Дисфункция медиобазальных структур мозга
Психотические расстройства
Психотические расстройства в виде галлюцинаторного или параноидного синдромов, экстракампильных феноменов (ощущений присутствия или прохождения), иллюзий, синдромов нарушения идентификации, эпизодов спутанности сознания и делирия особенно характерны для деменции с тельцами Леви и болезни Гентингтона, но возможны и при других экстрапирамидных заболеваниях (гепатолентикулярной дегенерации, спиноцеребеллярных атаксиях, болезни Крейтцфельдта–Якоба) [2, 7]. При болезни Паркинсона психотические нарушения чаще возникают на поздней стадии, на фоне выраженных когнитивных нарушений, и провоцируются противопаркинсоническими средствами [7]. Вместе с тем психотические нарушения не следует рассматривать лишь как осложнение лекарственной терапии. Решающее значение имеют клинические предпосылки, возникающие по мере прогрессирования когнитивного процесса. Одной из таких предпосылок является когнитивное снижение. При этом более важное значение, по-видимому, имеет не столько степень общего снижения когнитивных функций, сколько определенный профиль нейропсихологических нарушений, включающий выраженные зрительно-пространственные и лобные дизрегуляторные нарушения [4]. С другой стороны, исследования деменции с тельцами Леви, при которой психотические нарушения возникают в 80% случаев, указывают на значение в развитии психозов дисфункции структур височной доли, особенно ее медиальных отделов, имеющей решающее значение в распознавании зрительных образов [17]. Несомненна связь с поражением медиальных отделов височных долей и бредовых расстройств [3, 17].
В последние годы особую популярность приобрела нейрохимическая гипотеза происхождения психотических расстройств, согласно которой их причиной служит дисбаланс между холинергическими и моноаминергическими восходящими системами. Этот дисбаланс может характеризоваться недостаточностью холинергической системы (обычно вследствие дегенерации базального ядра Мейнерта) и относительным преобладанием дофаминергической и серотонинергической систем либо усилением функции последних вследствие гиперстимуляции дофаминовых или серотониновых рецепторов в коре и лимбической системе [2, 19]. Соответственно, для лечения психотических нарушений могут применяться не только блокаторы дофаминовых рецепторов (нейролептики), но и антисеротониновые препараты и центральные холиномиметики. При некоторых заболеваниях (например, мультисистемной атрофии, прогрессирующем надъядерном параличе, кортикобазальной дегенерации) психотические нарушения возникают исключительно редко, возможно, из-за отсутствия выраженного холинергического дефицита в лимбической системе и/или коре [2, 23]. В любом случае психотические нарушения можно рассматривать как своего рода маркер нейродегенеративных заболеваний, связанных с формированием телец Леви.
Таким образом, при патологии базальных ганглиев, тесно связанных с корковыми и лимбическими структурами, помимо двигательных нарушений возникает сложный комплекс когнитивных, эмоционально-личностных, а иногда и психотических расстройств, которые оказывают существенное влияние на жизнедеятельность больного. Своевременная диагностика психических расстройств имеет важное значение для оценки трудоспособности больного, прогноза заболевания, планирования лечебных и реабилитационных программ.
Общие подходы к лечению
Лечение большинства пациентов с экстрапирамидными заболеваниями на сегодняшний день, к сожалению, сводится к чисто симптоматической терапии, в первую очередь предполагающей воздействие на определенные нейромедиаторные системы. Хотя коррекция когнитивных и других психических расстройств является важнейшим резервом повышения качества жизни пациентов с экстрапирамидными заболеваниями и ухаживающих за ними лиц, в целом подходы к ней остаются недостаточно разработанными [21]. Для коррекции когнитивных нарушений, достигших степени деменции, показано применение ингибиторов холинэстеразы (галантамина, ривастигмина, донепезила) и мемантина, однако их эффективность установлена лишь при болезни Паркинсона и деменции с тельцами Леви [18]. Для коррекции депрессии и тревожных расстройств (включая обсессивнокомпульсивный синдром) могут применяться антидепрессанты различных фармакологических групп. Коррекция поведенческих нарушений, помимо антидепрессантов, может включать применение атипичных нейролептиков (таких как клозапин или кветиапин) и малых доз антиконвульсантов, обладающих нормотимическим действием (например, карбамазепина) [17]. В некоторых случаях коррекция нейропсихиатрических симптомов невозможна без изменения схемы лечения моторных расстройств. С другой стороны, адекватная коррекция психических нарушений может позволить довести дозу средств для лечения двигательных симптомов до эффективного уровня. Подобные коллизии особенно типичны для поздней стадии болезни Паркинсона. В любом случае терапия когнитивных и нейропсихиатрических расстройств должна быть сугубо индивидуальной и учитывать переносимость и достигаемый клинический эффект.
Литература
* Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2012. – Спецвыпуск №2. – С. 22–30.
Минимальная мозговая дисфункция
Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.
Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.
Проявления патологии
Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.
Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:
Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.
Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.
Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.
Причины возникновения
Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
Особенности диагностики
Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.
При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.
Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.
Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.
При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.
Подбор схемы лечения
Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.
Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:
Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.
Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.
Советы родителям
Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.
Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:
Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.
Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.
Дисфункция структур головного мозга
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Дисфункция мозга довольно часто встречается в современной медицинской практике. Это не заболевание, а целый комплекс патологических и физиологически неадекватных реакций головного мозга на различные факторы окружающей среды. Человек испытывает дискомфорт.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]
Код по МКБ-10
Стадии
Выделяют три стадии патологии. При легкой степени дистрофическим изменениям подвергается до 20% головного мозга. Такое состояние вполне допустимо и проявляется различными легкими неврологическими реакциями, возникающими в ответ на воздействие стресса, которые являются ситуативными. Человек в состоянии справиться с ними самостоятельно и специального медицинского вмешательства не требуется.
Средняя стадия проявляется легкими нарушениями нервной деятельности. Деструктивным изменениям подвержено от 20 до 50% ткани головного мозга. На этом этапе требуется медицинское вмешательство.
При тяжелой стадии поражений головного мозга наблюдается от 50 до 70% повреждений головного мозга. Проявляется различными нервно-психическими поражениями и расстройствами. Медицинская помощь оказывается, но любые воздействия оказывают положительный эффект только кратковременно. Полностью вылечить это состояние невозможно.
Выраженные дисфункции головного мозга
При выраженной дисфункции человек не способен к целенаправленной деятельности, не может длительно сосредоточиться на выполнении одного дела, не доводит начатые дела до конца. Человек абсолютно не способен к планированию, долгосрочному сотрудничеству, длительному и углубленному изучению какого-либо материала. Отмечается эмоциональная лабильность, неадекватное поведение, в частности, эйфория, неоправданная шутливость. Веселье часто сменяется агрессией. Происходят резкие перепады настроения. Зачастую человек находится в состоянии апатии, не проявляет инициативу.
При тяжелой степени патологического процесса, у человека появляется множество различных потребностей и влечений, но все они носят поверхностный характер, не имеют под собой никакой серьезной цели и осознанности. Возможны навязчивые состояния, идеи, человек не способен адекватно воспринимать отношение к себе, подвержен влиянию условностей, действует сугубо в определенных рамках. Возможно совершение антисоциальных поступков, большинство из них совершается неосознанно, без преднамеренного злого умысла. Часто такому человеку свойственны необоснованные сексуальные предъявления и извращенные желания, прожорливость, несоблюдение правил гигиены.
Отмечаются когнитивные нарушения, такие как подозрительность, мания преследования, озабоченность одной темой, например религией, увлеченность одной идеей, которая зачастую становится навязчивой и на нее переключается все сознание личности. Речь такого человека обычно нечеткая, имеет слишком много ненужных ассоциаций, слишком эмоциональна, многословна, но зачастую лишена смысла. Сюда же относится и измененное сексуальное поведение, отсутствие полового влечения, или наоборот, чрезмерное половое влечение.
Дисфункция неспецифических структур мозга
Первая ассоциация, сопровождающая данное понятие, означает утрату основных рефлексов, нарушение естественного, физиологически обусловленного функционирования чувствительных тонких и толстых волокон. Довольно интересным с точки зрения патофизиологии является тот факт, что преобладают двигательные нарушения, однако двигательные волокна остаются в норме. Проявляется изменением мимики лица, частым морганием, постоянным зажмуриванием глаз. В тяжелых случаях может развиться тремор, судороги, патологические сухожильные рефлексы, нейропатические поражения, остеомиелит. Часто у человека наблюдаются подергивания во сне.
Для того чтобы определить степень тяжести патологии и локализацию очагов поражения головного мозга, необходимо провести комплекс лабораторных и инструментальных исследований. Чаще всего применяется электроэнцефалограмма головного мозга, магнитно-резонансная томография, рентгенологическое исследование. Обычно этого бывает достаточно для постановки точного диагноза и подбора соответствующего лечения.
[9], [10], [11], [12], [13], [14]
Органическая дисфункция головного мозга
Включает не один симптом, а сгруппированный комплекс заболеваний, общим признаком для которых являются дистрофические изменения. Отличительной чертой этой группы является то, что патологический процесс может протекать скрыто, и человек может даже не догадываться подобной патологии. Многие симптомы, указывающие на дисфункцию головного мозга, очень сходны с признаками обычного переутомления. В целом, означает, что в головном мозге присутствуют функциональные изменения, и он не способен полноценно работать.
Причин может быть много. Условно их все подразделяют на врожденные и приобретенные. К врожденным относят различные инфекционные заболевания, которые были перенесены, воздействие на плод тератогенных факторов, никотина. Негативно отражается гипоксия плода во время затяжных и патологических родов. Причиной может стать воздействие стрессовых факторов, недостаток витамин, неполноценное питание и любые факторы, оказывающие влияние на беременную женщину.
Приобретенные причины – это, прежде всего, ушибы, болезни, особенно, атеросклероз, интоксикации, прием некоторых лекарственных препаратов, воздействие эндогенных и экзогенных факторов. Многие сопутствующие заболевания, в особенности касающиеся сердца и сосудистой системы, могут способствовать развитию патологического состояния мозга.
Симптомы могут быть очень различными. Характерной чертой является то, что они проявляются любыми реакциями, и соматическими признаками. На дисфункцию могут указывать приступы, страхи, чаще всего необоснованные. У человека, как правило, нарушены сознательные и бессознательные процессы, ассоциативные связи, отсутствует инициатива. Нарушается ночной сон, обнаруживается неверное восприятие, затрудняется анализ зрительных и слуховых образов. Но для того чтобы окончательно поставить диагноз, требуется комплексная диагностика: проводится осмотр и опрос, назначаются дополнительные методы, такие как электроэнцефалограмма, реоэнцефалограмма, ультразвуковое исследование. Обычно бывает достаточно результатов электроэнцефалограммы для постановки диагноза. Но при необходимости используют и другие методы, их достаточно большой выбор.
Опасность поражения головного мозга состоит в том, что именно он является координатором основных функций человека, контролирует работу всех органов и систем организма. При нарушении его функции, соответственно, происходит сбой в работе всех остальных органов. Существенно возрастает риск развития патологий и заболеваний, нарушается деятельность иммунной и эндокринной системы, кровообращение, возрастает вероятность возникновения опухолей и трансформации уже имеющихся доброкачественных процессов в злокачественные. Развиваются многочисленные осложнения уже имеющихся заболеваний, наблюдаются рецидивы и обострения хронических заболеваний.
На фоне дисфункции изменяется и внешний вид человека: меняется фигура, мышцы теряют тонус, кожа становится менее гладкой и упругой, утрачивает свежесть. Человек не способен выдерживать высокие физические нагрузки, утрачивается сила мышц и выносливость. Соответственно, человек проявляет меньшую двигательную активность, снижается сопротивляемость организма инфекциям. Это влечет за собой нарушения в психической, эмоциональной, поведенческой сфере. Человек становится неуверенным в себе, мнительным, недоверчивым, во время общения испытывает трудности, дискомфорт. Быстрее наступает старение организма.
Особенно негативно органическая дисфункция сказывается на детях. У них существенно замедляются все сферы развития. Страдает в первую очередь физическое и психическое становление личности. человек не способен полноценно выражать свои эмоции, изменяется система потребностей и ценностей, нарушается познавательная активность, умение выражать свои эмоции. Ребенок испытывает трудности в общении, особенно со сверстниками, испытывает сложности при обучении, успеваемость, усвояемость учебного материала заметно снижается. Также ребенок делает много необдуманных поступков, не просчитывая последствий.
К органическим повреждениям мозга относят также эпилепсию, различные нарушения личности, последствия лоботомии, задержку психического развития, личностную незрелость. Но об органических поражениях мы не говорим в том случае, если все перечисленные симптомы являются последствием катастроф, перенесенных аварий, психических травм и заболеваний. В данную группу не попадает также посткоммоционный и постэнцефалический синдром. Отдельно рассматривают и некоторые специфические расстройства личности.
Дисфункция костного мозга
Подразумевает различные нарушения функционального состояния головного мозга. Чаще всего проявляется в виде апластической анемии, но бывают и другие виды функциональных нарушений. Часто является генетически обусловленной или возникает на фоне аутоиммунных заболеваний, нарушения продукции цитокинов. Может быть последствием тяжелых отравлений различными ядами, химическими веществами, а также развивается на фоне многих инфекционных заболеваний, дисфункции печени и почек. Развивается в результате переливания крови, трансплантации органов, химиотерапии и иммуносупрессивных препаратов, применяющихся после трансплантации.
В норме костный мозг отвечает за синтез стволовых структур, впоследствии дифференцирующихся на различные типологические структуры, выполняющие свои, строго определенные функции. Преимущественно они дифференцируются на эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, каждый из которых выполняет строго определенные функции в организме. Но при нарушении нормального функционального состояния костного мозга, этот процесс нарушается. Проявляется гипо- или ацеллюлярностью костного мозга, при которой развивается анемия, тромбоцитопения, нейтропения. Часто происходит подавление эритропоэза, возможно даже развитие опухолей и фиброза. Это влечет за собой серьезные нарушения кровообращения, тяжелые заболевания крови.
При этом основную патологию чаще всего характеризуют как апластическую анемию. В этом состоянии костный мозг не производит достаточное количество кровяных клеток. Существенно снижается свертываемость и другие свойства крови, защитные функции. В результате снижения количества лейкоцитов, происходит нарушение иммунитета, снижается способность организма противостоять инфекциям. Организм получает недостаточное количество кислорода. Развивается гипоксия, постепенно развивается гиперкапния. Это только усугубляет патологию.
Прогноз неблагоприятный. Восстановление костного мозга происходит крайне редко, но если такое случается, развиваются повторные инфекции, угрожающие жизни, другие патологии. Если костный мозг не способен к восстановлению, требуется пересадка. Также лечение включает переливание крови и антибиотики.
При такой форме дисфункции, как эритремия, развивается слишком большое количество эритроцитов в крови. В результате кровь становится более густой, что существенно повышает риск тромбообразования. Соответственно, возрастает вероятность возникновения инфарктов, инсультов. Иногда приходится прибегать к еженедельному удалению лишней крови из кровеносных сосудов, что продолжается до тех пор, пока не нормализуется количество красных кровяных телец в крови. Эритремия является нормой только для людей, живущих на большой высоте, что объясняется необходимостью компенсировать недостаток кислорода в воздухе. При патологии такое состояние возникает на фоне хронических легочных и сердечных заболеваний. На патологии костного мозга указывает красное лицо, глаза, налитые кровью, с чрезмерным увеличением сосудов, головная боль, звон в ушах, затуманенное зрение.
Еще одним нарушением функции костного мозга является миелофиброз, при котором костный мозг заменяется рубцовой тканью. Параллельно развивается анемия и кровотечения, поскольку красный мозг не вырабатывает достаточное количество эритроцитов и тромбоцитов. Это приводит к развитию повышенной утомляемости, слабости. Точной причины патологии до настоящего времени не выявлено. Для сдерживания симптомов проводят переливание крови и медикаментозное лечение.
Миелодисплазия также рассматривается как дисфункция спинного и костного мозга. Это состояние можно охарактеризовать как недостаточное развитие мозга, является врожденной патологией. Чаще всего наблюдается у людей пожилого возраста. Для лечения применяется переливание крови и химиотерапия. Для пациентов молодого возраста применяют пересадку костного мозга.
Еще одной формой дисфункции мозга является нарушение свертываемости крови, которая возникает преимущественно после химиотерапии. Это приводит к изменению количества тромбоцитов, а они, как известно, отвечают за нормальное свертывание крови и остановку кровотечения. Во время химиотерапии важно постоянно контролировать количественные показатели тромбоцитов в крови (его резкое снижение ассоциировано с развитием кровотечения). При критическом показателе тромбоцитов требуется срочное переливание крови.
[15], [16], [17], [18], [19], [20], [21], [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28]
Дисфункция медиобазальных структур мозга
Под медиабазальным уровнем подразумевают координированную деятельность лобного и височного отделов. Повреждение этих отделов заканчивается нарушением основных процессов. Существенно страдает уровень произвольного внимания и способность к его концентрации. В противовес недостаточности произвольных форм, происходит патологическое нарушение непроизвольного внимания в сторону его увеличения. Такой дисбаланс приводит к грубым расстройствам сознательных и аналитических процессов.
[29], [30], [31]
Дисфункция височных долей мозга
[32], [33], [34], [35], [36], [37], [38], [39]
Дисфункция таламо кортикальных связей головного мозга
Под таламо-кортикальными структурами подразумевают взаимоотношение специфических и неспецифических элементов зрительного бугра и коры. При этом мнения специалистов разделились: одни считают, что эти структуры между собой никак не связаны, другие прослеживают тесную взаимосвязь между ними. При условии парного раздражения эти связи довольно четко прослеживаются.
Сначала идет неспецифическое раздражение, затем следует специфическое. Это достаточно ярко прослеживается на примере кожного раздражения. Как утверждают ученые, рецепторы неспецифических волокон располагаются на дендритах, тогда как рецепторы специфических волокон расположены на аксонах. Между ними прослеживаются аксонодендрические связи, которые существенно изменяют возбудимость коры. Окончательная реакция коры определяется именно этими связями.
Двусторонняя деструкция дорсомедиальных ядер приводит к нарушению когнитивных процессов, деперсонализации личности, нарушению эмоциональной сферы, ориентировки в пространстве и времени.
При дисфункции вентролатеральных ядер и связей между ними, наблюдаются отчетливо выраженные интеллектуальные нарушения. При диагностической и лечебной электростимуляции вентролатеральных ядер таламуса и связей между ними, наблюдается легкая смазанность речи, лабильные парафазии, которые наблюдаются при повторении предложений, коротких рассказов. Человек не способен назвать четко предметы, которые редко встречаются.
[40], [41], [42], [43], [44], [45]
Дисфункция вегетативных образований мозга
Представляет собой патологическое состояние, при котором развиваются психоэмоциональные и сенсомоторные реакции. Причин может быть несколько. В первую очередь необходимо учитывать наследственные и врожденные факторы. Например, особенности нервной системы, нарушение чувствительности нервных рецепторов, воздействие тератогенных факторов на плод, осложненная беременность, тяжелые роды. Определенную роль играют такие факторы, как повреждение ЦНС. Неблагоприятно сказывается и нервно-психические сбои.
Вегетативная дисфункция очень часто развивается в результате патологических родов. Установлено, что тип реакции определяется наследственностью и передается преимущественно от родителей. Безусловно, нельзя отрицать изменчивость. В процессе жизни тип может меняться, человек адаптируется. Но в целом, генетически детерминированными остаются рамки вариаций изменчивости.
Патогенез изучен недостаточно. Известно, что в основе его лежит нарушение нормального функционирования интегративных систем мозга. Изначально под действием различных факторов происходит нарушение функционального состояния надсегментарных вегетативных структур. Это определяет особенности функционирования вегетативной системы, преобладающий тип реакции, особенности возможных патологий надсегментарных структур. Это преимущественно отражается в виде нарушения обменных процессов, общего гомеосатаза, системы кроветворения, кровообращения, иммунной и эндокринной систем. Нарушается иннервация внутренних органов, сосудов, что влечет за собой нарушение медиаторного и гормонального регулирования различных биологических звеньев. Развивается гипо- или гиперчувствительность периферических и центральных рецепторов. Результатом является развитие психовегетативного синдрома, а также недостаточнсти.
Для того чтобы точно поставить диагноз, необходимо исключить различные психоневрологические и соматические патологические состояния. Диагностические мероприятия основаны на оценке одиночных и сочетанных критериев. В основе дифференциальной диагностики лежит необходимость дифференцировать признаки сходных патологий.
Важную диагностическую информацию может дать осмотр глазного дна, рентгенологическое исследование черепа. Весьма информативными методами выступают реоэнцефалограмма, электроэнцефалография. Определить особенности тонуса вегетативных органов можно при помощи кардиоинтервалографии.
Лечение преимущественно этиологическое, то есть подразумевается первоочередное устранение элементов, которые являются причиной патологии. Проводится ликвидация стрессовых факторов. Для облегчения терапии назначают оптимальный двигательный режим. Для контроля эмоционального состояния применяют аутогенные тренировки, медитативные практики, релаксационные упражнения. Также проводятся психотерапевтические занятия и тренинги.
Оптимальными видами спорта являются цигун, хатха-йога, каланетика, стреччинг. Устранить гиподинамию поможет бег. Много полезных упражнений можно найти в различных комплексах хатха-йоги, гимнастики цигун. Важно придерживаться определенной диеты, режима дня. Не рекомендуется принимать высококалорийную пищу. Следует ограничить количество белков и жиров, не снижая при этом количество углеводов. Ограничить рекомендуется соль, специи, приправы.
Положительное воздействие оказывает массаж, в особенности, массаж шейно-воротниковой зоны, сегментарно-рефлекторный, массаж нижних конечностей. При наличии соматических патологий рекомендуется висцеральный массаж. Положительный результат приносит рефлексотерапия, аккупунктрура. При необходимости назначают физиотерапевтические процедуры. Наиболее применимыми методами является гальванизация, диатермия, ультрафиолетовые методы, электропроцедуры, электрофорез с препаратами. Магнитное поле не применяют, поскольку оно обладает тормозящим воздействием.
Дома можно практиковать обливания и обтирания, контрастные компрессы. Проводятся сеансы обучения самоконтролю. Показанием к проведению психокоррекции служит любой психовегетативный синдром. Его легко можно распознать по следующим признакам: нарушение самочувствия, при котором наблюдается повышенная раздражительность, агрессия, подавленность. Присутствует нарушение поведения и функции внутренних органов. Могут появляться патологические рефлексы.
Многие специалисты склоняются к мнению, что психотерапия должна проводиться даже при отсутствии признаков психовегетативного нарушения, что позволит своевременно предотвратить возможную патологию, выявить скрытые проблемы и устранить их. Это существенно нормализует состояние. Более сложными методами являются аутогенная тренировка и катарсис, которые должны проводиться под строгим контролем специалиста. Эти методы способствуют глубокому расслаблению, повышает адаптационные возможности организма, активируют внутренние ресурсы. Основное действие происходит за счет расслабления мышц и снятия психоэмоционального напряжения.
Медикаментозная терапия проводится с учетом жалоб, клинической картины, степени тяжести патологического процесса. Препараты подбираются индивидуально. На начальных этапах назначают фитопрепараты, гомеопатические и народные средства, лекарственные отвары, настои. При необходимости проводится витаминотерапия. Для устранения симптомов могут быть назначены специальные медицинские средства. Чаще всего они направлены на нормализацию кровообращения, успокоение симпатического отдела нервной системы, возбуждение парасимпатического, тонизацию мышц. Могут быть назначены седативные средства.
[46], [47], [48], [49], [50], [51], [52], [53],
Хирургическое лечение
К хирургическому лечению прибегают только в случае неэффективности консервативной терапии. Дисфункция мозга сама по себе не требует оперативного лечения. Потребность в нем появляется только на фоне присоединения сопутствующих патологий, возникновения осложнений. Например, антиагрегатная терапия может потребоваться при нарушении тромбоцитарной активности, гемостаза в целом. При возникновении тромба проводят операцию по его удалению. Операции проводятся при окклюзивно-стенозирующем поражении артерий головного мозга, инсульте, инфаркте.