Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель

Задачи и функции дидактики, её понятийный состав

Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Смотреть фото Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Смотреть картинку Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Картинка про Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Фото Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель Ольга Яковенко
Задачи и функции дидактики, её понятийный состав

Задачи и функции дидактики, её понятийный состав

Дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Дидактику еще называют и теорией обучения.

Предметом дидактики является дидактическая деятельность, т. е. взаимосвязь деятельности учителя и деятельности учащихся.

Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач:

– установление целей и задач теории;

– анализ процесса обучения, установление его закономерностей;

– обоснование принципов и правил обучения;

– определение содержания и форм организации обучения;

– разъяснение методов и средств обучения;

– характеристика материальных средств обучения.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения.

Учение — процесс (сопроцесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Обучение – средство развития и формирования личности, которое не сводится только к овладению знаниями, выработке практических умений и способов творческой деятельности.

Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. «forma»— внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод (от лат. «metodos» — путь, способ) — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.

Результаты обучения – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Компонентами продукта обучения являются:

1) знания, умения, навыки; 2) мировоззрение личности; 3) кругозор и эрудиция; 4) качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); 5) умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; 6) навыки самообразования; 7) активность; 8) работоспособность (умственная и физическая) личности; 9) воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.); 10) профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.

Основные дидактические концепции.

Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами.

Под дидактической системой понимается выделенное по определенным критериям целостное образование.

Дидактические системы характеризуются внутренней целостностью структур, образованных единством целей, организационных принципов, содержания, форм и методов обучения.

Можно выделить три принципиально отличающиеся между собой дидактические концепции:

1) традиционная (Я. А. Коменский, И. Пестолоцци, И. Гербарт);

2) педоцентрическая (Д. Дьюи, Г. Кершенштейн, В. Лай);

3) современная дидактическая система (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, К. Роджерс, Брунер).

Разделение концепций на три группы производится на основе того, как понимается процесс обучения.

В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Дидактика Гербарта характеризуется такими понятиями, как управление, руководство учителя, регламентации, правила, предписания.

Главный вклад Гербарта в дидактику состоит в вычленении этапов (ступеней) обучения. Его схема такова: ясность – ассоциация – система – метод. Процесс обучения протекает от представлений к понятиям и от понятий к умениям теоретического характера. Практика в этой схеме отсутствует. Эти формальные уровни не зависят от содержания обучения, определяют ход учебного процесса на всех уроках и по всем предметам.

К началу XX в. рождаются новые подходы. Традиционная система подверглась критике за авторитарность, книжность, оторванность от потребностей и интересов ребенка, за то, что данная система обучения лишь передает ребенку готовые знания, но не способствует развитию мышления, активности, творчества, подавляет самостоятельность ученика.

В основе педоцентрической концепции – деятельность ребенка, главная роль отводится учению.

Дьюи предлагал строить процесс обучения исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка, стремясь развивать умственные способности и разнообразные умения детей, обучая их в «школе труда, жизни», когда учеба носит самостоятельный, естественный, спонтанный характер, получение знаний учениками происходит в ходе их спонтанной деятельности, т. е. «обучение через делание».

Абсолютизация такой дидактики приводит к переоценке спонтанной деятельности детей, к утрате систематичности обучения, к случайному отбору материала, к снижению уровня обучения.

Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, гуманистическая психология (К. Роджерс, когнитивная психология (Брунер, педагогическая технология и педагогика сотрудничества.

Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Педагогическое сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

Число «10» и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел Старшая группа «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.

Конспект занятия «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием» Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел. Программное.

Функции педагога-психолога в детском саду Психолог в детском саду и его функции. Консультации психолога детского сада Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к.

Конспект родительского собрания «Работа психолога и его функции в ДОУ» «Здравствуйте. Я педагог-психолог (ФИО, место работы, о себе кратко, Сегодня мы с вами поговорим кто такой педагог-психолог и о его роли.

Конспект занятия по ФЭМП «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи» в подготовительной группе Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе, «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим.

Кроссворд «Понятийный аппарат педагогики» В кроссворде представлены основные понятия педагогики. Кроссворд «Понятийный аппарат педагогики» По горизонтали: 3. Умения, доведенные.

Реферат «Взаимосвязь ручной функции и речи» Реферат На тему: «Взаимосвязь ручной функции и речи» Выполнила: Чечулина З. Е. Курган 2019 г План 1. Взаимосвязь речи и ручной.

Содержание планово-прогностической функции управления старшего воспитателя 1. Содержание методической работы старшего воспитателя Важнейшей управленческой функцией старшего воспитателя детского сада является функция.

Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования. Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя.

Источник

Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса изображены на рисунке:

Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Смотреть фото Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Смотреть картинку Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Картинка про Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Фото Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Смотреть фото Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Смотреть картинку Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Картинка про Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель. Фото Дидактика как наука об обучении и образовании предмет цель

Характерные черты учебного процесса как системы:

Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагогаДеятельность обучаемых
Разъяснение учащимися целей и задач обученияСобственная деятельность по созданию положительной мотивации учения
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами)Восприятие новых знаний, умений
Управление процессом осознания и приобретения знаний и уменийАнализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация
Управление процессом перехода от теории к практикеПриобретение умений и навыков, их систематизация
Организация эвристической и исследовательской деятельностиПрактическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихсяСамоконтроль, самодиагностика достижений

Для обучения характерны следующие признаки:

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны:

При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Источник

Тема3. Дидактика как наука об обучении и образовании

1. Общие основы дидактики. Объект и предмет дидактики. Становление дидактики как науки

2. Цель и задачи теории обучения. Категории дидактики.

3. Дидактические концепции

4. Проблемы теории обучения

Одним из важнейших условий развития человека и совершенствования социокультурной системы является присвоение подрастающим поколением накопленного человеческого опыта в процессе специально организованного обучения, которое дает возможность оптимально реализовать потенциал личности и передать ей социальные и духовные ценности.

Дидактика – это наука об обучении и образовании, о теоретических основах и практической реализации идей развития личности в условиях обучающей системы.

Объект – развитие личности в обучении.

Предмет – дидактическая система как основа взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности преподавания и учения.

Проблемное поле дидактики

Для чего учитьЦель, задачи, мотивы
Чему учитьСодержание образования
Как учитьПринципы обучения
Каковы инструменты обученияТехнологии, методы, приемы
Что использоватьУчебники, компьютеры, дидактические материалы, энциклопедии, справочники
Как организоватьФормы обучения
Как проверитьКонтроль
Как стимулироватьИнтерес, игра, творчество, требования

Термин «дидактика» имеет греческое происхождение относится к 5-4 вв. до н.э. и связан с Афинской системой воспитания. Дидактика как категория педагогики впервые была введена в XYII веке немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635), назвавшим так свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Широко известным является факт создания «Великой дидактики» (1657) чешским педагогом Я.А. Коменским (1592-1670), предложившим универсальную систему обучения всех всему. Именно так в подзаголовке своего фундаментального труда Я.А. Коменский определяет понятие «дидактика» и тем самым открывает научный этап развития не только дидактики, но и педагогики в целом.

Между тем провозглашению дидактики как науки предшествовали практические поиски и философское осмысление вариантов организации обучения подрастающего поколения.

Впервые появление образовательных структур относится к 8-6 вв. до н.э. и связано с развитием образовательной системы Спарты. В этом государстве-полисе воспитание подрастающего поколения рассматривалось как важнейшая задача. Обучение детей начиналось в 7 лет и в основном было ориентировано на физическую закалку, освоение навыков военного дела, элементарных основ письма, чтения, счета, пения и танцев. Работа с детьми и юношеством строилась как коллективное выполнение указаний пайдонома (воспитателя). Широко использовался принцип соревновательности.

Представляет интерес система афинского воспитания и обучения для юношей правящего сословия. Она включала мусические школы, подразделявшиеся на школы грамматиста и кифариста, гимнастические школы-палестры и университеты. В школе грамматиста мальчики с 7 лет обучались элементарным умениям письма, счета и чтения, в школе кифариста – музыке, игре на инструментах, пению. В палестрах (с 12 лет) осуществлялось физическое воспитание и военная подготовка. В университете, с 18 лет, юноши из знатных семей знакомились с философскими концепциями. В обучении широко использовались групповые методы работы.

В Древнем Риме образование можно было получить в элементарных и грамматических школах, коллегиях юношества, легионах и школах всадников. Уникален опыт грамматических школ, своего рода частных учебных заведений повышенного типа. В них изучалась латынь, греческий язык, основы римского права, риторика, грамматика. В начале новой эры в грамматических школах изучали семь свободных искусств, разделенных на тривиум (риторика, диалектика, грамматика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Впервые в Древнем Риме был поставлен вопрос об использовании учебников и руководств по обучению.

Цивилизации Древнего Востока также уделяли специальное внимание обучению детей. Примерно в 3 тысячелетии до н.э. в школах (эддубах) Древней Месопотамии применялись приемы переписывания, заучивания, беседы, упражнения. Уникален опыт школ Конфуция в Древнем Китае, в которых в 551-479 гг. до н.э. использовались диалоги, классификация, сравнение.

Фундаментальные основы развития дидактики были разработаны мыслителями эпохи Античности.

Пифагор (YI в. до н.э.) основал школу, главными идеями которой были гармония мыслей, чувств и действий, строгий распорядок жизни, подчинение наставнику. В школе Пифагора изучались музыка, математика, геометрия, медицина, философия.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) создал систему обучения, основанную на свободном поиске истины учеником в диалоге с наставником. В процессе обучения использовалась сократическая беседа (восхождение к истине через систему логически выстроенных вопросов учителя), майевтика (извлечение скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов).

Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.), разделив мир на две части – мир идей и мир вещей, считал высшей идеей благо. Образовательная программа Платона включала гимнастику, музыку, риторику и философию. Среди педагогических методов специально выделялась игра, способствующая приобщению к традициям, развитию интереса к освоению практических умений.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) включил в образовательную программу четыре блока: пропедевтический, основной, практический и творческий. Пропедевтический блок предполагал изучение письма, счета грамматики, гимнастики, музыки и других дисциплин; основной – наук о природе, истории, астрономии, философии; практический – нравственных норм семьи и полиса; творческий – риторики, поэтики и др.

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 гг.) основал первую государственную ораторскую школу в Риме. Считал наиболее важной систему классического домашнего образования. Общественное воспитание должно дополнять домашнее и строиться на основе агонистики (соревновательности), игры, развития самостоятельности. В обучении выделял подражание, теоретическое наставление, упражнение. Выступал за общедоступность образования.

В эпоху раннего Средневековья (Y- X вв.) европейское образование было ориентировано на христианские традиции. Соответственно появились церковные школы: приходская, монастырская, соборная или епископальная. Основным ориентиром в работе этих школ было духовное воспитание. Ученики получали информацию (риторика, арифметика, геометрия, астрономия и т.д.) и всячески развивали и укрепляли Веру. Главным учителем считался Бог.

Учебные заведения нового типа появились во время развитого западноевропейского Средневековья (XI-XIY вв.). Это были придворные школы, в которых давались и светские и религиозные науки. Развивалось рыцарское образование (три уровня – паж, оруженосец, рыцарь) и ремесленное ученичество (ученик, подмастерье, мастер).

Эпоха Возрождения (XIY- XYI вв.) придала образованию новый импульс, поскольку человек провозглашался высшим началом бытия, а утверждение идеала гармоничной творческой личности, красоты и гармонии действительности было подкреплено конкретными действиями. Система образования имела элементарную (низшую) школу, городские (латинские) школы, гимназии, коллежи, колледжи, университеты, академии. Развивается семейная школа. Одним из известных образцов такого типа школы является «Дом радости» Витторино де Фильтре» (1423), в котором образование строилось на основе уважения к ребенку, учета его интересов и способностей, создания атмосферы радости.

Содержание образования в Эпоху Возрождения включало грамматику, литературу, историю, логику, родной язык, географию, астрономию, механику. Среди методов обучения выделяются диалог, наблюдение, игры, походы.

Модификация дидактики в Эпоху Просвещения связана, прежде всего, с централизацией школьного дела и передачей его в руки государства, развитием науки и вниманием к реальным знаниям, установкой на просвещение различных слоев населения. Ученик рассматривался как активный участник учебного процесса.

Отечественная школа в Эпоху Просвещения развивалась в условиях социальных преобразований, связанных, прежде всего, с деятельностью Петра I и Екатерины II. Важно отметить, что образование этого времени ориентировалось на воспитание полноправных граждан отечества, что обосновало открытие цифирных, гарнизонных и адмиралтейских школ как государственных начальных школ специальной направленности. Развивалось элитарное образование, светские высшие учебные заведения. В 1755 году был открыт Московский университет.

Развитие дидактики в XIX в. было связано со становлением системы преемственных учебных заведений от начальной к средней школе. В России это было реализовано на уровне церковно-приходских школ и уездных и реальных училищ. Наряду с классической классно-урочной системой стали появляться новые дидактические системы, например, мангеймская (Й.А. Зиккенгер), которая ориентировалась на интеллектуальное развитие ребенка. В образовании стали выделяться тенденции индивидуального подхода, самостоятельной работы детей, создание развивающих ситуаций в обучении, творчества педагога, что явилось истоком возникновения новой дидактики.

Оригинальные дидактические теории

Универсальной дидактической системой является модель образования Я.А. Коменского, которая была выстроена на основе сенсуализма (от лат. sensus – восприятие, чувство) – направления в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятие) выступают основой достоверного знания. В центре дидактической системы Я.А. Коменского находится человек как уникальный микрокосм, совершенное творение природы. Именно поэтому Я.А. Коменский выдвигает главный принцип своей теории – принцип природосообразности, подразумевая под ним и совершенствование природы ребенка и учет законов природы в процессе развития человека. Важным в контексте этого принципа является учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Школа Я.А. Коменского делится на четыре последовательные ступени, предполагающие 6-летний цикл обучения. По мнению ученого, «в низших школах – материнской и школе родного языка – будет получать образование вся молодежь обоего пола; в латинской – преимущественно те отроки, у которых стремления выше, чем быть ремесленниками, а из академии будут выходить ученые и будущие руководители других…» (Там же, С.89).

Для всех типов школ было разработано содержание образования и варианты организации обучения. Интересно замечание Я.А. Коменского о том, что в школе нужно «преподавать лишь то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более в будущей (Там же, С 65).

Ученый обосновал четыре стадии обучения: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение), вторая – автопраксия (практическое осуществление), третья – автохресия (применение полученных знаний, умений и навыков в новых обстоятельствах), четвертая – автолексия (умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности).

В дидактической системе специально выделялись вопросы воспитания человека, «ибо пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира» (Там же, С 131).

Я.А. Коменский предлагает развивать нравственность и внедрять юношеству «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость, разъясняя, каким образом можно достичь в этом процессе гармонии.

Я.А. Коменский создал стройную систему образования, новые идеи которой (классно-урочная система, обучение на родном языке, гуманистическая программа школы, универсальное искусство учить всех всему) можно рассматривать как уникальные аксиологические позиции образования.

Произведения Я.А. Коменского: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственных вещей в картинках», «Лабиринт света и рай сердца» и др.

Педагогическая концепция Джона Локка (1632-1704) представляет собой теорию воспитания и обучения джентльмена, в которой целесообразно сочетаются физическое, нравственное и умственное развитие человека. Главным принципом, определяющим основы образования, Джон Локк считал гуманное отношение к ребенку и подчеркивал, что ребенок обладает собственной ценностью и в этой связи достоин уважения.

Организация обучения и воспитания должна учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, ориентироваться на успех ребенка при использовании разнообразной и свободной деятельности, продуцировании положительных эмоций. Рассматривая стимулы и мотивацию учебной деятельности, Локк предлагал использовать «мягкие методы», делающие обучение привлекательным (игры, упражнения, книги с картинками).

Обучение в концепции Д. Локка непосредственно связано с воспитанием и подчинено задаче развития гражданина, формирования нравственных качеств человека, активному освоению нравственных норм и правил поведения. Джон Локк подчеркивал важную роль физического воспитания и необходимость условий для поддержания здоровья ребенка.

Одна из идей Д. Локка о существенном значении чередования интеллектуального и физического труда в обучении имеет актуальное звучание и в современных условиях. В целом концептуальные положения теории Д. Локка требуют переосмысления с учетом формирования делового человека новой формации.

Произведения Джона Локка: «Об управлении человеческим разумом», «Мысли о воспитании».

Реформирование образовательной системы России в XYIII в. связано с именем М.В. Ломоносова (1711-1765). Русский просветитель считал необходимым строить образовательную систему на основе всесословности и общедоступности, для чего открывать народные школы и гимназии.

В качестве главной цели образования М.В. Ломоносов провозглашал «любовь к наукам и Отечеству», а идеал человека видел в его активности, стимулирующей собственное развитие и соблюдение социальных интересов.

В творчестве М.В. Ломоносова было воплощено сочетание русской национальной культуры и ценностей европейского Просвещения.

Произведения М.В. Ломоносова: «Риторика», «Российская грамматика», «Древняя российская история».

Основатель теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) построил свою концепцию в контексте бережного отношения к природе ребенка. Он подчеркивал важность природосообразного воспитания, особо выделял контакты ребенка с природой, дающей основы развития чувств, физическую крепость и свободу действий. Кроме природы Ж.-Ж. Руссо выделял в качестве факторов воспитания людей и общество. Причем люди учат жизни, а общество является источником личной практики. Между тем, Ж.-Ж. Руссо особо отмечал роль самостоятельного накопления жизненного опыта.

Ж.-Ж. Руссо считал наиболее ценным реальное, естественно-научное образование, указывая на то, что приобщение ребенка к географии, химии, биологии развивает у него интерес и гармоничные отношения с природой.

Произведения Ж.-Ж. Руссо: «Новая Элоиза», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании».

Вклад в дидактику швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) довольно велик и отличается новаторскими идеями, хотя своеобразно развивает принцип природосообразности. И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, включающую теории умственного, физического и нравственного развития. Название теории подразумевает динамику развития ребенка в связи с использованием простейших элементов и движением к более сложным. В исходных компонентах любого обучения он выделил число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

Процесс обучения, по мнению Песталоцци, должен раскрывать в каждом ребенке все его силы и способности, поскольку глаз «хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука хватать. Но так же и сердце хочет верить и любить (Там же, С. 360). Именно Песталоцци выдвинул идею развивающего характера обучения. Кроме того, в его педагогических поисках отражена идея психологизации образования.

Ценным как в теории, так и на практике является тезис Песталоцци об органической взаимосвязи обучения и воспитания, а также об использовании возможностей детского сообщества в образовании.

Детально разработана педагогом идея нравственного образования, которое должно начинаться в семье и продолжаться в школе. В этом процессе необходимо развивать нравственные чувства, упражняться в нравственных поступках, стремиться к гармонии в отношениях с людьми и миром.

Одним их первых И.Г. Песталоцци исследовал проблему детского труда, подготовку молодежи к индустрии. Им была разработана «азбука умений», позволяющая ребенку укрепить физические силы и освоить трудовые действия.

Произведения И.Г. Песталоцци: «О народном образовании и индустрии», «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» и др.

Дидактическая концепция немецкого педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) строилась на сочетании «материального образования» (получении информации об окружающем мире) и развития познавательных процессов школьников. Обучение в концепции Гербарта носит воспитывающий характер, стимулируя развитие интересов учащихся к окружающему миру (эмпирический), к причинам процессов и явлений (умозрительный), к прекрасному (эстетический), к близким людям (симпатический), к человечеству и обществу (социальный).

И.Ф. Гербарт выделил три вида обучения – описательное, аналитическое и синтетическое. Кроме того, он считал важным развитие самостоятельности и активности учеников.

Произведения И.Ф. Гербарта: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Первые лекции по педагогике» и др.

Немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866), выстаивая основы своей дидактической системы, дополнил принцип природосообразности принципом культуросообразности, считая необходимым привести в соответствие школьное обучение и уровень развития культуры общества.

А. Дистервег основательно исследовал проблемы развивающего обучения и сформулировал соответствующие рекомендации (идти в обучении от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому и др.) В работах педагога проанализированы проблемы развития мышления, памяти, способностей учеников в школьном обучении. Важно отметить и обоснованные им идеи воспитывающего обучения и руководящей роли учителя в образовании, в развитии самостоятельности и творчества учеников.

Произведения А. Дистервега: «Руководство к образованию немецких учителей», «Начатки детского школьного учения».

В отечественной дидактике особая роль отводится творчеству К.Д. Ушинского (1824-1870), фундаментом которого является педагогическая антропология. Именно в ней ученый подчеркивал возможность проникновения в человеческую природу и управление ею в интересах самого человека и общества. Положение о целостности человека, неделимости духовной и телесной его природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим позволит приблизиться к пониманию сущностных проявлений человека.

К.Д. Ушинский разработал основы самобытной национальной школы, сформулировал кардинальную идею народности в педагогике. Им были обоснованы дидактические принципы, позволившие точно выстроить образовательный процесс. Причем обучение предполагало взаимное дополнение двух процессов: овладение системой знаний и психологическое развитие личности. Необходимым в школе было соединение умственного и физического труда.

К.Д. Ушинский подготовил для школы учебники «Детский мир», «Родное слово», особое внимание уделял начальному образованию. Среди методов обучения К.Д. Ушинский выделял игру.

Произведения К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы» и др.

Рассмотрев только некоторые ключевые фигуры ученых, считаем необходимым порекомендовать изучение идей таких отечественных дидактов, как Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, В.П. Есипов, Л.В. Занков, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др. Уникален опыт педагогов-новаторов – И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.

Современные исследователи, рассматривая потенциал дидактики, обращают внимание на определенные дидактические концепции.

Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон). Основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности

Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).

Обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации.

Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц).Обучение как процесс передачи и переработки информации.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы:

• предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;

• формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;

• формирование действия во внутренней речи;

• переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

Итак, дидактика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации обучения как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

-научное обоснование обучения, диагностики и прогнозирования в области образования;

-выявление законов процесса обучения, разработка дидактических принципов;

-определение научно обоснованного содержания образования;

-совершенствование традиционных и конструирование новых форм организации обучения, развитие классно-урочной системы;

-разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, системы аудиовизуальных, интерактивных средств обучения;

-обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

аналитико-синтетическая – определение сущности, особенностей, компонентов обучения;

объяснительная – изучение и обоснование специфики опыта обучения и образования;

прогностическая – выявление тенденций и перспектив развития обучения и образования

диагностическая – установление состояния обучения, характеристика качества образовательного процесса.

проективная – планирование, разработка и реализация образовательной стратегии и тактики; разработка основ отбора содержания образования;

нормативная – установление норм использования методов, форм, средств в обучении;

преобразующая – внедрение достижений в практику образования;

корректирующая – изменение педагогического процесса, используемых методов, приемов обучения, исправление личности с целью достижения результатов в процессе ее качественного развития.

рефлексивная – оценка дидактического процесса, сравнение, анализ состояния обучения, образования.

В современных условиях, рассматривая особенности дидактики, исследователи подчеркивают, что есть три дидактические концепции. Традиционная – доминанта – преподавание (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт); педоцентристская – доминанта – учение (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай), современная – доминанта – взаимодействие преподавания и учения (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).

Дидактика как отрасль педагогики, исследующая теорию и практику обучения, закономерности образовательного процесса, обосновывающая содержательные и процессуальные компоненты образования, непосредственно связана с различными отраслями наук.

Связь дидактики с философией в современных условиях рассматривается как методологически значимое, фундаментальное основание функционирования и развития теории обучения. Такой подход требует пояснить, что любая философская традиция имеет право рассматриваться в качестве образца познания (экзистенциализм, феноменология, прагматизм, материализм), а теория познания (гносеология) позволяет выяснить природу познания, его возможности, связь теории и практики, познаваемость реального мира, причинно-следственные отношения, проблемы взаимодействия объективного и субъективного, внутреннего и внешнего.

Методологически важными для дидактических исследований являются общенаучные и частнонаучные подходы – системность, личностно ориентированный, деятельностный, кибернетический, синергетический и др.

Несомненно, большое значение имеет связь дидактики с социологией, поскольку эта наука изучает общество как целостную систему, социальные институты, группы, процессы, изменения социально-демографической и профессиональной структуры общества, этнические процессы, влияние СМИ и др.

Существенным для развития дидактики является ее взаимодействие с физиологией, которая, исследуя физиологические механизмы обучения, принципы функционирования нервной системы, организацию мозговых процессов, специфику действия нейронных цепей мозга в приобретении нового опыта, варианты индивидуальной адаптации, нейрофизиологические основы обучения в целом, открывает уникальные перспективы развития личности в учебном процессе.

Можно выделить связь дидактики с логикой, которая изучает формы и законы мышления, необходимые для рационального познания. А взаимодействие дидактики с математикой позволяет использовать возможности последней для получения достоверной информации в ходе изучения специфики образовательного процесса.

Дидактика тесно связана с культурологией и, прежде всего, использует ценностный ресурс культуры, создавая аксиологическую канву обучения, подчеркивая приоритеты антрополого-дидактической системы.

Естественной представляется связь дидактики с частными методиками преподавания различных предметов, что позволяет за счет оригинальных подходов усиливать общетеоретические положения.

Проблемы теории обучения:

повышение эффективности дидактических исследований;

развитие и осмысление понятийно-терминологического аппарата;

определение критериев отбора содержания образования;

разработка новых технологий, методов, организационных форм обучения;

индивидуализация и дифференциация обучения;

формирование познавательных интересов и активности школьников;

усиление роли образовательной, воспитательной и развивающей функций;

определение основ использования корректирующей функции;

реализация единого государственного экзамена в современных условиях;

определение объективных критериев и способов оценки процесса и результатов обучения и образования;

поиск педагогических мер преодоления неуспеваемости и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *