Детали храма христа спасителя

Архитектурный ансамбль храма Христа Спасителя

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общие сведения

Архитектурным ансамблем, согласно Большой советской энциклопедии, принято считать цельную, гармоничную композицию зданий. В более широком смысле это определение применимо к произведениям монументальной живописи, скульптурам и парковому дизайну, различным архитектурно-инженерным сооружениям. Визуализация архитектурного ансамбля в большинстве создаётся за счет деталей и образов, таких как присутствие рядом людей или смена погодных условий. Также стоит отметить, что важную роль здесь может играть рельеф местности, в особенности природные водоемы (реки, озера).

Архитектурные основы храма Христа Спасителя

В наши дня храм Христа Спасителя является одним из главных архитектурных достояний столицы России. Индивидуальность строения храма заключается в том, что он состоит не из одного цельного здания, а из трех частей комплекса, которые архитектурно едины между собой.

Рисунок 1. храма Христа Спасителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Главные здания комплекса:

Первые два здания принято условно обозначать как «верхний» и «нижний» храмы. Последний стоит отдельно. Настоящий собор имеет массивное стилобатное основание, которое было возведено на месте холма, оставшегося от предшествующего, уничтоженного ранее храма. В высоту стилобатная часть храма занимает семнадцать метров, и в ней размещены:

Внешний вид храма Христа Спасителя

Готовые работы на аналогичную тему

Паперти с ограждениями из гранита темно-красного цвета, имеющие по пятнадцать ступеней и просторные площадки в верхней части, окружают весь храм с четырех сторон. На каждой паперти всегда горят большие фонари, пройдя мимо которых можно попасть в здание. В храме насчитывается шестьдесят окон и тридцать шесть колонн, поддерживающих нижнюю часть храма из двадцати арок, по форме напоминающих русский кокошник. Непосредственно над ними можно наблюдать тридцать шесть окон, располагающихся над хорами; шестнадцать окон имеются в главном куполе храма; восемь окон находятся в коридорах. Три арки-кокошника размещены на фасадах здания и две с боковых сторон.

Купола храма Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя, как и полагается по традициям архитектуры церквей, имеет пять глав.

Самый крупный купол находится посередине храма, в то время как остальные четыре расположены по угловым точкам от среднего, образуя форму восьмиугольника. Каждый купол изготовлен из нержавеющей стали, покрыт нитридом титана и на всех на них нанесен тонкий слой золота. Так как городская среда с ее автомобильными газами и бытовыми загрязнениями воздуха пагубно влияет на металл, купола дополнительно защищены алмазным напылением из микрочастиц.

В солнечные дни купола излучают блеск, глядя на который чувствуешь внутри тепло, даже если на душе «пасмурно» и грустно. Они будто согревают сердце человека и освещают его мысли одним своим видом.

Горельефы собора Христа Спасителя

Горельефами называются изображения, посвященные какому-то важному событию или определенному святому. Они размещены с внешней части храма Христа Спасителя, с четырех сторон.

На фасаде здания с северной стороны размещены горельефы святых, в чьи памятные даты происходили важные сражения русской армии после 1812 года. Также в этой части здания находятся изображения тех, кто искренне и с отвагой нес свою веру Христу Спасителю нашему.

На фасаде здания с западной стороны размещены идейные создатели и зодчие самого храма Христа Спасителя.

На фасаде здания с южной стороны размещены изображения тех святых, в дни памяти которых проходили крупнейшие боевые действия Отечественной войны.

Восточный фасад храма, обращенный к зданию московского Кремля, увенчан горельефами святых заступников русской земли.

Рисунок 2. Горельефы собора Христа Спасителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Двери храма Христа Спасителя

Архитектурная композиция ворот храма украшена образами самых почитаемых в русском воинстве святых, на них присутствуют образ Иисуса Христа, образ Божьей Матери, Святые апостолы, святые христианской церкви, святые Руси.

Колокола Московского храма Христа Спасителя

Существует еще Праздничный колокол, который является вторым по величине после Торжественного, его вес достигает десяти тонн. Следом за Праздничным в списке значится колокол Будничный, весом достигающий шести тонн. Все же остальные колокола не столь массивны, и вес их составляет от нескольких десятков килограмм до трех тонн.

Источник

Снос Храма Христа Спасителя

Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».

13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:

Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: «Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги.»

Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:

«По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов.»

Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: «Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:

— Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.

И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:

— Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?

— Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!

Источник

Что посмотреть в храме Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя упомянут во всех путеводителях столицы. Он входит в топ 5 самых известных достопримечательностей Москвы. Осмотреть собор однозначно стоит. Но одно дело просто полюбоваться его убранством. Другое дело — найти значимые реликвии храма. Наша статья о том, как не пропустить самые интересные иконы, росписи и святыни храма Христа Спасителя.
Многие из святынь напрямую связаны с трагической судьбой собора. Чтобы разобраться, почему та или иная икона имеет особое значение, в двух словах напомним его историю.

Храм Христа Спасителя. Предыстория

Храм Христа Спасителя. Режим посещения

Самостоятельное посещение храма возможно в любой день кроме больших церковных праздников. На особые праздничные службы можно попасть только по приглашению. Когда в Москву привозят священные реликвии, свободный доступ в собор прекращается.

В обычные дни храм Христа открыт с 10 до 17 часов, в понедельник с 13 до 17 часов.

Не планируйте посещение Храма Христа на воскресное утро. В это время там идёт служба.

Вход разрешается только в подобающей одежде. Шорты, мини юбки, открытые майки и декольте не допускаются.

Платок для женщин крайне желателен, но не обязателен. Без платка в храм зайти можно, а с открытыми плечами в топе, майке — нельзя. Если есть платок, шарф или палантин прикройте плечи и проходите.
Фотографировать в храме категорически запрещено.
(Иллюстрации для статьи мы позаимствовали из разных источников, включая сайт патриархии.)

Галерея памяти и славы

Интерьеры храма воссозданы по старинным фотографиям и сохранившимся эскизам художников. Войдя в собор посетитель попадает в галерею памяти и славы. На мемориальных досках запечатлены имена генералов и офицеров, участвовавших в сражениях с Наполеоном. Указаны погибшие, раненые и отличившиеся.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяГалерея памяти и славы. Фото evgechesnokov.livejournal.com

В западной части храма находятся доски с текстами Манифеста о вступлении неприятеля в пределы России в 1812 году и о заключении мира с Францией в 1814 году. Доска посвящённая Бородинскому сражению расположена в северной галерее над свечной лавкой.

Купол Храма Христа Спасителя

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Росписи храма Христа

Помимо купола стоит обратить внимание на росписи тимпанов и пилонов храма. Начнём с пилонов и парусов, то есть сводов, поддерживающих купол. По русской традиции в парусах обычно пишут евангелистов. В храме Христа Спасителя поступили иначе. В парусах написали четыре важнейших праздника. Евангелистов поместили ниже — на столпах-пилонах. Обернёмся лицом к алтарю. Слева от иконостаса в северо-восточном парусе видим Преображение Господне.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяПреображение Господне. фото rblogger.ru

Ниже на пилоне находится евангелист Лука. Его символ — телец.
Справа от иконостаса находится юго-восточный пилон. Его парус занимает Вознесение Господе.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяВознесение. фото rblogger.ru

Ниже находится изображение евангелиста Иоанна. Его символ — орёл.
Напротив иконостаса есть ещё два пилона. На парусе северо-западного столпа помещается Воскресение или Сошествие во ад.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяВоскресение. фото rblogger.ru

По ним — евангелист Матфей. Его символ — ангел.
Последний, юго-западный пилон украшает Сошествие Святого Духа на апостолов.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяСошествие Святого Духа на апостолов. фото rblogger.ru

Ниже находится изображение евангелиста Марка и его символ лев.

Стены храма венчают три тимпана или люнета. Длина каждого из них 12 метров. В люнетах написаны следующие сюжеты. На западе — Вход Господень в Иерусалим, на юге — Сретенье Господне, а на севере — Крещение или Богоявление.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяСретенье Господне. фото rblogger.ru

В нижней части пилонов находятся ещё четыре сюжета. Восточные пилоны украшают Поклонение пастухов слева от иконостаса и Поклонение волхвов справа.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяПоклонение волхвов

На западных пилонах располагаются: Помазание царя Давида пророком Самуилом
Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителя
и Благословение Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Декоративное убранство собора

Рядом с «Помазанием царя Давида» находятся царские троны из белого мрамора. Этими тронами никто не пользуется. Они стоят здесь в память об императорах прошлого.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяЦарские места

К декоративному убранству относится и замечательный иконостас из каррарского мрамора. Иконостас выполнили в виде часовни высотой 26,6 метра. В иконостасе четыре чина: местный, праздничный, Деисус и совмещенные пророческий и праотеческий чины.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяИконостас храма Христа. Фото rblogger.ru

Святыни храма Христа Спасителя

Несмотря на относительную молодость собора, в нём хранится немало православных святынь. Слева от иконостаса находится рака с частицами мощей одиннадцати особо чтимых православных святых. В их числе Иоанн Креститель, Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст, Александр Невский и Владимир Креститель.

К особо чтимым святыням храма относятся мощи митрополита Филарета (Дроздова). Он был талантливым писателем, философом, государственным деятелем. Именно он выбирал сюжеты росписей храма Христа Спасителя. Причислен к лику святых в 1994 году.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяРака с мощами святителя Филарета Московского

Справа от раки святителя Филарета Московского находится икона Новомученников и исповедников российских явленных и неявленных. Канон этой иконы утвердил поместный собор 2000 года. Он же канонизировал новомучеников, убитых коммунистами за веру Христову.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяХрам Христа Спасителя. Икона новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных

Из верхнего храма можно спуститься в нижний, в галерее есть лестница.

Нижний храм Преображения Господня

Церковь Преображения Господня находится под храмом Христа Спасителя. Её построили в 1995-96 годах. В церкви три престола. Престолы освящены во имя Преображения Господня, Тихвинской иконы Богородицы и Алексия, человека Божия. Они соответствуют храмам Алексеевского женского монастыря. Алексеевский монастырь стоял на месте нынешнего храма Христа Спасителя.

Современные художники расписали церковь Преображения в средневековой иконописной манере. Первоначальный четырёхъярусный иконостас заменили белокаменной алтарной преградой.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяПрежний иконостас Преображенской церкви

Стены церкви украшает белый камень. Его привезли из Вифлеема

Святыни Преображенской церкви

Самой ценной реликвией нижнего храма Преображения считается икона Спас Нерукотворный. Это единственный образ из разрушенного храма Христа Спасителя, который уцелел до наших дней. Икону написал художник XIX века Евграф Сорокин. Сам образ находится на алтарной преграде справа от иконостаса.
Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителя
Икона святителя Николая кисти итальянского мастера Франко Бернаскони занимает отдельный киот справа от иконостаса. Он написал икону в 1992 году. Первоначально икона находилась в Бари у мощей святителя Николая. Затем автор передал её в дар РПЦ.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяфото с сайта patriarchia.ru

Мы перечислили наиболее важные святыни храма. О них, также как и о других святынях я подробно рассказываю на экскурсии по храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя. Как добраться?

Храм Христа Спасителя стоит в самом центре Москвы в десяти минутах ходьбы от Кремля и в получасе пешком от Красной площади. Рядом с собором находится станция метро «Кропоткинская». В ней два выхода. Если вы выходите на Гоголевский бульвар, то сразу увидите храм Христа.

Детали храма христа спасителя. Смотреть фото Детали храма христа спасителя. Смотреть картинку Детали храма христа спасителя. Картинка про Детали храма христа спасителя. Фото Детали храма христа спасителяВид от метро Кропоткинская

Если же Вы воспользовались противоположным выходом на улицу Волхонка, то поднимайтесь по лестнице, поворачивайте налево-назад и вы окажетесь рядом с храмом.

Если вы хотите узнать подробности об истории и святынях храма Христа Спасителя и подняться на его смотровые площадки, закажите экскурсию по Храму Христа с лицензированным гидом. Я подробно расскажу об истории, убранстве и святынях храма. Заказать экскурсию можно удобным для вас способом.

Стоимость экскурсии рассчитывается индивидуально. Расценки можно посмотреть, кликнув на ссылку.
Экскурсия по храму Христа Спасителя без посредников.

Источник

Храм Христа Спасителя — главный храм России

Приблизительное время чтения: 11 мин.

А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.

У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.

Как поблагодарить Бога?

Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.

Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).

К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.

Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.

Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.

Проект первый

Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»

Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…

Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.

Проект второй

Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.

Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.

Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.

10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).

Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.

Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.

Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,
что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.

Всем миром

Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.

Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».

Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.

А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.

Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.

Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».

Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.

Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.

О времена, о нравы!

Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.

5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.

Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.

Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.

После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.

Второе рождение

Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.

Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.

В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.

И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении воссоздания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.

19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.

Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.

Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.

Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.

На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).

С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.

С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.

Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.

В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.

В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.

Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя.

В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.

В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.

Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.

На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.

Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.

Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *