Дистанционное обучение музыкальное образование
Дистанционное обучение
Важная информация для наших учеников и родителей! Проверьте ваше подключение ко всем предметам. Внизу страницы вы найдете коды доступа к своим классам и инструкцию по регистрации ребенка в Google Classroom. Если у вас остались вопросы или нужна помощь в подключении к Классу, напишите нам на почту dmsh-ljadova@yandex.ru, и мы обязательно ответим.
Переход на дистанционное обучение в короткие сроки — задача для нас серьезная, многоуровневая, но интересная. Основная сложность оказалась в организации групповых занятий — теоретических дисциплин, ритмики и хоров. Но за время каникул мы успели многое сделать: попробовали возможности разных образовательных платформ, изучили опыт коллег, нашли интересные решения и подготовили материалы для встречи с детьми в онлайне. Мы постарались отладить учебные процессы и выстроили задания таким образом, чтобы ребенок максимально мог сам с ними справиться без помощи родителей. Все расписания составлены, классы сформированы.
На этой странице актуальная информация, которая обновляется по мере поступления новых данных. Если вы не нашли свою группу или есть проблемы со доступом в классы, просьба обращаться к своему педагогу.
Все теоретические дисциплины
(сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература) проводятся в программе Google Class.
Для того, чтобы присоединиться к Классу (подробная инструкция по регистрации в Google Classroom прикреплена внизу страницы):
Хоровое отделение и общешкольные хоры
также используют Google Class для удобства коммуникаций с учениками и работой с теорией. Ниже в таблице коды доступа хоровых групп к своим классам и расписание занятий. Просьба подключиться к своему классу для получения учебных материалов, заданий и доступа к практическим занятиям.
Для отработки практических занятий хоровым пением и ритмикой мы выбрали ZOOM.
Для того чтобы войти в урок:
Индивидуальные занятия
будут проходить в выбранных педагогами приложениях или площадках, которые удобны для общения и обратной связи. Информацию о них вы можете получить у своих педагогов.
Не грустим, продолжаем заниматься — музыка поднимает настроение!
Почему я против дистанционного обучения в музыкальном образовании
или для чего в музыке нужен прямой контакт (живое присутствие)
Добрый день. Сегодня я хочу затронуть тему, которая и так вызывала довольно много вопросов у моих учеников и их родителей, а сейчас является просто невероятно актуальной.
В связи с эпидемиологической обстановкой в мире учебные заведения массово перешли на дистанционное обучение. Это касается как общеобразовательных школ, так и учреждений дополнительного образования. И я хочу объяснить, почему не одобряю вариант дистанционного обучения в музыкальных учреждениях.
Нужно уточнить, что сейчас речь идет о начальном и среднем музыкальном образовании. И естественно, что в силу своей профессии я постараюсь максимально подробно описать специфику работы с маленькими начинающими пианистами, чтобы вы лучше поняли мою точку зрения.
Обучение игре на фортепиано — это очень непростой процесс, который включает в себя самую разнообразную работу с учеником, особенно если ученик начинает обучаться с нуля, а не перешел от другого преподавателя в силу различных обстоятельств. Сюда относятся и обучение нотной грамоте, и развитие музыкального слуха, работа с психологическими зажимами и один из самых важных аспектов — работа с мышечным аппаратом. С самого начала обучения, с самого первого дня ребенка в музыкальной школе мы учим чувствовать и расслаблять мышцы, учим управлять всем своим телом, ощущать зажимы в самых неожиданных местах. Даже учим детей дышать во время занятий.
Каждый преподаватель учит ребенка работать со своим организмом разными способами. Кто-то будет давать упражнения только для развития моторики — вспоминаем ненавистные многим детям гаммы и этюды, — кто-то будет изредка следить за тем, чтобы ребенок не зажимал руки, не доводил напряжение до той стадии, когда это видно невооруженным глазом. А есть преподаватели, которые относятся к данной, не побоюсь этого слова, проблеме комплексно. Сюда входят рекомендации по выполнению зарядки — так как для занятий на фортепиано в целом нужен крепкий мышечный корсет, чтобы в будущем избежать многих ошибок, — подбор упражнений для разработки мышц разных групп на руках, не говоря о все тех же гаммах, упражнениях. И что очень важно, но часто упускается из виду — в весь этот комплекс входят упражнения для расслабления мышц.
При живом присутствии преподавателя все зажимы, вся неправильная работа ребенка за инструментом для него как на ладони. Это касается не только фортепиано или любого другого музыкального инструмента, но и вокала. Можно подойти, пощупать, наглядно указать ученику на его проблему. На своем примере показать, как это должно работать. (Живой пример, который можно увидеть и прощупать, часто работает намного действеннее сухих слов.)
Конечно, опытный преподаватель и на слух определит, в какой момент ребенок, исполняя произведение, зажал руку или сыграл не тот палец, который указан в нотах, но ни один видеосервис на данный момент не обладает должным уровнем передачи звука. Также не исключены задержки звукопередачи в силу совершенно разных обстоятельств. Да, можно остановить ребенка в процессе исполнения фрагмента произведения, можно показать это на своем инструменте и подкрепить свой пример того, как стоит сыграть тот или иной фрагмент, словами. Но во-первых, даже не все взрослые, решившие обучаться в частных музыкальных школах, понимают, что от них требуется, с первого раза. Что же говорить про детей?
Да, со временем в рамках одного класса юные музыканты учатся понимать своего преподавателя практически без слов, но для такого уровня взаимопонимания нужны годы плотной работы бок о бок с постоянным контролем и постоянными примерами.
Расскажу одну небольшую историю из моей практики.
На урок приходит девочка десяти лет. Она занимается на фортепиано первый год. Урок проходит в штатном режиме, при взгляде на ребенка движения кажутся максимально мягкими и пластичными. Заподозрить то, что у ребенка в этот момент начинает болеть рука, довольно тяжело что на слух, что с виду.
Я останавливаю девочку, — допустим, ее зовут Аня, — и спрашиваю, болит ли у нее рука.
Анечка, как хорошая ученица, которая очень любит занятия, говорит, что рука не болит и все в полном порядке. Уточняю снова, задаю наводящие вопросы. Может, она чувствует покалывание в мышцах или пальцах, просто непонятные ощущения, которые раньше не встречались, но ученица настаивает на своем.
Однако стоит слегка сжать ребенку предплечье, по выражению лица становится ясным наличие неприятных ощущений, а на ощупь — сильнейший зажим в мышцах. Спустя пять минут выясняется, что на физкультуре их сегодня заставили отжиматься и с тех пор у Ани болят руки.
Объясню, почему зажим не был виден внешне. Ученица была довольно плотного телосложения, а на пухленьких ручках глубокие внутренние зажимы внешне определить довольно тяжело. В итоге урок был окончен, ребенок отправлен домой, а маме по телефону были даны рекомендации, как снять зажим и унять боль в перетрудившихся мышцах.
Теперь поясню, почему дистанционное обучение также нежелательно и в средней ступени музыкального образования, т. е. в музыкальных колледжах.
Очень часто ученик, поступив из музыкальной школы в колледж или училище, сталкивается с тем, что при обучении на начальном этапе были допущены ошибки. А следовательно, они были заучены и приводят к неправильной работе аппарата. Если в музыкальной школе ресурсов было достаточно, чтобы прилично исполнять произведения соответствующего уровня, то в колледже это может привести к серьезным проблемам с руками.
И тогда начинается этап переучивания. Новый преподаватель вынужден с нуля обучать студента правильной технике, правильным движениям — и в этом деле нужен даже больший контроль, чем в самом начале обучения, поскольку избавиться от многолетней привычки очень тяжело.
Тот же вывод касательно дистанционного образования можно сделать и для взрослых, которые начинают обучаться игре на музыкальном инструменте для себя. Даже если взрослый ученик знает нотную грамоту и способен сам разобрать новое произведение — это не значит, что он полностью контролирует работу всех своих мышц. Более того, исправлять зажимы в мышцах у взрослых намного сложнее, чем научить правильным техникам детей. В моей практике работы со взрослыми учениками были случаи, когда требовались месяцы, чтобы просто научить такого ученика расслаблять мышцы.
Вы можете сказать, что взрослым не нужны все эти заморочки, ведь они не собираются заниматься музыкой профессионально, а дети могут потом и не решить связать свою жизнь с музыкой. Но я повторю свое кредо. Моя задача — сделать обучение для каждого ученика максимально комфортным как в психологическом плане, так и в физическом.
А о каком психологическом и физическом комфорте может идти речь, если после получаса простых упражнений за инструментом начинают болеть предплечья, плечи, начинает ныть под лопатками?
Тем не менее, я хочу добавить, что сейчас дистанционное образование — «необходимое зло» и при условии хорошего контакта преподавателя со своими учениками и отлаженной работы до карантина это не самый плохой вариант работы. К тому же для учеников это лишняя возможность делать записи своих занятий на камеру или диктофон, чтобы получить дополнительный комментарий от своего наставника. Таким образом, дети и студенты не только продолжают учиться, стараясь не растерять все приобретенные навыки, но и тренируют сценическую устойчивость и возможность работать в стрессовых ситуациях. Дело в том, что, когда музыкант включает диктофон или камеру или даже если работает с преподавателем через видеосервис, психологически такой способ работы воспринимается как чужое присутствие, что создает волнение, сравнимое с волнением во время выступления на сцене. Такой способ работы позволяет выявить слабые места в разученной учеником программе и успеть их отработать как следует.
P. S. Данная статья выражает исключительно мое мнение. Вы можете как согласиться со мной, так и не разделять мою точку зрения.
Если вы хотите узнать больше про музыкальное образование и/или вам понравилась статья, то вы можете подписаться и поставить лайк. Комментарии также приветствуются.
Дистанционное обучение студентов-музыкантов, или 65 дней у экрана компьютера
С конца марта 2020 г. образовательный процесс для студентов КФУ перешел в цифровое пространство с использованием дистанционных технологий. Каким он стал для студентов-музыкантов ИФМК и их преподавателей?
Для студентов, которые получают профессиональную подготовку на практических дисциплинах по классу вокала, инструмента, дирижирования, хоровому исполнительству, дистанционный формат обучения был неожиданным и сначала воспринимался как «Terra incognita».
«Лично для меня такой формат работы очень необычный, даже неудобный. Конечно хочется живого контакта с педагогом, но увы, так сложилась ситуация и пришлось работать в режиме дистанционного обучения».
«Первоначально я была совершенно не рада дистанционному обучению, касаемо хорового класса и класса дирижирования. На мой взгляд, именно эти дисциплины лучше усваиваются при традиционном обучении. Мне было крайне неудобно записывать и присылать все в аудио- и видео- форматах».
(из высказываний студентов)
Для педагогов эта ситуация явилась стимулом к развитию методической стратегии дистанционного обучения в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов. Произошла перестройка предметного содержания, обновление банка заданий, была разработана критериально-оценочная система образовательных результатов, осуществлен отбор эффективных информационно-коммуникационных технологий.
Шаг за шагом происходило дистанционное образовательное взаимодействие в онлайн и офлайн режимах. Работа велась «по всем фронтам»: на групповых занятиях, где студенты получали новый материал и педагогические установки; в индивидуальных занятиях, где осуществлялась детальная оценка достижений и неудач, разбирались затруднения и выстраивались образовательные маршруты.
«Дистанционное обучение имело свои плюсы и минусы. Могу сказать, что, в какой-то мере, такой формат дал толчок моему развитию понимания и осмысленной работе с нотным текстом. Мне приходилось думать самому, и, уже опираясь на свои мысли, действовать дальше. Если раньше мои действия, вплоть до момента дистанционного обучения, были неосмысленны и делались интуитивно, то во время дистанционного обучения они обрели осмысленный характер. Очень сильно помогали комментарии педагога, относительно выполненной работы, следовать дальше».
«Во время очных занятий по Хоровому классу проделывалась командная работа. Каждый подстраивался под других, чтобы не было неточностей и неправильного звучания каждой их партий. Тут же нам приходилось работать отдельно и держать свою партию так как положено. Это было трудно, но трудности даются, чтобы их преодолевать. Поэтому приходилось работать усерднее и полагаться на свои знания и комментарии педагога, что действительно имеет хорошее влияние на развитие индивидуальных навыков певца».
«За время дистанционного обучения по хоровому классу я извлекла из занятий очень много полезной информации. Это была непривычная форма работы, но не менее интересная, и даже более полезная, так как внимание уделялось каждому индивидуально, нежели это было в общем составе. Выполняя предложенные педагогом задания, я научилась лучше разбираться в хоровой партитуре, стала больше слушать и слышать себя как сольного исполнителя, усовершенствовала навыки распределения певческого дыхания и навыки управления им. Так же я стала слышать свои недочёты и использовать методы по их устранению. Такой метод работы оказался для меня очень полезным».
«Я рада, что нам удалось пережить подобный опыт работы, потому что мы научились работать при любых сложностях, теперь нам, на самом деле, подвластно всё!»
(из высказываний студентов)
В условиях дистанционного формата нельзя было упустить развитие творческой составляющей профессии педагога-музыканта. Под руководством преподавателей кафедры татаристики и культуроведения Н.Х. Нургаяновой, Г.Н. Акбаровой, И.Ф. Камаловой были подготовлены студенческие музыкальные номера-видеоролики к юбилейным датам и знаковым событиям.
Во флешмобе #МИНЕМТУКАЙ с вокальными и вокально-инструментальными номерами приняли участие более 20 студентов-музыкантов, концертмейстеры кафедры В.Д. Гатауллина и З.А. Ибрагимова. Для участия в акции #ПомнимЧитаемТворим более 70 студентов кафедры подготовили музыкально-творческие номера.
Показательным педагогическим примером стало участие в данных акциях руководителя музыкально-образовательного лектория М.Я. Коварской (Е. Желинский Импровизация на тему песни М. Блантера «Катюша», c О.Вайсбеккер), заведующей кафедрой татаристики и культуроведения Г.И. Батыршиной (тат. нар. песня «Тәфтиләү», М. Таривердиев «Двое в кафе» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»), ст. преп. Г.Н. Акбаровой (М. Блантер «Катюша»).
Хоровой коллектив «Созвучие» (руководитель Е.А. Дыганова, концертмейстер В.Д. Гатауллина) принял участие в V Всероссийском интернет-конкурсе «Иволга» (01.03.2020-15.04.2020) и явился ЛАУРЕАТОМ I СТЕПЕНИ в номинации «Хор; студенты музыкально-педагогических факультетов высших учебных заведений».
Продуктивное образовательное взаимодействие педагогов и студентов выражается и в высоких образовательных результатах студентов-музыкантов, и в их творческих достижениях.
Дистанционное обучение – это опыт, переоценка, новые ориентиры. При этом мы искренне надеемся, что 1 сентября 2020 года хор вновь зазвучит многоголосно, музыкальное исполнение будет «живое», а образование – традиционно-контактное с небольшой вспомогательной долей дистанта.
Статья на тему » Дистанционное обучение в ДМШ. Новые направления и перспективы развития»
Преподавателя СПб ГБУ ДО «ДМШ №17 им. А.Г. Рубинштейна» Турковой И. А.
На тему «Дистанционное обучение в ДМШ. Новые направления и перспективы развития»
Дистанционное обучение ворвалось в нашу жизнь стремительно и внезапно. Временно или постоянно, но настала новая реальность и для детских музыкальных школ в системе дополнительного образования.
Если рассматривать дистанционную реальность обучения с позиции новизны всего происходящего, то при четкой направленности и хорошей организованности и технической оснащенности – этот способ взаимодействия может стать креативным, свежим, действенным и очень полезным в процессе обучения, а так же позволяет нам взглянуть на результаты образовательного процесса под другим углом. Задача педагога, в противовес устоявшимся и приносящим результаты формам работы, всегда искать новые способы взаимодействия с учениками на уроке.
Уже можно проанализировать первый опыт онлайн – обучения. Дистанционный формат урока показывает: 1.Уровень осознанности домашних занятий детей. 2.Степень увлечённости детей занятиями в условиях, когда нет яркого и значимого мотивационного вдохновителя на уроке – учителя рядом в комнате. Когда уровень требований ученика к себе, зависит только от самоорганизации ребенка и накопленных профессиональных навыков. В удаленной работе с учителем, учащийся испытывает больше трудностей при выполнении поставленных задач. 3. Возможность использовать онлайн – занятия, как факультативную платформу, виртуальный класс для изучения дополнительных предметов, расширяющих музыкально – творческий кругозор детей: а) факультативные уроки – азы по фортепиано (для учеников не фортепианных отделений ДМШ и ДШИ) без которых невозможно успешное освоение сольфеджио. б) Интерактивные игры, викторины, тесты по музыкальной литературе. в)Конкурсы в рамках родительских собраний через формат видеоконференций на тему: Лучшее исполнение произведения», к примеру. Жюри – ученики средних и старших классов. Участники – ученики младших классов и т.п.
Так же применяться дистанционное обучение может во время сезонных эпидемий простудных заболеваний, в условиях карантина – с целью дать возможность здоровым детям продолжить занятия, быть вовлеченными в процесс.
Индивидуальные и групповые занятия в онлайн – режиме кардинально отличаются от традиционных школьных. На объяснение, показ, закрепление и отработку нужных знаний и навыков, преподавателю приходится тратить больше времени, а сам урок должен быть более тщательным и детально проработанным.
В связи с этим возникают новые виды работы на уроке: 1.Работа с аудиозаписями ( Для учеников как фортепианного отделения, так и для других отделений) Фортепианный ансамбль – играть свою партию под запись второй партии; игра инструменталиста – солиста ( Народное, оркестровое, вокальное отделение) под запись аккомпанемента фортепиано; и хоровые партии, как и вокальные произведения могут быть исполнены учащимися под «минусовую» партию концертмейстера. Этот, на первый взгляд, попсовый способ взаимодействия на уроке очень полезен для воспитания у учащихся чувства метро – ритмической пульсации, т.к. для того, чтобы вовремя исполнить свою партию и не «отстать» от записи (или не «убежать» вперед), нужно внимательно и чутко прислушиваться к партии на записи. 2. Возможность ученика записывать урок на видео и слушать= СЛЫШАТЬ себя со стороны. Это помогает перейти от субъективного восприятия своей игры через анализ плюсов и минусов, к объективной оценке качества собственного исполнения. Справедливости ради надо сказать, что этот вид работы наиболее полезен ученикам старшей школы в большей степени и средней в меньшей степени. Первоклассники не смогут самостоятельно воспользоваться этим способом.
Профессиональная переподготовка дистанционно для учителя музыки
Профессиональная переподготовка дистанционно
Музыкальное воспитание в дошкольной образовательной организации и начальной школе
Присваиваемая квалификация: музыкальный руководитель, учитель музыки
Вариации трудоемкости: 324ак.ч., 620ак.ч.
Профессиональная переподготовка дистанционно
Педагогическое образование: Музыка в общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования
Присваиваемая квалификация: учитель, преподаватель музыки
Вариации трудоемкости: 324ак.ч., 620ак.ч., 910ак.ч., 1320ак.ч.
Профессиональная переподготовка дистанционно
Педагогическое образование: Ритмика в дошкольной образовательной организации и начальной школе
Присваиваемая квалификация: учитель ритмики
Вариации трудоемкости: 324ак.ч., 620ак.ч., 910ак.ч., 1320ак.ч.
Профессиональная переподготовка дистанционно
Теория и методика дополнительного образования: Музыкально-инструментальное искусство (по профилю «Гитара»)
Присваиваемая квалификация: преподаватель игры на инструменте (гитара)
Вариации трудоемкости: 324ак.ч., 420ак.ч., 710ак.ч., 910ак.ч.
Профессиональная переподготовка дистанционно
Теория и методика дополнительного образования: Музыкально-инструментальное искусство (по профилю «Фортепиано»)
Присваиваемая квалификация: преподаватель игры на инструменте (фортепиано)
Вариации трудоемкости: 324ак.ч., 420ак.ч., 710ак.ч., 910ак.ч.
Профессиональная переподготовка дистанционно
Педагогическое образование: Теория и методика преподавания музыки в образовательных организациях
Присваиваемая квалификация: учитель музыки
Вариации трудоемкости: 710ак.ч., 910ак.ч., 1320ак.ч.
Рекомендуем Вам также программы повышения квалификации
Повышение квалификации дистанционно
Актуальные вопросы проектирования и осуществления образовательного процесса в условиях реализации ФГОС СОО
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Методика преподавания музыки и инновационные подходы к организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Методика преподавания музыки, инструменты оценки учебных достижений учащихся и мониторинг эффективности обучения в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Методические аспекты по выполнению индивидуального проекта обучающихся в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Методические аспекты по выполнению предметного (межпредметного) учебного проекта обучающихся в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Методы и технологии обучения музыке и системно-деятельностный подход в педагогике в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Модернизация воспитательной деятельности и воспитательная программа в образовательной организации в условиях реализации поправок Конституции РФ
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Обучение и воспитание учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и актуальные вопросы преподавания музыки при реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС и современные методы обучения предмету «Музыка»
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Особенности организации дистанционного обучения в образовательной организации
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Профессиональные компетенции и индивидуальность педагога в процессе обучения предмету «Музыка» в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Санитарно-гигиенические требования к организации образовательного процесса в условиях пандемии
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Современная методика преподавания музыки и актуальные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Современные аспекты воспитательной работы в деятельности классного руководителя образовательной организации
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Современные подходы к преподаванию музыки и ИКТ-технологии в образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Технологии активного обучения и методика преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Вариации трудоемкости: 72ак.ч., 108ак.ч., 144ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Содержание и применение ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России №286 от 31 мая 2021 года
Вариации трудоемкости: 72ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Содержание и применение ФГОС основного общего образования, утверждённого приказом Минпросвещения России №287 от 31 мая 2021 года
Вариации трудоемкости: 72ак.ч.
Повышение квалификации дистанционно
Теория, методика и практика применения профессионального стандарта педагога в деятельности образовательной организации
Вариации трудоемкости: 108ак.ч.
Авторитетные документы
По требованиям законодательства РФ
Диплом о проф. переподготовке