-то летательном аппарате?
В общем, в Храме Хатхор гид нам взрывал мозг такой информацией буквально на каждом шагу.
Ни про храм Хатшепсут, ни про храм Карнака, ни про храм Луксора никто столько не рассказывал мистических легенд.
Казалось бы, обыкновенная экскурсия в не самый древний храм в Египте вылилась в хороший фантастический рассказ.
Спустившись со второго этажа, мы обошли храм. Сзади находится небольшое строение, похожее на ворота – его называют Звездными вратами.
Гид нам рассказал легенду, что в день зимнего солнцестояния эти врата становятся мистическим порталом. Через него на Землю мощным потоком изливаются разные божественные энергии. Если человек пройти через врата в это время, можно очистить свое энергетику, энергетическое тело, улучшить здоровье и тд и тп.
Хотя на дворе и был декабрь, до Дня зимнего солнцестояния было еще ой, как далеко. Так долго ждать мы не могли, хотя очень хотелось *улыбка*.
Но другой легенде это никакие ни врата, это святилище еще одного бога – сына Хатхор, Ихи. Эти врата исполняют заветные желание и даже дарят любовь.
Именно через них проходила египетская царица Клеопатра, которая искала любви Цезаря….
В общем, каких только легенд мы не наслушались.
Интересно, познавательно, а уж чему верить…
Ну и одна из главных тайн или легенд Дендеры – это барельеф с изображением какого-то загадочного устройства, которое ученые идентифицировали, как древнюю электродуговую лампу. В одном из культовых обрядов древние египтяне освещали фараона, вернее божество, которое стоит на коленях на большом квадратном камне, к которому идет кабель.
Изображение ламп находится в небольшой подземной комнате, больше похожей на небольшой, ужасно душный склеп. Плюс очень скудно освещенный.
Нормальную фотографию этих баклажановых ламп у меня сделать не получилось.
Это помещение, по словам гида, нашли далеко не сразу. Вход в него был тщательно замурован и хорошо замаскирован. Это помещение явно то, что осталось от первого, древнего храма.
Внизу, вокруг рисунков ламп расположено очень много иероглифов. Поэтому ученые предполагают, что это и есть тайные знания об электричестве, которые передавали лишь посвященным жрецам и поэтому эти помещения были спрятаны от всех.
Вверху, в залах есть такие же изображения ламп, но практически без текста. Просто барельефы. Там их могли видеть все, кто допускался в храм, а вот прочитать «инструкцию» внизу могли только избранные.
Как-то давно, в Интернете, на одном из сайтов о Египте, я наткнулась на интересную историю о том, как один швейцарский кинорежиссёр, который родился в тридцатых годах прошлого века и был яростным поклонником теории о том, что Землю неоднократно посещали инопланетяне, воссоздал то устройство, что было нарисовано на стенах храма Хатхор. Ему помогал его друг ученый инженер, который был австрийцем.
Нам показали остатки древнего озера. Сейчас эта небольшая лужа, заросшая травой и пальмами. За этим озером так не ухаживают, как за Священным озером в Карнаке.
Но и тут сохранились древние подземные каналы, которые ведут к Нилу и по которым раньше вода регулярно поступала в озеро.
И на пару ступеней мы спустились к подземному храму. Тут тоже было и есть озеро, но раньше были и священные комнаты, в которых хранились очень важные свитки.
Плюс где-то тут, за храмом, находились небольшие помещения, в которых готовились мази, благовония и священные составы, которыми, во время мистерий и богослужений умащивали статуи Богини Хатхор.
В Интернете я прочитала, что каменная часовня фараона 11 династии Ментухотепа I установленная перед Каирским музеем, была найдена на территории храмового комплекса Хатхор. Эту часовню я хорошо помню.
Храм богини Хатхор в Дендере
Египет – страна с богатейшей историей, на ее территории расположено бесчисленное количество древних построек и монументов, дошедших до наших дней. Один из них – храм Хатхор, находящийся в месте под названием Дендера. Он посвящен богине любви, искусств, женственности и материнства. Хатхор, как правило, изображалась в облике коровы, между рогами которой сиял солнечный диск.
Общая информация
Дендера – это небольшой городок в Египте на западном берегу реки Нил. В древности это место носило название Тентира и являлось центром культа богини любви Хатхор. Храм, возведенный здесь в ее честь, отлично сохранился со времен последних представителей династии Птолемеев. Его достраивал римский император Тиберий уже в то время, когда Египет территориально принадлежал к Римской Империи.
Храм Хатхор построен из песчаника, имеет в длину почти 80 метров и окружен высокой стеной из кирпича. Внутри располагается большой гипостильный зал с 24 колоннами, на которых высечены изображения Хатхор. На потолке зала можно увидеть астрономические символы, на стенах описан визит фараона в храм. Также храм Хатхор знаменит так называемыми барельефами Ламп Дендеры.
История богини
Богиня Хатхор, дочь бога солнца Амона Ра, была для жителей Древнего Египта олицетворением женственности, любви и материнства. Ее домом стал потрясающе красивый храм, известный еще c III века до нашей эры и неоднократно перестраивавшийся. Он выполнял свои функции на протяжении пятисот лет.
За величественными воротами располагается храмовый двор. Чуть далее находится крытый колонный зал, передняя часть которого открыта для солнечного света. Каждая колонна здесь напоминает собой ситр – священный музыкальный инструмент богини Хатхор, звуки которого сопровождали пение храмового хора.
Сама богиня Хатхор прочно ассоциировалась в сознании жителей древнего Египта с небом. И эта связь нашла свое отражение во множестве астрономических изображений на потолке главного колонного зала храма. До настоящего времени сохранили свой цвет рисунки планет, созвездий, знаков зодиака и иллюстраций, рассказывающих о прохождении золотой ладьи Ра через полдень и полночь.
Центральный проход второго колонного зала ведет в сердце храма Хатхор – святилище богини. Капители шести колонн зала сделаны в виде цветков лотоса и папируса, из которых появляется сама четырехликая богиня, покровительница четырех сторон света.
Каждый раз во время празднования Нового года статуя богини Хатхор, выносилась на свет солнца. Жрецы помещали ее в уабет – специальную очистительную часовню, расположенную чуть поодаль от святилища. После проведения ритуала очищения статуя выносилась на крышу храма. Здесь Хатхор воссоединялась с божественными лучами своего отца Амона Ра.
Однако самые ценные божественные образы, изображения и символы никогда не выносились из специальных помещений – крипт. В настоящее время храм Хатхор насчитывает 15 крипт, расположенных ярусами. В этих помещениях, чаще всего расположенных под землей, не только хранились священные атрибуты культа, но и проводились тайные обряды и церемонии.
Многие туристы, посещающие Дендеру, не могут пройти мимо внешней стены храма. Здесь навеки запечатлена в камне великая царица Египта Клеопатра, сопровождающая своего сына Цезариона на молитву. Сюда приходили еще греки и римляне, а затем арабы и жители Европы. Их, безусловно, притягивал этот храм любви, чистоты и мудрости. Здесь они черпали силы и слагали об этом месте легенды.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
ЕГИПЕТ: ХРАМ ХАТКОР ДЕНДЕРА
ХРАМ БОГИНИ ХАТХОР В ДЕНДЕРЕ
Содержание:
Египет – страна с богатейшей историей, на ее территории расположено бесчисленное количество древних построек и монументов, дошедших до наших дней. Один из них – храм Хатхор, находящийся в месте под названием Дендера. Он посвящен богине любви, искусств, женственности и материнства. Хатхор, как правило, изображалась в облике коровы, между рогами которой сиял солнечный диск.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Дендера – это небольшой городок в Египте на западном берегу реки Нил. В древности это место носило название Тентира и являлось центром культа богини любви Хатхор. Храм, возведенный здесь в ее честь, отлично сохранился со времен последних представителей династии Птолемеев. Его достраивал римский император Тиберий уже в то время, когда Египет территориально принадлежал к Римской Империи.
Храм Хатхор построен из песчаника, имеет в длину почти 80 метров и окружен высокой стеной из кирпича. Внутри располагается большой гипостильный зал с 24 колоннами, на которых высечены изображения Хатхор. На потолке зала можно увидеть астрономические символы, на стенах описан визит фараона в храм. Также храм Хатхор знаменит так называемыми барельефами Ламп Дендеры.
ИСТОРИЯ БОГИНИ
Богиня Хатхор, дочь бога солнца Амона Ра, была для жителей Древнего Египта олицетворением женственности, любви и материнства. Ее домом стал потрясающе красивый храм, известный еще c III века до нашей эры и неоднократно перестраивавшийся. Он выполнял свои функции на протяжении пятисот лет.
За величественными воротами располагается храмовый двор. Чуть далее находится крытый колонный зал, передняя часть которого открыта для солнечного света. Каждая колонна здесь напоминает собой ситр – священный музыкальный инструмент богини Хатхор, звуки которого сопровождали пение храмового хора.
Сама богиня Хатхор прочно ассоциировалась в сознании жителей древнего Египта с небом. И эта связь нашла свое отражение во множестве астрономических изображений на потолке главного колонного зала храма. До настоящего времени сохранили свой цвет рисунки планет, созвездий, знаков зодиака и иллюстраций, рассказывающих о прохождении золотой ладьи Ра через полдень и полночь.
Центральный проход второго колонного зала ведет в сердце храма Хатхор – святилище богини. Капители шести колонн зала сделаны в виде цветков лотоса и папируса, из которых появляется сама четырехликая богиня, покровительница четырех сторон света.
Каждый раз во время празднования Нового года статуя богини Хатхор, выносилась на свет солнца. Жрецы помещали ее в уабет – специальную очистительную часовню, расположенную чуть поодаль от святилища. После проведения ритуала очищения статуя выносилась на крышу храма. Здесь Хатхор воссоединялась с божественными лучами своего отца Амона Ра.
Однако самые ценные божественные образы, изображения и символы никогда не выносились из специальных помещений – крипт. В настоящее время храм Хатхор насчитывает 15 крипт, расположенных ярусами. В этих помещениях, чаще всего расположенных под землей, не только хранились священные атрибуты культа, но и проводились тайные обряды и церемонии.
Многие туристы, посещающие Дендеру, не могут пройти мимо внешней стены храма. Здесь навеки запечатлена в камне великая царица Египта Клеопатра, сопровождающая своего сына Цезариона на молитву. Сюда приходили еще греки и римляне, а затем арабы и жители Европы. Их, безусловно, притягивал этот храм любви, чистоты и мудрости. Здесь они черпали силы и слагали об этом месте легенды.
Дендера. Храм Хатхор. Электричество в Древнем Египте.
Cо времён Птолемеев храм отлично сохранился, его. достройка проводилась римским императором Тиберием. Впервые храм Хатхор был исследован в 1858 годуФрансуа Огюстом Мариетом.
Храм Хатхор в Дендере, известный еще в период Древнего Царства, посвящен богине Хатхор – дочери солнечного божества – Бога Ра, почитавшейся египтянами как символ любви, женственности, материнства, красоты, веселья и танцев. Египетское имя богини – Херу («дом Гора»), египтяне именовали её «золотой госпожой», Хатхор прославлялась как космическое божество, от которого жизнь берет свое начало, ей поклонялись в древности и поклоняются по сей день. Хатхор была персонификацией Млечного Пути и почиталась как небесная корова, родившая Солнце. По некоторым источникам, культ Хатхор существовал ещё при царе Скорпионе, другие утверждают, что первый Храм Хатхор был возведен ещё во времена, когда Египтом правил Бог Гор.
Меня интересовали «врата», которые расположены на пути с «священному озеру», справа от храма Хатхор, где якобы в глубокой древности находилось святилище сына Хатхор – Ихи (Айхи). Легенда гласит, что эти «врата» исполняют желания. Если верить преданиям, через эти «врата» не раз проходила Клеопатра, искавшая любовь великого Цезаря, а после его трагической гибели просившая подарить ей любовь Марка Антония.
Странным показалось то, что встреченный нами охранник, который любезно предложил нас сфотографировать в этих «вратах», почему-то настойчиво попытался поскорее увести нас от них. То ли действительно в этом месте сильная энергетика и стоять в этих «вратах» долго нельзя, то ли правила у охранников такие?
Однако Дендера привлекает альтернативных историков, прежде всего, изображениями, которые связывают с версией электричества в Древнем Египте. Якобы у египтян были электрические лампочки, которыми они пользовались при росписях знаменитых гробниц даже там, куда не мог проникнуть солнечный свет, и при этом ни на стенах, ни на потолке не оставалось никакой копоти от факелов.
Таинственные барельефы находятся в подземном помещении храма Хатхор, поскольку храм эпохи Птоломеев построен на древнем храме, верхнюю часть его колонны мы видели на уровне пола существующего храма. В дальнем углу храма Хатхор в полу имеется очень узкий проем – вход с лестницей, уходящей вниз в небольшое помещение, стены которого покрыты барельефами и иероглифами. Помещение очень низкое и душное, оно имеет 1,12 метра в ширину и 4,6 метра в длину.
Судя по массивным блокам, ранее закрывавшим вход в подземное помещение, в древности оно было тщательно замаскировано. Но зачем было прятать эти изображения? Тем более, что среди настенных фресок в одном из залов храма Хатхор есть такие же изображения «электрических ламп». Оказывается, в наземном зале храма изображения ограничиваются самим рисунком с небольшими текстами, а подземные барельефы окружены довольно большим количеством иероглифов, которые производят впечатление подробной инструкции к этому оборудованию. Возможно, именно «инструкции» и представляли «секретные знания», которые были оставлены египетскими жрецами на стенах древнего храма, и поэтому вход в подземные помещения был закрыт при строительстве храма Хатхор эпохи Птоломеев?
Якобы при содействии Эриха фон Деникена была произведена реконструкция «электрических ламп». Инженер-электротехник Вальтер Гарн из Вены воспроизвел «лампу накаливания», «змеевидный провод», «патрон» и даже «изолятор» в форме «джед-столба», после чего подвел к этой системе ток, и. свет зажегся. Видимо египтяне знали и применяли электричество еще в древние времена.
Большинство рисунков на стенах храма Хатхор напоминают инструкции: что и как должны делать жрецы для услужения Богине, что именно и в каком порядке ей подавать, какую играть музыку (есть даже изображение нот). Инструкции настолько подробны и детализированы, что исчезает ощущение культа и возникает чувство достоверности древней легенды, которая гласит, что храм – это дом Богини Хатхор, которая была верной одновременно двум богам – Гору и Тоту, а храм служил местом ее свиданий с этими богами.
На крыше храма сохранились две комнаты (капеллы), в первой комнате на потолке находится Дендерский Зодиак, во второй – изображения сцен из жизни, смерти и воскрешения Осириса – отца Гора. Как пишет Андрей Скляров («Цивилизация древних Богов Египта»), крыша храма напоминает посадочную площадку для летательных аппаратов, поскольку невозможно объяснить, зачем понадобилось делать не просто ровную прямоугольную площадку, но и усиливать её, укладывая как минимум три слоя известняковых блоков весом десятки тонн, и усиливая нагрузку на подпирающие колонны. Возможно, боги прилетали сюда на каком-то летательном аппарате?
Дендера, Загадочный храм Хатхор
Когда произносят слово «Дендера», то следующим следует ожидать слово «зодиак». Круглый Дендерский зодиак — очень странный, так до сих пор толком и не объясненный артефакт из храма богини Хатхор в египетском городке Дендера. Дендерский зодиак столь же удивителен, как и сам храм, над постройкой которого трудились поколения людей, живших во времена Александра Македонского и вплоть до последних римских императоров.
ОПОРА БОГИНИ ХАТХОР
За тысячи лет до появления в этих краях греков, а потом — арабов на месте Дендеры стоял храмовый город Та-Инд-Нетерт, что переводится как «ее божественная опора».
Дендера (Дандара) — городок на Ниле, известный во всем мире древнеегипетским храмом богини Хатхор — местом загадочным, окруженным множеством легенд.
Название Дендера появилось только в XVII—XVIII вв., в поздний период Османской империи: это арабизированное произношение древнейшего имени города.
Во времена Древнего Египта здесь были только пески, местность называли Лунет. Когда построили первый храм Хатхор, вокруг появились несколько поселков, а местность стали именовать Та-Инт-Нетер, или «ее (богини Хатхор) божественная опора». Судя по расшифрованным иероглифическим надписям на стенах храма, египтяне были уверены, что имя городу дала сама богиня.
Культ богини Хатхор был очень широко распространен с додинастических времен (5-3-е тыс. до н. э.), сама богиня почиталась населением Древнего Египта как одна из главнейших в пантеоне богов. Хатхор — богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев, супруга бога Гора (ее имя означает «Дом Гора», или «небо»), дочь самого верховного бога Ра. Здесь же поклонялись ее супругу Гору и их сыну Ихи.
Первый храм Хатхор, вероятно, был построен в Дендере во времена Древнего царства (Зтыс. лет до н. э.). В нынешнем храме-музее посетителям показывают зияющие в полу отверстия от снятых каменных плит. Под ними — уходящие в темноту ряды колонн того самого первого храма Хатхор. Археологи установили, что первый храм неоднократно перестраивали, чтобы удовлетворить требования фараона.
Причины разрушения храма не вполне ясны, но можно предположить, что он стал жертвой религиозных реформ фараона Эхнатона (1375-1336 гг. до н. э.). Стремясь возвеличить себя и укрепить свою власть, Эхнатон подверг репрессиям жрецов главного бога Амона-Ра, повелев поклоняться богу Атону и себе самому как абсолютному божеству. Жрецы изгонялись, храмы разрушались, в том числе и храмы его дочери Хатхор. Такая же судьба постигла и храм в Дендере.
Второй храм Хатхор, что стоит над останками первого, появился гораздо позже, и это крайне запутанная история.
В 332 г. до н. э. император Александр Македонский разбил персов и ему покорился Египет. В Египте Александр совершил долгое путешествие через пустыню в оазис Сива, где сохранился храм Амона-Ра. Оракул храма признал в Александре сына бога и нового фараона, и Александр повелел восстановить храм Хатхор. После Александра этим занимались правители Египта из династии Птолемеев, а завершилось строительство лишь при римском императоре Тиберии (42 г. до н. э. — 37 г.). То есть его строили более двухсот лет. Непонятно одно: зачем проводилась такая колоссальная стройка разными правителями, да еще с таким упорством и целеустремленностью?
Храм получился очень большой, и к тому же из всех древних храмов Дендерский — единственный восстановленный за 2,5 тыс. лет, не считая постройки двух новых храмов — Гора и Исиды. Нет никаких свидетельств того, что римские императоры посещали храм Хатхор. Но на его восстановление выделялись огромные средства, и это прекратилось лишь с окончательным утверждением в Риме христианства как государственной религии, после чего христиане разрушили почти все статуи в храме. А после распространения в Египте ислама храм Хатхор вообще оказался заброшен.
Забытый и засыпаемый песком храм Хатхор пребывал в таком состоянии до конца XIX — начала XX вв.
Город Дендера расположен в среднем течении Нила, на левом (западном) берегу реки.
ПОСЛЕДНИЙ ВЕЛИКИЙ ХРАМ ЕГИПТА
Назначение последнего храма Хатхор во многом остается неясным, археологические изыскания пока не дали даже приблизительного ответа на этот вопрос.
Интерес археологов к сооружениям в Дендере пробудили во второй половине XIX в. исследования французских египтологов. Они обнаружили заброшенный храм, на две трети занесенный песком (что спасло его от разрушения религиозными фанатиками), прямо в котором копты и арабы построили хижины. На крыше арабы устроили конюшни. Внутри храма жгли костры, потолки закоптились, и многие росписи уже не подлежат восстановлению.
Все культовые сооружения Дендеры возведены из песчаника, храм Хатхор окружен кирпичной стеной. На крыше храма находятся небольшие помещения — святилища Осириса.
За главным входом в храм слева расположены лаборатории, где готовили священные составы, мази и благовония. Под полом храма — несколько подземных крипт, служивших ризницами и кладовыми.
Большую часть храма занимает колоссальный гипостильный (колонный) зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями богини Хатхор. Так как храм строили на протяжении двух веков, в нем заметно влияние разных архитектурных стилей, в том числе уникальное для культовых сооружений Египта сочетание аскетизма времен фараонов с эллинской изысканностью. Это заметно, в частности, в колоннах с капителями в виде голов Хатхор.
На стенах — рассказ в картинках с описанием визита в храм правителя Египта. В его роли предстает римский император в одеянии египетского фараона, вступающий в храм для молитвы богине Хатхор.
На потолке — астрономические схемы с изображением символов созвездий и планет Солнечной системы.
Плафон центрального зала был ранее украшен подлинным изображением зодиака, ныне именуемого круглым Дендерским зодиаком и сейчас находящегося в Лувре. В 1821 г. его обманом вывез из Египта (проще говоря — украл) авантюрист Жан Баггист Лелоррен: выполняя «заказ» на египетские древности для парижского коллекционера Себастьяна Луи Сольние, он варварски выломал плиту с зодиаком из потолка с помощью порохового взрыва и бригады феллахов с зубилами и молотками, частично повредив изображение. Подлинный Дендерский зодиак был получен Лувром лишь в 1907 г., куда попал из запасников одного из музеев Парижа. В музее он оказался в 1839 г., когда был куплен на аукционе королем Луи-Филиппом! (1773-1850 гг.) за 150 тыс. франков.
А на потолке храма Осириса в наши дни находится гипсовый слепок.
Круглый Дендерский зодиак — тема многих споров в среде ученых и любителей мистики и эзотерики, склонных видеть на нем зашифрованную дату то ли случившегося, то ли грядущего Апокалипсиса.
Рядом со стенами храма Хатхор расположился древнейший некрополь, где находятся захоронения еще додинастического периода истории Древнего Египта. Они выполнены в виде усеченных пирамид-мастаб с подземными погребальными камерами, разграбленными еще при фараонах.
Стены камер эпохи Древнего Царства (2700-2250 лет до н. э.) и Первого переходного периода (2250-2050 лет до н. э.) сплошь покрыты рельефами и росписями, ставшими главным источником информации о Дендере, относящейся еще к периоду первого храма. Другие захоронения относятся к эпохе династии Птолемеев и Древнего Рима, то есть к периоду второго храма.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ Мастаба — арабское название, оно означает «скамья», что передает внешний вид ступенчатой пирамиды. Древние египтяне называли такие захоронения «пер-джет», или «дом вечности». Под пирамидой находится погребальная камера с мумией, в пирамиде — сердаб: молельня со статуей, в которую, согласно древнеегипетской мифологии, переселится душа усопшего, если мумия будет испорчена.
■ Дату создания круглого Дендерского зодиака можно определить с довольно большой точностью, так как в нем присутствуют как древнеегипетские, так древнегреческие символы звездного неба, что дает основание датировать его I в. до н. э.
■ На сегодняшний день существует несколько сотен версий даты, зафиксированной на круглом Дендерском зодиаке. Расшифровка осложняется тем, что в наши дни ученые не могут со значительной степенью достоверности отождествить все египетские символы Дендерского зодиака с конкретными звездами, что и порождает множество версий.
■ Самой оригинальной версией расшифровки смысла круглого Дендерского зодиака можно считать теорию, предложенную российским исследователем Виктором Травкиным. Он доказывает, что на зодиаке изображена не дата некоего «Апокалипсиса», а изображение звездного неба из иллюминатора межзвездного корабля в тот день и час, когда он оказался рядом с Землей,
на которой еще не появились люди, то есть на зодиаке зафиксирована дата рождения человеческой цивилизации.
■ Именно французы первыми заинтересовались постройками Дендеры, так как сохранились прекрасные рисунки храма Хатхор, сделанные художниками во время Египетского похода Наполеона в 1798-1801 гг., а их соотечественник Жан-Франсуа Шампольон (1790-1832 гг.) уже сумел прочитать древнеегипетские иероглифы.
■ Достопримечательность Каира — каменная часовня фараона Ментухотепа I (XI династия, около 2133-2117 гг. до н. э.), установленная перед Каирским музеем, была найдена на территории храмового комплекса Хатхор.
■ На стенах храма Хатхор сохранились многочисленные надписи, свидетельствующие о покровительстве римских императоров строительству храма в Египте: рельеф с изображением Клеопатры, Юлия Цезаря и их сына Цезариона, имена императоров Августа, Нерона, Тиберия, Калигулы, сохранились имена и изображения Калигулы, Клавдия и Нерона, а у входа в храм — имена Домициана и Траяна.
■ Британский археолог Уильям Питри (1853-1942 гг.), основатель современной систематической египтологии, при раскопках в Дендерском некрополе обнаружил отдельный некрополь с мумиями животных и птиц: соколов, газелей, змей, ихневмонов (египетских мангустов) и кошек. Обычай погребения животных сохранился в Дендере вплоть до эпохи Птолемеев и римских императоров
Иероглифы крипт храма Хатхор
Альтернативные историки считают, что судя по содержанию иероглифических надписей сопровождающих барельефы в храме Хатхор, те кто их вырезал уже плохо представляли истинный смысл рисунков, вероятнее всего, что изображения эти, доставшиеся в «наследство» от ранней цивилизации, стали «каноническими» и на протяжении времени копировались, лишь повторяя канон еще более древних, священных изображений.
«Лампы» Дендеры можно идентифицировать как трубки Крукса. Британский физик Уильям Крукс одним из первых начал изучать распространение электрического разряда в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение.