Дидактический материал как средство обучения

Дидактический материал как средство обучения

Материальные средства обучения иначе называют дидактическими средствами. Дидактические средства чаще всего классифицируются по чувственной модальности (в зависимости от того, через какие органы чувств и способы подачи информации происходит их влияние на учебный процесс). По этому признаку дидактические средства можно подразделить на визуальные, аудиальные, аудиовизуальные, тренажёры и универсальные.

К визуальным дидактическим средствам относятся следующие средства передачи зрительной информации:

печатные текстовые средства: учебники и учебные пособия, печатные рабочие тетради, словари, справочники;

простые визуальные средства: натуральные объекты, модели, макеты, муляжи, репродукции, таблицы, схемы, диаграммы, карты и т.д.;

технические (механические) визуальные средства: микроскоп, телескоп, различные виды проекторов, видеоплэер, интерактивная доска, а также используемые с ними носители информации (оптические диски, слайды, диапозитивы и т.д.) и мультимедийные электронные средства (например, слайд-презентации);

Аудиальные средства – это средства передачи звуковой информации: записывающая и воспроизводящая звук аппаратура, разные виды проигрывателей (магнитофон, CD-плэер и т.д.), радиоприёмник.

Аудиовизуальные средства соединяют в себе возможности передачи звуковой и зрительной информации. К ним относятся кино-, теле- и видео- и веб-камеры, транслирующая и воспроизводящая аппаратура (телевизор, киноаппарат, видео- и DVD-плэеры и др.), мультимедийные электронные средства (видеоуроки и используемые в учебном процессе видеоролики).

Тренажёры – дидактические средства, создающие условия для наиболее эффективной отработки практических действий, формирования умений и навыков. Как правило, тренажёры ориентированы на конкретный учебный предмет, на усвоение отдельных умений. Современные тренажёры – это технические средства, которые стали массово применяться в школах России сравнительно недавно. К этой группе дидактических средств относятся, например, лингафонное оборудование, компьютерные программы-тренажёры. Однако в учебном процессе давно используются и простые (нетехнические) тренажёры, среди которых наибольшее распространение получили разнообразные карточки или тетради с упражнениями.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияУниверсальными дидактическими средствами являются компьютер и сетевые информационные системы (локальные компьютерные сети и глобальная сеть Интернет). Благодаря возможности подключения различного оборудования и разнообразию устанавливаемых программ сегодня компьютер можно использовать как визуальное, аудиальное или аудиовизуальное средство, а также в качестве тренажёра. Компактные размеры современных компьютеров (ноутбук, нетбук, планшетный компьютер), их надёжность и совместимость с другими техническими средствами делают компьютер удобным и эффективным средством обучения. Использование в учебном процессе сети Интернет практически снимает территориальные ограничения доступа к информации, позволяя использовать ресурсы крупнейших электронных библиотек и образовательных порталов, на качественно новом уровне организовать дистанционное обучение.

Наряду с описанным выше подходом к классификации дидактических средств в учебной практике традиционно выделяются…

технические средства обучения (ТСО);

учебно-наглядные пособия (к ним относятся нетекстовые визуальные средства: натуральные объекты, их изображения, макеты, муляжи, модели и др.);

раздаточный материал – компактные дидактические средства, предназначенные для индивидуального использования учеником (например: коллекции минералов, гербариев; комплект деталей для выполнения чертежа или технического рисунка; карточки с индивидуальными заданиями);

дидактический материал – карточки с заданиями для индивидуальной работы, сборники упражнений и т.д.;

учебно-лабораторное оборудование – оборудование учебных лабораторий для изучения естественных наук (физики, химии, биологии);

учебно-производственное оборудование – оборудование учебных мастерских, которое отличается от обычного производственного тем, что оно изготовляется специально для учебных целей, оно более компактно, безопасно и не предназначено для осуществления массового производства.

Наконец, существует ещё одна классификация, применяемая в производстве и сертификации учебного оборудования (о проверке качества и сертификации продукции см., например, на www.lidertest.ru). Она основана на общероссийской классификации продукции, в которой значатся оборудование и изделия учебного назначения. В данном разделе продукции выделяются.

оборудование и изделия для школ;

технические средства обучения для высших и средних специальных учебных заведений;

оборудование учебное для высших и средних специальных учебных заведений;

учебные пособия для высших и средних специальных учебных заведений.

В свою очередь, внутри каждого из перечисленных разделов также происходит разделение продукции. Например, оборудование и изделия для школ подразделяется на.

учебные натуральные объекты: препараты, коллекции, гербарии, скелеты, чучела;

учебные модели, макеты и муляжи, а также части и принадлежности к учебным моделям и макетам;

печатные средства обучения: картинки, карточки, таблицы, альбомы;

экранно-звуковые средства обучения: учебные диафильмы, диапозитивы, транспаранты, кинофильмы и кинофрагменты, грампластинки, магнитные звукозаписи, видеофильмы;

учебные приборы, аппаратуру и устройства: механические, электрические, тепловые, оптические, электронные, электротехнические, радиотехнические и прочие, а также части и принадлежности к учебным приборам, аппаратуре и устройствам;

прочее оборудование и изделия для школ: учебные верстаки, инструменты, лабораторные посуда и принадлежности, классные доски.

Источник

Дидактический материал как средство развития познавательной деятельности

«Образование – не столько ответственность учителя, сколько естественный процесс развития ребенка. Он происходит не благодаря восприятию им слов взрослых, а представляет собой накопление опыта практических действий, самостоятельных открытий, которые он черпает в окружающей его среде». Марии Монтессори

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом педагогу помогают правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип развивающих пособий, которым обучающиеся пользуются самостоятельно или демонстрируются педагогом перед всей группой.

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения

Представленный дидактический материал по художественно-эстетическому развитию позволяет не только формировать сенсорные представления в области цвета,но и ставить перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения, размышлять.

Разрабатывая и изготавливая дидактический материалучитывались следующие требования:

1. Педагогические. Данная группа требования определяет пригодность дидактических средств для достижения целей образовательного процесса.

Младший возраст: Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Создавать условия для ознакомления детей с цветом. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, помидор, морковь, репа и др., фрукты (яблоко, груша, персики и др., ягоды (малина, смородина и др.).Знакомить с некоторыми растениями данной местности: цветущими травянистыми растениями (одуванчик, мать-и-мачеха и др.).

Средний возраст: Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность. Продолжать знакомить с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).

Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др., овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др., с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.). Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Старший возраст:Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал, объединять предметы по общим признакам, определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

2. Эстетические. Определяют соответствие дидактических средств понятию о прекрасном. Дидактический материал выполнен аккуратно, имеет приятные для восприятия вид и форму.

3. Эргономические. Определяют удобство использования дидактического средства. Дидактический материал удобен в хранении и эксплуатации – элементы и карты заламинированы, что позволяет использовать многократно без угрозы размывания красок.

4. Санитарно-гигиенические. Поверхность контактного материала может обрабатываться в соответствии с требованиями СанПина.

5. Экономические. Дидактические материалы обеспечивают максимальную эффективность при минимальных экономических затратах, а также является многофункциональным средством, материалом, допускающим многократное использование при сохранении свойств и т. п.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обучения

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияДидактический материал «Хоровод снежинок» на развитие эмоционального мира ребёнка При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня развития.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияДидактический материал к занятию «Наши добрые ладошки» Конспект занятия Наши помощники на занятии. «Молчу и слушаю вопрос». «Думаю как отвечать». «Поднимаю руку, если знаю ответ»..

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияДидактический материал «Листья» из фетра Листья в воздухе кружатся, Так причудливо порой, Тихо под ноги ложатся То – коврами, то – горой… Вот кленовый лист кружится И пикирует.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияДидактический материал по теме «Животные Иркутской области» в картинках Дидактический материал «Животные Иркутской области». Представленный материал рекомендован для детей 5-7 лет. Цель: расширение кругозора.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияДидактический материал «Учимся ориентироваться во времени. Стихи-запоминалки» Уточнить представления о последовательности частей суток, дней недели, о названии месяцев, о временах года. Учить правильно употреблять.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияФотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияФотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияФотоотчет «Уральские сказы П. П. Бажова как средство развития познавательной и творческой деятельности дошкольников» Уважаемые коллеги! В рамках проекта «Посткроссинг на МААМ» мои ребята впервые узнали о писателе Павле Петровиче Бажове. Оксана Николаевна.

Дидактический материал как средство обучения. Смотреть фото Дидактический материал как средство обучения. Смотреть картинку Дидактический материал как средство обучения. Картинка про Дидактический материал как средство обучения. Фото Дидактический материал как средство обученияДидактический материал для развития мелкой моторики малышей: игры, игрушки и пособия. Несколько лет я работаю по теме о развитии мелкой моторики и речи детей младшего дошкольного возраста, поэтому многие мои посты так.

Источник

Дидактический материал как средство обучения на уроках русского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа №6 г. Орла

как средство обучения на уроках русского языка

Содержание курса русского языка в школе определяется двумя факторами: предметом обучения и целями обучения. Цели обучения могут быть сформулированы как научение свободной речевой деятельности и формирование у учащихся элементарной языковой компетенции. Предметом обучения в школьном курсе языка является современный русский литературный язык. Поскольку реализация языковой системы происходит в речи, курс русского языка должен включать в себя все знания, умения и навыки, которые необходимы для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке. Этому способствует правильно подобранный дидактический материал как одно из средств обучения на уроках русского языка.

Дидактический материал способствует реализации следующих общедидактических (или общепредметных) целей:

развитию логического мышления;

обучению школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.

Хотелось бы подробнее рассказать о работе с такими видами дидактического материала, как различные виды карточек, тестов, перфокарт, перфоконвертов, раздаточного иллюстратив-ного материала, занимательной грамматики.

1. Дидактический материал возможно применять на любом этапе урока, одним из которых является проверка домашнего задания. Правильная организация на уроке систематической проверки домашнего задания даёт возможность глубже оценить эффективность труда каждого ученика и выявить степень самостоятельности работы.

При изучении таких тем возможна проверка домашнего задания с помощью карточек с выборочным объяснением орфограмм. Это сэкономит время и вовлечёт всех учащихся в работу. Такую работу можно проводить и на других этапах урока, а также использовать в качестве разминки.

3. Важное значение имеет работа по индивидуальным заданиям, специально составленным карточкам, которая проводится как при закреплении материала по теме, так и при повторе-нии изученного ранее. Под особый контроль берутся разделы, правила, которые были слабо усвоены отдельными учащимися.

Также подобный дидактический материал может быть использован и после анализа ошибок, допущенных в контрольных диктантах. Ученик, разобравшись в своих ошибках, получает возможность сразу же закрепить эти знания. Часто применяются карточки при уплотнённом опросе, когда 2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют задания на листочках или в тетрадях.

4. Для более слабых учащихся предлагаются карточки-информаторы, в которых указывается правило, необходимое для проведения работы. Ребята, опираясь на правило или схему, вставляют буквы, объясняют орфограммы, подбирают свои примеры. Применение карточек-информаторов рекомендуется для организации дифференцированного обучения до момента полного усвоения учащимися данного правила. Этот вид работы особенно актуален в классах КРО и ККО, так как стимулирует слабо успевающих учеников к работе, повышает интерес к предмету.

5. Для проверки усвоения теоретических знаний школьников используются карточки контроля, которые дают возможность учителю устанавливать прочную обратную связь на уроке с учащимися всего класса, оперативно оценивать знания каждого из них. Это особенно важно на уроке изучения нового материала с целью выяснения усвоения учащимися только что объяснённого на уроке материала. Например, при изучении причастия в 7 классе важно, чтобы школьники прочно усвоили понятие «причастный оборот». Овладение этой конструкцией будет успешным лишь при условии, если школьники научатся определять, в каком случае причастие подчиняет себе другие слова, в каком зависит от существительного. Поэтому на уроке ввода понятия «причастный оборот» ставится цель сформировать практическое умение устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словами. Этому способствует проверочная работа с использованием карточек контроля с выборочным ответом. Результаты работы во многом определяют планирование дальнейшей работы: либо вернуться к объяснению нового материала, либо проводить работу с теми, у кого тема вызва-ла затруднение. Данный вид работы особенно эффективен при проверке материала с боль-шим количеством отдельных элементов изучаемой темы. Например, «Виды придаточных предложений», «Словосочетание», «Виды синтаксической связи в словосочетаниях» и т.д.

6. Близки карточкам контроля тесты, работе с которыми в связи с итоговой аттестацией в форме ГИА и ЕГЭ уделяется особое внимание. Тесты приобретают большое значение при повторении материала в начале и конце года, в течение и после изучения различных разделов науки о языке, перед изучением тем, частично рассматривавшимся в предыдущих классах. Особенно актуальным является тестирование в начале 10 класса. К этому времени школьники овладели многими знаниями, умениями и навыками орфографического и пунктуационного характера. Поэтому важно установить, насколько хорошо дети владеют необходимым мате-риалом, чтобы потом на уроках или в индивидуальном порядке устранить выявившиеся пробелы. На сегодняшний день существует много брошюр с тестовыми заданиями по рус-скому языку, рассчитанных на средних и сильных учащихся. Применяя данные тесты, учитываем принцип дифференцированного обучения.

8. Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный иллюстра-тивный материал, основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещён-ные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, способствуют употреблению литературного языка школьниками. Всё это позволяет формиро-вание правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографи-ческие задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объёму высказываний на основе изобразительного материала.

Раздаточный материал предусматривает:

задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова, установить разницу в значении слов и т.п.);

задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики ( выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);

задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок ( нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки, составление небольших связных высказываний ( сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.

При использовании раздаточного материала необходимо прежде всего активизировать творческую деятельность учащихся.

Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с карточками занимает 6-8 минут учебного времени.

9. На результативность урока влияет множество факторов, одним из которых является развитие у школьников интереса к нашему предмету. Опираясь на него, учитель успешнее решает учебные цели, добиваясь определённых результатов за короткое время. Роль интереса в повышении эффективности обучения отмечалась методистами с давних пор ( Ф.И. Буслаев, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, А.Ю.Алфёров). Под интересом понимается такое эмоцио-нальное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом.

Любознательное, пытливое отношение школьников к урокам русского языка вызывает содержание дидактического материала (например, рассказы о происхождении слов, о богат-стве словарного запаса, о происхождении алфавита, орфографии и пунктуации, об изменени-ях в языке и т.д.). Исторические справки, которыми учитель время от времени оживляет урок, несомненно, способствуют формированию у школьников интереса к русскому языку. Надо постоянно помнить, что от характера подбора слов, предложений, связных текстов зависит не только воспитание нравственных качеств учащихся, но и развитие их интереса к предмету.

В целях повышения интереса к русскому языку как предмету в качестве дидактического ма-териала используются элементы занимательной грамматики.

В интересной форме можно проводить работу по всем разделам русского языка.

Например, в 5 классе при изучении темы «Антонимы» предлагаем следующие задания.

На уроках, а также на внеклассных мероприятиях можно предложить учащимся вопросы:

Почему в глаголе расспросить пишется две «с»?

Почему слово подлинный пишется с двумя «н»?

Почему «ся» не частица?

Какое слово спрятано в названиях рек Волга, Дон, Обь, Парана?

Почему у неисполнительного человека на неделе семь пятниц, а не вторников и четвергов?

Шпала (лапша) лапоть (пальто)

Право (повар) Роман (норма)

Шарф (фарш) автор (товар) Шнурок (коршун)

При изучении темы «Фразеология» и на последующих уроках с целью повторения этого раздела науки о языке можно предложить учащимся такие задания.

1. Доскажи пословицу:

У семи нянек. (дитя без глазу).

Пуганая ворона. (и куста боится).

Не на пользу читать. (коли только вершки хватать).

Горьки корешки ученья.. (зато сладки его плоды).

Под лежачий камень. (вода не течёт).

Грязный как (свинья) хитрый как (лиса)

Надутый как (индюк) упрямый как (осёл)

Здоров как (бык) неуклюжий как (медведь)

Голоден как (волк) болтливый как (сорока)

Колючий как (ёж) Нем как (рыба)

Также используются игры «Одним словом», «Кто быстрее», «Различай слова», «Подумай и ответь», «Продолжи предложение»; различные виды лото: «Синонимы», «Антонимы», «Чере-дование согласных», кроссворды, ребусы, шарады, в составлении которых активное участие принимают сами школьники.

Способствует развитию познавательного интереса участие в лингвистической игре «Рус-ский медвежонок», в которой учащиеся с удовольствием участвуют. Предлагаемые школьни-кам задания также можно использовать и на уроках, и на внеклассных мероприятиях.

10. Ощутимое воздействие на детей оказывает использование различных средств обучения, в том числе технических, которые их увлекают, создавая разнообразие в проведении урока.

Дидактический материал разного типа ( об использовании которого на уроках русского языка говорилось выше) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя преданность Родине, любовь к природе. Воспитывают учащихся многие виды работы: раскрытие семанти-ки общественно- политических и морально-этических слов, составление предложений на па-триотические темы, написание сочинений и изложений ( особенно по темам, актуальным на сегодняшний день: профилактика алкоголизма, наркомании и СПИДа).

Таким образом, наряду с учебником в качестве средств обучения используются различные виды дидактического материала, который представляет собой систему учебных карточек, тес-тов, перфокарт, перфоконвертов и т.д., предназначенных для индивидуальной и индивиду-ально-групповой работы с учащимися. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся, а также способствуют идейному воспитанию школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *