Дистанционное обучение работа с детьми с овз
Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях дистанционного формата обучения
Этапы технологии дистанционного обучения детей с ОВЗ:
• Психологическая коррекционно-развивающая работа в дистанционном режиме проходила на платформе zoom в индивидуальном формате или мини-группами (по 2-3 ученика) в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным специалистами шППк после основных уроков, с 12 часов дня.
• Было составлено расписание занятий, согласованное с родителями.
• Каждое дистанционное занятие проводилось согласно нормам СанПин, по 15 минут, ведь учащиеся с ОВЗ должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.
• Занятия проводились согласно календарно-тематическому планированию.
• Вёлся журнал учёта посещаемости занятий.
• Если ребёнок по уважительным причинам не мог посетить дистанционное занятие, тогда на электронный адрес родителей высылала краткий конспект текущего занятия, т. к. родители во время дистанционного обучения выступают тьюторами (помогают ребёнку выполнять упражнения, которые демонстрирует педагог-психолог). Его мы вами и рассмотрим.
Методы и приемы обучения с использованием дистанционных технологий:
• Дистанционное обучение предполагает, что обучающийся может присоединиться к занятиям взволнованны или возбужденным, поэтому начинали онлайн-занятие с практики дыхания. Дети медленно и глубоко дышали в течение минуты. Давала им время для настройки на работу в дистанционном режиме. Попросила учеников прислушаться к себе и своим ощущениям. Спросите, что они думают и какие эмоции испытывают.
• Использовала на занятиях презентации;
• Просмотр короткометражных мультфильмов с последующим обсуждением;
• Система тестов и упражнений в электронном варианте реально экономит время;
• На каждом занятии использовала либо физкультминутки,
• гимнастку для глаз,
• упражнения на межполушарное взаимодействие
Использование таких здоровьесберегающих техник позволяет предотвратить перегрузки и усталости школьников в дистанционном режиме.
Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.
Конспект ООД по пластилинографии «Рыбки в аквариуме» в средней группе в условиях дистанционного обучения Программное содержание:уточнить и расширить знания детей об аквариумных рыбках, о их многообразии, продолжать учить создавать выразительный.
Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5–6 лет в условиях дистанционного домашнего обучения Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5-6 лет в условиях домашнего обучения. Подготовила Самарина Е. И. ГБОУ.
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Оксана Дремина
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.
Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.
У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.
Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.
К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития, с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС). В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.
Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь, если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Дистанционная работа возможна в различных формах
Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)
Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т. п.)
Онлайн консультирование родителей и педагогов
Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе,очень актуальная супервизия для молодых специалистов
Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития
Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития
Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.
Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей, слуховую (акустических образ звука, кинестетическую (формирование кинестетических опор, осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения). И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.
Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О. С. Жукова
Виды исправлений звукопроизношения
(В. А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения
Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает +
Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе +
Показ артикуляционных профилей +
Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) +
Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый) +/-
(только при помощи родителя)
Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков +
Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/-
Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т. п.) +/-
при помощи родителя
Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +
При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.
При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:
1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
3. Подбор и подготовка игр и заданий
4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал, игрушках, распечатках заданий
5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.)
6. Проведение занятия
7. Домашнее задание
8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)
В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения:
3. Как записать контент в PowerPoint https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ
4. Как организовать кружок в онлайне | Rukami
Создание рабочих листов в сервисом Wizer
6. Создание викторин и тестов
7. Создание он-лайн тестов
8. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
9. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.
Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.
Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5–6 лет в условиях дистанционного домашнего обучения Конспект занятия по математике «Геометрические фигуры» для детей 5-6 лет в условиях домашнего обучения. Подготовила Самарина Е. И. ГБОУ.
Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.
Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.
Рисование «Скворечник» — первый опыт дистанционного обучения Для меня, как и для многих моих коллег, организация образовательного процесса, с введением карантина по коронавирусу, стала приобретать.
Особенности дистанционного обучения для детей с ОВЗ
Особенности дистанционного обучения для детей с ОВЗ
Смиркина Елена Александровна
В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь.
Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а зачастую и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Преимущества дистанционного обучения:
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования в нашей стране. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно.
Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением. (Хуторской А.В, 2006 г., стр. 30-31)
Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями.
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды
Дистанционное образование позволяет лицам с ОВЗ:
— Расширить пространство взаимодействия детей с ограниченными возможностями;
— Свободно изучать материал, независимо от времени и места обучения;
— Повысить интенсивность общения с преподавателем при использовании сетевых возможностей современных технологий;
— Составлять индивидуальную учебную программу;
— Использовать все возможности компьютерных технологий, которые помогают в обучении лиц с ОВЗ.
Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.
Безусловно, для организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать специфику психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации, появившегося в условиях современной информационной среды. Хочется отметить, что возникающие в процессе человеческой коммуникации специфические барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. К примеру, большая часть детей, обучаясь в массовой школе, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.
Отличительной чертой дистанционного обучения детей с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия c педагогом различными средствами опосредованной учебной коммуникации, предполагающей активное взаимодействие и реализуемой с помощью разнообразных электронно-коммуникативных систем: прямое диалоговое общение в режиме форума, чата, проведение общегрупповых занятий в режиме виртуальный класс, использование «интерактивной доски», консультирование в режиме on-line.
В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.
В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.
В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.
При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.
Проблемы и трудности у детей с ОВЗ при домашнем дистанционном обучении связаны с :
1. Дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением.
2. Такие дети тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий.
3. Детям трудно включиться в образовательный процесс в новых, изменившихся, условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычной обстановки в классе.
Вот как несколько советов по организации домашнего обучения для детей с ОВЗ :
1. Большое значение имеет поддержание личного контакта самого ребенка с учителем. Не отказывайтесь от онлайн-уроков, они очень важны, прежде всего, для ребенка. Важен контакт с учителем.
Если невозможны онлайн-конференции, можно общаться с помощью телефонных звонков, смс, мессенджеров.
2. Организация целостного распорядка дня.
3. Организация процесса дистанционного обучения.
4. Необходимо оговорить, что овладение учебным материалом ребенком с аутизмом при дистанционном обучении не может быть столь же интенсивным, как при обучении в классе.
5. Как можно использовать современные технические возможности, интернет для расширения кругозора ребенка и формирования учебных процессов.
6. Не вызывает ли эпидемия у школьника с аутистическим расстройством сильной тревоги, страха.
6. Как противостоять разрыву привычных для ребенка с РАС социальных связей.
8. Если ребенок (подросток) до своей вынужденной изоляции был членом детской группы, в которой тренировал навыки общения, важно попытаться сохранить ее.
10. Совместный досуг с близкими людьми, который можно посвятить:
совместное чтение художественной литературы,
совместный просмотр и обсуждение фильмов,
просмотр и обсуждение семейных фотографий,
совместное ведение дневника с важными семейными событиями.
3. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения
6. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2005. – №1 (2). – С. 42–54.
Из опыта работы «Дистанционное обучение детей с ОВЗ»
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
учитель начальных классов,
МАОУ «Школа №7 для обучающихся с ОВЗ»
В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени. Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование. Более других в этом нуждаются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающего и учителя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса. Для осуществления дистанционного обучения каждому обучающему необходимо иметь как минимум компьютер, желательно: веб-камеру, принтер. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с обучающимися с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации:
каждый ребенок занимается по удобному для него по времени расписанию и в удобном для него темпе;
каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или дисциплины.
Но с какими же трудностями, препятствующих дистанционному образованию, можно столкнуться? Перечислю некоторые:
отсутствие материально-технических условий развития системы дистанционного образования;
отсутствие технических возможностей работы с компьютером у отдельной части детей с ОВЗ;
неприспособленность существующих электронных учебников к потребностям детей-инвалидов;
отсутствие навыков работы с компьютером у родителей детей с ОВЗ;
неумение большинства педагогов использовать информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности;
отсутствие у детей самостоятельности и навыков учебной работы.
Как показал первый опыт дистанционного обучения, почти все эти барьеры преодолимы.
В период пандемии особо актуальным стал вопрос «Как организовать дистанционное обучение в классе?» Представлю свой опыт в решении данного вопроса.
Сначала я провела установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения. Методом опроса узнала у родителей наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернет, компьютер/планшет). Выяснила, что 67% обучающихся класса имеют на дому достаточные средства для дистанционного обучения, количество обучающихся, 25% имеют на дому ограниченные средства для дистанционного обучения, 8% имеют устойчивый доступ к мобильной или стационарной телефонной связи. Наладила дистанционную связь-контакт с родителями учеников для установления дистанционного общения Viber. Для общения, обмена информацией создали группу класса. В рамках дистанционного обучения из различны вариантов передачи информации мы выбрали рассылку методических, аудио-, видеоматериалов в группу или по эл. почте. В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия посчитали более приемлемым следующий тип обучения: асинхронное, что не требует одновременного участия обучаемых и педагога. Я ознакомила родителей с разработанными специальными электронными ресурсами, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения. Такими, как:
• «Учи.ру», описание: содержит интерактивные учебные курсы для учащихся 1-4 классов;
• «Мобильное электронное образование», описание: объединяет электронные образовательные ресурсы для учащихся 1-11 классов;
• «Интернет урок», описание: содержит коллекцию школьных видеоуроков; • «ЯКласс», описание: содержит коллекцию видеоуроков и тренажеров для учащихся;
• Московская электронная школа, описание: содержит видеоуроки и сценарии уроков;
• «Яндекс Учебник», описание: содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку для учителей и учащихся 1-5 классов.
Решили поработать на платформе «Учи.ру». 100% обучающихся и 75% родителей зарегистрировались на платформе.
Составила файлы – задания для текущего обучения (серии, карточки) для обучающихся по основным предметам (урокам). Составила файлы-задания для контроля усвоенного программного материала. Составила файл-задание для самостоятельной работы (или с родителем). В соответствии с расписанием довожу до сведения родителей (Viber) задания для обучающихся. Даю родителям рекомендации по закреплению программного материала в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка, по использованию эффективных способов обучения детей в случаях трудностей объяснения материала. Также даю рекомендации родителям по организации досуговой деятельности ребенка в семье.
В классе обучаются слабовидящие дети (Королева А., Мамаева С.). Раскрою ряд достоинств дистанционного обучения на примере данной категории обучающихся. Проблемы нарушения зрения приводят к снижению количества и качества воспринимаемой информации, а также к снижению скорости и точности восприятия. Информационные компьютерные технологии позволяют сегодня заменить почти все традиционные технические средства обучения. Применение информационных технологий для обучения слабовидящих детей эффективно: осуществляет полисенсорное восприятие материала; объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единое, способствует компенсации объема информации, получаемой детьми из учебной литературы. При дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использование цвета и звука, воздействие на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению нового материала. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у ученика сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. Важная роль при дистанционном обучении отводится родителям, им необходимо контролировать соблюдение ребенком санитарно-гигиенических требований при работе с компьютером.
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В настоящее время дистанционное образование становится реальной возможностью для обучения в индивидуальном режиме независимо от места и времени. Дистанционное образование призвано реализовать права человека на непрерывное образование. Более других в этом нуждаются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционное обучение – это обучение, при котором осуществляется целенаправленное взаимодействие обучающего и учителя на основе информационных (компьютерных) технологий независимо от места проживания участника учебного процесса. Для осуществления дистанционного обучения каждому обучающему необходимо иметь как минимум компьютер, желательно: веб-камеру, принтер. Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с обучающимися с ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации:
Но с какими же трудностями, препятствующих дистанционному образованию, можно столкнуться? Перечислю некоторые:
Как показал первый опыт дистанционного обучения, почти все эти барьеры преодолимы.
В период пандемии особо актуальным стал вопрос «Как организовать дистанционное обучение в классе?» Представлю свой опыт в решении данного вопроса.
Сначала я провела установочную беседу с родителями на предмет создания условий для дистанционного обучения. Методом опроса узнала у родителей наличие средств для обучения ребенка в дистанционной форме (интернет, компьютер/планшет). Выяснила, что 67% обучающихся класса имеют на дому достаточные средства для дистанционного обучения, количество обучающихся, 25% имеют на дому ограниченные средства для дистанционного обучения, 8% имеют устойчивый доступ к мобильной или стационарной телефонной связи. Наладила дистанционную связь-контакт с родителями учеников для установления дистанционного общения Viber. Для общения, обмена информацией создали группу класса. В рамках дистанционного обучения из различны вариантов передачи информации мы выбрали рассылку методических, аудио-, видеоматериалов в группу или по эл. почте. В зависимости от возможностей дистанционного взаимодействия посчитали более приемлемым следующий тип обучения: асинхронное, что не требует одновременного участия обучаемых и педагога. Я ознакомила родителей с разработанными специальными электронными ресурсами, использование которых позволяет с максимальной эффективностью решать задачи образовательной деятельности с применением дистанционной формы обучения. Такими, как:
• «Учи.ру», описание: содержит интерактивные учебные курсы для учащихся 1-4 классов;
• «Мобильное электронное образование», описание: объединяет электронные образовательные ресурсы для учащихся 1-11 классов;
• «Интернет урок», описание: содержит коллекцию школьных видеоуроков; • «ЯКласс», описание: содержит коллекцию видеоуроков и тренажеров для учащихся;
• Московская электронная школа, описание: содержит видеоуроки и сценарии уроков;
• «Яндекс Учебник», описание: содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку для учителей и учащихся 1-5 классов.
Решили поработать на платформе «Учи.ру». 100% обучающихся и 75% родителей зарегистрировались на платформе.
Составила файлы – задания для текущего обучения (серии, карточки) для обучающихся по основным предметам (урокам). Составила файлы-задания для контроля усвоенного программного материала. Составила файл-задание для самостоятельной работы (или с родителем). В соответствии с расписанием довожу до сведения родителей (Viber) задания для обучающихся. Даю родителям рекомендации по закреплению программного материала в жизненных ситуациях, близких к опыту ребенка, по использованию эффективных способов обучения детей в случаях трудностей объяснения материала. Также даю рекомендации родителям по организации досуговой деятельности ребенка в семье.
В классе обучаются слабовидящие дети (Королева А., Мамаева С.). Раскрою ряд достоинств дистанционного обучения на примере данной категории обучающихся. Проблемы нарушения зрения приводят к снижению количества и качества воспринимаемой информации, а также к снижению скорости и точности восприятия. Информационные компьютерные технологии позволяют сегодня заменить почти все традиционные технические средства обучения. Применение информационных технологий для обучения слабовидящих детей эффективно: осуществляет полисенсорное восприятие материала; объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единое, способствует компенсации объема информации, получаемой детьми из учебной литературы. При дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья создание обучающей среды с наглядным представлением информации, использование цвета и звука, воздействие на эмоциональные и понятийные сферы, способствует более глубокому усвоению нового материала. Мультимедийные программы одновременно стимулируют у ученика сразу несколько каналов восприятия, лучше поддерживают его внимание, способствуют снижению утомляемости и обеспечивают необходимую релаксацию. Важная роль при дистанционном обучении отводится родителям, им необходимо контролировать соблюдение ребенком санитарно-гигиенических требований при работе с компьютером.
При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.