Дистанционное обучение в православной школе
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 23-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве
Временное управление Андреевским ставропигиальным монастырем поручено митрополиту Каширскому Феогносту
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с трагедией на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Сената Парламента Республики Казахстан М.С. Ашимбаевым
Святейший Патриарх Кирилл встретился с губернатором Тверской области И.М. Руденей
Архив
Дистанционное обучение может быть только вспомогательным
В марте 2020 года из-за коронавирусной эпидемии школы перешли в режим дистанционного обучения. То же сделали и православные школы. В мае учебный год закончился, последние уроки прошли в минувшую пятницу, 22 мая.
В апреле-мае информационно-аналитическая служба Синодального отдела религиозного образования и катехизации попросила православные школы рассказать, как они организовали дистанционное обучение. В результате на портале «Православное образование» было опубликованы следующие материалы:
Администрация школ поделилась тем, как получилось организовать дистанционный учебный процесс, насколько выросла нагрузка на учителей, какова техническая оснащенность школ, какими приложениями пользовались учителя и ученики и какие проблемы возникли. Итог дистанционного обучения в школах — в этом материале. Статья представляет собой обобщенный материал по деятельности шести школ в условиях карантина и самоизоляции.
Техническая оснащенность и электронные ресурсы
Чтобы организовать процесс, понадобились совместные усилия учителей, учеников и их родителей. Готовились рабочие места учителей и учеников. Многим не хватало технического обеспечения. Например, в Ховринской гимназии «Лампада» пришлось закупить для учителей и учеников несколько веб-камер, предоставить ноутбуки.
Сложности возникли с выбором электронных мессенджеров, образовательных платформ и курсов. Так, Московская электронная школа подвисала, в WhatsApp нельзя созвониться с большим количеством абонентов.
Возникли проблемы даже с Zoom, хотя программа сейчас очень востребована. Некоторые родители просили отказаться от нее, поскольку система открыта и данные могут попасть в общий доступ. Учителя тоже остались недовольны. Отмечали, что платформа подвисает, а главное — что стоит лимит на 40 минут, после которого урок прекращается.
Среди выбранных школами программ и ресурсов:
Новые технологии на занятиях
Школы выработали новое расписание для учащихся, в соответствии с СанПиН. В некоторых школах научились проводить онлайн-зарядки, уроки хореографии. Показательны уроки ритмики в Православной классической гимназии во имя преподобного Варлаама Серпуховского. Учитель проводил урок, дети его просматривали урок. Затем они разучивали движения дома, снимали на видео и отправляли учителю. В результате дети записывали целые танцы.
Варницкая гимназия активно использовала Google Documents и Google Forms для работы на уроках. В гугл-документе удобно делать письменные задания: там учитель и ученик видят один документ, в реальном времени они вместе могут писать и исправлять. В гугл-формах преподаватели гимназии делали тесты.
Православная гимназия прп. Варлаама организовала совместные утренние молитвы. Каждый записал, как он читает правило, потом все дорожки свели в одну. Получился хор детей, читающих молитвенное правило.
Пытаясь убедиться в том, что ученики по ту сторону экрана слушают учителя, некоторые преподаватели выбрали стратегию личного контакта с учеником. Во время урока учитель общался по очереди с каждым учеником, проверял его знания. Так Православный центр свт. Николая чудотворца провел даже несколько экзаменов. Учитель задавал ученику вопрос, тот без подготовки, смотря в веб-камеру, отвечал.
Учителям приходилось готовиться дольше
Многократно возросла нагрузка на учителей. После онлайн-уроков учителям приходилось проверять домашние задания учеников, которые те присылали в документах на электронную почту. Они их выверяли, исправляли ошибки и отправляли по почте обратно ученикам вместе с новыми заданиями. Помимо этого, учителя консультировали родителей, по их просьбам работали с отстающими учениками индивидуально.
Из-за отсутствия прямого контакта учителя были вынуждены готовиться дольше к дистанционному уроку, чем к обычному. В школе достаточно было учебника, тетрадей, иногда презентации или карты. На дистанционный урок учитель вынужден готовить все это в электронном виде. По вечерам, после окончания занятий и проверки работ, в свободное время учителя создавали презентации для видеоуроков и готовили пособия на следующий день.
Не всегда у учителя была техническая возможность проводить онлайн-уроки. У преподавателя иностранного языка в Ховринской гимназии не было на даче интернета, ей приходилось выезжать на машине к сотовой вышке и работать в автомобиле по несколько часов. Одно из условий организации онлайн-обучения — это хороший интернет, и от школ его наличие не зависит.
Плюсы от дистанционного формата для учителей — многие из них действительно стали осваивать технологии. Многие открыли для себя новые учебные ресурсы и площадки, а также поняли, что электронный формат обучения может стать подспорьем в работе с детьми. Так, например, в православной общеобразовательной школе «Звонница» выразили желание повысить квалификацию педагогов в дистанционной работе и улучшить технические возможности школы.
Дома заниматься труднее
Родителям и детям тоже было сложно. В многодетных семьях компьютер один, школьников несколько, уроки в одно время. Выкручивались как могли. Учителя шли навстречу: например, как-то подстраивали график, чтобы рассказать тему и пообщаться со всеми.
Детям дома труднее сосредоточиться. Присутствует соблазн отойти с урока, отключить камеру, заниматься своим делом, сослаться на некачественный звук или видео и отключиться. Дети нуждаются в живом обучении и не воспринимают серьезно дистанционный формат.
Родители хотят, чтобы очное обучение возобновилось, отмечают, что и дети хотят пойти в школу. Хотя поначалу кому-то из детей и родителей новый формат был интересен. Прошло две недели дистанционного обучения, и интерес сменился ожиданиями, когда же вновь откроют школы.
Лучше очно
Подводя итог — родители, дети и учителя устали от дистанционного формата. По отзывам, ничто не может заменить живое общение. Несмотря на развитие средств связи, все-таки по-настоящему пообщаться с человеком, передать и получить информацию — а ней входят не только слова, но и мимика, жесты, взгляд — можно только в живом общении. Невозможно дистанционно оценить уровень знаний учащихся.
Дистанционное обучение допустимо как вспомогательное — когда не получается провести урок очно. Использование электронных ресурсов в качестве дополнения к программе поможет в развитии образовательного пространства школы.
Но учитель передает ученикам не только сухую информацию о предмете. Для детей он человек, который вместе с родителями ведет ребенка во взрослую жизнь. А для такой задачи недостаточно просто рассказать — нужно еще показывать собственным примером.
Дистанционное обучение
Православный Интернет-курс. Начало обучения два раза в год: с сентября и с февраля.
Православный Интернет-Курс был разработан сотрудниками Патриаршего Центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом мужском монастыре г. Москвы Русской Православной Церкви, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, успешно прошел экспертизу Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
Обучение позволяет вникнуть в веру и жизнь Православной Церкви. Подходит для тех кто хотел бы получить целостную картину что же такое православное христианство или систематизировать опыт и знания от многолетнего посещения Церкви. Позволяет выбрать из всей предлагаемой на книжных прилавках и в Интернете литературы именно то, что действительно нужно сейчас, понять какие темы самые важные, разобраться в каком порядке что изучать.
Обучение на ПИК длится 4 месяца, требует от нескольких часов в неделю на изучение материалов Темы, выполнения заданий, а так же раздумий и душевных усилий. Не требует высокоскоростного интернета или обязательной оплаты.
Более подробно о ПИК Вы можете прочитать в разделе Коротко о главном.
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
12 комментариев
Здравствуйте, хотела бы пройти обучение.
Здравствуйте! хочу записаться для обучения начинающих церковную жизнь,хотела бы узнать основы православия.хожу в Храм но не знаю,как там вести себя,пройти курсы и научиться Спасибо!.
Здравствуйте. Очень бы хотела пройти дистанционное обучение о учении православной церкви, о основах Библии и духовной жизни
Воскресным школам даны рекомендации по организации дистанционного обучения
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Данные рекомендации описывают варианты дистанционного обучения в период повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавируса, сообщает сайт Синодального отдела.
В частности, отмечается, что в установленный период «на тех приходах, где есть кадровая и техническая возможность, рекомендуется организовать просветительскую деятельность со взрослыми и детьми в дистанционной форме».
Подчеркивается, что переход на дистанционный формат обучения «не связан с необходимостью «уложиться в программу» или «выдать определенный объем знаний», а связан с «потребностью сохранить и поддержать доверительный, личный контакт приходского педагога с детьми и катехизатора с наставляемыми взрослыми».
В рекомендациях дана примерная модель реализации дистанционной формы приходского просвещения детей и взрослых, а также предложено использовать для этого (при возможности) формат вебинаров (видеоконференций) на удобной онлайн-платформе (например, Skype, Zoom или др.) через Интернет. При этом объяснены особенности Skype и Zoom как образовательных платформ.
Особенно отмечено, что «недопустимой является дистанционная работа с детьми в формате школьного обучения: «выдача задания для самостоятельной работы – оценка выполнения задания педагогом».
В качестве примеров, авторы рекомендаций указали на возможность взаимодействия «в формате «семейных марафонов» с творческими и интеллектуальными заданиями, онлайн-консультированием, коллективным обсуждением, виртуальными дискуссиями, чат-общением; в формате ведения дневников и последующего их онлайн-обсуждения (например, «Дневники Великого поста» Алексея Ширикова) и т.д.»
Православное дистанционное образование для мирян
Православное дистанционное образование для мирян— систематическое долгосрочное и краткосрочное обучение по специальным программам, разработанным преподавателями православных духовных учебных заведений.
Первые дистанционные образовательные программы для мирян были созданы в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. ПСТГУ разработал краткосрочную односеместровую катехизаторскую программу «Основы Православия» и долгосрочную образовательную программу богословской подготовки «Теология», рассчитанную на несколько лет обучения, которая успешно реализуется полностью дистанционно (учащиеся приезжают в университет только для прохождения итоговой аттестации).
Институт дистанционного образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
http://orthodox.education/
Программы повышения квалификации:
Оказание ситуационной помощи маломобильным группам населения
Программы профессиональной переподготовки:
При дистанционном обучении в ПСТГУ применяются такие инструменты, как вебинары, wiki-документы, блоги, взаимная оценка учащихся и другие.
Среди образовательных проектов богословского образования для мирян следует также назвать дистанционное отделение Высших богословских курсов Московской духовной академии и Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы (Киев).
Предлагаемые образовательные программы Высших богословских курсов МДА — несколько краткосрочных курсов из разных областей и разного уровня.
Кратко о самом важном (10 дней):
Подготовительный курс «Основы Православия» (72 аудиторных часа) – Сертификат МДА;
Глубоко и подробно (2 раза в год по 10 дней — 3,5 года):
Богословие, психология и педагогика (538 аудиторных часов) –
Диплом МДА общецерковного образца — направление подготовки «Православное богословие/Теология». Квалификация — церковный специалист;
Педагогическая профессиональная переподготовка по направлению «Педагогическая деятельность в сфере образования» (454 аудиторных часа):
квалификация — учитель основ религиозной культуры и светской этики и основ духовно-нравственной культуры народов России» –
Диплом МПГУ по указанному направлению с правом преподавания;
Повышение квалификации для желающих преподавать Православную культуру в школе (10 дней):
Направление: «Основы духовно-нравственной культуры» (72 аудиторных часа) – Сертификат МДА и Удостоверение МПГУ.
Самостоятельно можно освоить дистанционный курс по Основам Православия на сайте http://distant.kursmpda.ru
Слушатели возмещают затраты на организацию процесса обучения.
Высшие Свято-Владимирские православные богословские курсы http://www.bogoslovie.pro/ предлагают образовательную программу, состоящую из более чем 20 академических дисциплин, которые преподаются специалистами богословских и светских учебных заведений. Обучаться на курсах могут «лица православного исповедания с 15 лет (независимо от их социального статуса, места жительства и гражданства)». Отделение дистанционного обучения проводит обучение в режиме on-line (с доступом 24 часа в сутки, 7 дней в неделю) посредством сети Интернет. Свидетельство об окончании курсов выдается через 3 года.
Отдельного внимания заслуживают курсы при Патриаршем центре духовного развития детей и молодежи (http://pravkurs.ru) (Православные интернет-курсы, ПИК). Этот проект основой всей деятельности видит общение тех, кто уже приобрел определенный опыт церковной жизни с теми, кто только подошел к порогу Церкви. Содержательная сторона обучения является вторичной по отношению к этой главной задаче. ПИК представляет собой курсы базового уровня, ориентированные не на систематическое богословское образование, а на миссионерско-катехизаторскую деятельность. Отличительная черта ПИКа — ориентация на вполне определенную аудиторию и подобающая проработка образовательной концепции.
Обучение на ПИК длится 4 месяца и не требует обязательной оплаты. https://azbyka.ru/pravkurs/
Документ о высшем духовном образовании в объеме программы духовной семинарии можно получить, обучаясь дистанционно в течение шести лет на Богословско-миссионерском факультете Алматинской духовной семинарии http://otdelro.kz/blog/bmf/vecherneeobrazovanie/distantsionnoeobuchenie/.
Студентами отделения Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета могут быть лица православного вероисповедания в возрасте от 18 до 60 лет, прошедшие собеседование.
Два года – для желающих получить базовые знания о Православии (с вручением сертификата).
Четыре года – для людей, окончивших базовый курс и имеющих своей целью получение углубленных знаний с последующим их применением в миссионерской деятельности (с вручением диплома).
Обучение ведется дистанционным методом через Интернет, без выезда в учебное заведение.
По окончании начального и полного курса предусмотрена выездная экзаменационная сессия.
Успешно окончившие отделение Дистанционного обучения Богословско-Миссионерского факультета смогут стать катихизаторами, миссионерами, преподавателями Закона Божия, церковнославянского языка, догматического богословия, церковно-исторических дисциплин в воскресных школах и на богословских курсах при Православных приходах.
Дистанционное обучение доносит богословские знания в любую точку земного шара
|
Проректор Свято-Тихоновского университета по учебной работе священник Геннадий Егоров рассказал о том, как новое программное обеспечение помогает развитию православного интернет-образования, которое в последнее время становится все более популярным.
Корреспондент: Отец Геннадий, позвольте Вас поздравить с запуском новой платформы системы дистанционного обучения!
Священник Геннадий Егоров: Поздравления надо направлять, прежде всего, не мне, но всем преподавателям и сотрудникам факультета Дополнительного образования, преподавателям других факультетов нашего университета, которые специально под новую систему переработали свои образовательные программы, а также компанию-разработчика новой платформы, ГиперМетод IBS.
— В чем преимущества новой системы дистанционного обучения?
— Нельзя сказать, что система стала принципиально новой, ведь образовательные программы на базе СДО мы ведем с 2004 года. Полученный за прошедшие годы опыт однозначно свидетельствует, что главным фактором обеспечения качества дистанционного образования является высокая квалификация преподавательского состава и грамотная методическая работа. Однако хорошо продуманная и грамотно сделанная платформа существенно облегчает преподавателям реализацию своих методических навыков, а также позволяет учащимся более эффективно использовать современные технологии для достижения отличных результатов. Поэтому внедрение в текущем учебном году платформы eLearning Server 4G для нас – знаковое событие.
— Какие образовательные программы доступны желающим учиться посредством сети Интернет?
— Самые разные! Это и рассчитанная на несколько лет программа профессиональной переподготовки «Теология», предназначенная для людей, уже имеющих высшее образование, и полугодовая программа повышения квалификации «Основы православия», которая пользуется повышенной популярностью среди учителей, собирающихся вести в школах предмет Основы православной культуры. Также у нас доступен целый ряд курсов по отдельным богословским и смежным гуманитарным дисциплинам.
— Есть ли в настоящее время возможность получить полное высшее образование через интернет?
— Пока такой возможности нет, но, поскольку, с подобным вопросом к нам обращаются все чаще и чаще, мы поставили перед собой откликнуться на просьбы людей. Введенное в этом году программное обеспечение как раз поможет решить эту задачу. Под руководством заместителя декана факультета Дополнительного образования Оксаны Николаевны Шевченко по специальной программе, направленной на овладение новой системой начала проходить обучение первая группа преподавателей Миссионерского факультета. Впоследствии такую же подготовку пройдут и представители других факультетов ПСТГУ, в первую очередь Богословского. Также в наших планах наладить тесное сотрудничество с факультетом Прикладной математики и информатики. Как только преподаватели, ранее не имевшие опыта работы на факультете Дополнительного образования освоят современные технологии интернет-обучения наравне с теми, кто ведет занятия с их применением в течение уже восьми лет, все желающие смогут поступить к нам на программы полного высшего образования.
— Какие курсы помимо богословских уже можно изучать через интернет?
— У нас налажено сотрудничество с кафедрой социальной работы Миссионерского факультета. Сейчас на приходах, в благочиниях, епархиях активно развивается церковное социальное служение. В храмы стали обращаться за помощью, сами прихожане организуют различные благотворительные акции, программы, многие из них стали осознавать, что необходимо повышать свой профессиональный уровень. У кафедры социальной работы уже был за плечами собственный опыт подготовки приходских социальных работников через интернет, т.к. уже несколько лет проводятся совместные курсы, вебинары ПСТГУ и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению под руководством епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона.
— Есть какие-либо причины, которые способствуют развитию интернет-обучения именно в этой области?
— Заведующая кафедрой Татьяна Валерьевна Зальцаман неоднократно говорила мне о тех особых преимуществах, которые дает социальным работникам именно дистанционное образование. Так, в частности, есть возможность более гибко и дифференцированно подходить формированию учебных групп, что нельзя сделать в рамках традиционного образовательного процесса: например, сформировать группу из прихожан одного прихода или социальных работников, занимающихся решением одной и той же проблемы, но в разных регионах, или собрать на семинары только руководителей социальных отделов, чтобы обсудить с ними проблемы управления и администрирования социальных проектов. Также одна из сложностей традиционного образования в области социальной работы – это необходимость рассказывать студентам о региональной специфике проявления социальных проблем и путях их преодолениях, удачных практиках в тех или иных городах или селах. Однако не всегда московские преподаватели знают эту специфику, разница между московской и региональной практикой бывает очень значительной. Это противоречие практически не разрешимо в традиционной системе образования, так как не всегда можно пригласить преподавателя из другого региона для преподавания целого курса, но легко разрешается в рамках дистанционного обучения
— Как Вы относитесь к системе дистанционного обучения, которая разрабатывается Учебным комитетом Русской Православной Церкви?