Дидактические игры в обучении детей основам математики самообразование воспитателя
План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей основам математики» (средняя группа)
Галаова Залина Юрьевна
План самообразования по теме «Дидактическая игра в обучении детей основам математики» (средняя группа)
СПМБДОУ д/с №7 (д/с №12)
Галаова Залина Юрьевна
Первая квалификационная категория
Тема: «Дидактическая игра в обучении детей
основам математики»
Средняя группа
2018-2019 учебный год
Тема: «Дидактическая игра в обучении детей
основам математики»
Цель: •Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
•Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе уголок «Математический сундучок»
6.Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему:
«Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и
7. Подготовить и провести мастер-класс для педагогов по теме:
8. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
месяц Формы работы
С детьми С педагогами самообразование С родителями
ЗУН детей
перспективного плана
2. Составление альбома «Математические сказки»
3. Организовать работу кружка, создать учебную программу по ФЭМП в средней группе
4. Оформить в группе
«Математический сундучок»
математических
октябрь Занятия с детьми по темам: «Большой – маленький», «Цвет и форма», «Один – много», «Столько же, больше, меньше», Чтение
математической
сказки «Когда это бывает?» Анализ и
математике»
Консультация: «Математика
Занятия с детьми по темам:
«Счет до двух» «длиннее – короче», «Круг» «шар», «Счет до трех»
математических
сказок: «Яблоко»; «Сказка о том, как круг и квадрат отправились в поход»
«Математика в
математических
сказок: «Математика в лесу»;
«Жизнь нашего кружка»
январь Занятия с детьми
математической
сказки «С кем дружит цифра три»
Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему:
«Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и
формы работы» Изучение литературы Подбор материала Консультация:
февраль Математическое
детей
страну Математику»
математической
сказки «Четыре желания цифры четыре»
сказки. Подготовить и провести мастер-класс для педагогов по теме:
«Подбери по форме» Изучение литературы Подбор материала Папка-
«Занимательная
математика дома в
математической
сказки «Пять органов чувств» Анализ и
«Математические игры
апрель Викторина по математике
Изучение литературы Подбор материала Консультация для
организовать математические игры
детей дома с
дидактического
материала»
проделанной работе за
собрании с отчётом о
кружка на следующий
1.Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему:
«Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и
2. Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Подбери по форме»
3.Оформление папки передвижки по темам: «
4. Сборник консультаций для родителей.Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей 4-5 лет»
5. Отчёт о проделанной работе за 2018-2019 учебный год
Литература по теме:
Комаровой, М. А. Васильевой
8. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики
9. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с
блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
10. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с
палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
11. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических
представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях
Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию «Украсим сервиз» (средняя группа) Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию \»Украсим сервиз\» средняя группа Цель игры: развитие способности оформления.
Дидактическая игра по основам безопасности жизнедеятельности в быту «Чем можно и нельзя играть» в младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с понятиями «безопасное» и «опасное». Учить осознавать важность безопасности жизнедеятельности в быту.
Дидактические игры в обучении детей основам математики “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.
План по самообразованию на тему «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развивать.
Перспективный план по теме самообразования «Формирование культуры безопасного поведения у детей средней группы» Перспективный план по теме самообразования:«Формирование культуры безопасного поведения у детей средней группы» воспитателя Самаринской.
План самообразования «Дидактическая игра в обучении детей основам математики» Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника. Задачи:.
План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей в ДОУ» План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей в ДОУ» Воспитатель: Мороз А. В. Участники проекта: дети разновозрастной группы.
Конспект занятия «Путешествие в страну математики» (средняя группа) Цель: развитие у детей любознательности, познавательной активности и мотивации в процессе закрепления знаний о количественном и порядковом.
План самообразования воспитателя «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»
Марина Сабадина
План самообразования воспитателя «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной группы основам математики»
Актуальность выбранной темы
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Детей в подготовительной к школе группе знакомят со способами установления количественных и пространственных отношений между предметами, учат считать, складывать и вычитать, измерять длину, ширину, высоту предметов и объём жидких и сыпучих веществ, обследовать форму предметов, ориентироваться в пространстве и во времени. Задача воспитателя при этом – способствовать усвоению знаний, предусмотренных программой, развивать у детей интерес к математике, развивать самостоятельность и гибкость мышления, смекалку и сообразительность, умение делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.
Считаю важным на протяжении всего последнего года обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.
Цель работы по самообразованию: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей подготовительной к школе группы;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей к школе.
План работы на год
1. Арапова-Пискунова Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
2. Беженова М. А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000
3. Метлина Л. С. «Занятия по математике в детском саду», Москва «Просвещение», 1985.
4. Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987.
Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми
Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «количество».
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «величина».
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «форма».
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться во времени.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Работа с семьёй
Анкетирование «Математика для развития Вашего ребёнка».
Выявление знаний родителей о важности математического обучения. Сбор пожеланий, идей для корректировки плана работы с родителями.
Консультация для родителей
«Веселая математика дома».
Информация в уголке для любознательных родителей.
Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).
Мастер-класс «Формирование математических способностей детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»
Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.
Конкурс «Лучшая математическая игра своими руками».
Открытый показ образовательной деятельности «Как помочь Буратино?»
День открытых дверей.
Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).
Отчёт «Математика в детском саду»
Сбор информации для составления картотеки дидактических игр.
Составление картотеки дидактических игр.
Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Выступление на педсовете.
Мастер-класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Выступление на семинаре-практикуме.
Отчёт о результатах работы по теме самообразования.
Выступление на итоговом педсовете.
Дидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с природным материалом «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.
Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми второй младшей группы 1. Дидактическая игра «Разноцветная посуда» (ознакомление с цветом). Дети подбирают по цвету посуду, сравнивают, обмениваются предметами.
Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.
Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы Дидактические игры, упражнения и загадки для детей младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу представить вашему вниманию игры.
План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».
План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.
Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Подготовительные упражнения при обучении детей плаванию в ДОУ Педагог: инструктор по плаванию Костикова Ольга Владимировна Контингент обучающихся:.
Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.
План по самообразованию на тему «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Светлана Гордиенко
План по самообразованию на тему «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Тема: «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развивать интеллектуальные способности.
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы.
2. Оформить в группе уголок «Математический уголок»
3. Разработать и изготовить картотеку дидактических игр по математике для средней группы.
4. Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности, коммуникативные навыки.
5. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.
6. Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщать к предмету в игровой форме.
1. Водопьянов, Е. Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
2. Каразану, В. Н. Ориентирование в пространстве (средний дошкольный возраст). / В. Н. Каразану. // Дошк. воспитание, 2000, № 5.
4. Петерсон Л. Г., Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
5. Фалькович Т. А., Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
6. http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
1. http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
2. http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
3. Изучение материала по теме в сети Интернет
7.Изучение статей в журналах:
«Ребёнок в детском саду»»
Дидактические игры математического содержания – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания в виде занимательного математического материала. Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные, ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т. д., наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем». Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их – упражнять детей в различении, выделении, названии множество предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Основная цель использования дидактического материала: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам, ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером, усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения, развитие творческих способностей.
Таким образом, дидактические игры играют огромную роль в воспитании и обучении ребенка – дошкольника. В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм. Играя, дети лучше усваивают программный материал по математике, правильно выполняют сложные задания. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
Работая по данной теме,я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления. Для прочного усвоения знаний, я использую игровые упражнения и дидактические игры – все это создает у детей хороший эмоциональный настрой, в которых игровое действие является в то же время элементарным математическим действием.
Вывод: Использование дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности в обучении детей основам математики.
Изучение литературы по данной теме
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Учимся считать»
Закрепление порядковых и количественных числительных.
«Математические пазлы», «лото»
Д. и. на закрепление геометрических фигур, ориентировку в пространстве, количество и счет «Подбери фигуры для зверят», «Сосчитай и подбери цифру»
вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.
на ориентировку во времени (части суток, дни недели, времена года).
Игры с использованием дидактического материала кубики Никитина «Сложи узор», «Блоки Дьенеша»
Игры на закрепление знаний по
математике Сентябрь
май Изучить литературу.
Разработать и изготовить дидактические игры по математике.
Систематизировать знания чисел от 1 до 5. Закреплять умение называть предыдущее, последующее число, обозначенное цифрой.
Расширять и углублять представление детей о количестве предметов и счете
Формировать пространственную ориентировку.
Формировать пространственную ориентировку, развивать логическое мышление, память.
Учить ориентироваться во времени, уметь определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина, воображение, творческое мышление.
Закреплять счет до 5 ориентировку в пространстве, развивать логическое мышление, память
— От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
— Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
— Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
Результатами работы должны стать:
Развитие у детей: интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, отношений между частями целого, чисел, измерения.
Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Заключение. Обучение должно быть таким, чтобы оно вызывало усилие мысли, но не требовало напряжения, не вызывало усталости, страха и нежелания учиться раньше, чем ребенок придет в школу.
Перспективный план работы на 2018 – 2019 учебный год на тему: «Дидактические игры в обучении
основам математики»
Сентябрь Проведение диагностического обследования Консультация с руководителем методического совета по теме самообразования. Изучение литературы по теме,поиск эффективных технологий:
Выбор и определение темы самообразования.
Планирование работы по теме самообразования. Изучение литературы.
Октябрь Дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Учимся считать» Подбор дидактических игр. Консультация для родителей «Дидактические игры для обучения по математике дошкольников»
Ноябрь Дидактические игры: «Математические пазлы», «лото» Создание картотеки дидактических игр
Оформление математического уголка в группе
Декабрь Дидактические игры: на закрепление геометрических фигур, ориентировку в пространстве, количество и счет «Подбери фигуры для зверят», «Сосчитай и подбери цифру» Подбор дидактических игр.
Беседа с родителями о подборе и разработке дидактических игр
Январь Дидактические игры: «Найди место»
вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева. Подбор дидактических игр.Консультация для родителей: «Весёлая математика дома»
Март Дидактические игры:
на ориентировку во времени (части суток, дни недели, времена года). Подбор дидактических игр. Организовать выставку дидактических игр
Апрель Дидактические игры:
Игры с использованием дидактического материала кубики Никитина «Сложи узор», «Блоки Дьенеша» Оформление дидактических игр.
Консультация для родителей: «Учим математике, играя» (в помощь родителям для домашних игр)
Май Диагностика уровня
сформированности в обучении основ математики,
Июнь Повторение игр по математике Беседы с родителями
Цель игры: Закреплять знания детей о числах от 1 до 5, развивать логическое мышление, формировать интерес к познавательной активности.
Ход игры: игрокам (детям) предложить большие карты и маленькие, соответствующие им карточки. Кто быстрее закроет все окошки, тот и выиграл и рассказывает о том, что на его карточке.
Математические пазлы
Цель игры: Систематизировать знание чисел от 1 до 5. Закреплять навыки счёта в пределах 5, развивать память, логическое мышление, побуждать интерес к предмету через игру.
Ход игры:
Для того, чтобы получилась картинка, необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.
Интересные пазлы для детей, изучающих счёт в пределах 5 (для средней группы, 10 (для старшей группы, 20 (соответственно для подготовительной группы) в игровой форме.
Цель игры: Закрепить умение соотносить цифры с количеством от 1 до 5.
Ход игры:
1 вариант: Воспитатель сообщает, что у каждого своя банка с цифрой. Нужно положить в банку столько овощей и фруктов, сколько указано на банке. Задача ребёнка поместить в банку овощи и фрукты, которые будут соответствовать цифре на банке.Например: банка с цифрой 1- один огурец, банка с цифрой 5 – пять слив и т. д.
Такое игровое пособие уместно использовать для индивидуальной работы с воспитанниками в свободное время,а также можно включать в коллективную работу во время занятия: карточки вывешиваются на доске и несколько детей поочерёдно подходят и выполняют действия.
Цель. Упражнять детей в счёте с помощью различных анализаторов. Закрепить представления о количественных отношениях между числами. Развивать логику, мышление, внимание.
Ход игры:
В чудесном мешочке находятся: счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ведущий выбирает кого-то из детей водящим и просит отсчитать столько предметов, сколько то услышит ударов молоточка, бубна или столько предметов, сколько кружков на карточке. Дети, сидящие за столами, считают количество ударов и показывают соответствующую цифру.
Дидактические игры, стимулирующие двигательную активность детей с общим недоразвитием речи, при обучении грамоте «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.
Мастер-класс для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики через дидактические игры у детей 3–4 лет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики.
Отчёт по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет через дидактические игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145» 1 младшая группа «Подсолнушек» Подготовила воспитатель.
План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» План самообразования педагога Раджабовой Муаззам Акрамовны на 2017-2018 учебный год Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические.
План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Уренского муниципального района Нижегородской области.
Презентация «Дидактические игры в обучении дошкольников основам математики». 2 слайд «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.
Презентация по самообразованию «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» Здравствуйте, меня зовут Троицкая Алена Викторовна. Я работаю воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении.
Творческий отчет по теме самообразования «Дидактические игры в обучении детей основам математики» Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного.