Деятельность обучающихся в процессе обучения это деятельность
Деятельность учащихся в процессе обучения
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Целью учения являются познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.
Важнейшим компонентом учения являются мотивы, побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер.
Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами.
Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания.
Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.
Учебная деятельность обучающихся
Раскрытие положений, характеризующих учебную деятельность обучающихся, предполагает определение данной деятельности и рассмотрение ее содержания.
Учебная деятельность – деятельность обучающегося по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.
Учебной деятельности обучающегося свойственны определенные характеристики. В числе наиболее значимых из них выделим следующие.
1. Учебная деятельность обучающегося направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач.
2. В ходе учебной деятельности осваиваются научные понятия и общие способы действий по применению знаний в анализе примеров и решении задач.
3. Выработанные общие способы действий дают возможность эффективно решать учебные задачи.
4. Учебная деятельность обучающегося ведет к психологическим изменениям в нем самом.
Учебная деятельность обучающегося осуществляется в соответствии с определенными методами учения. Дадим их определения, классифицируем их и кратко прокомментируем.
Методы учения – способы познавательной деятельности обучающегося, применяемые им в процессе усвоения знаний, формирования умений, навыков и поиске новых знаний.
Классификация методов учения представлена на схеме 18.
Схема 18. Классификация методов учения
Наблюдение – это целенаправленное, систематическое, специально организованное восприятие явлений изучаемых предметов.
Слушание – это восприятие информации в целях ее осмысливания, запоминания и последующего применения при решении соответствующих задач.
Изучение учебников, пособий и др. материалов – это процесс ознакомления с их положениями с применением рациональных способов проработки материалов в интересах их успешного освоения.
Эксперимент – это создание определенных условий для изучения соответствующих учебных материалов и апробирование отработанной методики в освоении знаний и выработке умений в данных условиях.
Упражнение – это применение знаний при анализе примеров и решений практических задач.
Моделирование – это создание обучающимся материальных и идеальных аналогов изучаемых явлений для более эффективного освоения с опорой на них программных положений соответствующих дисциплин.
Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи.
Продукт учебной деятельности обучающегося – внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, целостном и смысловом планах.
Результатом учебной деятельности обучающегося является его поведение (это либо испытываемая им потребность продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание ее).
Деятельность учащихся в процессе обучения.
Лекция по теме 3.1 Обучение в целостном педагогическом процессе
Вопросы изучения сущности процесса обучения и теоретических основ его организации рассматривает дидактика –отрасль педагогики.
Дидактика – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм. Дидактика даёт ответ на вопросы: «Для чего учить?» (цель обучения), «Чему учить?» (содержание обучения) и «Как учить?» (методы, формы, контроль освоения материала).
Выделяют общую и частную (предметную методику обучения) дидактику. Основными категориями дидактики являются обучение, преподавание, учение.
Обучение – одна сторона педагогического процесса. Отражая все характеристики педагогического процесса, обучение имеет и качественные отличия.
Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности обучаемых.
Обучение является самым надежным путем получения систематического образования. В процессе обучения учащийся познает окружающий мир при направляющей роли учителя. В основе любого вида или типа обучения заложена взаимосвязь преподавания и учения.
Обучение – двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, преподавание и учение.
· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;
· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;
· оценке учебных достижений учащихся.
· освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;
· самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
· осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии учащихся.
Направленность педагогического процесса на всестороннее развитие личности школьника обусловливает функции обучения, образовательную, воспитательную и развивающую.
Основной смысл образовательной функции состоит в вооружений учащихся системой научных знаний, умений и навыков и ее использовании на практике.
Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П. В. Копнин).
Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру её опыта.
Осуществление образовательной функции неразрывно связано с формированием навыков работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, организацией самостоятельной работы, конспектированием.
Умение, как умелое действие, направляется осознаваемой целью, а в основе навыка, то есть автоматизированного действия, лежит система упорядоченных связей.
Воспитательная функция обучения связана с формированием отношений учащихся (В. В. Краевский). Она вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и в процессе общения учителя и учащихся. Важной стороной воспитательной функции является работа учителя по формированию мотивов учебной деятельности школьников.
В современных условиях воспитательная функция предполагает формирование научного мировоззрения, материалистического понимания законов природы, общества, формирование отношений учащихся к учению, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим, что в итоге выражается во взглядах, идеалах, убеждениях, моральных качествах личности.
В процессе обучения всегда происходит развитие личности. Развивающая функция обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. Это предполагает развитие мотивационно-потребностной, познавательной, эмоционально-волевой сфер личности учащихся в процессе обучения.
Эту идею преследуют современные концепции развивающего обучения Л. В. Занкова, В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина и др.
На этой теории основана дидактика Я. А. Коменского и ее ведущая идея — «золотое правило» дидактики: если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами.
Учитывая, что учение как деятельность ученика представляет собой разновидность познания объективного мира, надо, рассмотрев общее, выделить и отличия этого познания.
Отличие учебно-познавательной деятельности ученика от познавательной деятельности учёного заключается в том, что ученик познает субъективно новое, т. е. уже открытые в науке факты, теории, понятия. Познание в учебной деятельности происходит быстрее под руководством учителя и на основе дидактически адаптированного к возможностям учащихся материала.
Вместе с тем, процесс обучения, так же как и познание, надо рассматривать в развитии. Основным источником этого развития являются противоречия. По мнению М. Л. Данилова, главным противоречием обучения выступает противоречие между новымизадачами обучения и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их развития. Оно будет движущей силой обучения в том случае, если находится в зоне ближайшего развития ученика и имеет смысл для него.
Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся.
Управление процессом обучения предполагает: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов. В плане урока определяет конкретные образовательные, воспитательные и развивающие задачи, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива; отбирает содержание: продумывает формы и методы ведения урока, конкретные виды работ.
Учитель ставит перед учащимися задачи, отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебной задачи перед учащимися и создание благоприятных условий для ее выполнения. Используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач (М. А. Данилов):
· познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
· необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и
их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
· задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
· к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
· нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий.
Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля. Завершающим этапом обучения является анализ результатов решения педагогической задачи.
Деятельность учащихся в процессе обучения.
Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования.
Целью учения является познание, сбор и переработка ин формации, выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия.
1. Непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, наказание, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.
2. Перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практическиприкладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, развитое чувство долга, ответственности.
3. Интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п.
Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов – самоконтроль, самооценка и самоанализ.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2683 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Доклад по теме: «Деятельность ученика на уроке».
Доклад по теме: «Деятельность ученика на уроке».
Учебная деятельность школьника – это целенаправленная познавательная деятельность, протекающая в специально организованных условиях.
Основной формой обучения является классно – урочная система обучения, а основной формой организации учебной работы выступает урок.
Деятельность учащихся зависит от дидактической системы урока:
Содержания, проявляющегося через различные источники – слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, материалы периодики, художественную литературу, средства наглядности и т.д.;
Различных звеньев обучения – формирования новых знаний, закрепления, проверки усвоения, повторения, использования новых знаний, умений и навыков;
Различных методов и приемов обучения;
Формы организации урока.
Деятельность учеников на уроке в большей степени связана с деятельностью учителя, с тем, какие методы использует в своей работе педагог.
Методы – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная, развивающая функции обучения.
Общепедагогические методы не используются изолированно, но всегда в необходимом сочетании друг с другом : тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы.
Важным является взаимодополняемость методов.
По мнению В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова все многообразие методов обучения в современной дидактике можно представить в трех группах:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные и практические; репродуктивные и проблемно-поисковые; индуктивные и дедуктивные методы обучения).
2. Методы стимулирования и мотивации (активизации) учебно-познавательной деятельности учащихся (деловые, познавательные игры, учебные дискуссии, конкурсы и т.д.).
3. Методы контроля (устный и письменный опросы, контрольные работы, лабораторный метод и т.д.) и самоконтроля.
Все эти методы могут реализоваться в практике образования общего назначения как под руководством учителя, так и самостоятельно обучающимися.
Во – первых, отклонения в умственном развитии также не дают возможности полноценного восприятия учебной информации. Предпочтение поэтому отдаем методам, помогающим наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебную информацию в доступном для обучающихся виде, опираясь на сохранные анализаторы функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой o собых образовательных потребностей данного человека.
Классификация методов обучения зависит от того подхода, который положен в ее основу. Определим наиболее распространенные и важные подходы и классификации на их основе:
1. По источнику учебной информации дидакты Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. определяют:
v практические методы обучения.
Рассмотрим группу методов, с которой непосредственно связана деятельность учащегося.
По признаку характера учебно-познавательной деятельности школьников И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют методы обучения:
— объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, объяснение, работа с учебником, демонстрации наглядности и т.д.);
— репродуктивный метод (воспроизведение учащимся действий учителя, деятельность по алгоритму, программирование);
— проблемное изучение учебного материла;
По характеру дидактических целей и решению познавательных задач в процессе обучения классифицировали методы обучения М.А. Данилов, Б.П. Есипов:
v методы сообщения новых знаний;
v методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
v методы проверки и оценки ЗУН (ов).
Рассмотрим некоторые виды деятельности учащихся.
Деятельность учащихся построена на выполнении реальных учебных действий и направлены на формирование практических умений и навыков. К ним относятся такие методы организации учебной деятельности, как упражнения, лабораторные и практические работы.
По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
а) воспроизводящие упражнения (воспроизведение известного с целью закрепления);
б) творческие упражнения (применение знаний в новых условиях).
Если при выполнении действий ученик вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, то такие упражнения называют в) комментированными.
Огромное влияние на организацию упражнений оказывает характер учебной деятельности. По характеру учебной деятельности упражнения подразделяются на устные, письменные, графические и практические. Рассмотрим особенности этих упражнений.
Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью и не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений письма. Использование их способствует развитию координации движений, общей культуры письменной речи и самостоятельности в работе.
Графические упражнения заключаются в выполнении рисунков, зарисовок, при проведении экскурсий, практических работ, составлении схем, чертежей, изготовлении альбомов, плакатов.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал. В зависимости от полноты известных знаний графические работы могут носить воспроизводящий или творческий характер.
Практические упражнения эффективны только при соблюдении ряда требований, основанных на закономерностях, лежащих в основе процесса формирования умений и навыков.
Лабораторные работы — это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, инструментов и других технических приспособлений, т. е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Целью проведения лабораторных работ является формирование умений и навыков обращения с приборами и другим техническим оборудованием. В начальной школе этот метод применяется относительно редко. Это обусловлено общим ориентиром начальной школы на накопление у ребенка первичного опыта организации учебной деятельности.
Лабораторные работы могут носить иллюстративный или исследовательский характер. Разновидностью исследовательских лабораторных работ являются длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями (ростом растений и развитием животных, погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п.). В некоторых школах в качестве лабораторной работы практикуются поручения школьникам по сбору экспонатов ит. д. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде рисунков, числовых показателей, графиков, схем. Лабораторная работа может быть частью урока или занимать целый урок и даже более.
Методы закрепления и повторения изученного материала. Данная группа методов предназначена для сохранения в памяти учащегося полученных знаний и переносу их в долговременную память. К ней относятся такие методы, как беседа, повторение. Многие методы выработки учебных умений и накопления опыта учебной деятельности в результате многократности повторения способствуют и процессу закрепления изученного материала. Именно поэтому эти методы (упражнение, практическая и лабораторная работы) применимы и для закрепления.
Во время беседы одной из задач учителя является управление беседой, направление ее хода. Проговаривание учащимися учебного материала при ответе на вопросы способствует эффективному закреплению материала только в том случае, если воспроизведение носит творческий характер и способствует углублению знаний и развитию мышления учащихся.
Повторение. Метод обучения, применяемый всеми учителями и по всем предметам. Повторение представляет собой основу
всего процесса обучения и развития ребенка. Психологические исследования показывают, что человек через сутки после знакомства с новой информацией забывает от 20 до 40% усвоенного. Через пять дней, если он не занимается активным повторением, у него остается лишь около 20%. Дальше процесс забывания продолжается и в случае невостребованности и неиспользования информация забывается почти полностью. Поэтому учителю приходится уделять много внимания процессу повторения и закрепления учебного материала.
Повторением обычно называют процесс словесного или письменного воспроизведения выполняемых ранее (или аналогичных им) учебных заданий.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта. Все активнее в жизнь школы входят методы организации взаимодействия учащихся друг с другом. Введение этих методов способствует, во-первых, накоплению у учащихся социального опыта общения и, во-вторых, освоению учащимися социальных методов организации учебной деятельности.
Психологи доказывают, что попытка изолировать учащегося и обучить его только приемам самостоятельной работы представляет собой яркий пример одностороннего подхода к процессу обучения и не способствует приобретению ребенком социального опыта на уроках. Этот крупнейший недостаток в какой-то степени компенсируют перемены между уроками и игры во дворе, около дома. Только здесь дети играют, разговаривают, ссорятся и учатся мириться друг с другом, т.е. вступают в межличностное общение и осваивают его. Однако подобное общение стихийно и не столь эффективно, как могло бы быть. Для большинства ребят в ходе стихийного общения не образуются ситуации, способствующие полному развитию социальной сферы личности ребенка. Поэтому стихийное общение не всегда может помочь ребенку решить стоящие перед ним социальные проблемы. Для наиболее полного социального развития ребенка
необходима целенаправленная и планомерная работа, которая посильна только педагогу.
Формирующим элементом в этих методах выступает диалогическое общение учащихся. С позиций теории деятельности диалогическое общение является важнейшей составляющей современного обучения. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие участника. Он способствует переводу индивидуальных видов деятельности в деятельность совместную, объединенную единой целью. Ключевым для понимания роли диалогического общения в социальном развитии является тезис о том, что развивается не ребенок, а единство ребенка с ближайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.
Организовать эффективное взаимодействие учащихся невозможно сразу, «со следующего урока» или «с сегодняшнего дня». Для того чтобы учащиеся включились во взаимодействие и «почувствовали» его, они должны обладать хоть каким-нибудь минимальным опытом взаимодействия. Такой опыт накапливается постепенно, в течение длительного периода времени, по мере освоения ребенком все новых и новых приемов общения. Поэтому создавать условия для накапливания ребенком опыта простого
взаимодействия со сверстниками необходимо с первого дня нахождения ребенка в школе или дошкольном образовательном учреждении.
Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес. В ходе взаимопроверки школьник свою тетрадь отдает соседу по парте, а тетрадь соседа берет себе для проверки. Проверяться могут маленькие, написанные на листочке, самостоятельные работы или записанные в тетради отдельные задания, упражнения и целые домашние работы. Взаимопроверка работ начинается со сравнения списанных и решенных заданий с представленными учителем образцами. Ошибки подчеркиваются и обозначаются галочкой на полях. В дальнейшем переходят к дифференцированной оценке.
— обмен идеями, собственным опытом;
— обмен сведениями и быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников;
— решение, что делать дальше, выбор варианта продолжения урока;
— постановка вопросов, проблем для предстоящего обсуждения;