Дидактические условия эффективности методов обучения

Конспект занятия «Дидактические принципы обучения»

Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть фото Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть картинку Дидактические условия эффективности методов обучения. Картинка про Дидактические условия эффективности методов обучения. Фото Дидактические условия эффективности методов обучения Анастасия Гиденко
Конспект занятия «Дидактические принципы обучения»

В формировании личности и ее становлении огромное значение имеет образование и обучение. Оба эти явления выступают в единстве. Образование результат обучения, обучение основной путь образования. Дидактика теория образования и обучения. Это отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. В дидактике дается научное обоснование содержания образования, то есть «чему учить?» и «как учить?». Обоснование методов и организационных форм обучения. Одновременно дидактикапризвана дать ответ на вопросы: кого учить, для чего и где учить? Такое определение дидактики сложилось сравнительно давно. Данное определение дидактики нуждается в существенном уточнении в связи с тем, что объем необходимых для человека знаний резко и быстро вырастает. Каждому обучающемуся важно привить умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и технической информации. Важнейшая и непреходящая задача школы – добиваться от учащихся глубокого и прочного усвоения научных знаний, вырабатывать умения и навыки применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение и нравственно-эстетическую культуру. Нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся хорошо овладели изучаемым материалом, т. е. содержанием образования. Все это требует глубокого осмысления учителями теоретических основ обучения и выработки соответствующих методических умений. Следует вести образовательный процесс к тому, чтобы обучающиеся больше приобретали знаний самостоятельно, формировали у себя в ходе обучения психологическую, теоретическую и практическую готовность к самообразованию. Изучением процесса обучения, содержания образования в школе занимается не только дидактика, но и методики преподавания отдельных учебных процессов.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДИДАКТИКИ

1.1 Понятие дидактика

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЯ ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ

2.1 Цели и функции процесса обучения

Под обучением понимают активную целенаправленную познавательную деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.

Существует несколько определений понятия «процесс обучения«.

«Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и воспитанию» (Г. И. Щукина).

Различное понимание процесса обучения свидетельствует, что это достаточно сложное явление. Если обобщить все приведенные выше понятия, то процесс обучения можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире и формируют научное мировоззрение, всесторонне развивают интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.

Для процесса обученияхарактерны следующие признаки:

совместная деятельность учителя и учащихся;

управление развитием и воспитанием учащихся;

организация и управление этим процессом.

Педагогические категории «обучение» и «процесс обучения» не тождественные понятия. Категория «обучение» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения» (или «учебный процесс») это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Задачами процесса обучения являются:

• стимулирование учебно-познавательной активности учащихся;

• формирование познавательных потребностей;

• организация познавательной деятельности обучающихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

• развитие познавательных и творческих способностей обучающихся;

• формирование учебных умений и навыков для последующего самообразования и творческой деятельности;

• формирование научного мировоззрения и воспитание нравственно-эстетической культуры.

Противоречия и закономерности учебного процесса детерминируют его функции. Целостный процесс обучения выполняет ряд важных функций.

Во-первых, это образовательная функция. В соответствии с ней главное назначение процесса обучения заключается в том,чтобы:

• вооружить учащихся системой научных знаний, умений и навыков в соответствии с принятым стандартом образования;

• научить творчески использовать эти знания, умения и навыки в практической деятельности;

• научить самостоятельно приобретать знания;

• расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессионального самоопределения.

Во-вторых, развивающая функция обучения. В процессе овладения системой знаний,умений и навыков происходит развитие:

•логического мышления (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление);

•различных видов памяти (слуховой, зрительной, логической, ассоциативной, эмоциональной);

• качеств ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, глубина, широта, самостоятельность);

• речи (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);

• познавательного интереса и познавательных потребностей;

• сенсорной и двигательной сфер.

Реализация этой функции обучения обеспечивает развитый интеллект человека, создает условия для постоянного самообразования, разумной организации интеллектуальной деятельности, осознанного профессионального образования, творчества.

2.2 Принципы обучения

Практические рекомендации и требования к осуществлению обучения находят выражение и закрепление в принципах и правилах обучения.

Принципы обучения (дидактические принципы) это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Большое значение принципам обучения придавал К. Д. Ушинский. Им наиболее полно раскрыты дидактические принципы:

обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, активность, инициативу;

• порядок и систематичность одно из главных условий успеха в обучении, школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

обучение должно вестись природосообразно, в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

•преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть молодые силы.

Формулировки и количество принципов изменялись и в последующие десятилетия. Это результат того, что еще до конца не открыты объективные законы педагогического процесса. В классической дидактике наиболее общепризнанными считаются следующие дидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, связи теории с практикой.

Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией. Данный принцип требует, чтобы для усвоения обучаемым предлагались подлинные, прочно установленные наукой знания (объективные научные факты, концепции, теории, учения, законы, закономерности, новейшие открытия в разных областях человеко-знания) и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки. В основе принципанаучности лежит ряд закономерностей: мир познаваем, и объективно верную картину развития мира дают знания, проверенные практикой; наука в жизни человека играет все более значимую роль; научность обучения обеспечивается, прежде всего, через содержание образования.

Принцип доступности. Принцип доступности требует, чтобы содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития учащихся, их возможностям усвоить предлагаемый материал. При слишком усложненном содержании изучаемого материала у учащихся понижается мотивационный настрой на учение, быстро ослабевают волевые усилия, резко падает работоспособность, появляется чрезмерное утомление. Вместе с тем принцип доступности не означает, что содержание обучения должно быть упрощенным, предельно элементарным. Исследования и практика показывают, что при упрощенном содержании снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности. В процессе обучения слабо реализуется его развивающая функция.

Принцип наглядности. Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип наглядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидактическом принципе наглядности. Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский,

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изучаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за происходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в естественных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности служат:

натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся;

объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;

• изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафильмы, рисунки;

символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи;

аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника;

• самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, знания приобретают личностный смысл.

Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения. В основе принципасистематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний.

Принцип прочности. Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. В основе данного принципалежат установленные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного материала зависит от объективных факторов (содержания материала, его структуры, методов преподавания) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых учебный материал.

Принцип воспитывающего обучения. Принцип воспитывающего обучения отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. Даже если учитель и не ставит специальной цели оказать воспитательное воздействие на учащихся, он их воспитывает через содержание учебного материала, своим отношением к сообщаемым знаниям, применяемыми методами организации познавательной деятельности учащихся, своими личностными качествами. Это воспитательное воздействие значительно усиливается, если учитель ставит соответствующую задачу и стремится эффективно использовать в этих целях все имеющиеся в его распоряжении средства.

Принцип связи теории с практикой. Принцип связи теории с практикой предполагает, что изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием важнейших путей их использования в жизни. В этом случае у обучаемых вырабатывается подлинно научный взгляд на жизненные явления, формируется научное мировоззрение. В основе этого принципалежат закономерности: практика критерий истины, источник познания и область приложения теоретических результатов; практикой проверяется, подтверждается и направляется качество обучения; чем больше приобретаемые учащимися знания взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования окружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обучения и интерес к нему.

Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям (принцип личностного подхода в обучении) требует, чтобы содержание, формы и методы обучения соответствовали возрастным этапам ииндивидуальному развитию обучаемых. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности. Важно учитывать особенности мышления, памяти, устойчивость внимания, темперамент, характер, интересы учащихся.Существуют два основных пути учета индивидуальных особенностей: индивидуальный подход (учебная работа проводится по единой программе со всеми при индивидуализации форм и методов работы с каждым) и дифференциация (разделение учащихся на однородные группы по способностям, возможностям, интересам и работа с ними по разным программам). До 90-х гг. 20 в. основным направлением в работе школы был индивидуальный подход. В настоящее время приоритет отдается дифференциации обучения. В реальном процессе обучения принципы выступают во взаимосвязи друг с другом. Только в комплексе они обеспечивают успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств, форм обучения и позволяют эффективно решать задачи современной школы.

Использование деятельностного метода обучения в ДОО как залог успешного обучения ребенка в школе Тема:_ Семинар-практикум «Использование деятельностного метода обучения как залог успешного обучения ребенка в школе» Цель: знакомство.

Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть фото Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть картинку Дидактические условия эффективности методов обучения. Картинка про Дидактические условия эффективности методов обучения. Фото Дидактические условия эффективности методов обученияДидактические игры для обучения звуковому анализу слов 1 этап. «Сколько звуков в слове» Цель: развитие фонематического слуха, создание условий для формирования у детей навыка полного звукового.

Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть фото Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть картинку Дидактические условия эффективности методов обучения. Картинка про Дидактические условия эффективности методов обучения. Фото Дидактические условия эффективности методов обученияДидактические пособия для обучения счёту на ощупь В средней возрастной группе для обучения счету на ощупь (при помощи тактильного анализатора) необходим специально подготовленный дидактический.

Конспект занятия по РЭМП в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Знакомство с цифрой 5» (II год обучения) Приветствие. – Здравствуйте, дети! Какое у вас настроение сегодня? Посмотрите, к нам на занятие пришла Белочка. Чтобы она с вами познакомилась,.

Конспект занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматы». 1-й год обучения, возраст детей — 7–8 лет Цель: научить детей самостоятельно ставить линейный мат двумя ладьями. Задачи: Предметные • актуализировать имеющиеся знания по геометрии.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения Программное содержание: 1. Закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи.

Консультация «Принципы и проблемы обучения дошкольников родному языку» Принципы и проблемы обучения дошкольников родному языку. Введение Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. В.

Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей.

Конспект занятия по фонетико-фонематическому развитию c элементами обучения грамоте Закреплению пройденных звуков и букв в играх и упражнениях. Задачи: 1. Закрепление правильного произношения и печатания звуков и букв. 2.

Источник

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности

Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть фото Дидактические условия эффективности методов обучения. Смотреть картинку Дидактические условия эффективности методов обучения. Картинка про Дидактические условия эффективности методов обучения. Фото Дидактические условия эффективности методов обучения

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 24.09.2014

Статья просмотрена: 2782 раза

Библиографическое описание:

Бычкова, А. Я. Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности / А. Я. Бычкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 252-254. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6155/ (дата обращения: 29.11.2021).

Современные требования к подготовке специалиста и введение ФГОС диктуют потребность в изменении стандартных форм обучения. Необходим постоянный поиск приемов и методов преподавания, их совершенствование, внедрение в практику. Педагогическая литература и опыт преподавания правовых дисциплин позволяет делать процесс обучения более рациональным.

Классификация методов и приемов обучения в педагогической литературе разнообразна. Выделяют традиционные и инновационные методы. По типу познавательной деятельности и способу взаимодействия обучающих и обучающихся различают: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. [1, с. 101]

Рассматривая вопрос об эффективности выбора методов обучения, проанализируем некоторые из них.

Объяснительно-иллюстративный метод — это восприятие знаний в готовом виде, репродуктивный — изложение с объяснением, дает более сознательное усвоение знаний. Эти методы экономичны по времени, их широко используют на лекционных занятиях при изложении сложного материала. Требуется тщательная подготовка лекционного материала и умение грамотно подать материал. Однако частое использование этих методов снижают интерес учащихся и мотивацию к получению знаний. Кроме того, отсутствие деятельностного компонента обучаемого снижает прочность полученных знаний. Необходимо сочетать применение этих традиционных методов с инновационными, проблемно-поисковыми методами. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. При проблемном изложении нового материала преподаватель показывает проблему и пути ее возможного разрешения, что создает у учащихся познавательный интерес, они учатся рассуждать, делать выводы, самостоятельно находить решение. При частично-поисковом методе преподаватель дает часть информации и мотивирует поиск знаний обучающими, которые анализируют информацию, отбирают ее под руководством преподавателя. В результате применения этих методов возникают более прочные знания.

Исследовательский метод не предполагает подачу готовых знаний, обучающиеся сами добывают информацию, сравнивают разные источники, самостоятельно оформляют итог работы, а преподаватель управляет этим учебным процессом. Данный метод отличает повышенный интерес к предмету и интенсивность обучения. Метод предполагает творческую деятельность учащиеся и способствует их развитию. Конечно, данный метод требует подготовки студентов, их умение самостоятельно работать и умелое управление данной деятельностью со стороны педагога.

Классификация методов как способов достижения дидактических целей (приемов): это рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, использование видеоматериалов, упражнения, практическая работа, познавательная игра, метод проектов, ситуационный прием и др. [2, с.77–113]

Готовясь к занятиям, преподаватель учитывает главную цель и конкретные задачи занятия, отбирая «комплект» методов и приемов обучения.

Рассказ, беседа, лекции — наиболее традиционные методы дидактической работы на занятиях, где учащиеся знакомятся с новым материалом. Очень важно продумывать рассказ, беседу и лекцию, иметь план, и сопровождать иллюстрацией. Беседа сложна и затратна по времени, поэтому эффективно использовать ее фрагментарно, в начале или в конце занятия для закрепления знаний: вводные, эвристические, закрепляющие, контрольные беседы. При этом необходимо подготовить план, вопросы, продумать порядок проведения. Важен контакт с аудиторией.

Лекция требует тщательной подготовки, введения проблемного вопроса, задания, здесь важны эмоциональность, логичность и последовательность изложения. На лекциях можно применять элементы дискуссии.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. [1, с. 109] Дискуссия как метод очень эффективна, стимулирует познавательный процесс, дает информацию преподавателю об уровне студента. Создает необходимый диалог, позволяет воспитывать толерантность, культуру общения. Применима на всех этапах занятия: в начале лекции для обозначения проблемной ситуации, в конце — на этапе рефлексии, на семинарах, обобщающих занятиях: хорошо организованная дискуссия дает дополнительную мотивацию в учебе.

Работа с книгой как метод малоэкономичен, но это необходимая часть учебной работы. Важен отбор учебной литературы преподавателем. Этот метод видоизменяется в связи с доступом в интернет и возможностями учащихся самим выбирать учебный материал. Нужна консультация преподавателя, где и какую информацию искать. Например, правовые системы КонсультантПлюс и Гарант позволит оптимизировать поиск нормативно-правовых актов.

Методы иллюстрации и демонстрации находятся в тесной связи с использованием компьютера и мультимедийным сопровождением занятий. Материал с таблицами и схемами важен при подаче сложного теоретического материала. Но с помощью современной техники учебный материал становится более наглядный, убедительный и стимулирует дополнительный интерес к знаниям. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе на лекциях, на семинарах и практиках позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала, проводить занятия на качественно новом уровне. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации занятия. Продуктивно давать задания студентам по подготовке сообщений и докладов с использованием мультимедиа.

Упражнения и практические методы, позволяющие закрепить знания на практике, особо значимы для подготовки специалиста. На практическом занятии необходимо продумать этапы учебной работы, включающие инструктаж, объяснение, пробное выполнение работы и контроль. Без данных методов теоретические познания не будут закреплены и не найдут применения в практической деятельности будущего специалиста.

Познавательные ролевые игры, относящиеся к инновационным методам обучения, направлены на формирование активных жизненных позиций учащегося. [2, с.192] Ролевые игры тесно связаны с ситуационным методом. В ходе игры моделируются специальные ситуации, близкие к реальности, из которых надо найти выход. Эффективно применяются в сложных темах, на занятиях семинарского типа. Данный метод позволяет вовлечь максимальное количество обучающихся в поисковую работу, обеспечить индивидуальный подход, дополнительную мотивацию и партнерские отношения. Ситуационный метод — комбинированный из разных способов и путей дидактической деятельности, более творческий, нестандартный и конечно, трудоемкий. Существенное значение имеет выбор ситуации и разрешение ее. Преподаватель может использовать варианты данного метода: разработка проекта, мозговой штурм и другие.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для студента. Применение проектной методики как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. Преимущества метода проектов очевидна: в ходе проектной деятельности у обучающегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, умение самостоятельно анализировать ошибки, создаётся положительная мотивация к учебной деятельности. Реализация метода проектов ведет к изменению и позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности студентов. Преподаватель ориентируется на разнообразные виды самостоятельной деятельности студентов, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Метод проектов представляет преподавателю широчайшие возможности для развития целеустремленности и самостоятельности студента в постижении нового, стимулируя познавательную активность и интерес к предмету. Данный метод позволяет отойти от традиционных форм и методов учебной деятельности, найти в слушателях активных партнеров, стремящихся к самосовершенствованию. [3, с.40–45]

«Мозговой штурм» представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея студентов должна кратко записываться, предложения студентов нельзя критиковать или отвергать. Результатом мозговой атаки становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Таким образом, студенты могут лучше понять обсуждавшуюся информацию.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительной и творческой. Отсюда и разнообразные подходы в области преподавания. Выбор методов зависит от учебных возможностей студентов, опыта преподавателя, целей и задач, предмета, темы и производственных возможностей учебного заведения.

Ведущей задачей такой дисциплины как «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является формирование правовых знаний и умений, необходимых для последующей трудовой деятельности. Динамичность нашей жизни и законодательства, современные требования к преподаванию требуют совершенствование методов обучения учитывать целесообразность их применения. На занятиях необходимо работать с правовым текстом, материалами печати, обсуждать реальные ситуации, спорные моменты. Проведение дискуссии по правовым вопросам — это прием, который позволяет узнать отношение учащиеся к правовой ситуации, а также дает возможность исследовать и анализировать проблему самостоятельно, формирует умение грамотно говорить и умение слушать других, способствует развитию гражданской активности. Вопросы — неотъемлемая часть этих дискуссий; нужно формулировать открытые вопросы, не дающие однозначного ответа. Очень важно, чтобы дискуссия была откровенной, при этом присутствовала атмосфера доверия и понимания. Каждый раз обращаю внимание учащихся на правила дискуссии, (текст правил находится на информационном стенде) выработанные совместно с ними.

На лекциях по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», наряду с объяснительно-иллюстративными методами, применяется проблемное изложение учебного материала, например по теме «Конституция — основной закон РФ» ставится вопрос, «Является наше государство правовым? Объясните свою точку зрения». Рассказ, беседу на лекции дополняю компьютерными презентациями и видеоматериалами. После изучения лекционного материала студентам даются поисковые, творческие задания по изучению и реализации законодательства, к примеру: составить каталог прав граждан в сфере охраны здоровья. К семинарам студенты на базе полученных заданий готовят индивидуально или группой сообщения. Все студенты работают над эссе по правовой теме «Права человека: дискриминация» и участвуют в ежегодном финале краевого конкурса. На практических занятиях работа с нормативно-правовыми актами сочетается с решением ситуационных задач, что позволяет формировать правовые умения и навыки, применяемые в дальнейшем.

Правовая игра «Выборы» организуется как внеаудиторное мероприятие для студентов, изучивших основы конституционного права. Это студенты выпускных групп, готовые принять участие в выборах как полноправные граждане РФ. С целью максимальной приближенности к реальной жизни студенты участвуют в выборах студенческого совета колледжа. Это мероприятие способствует развитию правовой культуры и гражданскому воспитанию, позволяет вырабатывать умение применять в реальной жизни учебные навыки, развивает творческие и организаторские и коммуникативные способности и воспитывает ответственность. Игровая форма мероприятия создает дополнительный интерес к учебной деятельности и позволяет привлечь максимальное количество учащихся.

В целях эффективности учебного процесса большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной. Для семинаров и практических занятий разработаны методические рекомендации для подготовки студентов к каждому занятию, включающих вопросы, задания, упражнения, ситуационные задачи, список сообщений и рефератов. Благодаря методическим рекомендациям преподаватель более рационально организует внеаудиторную работу и управляет учебным процессом на занятиях.

Методические разработки «Рабочие тетради», разработанные преподавателем по правовым дисциплинам, также решает проблемы недостатка времени на аудиторных занятиях и эффективной организации самостоятельной работы студента. Подробно расписанный план работы, разнообразные виды заданий, работа с текстом закона, тесты типа «Проверь себя», содержащиеся в рабочей тетради, позволяют оптимизировать ученый процесс.

Индивидуальный подход к каждой группе, студенту требует дифференциации заданий, многовариантности видов учебной деятельности и организации учебной работы. В связи с этим преподаватель организует гибкий график консультаций и индивидуальную работу со студентами. Подготовленные студенты готовят исследования, рефераты, выступают на заседаниях правового кружка, «слабые» получают более посильные задания, например, в виде работы с учебным пособием и подготовка вопросов.

Выбор методов и средств обучения зависит от подготовленности аудитории, типа занятия, целей и задач, содержания учебного материала, степени его сложности, профессионального опыта педагога. Учитывая требования ФГОС к подготовке специалиста, необходимо применять методы инновационного обучения, не забывая проверенные временем традиционные. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов в преподавании способствует формированию необходимых общих и профессиональных компетентностей у будущих специалистов.

1. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений СПО, М., Мастерство, 2001.

2. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., Владос, 2003.

3. Бычкова А. Я. Исследовательский подход в преподавании дисциплины «Основы экономики» в сборнике «Инновационные технологии в образовательной подготовке и практической деятельности специалистов сестринского дела». Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 2009 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *