Диалектика как учение об универсальных связях и развитии

Диалектика, как учение об универсальных связях, изменениях и развитии

Понятие «диалектика» (от греч. искусство вести беседу, спор, рассуждать) в Древней Греции обозначало искусство вскрывать противоречия в суждениях собеседника.

В настоящее время понятие диалектика – это учение о самых общих закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод творческого мышления.

Диалектика, как теория, представляет собой стройную систему, в которую входят:

во-первых, законы диалектики;

во-вторых, категории диалектики;

в-третьих, принципы диалектики.

Для понимания диалектики, как теории и метода познания действительности, важно уяснить ее два основных принципа:

а) принцип всеобщей связи;

б) принцип развития.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех его составляющих: предметов, явлений, процессов.

Объективно существующая взаимозависимость и взаимообусловленность явлений и предметов обозначается понятием «связь». Познать окружающий мир – значит изучать сложный комплекс взаимосвязей между явлениями и предметами, организованными в системы. Окружающий нас мир – это бесконечное разнообразие материальных систем, находящихся в сложной иерархической зависимости друг от друга. Они изучаются конкретными науками (физика, химия и т. д.)

Диалектика дает ключ к пониманию наиболее общего характера этих связей, учит выделению решающих, определяющих, детерминирующих связей и взаимозависимостей внутри системы и между ними. Г. Лейбниц еще в XVII веке утверждал, что Вселенная есть как бы океан, так что малейшее движение в нем отзывается на самом далеком расстоянии.

Эта связь, объединяющая все предметы и процессы в единое целое, носит всеобщий характер, т. е. универсальная. В зависимости от уровня организации материи выделяют три вида связей:

а) связи в неживой природе;

б) связи в живой природе;

в) связи в обществе.

Формы связей бывают:

· внутренние и внешние;

· непосредственные и опосредованные;

· функциональные и генетические;

· пространственные и временные;

· закономерные и случайные и т.д..

Главная проблема диалектики – что такое развитие? В отличие от движения, понимаемого как изменения вообще, развитие – есть процесс, для которого характерно два отличительных признака:

во-первых, самодвижение, т. е. процесс, источник жизни которого заложен в самой развивающейся системе. Развитие возникает в результате борьбы противоположностей, как друг друга обуславливающих, так и друг друга отрицающих крайностей;

во-вторых, а) необратимость;

в) закономерность изменений.

Таким образом, развитие – процесс длительно накапливающихся необратимых, поступательных изменений, сложных систем в больших интервалах времени. Чтобы понять данное явление, надо установить, как оно возникло, через какие фазы изменений оно прошло. Содержание развития невозможно осмыслить, если не установлена связь между изменившимися явлениями.

Принято выделять три типа развития.

1. Прогресс (от лат. движение вперед) – направление развития сложных систем, характеризуется переходом от низших, менее совершенных форм, к более высоким, совершенным.

2. Регресс (от лат. возвращение) – процесс обратной направленности. Однако, следует иметь в виду, что каждый прогресс в органическом развитии является вместе с тем и регрессом, так как он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития в других направлениях.

3. Одноплоскостное развитие – переход объекта из качественного состояния, одной степени сложности, в другое качественное состояние, той же степени сложности.

Суть принципа развития материи заключается в том, что это есть бесконечное движение по восходящей спирали. Оно противоречиво, включает в себя отступления, возвращения назад, однако, в целом это движение от простых форм к формам более сложным, от систем примитивных к высокоорганизованным.

Источник

Диалектика как учение об универсальных связях и развитии.

Диалектика как система взглядов на мир существует столько же времени, сколько существует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно выделить три основные формы: стихийная диалектика Античности,

диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля,

материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина.

Материалистическая диалектика имеет три аспекта:

диалектика – 1.это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.2. это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир.3. это метод теоретической и практической деятельности.

Диалектика как учение о развитии имеет объективную и субъективную стороны. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, то обе они подчиняются одним и тем же законам.

Предметом диалектики являются всеобщие законы развития материального мира.

Метафизика. Рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремится дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи. Метафизическая идея взаимосвязи не связана с идеей развития вещей, которая объясняет как их происхождение, так и существующее между ними взаимодействие. Единственным видом связи, признаваемым метафизикой, является механическая связь.

Эклектика – способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу.

Софистика – рассуждения, выводы и доказательства, основанные на преднамеренном извращении законов логики, на употреблении доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Волюнтаризм – учение, утверждающее, что созидательным началом всего является воля человека.

Догматизм – картина мира, построенная на догмах. Догма – положение, которое принимается без опытного обоснования и практической проверки.

Принцип – это то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

Принцип связи – предполагает взаимодействие как минимум двух предметов.

Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении.

Связи в материальном мире многообразны. К основным формам связи относят: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, и т.д. Связь – это не предмет, не субстанция. Она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Принцип развития. Все в мире находится в постоянном изменении и развитии.

Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии.

О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями.

Категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Являясь результатом отражения мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них невозможно научное мышление ни в одной области знаний.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия, а все вместе они охватывают мир как целое. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей.

Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.

Тождество и различие.

Тождество – это равенство, сходство предмета самому себе или другим предметам. Различие – это неравенство, несходство предмета самому себе или другим предметам.

Вся история человеческого общества от первобытнообщинного состояния до современности – это различные стадии развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций – это различные стадии развития мира. Тут содержится и тождество и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого развития.

Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

6. Часть и целое.

Часть – это такая составляющая целого, которая несет в себе все признаки и свойства данного целого. Целое – это совокупность частей. Целое может быть системой или механической целостностью. Система состоит из элементов, механическая целостность – из частей.

Часть и целое, философские категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отдельного объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости. Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отдельные предметы выступают в качестве частей. Категории Ч. и ц. характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с нерасчленённого представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого. Разрыв и противопоставление этих двух сторон (механическая сумма частей — на одном полюсе; духовное, мистическое целое — на другом) приводит к антиномиям Ч. и ц., главные из которых таковы: 1. Положение — целое есть сумма частей. Противоположение — целое больше суммы частей. 2. Части предшествуют целому. Целое предшествует частям. 3. Целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его. 4. Целое познаётся через знание частей. Части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.

Логические противоречия заключает и взятая в общем виде постановка вопроса: что чему предшествует — целое частям или наоборот. В отношении Ч. и ц., как показал ещё Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой. Целое без (до) частей немыслимо; с другой стороны, часть вне целого — уже не часть, а иной объект, т.к. в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфического для него свойства.

Между частями органичного целого (а также между частями и целым) существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей — структурных, генетических, связей субординации, управления и т.п., в рамках которой причина одновременно выступает как следствие, полагаемое как предпосылка. Взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им. Целостный (структурный) подход не является альтернативой причинного объяснения — он лишь показывает недостаточность однозначной причинности при анализе сложной системы связей. Более того, сам принцип структурного объяснения в определённом отношении может рассматриваться как дальнейшее развитие принципа причинности.

Фракта́л (лат. fractus — дроблёный, сломанный, разбитый) — геометрическая фигура, обладающая свойством самоподобия, то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.

Фрактал это когда целое состоит из частей которые в свою очередь состоят из таких же частей только меньших по размерам. «Анаксагор, выдвинувший на роль субстанции так называемые «гомеомерии», т.е. сами себе подобные, только мельчайшие копии больших тел (так что, скажем, яблоко состоит из малюсеньких, невидимых глазу яблочек; и т.д.)»

Источник

Учебное пособие: Диалектика как учение об универсальных связях и развитии

Понятие диалектики, ее предмет и альтернативы.

Основные законы диалектики.

Понятие диалектики, ее предмет и альтернативы

Диалектика как система взглядов на мир существует столько же времени, сколько существует философия (примерно 3 тыс. лет). Сегодня можно выделить три основные формы:

стихийная диалектика Античности

диалектика немецкой классической философии Канта и Гегеля

материалистическая диалектика Маркса, Энгельса и Ленина

Материалистическая диалектика имеет три аспекта:

диалектика – это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления

диалектика – это мировоззрение, то есть диалектический взгляд на мир

диалектика – это метод теоретической и практической деятельности.

Диалектика как учение о развитии имеет объективную и субъективную стороны. Объективная диалектика – это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Субъективная диалектика – это диалектика мышления, то есть движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, то обе они подчиняются одним и тем же законам.

Предметом диалектики являются всеобщие законы развития материального мира.

Метафизика. Рассматривает и изучает вещи независимо друг от друга. Она стремится дать общую картину мира и только в этом смысле рассматривает вещи во взаимосвязи. Метафизическая идея взаимосвязи не связана с идеей развития вещей, которая объясняет как их происхождение, так и существующее между ними взаимодействие. Единственным видом связи, признаваемым метафизикой, является механическая связь.

Эклектика – способ мышления, в котором объединяются различные позиции, подходы и точки зрения, зачастую противоречащие друг другу.

Софистика – рассуждения, выводы и доказательства, основанные на преднамеренном извращении законов логики, на употреблении доводов и аргументов, выдаваемых за правильные.

Волюнтаризм – учение, утверждающее, что созидательным началом всего является воля человека.

Догматизм – картина мира, построенная на догмах. Догма – положение, которое принимается без опытного обоснования и практической проверки.

Принцип – это то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

Принцип связи – предполагает взаимодействие как минимум двух предметов.

Связь – это зависимость одного явления от другого в каком-либо отношении.

Связи в материальном мире многообразны. К основным формам связи относят: пространственные, временные, генетические, причинно-следственные, существенные и несущественные, и т.д. Связь – это не предмет, не субстанция. Она не существует сама по себе, вне того, что связано.

Принцип развития. Все в мире находится в постоянном изменении и развитии.

Детерминизм – это философский принцип, согласно которому явления природы, общества и сознания связаны между собой естественной причинной связью и взаимообусловливают друг друга.

Индетерминизм – философское учение, отрицающее объективность закономерной взаимосвязи всего в мире.

Категории – это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки, философии.

О мире в целом, об отношении человека к миру мы мыслим категориями.

Категории формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз сталкивался и учитывал реальные причинно-следственные, пространственно-временные отношения вещей, их качественную и количественную стороны. Логические категории являются формами мысли и определениями бытия.

Являясь результатом отражения мира в процессе его практического преобразования, категории становятся средством познания действительности с целью ее дальнейшего более широкого и глубокого преобразования. Следовательно, категории играют большую методологическую роль в науке. Без них невозможно научное мышление ни в одной области знаний.

Каждая из категорий отражает какой-либо общий закон, принцип бытия, а все вместе они охватывают мир как целое. Единая система категорий отражает единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие вещей.

Порядок расположения категорий основывается на учете возрастающей сложности объективных связей и движения познания от простого к сложному.

Тождество и различие.

Тождество – это равенство, сходство предмета самому себе или другим предметам.

Различие – это неравенство, несходство предмета самому себе или другим предметам.

Вся история человеческого общества от первобытнообщинного состояния до современности – это различные стадии развития одной и той же формы бытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемых космических цивилизаций – это различные стадии развития мира. Тут содержится и тождество и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого развития.

Единичное. Общее. Особенное.

Единичное – это свойства, характеризующие только данный объект.

Общее – такое понятие, в котором отражаются существенные свойства и признаки присущие целому ряду однопорядковых вещей.

Особенное – это единство единичного и общего.

Единичное, общее и особенное – это соотносительные категории, отражающие взаимопереходы отражаемых объектов и процессов.

«Русский» выступает как единичное по отношению к понятию «славянин». Последний выступает как общее по отношению к понятию «русский» и как особенное по отношению к понятию «человек».

Часть и целое. Система и элемент.

Система – такая целостность, в которой каждый элемент взаимосвязан с другими элементами, занимает определенное место и выполняет определенную функцию.

Элемент – это составляющая системы, которая взаимосвязана с другими составляющими системы, занимает определенное место и выполняет определенную функцию.

Часть – это такая составляющая целого, которая несет в себе все признаки и свойства данного целого.

Целое – это совокупность частей.

Целое может быть системой или механической целостностью. Система состоит из элементов, механическая целостность – из частей.

Содержание, структура и форма.

Содержание – вся совокупность свойств, сторон и признаков объекта.

Структура – это понятие, обозначающее совокупность устойчивых, внутренних связей некоторого объекта, условие его существования.

Структура входит в содержание объекта.

Форма – это способ выражения и существования содержания.

Сущность и явление.

Сущность – это устойчивая, не изменяющаяся часть объекта.

Сущность скрыта от нас. Она не познаваема с помощью чувств. Ее можно познать через явления.

Явление – это внешнее обнаружение сущности, форма ее проявления.

Явление не может существовать без того, чтобы не в нем не проявлялась сущность.

Причина. Следствие. Повод. Условие.

Причина – это явление, которое при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление.

Следствие – это явление, порожденное или видоизмененное причиной.

Условия – это явления, необходимые для наступления данного события, но сами по себе его не вызывающие.

От характера условий зависит способ действия данной причины и природа следствия. Изменяя условия, можно изменять и способ действия причины, и характер следствия.

Повод – это внешний толчок, способствующий проявлению причины.

Необходимость и случайность

Случайность – это то, что при данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может произойти иначе.

Необходимость – это такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних, существенных свойств, взаимоотношений этих явлений.

Если случайность имеет причину в перекрещивании необходимостей, то необходимость имеет причину в себе самой.

Возможность, действительность, вероятность.

Действительность – это то, что реально существует.

Возможность – это будущее в настоящем, это то, чего не существует в данной качественной определенности, но то, что может возникнуть и существовать, стать действительностью при определенных условиях.

По времени возможность предшествует действительности. Но действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Возможность возникает в данной действительности и реализуется в новой действительности (обусловленная связь).

Вероятность – это мера возможности, степень реализации данного события при данных условиях и при данной закономерности.

Понятие закона. Динамические и статистические закономерности.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это и есть законы-тенденции. Такие законы иначе называют вероятностными, поскольку они описывают состояние индивидуального объекта лишь с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и поэтому характеризует их поведение в целом, а не по отдельности. В статистических закономерностях необходимость проявляется через множество случайных факторов.

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Его формулировка гласит: источником и движущей силой всякого развития является становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся предметов.

Под диалектическим противоречием при этом понимают отношение одновременного взаимополагания и взаимоисключения различных сторон развивающегося объекта. Таковы, в частности, взаимоотношения хаоса и порядка в неживой природе, наследственности и изменчивости в живой природе, эксплуататоров и эксплуатируемых, добра и зла, истины и заблуждения в социальном мире. Эти противоположности (стороны противоречия) полностью отвечают диалектическим требованиям: 1) они не существуют одна без другой (нет добра без зла, а истины без заблуждения); 2) именно их «борьба», т.е. противоречивое взаимодействие, и дает импульс развитию (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т.д.).

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, прерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество.

2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений.

количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме.

3. Закон отрицания отрицания.

Сброс развивающейся системой старого качества можно квалифицировать как его отрицание. Но поскольку оно должно обеспечивать продолжение развития, диалектическое отрицание не может быть простым отвержением или уничтожением прежних форм. Оно непременно должно сохранить единство, преемственность в развитии объекта. Поэтому категория отрицания в диалектике определяется как такое отношение последовательных стадий развития объекта, при котором каждая последующая стадия не просто отбрасывает, отвергает предыдущую, но одновременно и сохраняет, вбирает в себя ее существенные моменты.

Так, например, теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая. Как бы радикально ни менялись со временем исторические типы экономики, политики или морали, их главные достижения не уходят безвозвратно в прошлое, но сохраняются на всех последующих этапах исторического развития, пусть и в существенно измененном виде.

Все упомянутые выше законы диалектики теснейшим образом связаны друг с другом, ведь они отражают разные стороны единого процесса развития. Но взаимосвязь эта иерархична: базовым, фундаментальным законом является единство и борьба противоположностей. Его содержание «просвечивает» в действии двух других: взаимодействие количества и качества или отрицающих друг друга стадий развития объекта суть не что иное, как проявление исходного принципа противоречивости. Противоположности же в определенных условиях «сходятся», т.е. переходят, «переливаются» друг в друга. И во взаимоотношениях количества с качеством и последовательных отрицаний наблюдается та же картина: количественные изменения служат причиной изменений качественных, и наоборот; отрицающие друг друга стадии развития объекта «сливаются» в синтезе на следующей ступени и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Диалектика как учение об универсальных связях и развитии
Раздел: Рефераты по философии
Тип: учебное пособие Добавлен 19:11:45 28 января 2009 Похожие работы
Просмотров: 2609 Комментариев: 19 Оценило: 2 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать