Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

Структура диалектики и ее основные функции

Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

ДИАЛЕКТИКА (УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ)

Вопросы лекции:

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика.

2. Структура диалектики и ее основ­ные функции.

3. Закон. Динамические и статисти­ческие закономерности.

4. Детерминизм и индетерминизм.

5. Альтернативы диалектики.

Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика

Диалектика (греч. dialextice — вести беседу, спор) — уче­ние о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия.

В истории философии сложились три основных формы диалектики:

а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблю­дения (Гераклит, Платон, Аристотель, Зенон);

б) немецкая клас­сическая, которая была разработана Кантом, Фихте, Шеллингом и особенно глубоко Гегелем, но на идеалистической осно­ве;

в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Существует и так называемая «субъективистская диалек­тика» (особенно характерная для софистики и эклектики) — это, по справедливому замечанию Гегеля, «внешняя, пустая диалектика», не доходящая до диалектики самих реальных пред­метов, не отражающая их, а есть «гибкость понятий» (т. е. их текучесть, изменяемость), примененная чисто субъективистски, а не объективно.

Познание, диалектика понятий (субъективная диалектика), будучи отражением объективного мира, не может осуществ­ляться по законам, принципиально отличным от законов раз­вития реальной действительности, диалектики бытия (объек­тивной диалектики). Тем самым объективный мир и челове­ческое мышление подчинены одним и тем же всеобщим зако­нам — законам диалектики. Это значит, что они не могут про­тиворечить друг другу в своих результатах, а должны согласо­вываться между собой.

Структура диалектики и ее основные функции

Диалектика есть открытая органическая система, совокуп­ность устойчивых отношений и связей между элементами ко­торой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве от­ражают единство, целостность развивающегося реального мира в его всеобщих характеристиках.

Категории диалектики — формы мышления, которые от­ражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случай­ность, причина и следствие и др.

Сущность и явление — важнейшие диалектические категории, в ко­торых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны.

Сущность— это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл.

Явление— это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление — это внешние свойства предме­та, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума.

Содержание— это то, из чего состоит предмет или явление.

Фор­ма— это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, спо­соб внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, под­вижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На оп­ределенном этатш содержание сбрасывает старую форм, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной’науке кате­гория «форма» близка к категории «структура».

Система(от греч. systema — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов.

Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

Элемент(от лат. elementum — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы.

Структура(от лат. structura — строение) — это совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное.

Единичное(частное) — это отдельное, огра­ниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства.

Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо клас­са, составляют содержание особенного.

Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшеству­ющими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления.

Причина— это явление, обусловливающее, порождающее другое явление.

Следствие— явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании при­чинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) про­изводит другое явление (следствие).

Необходимость и случайность— это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями.

Необходимость— это тип связи между явлениями, определяемый ос­новными, существенными причинами.

Случайность— это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными фак­торами.

Т.о. проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Важными элементами диалектики являются ее принципы. Принцип(начало, основа) — фундаментальное теоретическое положение (в диалектике — наиболее общее), отражающее наи­более существенные характеристики реальной действительно­сти и являющееся одновременно системой определенных ме­тодологических требований (правил, норм, предписаний), ре­гулирующих деятельность людей.

Основными принципами диалектического метода являются:

— принцип восхождения от абстрактного к конкретному;

— принцип единства противоположностей;

— принцип детер­минизма и др.

Все элементы диалектики тесно взаимосвязаны и различия между ними относительные.

Основные функции диалектики:

1. Онтологическая: нацеленность теории диалектики преиму­щественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

2. Гносеологическая: изучение закономерностей познаватель­ного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, прин­ципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих законо­мерностей объективной действительности.

4. Методологическая: разработка на основе всеобщих объек­тивных законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

5. Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалек­тики, выраженного в системе всех ее элементов.

6.Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» в его изменении — опос­редованно, в соответствии с диалектическими представле­ниями о нем.

Источник

Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

ДИАЛ.— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика включает в себя учение о всеобщей связи явлений и их развития, о противоречиях бытия и мышления, переходе количественных изменений в качественные, перерывах постепенности, скачках, отрицании отрицания и т.д.

Диалектические принципы
Конкретность истины
Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д. Высшая ступень конкретности состоит во всестороннем познании объекта с учетом всех существующих моментов данной стадии противоречивого развития объекта, в отличии от эклектичного смешения всех сторон и признаков явления.

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде, в котором они протекали в действительности. Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Практика как критерий истины и практического определителя связи предмета с тем, что нужно человеку

Критерий И. не может быть найден ни в сознании субъекта как таковом, ни в познаваемом объекте. Поскольку И. предполагает определенное познавательное отношение субъекта к объекту и в этом смысле “истина относится не только к субъекту, а также к объекту” (Плеханов Г.В., Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 501), постольку критерий И. должен представлять собой определенное отношение, отличное от процесса познания, но вместе с тем органически связанное с ним. Таким отношением, материальным процессом является обществ. практика, которая и образует критерий И. По мере развития теоретического содержания науки проверка все в большей мере приобретает опосредованный характер, ибо теоретические положения формируются на базе абстракций все более высоких степеней и потому не поддаются непосредственной проверке (напр., теоретические положения субатомной физики, закон стоимости в политической экономии и т. д.). Та или иная научная теория истинна, если на основе полученных из нее выводов люди в состоянии реализовать поставленные ими цели.

Применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы.При изучении предметов и явлений диалектика рекомендует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектических законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые явления и процессы, опираясь на философские категории: общего, особенного и единичного; содержания и формы; сущности и явления; возможности и действительности; необходимого и случайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления: а) всесторонне; б) во всеобщей связи и взаимозависимости; в) в непрерывном изменении, развитии; г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

Источник

Лекция № 59. Диалектика. Структура диалектики

Лекция № 59. Диалектика. Структура диалектики

Диалектика (от греч. dialektike – «искусство вести беседу») – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия.

Диалектика включает принципы, законы и категории.

Материализм утверждал принцип как основополагающее суждение о бытии (объяснение мира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы). Идеализм отталкивался от принципа мышления.

Принципы отражают фундаментальные основы бытия и познания. Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом:

1) выступают как начала познания;

2) обусловливают характер познания;

3) лежат в основе законов и категорий диалектики;

4) придают знанию системность и целостность;

5) в познавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию.

Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития.

Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благодаря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. Все движение протекает по разумным законам диалектики.

Закон – это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природе законы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействия материальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуются благодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективному фактору.

Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Существуют три закона диалектики – единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания.

Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики еще более детализированы.

Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теория движения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения, изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии, астрофизике, социологии и ряде других наук.

В «Диалектике природы» Ф. Энгельс говорит о диалектике как о науке о всеобщей связи. Это положение устойчиво благодаря относительно постоянной структуре предметов и бытия в целом и требует системного подхода к их изучению.

Оба определения диалектики выражают сущность принципов диалектики. Связь включает в себя развитие, а развитие – связь. В своей нераздельности развитие и связь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы, общества и мышления, устойчивости и изменчивости, системности и поступательности. Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движение вглубь.

Диалектика (от греч. dialektike) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Уже античная философия акцентировала внимание на изменчивости всего существующего. Действительность понималась как процесс перехода всякого свойства в противоположное ( Гераклит, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином обозначалось искусство диалога и спора. Платон определяет истинное бытие как тождественное и неизменное.

Тем не менее он обосновывал диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только так, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является по Платону искусством диалектики.

Развитие диалектики продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл). В философии феодального общества – в схоластике – диалектикой стали называть формальную логику, которая была противопоставлена риторике. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают Н. Ку-занский и Дж. Бруно. В Новое время, несмотря на засилье метафизики, Р. Декарт и Б. Спиноза (первый – в своей космогонии, второй – в учении о субстанции как о самопричине), дают образцы диалектического мышления. В XVIII в. во Франции богатством диалектических идей выделяются Руссо и Дидро. В теории познания И. Кант развивает диалектические идеи в учении об «антиномиях». И. Фихте развивает «антитетический» метод выведения категорий, содержащий важные диалектические идеи. Вершиной в развитии домарксистской диалектики была идеалистическая диалектика Гегеля. Диалектика есть согласно Гегелю, «движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость».

Зрелое научное понимание диалектики создано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они построили диалектику на основе материалистического понимания исторического процесса и развития познания, обобщения реальных процессов, происходящих в природе, обществе и мышлении. В научной диалектике сочетаются законы развития как бытия, так и познания, так как они тождественны по своему содержанию и отличаются только по форме. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но и гносеологическое учение, логика, рассматривающая мышление и познание одинаково в становлении и развитии, поскольку вещи и явления есть то, чем они становятся в процессе развития, и в них как тенденция заложено то, чем они станут.

Главной категорией материалистической диалектики является противоречие. В учении о противоречиях она раскрывает движущую силу и источник всякого развития. В нем содержится ключ к остальным категориям и принципам диалектического развития. К развитию путем перехода количественных изменений в качественные, к перерыву постепенности, отрицание исходного момента развития и отрицание этого отрицания, повторение на высшем уровне некоторых сторон первоначального состояния.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Лекция № 4. Структура философского знания

Лекция № 4. Структура философского знания Многообразие философских проблем обусловливает сложную структуру философии. Аристотель выделял теоретическую часть философии – учение о бытии, его составе, причинах и началах; практическую – учение о человеческой

Лекция № 17. Социальная структура общества

Лекция № 17. Социальная структура общества Социальная жизнь – это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т. е. происходит «сведение» индивидуального к

7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической пирамиды. Структура и дина

7.2. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Цепи и сети питания, их звенья. Типы пищевых цепей. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Правило экологической

Диалектика

Диалектика Диалектика (от греч. dialegesJai) – искусство вести беседу. Аристотель считает Зенона, философа элейской школы, родоначальником Д. Диалектика Зенона состоит в опровержении, основанном на законе противоречия, положений, выставленных представителями других

ДИАЛЕКТИКА

ГЕГЕЛЬ И ДИАЛЕКТИКА

ГЕГЕЛЬ И ДИАЛЕКТИКА Сова Минервы вылетает только с наступлением сумерек. Гегель Диалектика – это наука заблуждаться по правилам. Адриан Декурсель Диалектика есть искусство (или же трюк) взять две стороны и к ним приделать проблему. Ханс Кудшус Если факты противоречат

Источник

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

Введение

Термин «диалектика» (от греческого — искусство вести беседу, спор) имеет несколько оттенков значения. Этот термин был впервые использован Сократом и относится к искусству диалога, целью которого является достижение истины через столкновение различных мнений. Платон рассматривал диалектику как процесс разделения понятий на виды и соединения их в более общие понятия, «роды».

Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре.

В традиционной марксистской философии диалектика определялась как учение о всеобщей согласованности и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных начал.

Современные версии диалектики практически не понимают ее как развитие. Идея диалектики как формы понимания полярностей, противоположностей, которые пронизывают нашу жизнь, сознание и историю, является доминирующей. Различные интерпретации диалектики предлагают разные принципы взаимоотношения противоположностей — от их возможного гармоничного синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния. Практически все модели диалектики, однако, содержат установку на объединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на необходимость их объединения, которая присутствует в главном агенте диалектического столкновения — человеке.

Понятие диалектики. Исторические формы диалектики

Диалектика (от греческого «диалектика») означает искусство вести беседу, спорить. В современном понимании диалектика — это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир возник в ходе длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции и Рима. Сегодня мы можем выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику античности, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Стихийная диалектика древних наиболее ярко выразилась в философии Древней Греции, в размышлениях Гераклита Эфесского.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит пытался объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот фрагмент его аргументации: «Одно и то же в нас — живые и мертвые, бодрствующие и спящие, молодые и старые. Ибо то, что изменилось, есть то, и наоборот, то, что изменилось, есть то».

Зенон Элейский поднял ряд диалектических проблем. Аристотель даже назвал Зенона «изобретателем диалектики».

Стихийная диалектика развивалась на идеалистической основе в школах Сократа и Платона. Сократ считал диалектику искусством открытия истины через столкновение противоположных мнений в споре. Он первым использовал термин «диалектика».

Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого осуществляется познание вещей — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления встречаются в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма и последовавших за ними философских школ, но все это были стихийные диалектики.

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Кант, Шеллинг, Гегель) сыграла важную роль в развитии диалектического мировоззрения, высшей стадии развития идеалистической диалектики она достигла в философской системе Гегеля.

Гегель понимал диалектику не только как искусство полемики, спора, беседы, но и как определенный взгляд на мир. Диалектика у него — это метод познания действительности, учитывающий противоречивый характер мира, его изменения, взаимосвязь явлений, вещей и процессов, качественные преобразования, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового и растущего.

Однако диалектика Гегеля была разработана на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть полностью последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадывал диалектику вещей. Согласно Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мира-причины» в процессе мышления о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики стала ее марксистская модель — материалистическая диалектика современности.

Исследовав идеалистическую диалектику Гегеля и переработав ее материалистически, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистицизма. Он не только создал диалектику, отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу: «Гегелевская диалектика перевернута с ног на голову. Мы должны поставить его на ноги, чтобы из-под его мистической оболочки появилось рациональное зерно.

Для марксистской диалектики характерна объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь-в-себе как она есть в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в учении об объективной и субъективной диалектике.

Объективная диалектика — это движение и развитие в самом материальном мире как едином целостном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная диалектика или диалектическое мышление — это движение и развитие мыслей и понятий, которые отражают объективную диалектику в сознании.

Субъективная диалектика, таким образом, вторична, а объективная диалектика первична. Первое зависит от второго, второе не зависит от первого. Поскольку субъективная диалектика является отражением объективной диалектики, она согласуется с ней по содержанию. И то, и другое подчиняется одним и тем же универсальным законам.

Основные принципы и законы диалектики

Принцип обычно понимается как руководящая идея, исходное, наиболее важное правило поведения, то есть как нечто, лежащее в основе совокупности фактов, знаний или действий. В логически более четком научном смысле принцип — это центральное понятие, основа системы знаний, которая является обобщением и распространением каждого из его определений на все явления той области, из которой этот принцип абстрагирован.

К основным принципам диалектики относятся: принцип всеобщей согласованности, развития, детерминизма, системности и материального единства мира.

Согласно принципу всеобщей согласованности, все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимодействии и взаимообусловленности; согласно принципу развития, они существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие закономерной организации в мире; согласно принципу материального единства, материальное начало рассматривается как его субстанция.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей взаимосвязи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимозависимость и обусловленность явлений и объектов действительности. Таким образом, элементарные частицы, взаимодействующие друг с другом, образуют атомы. Взаимосвязь атомов приводит к образованию молекул, молекулы образуют макротела и так далее вплоть до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений является неотъемлемой чертой материального мира. Поэтому, чтобы познать предмет, необходимо изучить все его стороны и взаимосвязи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, их взаимосвязи и взаимодействия также многообразны.

Диалектика изучает не все, а только самые общие, существенные взаимосвязи, которые имеют место во всех сферах материального и духовного мира. Размышляя над этими взаимосвязями в своем сознании, человек открывает для себя законы объективного мира и развивает категории познания. Знание общих законов является предпосылкой для практической, преобразующей деятельности, творчества.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия — категории и законы.

Закон — это форма познания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Основными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий прежде всего природу источника развития; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, детализирующий представление о форме, в которой протекает процесс развития; закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития.

Эти законы выражают всеобщие формы, способы и движущие силы развития материального мира и его познания и являются всеобщим способом диалектического мышления. Эти законы диалектики конкретизируют свои основные категории в их историческом возникновении и соотношении. Открытие и научное обоснование основных законов диалектики обогатило понимание содержания и соотношения признанных до сих пор категорий, развитие которых подчинено этим всеобщим законам. Законы диалектики представляют собой логическое выражение существенного в развитии.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущая сила развития выражается законом единства и борьбы противоположностей. Суть этого закона заключается в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, являющегося результатом взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами предметов и явлений, переходят от состояния незаметного, несущественного различия частей, слагающих данное явление, к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, вступающим в конфликт, борьбу, которая является внутренним источником развития явления. Каждый предмет содержит в себе другой предмет. Внутреннее противоречие каждого предмета состоит в том, что взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей происходит в одно и то же время. Развитие может происходить только благодаря противоречию, то есть активному взаимодействию, столкновению и борьбе противоположностей. Противоречивые противоположности объединяются в том смысле, что они содержатся в одном предмете или явлении. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в этом единстве, является источником развития.

Согласно этому закону, внутренние противоречия присущи каждому предмету и явлению. Они взаимодействуют: они предполагают друг друга и борются друг с другом. Именно борьба внутренних противоречий служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Для того чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его общий характер, необходимо сначала разобраться в таких основных понятиях, как тождество, различие и противоположность.

Диалектическая мысль исходит из того, что тождество и различие присущи всем объектам.

Идентичность — это специфический вид отношений вещи к себе и к другим вещам, который характеризуется устойчивостью. Другими словами, любой объект или явление, которое изменяется, остается самим собой на какое-то время. Итак, со всеми изменениями на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в Солнечной системе, имеет определенные параметры и движется равномерно.

Различие характеризуется несоответствием, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Таким образом, вещь тождественна самой себе и нетождественна одновременно. Идентичность и различие постоянно существуют в своем противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, характеристики явлений и предметов стоят в таких отношениях, которые являются взаимоисключающими. Это отношение есть содержание противоположности: различие явлений, процессов, предметов, сторон или элементов явлений, процессов, предметов, которые в определенном единстве взаимоисключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе — процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, возбуждения и торможения и т.д.

Отношения между противоположностями — это противоречие. Неразрешимых диалектических противоречий не существует. Преодоление противоречий — это необходимость.

Существует бесконечное множество конкретных противоречий. Среди этого многообразия материалистическая диалектика выделяет противоречия, имеющие между собой нечто общее, то есть принадлежащие к тому или иному виду. Различают внутренние и внешние противоречия, фундаментальные и нефундаментальные и т.д.

Внутренние противоречия — это противоречия между взаимно противоположными элементами, образующими определенную систему. Поскольку каждый объект связан с окружающими объектами, образующиеся связи могут принимать характер противоречия. Внешние противоречия — это противоречия данной системы с окружающими системами.

Основные противоречия определяют развитие объектов (явлений, процессов) на протяжении всего периода их существования.

Неосновные противоречия — это противоречия, возникающие в результате основных противоречий.

Основные противоречия — это те, которые выходят на первый план в определенный период развития объектов (явлений, процессов); от их разрешения зависит развитие и разрешение всех других противоречий, присущих им.

Пространство и время — форма бытия материи

Пространство и время неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Поэтому пространство и время не существуют вне движения материи, так же как и материя не существует вне пространства и времени. Именно поэтому Ф. Энгельс утверждал: «Основными формами всякого бытия являются пространство и время…».

Бытие — это материя. Главная характеристика материи — неисчерпаемость, следовательно: бытие неисчерпаемо. Сам принцип единства мира заключается в том, что мир материален, то есть различные формы материи взаимосвязаны (жидкое, твердое, газообразное состояние), то есть одна форма бытия может переходить в другую. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, возникают как бы из ничего и становятся настоящим, актуальным бытием. Но бытие приходит к концу и возвращается в небытие, теряет эту форму бытия.

Переход к небытию — это разрушение этого способа бытия и трансформация, становление в другой форме. Появление той или иной формы бытия является результатом перехода от одной формы бытия к другой. Какую бы форму бытия мы не рассматривали, все они имеют конечную основу — субстанцию материи.

Самый важный атрибут, способ существования материи включает в себя все процессы (все изменения и движения частиц, мышление, общение людей). Движение так же неисчерпаемо, как и материя. Бесконечное самодвижение материи — внутреннее движение перерастает внешнее. Движение — это вечное изменение, взаимодействие материальных объектов и изменение их состояний. Бесконечное движение мира — это закон развития и вечности. Без движения нет материи. Движение абсолютно, а покой относителен и относится к этапам движения (земля, луна, солнце). Движение является неотъемлемой частью структуры бытия. Существуют различные формы движения.

Бытие — это движение. Мир не может существовать без движения. Каждый объект существует только потому, что в нем существует определенный вид движения. Когда движение прекращается, объект растворяется и превращается в другой объект, с другим видом движения.

Одни формы движения переходят в другие формы движения. Формы движения материи органически связаны с определенным уровнем ее структурной организации, каждый из которых характеризуется своей системой закономерностей и своим носителем. Субмикроэлементный уровень — это форма существования материи с полевым характером, из которой формируются элементарные частицы (микроэлементный уровень). Затем образуются ядра (ядерный уровень), а из них молекулы (молекулярный уровень), из молекул агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Последние образуют звезды, планеты, галактики (космический уровень). Органический уровень — это результат постепенного усложнения углеродистых молекул, приводящего к образованию органических соединений. Человек и общество (социальный уровень) — высшая форма движения материи. Формы движения: механическая — химическая — биологическая — социальная.

Появление нового качества — это появление нового объекта с новыми законами жизни, с новой мерой, в которую уже заложено другое количественное определение. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может ограничиваться уровнем конкретной формы движения, а также выходить за его пределы. Процесс формирования нового качественного состояния противоречив: это единство аннигиляции и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Измерение, выражающее единство количества и качества как объектов, характеризующихся простым преобразованием в пределах данного уровня организации системы, так и пределов перехода от одного уровня организации системы к другому, является как бы пограничным знаком процесса развития.

Пространство — это форма материи, характеризующаяся такими свойствами, как протяженность, структура, сосуществование и взаимодействие. Понятие времени возникает как из сравнения различных состояний одного и того же объекта, который неизбежно меняет свои свойства в результате длительности своего существования, так и из факта меняющейся последовательности различных объектов в одном и том же месте. Время — это форма существования материи, характеризующаяся такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность изменения состояния.

Заключение

Изучение проблем, связанных с философским анализом материи и ее свойств, является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в итоге материалистическим или идеалистическим.

В свете сказанного достаточно очевидно, что роль определения понятия материи, понимания ее как неисчерпаемой для построения научного образа мира, решения проблемы реальности и познаваемости объектов и явлений микро- и мегамира очень велика.

Такое определение имеет смысл: «… Материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях»; «Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями и существует независимо от них». (В первом случае речь идет о материи как категории бытия, онтологической категории, во втором — о фиксирующем ее понятии, категории гносеологической).

Список использованной литературы

Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Смотреть картинку Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Картинка про Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции. Фото Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии ее структура и функции

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *