Дискуссия как метод интерактивного обучения

Педразвитие

Автор: Лещенко Александр Петрович
Должность: заведующий отделом воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ «Санкт–Петербургский кадетский военный корпус»
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург, г. Петергоф
Наименование материала: Статья
Тема: «Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания»
Раздел: полное образование

Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения

компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия

разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по

очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и

Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней

участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии.

нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих

Противоположная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонентом». У каждого из

нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное

плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ

познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не

нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности,

убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым

Цель: Обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными

лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как

более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их

ясности для всех участников дискуссии.

Методика осуществления (пример)

Тема дискуссии формулируется до ее начала. Группа обучающихся делится на несколько

малых групп. Количество групп определяется числом позиций, которые будут обсуждаться

в процессе дискуссии. Малые группы формируются либо по желанию обучающихся, либо

пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер,

оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на

Источник

Дискуссия как интерактивная форма обучения на уроке

Дискуссия как метод интерактивного обучения. Смотреть фото Дискуссия как метод интерактивного обучения. Смотреть картинку Дискуссия как метод интерактивного обучения. Картинка про Дискуссия как метод интерактивного обучения. Фото Дискуссия как метод интерактивного обучения

Дискуссия как интерактивная форма обучения на уроке.

Дискуссия как интерактивная форма обучения на уроке.

Идея интерактивного обучения возникла в середине1990-х годов с появлением первого веб-браузера и началом развития сети Интернет, тогда это понятие трактовалось как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета.

Сейчас вполне допустимо более широкое толкование термина «способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком)»

Преподаватель должен предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе как активных так и интерактивных форм проведения занятий ( деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее развития. А это означает, что: происходит отказ от лобовых методов, от лозунгов и призывов, воздержание от излишнего дидактизма, назидательности; вместо этого выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность.

Дискуссия, как интерактивный метод обучения, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Традиционно под понятием «дискуссия» понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно.

Этот метод обучения заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 человек).Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Дискуссия как коллективное обсуждение может носить различный характер в зависимости от изучаемого процесса, уровня его проблемности и, как следствие этого, высказанных суждений. Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

При этом функции преподавателя сводятся к следующему:

    Объяснение цели предстоящей работы; Разбивка студентов на группы; Раздача заданий для групп; Контроль за ходом групповой работы; Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску. После отчета групп о выполненном задании преподаватель делает выводы

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

Преимущества групповой работы заключаются в том, что

Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение преподавателем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.

, Кефели выделяют следующие виды дискуссий: 1) тематическая дискуссия – обсуждаемы вопросы связаны с темой урока; 2) биографическая дискуссия – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника; 3) интеракционную – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь», например, в условиях взаимодействия группы.

Вид дискуссии выбирает учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.

, в зависимости от целей и задач урока предлагает использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол», «Аквариум», либеральный клуб.

    моделировать реальные жизненный проблемы; вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими; продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений; обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.

Источник

Педразвитие

Автор: Лещенко Александр Петрович
Должность: заведующий отделом воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ «Санкт–Петербургский кадетский военный корпус»
Населённый пункт: г. Санкт–Петербург, г. Петергоф
Наименование материала: Статья
Тема: «Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания»
Раздел: полное образование

Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания

Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения

компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия

разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по

очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и

Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней

участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии.

нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих

Противоположная сторона в дискуссии именуется обычно «оппонентом». У каждого из

нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное

плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ

познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не

нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности,

убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым

Цель: Обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными

лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как

более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их

ясности для всех участников дискуссии.

Методика осуществления (пример)

Тема дискуссии формулируется до ее начала. Группа обучающихся делится на несколько

малых групп. Количество групп определяется числом позиций, которые будут обсуждаться

в процессе дискуссии. Малые группы формируются либо по желанию обучающихся, либо

пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер,

оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на

Источник

Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания.

В данной статье рассматривается один из важнейших методов интерактивного обучения и воспитания под названием дискуссия.Этот метод позволяет эффективно и плодотворно решать спорные вопросы и достигать взаимоприемлемого решения.

Просмотр содержимого документа
«Дискуссия как метод интерактивного обучения и воспитания.»

Цель: Обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения.

Задачи: достижение определенной степени согласия участников дискуссии относительно дискутируемого тезиса формирование общего представления не как суммы имеющихся представлений, а как более объективное суждение, подтверждаемое всеми участниками обсуждения или их большинством достижение убедительного обоснования содержания, не имеющего первоначальной ясности для всех участников дискуссии. Методика осуществления (пример) Организационный этап Тема дискуссии формулируется до ее начала. Группа обучающихся делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом позиций, которые будут обсуждаться в процессе дискуссии. Малые группы формируются либо по желанию обучающихся, либо по родственной тематике для обсуждения. Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты. Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне группы, формулирует общее мнение малой группы. Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и формулирует вопросы по предлагаемой информации. Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Подготовительный этап: Каждая малая группа обсуждает позицию по предлагаемой для дискуссии теме в течение отведенного времени. Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по теме для дискуссии.

Основной этап – проведение дискуссии Заслушивается ряд суждений, предлагаемых каждой малой группой. После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций. В завершении дискуссии формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по теме дискуссии.

Этап рефлексии – подведения итогов. Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным позициям своих малых групп, осуществляют сравнительный анализ первоначальной и окончательной позиции, представленной своей малой группой во время дискуссии. Преподаватель дает оценочное суждение окончательно сформированной позиции во время дискуссии.

ПОПС-формула представляет собой российский вариант юридической технологии профессора права Д.Маккойда-Мэйсона из ЮАР. Используется при организации споров, дискуссий. Ее суть заключается в следующем. Обучающийся высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, выступает на занятии с речью: «Я считаю, что смертная казнь не нужна…»); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: «Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…»); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…»; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, говорит: «В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…»). Таким образом, выступление обучаемого занимает примерно 1-2 минуты и может состоять из двух-четырех предложений. Самое главное, что дает применение данной технологии, обучающиеся высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме. ПОПС-формула может применяться для опроса по пройденной теме, при закреплении изученного материала, проверке домашнего задания.

Источник

Дискуссия как метод интерактивного обучения психологии

Рассмотрение методов и приемов активного обучения. Учебно-организационные задачи, решаемые с помощью активных методов обучения. Способы и условия использования метода дискуссии в обучении психологии. Конспект лекции по методике преподавания психологии.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления04.01.2017
Размер файла57,5 K

Дискуссия как метод интерактивного обучения. Смотреть фото Дискуссия как метод интерактивного обучения. Смотреть картинку Дискуссия как метод интерактивного обучения. Картинка про Дискуссия как метод интерактивного обучения. Фото Дискуссия как метод интерактивного обучения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Курганский государственный университет (КГУ)

Кафедра: Психологии развития и возрастной психологии

Дисциплина: «Методика преподавания психологии»

1. Дискуссия как метод интерактивного обучения психологии

1.1 Интерактивные методы обучения

1.2 Дискуссия как метод интерактивного обучения психологии

2. Конспект учебной лекции по методике преподавания психологии

1. Дискуссия как метод интерактивного обучения психологии

1.1 Интерактивные методы обучения

Методика обучения (преподавания) может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приемах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности. Именно активные методы, обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего. Среди современных активных методов обучения три группы методов, наиболее интересных. Это методы программированного обучения и проблемного обучения, интерактивного (коммуникативного) обучения.

Каждый из них возникал как попытка преодоления ограниченности традиционных методов обучения, а также и тех ограничений, которые порождались вновь созданным «активным» методом обучения.

Следовательно, методы активного обучения и разработанные в них приемы, лишь образуя систему, могут обеспечить управление всеми формами познавательной деятельности, связанными с усвоением психологического знания.

Активные методы обучения позволяют решить три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. [2]

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Кроме того, действует такой психологический феномен, как заражение (не подражание, а именно заражение), и любая высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную, аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.

Во время такого занятия от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит пассивно, в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Интерактивные методы принесут наибольший эффект, не только обучающий, но и воспитательный, когда преподаватель будет влиять на обсуждение не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего личностного отношения к проблеме, своей мировоззренческой и нравственной позиции. [1]

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:

1.2 Дискуссия как метод интерактивного обучения психологии

Что характерно для дискуссии с психологической точки зрения?

2. В психологическом смысле интересно то, что именно столкновение мнений, дискуссия порождает мышление, а оно ведет к рождению неординарных и разных, а потому спорных мыслей. Этот подход к пониманию причинно-следственных связей между дискуссией и мышлением выдвигался еще Л.С. Выготским, но при исследованиях речевой деятельности в дальнейшем не акцентировали на этом внимание, не подвергали специальному анализу особенности взаимосвязи мышления и диалога, особенно в его дискуссионной, полемической форме.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Оказалось, что дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Метод дискуссии используется в групповых формах занятий на семинарах-дискуссиях, семинарах-практикумах, собеседованиях по обсуждению итогов (или хода и методов) выполнения заданий на практических и лабораторных занятиях, когда студентам нужно высказываться. Иногда практикуются и лекции-дискуссии, когда лектор по ходу изложения материала обращается к аудитории с отдельными вопросами, требующими коротких и быстрых ответов. Дискуссия в полном смысле на лекции развернуться не может, но дискуссионный вопрос, вызвавший сразу несколько разных ответов из аудитории, не приведя к выбору окончательного, наиболее правильного из них (поскольку не было обсуждения), уже создает психологическую атмосферу коллективного размышления и готовности внимательно слушать рассуждения лектора, отвечающего на этот дискуссионный вопрос.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи:

· обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы;

· моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы;

· демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений. [1]

Методика проведения дискуссий

Поскольку именно наличие системного подхода отличает дискуссию от простой беседы, необходима тщательная подготовка дискуссии, а именно планирование. Невозможно заранее запланировать все аспекты дискуссии, но можно предусмотреть ее основные этапы и ключевые моменты.

Выбрать и сформулировать тему (она должна иметь проблемный характер, содержать в себе противоречивые точки зрения, дилеммы, задевающие привычные установки взрослой аудитории) и состав участников. Определить содержание и продолжительность дискуссии, основные проблемы и вопросы для обсуждения. Подобрать литературу, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Для выяснения мнений по всем вопросам должно быть выделено достаточное количество времени, однако не настолько большое, чтобы группа успела потерять всякий интерес к обсуждаемой проблеме. Любые временные рамки должны четко оговариваться перед началом дискуссии.

Сформулировать цель дискуссии: заключается ли она в достижении некоего консенсуса, выработке рекомендаций или это просто рассмотрение предмета дискуссии с различных сторон. Продумать основные способы и вопросы для контроля за ходом и направлением дискуссии, подведения промежуточных итогов, поддержания и стимулирования активности участников. Определить способы фиксации предложенных идей и необходимое для этого оборудование.

Функции преподавателя во время дискуссии. Ведущий дискуссии должен хорошо представлять себе имеющиеся точки зрения на постановку и решение дискуссионной проблемы, разбираться в тонкостях аргументации, у него должна быть своя точка зрения на решение данной проблемы, которую он может высказать при подведении итогов дискуссии. Роль учителя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции:

· сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т.е. показать значимость проблемы для учеников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты, определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики;

· создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений. Важно, чтобы ученикам, находящимся в классе, было легко устанавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число участников было минимальным (25-30 учеников);

· сформулировать вместе с учениками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронтации; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию;

· добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий, дать рабочие определения обсуждаемой темы;

· мягко вводить группу в дискуссию посредством открытых вопросов, которые требуют обсуждения, не ставя учеников в оборонительную позицию;

· руководить дискуссией: поддерживать высокий уровень активности всех участников, соблюдать регламент, тактично останавливать отклонившихся от темы и затянувшиеся монологи, подключать пассивных учеников;

· мобильно фиксировать предложенные идеи на плакате или на доске, чтобы исключить повторение и стимулировать дополнительные вопросы;

· оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций; подводить промежуточные итоги, чтобы избежать движения дискуссии по кругу; направлять обсуждение в нужное русло.

— предъявление проблемной производственной ситуации;

— постановка проблемных вопросов;

— ролевое проигрывание проблемной ситуации;

— анализ противоречивых высказываний по обсуждаемой теме;

— альтернативный выбор (ученикам предлагается выбрать одну из нескольких точек зрения или способов решения проблемы).

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения [38]:

· уточняющие вопросы, побуждающие более четко формулировать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите. », «Как вы докажете, что это верно?»);

· выражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»);

· приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе;

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего ученика, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.

Типы вопросов в дискуссии:

Закрытые вопросы (уточняющие) Закрытыми называются такие вопросы, которые требуют однозначного ответа, состоящего из одного слова, часто просто «да» или «нет». Они обычно направлены на выяснение истинности или ложности высказываний, на проверку информации или ограничение возможностей выбора. Например: «Правильно ли я понял, что. », «Сколько раз происходило это событие?», «Верно ли, что. ». Следует избегать большого количества закрытых вопросов. Они уменьшают степень участия отвечающего и напоминают допрос.

Наводящие вопросы Они служат для того, чтобы подвести ученика к ответу, который ожидает услышать учитель. Этого подхода часто избегают, считая его манипулятивным. Примеры наводящих вопросов: «Вы же понимаете, почему мы поступаем именно так, не правда ли?», «Этот урок мог бы быть полезным для вас, вы не находите?», «Разве вы не считаете, что урок географии по этой теме может помочь?».

Вопросы с подтекстом. Хотя, как и наводящие вопросы, вопросы с подтекстом препятствуют свободному ответу того человека, которому адресованы, они все же действуют более тонко. Такие вопросы снимают давление с респондента и переносят его на ответ, спрятанный в подтексте. Пример: «Вы согласитесь с экспертами, что вариант. А лучше, чем вариант В?».

Возвратные вопросы Возвратные вопросы иногда могут быть похожими на наводящие, но они используются для того, чтобы показать понимание, продемонстрировать включенность в беседу, развить ответ или поощрить дальнейший разговор. Это такие вопросы, как: «Вы сказали, что без дополнительных временных затрат эти проблемы не решить?»

Тренировочные вопросы. Тренировочные вопросы создают заинтересованность, направляют внимание учеников и стимулируют ее активность, усиливают включенность в работу, поощряют мышление: даже когда задаваемый вопрос риторический и от учеников не требуется реакции, ее участники все равно задумываются над возможным ответом.

Иллюстрацией может служить вопрос: «Кто же, хотя бы изредка, не сталкивался с подобной проблемой?»

Дискуссия как сложная организационная форма обучения требует от учителя серьезной подготовки, актуализации педагогических и психологических знаний, педагогического мастерства, владения коммуникативными умениями.

В заключение следует отметить, что в практике преподавания психологии активные методы, скорее всего, будут выступать не в «чистом виде», не самостоятельно, а их элементы будут включены в разных долях в разные формы занятий: то в методику лекции, то в методику семинара или практических занятий. Возможно, что несколько разных методов будут взаимодействовать на одном и том же занятии.

Таким образом, использование методов зависит от самого преподавателя и научной значимости содержания изучаемой темы. Активные методы обучения в преподавании психологии создают обстановку, в которой взаимоотношения между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс воспитательный. [2]

2. Конспект учебной лекции по методике преподавания психологии

преподавание психология активный дискуссия

Наряду с полученными знаниями в ходе курса о содержании современного психологического образования, организации и видах учебных занятий, методах обучения психологии проблема организации проверки качества знаний учащихся является одной из наиболее актуальной. Проверка и оценивание необходима в целях усовершенствования методов обучения, обеспечения его развивающего характера, преодоления утилитарно-эмпирических знаний. В настоящее время имеются некоторые подходы к оцениванию качества знаний, основывающиеся на концепции учебной деятельности.

Литература. 1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии.

Аудитория. Студенты 4-го курса.

Цель лекции. Сформировать у студентов представления о проверке и оценке знаний по психологии.

1. Конкретизировать знания о формах и видах организации проверки и оценивания знаний при обучении психологии.

2. Проанализировать основные функции, которые выполняет проверка и оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе.

3. Познакомить с моментами, которые должен предусмотреть преподаватель относительно проверки и оценки знаний при планировании курса по психологии.

Организационная форма лекции:

* монолог с опорой на аудиовизуальные средства;

* монолог с элементами эвристической беседы;

1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии.

2. Виды проверки знаний при обучении психологии.

3. Формы проверки знаний при обучении психологии.

1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии

В соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями образовательные учреждения самостоятельны в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Проверка и оценка знаний, умений и навыков осуществляется в ходе теку-щей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся и студентов. Текущая проверка и оценка проводится в рамках учебных занятий по курсу. Ее формы и типы отметок определяются преподавателем. Промежуточная проверка и оценка проводится по итогам изучения всего учебного курса.

Контрольная работа, тест, зачет, экзамен итоговая аттестация. Осуществляет аттестацию чаще всего сам преподаватель, проводивший учебный курс.

Основные функции, которые выполняет проверка и оценка знаний, умений и навыков в учебном процессе. (Презентация)

1. Ориентирующая. Текущая оценка дает учащемуся ориентир (обратную связь) с точки зрения того, насколько успешно он усвоил определенные знания, умения и навыки, и таким образом способствует их корректировке и совершенствованию.

Курсивом выделены вопросы студентам

2. Стимулирующая. Критерии, которые использует преподаватель на экзамене или контрольной работе, определяют «что» и «как» будут учить студенты. Систематичность проверки является стимулом к систематическому изучению предмета в ходе учебного курса. В этом заключается важная роль регулярного проведения текущей проверки и оценки.

3. Аттестационная (контролирующая). Данная функция проявляется в выявлении знаний, умений и навыков учащихся, усвоенных ими на определенном этапе обучения. Это необходимо для определения их готовности к дальнейшему обучению или выполнению трудовой деятельности. Проверка и оценка в ходе итоговой аттестации, которая осуществляется государственной аттестационной комиссией, призвана осуществить независимый контроль и дать гарантию того, что студент достиг целей образовательной программы.

Всегда ли оценки выставляемые преподавателем вам казались справедливыми?

Поэтому многие начинающие и опытные преподаватели считают проверку и оценку знаний одной из наиболее сложных педагогических задач в процессе обучения. Существуют основные принципы проверки и оценки, на которые следует ориентироваться преподавателю психологии.

1. Объективность. Заключается в необходимости оценивать знания учащихся независимо от субъективного мнения оценивающего. Различные проверочные процедуры обеспечивают объективность в разной степени: 1) с четко сформулированными заданиями лучше, чем с заданиями общего и неопределенного характера; 2) письменные лучше, чем устные; 3) с четкими критериями правильности ответа лучше, чем с туманно выраженными критериями, 4) проводимые независимыми экспертами лучше, чем одним экзаменатором..

2. Валидность. Преподавателю важно быть уверенным в том, что контрольное задание выполнено учащимся самостоятельно, что оно характеризует знания именно этого учащегося.

3. Надежность. Заключается в необходимости гарантировать, что знания учащегося, получившие определенную оценку, сохраняются у него на длительный срок.

4. Дифференцированность. Заключается в необходимости оценивать знания таким образом, чтобы получаемые учащимися оценки и отметки дифференцировали их уровень и качество.

5. Системность. Заключается в оценке знания учащимися содержания всех разделов и тем курса, а также всех компонентов учебного материала. Для достижения системности необходимо использовать комплексы оценивающих процедур, разные типы формулировки вопросов и постановки проверочных заданий.

6. Систематичность (или регулярность). Заключается в необходимости проводить оценочные процедуры регулярно и периодически в ходе изучения курса. 7. Конфиденциальность. Заключается в том, что преподаватель должен принимать необходимые меры для того, чтобы результаты оценки были известны только ему самому, студенту и руководителю образовательной программы.

При оценке знаний по психологии, как и по другим дисциплинам, может использоваться два типа оценивания:

1) нормативное оценивание (оценка степени соответствия знаний учащихся (студентов) определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменаторами) или

Преподаватель при планировании учебного курса должен заранее преду-смотреть:

1) какие критерии и показатели он будет использовать в оценке успеваемости студентов по учебному курсу;

2) будет ли учитываться посещаемость занятий и активность студентов;

3) как часто будет проводиться проверка знаний;

4) какие виды и формы оценивания будут использоваться;

5) когда будут проводиться проверочные процедуры: даты и время.

6) какова будет длительность каждой проверочной процедуры и какие учебные часы будут для этого использоваться;

7) каким будет вклад каждой текущей оценки в итоговую оценку по всему курсу.

Перечисленную информацию желательно сообщить студентам на первом занятии. Это позволит им заранее спланировать основные виды своей учебной активности, своевременно сориентироваться в требованиях преподавателя к усвоению знаний по курсу. (Конец презентации)

В зависимости от того, проверяются ли знания учащихся или умение их применять, различаются такие виды проверки, как опрос и выполнение практических заданий. При опросе учащимся предлагается воспроизвести определенное содержание: эмпирические факты, теоретические положения, формулировки понятий, примеры, классификации, научные закономерности. Выполнение практических заданий подразумевает применение этих знаний для решения учебных и практических задач.

Опрос может быть устным или письменным. Устный опрос имеет то преимущество, что: 1) позволяет экзаменатору задавать уточняющие вопросы; 2) дает возможность исключить случайные недочеты в воспроизведении материала; 3) проверяет умение студента строить связный монолог. Письменный опрос более экономичен во времени, дает возможность одновременно выявить знания большой группы учащихся, однако требует много времени на проверку выполненных работ. Основными его формами являются: 1) контрольная письменная работа, проводимая на занятии; 2) домашняя письменная работа (реферат, конспект). 2. Практические задания также могут быть устными или письменными.

Опрос может быть свободным и программированным. Свободный опрос подразумевает ответ на широко поставленный вопрос. Программированный опрос предполагает постановку конкретных вопросов.

Практические задания также могут быть свободными или программированными. В первом случае они предполагают творческий подход к их выполнению, например написание реферата, конспекта, резюме. Во втором случае необходима реализация определенного алгоритма.

Проверка знаний и умений может быть индивидуальной или фронтальной, в зависимости от того, осуществляется ли она индивидуально с каждым студентом или сразу с группой.

Следует различать также однократную (например, экзамен) и распределенную (рейтинговая форма) проверку знаний.

Рейтинговая система предусматривает поощрение студентов за хорошую работу в семестре проставлением «премиальных» баллов.

Суммарная рейтинговая оценка по дисциплине формируется из:

1) рейтинговой оценки количества и качества учебной работы студента в семестре;

2) рейтинговой оценки в результате промежуточной аттестации (зачет, экзамен).

К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.

Зачет представляет собой форму проверки знаний, предусматривающую альтернативную оценку и соответственно бинарную отметку: «зачет» или «незачет».

При оценивании ответов студентов экзаменатор обычно руководствуется следующими критериями:

1) полнота и содержательность ответов на вопросы;

2) умение отобрать существенный материал для раскрытия поставленных вопросов;

3) логичность и последовательность в раскрытии вопросов;

4) точность в описании фактов, изложении теорий и формулировке понятий;

5) умение привести примеры, иллюстрирующие излагаемый материал (особенно ценятся самостоятельно подобранные примеры);

6) умение делать выводы;

7) умение стилистически и грамматически правильно оформить ответ;

8) умение уложиться в отведенное время;

9) умение отвечать на поставленные экзаменатором вопросы.

Поурочное оценивание используется как в школах, так и в вузах. Оно дает комплексную оценку различных видов познавательной деятельности учащихся (студентов) на занятии. Составляющими такой оценки могут быть ответы на вопросы преподавателя, дополнения к ответам других учащихся, выполнение письменных и практических заданий.

Существуют разные схемы и способы построения вопросов и заданий теста.

* Задания с пропусками.

* Задания с выбором альтернативных ответов.

* Вариант, который допускает несколько правильных ответов. Однако такая возможность должна оговариваться в инструкции к выполнению теста.

* Задания по комбинированию единиц информации.

* Задания на соотнесение друг с другом понятий или признаков, приведенных в двух списках.

* Задания с открытым ответом.

* Задания практического характера.

Снимая влияние личных пристрастий, тесты обеспечивают равные условия и возможности для всех экзаменующихся.

Квалификационные работы: рефераты, курсовые, дипломные. Выполнение таких работ, с одной стороны, с другой стороны, подготовленная работа является квалификационной, т. Е. является объектом оценки.

При оценке реферата или реферативной части дипломной работы рекомендуются следующие критерии:

1. Объем изученной научной и учебной литературы по проблеме.

2. Полнота раскрытия основных аспектов темы в обзоре литературы.

3. Отбор материала, существенного для данной темы, отделение его от второстепенного.

4. Логичность и последовательность в раскрытии темы.

5. Аналитичность в изложении материала.

6. Умение сопоставить различные точки зрения.

7. Способность к обобщению и формулировке выводов в обзоре научной литературы.

8. Стилистически правильное оформление научной мысли реферативного типа.

9. Грамотное оформление научного реферативного текста.

10. Правильное оформление научной работы.

При оценке эмпирической части квалификационной работы рекомендуются следующие критерии:

1. Правильная характеристика методического аппарата: актуальности, целей, задач, гипотез, новизны эмпирического исследования.

2. Адекватность методов и методик исследования задачам исследования.

3. Объем проделанной работы по сбору эмпирического материала, который определяется количеством методик (и их трудоемкостью), а также численностью выборки испытуемых.

4. Полнота описания плана, организации и методов проведения исследования.

5. Полнота представления результатов исследования.

6. Представление методов количественной и качественной обработки данных исследования, использование методов математической обработки данных.

7. Убедительность аргументации и доказательность выводов исследования.

8. Полнота выводов исследования.

9. Качество интерпретации результатов исследования.

10. Правильное использование научной стилистики при описании эмпирического исследования и грамотное оформление научной работы.

Итоговая проверка и оценка знаний и умений проводится после завершения учащимися и студентами полного курса образовательной программы. Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», по окончании вуза проходят итоговую государственную аттестацию, позволяющую выявить их теоретическую и практическую подготовку в области психологии, а также готовность к решению профессиональных психологических задач. Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков осуществляется в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся и студентов.

Основные функции, которые выполняет проверка и оценка знаний: 1.Ориентирующая. 2. Стимулирующая. 3. Аттестационная (контролирующая).

Основные принципы проверки и оценки, на которые следует ориентироваться преподавателю психологии: 1. Объективность. 2. Валидность. 3.Надежность. 4. Дифференцированность. 5. Системность. 6. Систематичность. 7. Конфиденциальность.

При оценке знаний по психологии, может использоваться два типа оценивания:

1) нормативное оценивание (оценка степени соответствия знаний учащихся (студентов) определенным нормам усвоения, которые заранее устанавливаются экзаменаторами) или

2) оценивание на основе распределения результатов.

Виды проверки знаний при обучении психологии: опрос, практические задания.

К основным формам проверки знаний учащихся и студентов относятся: коллоквиум, зачет, экзамен, контрольная работа, поурочное оценивание, тесты, рейтинговое оценивание, выполнение квалификационных работ.

Формы сотрудничества преподавателя со студентами.

Научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекцию. Использовать наглядные пособия.

Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).

Использовать простой, доступный язык, образную речь с примерами и сравнениями; применять риторические и уточняющие понимание материала вопросы; выразительная и доходчивая, достаточно громкая, четкая речь с правильным литературным произношением и правильно расставленными ударениями. В ходе лекции знакомить студентов с новыми научными понятиями и терминами, доступно их объяснять.

Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, интонация, громкость, темп, ритм, паузы).

1. Бадмаев Б. Ц. Методика преподавания психологии: Учеб. метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 304 с.

2. Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 250 с: ил. (Серия «Учебное пособие»).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Дискуссия как активный метод обучения. Изучение отличительных признаков традиционных и активных методов обучения. Описание дискуссии как учебного спора-диалога. Обобщение результатов применения дискуссионных методов в процессе обучения студентов.

курсовая работа [140,9 K], добавлен 17.04.2017

Направления эффективного развития познавательной активности у обучаемых. Сущность активных методов. Проблемный метод обучения. Дискуссия как метод активного обучения. Конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения.

курсовая работа [54,7 K], добавлен 06.03.2014

Основные понятия педагогики, базовые категории дидактики. Цели и задачи преподавания, логика и структура обучения. Взаимосвязь обучения, методов образования и воспитания. Четыре уровня обучения В.П. Беспалько. Логико-дидактическая структура психологии.

презентация [401,0 K], добавлен 16.02.2015

Организация пассивного, активного и интерактивного обучения. Сущность обучения по Выготскому. Анализ использования активных форм и методов обучения на уроках и во внеклассной работе по биологии в средней школе. Уроки обобщения и систематизации знаний.

курсовая работа [1,4 M], добавлен 31.01.2014

Методика преподавания психологии в системе наук, связь с педагогикой. Предмет, цели и задачи. Методы обучения психологии. Современные тенденции развития образования. Характеристика процесса обучения и его связь с учением.

методичка [65,1 K], добавлен 14.09.2007

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *