Дети с трудностями в обучении предпочитают играть
Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий
Дайте детству созреть в детстве
Ж.-Ж. Руссо.
Доказанный факт, что в игровой деятельности детей наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Этому вопросу посвящены работы выдающихся психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили. В игре у детей, по мнению ученых, начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
В статьях доктора психологических наук Кравцовой Е.Е. говорится о том, что игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок учится действовать с предметами в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Игра способствует развитию психических процессов не только в дошкольном возрасте, где игра является основной и преобладающей деятельностью ребенка, но и в младшем школьном возрасте.
Во время обучения младших школьников важно понимать, что в этом возрасте ценно не «нашпиговать» как можно плотнее ребенка знаниями и умениями (особенно в стиле «делай как я»), а умело формировать каждую ступень психических процессов.
Ведущие детские психологи Санкт-Петербурга С.Н. Костромина, А.Ф. Ануфриев предложили решить проблему школьной неуспеваемости с помощью развивающих игр. По их мнению, трудности в обучении детей чаще всего бывают вызваны недостаточным развитием тех или иных психических процессов, каждый из которых выполняет свою функцию в процессе обучения и овладения учебным содержанием. Это низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве, недостатки в развитии внимания, памяти, мышления, речи, несформированности приемов учебной деятельности.
Рассмотрим на примере самых распространенных ошибок по русскому языку, как формирование психических процессов во время игры помогает исправить проблемы неграмотности.
По мнению ученых, в письменных работах пропуск и замена букв допускаются теми детьми, у которых слабая концентрация внимания, слабо развито умение действовать по правилам, низкая работоспособность. Игры «Королевство без электричества», «Заклинание на пятерку», «Взрослые – к доске», «Помоги гному – непоседе», «Секретная шифровка», «Сито для королевских слов», «Капризное эхо», «Тяжело в учении, легко в бою», «Игра со сказками» помогут при систематическом использовании устранить эту орфографическую ошибку в письменных работах.
Математика для ребенка – дверь в мир логики, знаков и символов. В начальной школе ребенок погружается в этот мир. Что он ему подарит, зависит от того, подружится ли ребенок с этим миром или будет чувствовать себя в нем чужим и незащищенным. Неудачи по математике не являются не преодолимыми. Хорошо известно, что логика – тренируемая функция. Для развития пространственных представлений, понятийного мышления, логики существует ряд развивающих игр.
Часто дети испытывают трудности при решении математических задач. По мнению психологов, причиной этих трудностей является недостаточное развитие словесно-логического мышления, памяти, концентрации и устойчивости внимания, неумение ориентироваться на систему требований и планировать свои действия. Такие игры как «Собери сокровища», «Рассказ склеился. Что делать?», «Слова зовут на помощь», «Где же спрятались слова», «Читаем вверх тормашками», «Числовой регулировщик», «Королевство без электричества», «Упражнение для будущих разведчиков», «Охотник за словами», «Слова в рассказ – становись!», «Прочитай, запомни, повтори», «Волшебные из печки», «Близнецы», «Задачки на сообразительность», «Тяжело в учении – легко в бою», «От перемены места – получается чудо», «Кто съел короля?», «Суперфокус с кружками», «Запомни стихотворение», «Корова и шесть карандашей» и т.п. позволят развить интеллектуальные способности ребенка.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются и родители и учителя – нежелание детей читать, а, значит, у таких учеников не будет хорошего и грамотного чтения, которое необходимо для всего дальнейшего обучения. Причина нежелания читать кроется не только в компьютеризации современной жизни, но и в том, что при формировании навыка чтения задействованы практически все психические функции: и восприятие, и внимание, и мышление, и память. Для помощи в формировании навыка чтения можно использовать такие игры: «Укротитель букв», «Фотограф», «Попробуй обведи», «Город квадратов», «Юный сыщик», «Лабиринт», «Помощник сыщика», «Цифропарк», «Наряды для елочек», «Скорая помощь», «Прочитай письмо», «Спасатели», «Помири слова», «Буквоежка», «Игра в волшебника», «Вундеркинд».
Из вышесказанного можно сделать вывод, что младший школьный возраст сензитивен развитию психических процессов ребенка, которые в среднем звене позволят ему быть успешным учеником, а для развития психических процессов и их усовершенствования ведущие психологи рекомендуют использовать игровые технологии.
Игра «Заклинание на пятерку».
Игровая установка. Перед тобой четырнадцать великих заклинаний. Кто их перепишет без ошибок, всегда будет хорошо учиться. Попробуешь? Не забудь в конце задания проверить правильность выполнения, если нашел ошибки, исправь их и попробуй переписать заклинания еще раз без ошибок».
Примечание учителю. Готовую работу проверьте сами. Если найдете ошибки, не торопитесь их показывать, а скажите ребенку, что он написал с ошибками. Пусть попробует найти их сам. Если не найдет, сужайте зону поиска.
Текст примерных заклинаний:
Игра «Сито для королевских слов»
Примечание учителю. Можно использовать любые тексты, придумывать любые правила списывания, которые тренируют те навыки, которые представляют наибольшие сложности для ребенка. Основной смысл задания: регуляция письма с учетом правила.
Игра «Капризное эхо»
Игровая установка. Представь, что ты – капризное эхо, и поэтому повторяешь не все, что слышишь, и не сразу. Я буду произносить разные слова. Твоя задача их внимательно прослушать и запомнить».
Диван, письмо, пень, рис, шубка, бочка.
А теперь повтори слова:
Примечание учителю. Задание можно усложнить – попросите ребенка отмечать хлопком в ладоши соответствующие условию слова.
Игра «Играем со сказками»
Эта игра развивает функцию планирования. Можно использовать любые знакомые ребенку сказки. Например, это могут быть сказки: «Репка», «Колобок», «Волк и леса», «Красная шапочка» и т.д. Прочитайте сказку вместе с ребенком, спросите, сколько картинок, описывающих события, можно было бы нарисовать. При затруднении, помогите ему. Попросите ребенка схематично нарисовать иллюстрации к последовательно развивающимся событиям сказки. После чего, пусть, ориентируясь на картинки, ребенок перескажет сказку самостоятельно. Далее по этому образцу работы предложите разобрать ему новую сказку.
Игра «Собери сокровища»
Игровая установка. В стране Вообразилии золотые монетки называются «оро». В этом тексте огромное количество таких монеток. Найди и выпиши все слова, в которых встречается сочетание букв «-оро-».
ПОВСТРЕЧАЛИ ОНИ НА ДОРОГЕ СОРОКУ С БЕЛЫМИ ПЯТНАМИ ПОРОВНУ СБОКУ.
РАССКАЗИЛИ ОНИ КОРОТКО СВОЙ СПОР И ПОБЕЖАЛИ В ГОРОД ВО ВЕСЬ ОПОР.
ВДРУГ – СМОТРИ КАКАЯ МОРОКА! –
УДАРИЛ МОРОЗ ДА ЧУТЬ РАНЬШЕ СРОКА.
УЛЕГЛАСЬ НА ДОРОГУ ПОРОША, НАМЕЛО СУГРОБОВ ХОРОШИХ.
Игра «Рассказ склеился. Что делать?»
Игровая установка. Тебе надо освободить целый склеенный рассказ. Сначала отдели друг от друга сцепившиеся слова вертикальной чертой, а потом расставь точки между склеенными предложениями. Начало каждого предложения обозначь заглавной буквой. Прочитай рассказ вслух, делая паузы между предложениями.
К Р А С И В Р У С С К И Й Л Е С З И М О Й Б Е Л Ы Е К Р У Ж Е В А З А С Т Ы Л И Н А Б Е Р Е З К А Х Б Л Е С Т Я Т П У Ш И С Т Ы Е Ш А П К И Н А В Е К О В Ы Х Е Л Я Х И С О С Н А Х.
Игра «Где же спрятались слова»
Ребенку предлагают прочитать текст, строки которого наполовину закрыты широкой полосой снизу. Эта игра учит «додумывать» элементы букв, синтезировать их, ориентируясь на важные составные части букв.
Игра «Близнецы»
Игровая установка. Найди два одинаковых рисунка.
Игра «От перемены места – получается чудо»
Игровая установка. Попробуй изменить расположение фигур на рисунке 1 на то, которое изображено на рисунке 2. Сделай это в уме всего за два хода.
Игра «Укротитель букв».
Это буквенный диктант с установкой: «Дрессировщик укрощает животных, а мы будем укрощать буквы. Начнем вместе, а продолжать будете сами. Записываем заглавную букву Т, строчную букву т, далее две следующие строчные буквы алфавита: Ттаб. Продолжаем: Ттвг. Сравни записи, найди закономерность. Продолжай работать дальше, проговаривая вслух.
Для учителя: работа продолжается 10 – 15 минут, учит удерживать внимание на протяжении длительного времени.
Игра «Фотограф».
Это зрительный диктант, который способствует развитию оперативной памяти. Диктант содержит 20 предложений разной длины – от 3 до 22 слов. Каждое следующее слово на один слог больше. Начинаем с первой фразы. Пусть ребенок прочитает ее и, закрыв листком бумаги, повторит по памяти или запишет ее.
Игра «Попробуй обведи».
Для игры изготавливаются шаблоны размером 15 на 15 с разными образцами штриховки. Ширина пробелов разная от 1 до 5мм. Задания можно усложнять силой нажима или изменениями в начертании линий.
Положи шаблон под кальку, обведи просвечивающиеся линии. А теперь изобрази такую же штриховку, но уже без подложенного под лист шаблонов.
Игра «Город Квадратов».
Это математический диктант. Он также как и игра «Попробуй обведем» развивает память.
Перед тобой план города Квадратов, по которому мы будем путешествовать на паровозе. В квадратах 1 – 15 поставлены точки – станции отправлений. Я буду диктовать тебе направление, в котором двигается поезд, а ты изобрази его стрелочками, прямой или с поворотом. Каждый раз начинай рисовать стрелочку в новом квадрате.
Игра «Юный сыщик».
Для игры необходимо приготовить набор геометрических фигур. Занятие состоит из заданий, которые способствуют развитию зрительной памяти. Учитель выкладывает в строчку несколько фигур и предлагает детям запомнить. Далее учитель закрывает выложенные фигуры и просит детей повторить последовательность фигур в строке. Далее учитель просит детей закрыть глаза. В это время необходимо выполнить перестановку фигур. Попросить детей открыть глаза и выяснить, что изменилось.
Игра «Прочитай письмо».
Помоги бабушке прочитать письмо от Красной Шапочки. Девочка послала его по лесной почте, но оно попало в лапы Буквоежки. Бабушка никак не может его прочитать.
Можно взять любой текст и в словах сделать пропуски букв. Например: «По пруду п-ы-ут же-т-е, к-ас-ы- и о-а-жев-е ко-а-л-к-. (По пруду плывут желтые, красные и оранжевые кораблики.)
Такое упражнение заставит ребенка обращать внимание и на буквенное строение слова, и на его смысл, и на общий контекст фразы.
Игра «Помири слова».
Части слова поссорились, их надо помирить.
В словах надо прочитать только вторую часть. Слово условно делится пополам и читается только вторая часть. Сначала дается образец, а потом ребенок сам выполняет эту работу устно. Например: чте/НИЕ, толь/КО,тра/ВА, сол/ОМА, кро/ВАТЬ.
Игра «Буквоежка».
Для Буквоежки самая вкусная буква А, а он очень прожорлив. Спаси ее. Перепиши предложение, вставляя точки вместо буквы А. Условие может быть разным.
Игра «Вундеркинд».
Сюда можно включить такие задания: Можно ли одновременно читать и про себя, и вслух? Читай отрывок про себя, но каждое второе слово произноси громко, или называй вслух каждое второе слово, или произноси вслух те слова, которые начинаются на определенный звук.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Коррекционные игры и упражнения с ребенком, имеющим трудности в обучении
Предложенная подборка игр и упражнений направлена на развитие процессов мышления и памяти учащихся начальной школы, имеющим трудности в обучении.
Про таких детей часто говорят «неуправляемый», «ничего не слышит». Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), действительно, невозможно не заметить.Первое – это импульсивность. Дети с СДВГ почти всегда высказываются и совершают поступки, не подумав об их последствиях. Импульсивность мешает им соблюдать этикетные нормы общения (почти всегда много говорят, при этом создается впечатления, что они не умеют слушать, все время перебивают других, часто отвечают на вопросы, не выслушав их до конца.) Это всегда создает дополнительные трудности в школе, где существуют строгие правила поведения ученика по отношению к учителю.
Второе- это нетерпеливость, которая мешает учителю во время урока. Детям трудно дождаться своей очереди в игре или при ответе. Они всеми силами пытаются увильнуть от скучных и надоедливых заданий, требующих предельной сосредоточенности (списывания, решения однообразных математических примеров и тд.).
Третье – это возбудимость. Дети с СДВГ пребывают в постоянном движении, им физически трудно просидеть весь урок. Ребенок вертится на стуле, пытается встать и походить по классу, выбежать к доске, забывая о правилах поведения на уроке.
1.«Пары слов»
Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.
Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
2.«Восстанови пропущенное слово».
Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.
Ребенку зачитываются 5—7слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.
4. «Рыба, птица, зверь»
Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций.
Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица.» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когдадети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.
5. «Повтори и продолжи».
Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, обогащение и активизация словаря.
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.
Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» ит.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
6.«Запомни нужные слова».
Из предложенных фраз (рассказов)ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.
— Я прочитаю небольшой рассказ. А вам надо запомнить всех птиц.
«Тихо иду по тропе. Наблюдаю за жизнью в лесу. Вот с дерева на дерево прыгнула белка. Над елью кружили иволги. Дятел стучал по коре сосны. В дупле дуба гнездо у совы».
7.«Повтори и продолжи».
Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти.
Один ребенок произносит какое-нибудь слово, следующий за ним повторяет это слово и добавляет свое и т.д.
8. «Пиктограммы»
Цель: развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, объема памяти, развитие мыслительных операций, развитие связного речевого высказывания.
Детям читается текст. Для того чтобы его запомнить, они должны каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). По зарисовкамдети по очереди воспроизводят рассказ.
Игры на развитие зрительной памяти
1.«Шапка-невидимка»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
В течение трех секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.
2.«Запомни и найди»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Приготовьте таблицы с изображением предметов геометрических фигур. Покажите ребенку на 4—5 сек. карточку с предметами и предложите запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.
3.«Запомни фигуры»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Приготовьте набор карточек с различными изображениями. Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов. Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или величины.
5. Упражнение на поиск заданных слов (букв) в тексте
Цель: формирование способности воспринимать целостные зрительные образы слов и опираться на них в задаче поиска, развитие зрительной памяти.
Зрительно задаются одно-три слова (буквы), которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Желательно, чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть, зачеркнуть или обвести кружками.
6. «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и логопед убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
7. «Шалунишка»Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по памяти.
Учитель пишет на доске различные линии (непрерывные, пунктирные, волнистые), изображения (буквы, цифры, фигуры), слова, словосочетания или предложения из 3-5 слов. «Шалунишка»-губка почти вслед за ним стирает написанное. Ребенок должен воспроизвести по памяти написанное на доске у себя в тетради.
8.Упражнение на срисовывание фигур
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти, развитие умения воспроизведения графических объектов по образцу и после кратковременной экспозиции по памяти.
Ребенок в качестве стимульного материала получает картинки с фигурами. Взрослый дает ребенку инструкцию запомнить расположение фигур и воспроизвести его в пустых квадратах.
Для начала это упражнение можно проводить с опорой на стимульный материал. При более сложном варианте время экспозиции картинки составляет 20-30 секунд, после чего рисунок закрывается и ребенок воспроизводит расположение фигур по памяти.
9. Упражнение «Списывание без пробелов»
Цель: развитие зрительной памяти, развитие внимания.
Ребенку предлагается переписать себе в тетрадь короткие тексты. В наглядном образце тексты даны без пробелов, например:
Ребенок должен записать тексты в тетрадь правильно — с пробелами.
10. «Что изменилось»
Цель: развитие зрительной памяти, восприятия, анализа и синтеза.
На доске закрепляется плакат с геометрическими фигурами. Ряд фигур закрывается рамкой с окошком, в котором видна только одна фигура.
— Посмотрите на первую фигуру. Как называется эта геометрическая фигура? А какого она цвета? А теперь посмотрите на следующую фигуру (рамка перемещается правее). Чем она отличается от предыдущей? Что изменилось (форма, цвет, размер)? А что изменилось в третьей фигуре?
11. Упражнение «Вставь пропущенные слова»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания и навыков работы с текстом.
Ребенок читает один раз небольшой текст.
Например:Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он увидел маленькую перекосившуюся избушку на курьих ножках.
После этого ребенку дается этот же текст, но с пропущенными словами.
Например:Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он _____________ маленькую перекосившуюся _____________ на курьих ножках.
Ребенок должен по памяти вставить в текст пропущенные слова.
Трудности в обучении: как понять, что у ребенка дислексия, дисграфия, дискалькулия
Дислексия, дисграфия, дискалькулия — это особенности восприятия информации. Так, дислексия — это сложности в овладении чтением. Дисграфия и дизорфография — это трудности в овладении письмом, а дискалькулия и акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетом.
Симптомы этих нарушений начинают проявляться еще в раннем детстве, а следствием могут стать сложности в обучении и низкая успеваемость в школе. По статистике, около 15–20 процентов людей на планете испытывают эти трудности.
Почему возникают такие нарушения, кто помогает детям научиться читать, писать и считать и сможет ли ребенок ходить в обычную школу, рассказала Мария Пиотровская, учредитель и основатель Ассоциации родителей детей с дислексией.
Почему у детей появляются эти состояния
«Для каждого ребенка будет свой собственный ряд факторов, который определяет трудности в обучении, — рассказывает Мария Пиотровская. — Иногда дислексия наблюдается как наследственный феномен. В другом случае причиной могут послужить внешние неблагоприятные факторы: патология протекания беременности, родовая травма, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания и прочее».
В результате возникают особенности в развитии высших психических функций: речи, памяти, восприятия, внимания и т.д., которые препятствуют овладению письмом и чтением. Механизмы дислексии могут быть разными: у одного ребенка она является следствием речевых трудностей, у другого регуляторных или зрительно-пространственных.
Кроме того, есть нарушения письма и чтения, которые требуют коррекции, однако не квалифицируются как дислексия. Это, например, трудности овладения навыком вследствие педагогической запущенности, при билингвизме.
Нарушение может быть ярко выражено или относительно. Например, у ребенка недостаточен регуляторный компонент, отвечающий за программирование, регуляцию и контроль деятельности, а также серийную организацию движений. На письме это можно увидеть пропуском букв, слогов, слов, повторением одного и того же слова или слога, слитным написанием нескольких слов.
Коррекция во всех случаях определяется ведущим механизмом нарушения.
Симптомы дислексии, дисграфии, дискалькулии
Симптомы дислексии: трудности заучивания букв алфавита, медленный темп чтения, потеря строки при чтении текста, ошибки при чтении слов, игнорирование знаков препинания при чтении, чтение без понимания.
Симптомы дисграфии и дизорфографии: большое количество ошибок (более пяти в одной работе), ребенок переставляет, пропускает или не дописывает буквы и слоги, искажает слова, добавляет к ним лишние буквы и слоги. Испытывает постоянные трудности с выполнением письменных работ и ориентации на листе бумаги, имеет проблемы с почерком и освоением программы по русскому языку. Часто медленно пишет. Сложности с письменным изложением мыслей.
Симптомы дискалькулии и акалькулии: трудности с освоением прямого и обратного счета, отображение похожих символов (3 и 8, 6 и 9) перевернутыми или зеркальными. неспособность начать счет с определенной цифры, трудности распознавания даты и времени, сложности восприятия графиков, формул, таблиц.
Какие еще проблемы сопровождают детей:
«В таких ситуациях важно терпимое, сочувственное, принимающее и поддерживающее отношение к ребенку со стороны значимых для него людей — семьи, учителей, сверстников», — уточняет эксперт.
Могут ли дети с дислексией учиться в обычной школе
Дети с дислексией и дисграфией могут обучаться в обычной школе. При этом они имеют право на получение необходимой коррекционной помощи.
Родители детей, испытывающих трудности в обучении, могут обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). После прохождения ПМПК ребенок получает рекомендации по созданию специальных условий обучения, например, это занятия со специалистами или обучение по адаптированной общеобразовательной программе (АООП).
Кроме того, школа может рассмотреть возможность предоставить и другие привилегии. Например, ребенок с дислексией может не читать вслух перед всем классом, пользоваться компьютером на уроке при выполнении письменных работ или диктофоном вместо конспектирования, а некоторые письменные работы могут быть заменены на устные. На выполнение письменной работы ребенку могут давать больше времени. Также для него может быть разработана специальная шкала оценок.
По окончании школы ребенок получает обычный аттестат, сведения об особом статусе не сохраняются.
Какие специалисты работают с дислексией
Помощь детям с трудностями в обучении начинается с грамотной диагностики у специалистов. Необходимо понять причину и характер ошибок, разработать индивидуальную программу обучения. Для этого родители могут обратиться к школьному логопеду, психологу (если они есть в школе), либо на консультацию в ПМПК, ППМС-центр, а также в Ассоциацию родителей детей с дислексией.
В системе психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией и дисграфией в школе работают логопед и психолог — ребенку необходимы систематические коррекционные занятия.
Большинству детей с дислексией также необходимы занятия с нейропсихологом с целью развития тех или иных психических процессов, составляющих функциональный базис чтения и письма. Содержание, структуру и частоту таких занятий нейропсихолог определяет после развернутой диагностики.
Помимо систематических занятий со специалистами психолого-педагогического профиля, в ряде случаев ребенку с дислексией могут понадобиться консультации других специалистов. Например, невролога, если есть подозрения на нарушения в работе центральной нервной системы, или психиатра, если ребенок тревожный, неуверенный в себе или, напротив, гиперактивный, чрезмерно подвижный.
Семейный психолог работает с ребенком, если родителям оказывается трудно организовать выполнение домашних занятий, есть вопросы по взаимодействию родителей и ребенка, ребенка с братьями и сестрами.
Также может понадобиться консультация врачей узких специальностей (эндокринолога, гастроэнтеролога), если специалисты предполагают, что трудности обучения связаны с особенностями соматического здоровья.
Важная задача и у родителей — они должны почувствовать своего ребенка и уделить ему достаточно времени и внимания, чтобы помочь развитию его сильных сторон, а также следовать рекомендациям специалистов.
В любом случае процесс сопровождения ребенка с трудностями в обучении длительный, нужно быть к этому готовым. Он может занимать всю начальную школу, а может длиться в течение всего периода обучения в образовательной организации. Точные сроки обозначить сложно, поскольку все ученики требуют индивидуального подхода.
«По мере взросления ребенок адаптируется в окружающем мире в соответствии со своими особенностями восприятия обработки информации, — подытоживает Мария Пиотровская. — Существует большая разница между ребенком, который каждый день проводит в школе и испытывает трудности в обучении, и взрослым, который уже приспособился к своим особенностям и максимально оградил себя от ситуаций, где может быть неуспешным».
Справка: Ассоциация родителей и детей с дислексией была основана в 2016 году. Специалисты помогают семьям, воспитывающим детей с трудностями в обучении, и консультируют по проблемам дислексии, дисграфии, дизорфографии, дискалькулии, общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития, задержки психического развития, дефицита внимания.
Дополнительные источники: