Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Новый Иерусалим и десница святой Татьяны

Россия — Третий Рим. Москва — Новый Иерусалим. Эти идеи господствовали в русском обществе, когда одна только Россия была независимым православным государством. Элита вынашивала мысль об освобождении Иерусалима и Константинополя. Для утверждения русского лидерства в православном мире патриарх Никон основал под Москвой «модель» Святого Города — Новоиерусалимский монастырь.

В XX столетии монастырь сильно пострадал, а восстановлен был относительно недавно. В будний день обитель немноголюдна: экскурсантов и паломников мало, а братии — всего 15 человек.

Над обителью высится Воскресенский собор. Я зашёл внутрь. В южном пределе — чёрный гранитный камень, источающий аромат нарда. Оправлен он гораздо роскошнее, чем прообраз — камень миропомазания, что в Святой Земле. Вообще Храм Гроба Господня в Иерусалиме, в котором я тоже был, сильно уступает по роскоши и великолепию Воскресенскому собору.

В середине храма расположена кувуклия. Это часовня, в которой находится место погребения Христа. У входа лежит серый валун — образ камня, отваленного ангелом от дверей гроба.

Примечательно, что Патриарх Никон основал первую в России изразцовую мастерскую. Изделия изготавливались на гончарном круге, покрывались цветной оловянной глазурью, а затем обжигались. Бирюзовыми изразцами щедро украшена кувуклия: здесь колосья, коронованные сердца, плоды граната, херувимы и серафимы.

Над кувуклией — ротонда, уходящая ввысь роскошная крыша-шатёр. После опалы патриарха Никона монастырь пришёл в упадок, и старая средневековая ротонда обрушилась в 1723 году (произошло это «вовремя» — богомольцы как раз вышли из храма на крестный ход). Новый шатёр проектировал знаменитый Растрелли, и теперь ротонда состоит из нескольких этажей-колец, украшенных причудливыми фигурами в стиле барокко.

Когда создавался Новый Иерусалим, в Святую Землю были посланы русские мастера для снятия мерок с главного храма христианского мира. Но позже, после очередного разрушения в Храме Святого Гроба, уже в Россию приехали архитекторы из Палестины, чтобы снять мерки для реконструкции.

Самым большим подарком для меня, как студента и паломника, стала десница святой мученицы Татианы.

Ковчежец был закрыт стеклянной крышкой,и я спросил у женщины за свечной лавкой, когда его открывают.

— Только раз в году, на вечерне перед Татьяниным днём, — разочаровали меня. — Сегодня во время помазания, — подумав, добавила свечница.

Стало совестно: я забыл, что сегодня 24 января. Но именно в этот день я выбрался в Новый Иерусалим. Люди неверующие называют такое совпадением.

Длань правой руки святой Татианы оправлена в жемчуг, она была подарена монастырю царевной Татьяной Михайловной в 1691 году. Святыня побывала в советском музее, но сегодня паломник вновь может приложиться к нетленной руке отважной девушки.

Я вышел из-за тяжёлых дубовых ворот полным впечатлений. Новый Иерусалим — уникальное сочетание архитектуры: здесь русские изразцы соседствуют с барокко и классицизмом. Это подмосковная Палестина, северная «икона» Святой Земли, которая расскажет о местах, где Спаситель провел земную жизнь.

Источник

Святая мученица ТАТИАНА Римская (†226)

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Святая мученица Татиана родилась в Риме в богатой и знатной семье (её отец трижды был консулом). Её родители тайно исповедовали христианство и воспитывали свою дочь в благочестии и вере в Бога.

Достигнув совершеннолетия, Татиана решила не выходить замуж, а принять обет целомудрия и посвятить себя служению церкви. Татиана была удивительно хороша собой. Нежное, бледное лицо ее обрамляли густые каштановые волосы. Стройная фигура, добрый нрав и удивительная для ее возраста разумность привлекали к ней внимание окружающих. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательна и исполнительна. Многие молодые люди из состоятельных семей сватались к Татиане, даже отец уговаривал ее создать семью. Но она говорила ему: «Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!» И отец оставил ее в покое, а женихам решительно отказал.

Татиана вступила в христианскую общину Рима, и епископ, видя усердие девушки, назначил ее диаконисой. Теперь у нее появилось множество обязанностей: посещение больных женщин и уход за ними, подготовка к крещению, надзор за богослужебными собраниями. Она почти не бывала дома, редко виделась с отцом, но была счастлива. Ибо, помогая нуждающимся, она служила Господу! Татиана могла сутками не спать и не есть, ухаживая за больными и бездомными. Зная доброту диаконисы, к ней шли обиженные, всеми забытые люди.

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Цирк в Древнем Риме

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Усмирение льва (художник Наталья Климова)

Татиану снова подвергли пыткам, а затем бросили в огонь, но пламя не причинило ей вреда.

Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Юпитера. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Юпитеру обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой.

Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа.

Мощи святой мученицы Татианы

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Десница святой мученицы Татианы

Мощи (десница) святой мученицы Татианы хранятся в Свято-Успенский Псково-Печерский монастыре с 27 января 1977 года. Десницу передал монастырю иеромонах отец Владимир (Москвитин) — брат архимандрита Афанасия (Москвитина), у которого эти мощи хранились ранее. Отец Афанасий служил в селе Спасское Клинского района Московской области 22 года, вплоть до дня кончины. Отцу Афанасию сию святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от отца Афанасия монашеский постриг. Они же в своё время выкупили святые мощи на золотую валюту при разорении Царско-Сельского государева дворца, где они хранились. По жестокости прошедших лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должными ей почестями и молитвенным предстоянием пред нею.

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Икона святой мученицы Татианы с частицей мощей находится в Новоспасском мужском монастыре (м.»Пролетарская», Крестьянская площадь, 10).

Покровительница студентов

С 1755 года мученица Татиана традиционно почитается как покровительница русских студентов. Именно в день ее памяти был учрежден знаменитый Московский Университет (12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета»).

Первоначально у Университета не было домовой церкви, поскольку он и сам временно занимал здание Главной аптеки. Лишь в 1791 г. в одном из флигелей нового здания университета, построенного Матвеем Казаковым, был организован домовой Храм мученицы Татианы в память о дне основания университета. Однако во время пожара в 1812 г. храм сгорел вместе с другими зданиями.

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Новое здание Московского университета на Моховой с церковью св. Татьяны. Г.Ф.Барановский. 1848 г.

Новый домовой храм Московского университета был перестроен в 1833 – 1836 гг. из правого флигеля усадьбы Пашковых на углу Никитской и Моховой улиц известным архитектором Евграфом Дмитриевичем Тюриным и освящен 12 января (25 января) 1837 году митрополитом Филаретом (Дроздовым) в честь мученицы Татианы. Примерно с того времени и пошла традиция устраивать в Татьянин день студенческие гуляния, а саму святую почитать как покровительницу студентов. На аттике, красуется надпись «Свет Христов просвещает всех».

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Храм святой Татианы при МГУ (Москва)

В 1918 году Храм мученицы Татианы при МГУ закрыли. В помещении церкви был устроен читальный зал: в храме были поставлены книжные шкафы юридического факультета. В 1958 году здесь открыли Студенческий театр. Лишь в 1995 году домовая церковь Московского государственного университета снова была освящена и открыта. Были привезены две частицы мощей от десницы св.Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая — положена в ковчежец.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

*При подготовке материала использовались сведения из различных православных источников.

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4-й
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Татиане Римской
О, святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вторая молитва мученице Татиане Римской
О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник

Православная УдмуртияИнтернет версия

Святые

Десница святой мученицы Татианы

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

jirik/tat/church/eg01.html ) небольшой материал, приоткрывающий завесу сей тайны, который и представляю Вашему вниманию.

В рассказе архимандрита Леонида (Кавелина) о Воскресенском, Ново-Иерусалимском монастыре мы находим следующее описание части мощей св. мц. Татианы.

«Ковчежец серебряный, вызолоченный, в коем хранится длань св. мученицы Татианы. На оном ковчежце вырезана со всех сторон надпись следующаго содержания: в сем ковчежце мощи св. мученицы Татианы, десныя руки длань, имущая четыре персты, а указательнаго несть, зане отъят бысть; ея же память празднует Святая Церковь месяца Иануария в 12 день.

Сию святую длань св. мученицы Татианы пожаловала по светлому и благому своему намерению, в обитель святую Воскресенскаго монастыря, еже есть Новый Иерусалим, Великая Государыня, благородная Царевна и Великая княжна Татиана Михайловна, в вечное утверждение неподвижно, в лето 7199 (1691) Иануария в 7 день. Месяца Иануария 12 дня, св. мученица Татиана мучена бысть в лето 5718, и от того времени до 7200 году 1481 год 4 месяца и 12 дней, отнелиже мощи сия святыя приложишася 1539 лет прейде. Сей ковчежец по благоговейному и праведному своему усердию ко святей сей мученице Благочестивейшия и Самодержавнейшия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны Наследника, внука Петра I, Благовернаго Государя и Великаго Князя Петра Феодоровича, Супруга Его, Благоверная Государыня и Великая Княгиня Екатерина Алексеевна с Императорския своея комнаты повелела умножить и возобновить и, яко же зрится, украсить лета Господня 1749 года апреля 10 дня».

В самом ковчежце по сказанному выше хранятся святые мощи мученицы Татианы, правая часть руки без указательного перста, в ладони же святых мощей довольно отнято. Оные мощи сверху в кисти и между пальцев украшены разным жемчугом, двумя изумрудами и двумя лаликами. Около раки в клеймах изображено живописью страдание мученицы Татианы от царя Тертуллиана.

По свидетельству архимандрита Тихона, наместника Псково-Печерского монастыря, до революции десница св. мц. Татианы пребывала в домовой церкви Зимнего дворца. Потом была перевезена в Крым и сохранялась монахинями. 30 января 1977 года нетленная десница св. мц. Татианы прибыла в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где находится и поныне в Михайловском соборе.

Святая мученица охраняет правою рукою своею нашу правую веру. Утверждает Православие и ограждает нас от ересей и расколов, испрашивая нам у Праведного Судии твердого стояния в правде Божией и сил для исповедания Христа.

Да хранит Вас Господь молитвами святой мученицы Татианы, ныне и присно, и во веки веков!

Источник

Царская Святыня Псковских Печор

44 года назад — 17/30 Января 1977 года, в Воскресный день, в Свято-Успенскую Псково-Печерскую обитель прибыла Святыня — Десница Святой Великомученицы Татианы Римской.

Вместе с тем 11/24 Января исполнилось 330 лет, как та же Святыня — Десница Римской Святой была передана в дар Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. Она там пребывает и ныне. Возникает вопрос: как одна и та же Святыня сразу может находиться и почитаться сразу в двух обителях? Нет ли в одном из двух случаев ошибки? Оказывается, никакой ошибки нет! Ответам на данные вопросы и посвящены мои заметки.

Печерскую Святыню по завещанию передал известному Всероссийскому Старцу — Отцу Архимандриту Иоанну (Крестьянкину; 11 Апреля 1910 — †5 Февраля 2006) душеприказчик его двоюродного брата — Иеромонаха Владимира (Москвитина; 1895 — † 12 Апреля 1976). Отец Владимир был родным братом Архимандрита Афанасия (Москвитина; 1906 — †28 Апреля 1971). Именно у Отца Афанасия Святые Мощи Татианы хранились ранее. Такую информацию недавно получил по WhatsApp’у от одного знакомого священника из русской глубинки — Иерея Александра. При републикации на Фасбуке и ВКонтакте дополнил текст для ясности датами и подробностями жизни, а здесь предлагаю читателям «Русской Народной Линии» более полный вариант…

Отец Афанасий был рукоположен 17 Ноября 1944 года в Иеромонахи в Луганске, потом с 9 Июня 1949 года он служил в храме Всемилостивого Спаса села Спасское Клинского района Московской области (ныне Солнечногорск) — вплоть до дня кончины, то есть почти 22 года. Как сказано в полученной мной от Батюшки заметке:

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Архимандрит Афанасий (Москвитин)

«Ему свою Святыню передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, впоследствии оба принявшие от Отца Афанасия монашеский постриг. Они же в свое время на золотые империалы обменяли Святые Мощи, которые у прежнего владельца оказались при разорении Царско-Сельского Государева Дворца. По жестокости прошедших лет Святыня хранилась втайне как у супругов, так и у Отца Афанасия, но всегда — с должными ей почестями и молитвенным предстоянием перед нею».

В Александровском Дворце Царская Семья с Марта по 1 Августа 1917 года находилась под арестом с усиленной охраной. Поэтому в ту пору разорения Дворца быть не могло. Октябрьские события 1917 года промыслительно тоже не коснулись Царского Села, он был под вооруженной охраной, сочувствующей большевицкому перевороту. Уже в 1918 году в Александровском Дворце в правом флигеле — в комнатах и залах проживания Царской Семьи — был создан музей, а в других помещениях разместился Детский дом юных коммунаров под патронажем А.В. Луначарского. С 19 Мая 1922 года юные коммунары стали именоваться юными пионэрами, «дома пионэров» и даже «дворцы пионэров» всем были хорошо известны в советскую пору. Потом во Дворце разместился ещё и дом отдыха для сотрудников НКВД.

Конечно, сами Мощи без ковчега за золото могли тайно выменять и у кого-то из сотрудников музея. Но по законам революционного времени такое хищение «народной собственности» в 1918 году могло закончиться подвалами ЧК и даже расстрелом. Музейные интеллигенты врядли пошли бы на такой риск.

Скорее всего, исчезновение Мощей из Александровского Дворца могло произойти в один из двух очень смутных периодов. Первый из них был в Октябре 1919 года, когда Царское Село оказалось на линии фронта в зоне боевых действий между наступающими «белыми» и обороняющимися «красными». И второй период — время оккупации города Пушкина немецкими войсками с 17 Сентября 1941 года и по 24 Января 1944 года.

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Десница Святой Великомученицы Татианы в Псково-Печерском монастыре.

А до революции Святые Мощи Татианы должны были храниться в Семье Святых Царственных Мучеников. Прежняя история Реликвии, до её появления в Царской Семье, широко не известна. Поэтому стоит обратиться к предыстории и установленной документами истории Псково-Печерской Святыни.

Русские Царевны Татианы

29 Мая 1897 года родилась вторая Дочь Государя — Святая Царевна Мученица Татиана Николаевна. Случалось читать, что на выбор имени для Царской Дочери оказал влияние роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин», где двух сестер Лариных звали Татьяна и Ольга. Причем Поэт однозначно указал, что имя Татьяна до того в его просвещенной среде было непопулярно, считалось слишком «простонародным». Оно более подходило для «девичьей», для той части барской усадьбы, где жили крепостные девицы, домо́вая прислуга:

Конечно, образ задумчивой и благородной пушкинской Татьяны Лариной повлиял на то, что её имя стало модным и популярным даже в великосветской среде, а не только в широких кругах российского общества. Но вряд ли пушкинский мотив стал главной причиной появления имени Татиана в Императорском именослове. Мне уже доводилось выступать на «Русской Народной Линии» по поводу бытования имени Ольга в Русской Императорской Фамилии «Почитание Святой Ольги и О.Н. Куликовская-Романова»[1].

Святая Царевна-Мученица Татиана Николаевна. Фото 1914 года

Теперь возник повод аналогичным образом рассмотреть имя «Татьяна», которое в среде Рода Романовых имеет не менее интересную духовную историю, из которой становится понятнее выражение: «при святой молитве наречена Татьяною», как сообщалось в «Правительственном Вестнике» (1897. № 117) по поводу рождения второй Дочери в Царской Семье.

У будущего Царя Михаила Феодоровича Романова (12 Июля 1596 — †13 Июля 1645) была родная сестра — Татиана Феодоровна — единственная дочь, первенец в семье Феодора Никитича Романова (р. около 1553 года — †1 Октября 1633) и Ксении Ивановны (урожденной Шестовой, †26 Января 1631). Их брак состоялся около 1585 года. Следовательно, дочь Татиана Феодоровна могла родиться между 1585 и 1590 годами — ещё до рождения её младших братьев — Бориса, Никиты (оба умерли в младенчестве), Михаила — будущего Царя, Льва и Ивана (оба тоже умерли в младенчестве). Юные отроковица Татьяна и младенец Михаил Феодоровичи в 1601 году были отлучены от своих родителей, по принуждению постриженных в монашество, и воспитывались теткой — княгиней Марфой Никитичной Черкасской, урожденной Романовой. Она малых племянников из ссылки в Белозерском крае тайно увезла в село Клины Петровской волости Юрьевского уезда Владимирщины, в старинную вотчину Никиты Романовича Юрьева-Захарьина.

Так что ранее детство Михаила Феодоровича прошло рядом со старшей сестрой Татьяной. Видимо, уже при Царе Василии Шуйском между 1606 и 1610 годами Татиана Феодоровна была выдана замуж монашествующими Родителями — будущим Патриархом Филаретом и Великой Инокиней Марфой — за молодого царского воеводу, знатного Рюриковича — князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского (†1641). Князь был участником Великого Московского Собора 1598 года, ставил свою подпись под Соборной Утвержденной Грамотой, успешно воевал против Лжедмитрия II, был участником Великого Московского Собора 1613 года, что также подтверждается его подписью. Его супруга — Татиана Феодоровна, по одним сведениям, умерла 14 Ноября 1611 года в оккупированной поляками Москве, по другим сведениям, она скончалась уже после освобождения 27 Октября 1612 года Кремля от поляков — 4 Ноября 1612 года.

Видимо, в память о своей рано ушедшей сестре — спутнице его несчастного детства — Царь Михаил Феодорович годы спустя решил назвать своего восьмого ребенка — шестую дочь — Татианой (5 Января 1636 (? 1635) — †24 Августа 1706). Тем более что день её рождения был близок к Татьяниному дню — 7 Января. Великая Княжна и Царевна Татиана Михайловна прожила долгую и довольно насыщенную жизнь.

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Синодик Царевны Татианы Михайловны собственноручной работы для Ново-Иерусалимского монастыря. Миниатюра «Родословное Древо Царей и Великих Князей Романовых». Государственный исторический музей

Был ли в год рождения Царевны Татианы Михайловны в Царских хранилищах или в Патриаршей Ризнице Кремля Мощевик с Десницею Святой Татианы, нам точно неведомо. Возможно, Царевна Татиана, глубоко верующая девица, уже в пору своей взрослой жизни сама приобрела или получила в дар тот Мощевик, например от приезжавших в Москву греческих иерархов или других приезжих православных церковных деятелей. Но такое предположение слишком размыто и условно. Доподлинно известно только то, что Реликвия оказалось в её распоряжении к началу Января 1691 года.

Данное сведение указывает на то, что Святыня находилась не в личном распоряжении Царевны Татианы Михайловны, а в Кремле. Попробуем на основании косвенных указаний предположить, как, где и когда Святыня могла пребывать в Кремле.

После обвала части сводов Успенского собора Кремля в 1624 году, их восстановления и Большого Московского пожара 1626 года при Царе Михаиле Феодоровиче в 1642—1644 годах собор был расписан заново — большей частью по образцам фресок 1515 года. Возможно, во время новой росписи собора на северной стене над крайним правым окном первого яруса была написана фреска Святой Мученицы Татианы как Святой покровительницы уже умершей сестры и младшей дочери Царя Михаила Феодоровича. Но именослов Святых Покровителей десяти Царских Детей в фресках собора не обладает полнотой. Можно предположить, что в Патриаршей ризнице собора ещё до 1642 года уже хранилась Святыня — Десница Святой Татианы Римской, и данный факт мог быть основным мотивом появления соборной фрески в честь Святой Татианы[3].

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Святая Диакониса Мученица Татиана Римская. Фреска Успенского собора Кремля. 1642–1644 годы. Размещается над окном нижнего яруса справа на северной стене храма — рядом с иконостасом.

В Марте 1690 года умер «милостию Божиею Патриарх Московский и всея России и Северных стран» Иоаким (в мiру Иван Петрович Савёлов-первый; 6 Января 1621 — †17 Марта 1690), занимавший патриаршую кафедру более 15 лет ещё со времен Царствовании Государя Алексея Михайловича и обладавший не только большим церковным, но и политическим авторитетом, сам из бывших военных, дослужившийся до чина рейтарского капитана, он стал монахом в 1655 году по причине скоропостижной смерти супруги и сразу четырех детей во время чумного морового поветрия. И хотя в начале своей церковной карьеры он мог быть чем-то обязанным Патриарху Никону, но большим почитателем его точно не был. Особенно его отношение к Никону осложнилось, когда при Царе Феодоре Алексеевиче возникла идея возвращения ссыльного монаха Никона на Московскую кафедру. Вероятно, что при его первосвятительстве Царевна Татиана Михайловна не могла бы распорядиться Святыней из Патриаршей Ризницы, чтобы её передать в Ново-Иерусалимский Монастырь, основанный Никоном. А когда в Августе того же года на кафедру был избран Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх (в миру Андрей; 2 Октября 1627 — †16 Октября 1700), с учетом того, что тогда на Царском Престоле пребывали сразу два юных Самодержца — Цари Иоанн Алексеевич и Петр Алексеевич, то есть был достаточно длительный период двоевластия, и новый Патриарх ещё не вошел в полную силу, родная сестра Царя Михаила Феодоровича и дочь Патриарха Филарета — пятидесятипятилетняя Царевна Татиана Михайловна вполне могла себе позволить Святыню из Патриаршей ризницы Успенского собора Кремля передать в Ново-Иерусалимский монастырь.

Царевна Татиана Михайловна с детских лет была почитательницей патриарха Никона и потом стала многолетним и едва ли не главным в Царском Роду ктитором устроенного Никоном Ново-Иерусалимского монастыря. Именно в ту обитель она среди множества других даров передала и Ковчег с Десницей Великомученицы Татианы. О том неоднократно со ссылкой на документальные свидетельства пишет Настоятель Ново-Иерусалимского монастыря на Истре, известный церковный историк Архимандрит Леонид (Кавелин; 20 Февраля 1822 — †22 Октября 1891) в своем фундаментальном труде «Историческое описаніе Ставропигіальнаго Воскресенскаго, Новый Iерусалимъ именуемаго, монастыря»[4]. Первый раз по поводу дара многолетней Царственной опекунши монастыря историк отмечает: «Въ… 1691 году, 7-го Генваря, Царевна Татьяна Михайловна пожертвовала въ Воскресенскую обитель драгоцѣнное сокровище: “длань десныя руки Св. Мученицы Татіаны”, въ сребро позлащеномъ ковчегѣ» (С. 104).

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Десница Святой Великомученицы Татианы в ковчеге Ново-Иерусалимского монастыря, видимо, изготовленном в 1749 году.

« Предметы священные и церковные. 1. Части Св. Мощей. Главную, досточтимую и достопокланяемую, святыню Воскресенской ризницы составляютъ: а) части Св. Мощей разныхъ Святыхъ, и б) длань десныя руки Св. Мученицы Татіаны. Сія святыня, нынѣ размѣіцена по приличію, въ двухъ кіотахъ, за стекломъ, поставленныхъ на аналояхъ предъ мѣстными иконами въ храмѣ Воскресенія Господня» (С. 295).

Вероятно, что для освященного 10 Октября 1871 года придела Рождественского теплого храма обители во имя Святой Татианы Римской Архимандрит Леонид сам и разделил Мощи Десницы на две части и вторую часть поместил в новый Мощевик. Он по внешнему виду отличается от Мощевика 1749 года, который и ныне сохраняется в Ново-Иерусалимском монастыре.

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

В приделе Святой Татианы Римской Рождественского храма Ново-Иерусалимского монастыря. Киот с иконой Святой и новый Мощевик с частью Десницы Святой Диаконисы. Фото 1880-х годов

Практика «дробления» Святых Мощей в Православной Церкви существует не только как обычай, но и вполне канонический чин. Отделенные от крупной кости или плоти крохотные частицы Мощей Мучеников в восковой капсуле обязательно прикрепляются к новоосвященным антиминсам, на которых в подавляющем большинстве храмов совершается Божественная Литургия. Только в исключительных случаях Мощи Мучеников помещались в сам Престол, и на таких Престолах Литургию можно было совершать без антиминса.

Полагаю, что никаких сомнений в том, что и в Ново-Иерусалимском монастыре, и в Псково-Печерской Успенской обители находятся подлинные части Мощей Десницы Святой Татианы Римской, теперь нет. Уже к 1876 году в Ново-Иерусалимском монастыре было два Ковчега с Мощами Десницы Святой Татианы, имевших различный вид, один из которых — более новый потом находился в Александровском Дворце Царского Села.

Память о Татианах Романовых

Но вернемся к Царевне и Великой Княжне Татиане Михайловне. Она прожила долгую жизнь, была погребена в Вознесенском девичьем монастыре Московского Кремля, в погребении участвовал её племянник — Царь Петр Алексеевич. Надпись на надгробии гласила: «Лета 7214 году Августа против 24 числа с Пятницы на Субботу в нощи перваго часа в последней четверти на память Священномученика Евтихия Святаго Иоанна Богослова преставися раба Божия Благовернаго Государа Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича дщерь Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Татиана Михайловна и погребена на сем месте того ж Августа 24 дня а всех лет жития ея 71 год и 8 месяцев»[7].

Сохранившаяся надпись на крышке саркофага совпадает с нею: «Лета от Рождества Христова 7214 году Августа против 24 числа в нощи перваго часа в последней четверти на память Святаго Священномученика Евтихия преставися раба Божия Благовернаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея Росии Самодержца дщерь Благоверная Государыня Царевна и Великая Княжна Татиана Михайловна и погребена на сем месте Августа 24 дня а всех лет жития 72 лета». В 1929 году из-за разрушения Вознесенского монастыря её останки вместе с саркофагом были перенесены в крипту придела Кремлевского Архангельского собора.

Царевна-Мученица Татиана и Печерская Святыня

Рождение Багрянородного Ребенка в Императорской Семье отмечалось широко по всей Империи благодарственными молебнами в храмах и монастырях, пушечными салютами в Столицах и в главных городах генерал-губернаторств, различными народными и общественными тожествами. Видимо, в связи с таким общенародным торжеством собор старцев Ново-Иерусалимского монастыря, возглавляемый Настоятелем Архимандритом Андреем (в мiру Алексей Алексеевич Садовский; 1803 — †14 Марта 1898 года), и решил передать в дар новорожденной Царевне Татиане Николаевне один из двух монастырских ковчегов с Мощами Десницы Великомученицы Татианы. Очевидно, что передали новый ковчег, устроенный Архимандритом Леонидом ещё в 1870-е годы, ведь на первом — старом ковчеге были начертаны слова, что Мощи передаются в монастырь «навечно».

Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Смотреть картинку Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Картинка про Десница татианы в новоиерусалимском монастыре. Фото Десница татианы в новоиерусалимском монастыре

Святая Мученица Царевна Татиана Николаевна

Конечно, в таком деянии было некоторое нарушение воли Царевны Татианы Михайловны, которая дарила Святыню в монастырь «навечно». Но вероятно, в данном не совсем каноничном побуждении монастырской братии проявился и Промысл Божий. Ведь, вероятнее всего, Царевна Татиана Михайловна сама некогда проявила некоторое своеволие, передав ковчег с Десницей своей Небесной Покровительницы из Московского Кремля в Ново-Иерусалимский монастырь. Да и монахи монастыря на Истре в 1897 году передавали Мощи не какому-нибудь частному лицу, а в Семью Православного Самодержца — Государя Императора Всероссийского.

Вот почему половина Десницы Святой Татианы ко времени революции и гражданской войны оказалась в Царско-Сельском Александровском Императорском Дворце, а потом пока неведомыми нам путями — у Архимандрита Афанасия (Москвитина), наследники которого передали Святыню уже в Псково-Печерский монастырь.

Из данного текста видно, что в нынешний Ковчег-Мощевик часть Десницы Святой Татианы была помещена в Январе 1977 года уже в Псково-Печерском монастыре.

Полученный мною духоподъемный текст, завершается словами: «Мы веруем, несомненно, что Промысл Божий привел Свою Исповедницу и Мученицу в Псково-Печерскую обитель во утверждение, во свидетельство, в охранение истинности Православной Христианской веры. Святая Мученица Татиана охраняет десною рукою своею нашу Правую Веру, наше благочестие, нашу праведность. Утверждает Православие и ограждает нас от ересей и расколов, испрашивая нам у Престола Господня твердо стоять в вере и иметь силы исповедовать Христа. Молитвами Святой Мученицы Татианы, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».

Эпоха Святой Татьяны Римской

19 Января /1 Февраля 2021 года

[3] Впрочем, нельзя исключать и того, что ковчег с Десницей Святой Татианы мог появиться в Московском Кремле много раньше, то есть до середины XVI века, и фреска Святой Великомученицы Татианы была написана при масштабном поновлении соборных росписей при Царе Иоанне Васильевиче Грозном в 1551 году, а 1642–1644 годах данная фреска была только поновлена. Государь Иоанн Васильевич, особенно после 1547 года, очень много жертвовал средств для поддержания Восточных Православных Церквей, и в благодарность за такие пожертвования мог получить с Православного Востока и такую святыню.

[5] Конечно, никакого Императора Тертуллиана в истории Древнего Рима не существовало. Был известный церковный теолог и апологет Христианства Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (Quintus Septimius Florens Tertullianus; по разным данным его годы жизни 155/165 — †220/240), в конце земного пути уклонившийся в еретическую секту Монтана. Святая Великомученица Татиана Римлянка была пытаема и усечена мечом в 225 году при римском префекте претории Ульпиане в царствование юного Императора Александра Севе́ра. Указание на «Царя Тертуліана» — совершенный вымысел невежественного составителя старинной монастырской описи либо живописца, украшавшего ковчег. Ввиду очевидной нелепости такой агиографической «подробности» историк Архимандрит Леонид (Кавелин) даже не стал комментировать её примечанием. Но для современного читателя такая деталь требует пояснения.

[7] Судя по данному свидетельству, год рождения Царевны Татьяны Михайловны, сообщаемый в большинстве справочников, — 5 Января 1636 года может быть неверным, так как если её возраст к 24 Августа 1706 года был семьдесят один год и восемь месяцев, то она должна была родиться 5 Января 1635 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *