Дифференцированный подход в обучении это

Статья учителя русского языка и литературы Семеновой И.В. по теме: «Дифференцированный подход в обучении – одно из средств реализации индивидуального подхода к детям»

В основе построения Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, в котором выделяются 2 ведущих направления:

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности, форм общения для определения образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и ценности индивидуального развития каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм учебного сотрудничества и расширения зоны ближайшего развития.

Задача учителя в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить учащихся знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности. Соответственно, каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые вводятся новым образовательным стандартом.

Решение этих задач многие педагоги видят в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в обучении.

Давайте уточним понятия «дифференциация»:

Дифференцированное обучение – (в переводе с латинского означает разделение, расслоение). это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа), т.е. это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. В основу дифференциации положена теория Л.С.Выготского о зоне ближайшего развития.

Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации: (СЛАЙД 5)

1. Фронтальная дифференциация : все ученики выполняют общее задание. Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.

Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.

Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.

2. Групповая дифференциация: все ученики группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание.

3. Персональная дифференциация : ученики выполняют индивидуальные задания с помощью учителя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. В процессе обучения надо иметь в виду, что учебные возможности школьников развиваются с возрастом неравномерно. В начальных классах быстрое нарастание, а в 5-6 классах замедленное, затем опять нарастание в 7-8 классах, снова замедленное в 9, и ускорение роста в 10-11 классах.

5. Уровневая дифференциация. Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся класса на группы по уровню работоспособности и обучаемости.

Характерные особенности групп и задачи по работе с ними :

1) Школьники с устойчивой высокой успеваемостью, имеющие высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности.

Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.

2) Школьники со средними учебными возможностями.

При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.

3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, плохо запоминают и т.д.).

При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.

У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.

Особенности дифференцированной работы на уроках.

— Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

— Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

— Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

— Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).

Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение .

Весь класс;1,2,3 группы

Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры или Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости ).

Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.

Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д .

Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д .)

Дифференцированное домашнее задание .

На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк: частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.; кроссворды и т.п.; учебные комиксы; плакаты – опорные сигналы, схемы и таблицы, рисунки- иллюстрации.

По теме : « Употребление имен существительных в речи. Повторение в 6 кл. изученного в 5 кл» можно использовать следующие задания.

I уровень. Составьте словосочетания (прил.+ сущ.) со словами: тюль, шампунь, толь, фланель, бандероль. Пользуйтесь орфографическим словарем.

2 уровень. Составьте предложения, используя глаголы в прошедшем времени.

Лебедь (плыть, белый). Мозоль (появиться, большой).Рельс (лопнуть, стальной). Вестибюль (заполниться, просторный).

3 уровень. Распределите имена существительные в три колонки: 1) ж.р.; 2) м.р.; 3) ср.р. Составьте по 1 предложению с одним именем существительным каждой группы так, чтобы был понятен род существительного.

Импресарио, шимпанзе, леди, шоссе, салями, интервью, мадам, маэстро, мадмуазель, такси, тюль.

Задания контролируются оценками 1 уровень –«3», 2 уровень- «4», 3 уровень – «5». Если были допущены ошибки, то оценка снижается, а если задание выполнено без ошибок, то предлагается перейти на следующий уровень, более сложный.

Итак, подводя итог, можно сделать вывод, что данный подход дает возможность учителю :

-своевременно помочь учащимся усвоить программный материал;

-выявить пробелы на ранних стадиях и преодолеть отставание учащихся;

— не быть информатором, а стать организатором учебного процесса, по-новому взглянуть на подготовку к уроку и его проведение;

-ввести уровневый контроль и коррекцию знаний и умений;

-повысить качество знаний учащихся, их глубину и прочность.

-получить необходимый минимум знаний, развить интерес к учёбе;

-чувствовать себя в школе комфортно;

-отработать отдельную тему небольшими частями;

-предупредить устойчивые пробелы в подготовке;

Источник

Дифференцированный подход в обучении

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

Описание презентации по отдельным слайдам:

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении): это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах

ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: Внешняя дифференциация Предполагает создание школ в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями Внутренняя дифференциация Предполагает работу внутри класса группам учащихся отличающихся одними и теми же индивидуальными способностями

Внешняя дифференциация Школьники делятся на группы по различным признакам: по полу по религиозной по национальному принадлежности признаку по этнокультурным по профессиональной по интересам особенностям ориентации по психофизиологическим и по склонностям психологическим особенностям по способностям

Внутренняя дифференциация При внутренней дифференциации, т.е. на уроке, дифференцированное обучение осуществляется главным образом за счет педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся»,это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.

Психологические концепции В процессе обучения необходимо учитывать как возрастные особенности, так и индивидуальные особенности учащихся. Здесь представлены работы таких авторов как: А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт. В этих работах проанализированы различные типологии учащихся, на основе которых можно выделить критерии деления школьников на группы для дифференцированной работы.

А.А.Бударный За основу берет уровень развития способностей к учению и работоспособность. Е.С. Рабунский К таким критериям относит уровень успеваемости, уровень познавательнойсамостоятельности, степень действенности интереса к учению. И.Э. Унт Выделил следующие особенности учащихся: Обучаемость Учебные умения Обученность Познавательные интересы

Предлагаются и другие основания дифференциации учащихся:

Готовность к обучению Этот критерий используется для деления на группы детей, только поступивших в школу. Важно учитывать как предметную готовность, то есть наличие определенных знаний и умений (например, умеет ли ребенок читать), так и психологическую готовность

А.К. Маркова: Обученность – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего хода обучения… это определенный итог предыдущего обучения… прошлого опыта. Обученность включает «как наличные, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения(умение учится)». Обученность

В практической деятельности удобно ориентироваться на следующие уровни усвоения знаний: 0 – й уровень Узнавание 1 – й уровень Репродукция (воспроизведение знаний) 2 – й уровень Применение знаний в знакомой ситуации 3 – й уровень Применение знаний в измененной и новой ситуации

Выделял 4 этапа развития навыка: Ознакомительный. (общее осмысление действий, ознакомление с приемами выполнения действия). Аналитический ( овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения). Синтетический (сочетание и объединение отдельных элементов в единое целое, автоматизация элементов действия). Варьирующий ( овладение произвольным регулированием характера действий, гибкое целесообразное выполнение действия). (1926-1974) ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ

Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению, т.е. «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития». Обучаемость – это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения. Обучаемость – это те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости.

Сформированность учебной деятельностью Данный критерий тесно связан с обученностью и обучаемостью. Но поскольку учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, важно учитывать динамику формирования различных компонентов учебной деятельности (мотивационного, операционного, регулирующего). Уровни их сформированности могут служить основанием для выделения групп учащихся.Учитель в своей практической деятельности выбирает критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, от целей, задач и содержания конкретного урока и других факторов.

1. Усовершенствование и повышение уровня ЗУН учащихся, углубление и расширение знаний школьников, исходя из их интересов и специальных способностей. 2. Формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. 3. Обеспечение каждому ученику возможностей для развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:

Содержание обучения Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням: творчество трудности объем

Способ дифференциации: Репродуктивный Типовые упражнения От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных заданий. Продуктивный (творческий) Упражнения отличающиеся от стандартов Учащимся приходится применять знания в измененной или незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт.

Умение видеть новую функцию объекта. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Умение видеть новую проблему в знакомой ситуации. Способность видеть структуру объекта. Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Альтернативное мышление. И.Я. Лернер М.Н. Скаткин Творческая деятельность:

Формы и методы обучения 2 основных организационных способа дифференциации: по степени самостоятельности учащихся По степени и характеру помощи учащимся

По степени самостоятельности учащихся:

Такой способ дифференциации, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. И.И. Аргинская предлагает 3 вида помощи: стимулирующую, направляющую и обучающую. По степени и характеру помощи учащимся: Стимулирующая помощь Когда ученик не включился в самостоятельную работу Направляющая помощь Когда стимулирующая помощь оказалась не эффективной Обучающая помощь Когда ученик не может справитьсяс самостоятельной работой даже при направляющей помощи

1. После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе – они выполняют для них предназначенное дифференцированное задание. 2. Для тех учеников, которые еще не до конца осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет объяснение, но использует при этом другую наглядность, материалы учебника. 3. Для учащихся с низкой обучаемостью иногда необходимо третье объяснение, в котором делается акцент на более трудных моментах. Прием многократного объяснения нового материала

1. Первое ознакомление с новым материалом проводится на основе проблемных методов обучения (частично – поисковый метод). 2. Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно – иллюстративным методом. Ознакомление с новым материалом на основе использования разных методов обучения

Такой прием используют для ознакомления с новым материалом невысокого уровня сложности. Дети с высокой обучаемостью работают над новым материалом самостоятельно, а остальные знакомятся с ним под руководством учителя. Работа по степени самостоятельности

Ознакомление с новым материалом на основе микрогрупповой работы Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов Этот прием широко применяется в системе развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина. Для использования исследовательского метода, предполагающего открытие нового материала учениками без руководства учителя, обычно создаются группы. Одни дети – выдвигают гипотезы, другие – их проверяют, третьи – оформляют решения. После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя.

Материальное или материализованное действие Перцептивное действие Речевое действие Умственное действие Действие выполняется руками. Это реальноепреобразование объекта с целью изучения ее свойств. Действие выполняется с опорой на зрительное восприятие. Преобразование реальных или знаково – символических объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий. Действие выполняется речью (Внешней и внутренней). При использовании громкой речиученик проговаривает все выполняемые операции. Внешняя речь про себя предполагает беззвучное проговаривание действий. Действие выполняется без опоры на какие – либо внешние средства. Ребенок выполняет действие в уме.

Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: Технология дифференциации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

Номер материала: ДБ-094918

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

В России стартовал прием заявок на конкурс для журналистов-школьников «Медиабум»

Время чтения: 2 минуты

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

Службы примирения появятся в каждой школе Москвы до конца учебного года

Время чтения: 1 минута

Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть фото Дифференцированный подход в обучении это. Смотреть картинку Дифференцированный подход в обучении это. Картинка про Дифференцированный подход в обучении это. Фото Дифференцированный подход в обучении это

Кузнецова призвала разработать закон о психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении

В последнее время значительно усилился интерес учителей общеобразовательной школы к проблеме дифференцированного обучения школьников. И эта проблема остается актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.

Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Развитие мышления учащихся- одна из основных задач начальной школы. То, что обучение так или иначе должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка,- это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

В условиях классно-урочной системы, когда в классе дети с разными способностями, интересами, разным психическим и физическим развитием для обеспечения эффективного обучения необходим дифференцированный подход к нему.

Внимательно наблюдая за учащимися, учитель видит, что у одних неустойчивое внимание, им трудно сосредоточиться на учебном материале, другие стремятся к механическому запоминанию правил, третьи медлительны в работе. Как правило, у детей по-разному развита память; у одних – зрительная, других – слуховая, третьих – рукодвигательная. Наша задача – изучить индивидуальные особенности учащихся и облегчить им процесс обучения. Самое важное – это вызвать у детей интерес к учёбе и желание ликвидировать пробелы в своих знаниях. Для этого нужно вложить в них веру в свои силы, указать причины их отставания и вместе найти пути преодоления трудностей, и обязательно отмечать их малейшие успехи. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям.

Как строить процесс дифференцированного обучения?

Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.

Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:

Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических ( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:

« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».

Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедом.

2.Выделение отдельных групп учащихся, отличающихся:

— различным уровнем усвоения материала на данный момент;

-уровнем работоспособности и темпом работы;

-особенностями восприятия, памяти, мышления;

-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.

Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся.

С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.

2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.

3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.

Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.

Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.

Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.

Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?

Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним учитель начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.

Применение дифференцированного подхода на этапе изучения нового материала.

Усвоение учащимися начальных классов нового учебного материала обычно опирается на ситуализацию уже изученного путём предварительного повторения (при домашней работе) либо беседе на уроке, либо комплексно через опрос и самостоятельную работу.

Для большинства учащихся такой подготовительной работы достаточно, чтобы актуализировать нужные знания, умения, навыки. А вот учащимся с преобладанием нервных процессов торможения над процессами возбуждения необходимо выполнить ряд заданий, направленных на выделение узловых вопросов. Хотя и медленно, но учебный материал они усвоили, правда, для его восстановления нужен вопрос, какое-то напоминание.

Детям с преобладанием нервных процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания, решения, ответа опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила должно подкрепляться практической работой с объяснением каждого действия, рассуждая, что и с какой целью следует сделать, что вначале, что затем.

Таким образом разобьём всех учащихся на три примерные группы:

Первые – медлительные, робкие, торможение преобладает над возбуждением;

Вторая –возбуждение преобладает над торможением, не обдумывают, не анализируют сказанного и написанного;

Третья – уравновешенные, вдумчивые, сосредоточенные.

Исходя из этого, при изучении темы « Умножение двузначного числа на однозначное » в комплексе беседы повторяется состав числа, название компонентов при умножении, приёмы умножения суммы на число. После этого ученики 3 группы выполняют задание по учебнику, а ученики 1и 2 групп – по индивидуальным карточкам. При этом дети 1-й группы ещё раз повторив нужные определения и правила, самостоятельно работают по карточкам. С остальными учитель несколько раз повторяет правило и приёмы его использования при решении примеров, стремясь, чтобы каждый ребёнок прокомментировал свои действия. С этой целью полезно объяснить последовательно этапы действий до решения, а в процессе самого решения организации работы одновременно формируется произвольное внимание, а учебного материала. Возможна и такая организация: после коллективной работы слабые ученики задают вопросы ребятам посильнее, последние помогают им вспомнить нужный для урока материал. В этом случае сильные ученики получают возможность действительно актуализировать свои знания и умения.

Дифференцированный подход к обучению при закреплению знаний, умений и навыков.

Процесс овладения учащимися знаниями, умениями и навыками вместе с первоначальным восприятием, осмыслением включает в себя закрепление не только, но и закрепление на продвинутом этапе, тренировочное и творческое.

Этап закрепления – это преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая является важнейшим путём формирования творческой индивидуальности ученика. Необходимо сформировать у детей, как психические способы рациональных учебных действий, так и оригинальные, т.е. развивать творчество. На этом этапе учитель может использовать различные варианты дифференцированных заданий по степени трудности, по степени оказания помощи, задания основные и дополнительные, задания по объёму, а также учитывающие интересы и склонности детей.

На уроках русского языка варианты заданий по степени трудности обычно связаны с уровнем сложности языкового материала для упражнений. Склонность определяется, например, выбором слов для разбора по составу и написания пропущенной орфограммы, распространённостью предложения и порядком слов в нём (для разбора), частотой употребления предложений и подбора родственных слов.

На уроках математики варианты заданий по степени трудности различаются характером решения (одним, двумя или всеми возможными способами, выбором рационального из всех возможных), сложностью математического материала при вычислениях.

На уроках чтениях и окружающего мира различие заданий по степени трудности определяется необходимостью использовать при их выполнении свой опыт, наблюдения, давать оценку, привлекать дополнительные сведения.

Дифференцированный подход при проверке ЗУН применяется в виде разноуровневых контрольных работ. Так же мы его используем и при работе над ошибками. Памятка «Как работать над ошибками» часто очень громоздка или рассчитана на сильного ученика, который самостоятельно может определить, в какой части слова и на какое правило им была допущена ошибка. А вот слабый ученик теряется и не знает, на какое правило допущена ошибка. Исходя из этого, слабому ученику нужна памятка, которая подсказала бы ему, на какое правило допущена ошибка и в которой был дан образец, указывающий, как правильно исправить такую ошибку. При задании домашней работы так же используем дифференцированный подход.

Чтобы дифференцированный подход сделал урок наиболее эффективным, надо проводить эту работу постоянно, задания должны быть ёмкими и конкретными, характер заданий должен быть только практический, а их проверка и оценивание должны быть регулярными.

Памятка для работы над ошибками.

Ап-пликаци я, апплика-ция, апплика-ция.

(Напиши правильно слово, подбери ещё три слова на это правило)

Машина, шило, чугун, чаща, щука, речной.

3.Большая буква в именах собственных.

Москва – название города.

Иванов Иван Сергеевич – фамилия, имя, отчество.

4.Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

5. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Грибы – гриб, шуба – шубка.

6. Непроизносимые согласные в корне слова.

Солнышко – солнце, опасен – опасный.

7. Правописание приставок и суффиксов.

8. Разделительный ъ и ь.

9. Раздельное написание предлога со словом.

В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.

11. Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных.

Озером (каким?) глубоким, к лесу (какому?) сосновому.

12. Безударные падежные окончания существительных.

Шёл (по чему?) по площади – 3 скл., Д.п.

13. Безударные личные окончания глаголов.

Писать (не на –ить, не искл,1 спр.)- пишет

Строить (на –ить, 2 спр.) –строят.

14. Глаголы 2 лица единственного числа.

Играешь – 2 лицо, ед.ч.

Чтобы разнообразить учебные будни, учителя обычно используют различные формы и жанры урока.

На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: учитель подбирает задачи трёх уровней сложности, а право выбора сложности задачи оставляет за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор за ним.

Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, выступают в роли консультантов для более «слабых» учащихся, обучая их.

Даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта.

Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида ( по теме « Периметр», « Площадь»).

В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,

л..сной. с..оновый, в..дичка. волны, вёсла, домище,

весенний, домовой, дом,

лесок, лес, сосны, вода,

х-дить- 1. Прочитай слово.

сл-ды- 2. Поставь ударение.

5. Напиши слово, вставь букву.

6. Обозначь орфограмму.

Тема«Решение задач на разностное сравнение».

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

Ширина ленты 9 см. Это на 7см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений Митя выучил в четверг?

Использую в работе задания с разной степенью помощи или с разными инструкциями.

Тема: « Проверяемые гласные», 2 класс.

Задание. Даны слова:

Леса, круг, гроза, столб, трава, пятно, год, плуг, дуб, стрела.

Русский язык. 3 класс. Тема: « Предложения по цели высказывания». Составить предложения по цели высказывания:

На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов.

Проводить зачёт можно начинать со 2 класса, причём в каждый из уроков-зачётов добавлять элемент новизны.

Проводя зачёт впервые, всю подготовку к зачёту берёт на себя учитель:

— составление вопросов, подбор практического материала, оценивание и организацию работы на уроке.

Постепенно подключаю к работе по подготовке и проведению зачёта учащихся: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и зкспертов, проводят самооценку деятельности на уроке.

К окончанию 3 класса готовят и проводят зачёт сами учащиеся.

Учителю при внедрении зачётной системы помогут советы:

1.До проведения зачёта попросите учеников письменно ответить на вопросы: Что было непонятно в данной теме? Что вызвало затруднение? О чём бы ты хотел узнать подробнее?

2. По ответам детей составьте вопросы зачёта и подготовьте консультантов (к ним можно будет обратиться в случае затруднения), по всем вопросам темы поработайте с экспертами ( учащиеся, которые будут принимать ответы по теоретической и практической части у одноклассников).

3. Для отбора экспертов и консультантов можно попросить ребят составить вопросник по пройденной теме. Поработав с учебной литературой, выделив основные моменты в теме, сформулировав их в виде вопросов, найдя ответы на них, дети могут свободно ориентироваться в материале.

4. Чтобы привлечь к активной работе на зачёте « средних» и « слабых» учащихся, возлагают на «сильных» роли наблюдателей: они должны следить за приёмом и сдачей зачёта, помогать малоопытному эксперту, направлять его деятельность.

Таким образом, на уроке все учащиеся активны, осознают важность и значимость выполняемых ролей, учатся задавать наводящие, провокационные вопросы, оппонировать друг другу.

5. Попробуйте ввести рейтинговую систему оценивания, чтобы избежать ярлыков « троечник», « двоечник»,хотя на уроках-зачётах эти отметки крайне редки. Успешность каждого вселяет в детей уверенность в качественном выполнении контрольных работ, что подтверждают компьютерные программы- эксперты.

Проводя контроль, педагоги обязательно должны сделать анализ работ, довести его до учащихся, выполнить работу над ошибками.

Варианты заданий по степени трудности.

Реши пример разными способами:

Реши пример рациональным способом:

2.Начерти прямоугольник со сторонами 3 и 7 см. Вычисли его периметр.

Вычисли, опираясь на чертёж.

Рассмотри чертёж. Вспомни! Периметр прямоугольника равен сумме длин всех его сторон. Вычисли периметр.

Выполни задание самостоятельно.

3.Вспомни, какие дожди бывают летом, а какие осенью.

Составь рассказ, используя слова: гроза, ливень, затяжной, кратковременный, холодный, тёплый.

Составь рассказ о летних и осенних дождях.

Образовать слова от корня –лет- и от приставок от-, вы-, при-. Записать слова.

Списать слова, найти в них корень и приставку. Приставку выделить.

Рассмотреть схемы действия. Образуйте слова с приставками от слова ходит. Запишите их.

При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит учитель.

Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *