Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Симптомы дисфункции срединных структур головного мозга

Дисфункция срединных структур головного мозга может привести к нарушениям нервной системы человека. Врачи утверждают, что эта патология представляет собой довольно опасное нарушение. Вообще, такой термин, как «дисфункция», означает нарушение правильно протекающего процесса.

Любые нарушения, даже самые минимальные, подвигают серьёзные отклонения. Это могут быть нехарактерное поведение, неправильное эмоциональное восприятие или отсталость в интеллектуальном развитии.

Особенности мозга

Стволом называют образование, отвечающее за жизнедеятельность и здоровье организма. Находится он в головном мозге человека. Среди самых важных систем организма, за которые отвечает эта структура, находятся:

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Но нередки те случаи, когда человек получает травмы и наносится вред здоровью. При этом может пострадать и головной или спиной мозг, из-за чего он перестаёт нормально и правильно функционировать. Обычно такое происходит из-за аварии, где произошла травма или случился ушиб, который повлёк сотрясение мозга. На сегодняшний день нередки случаи получения травмы в процессе трудных родов.

Нарушения в работе головного мозга будут ярко выражены клинически или их можно диагностировать благодаря проведению специальных анализов.

Диагностика

Когда у терапевта только возникают первые подозрения на то, что у человека есть нарушения в работе центральной в системы, он тут же направляет его к невропатологу, который должен:

На основании заключения невролога будет установлено, какая именно дисфункция присутствует у человека, и подберутся способы назначенного лечения для максимально быстрого выздоровления.

Виды дисфункции

Есть несколько разновидностей патологий в работе головного мозга. Разделение на группы будет зависеть от того, в каком из отделов образовалась дисфункция или произошло нарушение работы в целом. Среди них:

Нормальная работа все этих отделов гарантирует, что человек здоров и находится в нормальном психоэмоциональном состоянии. Но если где-то наблюдается расстройство, то нужно срочно обратиться к неврологу, чтобы он поставил диагноз и назначил лечение.

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Диэнцефальная дисфункция

В первую очередь она отражается на промежуточных отделах головного мозга, а точнее, начинает поражать их. При наблюдении такого расстройства у человека наблюдаются:

Эта дисфункция считается одной из самых распространённых среди заболеваний, которыми характерна неврология. Обычно наиболее ярким представителем становится вегетососудистая дистония. Болезнь встречается у трети населения, это особенно частое явление у женщин.

Лечат дисфункцию различными медикаментозными средствами и рентгенотерапией. В лечебных целях иногда могут применяться специальные диеты.

Стволовая дисфункция

Дисфункция стволовых структур мозга диагностируется следующими способами:

Признаки этой дисфункции имеют обратимые нарушения, и их убирают за несколько походов к специалисту. Происходит это за счёт восстановления функций головного мозга, активная деятельность которого возвращается после нормализации кровообращения.

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Дисфункция срединных структур мозга

Работа этого отдела направлена на правильное функционирование вегетативной нервной системы в организме человека. Дисфункция срединных структур головного мозга отличается сбоем ночного сна и психоэмоционального состояния человека. Обычно это случается из-за травм различного рода, которые происходят в результате падения, удара, или в ходе реабилитации после них.

Симптоматика дисфункции неспецифических срединных структур характеризуется следующими фактами:

При диагностировании дисфункций срединных структур головного мозга и назначенном лечении невролог должен учитывать особенности сознательного и бессознательного поведения и здоровья человека для того, чтобы терапия проходила максимально эффективно.

Минимальная дисфункция мозга у детей

У ребёнка также может наблюдаться дисфункция головного мозга. Чаще всего она проявляется как минимальная мозговая дисфункция. Это очень распространённая патология, и у каждого 5 ребёнка можно её диагностировать. Причины, по которым начинает развиваться дисфункция головного мозга у детей, следующие:

Симптомы дисфункции срединных структур мозга у детей имеют довольно яркий характер и проявляются следующим образом:

Когда это заболевание начинает развиваться, то, соответственно, и симптомы становятся более ярко выражены и проявляются гораздо интенсивнее. Такие нарушения могут спровоцировать другие, уже более серьёзные последствия. Например, эпилепсию или опасные нервные расстройства.

Зарубежные врачи практикуют такое лечение, как постоянное наблюдение ребёнка врачом остеопатом. Он должен постоянно наблюдать состояние малыша и следить, есть ли в его состоянии какие-либо изменения или ухудшения. При обнаружении дисфункций срединных структур мозга на ранних стадиях можно легко поправить ситуацию и вылечить недуг без последующих пагубных и отрицательных последствий.

Вывод

Врачи могут диагностировать повреждение головного мозга или отдельных его структур у человека, поступившего в больницу с травмой головы, которую он получил в результате аварии, ушиба или удара, если при этом у него произошёл обморок или потеря сознания, либо больной стал задыхаться или у него нарушено кровообращение.

Когда больной обращается в медицинское учреждение за помощью, при этом у него наблюдаются симптомы расстройства сознания или судорожные приступы, это означает, что у человека нарушение деятельности мозговых структур и отделов. Для более правильной диагностики лучше всего обратиться к ЭЭГ. Она может увидеть и распознать первые признаки возбуждения мозгового ствола.

Врач должен правильно установить диагноз и причину возникновения патологии. Для полноты данных невролог направляет больного на детальное обследование, которое включает МРТ и КТ. После получения всех результатов анализов специалист сможет назначить необходимое лечение, а затем наблюдать за результатами терапии.

Источник

Минимальная мозговая дисфункция

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такоеСреди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.

Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.

Проявления патологии

Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.

Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:

Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.

Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.

Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.

Причины возникновения

Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).

К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.

Особенности диагностики

Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.

При осмотре младенцев специалисты, прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.

Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.

Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.

При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.

Подбор схемы лечения

Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.

Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такоеСпециалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.

Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

Советы родителям

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:

Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.

Источник

Минимальная мозговая дисфункция у детей

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) – это синдром, включающий в себя комплекс нарушений психоэмоциональной сферы, которые возникают на фоне недостаточности функций ЦНС. В младенчестве основными проявлениями являются малые неврологические симптомы. У старших детей ММД характеризуется задержкой психического развития, гиперактивностью, социальной дезадаптацией. Диагностика основывается на психологических тестах (система Гордона, «Лурия-90») и инструментальных методах: КТ, МРТ, ЭЭГ и т. д. Лечение включает в себе педагогические, психотерапевтические, фармакологические и физиотерапевтические средства.

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Общие сведения

Минимальная мозговая дисфункция у детей, легкая детская энцефалопатия или гиперкинетический хронический мозговой синдром – это патологическое состояние, возникающее при нарушении регуляции ЦНС, проявляющееся отклонениями в поведении, восприятии, эмоциональной сфере и вегетативных функциях. Впервые описано С. Клеменсом в 1966 году. ММД – одна из самых распространенных нервно-психических патологий. Она встречается у 5% детей младших классов, среди дошкольников заболеваемость составляет 22%. Прогноз, как правило, благоприятный, но во многом зависит от этиологии. Практически у половины детей в процессе взросления все клинические проявления бесследно исчезают. Задержка психического развития при условии полноценного лечения почти всегда носит обратимый характер.

Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Смотреть картинку Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Картинка про Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое. Фото Дисфункция срединных структур головного мозга у детей что это такое

Причины

На данный момент ММД у детей раннего возраста расценивается как результат повреждений ограниченных участков коры головного мозга или аномалий развития ЦНС различного происхождения. Формирование данной патологии в 3-6 лет зачастую связано с педагогической или социальной запущенностью ребенка. В зависимости от момента воздействия все этиологические факторы минимальной мозговой дисфункции у детей можно разделить на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

К первой группе относятся острые вирусные заболевания или обострения хронических соматических патологий матери, которые сопровождаются состоянием длительной интоксикации, неправильное питание, нарушения обмена белков, жиров и углеводов (в т. ч. сахарный диабет), патологии беременности – преэклампсия, эклампсия, угрозы самопроизвольного прерывания беременности. В этот список также входят загрязненная окружающая среда (в т. ч. усиленный радиационный фон), нерациональный прием медикаментов, употребление алкогольных напитков, табачных изделий и наркотических препаратов, TORCH-инфекции, недоношенность ребенка.

Спровоцировать минимальную мозговую дисфункцию у детей непосредственно во время родов могут такие факторы, как стремительные роды, слабость сократительной деятельности матки и последующая ее стимуляция медикаментозными препаратами, кесарево сечение, интранатальная гипоксия (в т. ч. при обвитии пуповиной), использование акушерских пособий (вакуум-экстрактора или акушерских щипцов), неполное раскрытие родовых путей при родах, крупный плод – масса ребенка свыше 4 кг. Этиологическими факторами развития ММД в неонатологии и педиатрии являются нейроинфекции и травматические повреждения ЦНС. В возрасте 3-6 лет ММД может быть результатом воспитания в неблагополучной семье – педагогической и социальной запущенности.

Симптомы ММД у детей

Первые клинические проявления минимальной мозговой дисфункции у детей могут развиваться как непосредственно после родов, так и дошкольном или школьном возрасте. Независимо от момента манифестации определяются характерные для каждой возрастной категории симптомы.

Клиническая картина на протяжении первых 12 месяцев жизни ребенка характеризуется малыми неврологическими симптомами. В неонатальном периоде ММД проявляется нарушением тонуса скелетной мускулатуры – стойкими миоклоническими сокращениями, тремором, гиперкинезией. Симптомы возникают спонтанно, на осознанную моторную активность влияния не оказывают, с эмоциональным фоном не связаны, в отдельных случаях усиливаются при плаче. Характерны нарушения сна, аппетита, зрительной координации и задержка в психическом развитии. В 8-12 месяцев проявляется патология предметно-манипулятивных движений. Зачастую развиваются дисфункция черепно-мозговых нервов, асимметрия рефлекторной деятельности, гипертензионный синдром. На фоне гипервозбудимости стенок ЖКТ наблюдается чередование диареи и запоров, частое срыгивание и рвота.

В возрасте от 12 месяцев до 3 лет минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется повышенной возбудимостью, чрезмерной моторной активностью, снижением или потерей аппетита, нарушением сна (медленное засыпание, беспокойство во время сна, ранее пробуждение), замедленной прибавкой в массе тела, запоздалым развитием речи и дислексией, энурезом. В 3 года определяются неуклюжесть, чрезмерная утомляемость, импульсивность, негативизм. Ребенок неспособен долго находиться в неподвижном состоянии и длительное время концентрировать внимание на конкретном задании или игре, легко отвлекается на любые внешние раздражители, совершает большое количество осознанных движений, в т. ч. бесполезных и хаотичных. Может наблюдаться непереносимость яркого света, сильного шума, душных помещений и жаркой погоды. Таких детей часто «укачивает» в транспорте – быстро возникает тошнота с последующей рвотой.

Наибольшая выраженность минимальной мозговой дисфункции у детей наблюдается при первом попадании в коллектив – в 4-6 лет. Клиническая картина характеризуется гипервозбудимостью, моторной гиперактивностью или заторможенностью, рассеянностью, сниженной памятью, трудностью в освоении детсадовской или школьной программы. Такие дети неспособны полноценно овладеть навыками письма, чтения и элементарными математическими расчетами. С началом посещения школы ребенок все сильнее акцентирует собственное внимание на неудачах, формируется заниженная самооценка, отсутствие уверенности в себе и своих силах. Также определяются характерные черты в поведении: эгоизм, стремление к уединению, склонность к конфликтам, отказ от только что данных обещаний. Среди сверстников ребенок старается исполнять роль лидера или полностью отстраниться от коллектива. В результате на фоне ММД могут развиваться, социальная дезадаптация, психические отклонения, вегето-сосудистая дистония.

Диагностика

Диагностика ММД заключается в сборе анамнестических данных, физикальном обследовании, лабораторных и инструментальных методах исследования. Анамнез позволяет определить возможную этиологию и выявить первичные симптомы, а в возрасте 3-6 лет – проследить динамику клинических проявлений и их тяжесть. При осмотре младенца больше внимания уделяется проверке рефлексов, их симметричности.

Объективное обследование в школьном возрасте малоинформативно, ведущую роль играет психодиагностика. Она позволяет педиатру определить особенности поведения ребенка, его психическое состояние и степень развития. Чаще всего для диагностики минимальной мозговой дисфункции у детей применяются система Гордона, тест Векслера, «Лурия-90» и другие. Общие лабораторные анализы (ОАМ, ОАК) отклонений от нормы не выявляют.

Для оценки состояния тканей ЦНС и мозгового кровообращения проводятся ЭЭГ, рео- и эхоэнцефалография, нейросонография, компьютерная и магнитно-резонансная томография. КТ и МРТ при ММД зачастую определяют уменьшение объема коры головного мозга в левой лобной и теменной области, фокальные повреждения медиальной и глазничной части фронтальной области, уменьшение размеров мозжечка. Для исключения переломов проводится рентгенография костей черепа.

Дифференциальная диагностика минимальной мозговой дисфункции у детей зависит от возраста ребенка и момента проявления первичных симптомов. Она осуществляется с такими патологиями, как черепно-мозговая травма, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилептиформные заболевания, шизофрения, острое отравление свинцом и др.

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей

Лечение ММД включает в себя педагогический и психотерапевтический методы коррекции, фармакологические средства и физиотерапию. Как правило, используется комбинированный подход – составляется индивидуальная программа для ребенка с учетом этиологии и особенностей клиники. Приемы педагогики и психотерапии применяются для коррекции задержки психического развития, социальной и педагогической запущенности, а также для адаптации ребенка в коллективе.

Важную роль при лечении минимальной мозговой дисфункции у детей играет психологический микроклимат в семье – так называемая «позитивная модель общения». Она включает в себя акцентирование внимания на успехах ребенка и их поощрение, избегание частых повторений слов «нет» и «нельзя», мягкую, спокойную и сдержанную манеру разговора. Использование компьютера и просмотр телевизора ограничиваются до 30-60 минут в день. В развлечениях преимущество отдается тем видам игр и занятий, которые требуют внимания и концентрации: конструкторы, пазлы, чтение, рисование.

Фармакологические препараты назначаются с целью купирования отдельных симптомов. В зависимости от клинических проявлений могут применяться седативные, транквилизаторы, антидепрессанты. Физиотерапия при минимальной мозговой дисфункции у детей направлена на улучшение работы центральной и периферической нервных систем, максимальное восстановление их функций. Наиболее часто используются массаж, гидрокинезотерапия, ЛФК. Постепенно вводятся спортивные дисциплины, требующие координации движений и ловкости: плавание, бег, лыжный и велосипедный спорт.

Прогноз и профилактика

Прогноз для детей с ММД, как правило, благоприятный. В 30-50% случаев наблюдается «перерастание» заболевания – в подростковом и взрослом возрасте все симптомы полностью исчезают. Однако у некоторых больных определенные проявления остаются на всю жизнь. Нарушения психики на фоне лечения возникают редко. Для людей с ММД характерны нетерпеливость, невнимательность, недостаточная социальная адаптация, проблемы при формировании полноценной семьи и обретении профессиональных навыков.

Неспецифическая профилактика минимальной мозговой дисфункции у детей подразумевает исключение всех потенциальных этиологических факторов. Профилактические мероприятия включают рациональное питание матери, отказ от вредных привычек, регулярное посещение женской консультации для мониторинга беременности и лечения сопутствующих патологий, полноценное обследование с целью выбора наиболее подходящего метода родоразрешения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *