Дифференциация и индивидуализация обучения виды и формы дифференциации обучения
Дифференциация и индивидуализация обучения
Дифференциация и индивидуализация обучения
Ключевые понятия: «дифференцированное обучение», «дифференцированный подход», «индивидуализация обучения», «индивидуальный подход».
Дети одного возраста различаются по уровню развития умственных способностей. Те из сверстников, которые – обладают высоким уровнем развития, решают более трудные задачи, быстрее овладевают новыми понятиями. При решении же определенной задачи им требуется значительно меньше времени, чем детям с более низким уровнем развития. Почему? Да потому, что, во-первых, необходимые умственные операции у них более отработаны, отлажены, во-вторых, они реже ошибаются. Умственное развитие у таких детей происходит с опережением по отношению в возрастной норме, а дети с низким уровнем развития с отставанием.
Какой же выход их этой ситуации?
Дифференцированный подход в воспитании и обучении на основе представлений педагога о личностных возможностях воспитанника, анализа способностей детей к обучению.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог работает с группой детей, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Дифференцированное обучение (дифференцированный подход в обучении) это :
создание разнообразных условий обучения для различных образовательных учреждений, групп, с целью учета особенностей их контингента;
комплекс методических, психолого-педагогических, организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференцированного обучения – положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющих основу формирования гомогенных групп различают дифференциацию (виды дифференциации):
по возрастному составу (группы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
по полу (мужские, женские, смешанные);
по области интересов (технические, природоведческие, художественные, социальные);
по уровню умственного развития (или по уровню достижения) (одаренные дети; дети, входящие в группу общего развития; дети, требующие повышенного индивидуального внимания);
личностно-психологическим типам (по типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
по уровню здоровья (группы здоровья).
Дифференцированный подход имеет смысл как способ эффективной помощи ребенку в совершенствовании его личности и занимает промежуточное положение между воспитательной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым воспитанником. Он облегчает, упорядочивает воспитательную деятельность педагога, так как позволяет разрабатывать методы воспитания не только для каждого ребенка в отдельности (что практически не возможно, например, в условиях большой наполняемости групп и загруженности педагогов), но и для “категорий” детей.
В процессе дифференцированного подхода педагог изучает, анализирует, классифицирует различные качества личности и их проявления у детей, выделяя наиболее общие, типичные черты, характерные для определенной группы воспитанников, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи воспитания, формы включения детей в общую деятельность и коллективные отношения .
При этом ребенок в меньшей степени чувствует себя объектом воспитания, так как основные воздействия педагога направлены на группу в целом, а не на него.
Именно дифференцированный подход в обучении создает благоприятные условия для этого.
При осуществлении дифференцированного подхода к личности педагога предъявляются особые требования:
доброжелательное отношение к детям независимо от успехов и реальных достижений, стремление к развитию индивидуальных сдвигов в развитии каждого педагога;
специальная подготовка педагога, включающая помимо знания методик умения гибко (с учетом развития каждого ребенка) выбирать любые методические приемы и средства);
продуманный подбор методического материала, позволяющий педагогу в процессе ООД использовать задания разной степени сложности и учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка;
разработка нескольких вариантов программных задач для каждой ООД, определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от различных объединений детей.
Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы в ДОО показал, что разделение детей в подгруппы носит формальный характер.
1) Педагоги комплектуют подгруппы путем деления детей на две равные по количеству, без учета интересов, условий развития, способностей.
2) Даже при условии деления по уровню развития детей (на слабых и сильных, это не всегда находит отражение в планировании, в подборе наиболее эффективных методов и приемов, учитывающих степень подготовленности детей.
3) Наиболее часто используемыми видами дифференциации являются деление детей по уровню здоровья, по уровню развития (на слабых и сильных). Недостаточно используется дифференциация по полу – в основном на музыкальных занятиях.
4) На организованных занятиях воспитатели испытывают трудности в подборе тем в зависимости от интересов детей, а также самой организации деятельности детей.
Требования индивидуального подхода не означают противопоставления личности коллективу. В коллективе возможна личностная свобода, только коллективными усилиями можно обеспечить свободу каждой отдельной личности. Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, писал К.Д.Ушинский, необходимо хорошо знать его.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных, так и индивидуальных форм работы. При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели :
а) характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу);
б) уровень осознанности, действенности;
в) работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость);
г) уровень самостоятельности и активности;
д) отношение к обучению;
е) характер познавательных интересов;
ж) уровень волевого развития.
Воспитатель должен стремиться избежать влияния отрицательных факторов: ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т.д.
При применении индивидуализации обучения на практике нужно помнить, что индивидуальный подход необходим не только к тем детям, которые испытывают трудности в усвоении материала, но и к детям с высоким уровнем развития способностей, чтобы они не останавливались на достигнутом и у них был стимул к дальнейшему продвижению. Надо также отметить, что в реальной практике индивидуализация является относительной, так как обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ребенка, а в группе детей со сходными особенностями; индивидуализация реализуется совместно с неиндивидуальной работой. При индивидуализации цель перед всей группой стоит одна, но пути ее достижения с каждой группой детей должны быть разными.
Материал по теме «Индивидуализация и дифференциация обучения»
Описание разработки
Под дифференциацией подразумевается учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программами.
При использовании термина «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного обучающегося, а в группе учащихся, обладающих примерно схожими особенностями;
Учитываются лишь известные особенности или их комплекс и именно такие, которые важны с точки зрения учения /например, умственные способности /; на ряду с этим может выступать ряд особенностей, учет которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или не так уж необходим; иногда происходит учёт некоторых свойств состояний в том случае, если именно это важно для данного ученика /например, состояние здоровья/.
Индивидуализация реализуется не во всем объёме учебной деятельности, а эпизодически.
Индивидуализацию можно рассматривать с точки зрения:
1- процесса обучения;
Первая касается отбора форм, методов и приемов обучения.
УЧЕТ ПСИХИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ.
Основными методами диагностики является эксперимент, который и осуществляется в школе.
Формы индивидуализации и дифференциации обучения.
Три основных формы индивидуализации:
1. дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей для обучения по нескольким учебным планам и программам. Так создаются относительно гомогенные классы / профильные, с углубленным изучением какого-либо предмета;
2. внутриклассная /внутригрупповая/ индивидуализация учебной работы;
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.
Методические материалы «Индивидуализация и дифференциация»
заочной формы обучения
Индивидуализация – организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся.
Дифференциация обучения – форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
В чем сходство и различие индивидуального и дифференцированного подходов?
Сходство изучаемых явлений заключается в том, что процесс обучения направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные, психологические особенности, а основным отличием является то, что при индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного ученика, а при дифференциации – на группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам.
Зачем нам необходима индивидуализация и дифференциация обучения?
Индивидуализация и дифференциация нам нужна для того, чтобы выявить и создать условия для развития задатков и способностей каждого учащегося.
Перечислите виды индивидуализации и дифференциации обучения.
— по особенностям восприятия
— по виду темперамента
— по этнокультурным особенностям
— по гендерному признаку
— по состоянию здоровья
— по интересам и склонностям
— по особенностям мотивации
— по обученности и обучаемости
— по особенностям поведения
— по особенностям воспитания
В чем суть внутренней дифференциации?
Внутренняя дифференциация предполагает организацию работы внутри класса, соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями.
В чем суть внешней дифференциации?
Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ и классов.
Перечислите виды внешней дифференциации.
Макроуровень: школы-гимназии, лицеи, коррекционные школы разных типов, школы с углубленным изучением отдельных предметов.
Мезоуровень: создании особых классов (ККО, КРО, профильных).
Что такое обученность?
Обученность – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения. Это определенный итог предыдущего обучения.
Что такое обучаемость?
Обучаемость – восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Назовите основные условия и способы сохранения и развития способностей школьников.
Воспитание потребностей в деятельности. Способности не развиваются у людей, которые ленивые, не любят работать, избегающих различных усилий в умственном и физическом труде.
Деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Живая заинтересованность, желание выполнить работу возможно лучше, а не формальное, равнодушное и безразличное отношение к ней — необходимые условия того, чтобы деятельность положительно влияла на развитие способностей.
Поскольку способности могут принести плоды лишь в том случае, когда они сочетаются с глубоким интересом и устойчивой склонностью к соответствующей деятельности, учителю надо активно развивать интересы детей, стремясь к тому, чтобы эти интересы не носили поверхностного характера, а были серьезными, глубокими, устойчивыми и действенными.
Деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности. Пока человек не попадет в определенные жизненные обстоятельства, которые могли бы подталкивать его к существенным действиям, способности просто не смогут развиваться.
Деятельность ребенка должна быть творческой.
Воспитывая способности детей, надо развивать у них настойчивость в преодолении трудностей. Иногда школьник, обладающий хорошими способностями, опускает руки при неудачах, теряет веру в свои силы, охладевает к прежде любимым занятиям. В этих случаях учитель должен подбодрить ребенка, помочь ему преодолеть трудности.
Очень важен уровень развития психических процессов человека (памяти, речи, восприятий, мышления, внимания, воображения), а также немаловажное значение имеют его склонности и интересы.
Перечислите способы дифференциации учебных заданий по уровню творчества.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения. От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой, ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т. д.).
Перечислите способы дифференциации учебных заданий по уровню трудности.
Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
— усложнение изучаемого материала;
— увеличение количества изучаемого материала;
— использование обратного задания вместо прямого.
Перечислите способы дифференциации учебных заданий по объему учебного материала.
Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные (Которые не являются обязательными для всех учеников). В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость использования дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. В качестве дополнительных могут предлагаться репродуктивные или продуктивные задания, не связанные по содержанию с основным. Как правило, дифференциацию заданий по объему учителя сочетают с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаются творческие упражнения или более трудные. Дополнительными могут быть задания на смекалку, ребусы, упражнения игрового характера.
Перечислите способы дифференциации организации учебной работы на уроках по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего сильные) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (средние) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (слабые), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.
Перечислите способы дифференциации организации учебной работы на уроках по характеру помощи учащимся. Приведите примеры.
Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений; б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, записей на доске).
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
— образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения и оформления;
— наглядные опоры, иллюстрации, модели;
— дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задании, указание на какую-нибудь деталь, существенную для выполнения задания);
— вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
Перечислите способы дифференциации организации учебной работы на уроках по характеру учебных действий. Приведите примеры.
В трудах Н.Ф.Талызиной подробно рассмотрены различные формы учебных действий. Опишем их основные особенности.
Предметное действие обычно выполняется рукой. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. Действие может быть материальным (используются различные предметы, например, дидактический счетный материал) или материализованным (используются заместители, модели, т.е. знаково-символические средства).
Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. Преобразование реальных или знаково-символических объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий.
Речевое действие может осуществляться как громкая речь (проговаривание вслух или шепотом выполняемых операций) или внешняя речь про себя (беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно-понятийным его расчленением).
Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. Речевая оболочка сокращается, приобретает характер внутренней речи. Действие выполняется в уме.
Приведем пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей.
При организации работы над математическим материалом учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы: предметное → перцептивное → умственное действие.
Задача. На ветке сидели 5 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
1-я группа. Решение задачи в опоре на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).
2-я группа. Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:
3-я группа. Решение задачи без наглядной опоры, в уме. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.
Дифференцированные учебные задания для разных групп учащихся на изучение фонетического состава слова:
По уровню трудности.
Сделайте звуко-буквенный разбор слов. (Слова пойдут на усложнение)
Осина, мороз, тетрадь.
Вьюга, солнце, компьютер.
Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков:
Запишите слова в три столбика. В первом столбике слова с одинаковым количеством букв и звуков, во втором – слова, в которых букв больше, чем звуков, в третьем – слова, в которых звуков больше, чем букв.
Якорь, каюта, сирень, вьюга, ягода, утро, ёлка, огоньки, улей, сельдь, тюльпан.
По уровню творчества.
Укажите ряд, в котором все согласные звуки звонкие.
Распредели слова в два столбика. По какому признаку вы это сделали?
Яма, лень, печь, няня, шипы, щёки, набор, испуг, нора, ливень, пища, июнь.
Придумай и запиши пять слов, в которых все согласные твердые (мягкие, звонкие, глухие).
Сделай звуко-буквенный разбор слова майка.
Можно ли из звуков слова майка составить слова маяк, яма, моя, Ока, око? Если это сделать можно, то сделай их звуковую запись.
Придумай и запиши слово, из звуков которого можно составить другие слова. Запиши эти слова и их транскрипции.
Даны слова: май, платок, локоть, лужи, тетрадь, дерево, юла.
Подчеркни в словах гласные буквы. Раздели слова на слоги.
Поставь в словах ударение.
Нарисуй схемы этих слов.
Восстанови слова по транскрипции.
[в а р’ э н’ й’ э] [й’ у п к а] [ч’ и л а в’ э к]
Дифференциация и индивидуализация процесса обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Что такое дифференциация процесса обучения
Дифференциация обучения представляет собой принцип обучения. При дифференциации обучения учитывается возможности каждого учащегося или группы учащихся.
Дифференциация обучения может осуществляется по нескольким критериям:
Дифференциация по способностям осуществляется исходя из общей степени обученности и развития учеников, а также исходя из особенностей развития их памяти, мышления, внимания и других познавательных процессов. Для того чтобы дифференцировать учеников по способностям, нужны объективные методики, которые позволят объективно определить способности ученика. Например, в западных странах учащихся дифференцируют по уровню IQ.
В советское время считалось, что дифференцировать учеников по способностям не этично, так как это делает акцент на неравенстве учеников.
Дифференциация по неспособностям требуется для определения учеников в коррекционные классы. В эти классы определяют учеников, которые не в состоянии освоить программу по некоторым дисциплинам. Но, по мнению большинства педагогов классы коррекции не подходят для учеников, которые не успевают по каким-то определенным дисциплинам, так как при обучении в таком классе все остальные дисциплины ученику так же приходится осваивать на более низком уровне, как и те, по котором у него наблюдается у неуспеваемость. Чаще всего и учителя, и ученики не совсем позитивно относятся к классам коррекции, поэтому для определения ребенка в такой класс должны быть веские причин. В том случае, если ребенок выходит на более позитивный уровень освоения дисциплины или дисциплин, его можно перевести в обычный класс.
Готовые работы на аналогичную тему
Дифференциация по интересам используется в отношении учеников, которые проявляют особую заинтересованность той или иной дисциплиной или видом деятельности. Подобная дифференциация имеет место быть в профильных классах, а также во внеурочной деятельности учеников, например, при посещении детьми различных творческих и научных кружков, секций.
Также существует дифференциация, по проектируемой профессии которая имеет место быть, например, в музыкальных школах, или школах с углублённым изучением определенных дисциплин. Кроме того, этот вид дифференциации может встречается в выпускных классах, когда учащиеся определяют в какой сфере они в дальнейшем планируют получать образование.
Методы, средства, формы дифференцированного обучения
Целью дифференцированного подхода в обучении является:
Для того чтобы реализовать эти цели применяют специализированные методы, средства и формы.
Одним из вариантов дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, благодаря которому все методики, форма и содержания обучения адаптируются под возможности конкретного ученика.
Дифференцированное обучение имеет место быть в школах где присутствует деление на уровни обучения, в этих школах есть следующие виды дифференциации:
Для дифференцированного обучения формой осуществления образовательного процесса является урок. Он может проходить как в традиционной, так и в не традиционной форме. Во время проведения урока учитель должен осуществить внутриклассовое дифференцирование, которое осуществляется в несколько этапов:
Основными методами дифференцированного обучения являются:
Что такое индивидуализация процесса обучения
Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от других. Индивидуальными могут быть интеллектуальные эмоциональные, волевые, социальные и др. особенности личности. Индивидуальным так же может быть мышление, память, воображение, склонности и интересы человека. Индивидуальность человека влияет на его способность усваивать информация, формировать умения и навыки.
В том случае если педагог знаком с индивидуальными особенностями своего ученика, он может осуществить реализацию двух основных задач:
Под индивидуальным обучением в современной педагогике понимают систему, которая помогает учащемуся понять свои сильные и слабые стороны в контексте обучения. Индивидуальное обучение помогает сформировать сознательность и способности к самообучению.
Педагог должен помочь ученику определится со сферой его интересов, с целями и задачами обучения и со способами реализации этого обучения. Педагог в процессе индивидуального обучения должен направлять и помогать ученику.