Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

5 ведущих вузов России, предоставляющих высшее сестринское образование дистанционно и очно

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

Сегодня в России не хватает минимум трех тысяч медсестер – об этом свидетельствуют данные на крупнейшем ресурсе вакансий. В Москве средняя заработная плата медсестры составляет от 40 000 до 50 000 рублей в городском стационаре, но некоторые частные клиники готовы платить представителям этой профессии от 100 000 рублей в месяц. Профессия медсестры – самая важная и нужная для женщины. Освойте эту профессию, и она пригодится в жизни! Для этого потребуется получить высшее сестринское образование с помощью дистанционной или очной формы образования.

Требования к получению высшего сестринского образования

Получение высшего сестринского образования на уровне бакалавриата открыто для выпускников средних профессиональных заведений. В медицинских колледжах студентам дают подготовку, необходимую для получения высшего образования.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россииВ России получить образование медсестры возможно на двух формах: очной и очно-заочной, а в НовГУ составляется программа даже для индивидуального дистанционного обучения

Сдача вступительных экзаменов осуществляется по следующим предметам: русский язык, химия, биология. На конкурсной основе в каждом вузе выстраивается градация претендентов на обучение за счет государственного бюджета.

По окончании четвертого курса выдается диплом в соответствии с выбранной специализацией: «медицинская сестра», «фельдшер», «акушер». Некоторые вузы позволят освоить специальность медсестры с квалификацией менеджера.

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Многопрофильное учебное заведение функционирует с 1993 года. Университет оказывает образовательные услуги по программам профессионального и дополнительного образования, профессионального обучения.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россииПри поступлении на дистанционную форму обучения студентам выдается доступ к программе, при помощи которой осуществляется общение с преподавателями и одногруппниками

На отделении «Лечебное дело» происходит обучение бакалавров по направлению «Сестринское дело», которые имеют продолжают обучение в магистратуре. Дистанционная форма образования основана на базе системы поддержки Moodle 2. Студенты изучают следующие дисциплины:

Каждый студент строит индивидуальный график сдачи заданий. Он не лишен возможности участвовать в конференциях в режиме реального времени. Таким образом происходит сдача экзаменов. Общение с группой в чате происходит раз в день, или 5 раз в неделю. В начале учебной неделе преподаватель отправляет задание на все учебные дни.

Стоимость обучения на дистанционной форме составляет 27 000 рублей в год; на очной форме обучения – 125 000 рублей в год. Лица, поступающие в университет на дистанционную форму обучения с целью получение второго высшего образования, с 1 сентября переводятся на индивидуальную форму с условием сокращения сроков обучения.

Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова

Учебное заведение признано одним из старейших в России, ведь впервые оно открыло свои двери для студентов в 1897 году! Факультет сестринского дела был открыт в 2000 году, и за 19 лет функционирования выпустил сотни специалистов. На базе вуза есть колледж, после окончания которого можно продолжить обучение по специальности «медицинская сестра» по программе бакалавриата в течение 4-х лет.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россииСтуденты со средним образованием по специальностям «Сестринское дело» могу претендовать на индивидуальную программу обучения с применением дистанционных технологий

Обучение проходит на бюджетной и внебюджетной форме. Абитуриенты имеют возможность углубленно изучить основные и профильные предметы и пройти несколько видов практик:

Итоговый экзамен к концу 4-го курса представляет собой выполнение научно-исследовательской работы по выбранной теме. По итогам успешной сдачи государственной аттестации студенту присваивается степень бакалавра и выдается диплом.

Стоимость обучения в 2018-2019 году составляет 170 400 рублей. Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет – 232. Для студентов, продолжающих обучение, стоимость контракта на последующих курсах снижается вдвое, что мотивирует их закончить вуз. Выпускники медицинского вуза обучаются в магистратуре, ординатуре, аспирантуре.

Тверской государственный медицинский университет

Ежегодно учебное заведение открывает двери для нескольких сотен абитуриентов, большой процент из которых выбирает высшее сестринское образование. Обучение сестринскому делу проходит на очной и очно-заочной форме, что позволяет студентам выбрать наиболее комфортный режим посещения вуза и сдачи контрольных точек.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россииПрием абитуриентов в университет осуществляется по результатам сдачи ЕГЭ и внутреннего тестирования

Для повышения шансов поступить в заведение за счет средств государственного бюджета для желающих проводится платное тестирования по экзаменационным предметам: русский язык, химия, биология. Все дисциплины в вузе классифицируются по трем направлениям:

Перечень дисциплин и точное расписания становятся доступными студенту сразу после поступления.

Итоговая государственная аттестация для обучающихся на 4-м курсе проходит в три этапа: практическая подготовка; аттестационное тестирование; итоговое собеседование. Под итоговым собеседованием подразумевается защита выпускной квалификационной работы, работу над которой студент ведет в течение последних семестров.

Стоимость образовательных услуг по специальности «сестринского дела» в 2018-2019 году составляет 113 590 рублей на очной форме обучения и 28 398 рублей на очно-заочной форме обучения. Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет – 248.

Первый Московский Государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Сеченовский университет заслуженно считается первым во всех отношениях. Именно он становится первым медицинским вузом, в который стремятся поступить абитуриенты Москвы и ближайших городов. Он является преемником первого медицинского факультета, который начал функционировать более 260 лет назад еще при императрице Елизавете Петровне.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россииПосле каждого года обучения студенты проходят учебную практику, по результатам которой переходят на следующий курс

В вузе функционируют три факультета: лечебный, педиатрический, медико-профилактический. На последнем осуществляется подготовка медицинских сестер, которые имеют возможность реализовать себя в выбранной деятельности с первых курсов обучения. На очной форме студенты осваивают как дисциплины общего направления, так и узконаправленные:

Студенты совмещают обучение с посещением кружков, участием в конференциях и круглых столах. По окончании обучения прохожиь защиту выпускной квалификационной работы (ВКР), которая подтверждает полученные знания по программе бакалавриата.

Стоимость обучения на 2018-2019 год для граждан РФ составит 200 000 рублей на первых двух курсах, 199 992 рублей на третьем, 77 300 рублей на четвертом курсе. Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет – 214. Студентам, взявшим академический отпуск, производится индивидуальный расчет.

Самарский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

В этом году Самарский университет отметит столетний юбилей – за это время вуз смог стать одним из самых авторитетных в России. На базе университета созданы научно-инновационные лаборатории и технопарк.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россииИтог обучения в вузе — сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы

В структуре вуза числится институт сестринского образования, который осуществляет подготовку медицинских сестер на уровне среднего, высшего и дополнительного профессионального образования. Большая часть образовательной программы представлена узконаправленными дисциплинами, необходимыми для освоения навыков медсестры:

Претенденты на обучение по специальности «сестринское дело» сдают вступительные экзамены и в соответствии с результатами поступают на бюджет или контракт. Абитуриенты могут приобрести пособие с перечнем вопросов для тестирования.

Стоимость обучения на 2018-2019 год составляет 90 110 рублей и к четвертому курсу снижается до 79 000 рублей. Средний балл ЕГЭ для поступления на бюджет – 201.

Особенности обучения на медсестру

В России, как и в других странах мира, по-прежнему делают ставку на очное образование, поскольку оно позволяет углубиться специальность и ежедневно практиковать полученные навыки. Обучение на очной форме необходимо в первую очередь студентам медицинских вузах, которые начинают профессиональную карьеру именно с вуза.

Получение образования на очной форме вырабатывает самодисциплину и позволяет студенту проводить ежедневную работу над совершенствованием личности. Следование требованиям университета, в число которых входит и посещение занятий по расписанию и прохождение учебной практики, вырабатывает у студента пунктуальность, настойчивость, терпеливость и другие качества.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россииОбразовательный процесс на очной форме обучения гарантирует студенту получение диплома государственного образца сразу по окончании бакалавриата

Защитив итоговую работу по направлению «сестринское дело», выпускник может устроиться в университете преподавателем; пойти на работу в любую государственную поликлинику или частную лабораторию, а пройдя дополнительные курсы косметолога – обосноваться в сфере косметологии.

Здравоохранение – востребованная рабочая отрасль, поэтому люди с высшим медицинским образованием всегда смогут найти себе подходящее место. Получение сестринского образования на очной форме обучения позволяет студентам практиковать полученные навыки и подготовиться ко вступлению в профессию. Рекомендуем также почитать сколько учиться на врача и в чем заключается специальность медико-профилактическое дело.

Источник

Можно ли получить медицинское образование дистанционно?

Можно ли получить медицинское образование дистанционно

Нет, учиться так или заочно в медуниверситете невозможно.

Существует ли дистанционная форма обучения

Теоретически реально обучаться удаленно по любой специальности. Но на практике это не так.

Почему очное образование в приоритете

В 1930-е годы в Советском Союзе существовало заочное обучение на медика. Быстро выяснилось, что это слишком затратно и проблемно. Уровень образования у медсестер, медбратьев и фельдшеров из деревень и сел был невысоким. Им недоставало квалификации, было трудно успевать даже по программе дневного отделения. Также не хватало учебников даже для студентов-очников. В 1934 г. упразднили заочную форму высшего образования в области медицины.

Для будущих врачей важна практика: общение с пациентами, их осмотр и уход за ними, посещение учреждений, работа с оборудованием и инструментами, расшифровка анализов и ассистирование докторам во время операций, наблюдение за работой специалистов. От профессионализма врача зависит жизнь человека. А без практики специалистом высокой квалификации стать не получится.

Нецелесообразно изучать строение человеческого тела только по анатомическим атласам. Нужно бывать в морге, проводить вскрытия. Рядом должен быть преподаватель, который всегда ответит на вопросы, даст консультацию и подскажет, как действовать. И так со всеми предметами.

Как получить образование

Чтобы поступить в ВУЗ на медика, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, химии и биологии. По каждому предмету нужно не менее 80 баллов. Некоторые университеты устраивают дополнительные вступительные испытания. Если абитуриент уже специалист и имеет диплом о среднем образовании в области медицины, он может поступить по результатам внутренних экзаменов ВУЗа.

Основное обучение длится 6 лет, еще 2 года учатся в ординатуре. Первые 3 курса по учебной программе изучают обязательные дисциплины: физиологию, латинский язык, анатомию, гистологию, паразитологию, психологию и биохимию. Есть и общеобразовательные предметы: история, философия, право и экономика. Следующие 3 курса после базы посвящены углубленным знаниям и практике. Студенты изучают пропедевтику, хирургию, общую гигиену, фармакологию, патофизиологию.

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

Особенно насыщенный 6 курс. Будущие доктора изучают онкологию, анестезиологию, гинекологию и урологию, внутренние и инфекционные заболевания, эндокринологию и прочие узкие дисциплины. Также появляется возможность работать фельдшером, медбратом или медсестрой во время обучения. В дальнейшем это будет преимуществом, когда выпускник подаст документы в ординатуру.

После 6 лет обучения выпускники должны пройти аккредитацию, чтобы подтвердить квалификацию. В ординатуру идут, чтобы получить образование по узкой специализации. Без нее разрешено вести врачебную практику в поликлинике, работая там педиатром или терапевтом.

В течение учебы студенты-медики регулярно проходят практики в действующих заведениях. Практики бывают учебными и производственными.

Так, обучение для будущего доктора в университете в удаленном формате невозможно. Профессия врача требует много практики, чего в заочной форме достичь нельзя. Студенты должны работать с пациентами, взаимодействовать с преподавателями и опытными врачами, практиковаться в медучреждениях, чтобы достичь необходимой квалификации.

Адрес поступления:

Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)

Телефон: 8 (800) 100 00 11

График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.

Источник

Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов DOI: 10.29188/2542-2413-2020-6-2-3-9

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

Современная ситуация, связанная с пандемией, вызванной вирусом COVID-19, заставила по-новому взглянуть на различные сферы жизни общества. Частным вопросом общей проблемы являются вопросы организации дистанционного образования студентов медицинских вузов.

Вследствие перехода на полностью электронное обучение за последние месяцы на порядок изменился объём материалов, преподаваемых дистанционно, кардинально ускорились процессы внедрения различных методов электронного обучения, и сами ранее известные цифровые технологии и их технические решения проходят проверку на адекватность их применения в условиях многократно возросшей аудитории, одномоментно обращающейся к этим ресурсам.

Целью исследования было изучение отношения студентов медицинского вуза к переходу на дистанционные формы образования на период пандемии.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Правовые основы применения дистанционных технологий в медицинском образовании

Развитие методов дистанционного образования (ДО) имеет свою историю как в мире, так и в нашей стране. В течение десятилетий существовали формы заочного образования, в которых использовались доступные формы коммуникаций (обычная почта, радио, телевидение) [1], что позволило сформировать общие методологические основы общения между студентами и преподавателями, находящимися на значительном расстоянии друг от друга. Однако современные формы ДО смогли получить развитие лишь после того, как появился Интернет, точнее – когда он стал доступным для различных образовательных организаций и отдельных пользователей.

В России датой официального старта дистанционного обучения считается 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, который дал старт эксперименту дистанционного обучения в сфере образования [2]. Требования к ДО в здравоохранении были сформулированы в Концепции применения телемедицинских технологий в Российской Федерации, утверждённой приказом Минздрава РФ и РАМН от 27.08.2001 г. №344/76 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий и плана её реализации», а также во «Временном положении по организации дистанционного положения квалификации медицинских кадров», утверждённом Минздравом России 18.12.2002 г. [3].

Современный этап дистанционного образования реализуется на основе Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьи 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [4].

Дистанционное обучение в медицине интенсивно развивается, в числе перспективных направлений рассматриваются его персонификация, сочетание теоретических разделов телелекций с интерактивными дистанционными мастер-классами, работой слушателей на интеллектуальных симуляторах, внедрение технологий объемной визуализации, формировании специальных дистанционных педагогических подходов для различных специализаций [5].

Применение цифровых технологий н различных этапах подготовки врачей имеет свои особенности, поскольку многие навыки и умения на современном уровне развития технологий не могут быть полноценно приобретены иначе, как на практических занятиях в традиционной, очной форме. Это, прежде всего, относится к освоению различных манипуляций, операций, исследований, приобретению опыта общения с пациентами, проведения обследования, ведению медицинской документации и т.д.

Опыт применения дистанционных образовательных технологий в медицинском вузе

Внедрение технологий дистанционного образования в Приволжском исследовательском медицинском университете Минздрава России (тогда – Нижегородской государственной медицинской академии) началось в 2002 г. и проходило в несколько этапов. На первом этапе по видеоконференцсвязи проводились избранные лекции профессорско-преподавательским составом для сельских больниц по ряду клинических дисциплин, а также трансляции научнопрактических видеоконференций из различных городов России для врачей и студентов [1].

В 2009 г. в вузе была создана новая организационная структура – Центр инновационных методов обучения, а в 2011 г. – Отдел информационных технологий и дистанционного образования Института непрерывного медицинского образования. Исходно приоритетное внимание уделялось развитию онлайн-компонента – мероприятиям, проводимым по видеоконференцсвязи. Впоследствии сеансы связи стали записываться с помощью типовых программных возможностей систем ВКС и серверов вебинаров. В результате получился совершенно самостоятельный образовательный продукт, называемый мультимедиа-лекцией – видео-аудио-последовательностью, записанной в ходе реальной лекции или студийно, чаще с использованием нескольких видеокамер, что позволяет оптимизировать потоки и представить процесс (например, хирургическую операцию) с нескольких точек. Если изначально эти технологии использовались, в основном, для дистанционного образования врачей, то за последние 2-3 года они активно применяются и при обучении студентов [1].

В самые первые годы XXI века был создан и затем неоднократно модернизировался официальный сайт университета, который всегда был ориентирован, прежде всего, на наиболее массового пользователя – студента, что определило выбор оптимальных форматов размещения информации: текст, гиперссылка на файл или интерактивный сервис. Изначально сайт включал общие ресурсы и WEB-страницы кафедр, на которых размещалась информация об учебной, научной, лечебной работе кафедры, и главное – учебно-методические материалы для студентов и справочная информация об организации учебного процесса. Постепенно сайт трансформировался в Портал (https://pimunn.ru), включающий общевузовские разделы и отдельные сайты дистанционного образования, научной библиотеки, издательства, студенческих объединений, научный портал, сайты научно-исследовательских и клинических подразделений, входящих в состав университета, и т.д. В свою очередь, портал является основой более широкого понятия – электронной образовательной среды ВУЗа.

Особое значение для обучения студентов имеет сайт дистанционного образования (СДО) – http://sdo.pimunn.net, на базе которого реализуется система сетевого обеспечения студентов материалами для самоподготовки, а также тестами промежуточного и итогового контроля знаний. СДО позволяет студентам и ординаторам работать с презентациями, видеолекциями в онлайн-режиме, проходить промежуточные и итоговые тестирования. Для этого необходимо всего лишь войти на сайт, используя личный логин и пароль, выбрать нужную кафедру и начать обучение.

Кафедры наполнили контент сайта записями видеолекций, вебинаров, презентаций учебных материалов, учебными пособиями и рекомендациями, тестовыми заданиями и ситуационными задачами, кейсами.

В марте 2020 г. как и все вузы России, университет в связи с пандемией полностью перешёл на дистанционный режим обучения [6], значительно возросла потребность в интерактивных формах обучения и контроля полученных знаний. В этой ситуации, как и в других нижегородских вузах, для организации виртуальных коммуникаций с обучающимися на начальном этапе был апробирован широкий спектр известных коммуникационных инструментов, насчитывающий, судя по информации на сайтах вузов, около 20 программных продуктов [7, 8].

При попытках использования некоторых из них были выявлены технические проблемы, в основном связанные с резко возросшим числом одновременно находящихся на сайте пользователей, поэтому в процессе работы происходили сбои. Это потребовало поиска технических решений, которые были найдены в кратчайшие сроки. Руководством вуза был оперативно проведено заседание Центрального методического совета по вопросам организации дистанционного преподавания и обмену опытом по его наиболее сложным элементам (решение студентом клинических задач с ограниченным количеством времени, постановка и обоснование диагноза, прием зачётов и экзаменов в дистанционном формате и др.), а по его итогам – дистанционная конференция с заведующими кафедрами, что позволило выработать единые подходы.

В настоящее время сайт позволяет в полной мере использовать возможности дистанционного обучения, обеспечить стопроцентную посещаемость, провести практические занятия, которые не имеют онлайн-формата, организовать проверку знаний.

Для расширения возможностей онлайн-обучения практически все кафедры университета начали использовать единую платформу для проведения лекций и вебинаров, а также приложения для организации видеосвязи и прямого общения между собой участников конференции с помощью микрофона, видеокамеры и чата.

Для чат-общения преподавателей со студентами в университете используются мессенджеры, позволяющие быстро обмениваться сообщениями, а также осуществлять бесплатные звонки через интернет. Универсальным средством связи служит электронная почта, позволяющая связаться с любым преподавателем, чей e-mail указан на официальном сайте ПИМУ (рис. 1).

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

Рис. 1. Основные средства дистанционного образования
Fig. 1. Fixed assets of distance education

Значительным расширением возможностей для студентов и преподавателей стало то, что целый ряд электронно-библиотечных систем открыли бесплатный доступ к полнотекстовым коллекциям для университета [9 – 11].

Для экономии времени при поиске электронного учебного издания по конкретной дисциплине сотрудники научной библиотеки ПИМУ подготовили «Виртуальную полку» с электронными версиями учебников для различных курсов, а также научными изданиями [12].

РЕЗУЛЬТАТЫ

В течение первых двух недель после перехода на дистанционное обучение было проведено анкетирование студентов с целью получения экспресс-оценки новой модели. Студентам предлагалось в произвольной форме изложить своё отношение к плюсам и минусам дистанционного образования, а также сформулировать свои предложения по совершенствованию этой системы. Исследование отражает первую реакцию на изменение условий обучения, оценочные суждения строились на основе двух-трёх полностью дистанционных курсов по различным дисциплинам, поэтому его результаты носят сугубо ориентировочный характер. Однако, именно по этой причине, на наш взгляд, оно представляет определённый интерес, поскольку проведено в период острой адаптации системы как со стороны студентов, так и преподавателей.

С учётом объективно сложившейся ситуации практически все студенты положительно оценили введение дистанционного образования, с пониманием отнеслись к тому, что в первые дни были возможны недочеты в системе, нуждающейся в дальнейшем совершенствовании.

Среди положительных черт ДО студенты наиболее часто отмечали экономию времени и денежных средств на переезды между корпусами и клиническими базами, комфортность обучения в привычной домашней обстановке и снижение уровня стресса, возникающего на занятиях в аудитории, возможность выбора оптимального темпа освоения материала, включая повторное обращение к сложным вопросам, копирование материала, доступность большего объёма информационных ресурсов, в т.ч. зарубежных, формирование самодисциплины и возможность планирования распорядка дня, изменение режима общения с преподавателем в учебное и внеучебное время, например, при подготовке научной работы (рис. 2).

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

Рис.2. Положительные стороны дистанционного образования по результатам анкетирования (в процентах)
Fig. 2. The positive aspects of distance education according to the results of the questionnaire (in percentage)

Отрицательные черты дистанционных форм обучения при их преимущественном или исключительном применении в медицинских вузах можно разделить на несколько групп. Прежде всего, сам переход на новую форму для некоторых студентов стал определённым стрессом. Во многих анкетах студенты справедливо отмечали, что в профессии врача необходимы практические навыки, такие как осмотр пациента, сбор анамнеза, проведение диагностических исследований, лечебных манипуляций и т.д., которые студент не может качественно освоить с помощью дистанционного образования, даже с использованием современных тренажёров. То же относится к приобретению будущими медиками навыков очного общения и физикального обследования пациентов.

Интересно, что некоторые минусы являлись следствием ранее отмеченных «плюсов». Так, по мнению студентов, значимым недостатком является нехватка живого общения с преподавателями и своими однокурсниками, умений учиться и работать в командах, более высокие требования к самодисциплине.

Из технических проблем отмечалась необходимость иметь компьютерное оборудование, выход в Интернет, определённый уровень компьютерной грамотности в отношении конкретных программных приложений, а также неспособность некоторых сайтов выдерживать нагрузку при большом числе посещений, сбои связи.

ДО требует более высокой коммуникационной культуры как со стороны студентов, так и преподавателей, более высокой самодисциплины.

В единичных анкетах отмечаются также отрицательное влияние на здоровья из-за увеличения времени пребывания у компьютера, а также дополнительные затраты на электроэнергию и оплату повышенного тарифа за выход в интернет (рис. 3).

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

Рис. 3. Отрицательные стороны дистанционного образования по результатам анкетирования (в процентах)
Fig. 3. Negative sides of distance education according to the results of the questionnaire (in percentage)

Предложения сводились в основном к разграничению очной и дистанционной части учебных программ по дисциплинам, доработке интерфейса сайта и системы его навигации, разумному ограничению числа программ и приложений, используемых в учебном процессе, разработке удобных для студентов инструментов, которые бы формировали расписание занятий и сдачи заданий, увеличению доли видеолекций, наглядности презентаций, расширению возможностей интерактивного общения (рис. 4).

Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Смотреть картинку Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Картинка про Дистанционное обучение в медицинских вузах россии. Фото Дистанционное обучение в медицинских вузах россии

Рис. 4. Основные предложения по совершенствованию системы дистанционного образования по результатам анкетирования студентов (в процентах)
Fig. 4. The main proposals for improving the distance education system based on the results of the questionnaire survey of students (in percent)

ВЫВОДЫ

В условиях пандемии значительно возросла роль дистанционных образовательных технологий, в том числе при обучении студентов медицинских вузов.

Предшествующий опыт дистанционного образования позволил оперативно разработать новую модель организации учебного процесса.

В то же время существующий уровень цифровых технологий не позволяет в полной мере восполнить возможности очного обучения будущих врачей, особенно в части формирования профессиональных практических навыков.

Результаты анкетирования студентов, проведённого в начальном периоде перехода на дистанционное обучение, позволили ориентировочно выяснить их отношение к телеобразовательным технологиям и получить предложения, которые могут быть использованы при совершенствовании электронной образовательной среды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *