Дифференцированный подход в системе обучения
Дифференцированное обучение: понятие, виды и формы
Слово дифференциация было заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация характеризуется интеграцией, выражаемой в процессе объединения учащихся.
Группирование детей может производиться явным образом, то есть с четким разделением, или неявным – наличие возможности свободного перемещения участников.
Дифференциация
Деление на группы рассматривается в качестве одного из самых важных признаков дифференциации. На практике было доказано, что он может быть не единственным. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во время дифференциации обучение должно подвергаться изменениям, что является обязательным условием. Это было подтверждено еще в практике из педагогики, когда создавались классы с разными уровнями подготовки, где отсутствовали изменения в течение образовательного процесса. Положительного результата не было, так как у детей отсутствовала мотивация к обучению, являющаяся основным пунктом для освоения знаний.
Для четкого определения дифференциации, что это такое, необходимо учитывать признаки, по которым будут разделены дети по группам. Это особенности каждого учащегося, помогающие в правильном разделении учащихся в условиях дифференциации.
Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.
Что такое дифференцированный подход?
Дифференцированный подход определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования.
Классификация форм дифференцированного обучения
Что такое дифференцированное обучение?
Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.
При наличии дифференцированного обучения возникает проблема с выбором ее формы для применения. Предварительно необходимо сориентироваться в уже имеющихся для дальнейшего обучения.
По индивидуальным и типологическим особенностям учащихся руководствуются следующим:
Основываясь на этом, должны быть исключены:
Благодаря использованию дифференциации, возможно выявление:
Виды дифференциации
На уровне класса возможно охарактеризовать основные формы. Дифференциация по психологическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных процессов учащихся, а именно: памяти, мышления, внимания, которые проявляются после выполнения специальных заданий на развитие усидчивости и концентрации, логической памяти и другие. Руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предполагается не только следовать индивидуально-типологическим особенностям, а учитывать и развивать еще неразвитые до необходимого уровня.
Дифференциация по обученности рассчитывает задания такого плана, чтобы было возможно устранить образовавшиеся пробелы в знаниях. На школьном уровне дифференциация обученности – это формирование классов по успеваемости, причем данная классификация не считается эффективной, так как обученность принято считать гибкой.
Предложенный вид сопровождает другие педагогические технологии:
Последняя из них говорит о делении учеников на две группы: усвоившие и не усвоившие материал, применив для этого такую форму контроля, как сдача итогового норматива. Поэтому дальнейшая форма работы с обеими группами будет отличаться. Усвоившие материал получат дополнительный для углубления и расширения уже имеющихся знаний, а не усвоившие – задания по корректировке изученного.
Дифференциация по специальным особенностям подразумевает видовые разделения. То есть по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным и так далее. Например, для изображения рисунка на уроке или исполнения музыкального произведения должна быть проведена специальная установка для создания определенного эмоционального настроя, так как для детей это очень важно.
В дифференциации по познавательным особенностям классифицируют на:
Данный вид дифференциации рассматривает и уровневую дифференциацию.
Особую популярность обрела дифференциация по склонностям и интересам учащихся. Она проявляется в выполненных творческих заданиях или заданиях любого другого формата, соответствующих интересам и тематике. Этот вид позволяет ученикам проявить себя в определенной области знаний по своим способностям.
Применение в обучении видов и форм позволяет разнообразить его процесс. Чем больше их применяет учитель, тем выше интерес к обучению у учащихся. Только правильный подход к процессу обучения обеспечит качественный результат.
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы
Наталья Гусева
Технология дифференцированного обучения: этапы, способы и приемы
Технология дифференцированного обучения
Авторы – Л. С. Выготский, В. В. Фирсов (уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов); Н. П. Гузик (модель внутриклассной (внутрипредметной) дифференциации).
По мнению Г. К. Селевко, дифференцированное обучение – это
1) форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств;
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
В самом общем виде, дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с различными способностями и уровнем их развития.
В основе данной технологии лежит теория Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – это возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может делать, что потенциально для него доступно. Для определения зоны ближайшего развития учитель должен хорошо узнать уже имеющиеся у учеников возможности и составить для каждого из них свою траекторию будущего развития и познания.
Исходя из этого положения, главной целью дифференцированного обучения является определение для каждого ученика (группы учеников) наиболее эффективного и целесообразного вида учебной деятельности, формы работы на уроке и типа заданий на дом, исходя из его индивидуальных особенностей (уровень подготовки, развитие мышления, познавательного интереса к предмету и т. д.)
В использовании дифференцированной технологии важно сочетание следующих этапов:
1) изучение индивидуальных особенностей учеников каждого класса, которых чаще всего по уровню обучаемости и познавательных возможностей условно можно разделить на три группы – высокая, средняя и низкая группы; для изучения способностей применяются методы наблюдения, анкеты, анализ выполненных работ и т. д.
2) отбор материалов для изучения по данному курсу согласно требованиям программы, который бы соответствовал уровню каждой из трех групп.
3) учет индивидуальных особенностей на каждом этапе урока и при выборе соответствующих методов и приемов.
4) разработка и использование в учебном процессе разноуровневого и разнонаправленного дидактического материала, особенно для самостоятельной работы и проведения контроля знаний.
5) этап проверки и оценки знаний, определение уровня усвоения материала каждым учеником и соотнесение его с соответствующей группой познавательной активности (остался в той же группе, можно перевести выше или опустился ниже).
Существует много способов и оснований дифференциации обучающихся (всего около 20 вариантов, среди которых мною чаще всего используются такие дифференциации:
— по уровню развития памяти
— по уровню умственного развития
— по уровню самостоятельности в процессе познания
— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие) и т. д.
В своей практике чаще всего мною используются такие приемы дифференцированного обучения:
— создание нескольких вариантов проверочных и творческих работ разной степени сложности;
— формирование объема заданий в зависимости от способностей ученика или группы учеников;
— при изучении нового материала для слабоуспевающих учащихся учебный материал объясняется несколько раз в процессе закрепления упражнений по образцу.
Данная технология позволяет:
1) учителю создать для себя образ познавательных возможностей каждого ученика, отчего улучшается взаимодействие по линии ученик-учитель;
2) делать процесс обучения максимально комфортным для каждого ученика;
3) максимально избегать ситуации неуспешности в учебе, помогает подтягивать слабых обучающихся и давать новые стимулы для личностного роста сильным ученикам;
4) поддерживать и повышать мотивацию обучения данному предмету;
Трудности в использовании технологии:
1) трудности постоянной и всеобъемлющей диагностики развития способностей обучающихся
2) необходимость разработки и постоянного совершенствования разнопланового и разноуровневого дидактического материала.
Этапы развития сотрудничества у дошкольников, способы организации совместной деятельности Социализация ребёнка, его успешное вхождение, самопредъявление, самовыражение в социуме во многом зависит от его умения сотрудничать со.
Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.
Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.
Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Наглядные методы и приемы обучения Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.
Памятка «Способы обучения ребенка словам приветствия» Существует несколько способов, которые могут помочь в решении этой проблемы. Личный пример: Каждый день родители, взрослые в семье,люди.
Дифференцированный подход в обучении
Описание презентации по отдельным слайдам:
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении): это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента. это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах
ВИДЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ: Внешняя дифференциация Предполагает создание школ в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями Внутренняя дифференциация Предполагает работу внутри класса группам учащихся отличающихся одними и теми же индивидуальными способностями
Внешняя дифференциация Школьники делятся на группы по различным признакам: по полу по религиозной по национальному принадлежности признаку по этнокультурным по профессиональной по интересам особенностям ориентации по психофизиологическим и по склонностям психологическим особенностям по способностям
Внутренняя дифференциация При внутренней дифференциации, т.е. на уроке, дифференцированное обучение осуществляется главным образом за счет педагогических технологий, в частности обучение в сотрудничестве и метод проектов, за счет разнообразных приемов, которые предусматривают эти технологии. Когда говорят «дифференцированный подход к учащимся»,это предполагает предъявление различных требований к различным группам учеников в овладении ими содержанием образования.
Психологические концепции В процессе обучения необходимо учитывать как возрастные особенности, так и индивидуальные особенности учащихся. Здесь представлены работы таких авторов как: А.А. Бударный, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт. В этих работах проанализированы различные типологии учащихся, на основе которых можно выделить критерии деления школьников на группы для дифференцированной работы.
А.А.Бударный За основу берет уровень развития способностей к учению и работоспособность. Е.С. Рабунский К таким критериям относит уровень успеваемости, уровень познавательнойсамостоятельности, степень действенности интереса к учению. И.Э. Унт Выделил следующие особенности учащихся: Обучаемость Учебные умения Обученность Познавательные интересы
Предлагаются и другие основания дифференциации учащихся:
Готовность к обучению Этот критерий используется для деления на группы детей, только поступивших в школу. Важно учитывать как предметную готовность, то есть наличие определенных знаний и умений (например, умеет ли ребенок читать), так и психологическую готовность
А.К. Маркова: Обученность – это те характеристики психического развития ребенка, которые сложились в результате всего хода обучения… это определенный итог предыдущего обучения… прошлого опыта. Обученность включает «как наличные, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения(умение учится)». Обученность
В практической деятельности удобно ориентироваться на следующие уровни усвоения знаний: 0 – й уровень Узнавание 1 – й уровень Репродукция (воспроизведение знаний) 2 – й уровень Применение знаний в знакомой ситуации 3 – й уровень Применение знаний в измененной и новой ситуации
Выделял 4 этапа развития навыка: Ознакомительный. (общее осмысление действий, ознакомление с приемами выполнения действия). Аналитический ( овладение отдельными элементами действия, анализ способов их выполнения). Синтетический (сочетание и объединение отдельных элементов в единое целое, автоматизация элементов действия). Варьирующий ( овладение произвольным регулированием характера действий, гибкое целесообразное выполнение действия). (1926-1974) ИТЕЛЬСОН ЛЕВ БОРИСОВИЧ
Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению, т.е. «восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития». Обучаемость – это ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения. Обучаемость – это те особенности мыслительной деятельности, которые играют определенную роль в успеваемости.
Сформированность учебной деятельностью Данный критерий тесно связан с обученностью и обучаемостью. Но поскольку учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, важно учитывать динамику формирования различных компонентов учебной деятельности (мотивационного, операционного, регулирующего). Уровни их сформированности могут служить основанием для выделения групп учащихся.Учитель в своей практической деятельности выбирает критерии дифференциации в зависимости от особенностей класса, от целей, задач и содержания конкретного урока и других факторов.
1. Усовершенствование и повышение уровня ЗУН учащихся, углубление и расширение знаний школьников, исходя из их интересов и специальных способностей. 2. Формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития ученика. 3. Обеспечение каждому ученику возможностей для развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ:
Содержание обучения Учебный материал можно дифференцировать не только по уровню обученности учащихся, но и по уровням: творчество трудности объем
Способ дифференциации: Репродуктивный Типовые упражнения От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных заданий. Продуктивный (творческий) Упражнения отличающиеся от стандартов Учащимся приходится применять знания в измененной или незнакомой ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт.
Умение видеть новую функцию объекта. Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Умение видеть новую проблему в знакомой ситуации. Способность видеть структуру объекта. Самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый. Альтернативное мышление. И.Я. Лернер М.Н. Скаткин Творческая деятельность:
Формы и методы обучения 2 основных организационных способа дифференциации: по степени самостоятельности учащихся По степени и характеру помощи учащимся
По степени самостоятельности учащихся:
Такой способ дифференциации, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. И.И. Аргинская предлагает 3 вида помощи: стимулирующую, направляющую и обучающую. По степени и характеру помощи учащимся: Стимулирующая помощь Когда ученик не включился в самостоятельную работу Направляющая помощь Когда стимулирующая помощь оказалась не эффективной Обучающая помощь Когда ученик не может справитьсяс самостоятельной работой даже при направляющей помощи
1. После первого объяснения некоторые ученики приступают к самостоятельной работе – они выполняют для них предназначенное дифференцированное задание. 2. Для тех учеников, которые еще не до конца осмыслили новый материал, учитель еще раз повторяет объяснение, но использует при этом другую наглядность, материалы учебника. 3. Для учащихся с низкой обучаемостью иногда необходимо третье объяснение, в котором делается акцент на более трудных моментах. Прием многократного объяснения нового материала
1. Первое ознакомление с новым материалом проводится на основе проблемных методов обучения (частично – поисковый метод). 2. Повторное объяснение для детей с низкой обучаемостью проводится объяснительно – иллюстративным методом. Ознакомление с новым материалом на основе использования разных методов обучения
Такой прием используют для ознакомления с новым материалом невысокого уровня сложности. Дети с высокой обучаемостью работают над новым материалом самостоятельно, а остальные знакомятся с ним под руководством учителя. Работа по степени самостоятельности
Ознакомление с новым материалом на основе микрогрупповой работы Д.Б. Эльконин В.В. Давыдов Этот прием широко применяется в системе развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина. Для использования исследовательского метода, предполагающего открытие нового материала учениками без руководства учителя, обычно создаются группы. Одни дети – выдвигают гипотезы, другие – их проверяют, третьи – оформляют решения. После работы в микрогруппах следует этап коллективного обсуждения под руководством учителя.
Материальное или материализованное действие Перцептивное действие Речевое действие Умственное действие Действие выполняется руками. Это реальноепреобразование объекта с целью изучения ее свойств. Действие выполняется с опорой на зрительное восприятие. Преобразование реальных или знаково – символических объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий. Действие выполняется речью (Внешней и внутренней). При использовании громкой речиученик проговаривает все выполняемые операции. Внешняя речь про себя предполагает беззвучное проговаривание действий. Действие выполняется без опоры на какие – либо внешние средства. Ребенок выполняет действие в уме.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов: Технология дифференциации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-094918
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Педагогическая технология»технология дифференцированного обучения»
Дифференцированное обучение на уроках русского языка
. разных детей и учить надо по-разному,
потому что каждый по-своему воспринимает мир.
Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.
Основные понятия технологии дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1) создание разнообразных условий обучения для классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.
Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Основная задача : увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребёнку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Дифференцированное обучение требует изучения индивидуальных способностей и учебных возможностей (уровень развития внимания, мышления, памяти и т.д.) учащихся, диагностики их уровня знаний и умений по предмету, что даёт возможность осуществлять дальнейшую индивидуализацию с целью достижения коррекционного эффекта.
Классификация видов и форм дифференциации
Дифференцированное обучение осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных средств и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом, общепедагогическом, социальном). В моей образовательной практике используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
— по возрастному составу (классы, разновозрастные группы);
— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды);
— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления);
— по уровню достижений ;
— по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
По организационному уровню гомогенных групп выделяю дифференциацию:
— внутришкольную (уровни, углубления);
— межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
К внутренней дифференциации относится и деление класса на любые, даже разнородные группы, для которых применяется интегративная модель дифференцированного обучения. Примерами может служить разделение учащихся при коллективных способах обучения, использование игровых методик, метода проектов и т.п.
В особую дифференциальную группу может быть выделена любая группа, обучение в которой отличается какими-либо условиями или компонентами учебно-воспитательного процесса. По этим признакам можно отметить следующие виды дифференцированных групп:
— по целям обучения : группы компенсирующего обучения (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения специальностью и др.;
— по содержанию обучения : по направлениям, с углублением, с уклоном, дополнительных образовательных услуг и др.;
— по методам и технологиям : группы развивающего обучения, коллективного способа обучения, работающие по авторским методикам; компьютерной технологии, социоигровой и др.;
— по уровню обучения : группы базового образовательного стандарта, продвинутого уровня, компенсирующего, адаптирующего уровня (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки), специальные и др.;
— по темпу (времени) обучения : классы (группы) опережающего, ускоренного и замедленного обучения.
Можно выделить дифференцирование
по последовательности учебного материала;
по структуре учебного материала;
по видам учебной деятельности;
по способам применения заданий;
по оценке деятельности.
Цели, результаты и критерии эффективности дифференциации обучения
1) повышение эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное развитие своих возможностей, способностей;
2) демократизация учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;
При построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:
— реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база);
— диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом);
— обещают наибольшую эффективность и результативность обучения;
— не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка;
Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Ценность применения дифференцированных заданий заключается в том, что:
овладение уровневым подходом дает возможность учителю осуществлять диагностику и следить за динамикой интеллектуального развития учащихся;
учет индивидуальных особенностей учеников позволяет педагогу составлять задания таким образом, чтобы способствовать реализации возможностей каждого ребенка в рамках личностно – ориентированного обучения;
дифференцированные задания должны использоваться систематически, так как только в этом случае их внедрение будет давать хорошие результаты.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий в технологии дифференцированного образования приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи на своем уровне, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально – этических и психологических принципов общения и сотрудничества. В результате формируются коммуникативные УУД, которые обеспечивают социальную компетентность, учет позиций других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется поиску и выделению необходимой информации; умению структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс своей деятельности на своем уровне.
Благодаря дифференцированному обучению успешно формируются универсальные учебные действия каждого ученика с учетом его возможностей и способностей. Дифференцированное обучение способствует формированию адекватной самооценки учеников, побуждает их к учебной деятельности, помогает выстроить для каждого ученика класса индивидуальную траекторию учебного развития, поверить в свои силы.
Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка
В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.
Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.
Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.
Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия.
Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности и развития учащихся с разными способностями.
Говоря о различных способах дифференциации, более подробно мне бы хотелось остановиться на внутриклассной дифференциации.
Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся, например, класс, подобранной по случайным признакам.
Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей учащихся. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. При этом возможно разделение учащихся на группы внутри класса с целью осуществления учебной работы с ними на разных уровнях и разными методами. Эти группы, как правило, мобильны, гибки, подвижны.
Традиционно сущность внутренней дифференциации состояла в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей вели бы школьников к одному и тому же уровню овладения программным материалом. Однако теперь стало необходимым применять в работе внутреннюю уровневую дифференциацию.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком.
В зависимости от вида и формы дифференциации, учащихся класса разбивают на группы:
-по уровню развития мышления, творческого потенциала, интересов;
-по наличию базовой подготовки (фактические знания, умения, успеваемость);
-по склонностям, интересу к определенному виду деятельности, выбору вида деятельности.
При этом во всех формах дифференциация осуществляется в виде:
Технология дифференцированного обучения.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающая определенную часть учебного процесса. В своей деятельности необходимо учитывать признаки технологии дифференцированного обучения:
1. Процессуальный двусторонний характер взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося.
2. Наличие совокупности методов и приемов.
3. Проектирование и организация.
4. Наличие комфортных условий.
Технология дифференцированного обучения – это процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся.
Для того чтобы использование технологии дифференцированного обучения дало положительные результаты, необходимо провести диагностику учебной деятельности школьников:
1.Отношение ученика и класса к учебе.
2.Направленность познавательного процесса.
4.Особенности процесса самостоятельной работы, учебной деятельности учащихся. 5.Активность, организованность, ответственность, самостоятельность учащихся.
6.Эффективность применяемых средств и стимулов учебной деятельности.
Таким образом, начиная работу с новым классом, необходимо проводить диагностику учебных способностей учащихся.
Как правило, на уроках не бывает равнодушных: сильные работают с максимальной нагрузкой, а средние и слабые тянутся за ними, не теряя веры в свои силы и возможности. Именно дифференцированная работа позволяет добиться высоких результатов в обучении и помогает научить ребенка самостоятельно работать.
Организация самостоятельной работы при дифференцированном обучении.
Самостоятельная работа – это действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Установлено, что форма организации труда влияет на его результат.
Форма организации – это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.
Классно-урочная система позволяет организовать познавательную деятельность одновременно со всеми учащимися. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под руководством и наблюдением учителя.
Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:
1.Все ученики выполняют общее для всех задание;
2.Учитель дает инструктаж к выполнению заданий;
3.Используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.
Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единичных задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной работы успешно обсуждаются всеми учащимися, подвергаются взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений учащихся, стимулирует познавательный интерес и активность.
Несмотря на то, что учащиеся получают общее задание, общий инструктаж, каждый ученик работает самостоятельно, индивидуально, стремится достичь цели, прежде всего, собственными усилиями. Если же это не удается, при анализе итогов работы в классе ученик имеет возможность послушать правильные ответы учащихся. Таким образом, достигается сочетание коллективной и индивидуальной работы, в которую вовлекаются все учащиеся класса.
Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна тогда, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме. Также полезна и важна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения заданий по образцу. Поэтому первыми целесообразнее использовать типовые задачи, общие для всего класса, чтобы учащиеся, получая общий инструктаж учителя, быстрее осознали механизм применения знаний, усвоили основную схему действий. На этом этапе важную роль играет коллективный анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения заданий.
Фронтальная самостоятельная работа эффективна, если результаты ее обсуждаются в процессе общеклассной беседы. Каждый получает возможность проверить свой ответ, высказать свое мнение, уточнить, обогатить его суждениями других ребят.
Индивидуальная самостоятельная работа предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.
Учет возрастных особенностей учеников при выборе методов обучения.
Возрастные особенности учтены в программах, но есть ряд моментов при выборе методов обучения, которые придется учитывать самому учителю. Если в начальных классах основным методом устного изложения является рассказ-беседа, то в 5-ом классе преобладает уже беседа-рассказ, а к старшему школьному возрасту мы должны подготовить ученика к восприятию лекции.
Наглядные методы, как в начальных классах, так и в 5 классе имеют большие преимущества, но удельный вес их применения будет уменьшаться от младших классов к старшим.
В стимулировании и контроле учебной деятельности от младших к старшим классам наблюдается уменьшение роли стимулирования занимательностью и, наоборот, увеличивается значение стимулирования с помощью познавательных затруднений.
Непосредственное управление учебной деятельностью еще преобладает в 5-ом классе, но постепенно должна возрастать степень и роль самоуправления учением со стороны учащихся, и эта роль должна увеличиваться к старшему школьному возрасту. Значит, есть необходимость учить детей самоконтролю, самоанализу, самоорганизации.
Темп преподавания должен постепенно возрастать, а как следствие увеличиваться объем учебного материала, предлагаемого для усвоения на одном уроке. С учетом роста работоспособности школьников постепенно увеличивается объем домашних заданий.
В процессе обучения надо иметь в виду, что учебные возможности школьников развиваются с возрастом неравномерно. В начальных классах быстрое нарастание, а в 5-6 классах замедленное, затем опять нарастание в 7-8 классах, снова замедленное в 9, и ускорение роста в 10-11 классах.
В 5-ом классе отношение к учению изменчивое. Дисциплинированность колеблется. Наиболее часто явление учебной недисциплинированности обнаруживается в 5-6 классах. В этом же звене число учащихся с отрицательным отношением к учению резко возрастает.
Проведенная выше оценка особенностей возрастного подхода при использовании методов обучения позволяет сделать важный вывод : в 5-9 классах методы обучения должны быть максимально разнообразными, чтобы поддерживать высокую работоспособность учащихся в период, когда они испытывают повышенную утомляемость. Необходимо удовлетворять разнообразные меняющиеся интересы ребят, готовить их к интенсивным и трудоемким методам обучения в старших классах.
Организация работы по дифференцированному обучению на уроках русского языка
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка.
Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы по уровню работоспособности и обучаемости.
Уровень работоспособности своих учеников каждый учитель может определить по объёму выполненной работы.
Уровень обучаемости проверить сложнее. Можно, например, использовать проверку, рассчитанную на три урока.
-объявляется тема (например, дефис в наречиях), в течение 10-15 минут идёт объяснение; письменная проверочная работа, определяется количество учащихся, не справившихся с заданием;
-на следующем уроке ученикам объявляются результаты проверки работ, предлагается прослушать этот же материал ещё раз, снова даётся проверочная работа;
-на третьем уроке вновь анализируются полученные результаты, дети убеждаются, что нужно прослушать объяснение того же материала ещё раз. Далее – письменное закрепление. С заданием справились почти все, но остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.
Характерные особенности групп и задачи по работе с ними:
Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям.
2) Школьники со средними учебными возможностями.
При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников.
3) Учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей (читают плохо, плохо запоминают и т.д.).
При работе с такими учащимися следует уделять им особое внимание, поддерживать, помогать усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока учащиеся 1 и 2 групп работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух.
У слабоуспевающих учащихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, самостоятельность мышления, навыки планирования, самоконтроля; ниже темп чтения, письма. Более часто проявляется отрицательное отношение к учению, нередко отсутствует сознательная дисциплина. Учителю необходимо специально учитывать все эти обстоятельства при определении задач дифференцированного подхода к слабоуспевающим на уроке. Необходимо активно управлять их учебной деятельностью, поддерживать внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения в трудных местах, поощрять вопросы с их стороны при затруднении в усвоении.
Разноуровневые группы подвижны. Если ученик второй или третьей группы работает в полную силу, он может перейти из одной группы в другую. Ущемления личности быть не должно.
Как работать дальше? Ставим перед классом одну и ту же познавательную задачу, например, усвоить правила постановки знаков препинания в предложении с причастным оборотом. Изучаем тему урока. Если не последовало вопросов от учащихся 1 группы (сильных учеников), они получают задание творческого характера. Оно может быть записано на доске или на карточке.
Для учащихся второй и третьей групп проводится повторное объяснение темы. Если и здесь не будет вопросов, то учащиеся второй группы получают задание с элементами творчества.
Далее работа проводится с учащимися 3 группы с использованием таблиц, параграфа учебника (это можно делать и с привлечением сильных учеников, пока учитель помогает учащимся второй группы), возможно практическое задание: поставить знаки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами.
Движение вперёд идёт на основе возврата к изученной теории, закрепления на большом количестве примеров и упражнений. Каждый работает в меру своих сил и возможностей, овладевает умениями и навыками, предусмотренными программой, и не теряет интерес к предмету. Непременным залогом успеха в данном подходе, несомненно, является проверка работы каждого ученика (по мере возможности и значимости задания), а не заслушивание одного представителя от группы.
-для самостоятельных наблюдений;
-для ознакомления с определённой информацией в рамках данной темы;
-теоретические сведения, требующие осмысления, а не запоминания;
-материал для обязательного заучивания;
-сведения, имеющие сугубо практическое значение.
Итак, для осуществления дифференцированного подхода необходимы следующие условия:
а) знание индивидуальных и психологических особенностей отдельных учащихся;
б) умение анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся;
в) составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся;
г) умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся;
д) осуществление оперативной обратной связи;
е) соблюдение педагогического такта.
В педагогике разработана система методов и приемов работы, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников.
Виды дифференцированной помощи:
— Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках.
— Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся.
— Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы.
— Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа.
— Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время.
— Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений.
— Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке.
-Указание правила, на которое опирается задание.
— Указание алгоритма выполнения задания.
— Указание аналогичного задания, выполненного раньше.
— Объяснение хода выполнения подобного задания.
— Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания.
— Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
— Постановка наводящих вопросов.
Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат.
Особенности дифференцированной работы на уроках.
— Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.
— Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.
— Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.
— Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.
Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы, по приемам и степени самостоятельности. Она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).
Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.
Совместная постановка цели, задач урока .
Лингвистическая разминка (синонимы, антонимы и т.д.; игры, другая словарная работа).
Дифференцированное повторение необходимого материала. (Проверка домашнего задания, опорное повторение для нового материала: правило с примерами, объяснением).
Совместное объяснение нового материала с опорой на повторение .
Весь класс;1,2,3 группы
Образец ответа, рассуждение по схеме-опоре, графическое обозначение, тренировочные примеры илиДифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости ).
Закрепительные упражнения (индивидуальная работа учителя с 3 группой). Проверка работы каждой группы с участием остальных.
Общая проверка результатов усвоения материала: самостоятельная работа, диктант, работа с перфокартой и т. д .
Организация проверки задания (само/взаимопроверка и т.д .)
Дифференцированное домашнее задание .
На всех этапах следует отрабатывать орфографию, пунктуацию, речь. Перед каждым заданием четко ставить задачу и подводить итог.
Он позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяются по группам (по степени сложности). Для группы сильных учащихся часто даются опережающие задания поискового характера (подобрать материал по теме, составить схему-опору, найти в словарях и т.д.)
Очень важно рационально организовать проверку домашнего задания. Она не должна занимать много времени, поэтому следует использовать разные способы проверки: самопроверку, взаимопроверку, слабых учеников целесообразнее учителю чаще проверять самому. Например, после изучения приставок ПРИ-, ПРЕ- проверить усвоение материала следующим образом: о значении приставки ПРИ- предложить рассказать слабому ученику, о значении приставки ПРЕ- задать вопрос ученику, посредственно занимающемуся, об особых случаях написания слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- вызвать рассказать сильного ученика.
Дифференцированный подход для успешного усвоения нового материала.
Здесь важны подготовительные упражнения. Это диктанты, игры, самостоятельная работа. Важно при их выполнении и проверке повторить то правило, которое будет необходимо при объяснении новой темы.
Объяснение нового чаще всего проводится для всех одинаково. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще раз повторить. Первоначально к доске вызываются 2-3 сильных ученика, которые выполняют задания по новой теме, проговаривают правило. Затем эти дети продолжают работать самостоятельно над дополнительными и обязательными заданиями, а к работе у доски подключаются более слабые. При подведении итога урока просим сильного ученика сформулировать правило, после чего слабые должны его повторить.
Новый теоретический материал не даётся в готовом виде. Наличие теоретических задач делает обучение проблемным.
Дифференцированный подход при закреплении изученного.
Тщательно продумываем задания и их проверку. В этом помогают схемы, тестовые задания и другие.
Для закрепления теоретического материала следует подготовить задания для самостоятельной работы, подбирать дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся. Часто учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями. Например, при закреплении темы «Причастие» в 7 классе предлагается ответить на простые вопросы из раздела «Контрольные вопросы» слабым учащимся, те, кто посильнее, подготовят ответы на вопросы из этого же раздела, но на такие, где надо поразмышлять, сравнить признаки. Сильные учащиеся готовят сообщения об истории изучения данной части речи разными учёными- русистами и пытаются объяснить, с кем из исследователей они согласны и почему.
Дифференцированные индивидуальные самостоятельные работы.
Приёмы дифференцированного обучения
при опросе, подаче домашнего задания и оценивании учащихся
Приёмы опроса учащихся
Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.
Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: «Кто может выполнить это задание?» Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Почти тот же самый вариант, но немного изменённый: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идёт подготовка, после чего ученик сдаёт учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.
Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на «5”, на «4” и на «3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил «3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.
В таких случаях обычны два сценария.
Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло. Такая игра в «кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.
Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?
Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.
Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.
Приемы подачи домашнего задания
Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.
Прием 1. Три уровня домашнего задания.
Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.
Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:
частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;
чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;
плакаты – опорные сигналы;
мнемонические формулы, стихи и др.
Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.
В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.
Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.
От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.
Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой.
Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное. Через 10 минут ученики справляются. Учитель: «Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз. ”
Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.
В некоторых случаях ставим отметку в «кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: «По отметкам ты на «4” («5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.
Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.
Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.
Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.
Достаточно хорошей оценкой могут быть:
благодарственное письмо или диплом «За победу на уроке”, «За маленькое открытие”, «За помощь другу”;
благодарственная запись в дневнике;
книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.
Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу. И будем помнить, что «приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет. А в работе – совершенствуется”. (А.Гин).