Дидактические принципы обучения в педагогике это кратко и понятно
Дидактические принципы обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обучение и его принципы
Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.
Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности.
Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.
Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.
Все принципы обучения можно разделить на дидактические, то есть применимые ко всем предметам, и методические – применимые к данному конкретному предмету. В данной статье мы рассмотрим дидактические принципы обучения.
Дидактическими считаются следующие принципы: научность, последовательность, системность, преемственность, связь теории с практикой, сознательность, активность, доступность, индивидуальный подход к учащимся, прочность, наглядность.
По мнению К. Д. Ушинского, великого русского педагога XIX века, в дидактике используются следующие принципы:
Рассмотрим каждый принцип в отдельности.
Основные дидактические принципы обучения
Принцип научности, он же принцип объективности, предполагает соответствие содержания образовательных программ достижениям современной науки. Эти положения официально зафиксированы в стандартах (например, ФГОС) и учебниках. Согласно этому принципу обучающиеся должны обладать умением различать истинное и ложное. При этом учитывается, что предлагаемые обучающимся знания не абсолютны, а относительны, то есть содержат в себе не только объективную информацию, но и субъективные представления учёных.
Готовые работы на аналогичную тему
Принцип объективности также рассматривает на равных все формы постижения мира – научную, художественную и религиозную, тем самым показывая свою общедемократическую, толерантную структуру.
Принцип последовательности обучения призван обеспечить систематическое, последовательное, логичное и рациональное получение обучающимися знаний. Это означает, что образовательный материал должен быть чётко структурирован и должен предлагаться для изучения в строго заведённом порядке: от более простых задач к более сложным, от общих знаний к более конкретным. Например, история изучается в хронологическом порядке, чтобы у обучающихся могло формироваться корректное представление о развитии человеческой цивилизации.
Согласно этому принципу в любой дисциплине выделяются этапы изучения, главные понятия и идейные центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс.
Одной логики для построения успешного образовательного курса недостаточно! Помимо этого, занятия должны быть эмоционально наполненными, чтобы лучше усваиваться обучающимися.
Принцип прикладной направленности обучения предполагает получение учащимися одновременно и практических, и теоретических знаний, идущих неотрывно друг от друга. Все гипотезы должны быть проверены на практике, а все предлагаемые ученикам знания не должны быть оторваны от реальности. Согласно данному принципу обучающиеся должны чётко представлять цели своего обучения. В идеале все элементы образовательного процесса должны проходить проверку требованиями жизни, однако в современной системе образования так случается далеко не всегда.
Принцип сознательной активности обучаемых требует непосредственной вовлечённости в образовательный процесс не только учителя, но и ученика. Обучение – это активное действие, полная мобилизация интеллектуальных и духовных ресурсов обучающегося. Педагогической практике известны попытки обучения, не включающего в себя участия обучаемых и не являющегося успешным. Для качественного усвоения материала обучающиеся должны быть заинтересованы знанием и вовлечены в процесс его получения. Активность может быть репродуктивной (запоминание и воспроизведение информации) и творческой. Преподаватели для увеличения активности своих учеников могут использовать такие средства, как игры, экскурсии, соревнования и др.
Принцип гражданственности, напрямую связанный с формированием гражданского самосознания, отражает суть гуманистической направленности образования. Это значит, что современная система обучения стремится удовлетворить социальные и личностные потребности учеников, учитывая их психологические и индивидуальные особенности при подборе методов обучения. Образовательный процесс должен проходить на оптимальном уровне трудности с учетом интересов и жизненного опыта обучаемых. Подпунктом данного принципа можно назвать принцип доступности – создание равных для всех учеников условий обучения, отказ от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и инклюзия обучающихся с особенностями.
Принцип индивидуального подхода к учащимся обеспечивает учёт особенностей данного конкретного ученика. Подобный подход позволяет максимально активизировать интеллектуальные и духовные силы ребёнка, а также создать для него комфортные условия для обучения. Индивидуальный подход, как правило, повышает успеваемость обучающегося, поскольку задания и требования полностью соответствуют его возможностям.
Согласно принципу прочности усвоения знаний содержание образовательного курса должно надолго закрепляться в сознании обучаемых. Этот результат достигается только при условии соблюдения всех выше перечисленных принципов: активности обучаемого, систематичности обучения и т.д. Повышению прочности усвоения знаний способствует контроль за знаниями: проверочные работы, тесты и др.
Принцип наглядности, «золотое правило обучения», предполагает задействование в обучении всех органов чувств человека. Знания должны подаваться через разные каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Для успешного обучения необходимо комбинировать разные типы подачи информации.
Исследованиями доказано, что самым эффективным из чувств является зрение – визуально мы воспринимаем более 80% всей окружающей действительности. Особенно во втором десятилетии XXI века, когда у людей (особенно у детей) вырабатывается клиповое мышление. Однако не стоит переоценивать роль образов и впечатлений, забывая о том, что истинной задачей образование является формирование понятий и категорий, складывающихся в систему знаний посредством разума и логики.
Чтобы сделать обучение наглядным, можно применять изображения, видео, аудио, лабораторно-практические работы, эксперименты, макеты, карты, формулы и т.д. Также помогут яркие иллюстративные примеры.
Урок 2. Основные принципы дидактики
В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке. Как вы помните, мы вкратце упоминали дидактические принципы Коменского, отражающие его подход к образованию. Но если тогда мы сказали о них лишь в целях ознакомления, желая сформировать у вас целостную картину «Великой дидактики», то сейчас мы займёмся углублённым изучением этих принципов.
Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.
Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей. Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.
Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.
Основные принципы дидактики
Итак, к основным дидактическим принципам относятся:
Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.
Принцип научности
Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.
Требования принципа научности:
Принцип доступности
Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.
Требования принципа доступности:
Принцип целенаправленности
Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.
Требования принципа целенаправленности:
Принцип систематичности и последовательности
Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.
Требования принципа систематичности и последовательности:
Принцип наглядности
Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств. Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.
Требования принципа наглядности:
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.
Требования принципа связи обучения с жизнью:
Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом. Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов. Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.
Требования принципа сознательности и активности:
Принцип прочности
Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.
Требования принципа прочности:
Принцип воспитания и развития
Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».
Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:
Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.
В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».
Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»
Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).
Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Четвёртое основоположение гласит:
Шестое основоположение гласит:
Седьмое основоположение гласит:
Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)
Первое основоположение гласит:
Второе основоположение гласит:
Третье основоположение гласит:
Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)
Основные положения главы таковы:
Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.
В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Дидактические принципы обучения в педагогике это кратко и понятно
Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:
Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».
Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.
Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.
Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.
Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.
Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:
Характерные черты учебного процесса как системы:
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога | Деятельность обучаемых |
Разъяснение учащимися целей и задач обучения | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения |
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | Восприятие новых знаний, умений |
Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация |
Управление процессом перехода от теории к практике | Приобретение умений и навыков, их систематизация |
Организация эвристической и исследовательской деятельности | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
Для обучения характерны следующие признаки:
Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.
Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.
Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.
Система дидактических принципов
Что такое дидактические принципы
Дидактические принципы — система требований, необходимых для правильной организации процесса обучения.
Основополагающие принципы учебного процесса нацелены не только на усвоение теоретических дисциплин, но и на всестороннее развитие учеников.
Успех процесса обучения зависит от того, присутствует ли в его организации дидактика. В ее компетенции решить проблемы образования, подсказать учителю необходимые педагогические подходы, структуру построения урока.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Принципы и их характеристики
Современные принципы обучения делятся на дидактические (суть которых применима ко всем дисциплинам) и методические (направленные на один предмет). Среди дидактических наиболее востребованы такие традиционные принципы, как:
К.Д.Ушинский, определяя эффективный метод обучения, обращал внимание на сознательность обучения, его активный характер, посильность, народность. Теоретические истины должны иметь наглядное исполнение, а все обучение будет результативным, если имеет воспитательный характер.
Принцип возложения задачи достижения целей
Конечная цель и задача педагогики — создание интеллектуальной личности, всесторонне развитой и способной активно участвовать в общественной жизни социума. Для этого мало овладеть научными познаниями в отдельных отраслях. Гармоничное развитие происходит тогда, когда психологическое и физическое становление происходит в комплексе. Формирующийся индивидуум должен стать активным в общественной жизни, в процессе построения современного государства.
Поставленной цели достигают применением особых приемов, например, с помощью комплексного подхода к планированию уроков, расширения затрагиваемых тем общения, повышения разносторонней заинтересованности учащихся.
Метод реализации принципа
Реализация задачи воспитания гармоничной личности возможна, если обучение сделать целенаправленным. Квалификация преподавателя должна позволить выбрать перспективные и эффективные подходы, учитывающие реальные возможности учеников.
Во внимание необходимо взять сильные и слабые характеристики обучаемых, степень их подготовленности по конкретному предмету. Полезно рассмотреть данный процесс через призму рационального сочетания воспитательных приемов, задач обучения, личностного развития. При этом не должна теряться целенаправленность урока, его практическая значимость.
Принцип научности обучения
Использование в обучении научного подхода поднимает рейтинг процесса, делает его результативным и прочным. Включение в преподаваемый материал свежих научных данных, законов, аксиом и теорий позволяет актуально охарактеризовать достижения и результаты современных наук.
Включение научных подходов в той или иной дисциплине должно сочетаться с возрастом учеников. Непонимание учебного материала вызовет не только отставание в его усвоении, но и выработку негативного отношения к самому предмету. Кроме этого, материал не должен содержать спорных фактов или быть не до конца изученным. Школьные программы составлены таким образом, чтобы нервная система ребенка не была перегружена.
Характеристика
Проведение уроков, в основе которых закладываются научные сведения, носит объективный характер. Включаемые в программу темы обозначены в ФГОС, школьных учебниках. Преподавание материала происходит таким образом, чтобы ученики учились отличать истинные факты от ложных. В помощь этому — включение в материал общепринятых истин и личных взглядов ученых (играют роль субъективных данных). Учебники, разработанные в соответствии с программами, опираются на классические научные факты, современные тематические взгляды и перспективы в изучаемом вопросе.
Принцип научности направлен на формирование у учеников диалектико-материалистического мышления.
Хорошо, когда в результате усвоения материала, учеников интересует научный поиск, знакомство с востребованными способами познания закономерностей.
Примеры:
Условия соблюдения принципа
Научный подход в преподавательском деле должен опираться на обязательные принципы:
Принцип связи обучения с жизнью
Система преподавания научного материала на фоне обоснования его практического использования наиболее правильная и результативная. Сама по себе научная проблема часто воспринимается далекой от жизни и поэтому плохо усваивается в сознании детей. Напротив, физические процессы или химические реакции понимаются глубже, если в качестве их применения привести сельскохозяйственное либо промышленное производство. На этом этапе из образования удачно «вытекает» воспитание: зависимость уровня развития общественной жизни и производства от квалификации членов общества.
Основные черты
Общая характеристика принципа складывается из следующих звеньев:
Для чего служит данный принцип
Принцип связи обучения с жизнью базируется на необходимости выработки у учеников профессиональной направленности. Полученные знания должны ассоциироваться у учащихся с их будущим применением. Теоретические постулаты и законы не должны существовать в сознании отдельно от реальности.
Необходимо дать аудитории ответы на вопросы: где, в какой степени, когда и с какой целью пригодятся полученные знания.
Особенно велико значение такого подхода в старших классах. Давая понять ученикам смысл теории и подкрепив ее на практике, учитель способствует раскрытию индивидуальных способностей детей, появлению у них интереса к конкретным темам, рассеиванию сомнений.
Принцип последовательности и систематичности
Чтобы обеспечить полноценное и качественное усвоение материала, возможность движения в познании от простого к сложному, еще Павлов обратил внимание на необходимость последовательного и систематического преподавания. Данная норма физиологически закономерна, поскольку обучающие элементы имеют между собой логическую связь.
Экспериментальным путем была определена закономерность: чтобы процесс обучения сократить в сроках, нужно проводить его систематически. В ходе обсуждения нового материала, на главные моменты акцентируется особое внимание, выделяются ключевые понятия, между ними формируются взаимозависимые связи.
Наравне с систематичностью, огромное значение в преподавании отводится последовательности.
Родоначальником принципа был Я.А.Коменский. По его мнению, обучение, подобно природе жизни, должно иметь свою цель и быть взаимосвязанным.
Условия принципа
Принцип последовательности и систематичности будет иметь яркий результат в педагогике, если его осуществление идет согласно направлениям:
Цель систематичности обучения
Песталоцци и К.Д. Ушинский говорили, что в голове, в которой знания бессвязны, даже самому хозяину трудно найти нужные мысли. Такую голову они сравнивали с беспорядочной кладовой. Избежать недостатка призван систематичный метод обучения.
Его обязательная черта — не только последовательно, но и взаимосвязано излагать материал, обозначать зависимость между явлениями, событиями, правилами. Таким образом вырабатывается системность мышления, в которой главную роль играют ассоциации.
Систематичность обучения должна проявляться и в связях между предметами. Наглядный пример — «сквозные объекты». Так называются явления, присутствующие одновременно в нескольких учебных программах.
Пример: степень культурного развития определенного поколения оценивается на уроках истории, литературы, математики, физики и других дисциплинах. Для этого учителя используют интегративные программы.
Принцип доступности
Принцип доступности в дидактике — соответствие содержания обучения, его методов и форм возрасту учеников, а также их развитию.
Процесс получения знаний должен быть доступным, но не легким. Высокий уровень знаний сформируется тогда, когда обучение будет проходить на пределе индивидуальной возможности. Тогда он будет интересен ученику, повысит уровень его активности.
Описание
Оценка доступности программы обучения по тому или иному предмету зависит от:
При этом недопустима перегрузка, предлагаемый материал должен соответствовать уровню развития ребенка. Кроме этого, важна мотивация на усвоение материала, а также объективная оценка учителем доступности его понимания.
Важно определить границу между доступностью и стимулом к личностному росту.
Плюсы и минусы тяжелой и легкой программы обучения
Правильная дифференцировка пунктов обучающей программы по степени сложности важна как для учителя, так и ученика. Принцип «чем легче, тем лучше» в педагогическом процессе не применим. Как тяжелая, так и слишком легкая программа могут привести к негативным последствиям.
Схематически это можно выразить так:
Принцип активности учащихся в процессе обучения
Классификация методик обучения содержит принцип активности учащихся. Согласованная работа учителя и ученика важна для сознательного усвоения материала и прочного его запоминания. Активное усвоение теории ведет к ее осмыслению, самостоятельной творческой переработке. Благодаря этому, знания усваиваются учеником сознательно, со временем переходят в убеждения. Эффективно, когда учебный процесс содержит самостоятельные выступления учащихся, воплощение их идей по тактике построения урока.
Что характеризует принцип
Ориентируясь на принцип активности, можно понять, насколько определенная тема интересна ученикам, понятен ли механизм ее изложения. Активный процесс познания учащимися подсказывает учителю, сильные и слабые стороны каждого из них, наглядно.
Условия его успешной реализации
Принцип принесет позитивный успех, если его внедрение будет сопровождаться:
Принцип наглядности обучения
Процесс обучения выигрывает в присутствии зрительного восприятия материала, а также дополнений в виде тактильных и слуховых ощущений. Такой принцип носит название наглядности обучения. В его реализации помогают иллюстрации, звуковое сопровождение, демонстрационные сюжеты. Как результат, у учеников развивается наглядно-образное суждение.
Условия достижения принципа
Для получения максимального эффекта от принципа наглядности профессионалы советуют:
Принцип сочетания нескольких типов обучения
Грамотное построение учебного плана должно включать различные типы обучения. Наиболее востребованы сегодня наглядные, практические, речевые, мотивационные, поисковые.
Для каждого типа подбираются средства обучения и комбинации их использования. Дидактика предполагает урочные и внеурочные формы, каждая из которых может проходить в индивидуальной либо групповой организации.
Принцип создания условий, благоприятных для обучения
Усвоение материала напрямую зависит от качества условий проведения учебного процесса. Их можно классифицировать на несколько групп:
Принцип прочности навыков в педагогике
Принцип призван обеспечить оптимальное усвоение материала, прочность полученных знаний и результатов познавательных действий.
Основные задачи принципов дидактики
Дидактика призвана ответить на следующие вопросы:
Значение дидактических принципов в обучении
Дидактические принципы продиктованы социальной необходимостью пополнения общества квалифицированными кадрами и интеллектуально развитыми людьми.
Только совокупность дидактических принципов обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения.