Дистанционное обучение смешанное обучение
Смешанное обучение. Сочетание традиционных форм обучения с элементами электронного обучения
Смешанное обучение позволяет организовать прочную связь между учителем и учеником, передачу опыта, и при этом каждый ученик, студент легко получает свободу для самореализации, может учиться в наиболее комфортном для него темпе, ритме.
Что такое смешанное обучение?
Смешанное обучение – формат обучения, который предполагает интеграцию разных видов обучения: например, очного обучения в аудиториях, лабораториях и онлайн-обучения либо самостоятельного обучения и онлайн-обучения.
Нередко смешанное обучение называют гибридным. И в этом плане его легко сравнить с гибридным автомобилем, у которого – два двигателя: один классический ДВС и другой – на электротяге. Каждый из них включается при своих обстоятельствах. Это очень рационально и продуктивно.
Образовательный «маршрут», основанный на применении различных моделей смешанного обучения, позволяет решить следующие задачи:
Модели смешанного обучения
Организовать деятельность учащихся можно по-разному. И важно понимать специфику разных моделей смешанного обучения.
Модель «перевёрнутый класс»
Модель «перевёрнутый класс» построена на двух последовательных процессах:
Передвижение по «станциям»
Учащихся разделяют на группы и передвигаются по «станциям.: например, станции самостоятельного онлайн-обучения, станции работы в группах, станции взаимодействия «учащиеся-учитель».
При таком подходе легко организовать обучение с большим количеством учеников, студентов и одним учителем. Наличие отдельной станции «учитель-ученики» помогает при проработке наиболее сложных моментов применять индивидуальный подход.
Удачна такая модель и для развития проектной работы. В этом случае специальные станции могут быть нацелены на проведение небольших исследований, групповые практико-ориентированные задания.
Автономная группа
Как и при передвижении по «станциям» выделяют группы обучающихся. Но признак деления иной – разные познавательные потребности, цели. Такая модель может применяться, например, при организации курсов технического языка, причём не самого «ходового» для региона языка.
Flex-модель
Большинство занятий происходит в онлайн-режиме. В том числе, в режиме онлайн возможна индивидуальная поддержка учеников учителем.
При этом при «разборе» наиболее сложных моментов доступно очное консультирование, работа в малых группах. Также в очном формате могут организовываться встречи учащихся с экспертами, специалистами-практиками. Они очень «подогревают», мотивируют, не позволяют расслабиться. Таких встреч может быть немного, но часто они заставляют учащихся находиться в тонусе, укрепляют желание развиваться дальше. В очном формате при модели Flex часто организуется и контроль знаний.
Flex-модель в странах СНГ, особенно в России, несколько последних лет становится достаточно популярной для организации очно-заочного обучения в ВУЗах и колледжах. Большинство занятий проводятся онлайн, но есть ряд учебных мероприятий, которые требуют личного присутствия учащихся. Также очно проводится сдача экзаменов, защита дипломных проектов.
Нередко модель Flex практикуется и в языковых школах. Два-три раза в неделю проводятся онлайн-уроки, а раз в неделю или месяц – живые беседы с носителем языка.
Self-blend модель
Базовое знакомство с темой происходит в «традиционных» условиях, под контролем. А вот углубиться в ту или иную тему позволяют онлайн-модули. Это очень хороший вариант обучения, когда, например, ребята определяются с будущей профессией.
Появление и развитие смешанного обучения
На появление и на развитие смешанного обучения влияли разные факторы. Так, модель «перевёрнутый класс» появилась как отклик на желание сократить преподавателями… время на проведения повторных занятий.
Если раньше приходилось «ломать голову», как решить вопрос с восполнением знаний, если учащиеся пропускали занятия, то теперь все легко решаемо. Даже если ребята болели (или болеют, но в состоянии усваивать новый материал) они просто изучают видеоматериалы, подкасты, а затем вливаются в дальнейший учебный процесс в аудиториях, как и другие учащиеся. Вместо стресса появляются возможности обучаться на равных условиях вопреки любым обстоятельствам.
Такую же модель, кстати, нередко подхватывают и учебные центры при компаниях, где у сотрудников – ненормированный рабочий день и ритм работы зависит преимущественно не от них самих, а количества клиентов в данный момент.
Даже если сегодня – внезапный шквал клиентов – учебный материал опять-таки легко наверстать по материалам для самостоятельного изучения.
А вот популяризации Flex-модели особенно способствовала пандемия в 2020-м году. Многие учебные заведения столкнулись с тем, что если перевести на дистанционку лекции и практические (особенно если есть онлайн-симуляторы) они в силах, то полноценное онлайн-тестирование, экзамены организовать далеко не всегда возможно.
Почему смешанное обучение актуально?
Актуальность смешанного обучения можно объяснить несколькими причинам. Это отличная возможность выйти за рамки аудиторных занятий. Обучение становится более доступным для тех, кто не может постоянно физически присутствовать в классе, кабинете. При этом учебная программа не «урезается».
Формат активно способствует формированию стратегий самостоятельной работы, гибкости, которые сейчас особенно ценятся. На самостоятельную работу учащихся ставки теперь делают все больше авторитетных колледжей, университетов.
Формат помогает «уследить» за быстро изменяющимися технологиями. При традиционных занятиях в этом случае часто мешает то, что под новые реалии просто не успевают напечатать учебники. А при онлайн-обучении в чистом виде, порой, есть вероятность того, что важно и сложно учесть, будет пущено на самотёк. Исключение – онлайн-обучение, которое проводятся на специализированных LCMS c встроенными симуляторами наподобие ELECTUDE, причём при условии что модули постоянно развиваются (платформа ELECTUDE это позволяет сделать).
Ведь в последнем случае организаторы учебного процесса максимально подстраиваются под изменяющиеся реалии, новые технологии, открывают возможности обучаться пошагово, оперативно предоставлять учащимся самую актуальную информацию. Более того, это «прокачка» навыков на практике. При традиционных занятиях о таком часто даже невозможно и мечтать. Даже самый хорошо оснащенный колледж не может себе позволить закупить современные модели грузовиков и профессиональные мультисканеры на каждого учащегося. В итоге обучение будет строиться так, что кто-то один будет практиковаться, а остальные смотреть. При работе с симулятором ELECTUDE – в распоряжении каждого учащегося – современное оборудование, инструменты.
Советы по организации смешанного обучения
Сложности и риски при внедрении смешанного обучения
Смешанная форма обучения, предполагающая использование компонентов электронного обучения, – не самая простая в технической реализации. Важно изначально решить по какому принципу будет организовано обучение: «1:1» (один ученик – одно устройство) или модели BYOD («принеси своё устройство), определиться с сервисами для распределённой работы.
Также для того, чтобы вместо бегства от рутины не прийти к хаосу в распоряжении нужно иметь качественную LCMS с учебным содержанием, рассчитанным на конкретную сферу деятельности. Универсальные платформы, безусловно, также существуют. Но часто они являются «пустышками», и чтобы платформа радовала качественным учебным контентом нужно приложить много энергии и основательно поработать.
Нельзя забывать и о том, что очные и онлайн-занятия должны не дублировать, а дополнять друг друга. И нужно продумывать разные формы работы с учебным содержанием. Просто проведение лекций очно, а затем тестов в очном и онлайн-формате и отсутствие иных форм обучений (практических занятий, симуляций) – риск плохой отдачи от образовательной программы.
Существуют и психологические барьеры. Ряд преподавателей не умеют «переключаться» из менторов в помощники. А при смешанном формате это очень важно.
Формы дистанционного обучения: достоинства и недостатки
Всё современное дистанционное обучение предоставляется в трех формах: синхронная, асинхронная и смешанная. Для того чтобы перенести существующий курс из офлайна или создать с нуля эффективное обучение через Интернет, нужно заранее понять, какая форма поможет ученикам быстрее и качественнее достигнуть цели.
Из этой статьи вы узнаете об особенностях различных форм дистанционного обучения, их преимуществах и недостатках, а также о том, как выбрать ту, которая подходит именно вам.
3 формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение делится на формы в зависимости от того, насколько требуется участие преподавателя в процессе, и синхронности в изучении уроков студентами. Всего выделяется 3 формы такого обучения:
Синхронное обучение – обучение проходит с помощью онлайн-уроков, которые проводит преподаватель по заранее оговоренному расписанию.
Асинхронное обучение – ученики изучают материал и сдают тесты и контрольные работы к определенному дедлайну при минимальном участии преподавателя.
Смешанное обучение – часть уроков ученики проходят тогда, когда им это удобно, а часть проводит преподаватель в онлайне в режиме реального времени.
Чтобы разобраться в нюансах, рассмотрим по отдельности каждую форму, основные виды уроков, их преимущества и недостатки.
Синхронное обучение
Эта форма обучения наиболее близка к привычному традиционному обучению, где преподаватель передает материал студентам в режиме реального времени. В условиях дистанционного обучения это происходит посредством онлайн-конференций, вебинаров, консультаций и индивидуальных обратных связей.
Преимущества синхронного обучения
Высокое качество обучения
Преподаватель контролирует процесс и вносит дисциплину, каждый ученик может получить индивидуальную обратную связь и разъяснить для себя непонятные моменты, что в общем счете делает такое обучение высококачественным.
Эффект присутствия
Синхронная форма решает одну из проблем дистанционного обучения – отсутствие эмоционального контакта между преподавателем и студентом. Живое общение на уроках мотивирует и поддерживает студентов, облегчает для них усвоение материала.
Простота переноса занятий
Для преподавателей, которые уже проводили лекции по своему предмету в офлайне, не составит трудностей перенести их в онлайн. Понадобится только разобраться в технической стороне вопроса, а если добавить к ним красочные и понятные презентации, они станут еще понятнее для студентов.
Недостатки синхронного обучения
Сложности с планированием занятий
Синхронная форма лишает дистанционное обучение одного из плюсов – возможности учиться тогда, когда это удобно студенту. При этом составить расписание занятий, при котором всем студентам будет удобно, порой бывает попросту невозможно.
Снижение посещаемости
Чем больше человек проходят курс одновременно, тем меньший процент учеников присутствует на занятиях. Этот процент можно повысить, используя СДО с функцией автоматического напоминания об уроках, но это не решает проблему полностью. При этом студент, который пропустил несколько уроков, резко теряет мотивацию, поэтому со временем он может бросить обучение, не дойдя до конца.
Высокая загруженность преподавателя
В синхронной форме обучение полностью зависит от участия преподавателя, поэтому чем больше студентов он обучает одновременно, тем меньше времени у него остается. При использовании СДО и наличии преподавательского состава эта проблема уменьшается, но никогда не решается полностью.
Для кого подходит синхронное обучение?
Чем больше людей обучаются одновременно и синхронно, тем сложнее становится процесс для преподавателя и для студента. Чаще всего это приводит к тому, что снижается качество обучения и количество успешно прошедших курс людей, что негативно сказывается на репутации преподавателя и всего курса обучения.
Поэтому такая форма хорошо подходит для непотокового обучения, обучения в малых группах, курсов-консультаций, направленных на получение индивидуального и неповторимого результата. Например, синхронное обучение хорошо подходит для курсов личностного роста, коучингов, передачи эзотерических знаний, личных терапевтических занятий, индивидуального обучения творческим навыкам.
При использовании СДО выбор целей обучения значительно расширяется, а процесс упрощается, но при этом синхронное обучение все равно проигрывает смешанному во многих нишах.
Асинхронное обучение
Эта форма обучения базируется на самостоятельной работе студента с заранее записанным материалом при минимальном участии преподавателя.
Знания передаются в форме видеолекций и уроков, статей, презентаций, интерактивных тренажеров и других материалов, которые студент изучает в удобное для него время и из удобного места. Контроль усвоения знаний происходит с помощью автоматических тестов и домашних заданий. Основная задача преподавателя при обучении в такой форме – это проверка заданий, отправление обратных связей и экзаменация студентов.
Преимущества асинхронного обучения
Удобный график для студента
Студент может проходить асинхронное обучение из удобного для него места и в удобное время – он сам составляет график своего обучения и проходит его в комфортном темпе. Обычно его ограничивает только дедлайн, который выставляет автор курса, чтобы студенты не откладывали обучение в долгий ящик.
Автоматизация процесса обучения
При использовании современной СДО и правильной ее настройке можно создать курс, который будет автоматически предоставлять обучение студентам при минимальном участии автора или преподавателя. Это удобно для предпринимателей, которые обучают на коммерческой основе, для государственных образовательных учреждений и для корпоративного обучения сотрудников.
Возможность мобильного обучения
При создании асинхронного курса на СДО, у которой есть мобильное приложение, студент получает возможность проходить обучение с телефона и планшета. Это делает курс более привлекательным, ведь так пользователь может учиться там, где ему удобно, например, по пути на работу или из кровати.
Недостатки асинхронного обучения
Отсутствие эмоционального контакта
Асинхронная форма обучения предполагает большое количество самостоятельной работы без общения с преподавателем. Это снижает мотивацию студента и качество обучения. Возможность получить обратную связь через онлайн-консультацию или ответы на вопросы в чате, которую дают хорошие СДО, снижает влияние этого минуса.
Техническая сложность запуска
Для того чтобы асинхронное обучение приносило студентам качественный результат, требуется тщательно проработать программу обучения и создать понятный, простой и последовательный курс. Заранее записать доступный материал для каждого урока, сформировать с помощью конструктора курсов отдельные уроки и практические задания для закрепления материала. СДО облегчает этот процесс, если в ней есть встроенный конструктор и она позволяет использовать разные виды материалов для урока.
Зависимость от СДО
Обучение в асинхронной форме можно запустить только при помощи СДО. Поэтому доступ студента к урокам зависит от стабильности и корректной работы системы. Чтобы уменьшить влияние этого минуса, в выборе СДО нужно опираться на стабильность работы, простоту интерфейса и хорошую техническую поддержку.
Для кого подходит асинхронное обучение
Удобный доступ, возможность построить личный график и низкая в сравнении с традиционным обучением цена делают асинхронную форму обучения очень популярной и востребованной. В то же время, если автор хорошо продумал программу обучения, материалы и уроки, такой курс может обучить практически чему угодно.
Ограничением для ниши обучения является необходимость в практике. Если для освоения навыка необходима работа под контролем наставника, обратные связи и индивидуальный подход, асинхронная форма обучения подходит плохо. Но развитие интерактивных тренажеров медленно, но верно отодвигает эту проблему в прошлое.
Лучший формат для асинхронного курса – это набор из уроков, построенных на принципах e-learning и микрообучения.
Смешанное обучение
Смешанное обучение (англ. blended learning) сочетает в себе элементы синхронной и асинхронной форм обучения. Часть уроков студент изучает самостоятельно и закрепляет знания с помощью автоматических тестов и тренажеров. Оставшуюся часть он проходит под руководством преподавателя, который помогает освоить тонкости предмета, корректирует ошибки и дает обратную связь.
Эта форма совмещает как позитивные стороны синхронного и асинхронного обучения, так и их недостатки. При этом если грамотно подойти к процессу создания курса и выбору СДО, на которой он будет базироваться, выходит использовать максимум плюсов, сталкиваясь с минимумом минусов.
Смешанное обучение позволяет автору создать эффективный курс на самый широкий спектр тем. Чтобы узнать подробнее о смешанной форме обучения, прочтите эту статью (статья про смешанное обучение).
Вывод
Дистанционное обучение можно построить в трех различных формах: синхронной, асинхронной и смешанной. Каждая из них обладает своими преимуществами и недостатками, поэтому нужно заранее обдумать, в какой форме вы будете предоставлять курс. От правильного выбора зависит эффективность вашего обучения, достижение целей студента и успех курса или онлайн-школы.
Вне зависимости от формы, которую вы выберите, использование СДО для предоставления обучения значительно облегчит вашу работу и сделает курс более привлекательным.
Смешиваем, но не взбалтываем: гид по внедрению смешанного обучения в школе
Незаменимый гид для школьных учителей по плавному и приятному внедрению дистанционных моделей обучения. Можно начинать прямо сегодня.
Технологии влияют на то, как мы преподаем, и на то, как учимся.
Технологии не заменят учителей. Но учителя, которые используют технологии, возможно, заменят тех, кто не использует.
С этим утверждением Рэя Клиффорда, которое приводит Кристин Мелони в статье «Интернет в классе», можно поспорить, но давайте остановимся и чуть подумаем. Сегодня мы имеем возможность использовать инструменты, способные существенно повлиять на наше представление об обучении вообще, помочь нам в реализации ФГОС: формировании универсальных учебных действий, развитии самостоятельности обучающихся, организации «фгосовского» урока.
Одна из многообещающих и наиболее новых образовательных моделей — смешанное обучение. Эта технология организации учебного процесса, сочетая в себе преимущества традиционного классного и дистанционного обучения, при условии соответствия определенным параметрам, позволяет выстроить индивидуальные траектории освоения учащимися учебного материала, развивать метапредметные и личностные универсальные учебные действия, обеспечивает постоянную активность обучающихся. В основе его лежат признанные в мировом педагогическом сообществе теории конструктивизма, социального конструктивизма и проблемного обучения.
Классно-урочная система в привычном для нас виде существует с XVII века, но и дистанционное обучение не ново. Калеб Филипс ещё в 1728 году, а Айзек Питман в 1840 году обучали желающих стенографии, используя почтовую связь.
В цифровую эпоху, по мнению специалистов, переход к модели, интегрирующей возможности традиционной и электронной форм обучения, кажется логичным: мы живём в «смешанном» мире, где значительная часть нашей деятельности проходит в виртуальной среде.
Используется смешанное обучение преимущественно на ступени высшего и среднего профессионального образования, в последнее время активно развивается в школе и детском саду. Много историй успешного внедрения собрано Институтом Клэйтона Кристенсена в США, и база данных «Вселенной смешанного обучения» продолжает пополняться. Россия также наращивает опыт использования данной технологии.
Так, вызвал интерес проект некоммерческого партнерства «Телешкола», которое в 2012-2013 учебном году провело эксперимент по внедрению смешанного обучения в нескольких школах Хакасии, Дагестана, Удмуртии и Челябинской области. На сайте «Открытый класс» функционируют сообщества учителей, посвящённые исследованию эффективности разных частных моделей в рамках смешанного обучения.
Смешанное обучение — это не новая упаковка для старой методической системы, это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.
Приступить к созданию курса в контексте смешанного обучения проще, если представлять, как могут выглядеть первые шаги при переходе на такую образовательную модель.
Шаг 1. Определите, для чего вам нужно смешанное обучение
Логика проста: если всё и так отлично, то зачем?
Безусловно, можно дать замечательный современный урок, имея только доску и мел. Но если вы считаете, что слишком много времени вынуждены уделять объяснению нового материала, а ваши ученики слишком пассивны, то наверняка задумывались, как изменить ситуацию.
Что в смешанном обучении и вправду новое?
Создаётся новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в поле множества возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Не удастся «отсидеться», каждый будет выслушан.
Читайте также :
Технологии дают ученику возможность выбирать время и место обучения. Темп, с одной стороны, регулируется учителем за счёт классных занятий, с другой стороны, дома учащиеся осваивают материал с удобной для них скоростью. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждый учащийся получает также возможность продемонстрировать понимание темы разными способами, в том числе, создав свой учебный объект в онлайн-среде.
И самое интересное: благодаря дистанционной части процесса обучения учитель получает возможность эффективнее использовать время урока. Будут ли ребята с преподавателем разбирать задания повышенной сложности, выполнять творческие работы, решать обучающие тесты, защищать проекты, вести дискуссии — решать учителю. В любом случае есть возможность сосредоточиться на практических навыках и наиболее важных моментах.
Смешанное обучение позволяет также частично снять трудности организации занятий с теми, кто вынужден пропускать школу по состоянию здоровья или по другим причинам, а также с теми, кто готовится к олимпиадам по предмету.
Пожалуй, лучший способ понять, как интеграция традиционных методов и новых технологий помогает сделать обучение продуктивнее, за счёт чего осуществляется индивидуализация, как обучающийся сам осуществляет контроль процесса, — это самим пройти курсы в формате смешанного обучения. Они, кстати, становятся обычной практикой в институтах повышения квалификации учителей.
Шаг 2. Приступая к конструированию программы, отталкивайтесь от планируемых результатов
Планировать результаты, определять универсальные учебные действия, формируемые у учащихся, и способы их оценивания должна группа учителей. Это соответствует посылу ФГОС — сообща проще определить межпредметные связи и запланировать шаги по реализации целей. Поэтому, прежде чем приступать к созданию рабочей программы, постарайтесь собрать группу единомышленников. Можно быть ярым сторонником какой-либо образовательной системы, но жизнь учит быть гибким и не бояться экспериментировать.
Вместе выберите класс/параллель. Начните с одного-двух предметов, с серии уроков.
Стоит приступать к созданию программы, ответив на следующие вопросы:
Выберите разделы или темы, которые могут, по вашему мнению, успешно изучаются дистанционно. Учебная единица обычно представляет собой информационный блок (лекционный материал в текстовом, аудио- или видеоформате, диалоговую симуляцию, презентацию), за которым следует интерактивное задание.
Важно сделать максимально интересным материал для самостоятельного овладения. Проблемное построение, использование загадки, истории — такие традиционные приемы работают и в электронной среде. Принципы геймификации тут тоже будут к месту. Можно, например, разработать систему званий для активно и качественно комментирующих работы одноклассников, награждать виртуальными значками за хорошие вопросы.
Определив, что будет изучаться в классе, а что в цифровой среде, решите, какая модель смешанного обучения будет наилучшим образом работать в вашем случае.
Наиболее активно в России используются «Модель смены рабочих зон/ротации станций» (в классе учащиеся попеременно работают с учителем, в малых группах и с электронным материалом), «Перевёрнутый класс» (дома изучают теорию, в классе организуется применение полученных знаний) и «Автономная группа» (одна группа занимается в онлайн-среде, вторая — в традиционном контексте).
Очевидные преимущества онлайн-тестов разных форматов — экономия времени учителя (отметки выставляются автоматически) и возможность учеников мгновенно получать результаты и обратную связь.
Можно регулярно отслеживать успеваемость, корректировать при необходимости образовательную траекторию учащегося, получать данные о востребованности материала.
Сформированность практических навыков может оцениваться как в классе, так и виртуально, благодаря заданиям, максимально приближенным к реальной жизненной ситуации, требующим от ученика применять знание не только в типичных, но и незнакомых ситуациях, решаемых в онлайн-среде. Пример подобного задания: изучите материал игры Ad Decoder и составьте своё рекламное объявление; предложите одноклассникам его раскодировать.
Очень важный момент: в смешанном обучении классная деятельность должна не дублироваться или дополняться онлайн-активностями, а заменяться ими. Иначе учебная нагрузка может оказаться непосильной. Это настоящий вызов учителю: как структурировать материал таким образом, чтобы обучение стало эффективнее?
Шаг 3. Создавайте как можно больше возможностей для общения
Рамочный характер ФГОС и гибкость системы смешанного обучения дают учителю достаточно свободы для экспериментов. т
Почему смешанное обучение заставляет педагогов завороженно следить за своим развитием и отмечать малейшие успехи? Потому что сложно представить, что ещё могло бы позволить столько внимания уделить каждому ребенку.
Как ни парадоксально, но использование технологий может увеличить количество времени на непосредственное взаимодействие участников образовательного процесса.
Общение учителя с учениками и учеников между собой осуществляется, как и общение людей в реальной жизни, двумя путями: личное общение во время аудиторных занятий и общение в интернете. Чаты, форумы, платформы вроде Edmodo, электронная почта — привычная и комфортная среда. Симон Львович Соловейчик в книге «Час ученичества» отмечает, что «человек заражается желанием учиться не прямо от учителя, а через класс», и очень важно, о чём говорят ребята между собой.
Смешанное обучение в любом виде даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Педагог заинтересован в том, чтобы дать как можно более подробную обратную связь, чтобы обучающийся понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию, занимается педагогическим дизайном.
Групповая работа может быть теперь организована и во внеаудиторном пространстве. В курсах на платформе FutureLearn, к примеру, сейчас активно разрабатывают методику организации эффективного взаимодействия в виртуальных группах. Все частные модели смешанного образования предполагают активную работу в группах, причём учитель может делить класс, имея чёткие представления об уровне освоения обучающимися материала.
Шаг 4. Решите, какие ресурсы вам подходят
Образовательный контент сейчас интенсивно переводится в цифровой формат, создаются новые приложения, электронные учебники — готовый материал легко включить в работу. Создавая свой, очевидно, следует обратить внимание на интуитивно понятное программное обеспечение.
Банк ресурсов, создаваемый учителями разных школ, педагогическими ассоциациями, может значительно облегчить работу в будущем. Вступите в сообщество, где есть возможность делиться с заинтересованными учителями опытом проведения исследований в цифровой среде и создания своих образовательных материалов нового формата.
Нет универсального рецепта организации дистанционной части смешанного обучения для всех школ. Стоит выяснить, какие ресурсы имеет школа. Если отсутствует СДО, удобно использовать сайт или бесплатные облачные сервисы.
Шаг 5. Познакомьте участников образовательного процесса с принципами смешанного обучения
Заручитесь поддержкой администрации. Могут потребоваться некоторые изменения в расписании для доступа в класс, оборудованный компьютерами в достаточном количестве.
Объясните обучающимся, что и как вы будете делать. Создание благоприятных условий для смешанного обучения может оказаться ключевым для его успеха.
Читайте также :
Следует дать представление о критериях, по которым будет оцениваться успешность выполнения заданий, указания о том, как действовать в случае пропуска занятий, отставания, ознакомить с расписанием некоторых активностей. Доступ к материалам должен быть простым, а инструкции ясными.
Время, проведённое в соцсетях, часто воспринимается как потеря времени. Другая точка зрения ещё только начинает формироваться. Между тем Мими Ито, эксперт в области использования молодежью цифровых средств, полагает, что социальные сети даже в том виде, в каком они существуют, могут считаться полезными. Здесь подростки проходят социализацию, учатся информационной безопасности, проходят неформальное обучение.
Задача родителей и педагогов — научить использовать технологии конструктивно, развивать информационную культуру.
Расскажите о плюсах внедряемой образовательной модели. Смешанное обучение повышает эффективность освоения материала за счёт вариативности средств представления информации, решает проблемы разноуровневости учащихся, то есть подходит как для одаренных учащихся, так и для испытывающих затруднения в обучении.
В России смешанное обучение пока переживает этап становления и развития (Фандей В. А.). Всё больше людей видит в нём образование будущего, позволяющее преодолеть типичные затруднения, с которыми педагоги сталкиваются в ходе аудиторных занятий.
Можно ностальгировать по миру без компьютеров, а можно учиться искать плюсы и точки роста. Может, в будущем школьнику не придётся просыпаться в 6 и проводить в школе 7-10 часов, а учебные задания он будет выполнять с радостью, поскольку всё зависит от него самого?
31 августа 2016, 15:00
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.