Дифференцированное и разноуровневое обучение в чем разница
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Что такое «Разноуровневое (дифференцированное) обучение»?
Приветствуем наших многоуважаемых гостей. Искренне надеемся, что наша сегодняшняя статья поможет вам при организации дифференцированного обучения на уроке в начальной школе.
В настоящее время к обучению в начальной школе предъявляет требования Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Одним из требований ФГОС НОО является использование учителем различных технологий в обучении. Одной из таких технологий является разноуровневое (дифференцированное) обучение.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. А что же означает дифференцированное обучение?
И.П.Подласый говорит, что дифференцированное обучение – это максимальный учёт возможностей и запросов детей. А Г.К.Селевко рассматривает дифференцированное обучение как форму организации учебно-воспитательного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для ученого процесса общих качеств.
Итак, дифференциация обучения либо дифференцированный подход в обучении – имеет 2 значения:
1. создание различных условий обучения для школ, классов, групп, для того чтобы учитывать особенностей их контингента;
2. комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, которые обеспечивают обучение в одинаковых группах.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Каждый ребёнок имеет свои индивидуальные особенности, которые возникают благодаря собственному развитию, приобретая разные типологические особенности высшей нервной деятельности. Эти особенности влияют на ощущения ребенка, его восприятие, мышление, память, особенности интересов, способностей, а также характера личности.
Применение разноуровневого обучения в образовательном процессе вызвано такими факторами как, расхождение между традиционными коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала, отличие в готовности к усвоению материала, различные уровни интереса учащихся к обучению; необходимость преодоления отрицательного отношения к обучению.
Разноуровневое обучение помогает развивать познавательные интересы школьникам и также помогает им преодолевать трудности и учиться более успешно. Данные достижения открывают перед ними возможность самореализовываться, заняться самопознанием и саморазвитием.
Существуют несколько причин, по которым мы можем понять, что эта технология продуктивна:
Таким образом, дифференциация обучения является залогом предоставления каждому учащемуся равного шанса достичь высот культуры, максимального развития учащихся с разными способностями и интересами. Дифференцированное обучение должно быть гибким и подвижным, позволяющим учителю в процессе обучения подходить индивидуально к каждому ученику и способствовать общей активизации класса.
Отличие индивидуализации от дифференцированного подхода в практике с младшими школьниками
В настоящее время российская начальная школа переживает новый качественный этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального образования. На первый план все отчетливей выдвигается:
Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создание новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Поднять работу школы на новый уровень можно путем индивидуализации обучения, создания таких условий, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть образовательным минимумом, установленным государственным стандартом общего образования.
Индивидуализация обучения вызывается тем, что уровень подготовки и способностей к учению не у всех школьников одинаковы. У части из них недостаточно для данного возраста развиты гибкость, подвижность мышления, умение обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, вследствие этого они начинают отставать в учебе. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе, в конечном итоге это приводит к неуспеваемости. В то же время сильные ученики вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Одаренные дети нуждаются как минимум в обеспечении оптимального темпа продвижения в содержании изучаемого предмета оптимального объема учебной нагрузки. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.
Большое внимание следует уделять именно начальному звену обучения, ибо именно на этом этапе формируется учебный потенциал развивающейся личности, закладывается фундамент духовных, нравственных и эмоциональных качеств. Начальное обучение может быть эффективным, направленным на становление личности ребенка, раскрытие его способностей только в том случае, если оно исходит из максимально точного учета особенностей каждого ребенка. Все вышесказанное обуславливает актуальность осуществления дифференцированного обучения в начальной школе.
Дифференциация означает расчленение, разделение, расслоение целого на части, формы, ступени. Применительно к процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие, задача которого – разделение учеников в процессе обучения с учетом особенностей каждого из них и достижения главной цели обучения – получения знаний, умения использовать их в практике.
Для успешного и эффективно осуществления дифференцированного обучения необходимо выполнение ряда условий, среди которых:
При переходе на разноуровневое обучение приходиться сталкиваться, прежде всего, с проблемой отбора учащихся в группы. Для организации дифференцированного подхода учителю необходимо иметь представление об особенностях мыслительной деятельности разных групп учащихся, о путях развития мышления, уметь оценивать уровень развития учащихся, уметь оказывать помощь разной меры при затруднениях учеников, владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. Для этого необходимо предварительное исследование школьным психологом готовности к обучению детей 6-7 лет по следующим основным параметрам:
На основании результатов обследования и используя индивидуальный подход, дети распределяются в три группы:
1-я группа учащихся характеризуется высокой степенью подготовленности к школе, выраженной познавательной мотивацией, способностью к творчеству при выполнении заданий.
2-я группа учащихся характеризуется достаточной подготовленностью к школе, владеет основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.
3-я группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых общеучебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании учителя.
Проблема индивидуализации и дифференциации учебной работы встала на повестку дня тогда, когда вновь стало актуальным использование самостоятельной работы учащихся, наглядно вскрывшей значение учета индивидуальных особенностей учащихся и вызвавшей необходимости их изучения. Поэтому на первый план выдвинулась внутриклассная дифференциация в рамках самостоятельной работы.
При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.
Способы организации учебной деятельности в условиях дифференцированного обучения можно разделить на три крупных блока:
Каждый из этих блоков делится в свою очередь на части по способу учебной деятельности каждого ученика. (Смотри таблицу)
Фронтальная работа может осуществляться в нескольких видах:
1. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый учение на доступном для него уровне. Каждая группа получает задание, «работающее» на тему урока в целом, однако, задания не дублируют друг друга. Каждая группа, выполнив свое задание, должна сообщить что-то новое, интересное всему классу.
Обучение грамоте, 1 класс. (Смотри приложение 1)
2. При закреплении и (или) обобщении изученного материала. Этап закрепления дает самые широкие возможности для организации дифференцированной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, а с другой – через выполнение заданий практического характера.
Русский язык, 3 класс. (Смотри приложение 2)
Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. Под групповой работой понимают такое построение работы, при котором класс делится на группы по 3-8 человек с целью выполнения той или иной учебной задачи.
Групповая работа представляет много возможностей для индивидуализации обучения, особенно если группы составлены из схожих по какому-либо признаку учащихся, причем в этом случае для каждой группы подбираются специальные задания.
Индивидуальная работа учащихся – это способ учебной работы, где учащимся предлагаются учебные задания и руководства к их выполнению; работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.
Для индивидуальной работы учащимся предлагается три варианта заданий различной степени трудности. Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя оптимальный вариант.
Домашняя работа – особый вид самостоятельной индивидуальной формы учебной деятельности, так как выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся. Основное требование к организации домашней работы состоит в посильности задания.
Математика, 3-й класс. (Смотри приложение 3)
Задания по выбору учащихся – это один из видов дифференциации. Для выбора можно предлагать упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Учитель всем детям объявляет о разной степени сложности упражнений и предлагает каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом. Безусловно, к такому выбору ученика надо готовить.
Русский язык, 2-й класс. (Смотри приложение 4)
Математика, 3-й класс. (Смотри приложение 5)
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ребенку, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, не только повышает успеваемость и качество знаний, но и позволяет раскрыться талантам, способностям.
Результаты работы с использованием выше перечисленных приемов убеждает в том, что дифференциация и индивидуализация способствуют раскрытию и развитию личности ребенка, имеют веское значение в обучении, воспитании и развитии ребенка.
Технология дифференцированного (разноуровневого) обучения
Понятие “Дифференцированное (разноуровневое) обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.
Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение.
Цели дифференцированного (разноуровневого) обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.
Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Технология уровневой дифференциации (разноуровневые задания).
В рамках данной технологии предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому воспитаннику овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника. В нашей стране принято именно такое обозначение групп дифференциации: А – базовый уровень, В — несколько продвинутый, С — углубленный (для учащихся школ). Здесь за критерий оценки деятельности ребёнка принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
психолого-педагогическая диагностика воспитанника;
разноуровневый дидактический материал.
Разноуровневые задания помогают детям справиться самостоятельно, чем повышают мотивацию к обучению. Ситуация успеха стимулирует познание детей как трудно усваивающих программу, так и успешно на уровне своих возможностей. В группах составлены картотеки по применению разноуровневых заданий во всех разделах образовательных областей. Технология эта проникающая, легко уживается с другими технологиями.
Именно педагогическая технология уровневой дифференциации обеспечивает детям свой уровень овладениями знаниями, умениями, навыками от репродуктивного до творческого. Обычное, классическое по своей форме занятие, рассчитано на детей одного уровня в основном — среднего (второй уровень) и с ним не всегда справляются дети первого уровня, и очень легко справляются дети третьего уровня, здесь мы и тормозим дальнейшее развитие способностей ребенка, чем и наносим ему вред. Введение разноуровневых заданий помогают решить эту задачу. Поскольку усвоение знаний у детей имеют свою степень, то и обучение должно опираться на тот уровень знаний, умений, на мышление ребенка, чтобы обеспечить каждому свою динамику развития.
Разноуровневые задания применяют на разных этапах обучения:
1) при разборе новой темы
2) при закреплении материала
3) на этапе совершенствования.
Разноуровневые задания могут даваться в форме упражнений, игр, заданий.
Разноуровневость заданий достигается в использовании слов разной длины для анализа. Одна команда при помощи фишек делает звуковой анализ слов ДОМ, ЛЕС, ДЫМ.
Другая команда разбирает слова ДОМИК, ЛЕСОК, ДЫМОК»
Использование технологий уровневой дифференциации
на занятиях по обучению грамоте
В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.
Чтобы стимулировать творческую, умственную активность на занятии по грамоте используются различные методы и приемы:
— ознакомление с гласными и согласными буквами: прием «Кубики» — в красных цветом кубиках написать гласные буквы, а в синих — согласные, при этом величину и расположение делать разные,
— » Найди и обведи» — Микроцель: обвести буквы в кружок, а цифры в квадрат.
1) уровень — А Э О 5 Л 3 Д Н Ь 4 М 1 В 8 7 И У Т Г
2) уровень — » Найди и зачеркни все буквы «Б» и «В».
А В И К Б З Щ Ш К Н В О Ч Д Б К Л В Н И Т Ц Ж Р Ь
В К У Ш И С Т Л М О
С Л И Ц О Н П В Ф Г
Следующая задача: словообразование.
— Игровые упражнения: «Слоговое лото» — составить слова с предложенными слогами : ру, ра, ра, но, лу, ма, но, на (рама, руно, луна)
1) уровень — «Замени первую букву»: сом — дом — ком — ром — лом.
2) — » Замени третью букву»: сом — сок — сот — сон — соль.
3) — «Волшебные цепочки» — замена гласных:
«Ромашки» — лепестки — приставки — соединить с серединкой со словом — нес — — получаются слова: унес, занес, принес, вынес, донес…
1) из букв этого слова составить слова
2) составит слова из слогов этого слова, расположенных по кругу ( ро, но, мо, ра, са, ма, ст, с, тр, н. )
3) образование слов из букв — согласных, расположенных внутри круга.
Далее задача: слоговое, слитное чтение слов.
Задание: «Найди лишнее слово» —
Следующая задача: работа с предложением.
Игровые упражнения: «Удивительные предложения»
1) уровень — Переставь слова в предложении. »
Сегодня утром Маша пошла в школу»
2) уровень — В этом же данном предложении измени одно слово в предложении. Например: «Завтра утром Маша пойдет в школу».
3) уровень — » Небыль или несуразица»
Ребенок должен прочитать предложение и определить — где правда, а где нет.
«Выпал снег, Алеша вышел загорать», «Кошка баюкала мышку», «Усталый заяц вернулся с работы».
Вывод: Использование педагогической технологии уровневой дифференциации — системы разноуровневых заданий эффективно тем, что каждый ребенок успешен, так как он выполняет задания своего уровня, то что ему посильно, далее дает возможность решать задачу в измененной ситуации, требующей преобразования полученных знаний и переходит к заданиям третьего уровня — где требуется применение мыслительных операций: анализа, синтеза, формируется положительная самооценка, умение работать в группе.
ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО (ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ИНДИВИДУАЬНОГО) ОБУЧЕНИЯ.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником;
2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.).
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми).
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
Дифференциация– это разделение учащихся на группы на основании каких-либо индивидуальных способностей для отдельного обучения.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Цели дифференцированного обучения в школе:
1. создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей каждого ученика;
2. удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов учащихся, выявление способностей и задатков, формирование профессиональных качеств;
3. целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом;
4. решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Позволяет решить следующие задачи:
1. предотвратить пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся, выровнять степень подготовки всего класса;
2. развить способности и интересы учащихся;
3. повысить качество знаний;
4. более рационально использовать учебное время каждого;
5. вовлечь всех учащихся в активную, напряженную умственную деятельность;
6. устранить разрыв между фронтальными методами преподавания и индивидуальным характером знаний.
Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока.
Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Дата публикации: 03.06.2016
Статья просмотрена: 11415 раз
Библиографическое описание:
Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО / Н. А. Зверева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10700/ (дата обращения: 29.11.2021).
Одно из важных средств предупреждения и преодоления неуспеваемости — разноуровневое обучение, получившее в последние годы довольно широкое распространение в российской педагогической практике. Правда, у многих преподавателей, директоров учебных заведений и ученых оно вызывает возражение. Противники такого обучения считают, что оно снижает стандарты образования, группирует учащихся, создает разные условия разным группам и является негуманным по отношению к слабоуспевающим учащимся.
Здесь нет возможности дать развернутую характеристику и обосновать необходимость уровневого обучения. Отмечу только, что эта форма дифференциации, конечно, имеет ряд негативных сторон, но положительных моментов гораздо больше. Основной же смысл заключается в адаптации учебного процесса к познавательным возможностям, способностям и интересам каждого ученика.
Такое обучение, стимулирует развитие познавательных интересов и помогает школьникам преодолевать трудности и успешнее учиться. Это открывает перед ними широкие возможности самореализации, самопознания и саморазвития.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся [4].
Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности. Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учебе, познавательных способностей.
Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы — алгоритмического и эвристического типа. Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у учащихся этих приемов умственной деятельности.
В практике обучения материал чаще всего дифференцируют по степени трудности, самостоятельные работы и домашние задания, с учетом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.
Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся.
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Причин позволяющих считать этот метод продуктивным в системе образования несколько:
– повышается активность, работоспособность обучающихся;
– повышается мотивация к изучению предмета;
– улучшается качество знаний.
По мнению В. В. Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:
1 уровень — стартовый, или минимальный (А). Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.
Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».
2 уровень — базовый, или общий (В). Расширяет материал 1 уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.
Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».
3 уровень — продвинутый (С). Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий[3].
Если учащиеся интересуются предметом, знают больше остальных, могут находить свой способ решения задач; способны переносить знания в нестандартные и незнакомые новые ситуации, выполняя задания, то они получают отметку «отлично».
Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание преподавателя на работе с различными категориями детей. Учитывая индивидуальность каждого ученика, и то, что ученики одной и той же группы могут показать разный результат по данной теме, эти три группы подвижны по своему составу. Особенностью использования технологии уровневого обучения является: необходимость проектирования целей трех уровней — репродуктивных, конструктивных, творческих. Для каждого уровня преподаватель определяет, что ученик на данном уровне должен узнать, понять, суметь.
Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе занятия. Разноуровневое обучение предполагает различные формы работы: коллективную, групповую, индивидуальную.
Некоторые преподаватели боятся, как бы в процессе разделения по группам к ученикам не приклеились навечно ярлыки «сильный», «средний», «слабый». Но учащиеся и сами осознают, кто есть кто. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Разноуровневое обучение и дает возможность обойти заложенную в стандарте усредненность и сделать обучение дифференцированным по способностям учащихся к отдельным предметам. При таком обучении:
– учащиеся приобретают и большую свободу действий;
– они сознательно делают акцент на определенных предметах;
– в группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом уже индивидуальных особенностей учащихся;
– использование разноуровневой технологии позволяет каждому студенту принимать самое активное участие в познавательной деятельности на занятии, осмысливать новый материал с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания;
– система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков, принятых в технологии сотрудничества, позволяет систематически отслеживать темп продвижения каждого студента;
– сам студент, принимая ответственность на себя за собственные успехи и успехи своих товарищей, получает возможность более свободно планировать свою деятельность.
Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведет к снижению успеваемости.
Ведь многие педагоги давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни очень яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться.
Чтобы эта работа давала свои результаты надо, чтобы она была не спонтанной, а целенаправленной и систематичной. Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.
В работе педагога очень важно создать на уроке ситуацию успеха, а именно, помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому — выполнить посильный объем работы.
Похожие статьи
Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.
Технология дифференцированного обучения на уроках.
Цель дифференциации — обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп.
Дифференцированный подход в обучении математики
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик. Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках.
Пути реализации способов дифференциации на уроках математики
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.
Приемы работы со слабоуспевающими учениками на уроках.
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.
Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор.
Возможности практического применения технологии.
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик. Дифференциация обучения как форма организации.
Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной школе
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик.
Использование разноуровневых и разнотемповых заданий для.
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик. Критерии успешности обучения учащихся общеобразовательных.
Использование дифференцированного подхода как средство.
разноуровневое обучение, учебный материал, задание, дифференцированный подход, обучение, учащийся, уровень, возможность, группа, ученик. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения.