Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка.
Тема: Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка.
Преподаватель: Маринина Елена Владимировна
НОУ СОШ «Интеллект-Сервис»
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
Дидактическая задача обусловлена целью обучающего и воспитательного воздействия.
Игровая задача определяет игровые действия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия (основы игры) связаны с игровым замыслом и исходят из него. Чем они разнообразнее, т.е. чем интереснее игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения и влияют на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов (результат) помогает выявить детей, которые лучше выполнили игровое задание, определить команду-победительницу и т.д. Учитель должен отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Ценность дидактической игры мы определяем не только потому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, но и учитываем то, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу. Подбирая какую-либо игру для урока, продумываем следующие вопросы:
Цель игры. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе ее проведения?
Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
Понятна ли она для учащихся моего класса?
Все ли учащиеся в одинаковой степени будут участвовать в игре?
Подведение итогов игры.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средства обучения младших школьников определяется рядом причин:
1) игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
2) освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
3) имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;
4) недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.
Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития мышления младших школьников.
Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретенных в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.
В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.
Большое значение в учебно-воспитательном процессе младших школьников играет внимание. От того, насколько педагог сможет удерживать внимание детской аудитории, зависит процесс обучения.
· Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
· обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
· ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
· мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).
Применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведётся обучение соответствующим видам деятельности.
Планируя игру на уроке, надо точно знать, какие именно операции и на каком этапе деятельности закрепляются в игре.
Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта.
Особое внимание организации и проведению дидактических игр уделено в УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Обучение грамоте помимо знаний о языке формирует у школьников умение учиться. Эти игры целесообразно проводить в курсе «Обучение грамоте», пользуясь любым УМК.
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Составил: учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов №28»
В данном пособии представлены разнообразные игры и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков по обучению грамоте. Эти игры помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребят.
Пособие можно использовать учителям начальных классов для коллективной и индивидуальной работы в 1 классе.
Поступив в школу у детей происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень хорошо в роли переходной формы от игры к учёбе выступает дидактическая игра, которая органично соединяет обучение с игровой формой его организации.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным интересом, эмоциями, не становятся полезными – это ненужный груз.
Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба их не захватывает.
Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью и т.д.). Нужно только отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.
Играя и занимаясь тем, что нравится, дети часто проявляют необычную усидчивость и устойчивое внимание. При систематическом использовании игр на уроках психические процессы (память, внимание) начнут приобретать произвольность, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.
Дидактические игры разделены на четыре группы:
фонетические
графические
грамматические
В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной
речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель. В начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, на операционном этапе – с целью активизации учебной деятельности или на этапе закрепления и систематизации новых понятий.
Игра « Восстанови сказку»
Цель : Поможет в развитии логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.
Оборудование : текст сказки.
Взрослый говорит детям о том, что хотел прочесть им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок:
Игра « Зашифрованные песни»
Цель : Научит умению слушать, концентрировать внимание, поможет в развитии фонематического слуха.
Оборудование : образцы текстов.
Взрослый предлагает детям угадать детскую песенку, которая зашифрована на специальном языке. Первая строчка из песенки может быть написана на доске и несколько раз произнесена взрослым.
Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,
Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,
Зёфзэн гяг ёкюлэщыг.
Ключ к разгадке следующий:
Звонкие согласные заменены глухими, глухие – звонкими, «л» меняется на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «й» остаётся незаменённой.
Цель: научит слышать слово, сравнивать слова, делать логические выводы.
Оборудование: стихотворные тексты.
Учитель просит детей вслушаться в текст стихотворения и ответить, что необычного в нём.(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновении в одном тексте различных значений слова или омонимов).
Говорили тиграм львы:
— Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Сев в такси спросила такса
Игра « Разноцветные слова»
Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, поможет в развитии образного мышления.
Оборудование : карточки с заданиями.
Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Учитель даёт детям тему: «Животные», «Птицы», «Минералы», «Цветы», и ребята должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Можно упростить задание, позволив ученикам соединить стрелочками слова левого и правого столбиков.
Дидактические игры на уроках обучения грамоте
Дидактические игры на уроках обучения грамоты
1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель».
1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый?
2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д.
2. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался.
5. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…).
6. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным.
1в.: учитель – сыр, ученик – сок
2в.: учитель – сыр, ученик – молоток
3в.: учитель – кит, ученик – кино
4в: учитель – кит, ученик – лента
Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.
5в.: учитель – рука, ученик – река
6в: учитель – рука, ученик – мясо
7в.: учитель – вилка, ученик – вода
8в.: учитель – вилка, ученик – молоко
7. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква.
8. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д.
9. «Дополни до целого слова». Эту игру можно использовать при изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги с новой буквой. В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка-, ки-, ко-, ку-. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Например, Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др., а Каркуша проверяет, чему научились дети. Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.
10. «Слово в слове». Эта игра развивает наблюдательность и мышление. Таких игр много в «Букваре». Например, товарищи (товар, вари, щи, товарищ), пожар (жар), овощи (овощ, щи), хлопушка (хлоп, пушка), лопух (пух), смех (мех), шутка (утка), шарф (шар).
12. «Составь новое слово». Цель игры: повышение познавательной активности учащихся, наблюдательности, развитие внимания.
Горн рог гром ром
играла играл Олег гол
гулял Гуля горел Олег
молнии лимон горели грели
норма нора лилия Лиля
13. «Словоизменение» Варианты: «Измени порядок букв», «Составь по порядку», «Поменяй слоги». Дидактическая задача этих игр – соотнести букву и цифру. Цель: развитие наблюдательности и мышления.
3 1 2 4 3 4 5 1 4 1 2 3 5 4
а) огни – комар – камни –
б) весна – навес, кабан – банка, дыра – рады.
14. «Слова – перевёртыши» или «Вперёд – назад» : топот, потоп, довод, шалаш. Сев – вес, сор – рос, сел – лес, нос – сон.
15. «Словообразование». Цель этой игры: развитие познавательных процессов, обогащение словарного запаса детей, развитие орфографической зоркости. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 45.
16. Посмотрите и запишите буквы, которые спрятались (ученики называют, учитель показывает на доске буквы Ч Д Т Ц Г И Л).
• Посмотри на картинки. Назови их. Чем похожи названия картинок?
Здесь же определяют, какой звук по твердости и мягкости.
• Приводят свои примеры на изучаемый звук и букву.
• Звуко-буквенный анализ слов
Например: луна
На данном этапе ведется работа по определению звука (согласный или гласный), твердости и мягкости согласного звука; обозначение звука буквой, работа по ленте букв.
Методы и приемы работы по запоминанию буквы и ее написанию:
• Письмо по точкам
• Конструирование буквы из палочек, проволоки
• Сравнивание новой буквы с уже изученными
• Обводка буквы, ее запись
• Использование кальки
• Письмо в воздухе
• Допиши букву
• Письмо под счет
Методы и приемы развития правильного быстрого и осознанного чтения:
• Чтение открытых и закрытых слогов с изученной буквой
• Чтение слогов со слоговой таблицы, составление слов из слогов
ко пу ры зу тык май до си но
са бы ля ла ка ва ра ре пе
сы те мик ту ро го ру ки бу
ни ло ша мы во ки да лу жа
• Прием наращивания
ко
кот
котик
котище
котишка
• Упражнения на развитие поля ясного видения
в а
в о
в у
в и
• Наращивание предложения.
Осень.
Наступила осень.
Наступила поздняя осень.
Наступила холодная поздняя осень.
• Составление рассказа по опорным словам
Опорные слова:
золотая,
разноцветные,
листопад,
пошли,
на экскурсию,
собирали
• Составление рассказа по рисунку.
Это кто? Это кот.
Что он делает? Он смотрит в аквариум.
О чем он мечтает? Он мечтает о вкусном обеде.
Учитель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.
— Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м] (матрешка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м’] (мяч, мишка).
-Заблудились в лесу домашние животные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внимательно слушает и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выберутся из леса.
«Рассеянный поэт и доверчивый художник».
— Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника
(показывает иллюстрацию). Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
На крючок попался дом!
Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова спутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.
— Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?
Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.
Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.
Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.
Предварительно все слова проговариваются.
Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, изображающая предмет, название которого начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.
На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).
Рядом выкладываются цветочные лепестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].
«Незнайка с кармашками».
В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)
Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.
Детям раздаются карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.
На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.
Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.
Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок — участник игры).
Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.
«Найди слова в слове».
На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).
Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».
Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.
На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.
Например: Воробей взлетел повыше:
Видно все с высокой (крыши).
Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.
Игра «Замени и прочитай»
В данных словах замените один согласный звук.
клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Слова : шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.
«Поставь цветок в вазу»
Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?
Чтение, обобщение, самоконтроль.
Текст
Задание: прочитай и назови этот рассказ («Про зиму», «Зима в России и в Австралии», «Какая бывает зима». ). Какое название самое точное? Почему?
Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
Текст: Вот стоит пастух,
Как постовой.
Стаду он сигналит:
— Стадо! Стой!
Задания: прочитать текст и решить, как разделить слова текста на две разные группы (с буквой «с» и без этой буквы); на разные группы (с буквой «с» только в начале, только в середине, без буквы «с». ), записать слова по группам в разные столбики, проверить работу, используя «Азбуку».
Вставьте пропущенные буквы и составь те из них новое слово.
Какое слово получилось?
Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. +..ка (ветка).
Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор. (багаж).
Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка, вет..р + ль (водитель).
Пло. с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).
Наблюдение, обобщение, самоконтроль.
Объект наблюдения: рисунок к словам он, она, оно, они, мы.